къ радикально измѣнились наши воззрѣнiя вслѣдствiе статьи любителя театра!
Какъ мы жалѣли, что сходили въ Александринскiй театръ въ Ветошника до появленiя этой статьи!.. Мы бы воспѣли восторженный гимнъ нашему Фредерику Леметру; мы бы, слыша хохотъ публики при его обращенiяхъ къ вѣхѣ и при его размышленiяхъ надъ корзинкой тряпья, полагали бы, что такъ и слѣдуетъ: мы бы безъ отвращенiя слушали сентиментально-селадонскiя излiянiя его чувствiй къ Марiи, и проч., и проч. Мы бы тоже не предложили себѣ вопроса: чѣмъ г-жа Снѣткова 2 хуже г-жи Снѣтковой 3, и не подумали бы грубо, слушая пискъ г-жи Снѣтковой 2 въ Марiи, что этотъ пискъ совершенно одинаковъ у нея съ г-жей Снѣтковой 3.
Да! много пользы сдѣлаетъ всегда искренняя и горячая статья!
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНIЕ ДРАМАТУРГIИ И СЦЕНЫ
На нынѣшнiй разъ мы опять начнемъ голыми статистическими данными репертуара нашей сцены и, откровенно сказать, не можемъ ручаться, чтобы это было въ послѣднiй. На оразумленiе и осмысленiе этого репертуара какъ-то плохи пока надежды - а до тѣхъ поръ, пока онъ не осмыслится, мы упорно будемъ констатировать факты и вести лѣтописи его странностей.
Мы начинаемъ съ 21 октября.
21 октября. На Марiинскомъ: "Фенелла". - На Александринскомъ: "Демонъ", "Русскiе въ Эмсѣ", "Утка и стаканъ воды" (водевиль г. П. Федорова).
22 октября на Александринскомъ: "Ермакъ Тимофеичъ", "Тесть любитъ честь", "Первое декабря". - На Марiинскомъ: "Страделла".
23 октября. На Марiинскомъ: "Шейлокъ", "Женатые повѣсы". "Осеннiй вечеръ въ деревнѣ". - На Александринскомъ: "Бѣдность не порокъ" (Любимъ Торцовъ г. Бурдинъ). "Зачѣмъ иные люди женятся" (водевиль съ переодѣваньемъ). (!!!)
24 октября. На Марiинскомъ: "Любовь и предразсудокъ" (Sullivan) переводъ г. П. Федорова. "Всѣхъ цвѣточковъ болѣ". "Голь на выдумки хитра". - На Александринскомъ: "Новогородцы въ Ревелѣ" большое представленiе съ конными и пѣшими сраженiями, соч. (!!) гг. Соколова и Егорова. "Война жонъ съ мужьями" водевиль въ пяти дѣйствiяхъ (бенефисъ г. Леонидова).
25 октября. На Марiинскомъ: "Не первый и не послѣднiй", комедiя въ пяти дѣйствiяхъ г. Дьяченко. "Учитель и Мельничиха".
26 октября. На Марiинскомъ: "Страделла". "Москаль-чаривникъ". - На Александринскомъ: "Новогородцы въ Ревелѣ". "Война жонъ" (обѣ во второй разъ).
28 октября. На Марiинскомъ: "Не первый и не послѣднiй" г. Дьяченко, (который разъ? Мы ужь и счетъ потеряли). "Проказы барышень на Черной рѣчкѣ". - На Александринскомъ: "Двумужница", князя Шаховскаго. "Живчикъ", водевиль гг. Тарновскаго и Руднева.
29 октября. На Марiинскомъ: "Страделла". - На Александринскомъ: "Легкая надбавка" г. Погосскаго. "Три пощечины". "Средство выгонять волокитъ".
30 октября. На Марiинскомъ: "Горе отъ ума". "Отецъ какихъ мало". - На Александринскомъ: "Новогородцы въ Ревелѣ" (въ третiй разъ). "Цирульникъ на Пескахъ". "Милые бранятся" водевиль г. Тарновскаго.
