чевидностью свидетельствуют о мощной энергии творческой мысли зрелого
Грибоедова и о смелости его творческих исканий.
Эти трагедийные замыслы говорят о том, что тема народа, его жизнь в
прошлом, его настоящее положение и его будущая судьба, как и вопрос о роли
народных масс в историческом процессе, - явно выдвигаются на первый план и в
сознании и в творчестве Грибоедова. Его особенно интересуют теперь судьбы
народов и государств, социальная героика, самодеятельная сила народа - ив
связи с этим решение собственно художественных задач изображения народной
жизни, народных движений и создания героического характера.
В частности, совершенно замечателен по идейной глубине и
содержательности замысел народно-героической драмы об Отечественной войне
1812 года. Здесь Грибоедов хотел запечатлеть "народные черты" Отечественной
войны (говоря его словами) и показать ее величайшее значение в жизни
русского народа. В основе драмы должна была лежать богатая идея пробуждения
патриотического и гражданского самосознания народа в обстановке серьезнейших
испытаний, выпавших на его долю. Замыслы "1812 года" и "Грузинской ночи"
неопровержимо удостоверяют в том, что и после поражения декабристов
Грибоедов остался на прежних идеологических позициях, остался
бескомпромиссно верен своим антикрепостническим убеждениям.
Литературное наследие Грибоедова (дошедшее до нас, очевидно, далеко не
в полном объеме) не исчерпывается художественными произведениями.
Значительный интерес представляет его очерковая и критическая проза. Так,
например, уже упоминавшийся небольшой очерк "Загородная поездка" содержит в
себе чрезвычайно глубокие мысли о народе, а нашумевшая в свое время остро
полемическая статья "О разборе вольного перевода Бюргеровой баллады
"Ленора"" является одной из самых ярких художественных деклараций
зарождавшейся во второй половине 1810-х годов декабристской литературы.
Путевые записки Грибоедова, несмотря на их фрагментарность и лапидарность,
рекомендуют его как пытливого исследователя - историка, этнографа,
лингвиста. Наряду с другими заметками Грибоедова, они показывают широту его
интеллектуальных интересов, свидетельствуют об его весьма основательной
учености.
В целом очерки, статьи и заметки Грибоедова помогают составить более
точное представление об этом замечательном человеке, поражавшем
современников блеском ума и таланта и оригинальностью характера. В
частности, некоторые материалы собрания сочинений Грибоедова освещают
практическую сторону его общественной деятельности. Он не был человеком
отвлеченного мышления и кабинетного образа жизни, но всегда хотел применить
свои способности, знания и творческую энергию к живому и общеполезному делу
в интересах общественных, государственных, национальных. "Записка о лучших
способах вновь построить город Тифлис" - только одно из многих подобного
рода вмешательств Грибоедова в общественно-народную жизнь Закавказья.
Известно, например, что по его инициативе или при его участии в Грузии были
учреждены уездные училища, школа восточных языков, газета, коммерческий блик
и т. д.
Главное место среди практических начинаний Грибоедова занимал проект
учреждения Российской Закавказской компании, которому он отдал много энергии
в последний год жизни. В проекте этом нашли достаточно отчетливое выражение
новые антифеодальные тенденции экономической мысли, и тем самым он имел
объективно-прогрессивное значение, несмотря на некоторые отразившиеся в нем
реакционные пережитки. Проект отвечал экономическим интересам как России,
так и народов Закавказья, поскольку в основе его лежала идея свободного и
всестороннего развития производительных сил Закавказья, косневших в
бездействии в условиях устаревшего феодально-крепостнического хозяйственного
уклада. Осуществление проекта должно было бы содействовать подъему не только
хозяйственной, но и культурной жизни в Закавказье. Эта просветительская
установка особо подчеркнута в проекте: авторы его утверждали, что учреждение
компании "просветит край", "сблизит и соединит узами нравственными разные
закавказские народы" и приведет к "общему благу".
В высшей степени интересный и ценный раздел литературного наследия
Грибоедова составляют его письма. Подобно Пушкину, он был большим мастером
эпистолярного жанра, и письма его служат не только важным источником для его
общественно-литературной и личной биографии, но имеют также и собственно
литературное значение. Они изобилуют живыми сценами и меткими "портретными"
характеристиками, написаны превосходным красочным и гибким языком, в
котором, конечно, запечатлены индивидуальные особенности речевой манеры
Грибоедова.
В письмах Грибоедова развертывается искренняя повесть его нелегкой и
сложной жизни, раскрывается его богатый внутренний, душевный мир. Из писем
последних лет видно, как трудно пришлось Грибоедову после поражения
декабристов, в условиях победившей реакции, в гнетущей атмосфере
общественного и политического быта николаевской эпохи. "Мученье быть
пламенным мечтателем в краю вечных снегов" - такое признание вырвалось у
него однажды.
