/I> Примирение в жизни
есть плод другого древа эдемского, его надобно было заслужить Адаму в кровавом
поте, в тяжких трудах - и он заслужил его. Но
именно - принадлежит будущему. Мы можем предузнавать будущее, потому что мы -
посылки, на которых оснуется его cиллогизм, - но только общим, отвлеченным
образом. Когда настанет время, молния событий раздерет тучи, сожжет
препятствия, и будущее, как Паллада, родится в полном вооружении. Но вера в
будущее - наше благороднейшее право, наше неотъемлемое благо; веруя в него, мы
полны любви к настоящему.
И эта вера в будущее спасет нас в тяжкие минуты от отчаяния; и эта любовь к
настоящему будет жива благими деяниями.
1. Погубящий свою душу найдет ее. - Из Евангелия от
Матфея, гл. 10, 39.
2. Вера без дел мертва. - Из "Соборного послания"
апостола Иакова, гл. 2, 17, 20.
3. ...они составляют македонскую фалангу... - В
древней Греции особый боевой порядок тяжеловооруженной пехоты.
4. Стоило ли испытывать Авраама, если б ему ничего не
стоило убить Исаака? - По библейскойлегенде, бог, испытывая Авраама,
повелел ему принести в жертву его сына Исаака.
5. Прострадать феноменологию духа... - т. е. пережить
поиски знания, истины. Термин употреблен здесь Герценом в связи с
произведением Гегеля "Феноменология духа", излагавшим идеалистическую теорию
развития сознания. Герцен высоко ценил эту работу Гегеля.
6. ...писанные огненными буквами Даниила... - По
библейской легенде, пророк Даниил разъяснил вавилонскому царю Валтасару
начертанные огненными буквами на стене дворца слова, предсказывавшие гибель
Вавилона.
7. ...е nuovi tormenti... - Из "Божественной комедии"
Данте ("Ад", песнь шестая).
8. Ренегатство Шеллинга... - Имеется в виду приход
Шеллинга к реакционной "Философии откровения".
9. ...матери, к которым ходил Фауст. - В "Фаусте" Гёте
"матери" - таинственные богини, творящие первообразы всего сущего. Фауст
отправляется в мир, где царят "матери", чтобы извлечь бесплотные тени Елены и
Париса (ч. II, действие 1).
10. "Warum bin ich verganglich..." - Из
цикла эпиграмм Гёте "Четыре времени года" (1796).
11. Помнится, в "Истории философии". - См. Гегель
"Лекции по истории философии". Введение в историю философии. (Сочинения, т.
IX, М., 1932, стр. 28).
12. ..."вакхическое опьянение..." - Цитата из
"Феноменологии духа" Гегеля (Предисловие).
13. Лессинг назвал развитие человечества воспита" нием...
- Мысль эта проведена Лессингом в его работе "Воспитание человеческого
рода" (1780).
14. ...его перехватывающей личности. - Этим термином
Герцен вслед за Гегелем обозначает способность духа переступать в своем
развитии им же самим поставленные границы.