31 октября. На Марiинскомъ: "Гугеноты", (бенефисъ г. Васильева). - На Александринскомъ, въ первый разъ по возобновленiи "Маркитантка" г. Кукольника. "Взаимное обученiе".
1 ноября. На Марiинскомъ: "Не въ деньгахъ счастье" г. Чернышева (Боярышниковъ г. Марковецкiй). "Запутанное дѣло". Сцена г. Горбунова. - На Александринскомъ: "Новогородцы въ Ревелѣ" (въ четвертый разъ). "Андрей Степанычъ Бука" (г. Васильевъ 2-й).
2 ноября. На Марiинскомъ: "Жидовка". - На Александринскомъ: "Отецъ и откупщикъ или дочь и откупъ", комедiя Полевого, (въ первый разъ по возобновленiи; стоило вѣдь возобновлять). "Въ людяхъ ангелъ не жена" Ленского, (въ первый разъ по возобновленiи). "Демокритъ и Гераклитъ" (бенефисъ г. Каратыгина).
4 ноября. На Марiинскомъ: "Трубадуръ" (г. Владиславлевъ). - На Александринскомъ: "Не по носу табакъ" г. Погосскаго. "Свои собаки грызутся - чужая не приставай" Островскаго, "Чего на свѣтѣ не бываетъ".
5 ноября. На Марiинскомъ: "Жизнь за царя" (въ 210 разъ). - На Александринскомъ, повторенiе бенефиса г. Каратыгина.
6 ноября. На Марiинскомъ: "Мишура" г. Потѣхина, (г-жа Спорова). "Тесть любитъ честь"; "Мотя", водевиль г. Тарновскаго. - На Александринскомъ: "Ермакъ Тимофеичъ"; "Богдадскiе пирожники", волшебное представленiе.
7 ноября. На Марiинскомъ: "Марта" (г. Владиславлева). "Москаль-чаривникъ". - На Александринскомъ: "Маркитантка." "Параша".
8 ноября. На Марiинскомъ: "Не первый и не послѣднiй" г. Дьяченко. "Бабушкины грѣшки". - На Александринскомъ: "Жизнь игрока". "Сынъ венецiанскаго разбойника".
9 ноября. На Марiинскомъ: "Испорченная жизнь" г. Чернышова. Водевиль съ переодѣваньемъ (!! даже и на аристократическомъ Марiинскомъ!!!) "Полтора рубля". - На Александринскомъ: "Новогородцы въ Ревелѣ" (въ пятый разъ). "Въ тихомъ омутѣ" г. Кони. "Жена и зонтикъ".
11 ноября. На Марiинскомъ: "Мишура" г. Потѣхина. "Несчастье особаго рода". "Бѣдовая бабушка". - На Александринскомъ: "Велизарiй". "Жена какихъ много".
12 ноября. На Марiинскомъ: "Страделла". "Москаль-чаривникъ". - На Александринскомъ: "Легкая надбавка" г. Погосскаго. "Балъ у банкира".
13 ноября. На Марiинскомъ: "Слово и дѣло", комедiя въ пяти дѣйствiяхъ, Ѳ. Н. Устрялова. "Что такое любовь?", оперетка. Сцена г. Горбунова (бенефисъ г-жи Жулевой). - На Александринскомъ: "Новогородцы въ Ревелѣ" (въ шестой разъ). "Упрямство и настойчивость". "Дочь русскаго актера".
14 ноября. На Марiинскомъ: "Жидовка". - На Александринскомъ: "Параша Сибирячка", Полевого (по возобновленiи въ первый разъ). "Бродяги", водевиль въ четырехъ дѣйствiяхъ.
15 ноября. На Марiинскомъ: повторенiе бенефиса г-жи Жулевой. - На Александринскомъ: "Новогородцы въ Ревелѣ" (въ седьмой разъ!!!). "Старый математикъ". "Ножка".
16 ноября. На Марiинскомъ: "Фенелла". - На Александринскомъ: "Гроза", Островскаго (Тихонъ Кабановъ - г. Васильевъ 2).
