Главная » Книги

Грибоедов Александр Сергеевич - Вл. Орлов. Грибоедов, Страница 2

Грибоедов Александр Сергеевич - Вл. Орлов. Грибоедов


1 2

чевидностью свидетельствуют о мощной энергии творческой мысли зрелого Грибоедова и о смелости его творческих исканий.
  Эти трагедийные замыслы говорят о том, что тема народа, его жизнь в прошлом, его настоящее положение и его будущая судьба, как и вопрос о роли народных масс в историческом процессе, - явно выдвигаются на первый план и в сознании и в творчестве Грибоедова. Его особенно интересуют теперь судьбы народов и государств, социальная героика, самодеятельная сила народа - ив связи с этим решение собственно художественных задач изображения народной жизни, народных движений и создания героического характера.
  В частности, совершенно замечателен по идейной глубине и содержательности замысел народно-героической драмы об Отечественной войне 1812 года. Здесь Грибоедов хотел запечатлеть "народные черты" Отечественной войны (говоря его словами) и показать ее величайшее значение в жизни русского народа. В основе драмы должна была лежать богатая идея пробуждения патриотического и гражданского самосознания народа в обстановке серьезнейших испытаний, выпавших на его долю. Замыслы "1812 года" и "Грузинской ночи" неопровержимо удостоверяют в том, что и после поражения декабристов Грибоедов остался на прежних идеологических позициях, остался бескомпромиссно верен своим антикрепостническим убеждениям.
  Литературное наследие Грибоедова (дошедшее до нас, очевидно, далеко не в полном объеме) не исчерпывается художественными произведениями. Значительный интерес представляет его очерковая и критическая проза. Так, например, уже упоминавшийся небольшой очерк "Загородная поездка" содержит в себе чрезвычайно глубокие мысли о народе, а нашумевшая в свое время остро полемическая статья "О разборе вольного перевода Бюргеровой баллады "Ленора"" является одной из самых ярких художественных деклараций зарождавшейся во второй половине 1810-х годов декабристской литературы. Путевые записки Грибоедова, несмотря на их фрагментарность и лапидарность, рекомендуют его как пытливого исследователя - историка, этнографа, лингвиста. Наряду с другими заметками Грибоедова, они показывают широту его интеллектуальных интересов, свидетельствуют об его весьма основательной учености.
  В целом очерки, статьи и заметки Грибоедова помогают составить более точное представление об этом замечательном человеке, поражавшем современников блеском ума и таланта и оригинальностью характера. В частности, некоторые материалы собрания сочинений Грибоедова освещают практическую сторону его общественной деятельности. Он не был человеком отвлеченного мышления и кабинетного образа жизни, но всегда хотел применить свои способности, знания и творческую энергию к живому и общеполезному делу в интересах общественных, государственных, национальных. "Записка о лучших способах вновь построить город Тифлис" - только одно из многих подобного рода вмешательств Грибоедова в общественно-народную жизнь Закавказья. Известно, например, что по его инициативе или при его участии в Грузии были учреждены уездные училища, школа восточных языков, газета, коммерческий блик и т. д.
  Главное место среди практических начинаний Грибоедова занимал проект учреждения Российской Закавказской компании, которому он отдал много энергии в последний год жизни. В проекте этом нашли достаточно отчетливое выражение новые антифеодальные тенденции экономической мысли, и тем самым он имел объективно-прогрессивное значение, несмотря на некоторые отразившиеся в нем реакционные пережитки. Проект отвечал экономическим интересам как России, так и народов Закавказья, поскольку в основе его лежала идея свободного и всестороннего развития производительных сил Закавказья, косневших в бездействии в условиях устаревшего феодально-крепостнического хозяйственного уклада. Осуществление проекта должно было бы содействовать подъему не только хозяйственной, но и культурной жизни в Закавказье. Эта просветительская установка особо подчеркнута в проекте: авторы его утверждали, что учреждение компании "просветит край", "сблизит и соединит узами нравственными разные закавказские народы" и приведет к "общему благу".
  В высшей степени интересный и ценный раздел литературного наследия Грибоедова составляют его письма. Подобно Пушкину, он был большим мастером эпистолярного жанра, и письма его служат не только важным источником для его общественно-литературной и личной биографии, но имеют также и собственно литературное значение. Они изобилуют живыми сценами и меткими "портретными" характеристиками, написаны превосходным красочным и гибким языком, в котором, конечно, запечатлены индивидуальные особенности речевой манеры Грибоедова.
  В письмах Грибоедова развертывается искренняя повесть его нелегкой и сложной жизни, раскрывается его богатый внутренний, душевный мир. Из писем последних лет видно, как трудно пришлось Грибоедову после поражения декабристов, в условиях победившей реакции, в гнетущей атмосфере общественного и политического быта николаевской эпохи. "Мученье быть пламенным мечтателем в краю вечных снегов" - такое признание вырвалось у него однажды.
  Он вынужден был служить тому миру, который не вызывал у него никаких чувств, кроме презрения и ненависти. В этом мире задавали тон люди совершенно иной психологии, иного поведения" Грибоедову среди них было явно не по себе, но приходилось поддерживать с ними деловые, а с иными из них и личные отношения. У него были и настоящие, задушевные друзья, вроде Степана Бегичева, Жандра, Кюхельбекера, А. И. Одоевского, и такие "приятели", отношения с которыми носили бытовой или служебный, но в том и ином случае внеидеологический характер. {К числу последних принадлежал, в частности, Булгарин. При жизни Грибоедова общественная репутация Булгарина еще не прояснилась в полной мере; он тогда еще не выявил всей своей подлости и политической продажности (до 14 декабря он играл роль либерала и вращался в передовых общественно-литературных кругах, был вхож к Рылееву). Для Грибоедова Булгарин (относившийся к нему с подобострастным обожанием) был человеком нужным и полезным: он хлопотал об его делах, быстро и аккуратно выполнял его поручения. Письма Грибоедова к Булгарину, представляющие собою важный источник для биографии автора "Горя от ума", свидетельствуют о том, что связь корреспондентов носила по преимуществу деловой характер.}
  Царизм, заставив гениального поэта и выдающегося дипломата стать чиновником по ведомству иностранных дел, платил ему лишь презрительным равнодушием, полицейской слежкой, "политической ссылкой" (как сам Грибоедов назвал свое последнее назначение в Персию). "Горе от ума" оставалось ненапечатанным и не было пропущено на сцену. Все смелые и обширные "воображения и замыслы", увлекавшие Грибоедова, терпели крушение в обстановке бюрократической рутины. Пушкин, считавший Грибоедова "человеком необыкновенным", "одним из самых умных людей России", имел все основания сказать о нем: "Способности человека государственного оставались без употребления; талант поэта был не признан" ("Путешествие в Арзрум").
  Интимные письма Грибоедова последних лет полны грустных размышлений и мрачных предчувствий. Он жадно мечтал оставить службу и целиком отдаться творческой деятельности. Но его вынуждали служить, отправили в "политическую ссылку", в далекое восточное захолустье, где он трагически погиб в расцвете сил, пав жертвой политических интриг и провокаций.
  