Он вынужден был служить тому миру, который не вызывал у него никаких
чувств, кроме презрения и ненависти. В этом мире задавали тон люди
совершенно иной психологии, иного поведения" Грибоедову среди них было явно
не по себе, но приходилось поддерживать с ними деловые, а с иными из них и
личные отношения. У него были и настоящие, задушевные друзья, вроде Степана
Бегичева, Жандра, Кюхельбекера, А. И. Одоевского, и такие "приятели",
отношения с которыми носили бытовой или служебный, но в том и ином случае
внеидеологический характер. {К числу последних принадлежал, в частности,
Булгарин. При жизни Грибоедова общественная репутация Булгарина еще не
прояснилась в полной мере; он тогда еще не выявил всей своей подлости и
политической продажности (до 14 декабря он играл роль либерала и вращался в
передовых общественно-литературных кругах, был вхож к Рылееву). Для
Грибоедова Булгарин (относившийся к нему с подобострастным обожанием) был
человеком нужным и полезным: он хлопотал об его делах, быстро и аккуратно
выполнял его поручения. Письма Грибоедова к Булгарину, представляющие собою
важный источник для биографии автора "Горя от ума", свидетельствуют о том,
что связь корреспондентов носила по преимуществу деловой характер.}
Царизм, заставив гениального поэта и выдающегося дипломата стать
чиновником по ведомству иностранных дел, платил ему лишь презрительным
равнодушием, полицейской слежкой, "политической ссылкой" (как сам Грибоедов
назвал свое последнее назначение в Персию). "Горе от ума" оставалось
ненапечатанным и не было пропущено на сцену. Все смелые и обширные
"воображения и замыслы", увлекавшие Грибоедова, терпели крушение в
обстановке бюрократической рутины. Пушкин, считавший Грибоедова "человеком
необыкновенным", "одним из самых умных людей России", имел все основания
сказать о нем: "Способности человека государственного оставались без
употребления; талант поэта был не признан" ("Путешествие в Арзрум").
Интимные письма Грибоедова последних лет полны грустных размышлений и
мрачных предчувствий. Он жадно мечтал оставить службу и целиком отдаться
творческой деятельности. Но его вынуждали служить, отправили в "политическую
ссылку", в далекое восточное захолустье, где он трагически погиб в расцвете
сил, пав жертвой политических интриг и провокаций.
* * *
Грибоедов погиб, не успев претворить в жизнь свои многочисленные и
смелые замыслы. Но Пушкин в ответ на замечание о безвременной гибели
Грибоедова сказал: "Грибоедов сделал свое: он уже написал "Горе от ума"". В
этих словах Пушкина - признание великой исторической заслуги Грибоедова.
За свою долгую и славную жизнь "Горе от ума" не потеряло ни
сатирической силы, ни художественного очарования, ни редкой
притягательности. Народная любовь к комедии не угасала, живой интерес к ней
не притуплялся, значение ее в ходе дальнейшего развития русской мысли и
культуры не умалялось.
Декабристы восторженно приняли и приветствовали комедию. Ею
зачитывались в кружке молодого Белинского. Герцен и Огарев знали ее
наизусть. Чернышевский называл ее "одной из самых любимых наших книг". Юный
Добролюбов мечтал походить на Чацкого.
Русские писатели учились у Грибоедова искусству боевой общественной
сатиры и гражданской поэзии, изучали и осваивали его блистательное
мастерство, перенимали и развивали дальше его художественные открытия.
Грибоедовская нота явственно звучит во многих выдающихся произведениях
русской литературы XIX века - драматической литературы в частности. Мы
слышим эту ноту в "Маскараде" и в "Странном человеке" Лермонтова, в комедиях
Гоголя и Сухово-Кобылина, в "Доходном месте" Островского, в "Тенях"
Салтыкова-Щедрина. Особо следует упомянуть о сатирических очерках Щедрина
"Господа Молчалины", в которых образы "Горя от ума" нашли широкое применение
в борьбе с буржуазно-дворянскими либералами. В начале семидесятых годов
прошлого века И. А. Гончаров говорил об удивительной "моложавости" и
"свежести" комедии Грибоедова и предрекал ей "нетленную жизнь", утверждал,
что она "переживет и еще много эпох и все не утратит своей жизненности".
Пророчество это полностью оправдалось. Менялись эпохи, изменялись
исторические условия, на смену одним поколениям приходили другие, жизнь шла
вперед, а "Горе от ума" все так же продолжало служить делу
общественно-морального воспитания и политической борьбы.
Великий Ленин высоко ценил разящую силу грибоедовского слова. Он часто
обращался к изречениям Грибоедова, к созданным им образам, обличая и громя
врагов народа и революции. Среди произведений русской и мировой литературы,
которые цитировал Ленин в своих статьях и речах, "Горе от ума" стоит на
первом месте.
И ныне, в наше советское время, комедия Грибоедова все так же насущно
нужна народу. Она и сейчас помогает в борьбе нового со старым, помогает
выкорчевывать все негодное, отжившее, что мешает движению советских людей
вперед, к коммунизму.
Именно сейчас великая комедия стала поистине всенародным достоянием.
Именно сейчас в полной мере исполнилось то, что предсказал при появлении
"Горя от ума" писатель-декабрист А. А. Бестужев: "Будущее оценит достойно
сию комедию и поставит ее в число первых творений народных".
Наследие Грибоедова, и прежде всего его гениальное создание - "Горе от
ума", вызывает чувство гордости и восхищения у советских людей, как одно из
самых драгоценных достояний русской национальной культуры,