18 ноября. На Марiинскомъ: "Аскольдова могила". "Москаль-чаривникъ". - На Александринскомъ: "Ермакъ". "Въ чужомъ пиру похмѣлье", Островскаго. "Осеннiй вечеръ въ деревнѣ".
19 ноября. На Марiинскомъ: "Жизнь за царя" (въ 211 разъ). - На Александринскомъ: "Быль молодцу не укоръ", комедiя г. Н. Потѣхина. "Заемныя жены", водевиль.
20 ноября. На Марiинскомъ: "Слово и дѣло" (въ третiй разъ). "Беззаботная" (г-жа Спорова). - На Александринскомъ: "Параша сибирячка" (во второй разъ). "Не сошлись характерами", Островскаго (въ первый разъ по возобновленiи). "Женщины-гвардейцы".
21 ноября. На Марiинскомъ: "Страделла" (въ шестой разъ). - На Александринскомъ: "Жертва за жертву", г. Дьяченко. "Женихъ изъ долгового отдѣленiя", комедiя г. Чернышова. "Комедiя съ дядюшкой".
22 ноября. На Марiинскомъ: "Слово и дѣло" (въ четвертый разъ). "Вицъ-мундиръ". Сцена г. Горбунова. - На Александринскомъ: "Новогородцы въ Ревелѣ" (въ восьмой разъ). "Которая изъ двухъ?". "Жена кавалериста".
Мы имѣли терпѣнье прослѣдить репертуаръ за цѣлый мѣсяцъ, - незнаемъ, имѣютъ ли терпѣнье читатели просмотрѣть его. Во всякомъ случаѣ, вотъ факты, которые должны быть выведены изъ него по здравому разуму.
1) Русская драматургiя обогатилась несомнѣнно новымъ капитальнымъ произведенiемъ "Новогородцы въ Ревелѣ". Въ теченiе менѣе чѣмъ четырехъ недѣль, эта прекрасная драма дана восемь разъ.
2) Другое высокое и капитальное произведенiе - "Не первый и не послѣднiй", г. Дьяченко, по прежнему продолжаетъ интересовать публику.
3) Восходитъ новое лучезарное явленiе - "Слово и дѣло", комедiя г. Устрялова, данная уже четыре раза, съ 13 по 22 ноября.
4) Изъ старыхъ капиталовъ драматургiи возобновлены съ успѣхомъ: "Ермакъ", "Параша", "Отецъ и Откупщикъ", Полевого. "Ермакъ" въ особенности имѣетъ успѣхъ. Жаль, что не возобновляютъ до сихъ поръ комедiи "О войнѣ Федосьи Федоровны съ китайцами", игриваго произведенiя того же плодовитаго и великаго россiйскаго драматурга и его chef-d'oеuvre въ серьезномъ родѣ: Елены Глинской. Публика, т. е. какiе-нибудь Павелъ Степановичъ и Прасковья Сергѣевна останутся вѣроятно очень довольны возобновленiемъ этихъ произведенiй, вполнѣ соотвѣтствующихъ потребностямъ ихъ утонченнаго и образованнаго вкуса.
5) Пьесы Островскаго, могутъ быть даваемы только на плебейскомъ театрѣ - на Александринскомъ. На Марiинскомъ въ теченiе цѣлаго мѣсяца недано было ни одной изъ нихъ. Вообще, онѣ имѣютъ весьма мало успѣха, такъ что изъ признаваемыхъ "этою высокомѣрною русской литературой" капитальными его произведенiй ("Свои люди сочтемся", "Бѣдная невѣста", "Доходное мѣсто", "Гроза", "Мининъ") можетъ быть даваема только "Гроза". Для драматическихъ артистовъ гораздо благодарнѣе роли "Ермака" и ссыльнаго въ "Парашѣ", чѣмъ роль Минина; для драматическихъ артистокъ - роли въ пьесѣ г. Дьяченко, чѣмъ роль "Бѣдная невѣста"; для комиковъ - роли, создаваемыя г. Чернышовымъ, чѣмъ роли Большова и Лазаря, Беневоленскаго и Добротворскаго, Вышневскаго и Юсова. И благодарно, да и безопасно. Вѣдь благодаря этой высокомѣрной выскочкѣ русской литературѣ, этихъ ролей нельзя играть, возложивъ всѣ упованiя на суфлерскую будку: вѣдь въ нихъ не простятъ незнанiя пожалуй даже и такому огромному дарованiю какъ г. Самойловъ, не простятъ, даже и признавая его огромность! Тутъ обдуманность, изученiе потребуется, а изъ чего спрашивается хлопотать? Вѣдь мало ль что вретъ, со временъ Бѣлинскаго, эта такъ называемая русская литература, которая и въ театръ даже рѣдко ходитъ!
6) Въ русской оперѣ считается семь теноровъ, три bassi profundi, нѣсколько баритоновъ, несчетное количество пѣвицъ, а нѣтъ у насъ должно-быть можно только всего шесть оперъ, да одну оперетку. ("Жизнь за царя", "Жидовка" и "Фенелла" (г. Сѣтовъ), "Страделла" (г. Никольскiй), "Марта" (г. Сѣтовъ) и "Москаль-чаривникъ" (г. Артемовскiй и г-жа Леонова), "Аскольдова могила" (г. Булаховъ). Разъ даже, говорятъ, при семи тенорахъ не нашли кѣмъ замѣнить одного заболѣвшаго, и не знали что дать. "Гугеноты" даны всего одинъ разъ, хотя въ нихъ, по мудрымъ соображенiямъ публики, т. е. разныхъ Павловъ Степановичей вмѣсто г-жи Валентины Бiанки, которую ожидала слышать масса, пѣла пѣвица не ей чета - г-жа Лаврова-Спекки.
Вотъ главные выводы, къ которымъ приводятъ статистическiе факты. Печальны или веселы эти выводы - пусть судятъ читатели.
Позвольте спросить васъ, милостивые государи - фантастическiе или нефантастическiе члены разныхъ къ сожалѣнiю нефантастическихъ комитетовъ, какъ по вашему разумѣнiю - театръ ли существуетъ для публики, или публика для театра?.. Знаемъ, что вы на этотъ вопросъ намъ не отвѣтите прямо: мы читали, какъ защищалъ васъ потребностью сборовъ г. Театринъ. Резонъ, единственный резонъ, на который вы обопретесь, будетъ тотъ, что хваленыя дескать вами пьесы Гоголя и Островскаго играются передъ пустымъ театромъ, а въ "Новгородцевъ" и въ новыя вещи г. Дьяченко народъ, что говорится, ломится; что изъ возобновленныхъ безсмыслицъ штука вродѣ Ермака - тоже сборы большiе даетъ.
Но вѣдь какже ставятся пьесы Гоголя и Островскаго? вотъ въ чемъ вопросъ, вопросъ, на который вы ни гугу, и на который поэтому приходится отвѣчать намъ.
Оставимъ на время Гоголя, потомучто и театръ на это время оставилъ въ
покоѣ великаго
покойника; неправда ли, каламбуръ нашъ сорветъ улыбку одобренiя съ устъ вашей публики, то-есть Павловъ Степановичей и пр.; ни одной его пьесы втеченiе цѣлаго мѣсяца не было дано, а фантастическiй комитетъ все пѣлъ изъ "Роберта":
Дьяче... Дьяче... Дьяченкѣ предоставимъ
Мы пу... мы пу... мы публику плѣнять.
Займемся постановкой пьесъ Островскаго. Вы вѣроятно для очищенiя совѣсти скажете, что втеченiи этого мѣсяца дано было пять пьесъ его и одна даже возобновлена (Не сошлись характерами). Точно, вотъ передъ вами пять афишъ, напоминающихъ намъ о томъ, что мы, по обязанности и по сердечному влеченiю, были въ театрѣ.
23 октября на Александринскомъ театрѣ шла: "Бѣдность не порокъ". Не говоримъ уже о томъ, что высокое созданiе народнаго поэта осквернено сопоставленiемъ съ нимъ пошлости г. Григорьева 1-го: "Зачѣмъ иные люди женятся" и невыносимымъ для всякаго порядочнаго человѣка "Водевиль съ переодѣваньемъ" г. Куликова; мы этихъ гадостей и не видали въ этотъ разъ, но какъ обставлена комедiя: Любимъ - г. Бурдинъ, который только краткое время могъ
Пу... пу... публику плѣнять
подражанiемъ манеръ Садовскаго, пока самъ Садовскiй не приѣхалъ въ Петербургъ, г. Бурдинъ, въ которомъ прежде всего нѣтъ искренности игры, и котораго драматическiе порывы просто непереносны для всякаго уха неиспорченнаго фальшивыми тонами. Г. Бурдинъ въ Любимѣ Торцовѣ, когда въ этой роли мы видѣли и Садовскаго, и Самойлова, и Васильева 2, который въ ней чуть ли не выше того и другого... А вѣдь Любимъ Торцовъ одинъ изъ весьма немногихъ трагическихъ образовъ, созданныхъ нашими художниками, одно изъ великихъ откровенiй нашей народной сущности... Не забыть намъ никогда ни той пьяной улыбки, съ которой г. Васильевъ 2 обѣщается "сдѣлать штуку съ братомъ", ни болѣзненныхъ, судорожныхъ кривлянiй г. Самойлова, ни просвѣтленiя Садовскаго въ концѣ третьяго акта, а насъ угощаютъ г. Бурдинымъ!
Любовь Гордѣевна - поэтическiй образъ русской дѣвушки въ первой порѣ ея развитiя, съ глубокою впечатлительностью души, съ милой грацiозностью и шаловливостью, съ гордостью хозяйской дочери ("Ты смотри, не смѣй теперь смотрѣть!") съ полудѣтскимъ лукавствомъ (только что пальцы замарала!) и вмѣстѣ съ тѣмъ съ нѣжною страстностью, вѣдь это роль для первостепенной артистки, а ее играетъ г-жа Струйская.
Анна Ивановна - одинъ изъ самыхъ яркихъ типовъ, созданныхъ нашимъ народнымъ поэтомъ, торжество такой артистки, какова г-жа Косицкая; здѣсь г-жа Воронова, недурная иногда въ свахахъ Островскаго, но положительно неспособная выразить блестящую, размашистую и вмѣстѣ поэтическую, и увлекающуюся, и способную увлечь натуру Анны Ивановны. Удивительно ли, что у г-жъ Струйской и Вороновой пропадаютъ всѣ тонкiе, поэтическiе оттѣнки, вродѣ сцены, въ началѣ второго дѣйствiя, когда онѣ ходятъ обнявшись въ потемочкахъ и говорятъ о любви.
Митя - г. Пронскiй. Онъ не хуже и не лучше всѣхъ господъ, которыхъ мы видали въ Митѣ, но вѣдь изъ этого ничего не слѣдуетъ. Неужели же нѣтъ актера, который бы съигралъ Митю безъ фальшивыхъ, сентиментальныхъ нотъ. Что бы напримѣръ г. Горбунову, у котораго всегда такъ вѣренъ тонъ въ пьесахъ Островскаго, попробовать свои силы надъ Митей.
Коршуновъ, котораго игралъ Щепкинъ (Щепкинъ, милостивые государи!) - г. Шемаевъ... Коментарiи не нужны.
Гуслинъ - г. Озеровъ. Да вѣдь въ этой роли, хоть и маленькой, но трудной, - первое дѣло, надо вѣрный тонъ имѣть, второе дѣло - надобно пѣть хорошо. Вѣдь этою маленькою ролькой въ Москвѣ создалъ свою репутацiю актера пѣвецъ Климовскiй!
Разлюляевъ - г. Марковецкiй, рутинеръ, давно всѣмъ извѣстный. А это была тоже одна изъ самыхъ блестящихъ ролей г. Васильева 1, нынѣ, къ сожалѣнiю друзей искуства, покойника.
Хороши только г. Зубровъ (Городѣй), г-жа Линская (мать), г-жа Громова (нянька).
О другихъ лицахъ и говорить нечего, просто срамъ! А у Островскаго тутъ все вѣдь лица, живыя лица, съ живымъ, колоритнымъ тономъ.
А зачѣмъ пѣсни поются въ пьесѣ не тѣ, какiя слѣдуютъ?.. А зачѣмъ даже свадебные мотивы испорчены?..
И вотъ еще что: г. Самойловъ бросилъ роль Любима; ну, это его воля, хоть это и жаль, но развѣ роль Коршунова недостойна его таланта?.. Зачтоже это великолѣпно набросанное художникомъ лицо досталось въ жертву г. Шемаеву?
4 ноября, на Александринскомъ театрѣ, удостоили чести занимать середину между ерундой г. Погосскаго: "Не по носу табакъ" и чьей-то пошлостью подъ названiемъ: "Чего на свѣтѣ не бываетъ", - вторую часть трилогiи о Бальзаминовѣ: "Свои собаки грызутся - чужая не приставай" (третьей части т. е. женитьбы Бальзаминова, фантастическiй комитетъ, какъ извѣстно, неудостоилъ представленiя, яростно вопiя, изъ "Роберта":
Въ законъ... въ законъ... въ законъ себѣ поставимъ
Ихъ пьесъ... ихъ пьесъ на сцену не пускать!
Обставлена она была много лучше чѣмъ "Бѣдность не порокъ". Г. Горбуновъ игралъ Бальзаминова, и въ тонѣ былъ удивительно вѣренъ: странно только, что этому замѣчательно понимающему тонъ артисту, недостаетъ сценической живости, недостаетъ даже апломбу, необходимаго для успѣха, ужь не оттого ли, что онъ мало играетъ? Всѣ остальные лица, хотя артисты кажется и хорошiе (г-жи Громова, Линская) не попали въ тонъ, кромѣ г-жи Вороновой, которая была отлично хороша въ роли свахи. Г-жа Линская въ особенности не поняла Анфису Даниловну Антрыгину. Г. Степановъ хотѣлъ изъ Устрашимова сдѣлать нѣчто напоминающее фамилiю этого лица, но вѣдь онъ забылъ, что г. Островскiй вовсе не имѣлъ въ виду фигуры съ ярлыкомъ на лбу: вышло что-то нелѣпое, какъ суздальскiя картинки и дикое какъ герои александринскихъ драмъ.
18 ноября, послѣ "Ермака Тимофеича", и передъ "галантерейностью" г. Куликова (галантерейное, чортъ возьми, обхожденiе!) "Осеннiй вечеръ въ деревнѣ", шло "Въ чужомъ пиру похмѣлье". Учителя Иванова, котораго въ Москвѣ играетъ г. Шумскiй, игралъ г. Вороновъ, изображающiй обыкновенно разныхъ королей александринскихъ драмъ, артистъ по видимому толковый, но совершенно бездарный. Дочь его, которую въ Москвѣ играетъ артистка съ высокимъ талантомъ, г-жа Васильева, изображала г-жа Надеждина; Аграфену Платоновну, играла и играла превосходно г-жа Линская, но зато въ Андрюшѣ и въ Титѣ Титычѣ, "отличались" г. Шемаевъ (что это, сколько хорошаго и характернаго, отъ Молчалина до Коршунова и Андрюши, отдано ему въ жертву?) и г. Бурдинъ, которому какъ человѣку умному давно бы кажется пора понять, что роли вродѣ Дикова, въ "Грозѣ", и Тита Титыча, вовсе не по его силамъ: въ нихъ нужно искреннее созданiе, а не подражанiе. Захара Захарыча какъ-то казенно и безцвѣтно игралъ г. Зубровъ, и глубоко-задуманный и рельефно очерченный художникомъ типъ Купидоши, погибъ въ игрѣ г. Озерова. Г-жа Воронова, опять прекрасно поняла и передала Наталью Панкратьевну, но у г-жи Громовой, ничего не вышло изъ Ненилы Сидоровны.
Чтожъ это? Вѣрно и роль учителя Иванова считаетъ г. Самойловъ недостойною своей славы?
16 ноября. На Александринскомъ театрѣ дана была "Гроза", единственная пьеса Островскаго, идущая съ ансаблемъ на нашемъ театрѣ, и въ нѣкоторыхъ отношенiяхъ даже лучше чѣмъ въ Москвѣ, кромѣ разумѣется того обстоятельства что тамъ Дикова, играетъ Садовскiй, а у насъ прежде провалился въ немъ г. Бурдинъ, а нынѣ "представляетъ" его "нарочно", г. Григорьевъ 1-й, точно также "нарочно" какъ все что онъ ни представляетъ отъ королей и рыцарей до купцовъ. Г. Бурдинъ предпочелъ по временамъ являться въ этой драмѣ въ роли Кабанова, чередуясь съ г. Васильевымъ 2 и должно быть онъ признается актеромъ аристократическимъ, а г. Васильевъ 2-й, плебейскимъ, ибо въ прошлый разъ, когда давали "Грозу", на Марiинскомъ театрѣ, Кабанова изображалъ онъ. А вѣдь г. Васильевъ 2-й, въ этой роли равенъ, шутка сказать, и покойному Мартынову и покойному брату своему, играя ее впрочемъ совершенно самостоятельно. О г-жѣ Линской, Снѣтковой 3-й, о г. Горбуновѣ мы не считаемъ нужнымъ говорить; мы на похвалы скупы до времени. Г. Малышевъ самый сносный Борисъ, какого мы видѣли, но г. Шемаевъ (опять г. Шемаевъ, ужасное божество, пожирающее страшное количество жертвоприношенiй) уничтожаетъ вѣчное звѣно драмы, - Кулигина.
За "Грозою" послѣдовала картинка съ натуры, (съ какой это натуры?) и водевиль г. Ермолова "Волшебная флейта..." Положимъ, что таковъ обычай, но
Зачѣмъ не уничтожить намъ такой дурной обычай
Онъ сдѣлалъ насъ посмѣшищемъ другихъ...
20 ноября ibidem, т. е. въ Александринскомъ возобновили комедiю Островскаго, "Не сошлись характерами", сунувши ее между "Парашей сибирячкой", и "Женщинами гвардейцами". Горестное представленiе, гдѣ главное лицо Поля, господина съ претензiями на большой свѣтъ, игралъ опять-таки всепожирающiй идолъ, г. Шемаевъ, а знатную барыню, мать его, г-жа Сабурова 2, и гдѣ истинно хорошъ и вѣренъ тону только кучеръ купца Толстогораздова, г. Горбуновъ.
Чтоже мудренаго, что такимъ образомъ обстановленныя произведенiя нашего народнаго драматурга не приносятъ сборовъ. Вы, по здравому разуму полагаете идя въ театръ видѣть въ Ивановѣ г. Самойлова, или въ Полѣ г. Нильскаго, а на дѣлѣ выходитъ, что играютъ гг. Вороновъ, и Шемаевъ, ждете въ "Любимѣ" г. Васильева 2, а должны услаждаться г. Бурдинымъ!
"Да чтоже вы все старую пѣсню поете, могутъ обратиться къ намъ читатели. Островскiй, да постановка пьесъ Островскаго, а объ новомъ ничего не говорите".
"О чемъ же прикажете, милостивые государи? О "Новогородцахъ въ Ревелѣ?" Мы говоримъ съ вами о театрѣ; а не о масляничныхъ представленiяхъ на адмиралтейской площади... О произведенiяхъ г. Дьяченко? Мы не хотимъ
пу... пу... публику плѣнять.
А кстати, приводя часто этотъ взглядъ и вообще хоръ фантастическаго комитета, мы совсѣмъ и забыли спросить васъ, читали ли вы въ "Гудкѣ" весьма ядовитыя и злыя, и - чтó очень рѣдко въ произведенiяхъ нашей обличительной литературы - вполнѣ остроумныя сцены, въ которыхъ какой-то фантастическiй Репертуаровъ испытываетъ всю тяжесть "благодѣтельной гласности" и сѣтуетъ о конечной погибели общественнаго и нравственнаго порядка, совокупно съ главами "общества умственнаго паралича"... Право, преигривыя сцены - и мы отъ души совѣтуемъ вамъ прочесть ихъ. Неизвѣстный авторъ выказалъ въ нихъ гораздо больше комическаго дарованiя, чѣмъ всѣ привилегированныя драматурги Александринскаго театра, взятые вмѣстѣ, отъ г. Н. Потѣхина до г. Дьяченко включительно.
Животрепещущею, волнующею, даже сценическою новостью была въ послѣднiе дни комедiя г. Ф. Устрялова: "Слово и дѣло". Театръ полонъ до сихъ поръ во всѣ ея представленiя. Рукоплещутъ ей наисильнѣйшимъ образомъ и рукоплещетъ не та публика, которую плѣняетъ г. Дьяченко. Молодость ей рукоплещетъ, молодость, составляющая для насъ какъ и для всѣхъ порядочныхъ людей - предметъ любви и уваженiя, несмотря на ея способность увлекаться или пожалуй за эту самую, святую способность увлекаться - благородная, искренно чувствующая и еще искреннѣе выражающая свои чувства, молодость.
Но она не самой комедiи рукоплещетъ, а задней мысли, которая подложена самимъ авторомъ или лучше современнымъ вѣянiемъ надъ комедiею - она видитъ въ ней поправку тургеневской якобы ошибки, изображенiе Базарова, отпоръ того, что называется нигилизмомъ.
Герой ея, Вертяевъ, впрочемъ потому только нигилистъ, что на вопросъ о томъ, чѣмъ онъ занимается и какихъ убѣжденiй, отвѣчаетъ: "я мыло варю", какъ Базаровъ говоритъ: "я лягушекъ рѣжу". Другого нигилизма въ немъ нѣтъ никакого: напротивъ, онъ идеалистъ, да еще какой! Онъ ради дружбы таитъ въ себѣ сильную страсть къ дѣвушкѣ, которая сама его любитъ, ради дружбы жертвуетъ своей страстью, потомъ въ заключенiе, жертвуетъ этой страстью неизвѣстно чему-то. Другъ его умеръ, и умирая передалъ ему невѣсту. Невѣста влюблена въ него безъ памяти, имѣетъ состоянiе, стало-быть не помѣшаетъ ему "мыло варить", и если еще не развилась до его нигилизма, то "рада стараться" и стало-быть тоже не можетъ помѣшать ему въ жизненныхъ воззрѣнiяхъ. Подозрѣваемъ, что авторъ недосказалъ одного весьма важнаго обстоятельства: не пошолъ ли нигилистъ его въ одинъ браконенавистный, до вольнаго мученичества раскольническiй толкъ?
Но г. Самойловъ превосходно схватилъ манеры и тонъ тургеневскаго Базарова, и кукольная комедiя нетолько нравится, - увлекаетъ. А все-таки о ней, какъ о ней самой, говорить не стоитъ. Литературно она - плоха, изъ рукъ вонъ, и едвали какой-либо изъ нашихъ журналовъ ее напечатаетъ, а это въ настоящую минуту, какъ хотите, единственное необманчивое мѣрило литературнаго достоинства драматическаго произведенья. Правда, "Отечественныя Записки" напечатали какъ-то комедiю г. Н. Потѣхина, но и то вѣроятно не мало каялись. Хорошая вещь можетъ не даваться на сценѣ, чему мы видимъ множество примѣровъ, къ сожалѣнью, благодаря фантастическимъ и нефантастическимъ комитетамъ, но не можетъ не явиться въ которомъ либо изъ признанныхъ авторитетами, журналовъ, по той простой причинѣ, что хорошiя вещи имъ самимъ нужны.