  
  
  
  * * *
  Грибоедов погиб, не успев претворить в жизнь свои многочисленные и смелые замыслы. Но Пушкин в ответ на замечание о безвременной гибели Грибоедова сказал: "Грибоедов сделал свое: он уже написал "Горе от ума"". В этих словах Пушкина - признание великой исторической заслуги Грибоедова.
  За свою долгую и славную жизнь "Горе от ума" не потеряло ни сатирической силы, ни художественного очарования, ни редкой притягательности. Народная любовь к комедии не угасала, живой интерес к ней не притуплялся, значение ее в ходе дальнейшего развития русской мысли и культуры не умалялось.
  Декабристы восторженно приняли и приветствовали комедию. Ею зачитывались в кружке молодого Белинского. Герцен и Огарев знали ее наизусть. Чернышевский называл ее "одной из самых любимых наших книг". Юный Добролюбов мечтал походить на Чацкого.
  Русские писатели учились у Грибоедова искусству боевой общественной сатиры и гражданской поэзии, изучали и осваивали его блистательное мастерство, перенимали и развивали дальше его художественные открытия. Грибоедовская нота явственно звучит во многих выдающихся произведениях русской литературы XIX века - драматической литературы в частности. Мы слышим эту ноту в "Маскараде" и в "Странном человеке" Лермонтова, в комедиях Гоголя и Сухово-Кобылина, в "Доходном месте" Островского, в "Тенях" Салтыкова-Щедрина. Особо следует упомянуть о сатирических очерках Щедрина "Господа Молчалины", в которых образы "Горя от ума" нашли широкое применение в борьбе с буржуазно-дворянскими либералами. В начале семидесятых годов прошлого века И. А. Гончаров говорил об удивительной "моложавости" и "свежести" комедии Грибоедова и предрекал ей "нетленную жизнь", утверждал, что она "переживет и еще много эпох и все не утратит своей жизненности". Пророчество это полностью оправдалось. Менялись эпохи, изменялись исторические условия, на смену одним поколениям приходили другие, жизнь шла вперед, а "Горе от ума" все так же продолжало служить делу общественно-морального воспитания и политической борьбы.
  Великий Ленин высоко ценил разящую силу грибоедовского слова. Он часто обращался к изречениям Грибоедова, к созданным им образам, обличая и громя врагов народа и революции. Среди произведений русской и мировой литературы, которые цитировал Ленин в своих статьях и речах, "Горе от ума" стоит на первом месте.
  И ныне, в наше советское время, комедия Грибоедова все так же насущно нужна народу. Она и сейчас помогает в борьбе нового со старым, помогает выкорчевывать все негодное, отжившее, что мешает движению советских людей вперед, к коммунизму.
  Именно сейчас великая комедия стала поистине всенародным достоянием. Именно сейчас в полной мере исполнилось то, что предсказал при появлении "Горя от ума" писатель-декабрист А. А. Бестужев: "Будущее оценит достойно сию комедию и поставит ее в число первых творений народных".
  Наследие Грибоедова, и прежде всего его гениальное создание - "Горе от ума", вызывает чувство гордости и восхищения у советских людей, как одно из самых драгоценных достояний русской национальной культуры,

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
Просмотров: 387 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа