О СОСТОЯН²И ХУДОЖЕСТВЪ ВЪ РОСС²И.
Я исполняю твое желан³е, любезный другъ! Готовъ представить тебѣ очеркъ состоян³я художествъ въ Росс³и. Но, по простой пословицѣ Русской уговоръ лучше денегъ: хочу съ тобою напередъ условиться.
Ты много видѣлъ, много знаешь; но (по чему не сказать правды)? не знаешь еще своего отечества. Воспитанный далеко отъ него, подъ чужимъ небомъ, ты новъ въ Росс³и. Ты смотришь на нее сквозь уменшительное стекло, которое пр³обрѣлъ въ чужихъ краяхъ отъ своихъ наставниковъ; а потому и не удивительно, если многое въ письмахъ моихъ покажется для тебя новымъ и, быть можетъ, несовершенно справедливымъ. Не будь опрометчивъ въ заключен³яхъ; это первое услов³е, Второе: не жди отъ меня невозможнаго. Мои дѣла и обстоятельства не позволяютъ мнѣ написать къ тебѣ въ это время болѣе трехъ, или четырехъ писемъ. Въ нихъ я не могу всего высказать, и такъ останься на первый разъ доволенъ малымъ. Наконецъ третье: позволь мнѣ сдѣлать небольшое вступлен³е, а потомъ говорить о дѣлѣ въ общихъ выражен³яхъ безъ подробностей, которыя завели бы меня очень, очень далеко.
Начнемъ: Изящныя искуства тогда становятся достойными сего имени, когда они начинаютъ приближаться къ своей цѣли. Первые опыты дикаря въ рѣзьбѣ, или въ разкрашиван³и, не могутъ быть называемы ни скульптурою, ни живописью, хотя бы и имѣли они нѣкоторый признакъ подражан³я природѣ. Искуства изящныя услаждаютъ быт³е человѣка. Можетъ ли чувствовать нужду въ семъ услажден³и тотъ, кто не умѣетъ удовлетворить первымъ потребностямъ жизни? Художества начинались съ образован³емъ народовъ. По этому можно утвердительно сказать, что у Славянъ, предковъ нашихъ не было художествъ. Они имѣли боговъ, изображали ихъ подъ принятыми видами; но виды с³и были уродливы не менѣе того, какъ и самыя понят³я ихъ о божествѣ были весьма странны и нелѣпы.
Сношен³я съ Греками до Владим³ра великаго не могли послужить къ пользѣ въ семъ отношен³и. Причина: различ³е вѣръ и образъ жизни Славянороссовъ. Но при Владим³рѣ принят³е вѣры христ³анской привело къ намъ и науки и искуства. Съ X вѣка художества появились въ Росс³и; воздвигнуты храмы по образцу тогдашнихъ греческихъ; живопись, мозаика и рѣзьба украшали ихъ: и если бы въ послѣдств³и не суждено было Росс³и испытать бѣдств³й ужасныхъ, чрезвычайныхъ; то нѣтъ сомнѣн³я, что въ XIII и XIV вѣкахъ она могла бы для Европы быть тѣмъ же, чѣмъ была Европа для Росс³и въ царствован³е Петра I.
Храмы умножались. Знатнѣйш³е были сооружены въ К³евѣ, Черниговѣ, Новгородѣ и Владим³рѣ. Они требовали живописи; но живопись с³я могла ли возвыситься въ то время выше того состоян³я, въ которомъ была она при самомъ началѣ своемъ. Подражан³е принятымъ образцамъ и понят³я вѣка, недопускавш³я ничего новаго, особенно въ отношен³и къ изображен³ямъ священнымъ, которыя одни составляли предметъ живописи, связывали дарован³я. Если же художества не упали у насъ совершенно: то сему причиною повременное появлен³е людей даровитыхъ, которые по крайней мѣрѣ шли вѣрно по тропѣ проложенной. Въ нашихъ лѣтописяхъ встрѣчаются похвалы чрезвычайныя иконописцамъ и другимъ искусникамъ. Положимъ, что вкусъ тогда не былъ ни сколько образованъ; но отзывъ объ однихъ и молчан³е о другихъ доказываютъ, что наши предки различали уже между худымъ лучшее.
Съ тѣхъ поръ, когда Росс³я свергла иго могольское, государи наши начали чувствовать необходимость въ просвѣщен³и народномъ. Были призываемы иностранцы; но добрые предки наши не много лучше смотрѣли на тѣхъ, какъ нынѣ" Китайцы на Европейцевъ. Успѣховъ было мало, Государи сами не могли быть чужды предразсудковъ своего времени, были недовѣрчивы, и хотя желали добра своимъ подданнымъ, но въ отношен³и къ образован³ю ихъ дѣйствовали медленно. Росс³я ждала ген³я-воскресителя: наконецъ онъ явился.
Петръ велик³й постигъ первый, что народу рускому не должно оставаться долѣе на чредѣ посредственности. Онъ взвѣсилъ духъ и силы народа; уничтожилъ преграду, отдѣлявшую Росс³ю отъ Европы, и открылъ пути, по которымъ должны были проникнуть въ все лучи свѣта благотворнаго. Онъ все обнималъ, все видѣлъ, все изслѣдовалъ. Онъ зналъ что иностранцы, призванные въ Росс³ю, (люди по большей части съ великими достоинствами), принесутъ пользу новому отечеству, но менѣе прославятъ Росс³ю, нежели вѣрные, родные сыны ея, Не мѣсто говорить здѣсь о томъ, въ какой степени пользовался сей велик³й государь пособ³ями ума и познан³я иностранцевъ, при немъ бывшихъ. То истина, что онъ хотѣлъ имѣть вездѣ и во всемъ свое; что не было отрасли познан³й человѣческихъ, для которой онъ не назначалъ бы Росс³янъ, и что не было предпр³ят³я его, которое не увѣнчалось бы полнымъ успѣхомъ.
Пусть охотники до старины соглашаются съ похвалами, приписываемыми какимъ-то Рублевымь, Ильинымъ, Ивановымъ, Васильевымъ и проч., живописцамъ, жившемъ гораздо прежде временъ царствован³я Петра: - а симъ похваламъ мало довѣр³ю. Всѣ успѣхи тогдашнихъ художниковъ могли состоять въ чистотѣ и нѣжности работы, пр³ятности красокъ, словомъ, въ механизмѣ, но не болѣе. Имъ недоставало образцевъ. Они не знали древнихъ. Если же художники руск³е, живш³е въ это время, равнялись съ современными греческими, или если даже и превозходили ихъ въ чемъ нибудь, то все это небольшой шагъ къ совершенству. Правда, въ южной Росс³и издавна были довольно хорош³е зодч³е и живописцы. Вл³ян³е Польши на Малоросс³ю, во многихъ отношен³яхъ вредное или послѣдней, было причиною ранняго образован³я вкуса между художниками сего края. Можно сказать утвердительно, что во всей Малоросс³и нельзя найти ни одного стариннаго образа, подобнаго тѣмъ, которые встрѣчаются въ знаменитыхъ церквахъ Москвы и другихъ городовъ великоросс³йскихъ; но это частность, а я говорю вообще.
Художества (помни, любезный другъ, что я разумѣю ихъ въ надлежащемъ смыслѣ) художества водворены въ Росс³и Петромъ великимъ. Съ сихъ поръ начинается ихъ быт³е въ нашемъ отечествѣ. Съ сихъ поръ они заслуживаютъ вниман³е.
Извѣстно, что Петръ, возвратясь изъ чужихъ краевъ, гдѣ онъ ничего не опустилъ безъ вниман³я, гдѣ столь часто любовался творен³ями Художествъ, и гдѣ даже сдѣлалъ значущее пр³обрѣтен³е картинъ, особенно фламандской школы и другихъ художественныхъ произведен³й; отправилъ нѣсколько молодыхъ людей въ чуж³е край учишься художественнымъ. Земцовъ, Еропкинъ обучались внѣ отечества архитектурѣ, а Никитинъ, Матвѣевъ, Захаровъ, Меркурьевъ и Васильевск³й живописи. Не могу тебѣ дать полнаго понят³я объ успѣхахъ сихъ художниковъ. Ихъ произведен³я слишкомъ мало извѣстны. Полагать должно, что Никитинъ и Матвѣевъ превозходили прочихъ. О первомъ я сужу такъ по отличному уважен³ю къ нему Петра великаго, по второмъ потому, что онъ писалъ образа и портреты для двора, имѣлъ еще при Петрѣ I (если только надпись на одной картинѣ, мною видѣнной не поддѣльна), зван³е гофъ-маллера, Матвѣевъ былъ дѣйствительно весьма отличный художникъ. Произведен³я, ему приписываемыя, соединяютъ въ себѣ мног³я достоинства живописи: хорош³й рисунокъ, сильный тонъ красокъ, кисть наипр³ятнѣйшую. Матвѣевъ можетъ быть поставленъ наряду съ весьма хорошими живописцами голландской школы.
Со временъ Петра, церкви, особенно въ столицахъ, начали строить въ лучшемъ вкусѣ и наполнять ихъ прекрасными священными изображен³ями. Возвративш³еся художники наши безъ сомнѣн³я были занимаемы. Они могли имѣть учениковъ, которые въ свою очередь образовали другихъ, и такъ художество разпространялось. По мѣрѣ умножен³я надобности въ искуствахъ умножались и люди искусные. Сооружен³е храмовъ, дворцовъ и здан³и частныхъ давало пищу художествамъ. Но мы столь мало знаемъ ходъ послѣднихъ въ с³е время, что весьма трудно опредѣлить его съ точност³ю. Отъ людей просвѣщенныхъ, которые изключительно могутъ заниматься симъ предметомъ, остается ждать въ послѣдств³и вѣрныхъ о немъ свѣдѣн³й. Они могутъ быть весьма любопытны. Жаль только, естьли самыя произведен³я не сохранятся до тѣхъ поръ. Не умѣю описать тебѣ сожалѣн³я, съ какимъ я смотрѣлъ неоднократно на мѣстные образа здѣшней Сем³оновской церкви (сооруженной по чертежу Земцова). Они теперь уже много потерпѣли, хотя ни какъ нельзя отнести произведен³е ихъ далѣе послѣднихъ годовъ царствован³я императрицы Анны ²оанновны, или первыхъ Елисаветы Петровны. Прекрасный рисунокъ, стиль болѣе чистый, нежели каковъ видѣнъ обыкновенно въ тогдашнихъ живописныхъ работахъ, доказываютъ, что образа с³и произведены рукою искусною. Я ничего не могъ о нихъ узнать достовѣрнаго; но полагаю, что они должны принадлежать Никитину, или кому либо изъ его товарищей, въ соборѣ, что въ здѣшней Петропавловской крѣпости, есть образа Матвѣева.
Петра не стало; но художества уже существовали, хотя и не утвердились еще. Вновь художниковъ въ чуж³е краи для усовершенствован³я не посылали, но довольствовались тѣми, которые были, или приглашали иностранцевъ.
Мирное въ началѣ правлен³е Елисаветы позволило обратить ея главнѣйшее вниман³е на дѣла внутренн³я. Слава двора рускаго требовала блеска.
Императрица воздвигла величайш³я здан³я и украсила ихъ великолѣпнѣйшимъ образомъ. Довольно напомнить тебѣ о Смольномъ монастырѣ, Зимнемъ и Царскосельскомъ дворцахъ, произведен³яхъ зодчества, достойныхъ существовать въ позднѣйшемъ потомствѣ. Ты имѣешь уже о нихъ понят³е изъ чертежей, мною не задолго предъ симъ къ тебѣ посланныхъ. Это памятники искуства знаменитаго графа Растрелли. Кстати сказать здѣсь, что Гваренги (ты вѣрно слыхалъ о немъ) часто говаривалъ: "я не могу видѣть церкви Смольнаго монастыря, не снявъ шляпы." Онъ находилъ планъ сей церкви превосходнымъ, и ему можно вѣрить.
Надобность въ художникахъ во всѣхъ родахъ была причиною вызова многихъ изъ чужихъ краевъ вновь. Отличнѣйш³е изъ нихъ были: графъ Ротари, славный историческ³й живописецъ, и Фонтебаско, написавш³й много плафоновъ. Перваго есть прекраснѣйшая картина въ Александроневской лаврѣ, представляющей Рождество Спасителя. Мысль сей картины заимствовалъ художникъ въ извѣстной Ночи Корредж³а: свѣтъ изходитъ отъ Божественнаго младенца и освѣщаетъ всѣ предметы. Въ дѣйств³и свѣта и тѣни, въ силѣ картины, въ прелести колорита, Ротари слишкомъ далекъ отъ своего неподражаемаго образца, но въ стилѣ рисунка едва ли не превозходитъ его. Есть въ Петергофѣ большое собран³е портретовъ руки сего художника. Ротари умеръ въ первые годы царствован³я Екатерины II, я, если не ошибаюсь, въ 1768 году. Работы Фонтебассо находятся въ Царскосельскомъ и другихъ дворцахъ. Онѣ отзываются манеромъ Т³еполо. Торелли (весьма отличный художникъ), былъ также приглашенъ въ Росс³ю. Онъ разписалъ между прочимъ Китайск³й дворецъ, что въ Оран³енбаумѣ въ саду. Пылкое воображен³е, свобода исполнен³я и прелестный манеръ отличаютъ работы сего художника.
Всѣ произведен³я сихъ художниковъ нравились императрицѣ; но она желала дать способы Рускимъ превзойти ихъ, и положила первое основан³е Академ³и художествъ. Это было въ 1758 году.
Кто бы повѣрилъ, что въ с³е самое время явится художникъ руской, достойный соперничества съ первѣйшими современными художниками Европы? Но онъ былъ дѣйствительно для славы Росс³и и своего вѣка. Хочешь знать имя его? это Какориновъ.
Все, что могу сообщить о немъ по словамъ покойнаго Гловачевскаго, перваго инспектора Академ³и, умершаго за два года предъ симъ, заключается въ томъ, что Какориновъ, уроженецъ Сибирск³й, строилъ вмѣстѣ съ Чеватинскимъ церковь св. Николы Морскаго, что Чеватинск³й былъ старѣе его лѣтами, слѣдовательно могъ быть его учителемъ, а Чеватинск³й вѣроятно учился у одного изъ пенс³онеровъ Петра великаго, и наконецъ, что Какориновъ, во время основан³я Академ³и, имѣлъ уже славу и пользовался покровительствомъ Ивана Ивановича Шувалова, извѣстнаго вельможи-Мецената, перваго начальника Академ³и. Вотъ всѣ свѣдѣн³я о Какориновѣ. О достоинствахъ его въ качествѣ зодчаго скажу послѣ. Теперь присовокуплю только, что въ тоже время былъ какой-то живописецъ Аргуновъ, первый учитель извѣстнаго въ послѣдств³и Лосенка, и еще одинъ руск³й живописецъ, имѣвш³й исключительное право писать портреты императрицы Елисаветы Петровны. Къ сожалѣн³ю покойный Гловачевск³й, часто разсказывая мнѣ о семь, не могъ припомнить имени сего художника.
Въ это время приглашены были изъ чужихъ краевъ для составлен³я Академ³и: Лорренъ, живописецъ перспективный, Кювилье историческ³й, Жилеттъ скульпторъ и Ла Моттъ архитекторъ. Какориновъ также назначенъ быль профессоромъ Академ³и. Сорокъ человѣкъ учениковъ было взято изъ Московскаго университета для образован³я школы.
Первые художники, вышедш³е изъ оной, были Баженовъ и Старовъ, оба отличные зодч³е; Лосенко и Козловъ историческ³е живописцы, изъ коихъ первый принесъ весьма важную пользу художествамъ въ Росс³и, а послѣдн³й служилъ Академ³и и имѣлъ свою особенную школу. О Художникахъ сихъ буду говорить въ слѣдующемъ письмѣ подробнѣе. Они принадлежатъ болѣе вѣку Екатерины II, съ началомъ котораго начинается новая эпоха художествъ въ Росс³и.
Въ предыдущемъ письмѣ я далъ тебѣ, любезный другъ, легкое понят³е о ходѣ художествъ въ Росс³и до временъ Екатерины великой. Теперь бросимъ взглядъ на состоян³е ихъ въ ея счастливое царствован³е.
Академ³я художествъ, заведенная при Елисаветѣ, не получила еще надлежащаго прочнаго существован³я. Смерть воспрепятствовала сей императрицѣ исполнить это. Екатерина довершила начатое. Въ 1764 году она утвердила уставъ Академ³и; даровала ей привиллег³ю; назначила весьма значущ³я суммы на содержан³е Академ³и и награды за успѣхи и искуство, а въ 1765 торжественно положила первый камень основан³я прекраснѣйшему, огромнѣйшему и величественнѣйшему дому Академ³и.
Я упоминаю о немъ; потому что онъ почесться можетъ однимъ изъ превосходныхъ публичныхъ здан³й, во всей Европѣ существующихъ. Утверждаютъ, что мног³е проэкты для него были представлены, но императрица, всегда осторожная во всѣхъ дѣлахъ своихъ, не рѣшилась сама сдѣлать выбора, не узнавъ прежде мнѣн³я о сихъ проэктахъ людей опытныхъ и искусныхъ, и для того повелѣла послать ихъ въ Парижъ для разсмотрѣн³я въ тамошней Академ³и. Французская Академ³я судила с³и проэкты строго, и рѣшительно предпочла прочимъ одинъ, во всѣхъ отношен³яхъ преимущественнѣйш³й; проэктъ сей быль Какоринова.
Ты знаешь, что въ публичныхъ здан³яхъ при услов³я наиболѣе необходимы: удобство въ разположен³и, прочность въ сооружен³и и велич³е въ цѣломъ. Здан³е Академ³и соединяетъ въ себѣ выполнен³е всѣхъ сихъ услов³й. Прибавь къ тому еще соразмѣрность частей, хорош³й стиль и огромную массу, двѣ тысячи четыреста квадратныхъ сажень занимающую и отъ одиннадцати до двѣнадцати сажень имѣющую возвышен³я, и ты состоишь себѣ нѣкоторую идею о томъ велич³й, котораго должно быть исполнено подобное здан³е.
Меня увѣрили, что мысль Академическаго здан³я взята съ извѣстнаго Казертскаго дворца близь Неаполя. Судя по времени сооружен³я его это правдоподобно, Рисунки сего дворца изданы Ванвителл³емъ въ 1756 году; но согласиться съ симъ значило бы отымать славу у нашего зодчаго. Казертск³й дворецъ и С. Петербургская Академ³я имѣютъ форму параллелограма въ планѣ и украшены пиластрами дорическаго чина: но можно ли назвать это сходствомъ? Казертск³й дворецъ имѣетъ четыре двора, а здан³е Академ³и наукъ. Средн³й академческ³й круглый превосходенъ. Но формѣ и величинѣ это почти Пантеонъ римск³й, только безъ свода. Притомъ ни разположен³е, ни самыя соразмѣрности частей и цѣлаго не сходны въ сихъ здан³яхъ. Въ академическомъ все принадлежитъ Какоринову. Гдѣ же, ты спросишь, получилъ Какориновъ столь велик³я познан³я и вкусъ, что, не руководствуясь извѣстными памятниками, произвелъ первый изъ рускихъ во всѣхъ отношен³яхъ образцовое здан³е? На это отвѣчаю: онъ былъ ген³й. Нѣкоторые полагаютъ, что графъ Растрелли былъ его учителемъ, но я имѣю причины въ семъ сомнѣваться: до Растрелл³я были въ Росс³и славные зодч³е. Здан³я, сооруженныя ими и самымъ Растрелл³емъ, могли научишь Какоринова. Впрочемъ замѣтить должно, что вкусъ сего послѣдняго и чище и обработаннѣе.
Къ сожалѣн³ю въ С. Петербургѣ нѣтъ ни одного строен³я, кромѣ академическаго, которое можно бы приписать Какоринову. Старинные домы частные измѣнены до того, что нельзя повѣрить, чтобы С. Петербургъ существовалъ болѣе тридцати лѣтъ. Пять, или шесть здан³й и нѣсколько церквей напоминаютъ только о вѣкѣ Петра и Елисаветы. Вкусъ ли, или друг³я как³я причины это произвели, рѣши ты самъ; а я обращаюсь къ художникамъ.
Баженовъ и Старовъ учились въ Академ³и подъ руководствомъ Какоринона и Ла Мотта, который также былъ отличный зодч³й. Баженовъ умеръ въ 1799 году, а Старовъ лѣтъ за десять предъ симъ. Первый былъ весьма уважаемъ за свои дарован³я и искуство. Проэктъ его возобновлен³я Кремля почитаютъ превосходнымъ. Онъ остается неисполненнымъ. Старовъ извѣстенъ, какъ художникъ съ величайшими дарован³ями. Главная церковь Александроневской Лавры одна изъ самыхъ лучшихъ въ Росс³и; Таврическ³й дворецъ, коего большая галлерея достон³³а соперничества съ превосходными творен³ями Паллад³евъ, прекрасная церковь св. Соф³и въ Царскомъ Селѣ и друг³я здан³я ставятъ Старова въ число знаменитѣйшихъ рускихъ зодчихъ.
Одинъ просвѣщенный любитель назвалъ Лосенка Ломоносовымъ въ живописи. Я согласенъ съ нимъ нѣсколько. Ломоносовъ и Лосенко оставили каждый въ своемъ искуствѣ образцы для подражан³я. Лосенко былъ весьма хорош³й рисовальщикъ. Въ бытность свою во Франц³и и Итал³и онъ обратилъ на себя вниман³е и, возвратясь въ отечество, посвятилъ себя Академ³и и былъ, можно сказать, основателемъ, руской школы, имѣющей характеромъ своимъ вѣрность рисунка. Двѣ академическ³я фигуры, писанныя Лосенкомъ, находящ³яся въ Академ³и и друг³я его произведен³я по части исторической живописи, показываютъ, что онъ живя въ Парижѣ во время Буше, столько имѣлъ въ себѣ силы, что принялъ въ руководство прекрасную Натуру. Онъ много учился съ антиковъ; множество сдѣлалъ образцовыхъ рисунковъ для воспитанниковъ и велъ ихъ по настоящей дорогѣ. Не льзя похвалить колорита Лосенка, но должно отдать ему справедливость, какъ первому художнику живописцу, давшему у насъ хорошее направлен³е художествамъ. Въ его произведен³яхъ видно чувство, видѣнъ умъ, видны дарован³я велик³я. Нельзя смотрѣть равнодушно на голову св. Апостола Андрея, написанную симъ превосходнымъ художникомъ. Чувство самоотвержен³я въ ней выражено въ высшей степени. Это произведен³е находится въ Академ³и художествъ.
Козловъ, живописецъ историческ³й, не былъ ген³й; но онъ, какъ умной человѣкъ и какъ человѣкъ съ дарован³ями, служилъ Академ³и и воспитанникамъ; кромѣ того имѣлъ у себя собственную школу живописи, изъ которой вышли мног³е хорош³е живописцы. Въ Академ³и есть его картина: отречен³е св. Апостола Петра.
Къ сему же времени должно еще причислить Рокотова, художника хорошаго по портретной части и Чемезова и Коллакова граверовъ.
Всѣ с³и художники сдѣлались болѣе, или менѣе извѣстными до вступлен³я на престолъ Екатерины великой и по времени образован³я своего принадлежатъ вѣку Елисаветы.
Я сказалъ уже выше, что Академ³я получила настоящее учрежден³е свое при Екатеринѣ. Главнымъ начальникомъ назначенъ тогда же Бецк³й, весьма просвѣщенный вельможа. Подъ его-то начальствомъ и руководствомъ перваго директора Академ³и Какоринова, при неусыпныхъ старан³яхъ профессоровъ, въ числѣ которыхъ находился и Торелли, извѣстный живописецъ историческ³й, Академ³я произвела въ короткое время многихъ достойныхъ художниковъ. Въ течен³е тридцатичетырехлѣтняго царствован³я Екатерины Академ³я успѣла пр³обрѣсть европейскую славу. Мног³е велик³е люди вмѣняли себѣ въ честь принадлежать къ числу членовъ ея. Знаменитѣйш³е художники иностранные, здѣсь и внѣ Росс³и находящ³еся, искали зван³я Академиковъ, или почетныхъ вольныхъ общниковъ. Фельтенъ, здѣшн³й уроженець, ученикъ и помощникъ графа Растрелли, архитекторъ, извѣстный многими прекрасными здан³ями и особенно превосходною лѣстницею, находящеюся въ академическомъ здан³и; Фальконетъ, знаменитый ваятель, вызванный для произведен³я памятника Петру великому, Гваренги, одинъ изъ славнѣйшихъ архитекторовъ XVIII столѣт³я; Допенъ историческ³й живописецъ, весьма отличный художникъ; Лампи и мног³е друг³е, живш³е въ Росс³и, были членами Академ³и. Не исчисляя произведени³й сихъ знаменитыхъ художниковъ, что конечно увлекло бы меня слишкомъ далеко, я скажу только,что всѣ они, украшая столицу и Росс³ю своими творен³ями, способствовали разпространен³ю вкуса и любви къ искуствамъ.
Екатерина, имѣя въ виду истинную пользу народа своего, не щадила суммъ на сооружен³е и украшен³е великолѣпныхъ публичныхъ здан³й и памятниковъ; пр³обрѣла мног³я собран³я картинъ, статуи, камеевъ и прочихъ художественныхъ вещей и образовала эрмитажъ; подарила Академ³и единственное собран³е алебастровыхъ отливковъ съ древнихъ статуй, и словомъ, все дѣлала, чтобы споспѣшествовать художествамъ въ Росс³и возвыситься на степень, достойную уважен³я современниковъ и потомства.
Примѣръ монархини дѣйствовалъ на вельможъ, которые (я говорю о знатнѣйшихъ) наперерывъ другъ предъ другомъ начали собирать отличнѣйш³я художественныя произведен³я, и нѣкоторые изъ нихъ дѣйствительно составили превосходныя,
Вѣкъ Екатерины утвердилъ и вкусъ и художества въ Росс³и. Въ ея время Академ³я выпустила около тысячи художниковъ, которые разсѣялись по импер³и и конечно не могли не содѣйствовать своими произведен³ями полезному на вкусъ общ³й вл³ян³ю.
Знаменитѣйш³е изъ художниковъ, явившихся въ царствован³е Екатерины, суть слѣдующ³е.
По части живописи исторической.
Соколовъ. Къ сожалѣн³ю сей художникъ жилъ не долго. Его дарован³я и искуство заставляютъ жалѣть о ранней смерти его. Онъ могъ бы прославить Росс³ю своими творен³ями. Онъ былъ искусный рисовальщикъ и хорош³й колористъ. Въ бытность свою въ Римѣ онъ полюбилъ произведен³я славнаго въ то время Батон³я и усвоилъ вкусъ его; но, идучи собственною своею дорогою, былъ бы, можетъ быть, и лучше и оригинальнѣе. Изъ произведен³й Соколова одно особенно заслуживаетъ отличное вниман³я. Это картина Меркур³й, усыпляющ³й Аргуса, въ естественную величину, находящаяся въ Академ³и. Его же есть превосходная коп³я въ Александроневской Лаврѣ съ картины Петра Теста: Введен³е во Храмъ Пресвятыя Богородицы и нѣкоторыя весьма хорош³я работы у людей частныхъ.
Акимовъ, художникъ весьма умный.
Онъ долго служилъ Академ³и. Большой почитатель древнихъ произведен³й и человѣкъ обладавш³й особеннымъ даромъ пр³ятнаго слова, онъ умѣлъ поселять въ воспитанникахъ страсть къ учен³ю и любовь къ прекрасному, Иконостасъ въ Александроневской Лаврѣ и картина въ Академ³и: Геркулесь, сожигающ³йся на кострѣ, суть лучш³я его произведен³я. Въ сей послѣдней фигура Геркулеса нарисована весьма хорошо.
Угрюмовъ. Этотъ художникъ имѣлъ чрезвычайную способность къ многосложнымъ сочинен³ямъ; рисовалъ правильно; колоритъ его не блестящъ въ родѣ Лосенкова. Лучш³я творен³я его кисти суть; покорен³е Казани и возведен³е на царство Михаила Ѳеодоровича, принадлежавш³я прежде Михайловскому замку и нынѣ находящ³яся въ Академ³и. Но самымъ лучшимъ дѣломъ его жизни и служен³и отечеству было образован³е Егорова и Шебуева, двухъ знаменитѣйшихъ художниковъ, намъ современныхъ. Подробнѣйшее свѣдѣн³е объ Угрюмовѣ ты можешь получить изъ журнала изящныхъ искуствъ.
По части Портретной Живописи.
Левицк³й. Одинъ изъ первыхъ художниковъ, явившихся въ царствован³е Екатерины. Кажется, онъ учился у Рокотова. Впрочемъ имѣлъ свой собственный манеръ весьма пр³ятный. Краски его блестящи. Онъ особенно отличался въ выполнен³и матер³й.
Боровиковск³й получилъ въ Малоросс³и, своей родинѣ, первыя начала въ живописи. Кстати разсказать здѣсь, какимъ образомъ онъ сдѣлался извѣстнымъ Екатеринѣ. Анекдотъ о семъ послужитъ доказательствомъ дарован³й Боровиковскаго по части изобрѣтен³я. Во время путешеств³я по Росс³и, Государыня останавливалась въ нарочно выстроенныхъ для отдохновен³я домахъ, гдѣ не было удобныхъ для того у жителей. Одинъ изъ такихъ домовъ былъ построенъ вновь въ Малоросс³и, въ Миргородскомъ повѣтѣ (если не ошибаюсь). Предводитель дворянства, извѣстный Капнистъ желалъ украсишь сей домъ просто, но прилично случаю, и поручилъ Боровиковскому, который будучи въ отставкѣ поручикомъ, занимался по страсти живописью, написать двѣ или три картины. Художникъ сдѣлалъ ихъ нѣсколько, и въ томъ числѣ двѣ особенно примѣчательныя. Онѣ представляли слѣдующ³е предметы: одна семь Греческихъ мудрецовъ предъ книгою Наказа и Екатерину, въ видѣ Минервы, объясняющую имъ совершенство сего безсмертнаго творен³я; а другая Петра великаго, орющаго землю, Екатерину, въ слѣдъ за нимъ сѣющую сѣмена, и двухъ Ген³евъ позади Ея: Александра и Константина, которые боронятъ землю, вспаханную и засѣянную. Мысль сихъ картинъ отмѣнно понравилась Монархинѣ. Она пожелала узнать художника и, узнавъ его, повелѣла отправить въ Петербургъ къ Ламн³ю. Прибывъ сюда, Боровиковск³й въ самое скорое время сдѣлался соперникомъ своего учителя и, подружась съ Левицкимъ, возпользовался у сего послѣдняго тѣмъ, что было согласно съ его собственнымъ вкусомъ. Боровиковск³й былъ портретный живописецъ, но онъ писалъ весьма много и отлично хорошо священныхъ изображен³й для церквей. Онъ былъ трудолюбивъ до невѣроятности. Едва ли кто либо изъ Рускихъ живописцевъ произвелъ столько, сколько Боровиковск³й. Мног³я его произведен³я прекрасны въ полномъ смыслѣ слова. Лучш³я находятся въ Казанской церкви. Если бы этотъ художникъ имѣлъ основательнѣйш³я начала, то безъ сомнѣн³я былъ бы однимъ изъ величайшихъ художниковъ Росс³и. Впрочемъ, по обдуманности своихъ сочинен³й, совершенной сообразности съ избираемыми предметами и механизму живописи, онъ имѣетъ право на почетнѣйшее мѣсто въ числѣ живописцевъ нашихъ. Свѣжесть его красокъ, кисть (я разумѣю о лучшемъ времени сего художника) и выполнен³е тканей, всегда будутъ почитаемы образцовыми. Боровиковск³й писалъ почти всю Императорскую фамил³ю.
Щукинъ учился въ Академ³и. Онъ также принадлежитъ къ числу отличныхъ Художниковъ. Нѣкоторые портреты написаны имъ съ большимъ искуствомъ и пр³ятност³ю. Портретъ Императора Павла есть важнѣйшее его произведен³е.
По части Пейзажной Живописи
Сдѣлались извѣстными: Щедринъ (Семенъ), Матвѣевъ, всегда живш³й въ Римѣ, Ивановъ (Михайла), который былъ вмѣстѣ съ тѣмъ и баталическимъ живописцемъ, Мартыновъ и еще нѣкоторые. Первый былъ чрезвычайно занятъ при Императорѣ Павлѣ и произвелъ нѣкоторыя вещи отлично хорошо. Съ его картинъ много есть эстамповъ. Они пр³ятнѣе картинъ, потому что Щедринъ, при всѣхъ достоинствахъ пейзажиста, имѣлъ колоритъ не совершенно правдивый. Второй сдѣлалъ себѣ имя въ самомъ Римѣ. Онъ былъ страстенъ къ своему искуству. Нѣкоторыя работы его превосходны. Художникъ сей любилъ природу и изображалъ ее вѣрно. Ивановъ болѣе извѣстенъ какъ рисовальщикъ; онъ написалъ мало картинъ. По нѣкоторымъ можно судить, что онъ былъ человѣкъ съ необыкновенными дарован³ями. Мартыновъ, ученикъ Щедрина, напротивъ писалъ очень много; его картины находятся во дворцахъ и у людей частныхъ. Нѣкоторыя превосходны. Ихъ отличаютъ вѣрность тоновъ, вкусъ и необыкновенная свобода кисти.
По части Перспективной Живописи
Мы имѣли своего Каналетта въ Алексѣевѣ. Этотъ художникъ имѣлъ даръ рѣшительный; лучш³я картины его дышатъ правдою; скажу болѣе, онѣ обманываютъ зрителя. Это натура. Въ перспективѣ воздушной Алексѣевъ былъ весьма силенъ; писалъ весьма много и мало произвелъ посредственнаго. Онъ образовалъ Воробьева.
Нельзя, говоря о живописцахъ, позабыть Евреинова, который былъ превосходный художникъ по части живописи на финифти.
Симъ оканчиваю взглядъ на живописцевъ Екатеринина вѣка. О ваятеляхъ и зодчихъ Ея же времени поговорю послѣ.
Писать коротко о предметѣ обширномъ очень трудно. Ясность мыслей и точность выражен³й требуютъ предварительной обдуманности; я боюсь за себя: поспѣшность рѣдко производитъ что нибудь хорошее. Сдѣлай милость, будь ко мнѣ снисходителенъ.
Я обѣщалъ говорить тебѣ въ нынѣшнемъ письмѣ о ваятеляхъ Рускихъ Екатеринина вѣка, и ты вѣроятно удивился, почему я ни слова не сказалъ прежде о ваятеляхъ, предшествовавшихъ сему времени. Виноватъ, но не болѣе какъ воевода, который почелъ себя виноватымъ за то, что въ его воеводской канцеляр³и не было никакихъ тяжебныхъ дѣлъ.
Ваятелей до царствован³я Екатерины II Росс³я вовсе не имѣла: и вотъ причина, по которой я умолчалъ объ нихъ, кажется достаточная. Ты въ правѣ болѣе обвинить меня за то, что я сказалъ такъ мало о зодчествѣ въ Росс³и до царствован³я Петра Великаго. Согласенъ, но послѣ десяти или двадцати словъ, ничего уже не останется говорить мнѣ о семъ предметѣ.
До Владимира великаго как³е были храмы и даже были ли они точно у язычниковъ, Росс³ю населявшихъ: мы положительно не знаемъ. Первые храмы христ³анск³е я сказалъ уже, строились по образцу современныхъ Греческихъ. Послѣдовавш³е за сими были также болѣе или менѣе подражан³я, уродуемыя по прихотямъ зодчихъ или строителей. Зодчество Визант³йскаго вкуса замѣнено какимъ то Готическо-Индѣйскимъ. Но что за новый характеръ и какъ онъ явился въ Росс³и, ты спросишь безъ сомнѣн³я; отвѣчаю объяснен³емъ. Наши церкви оставались въ планахъ своихъ почти неизмѣнными до временъ Петровыхъ. Обыкновеннѣйшая форма плановъ квадратъ съ четырьмя столбищами по срединѣ, внутри хоры (кромѣ средняго главнаго отдѣла) съ придѣлами на нихъ, стѣна олтаря, выдавшаяся полукругомъ, а если было три престола въ рядъ или болѣе, то нерѣдко столькими же полукругами выдававшаяся, притворъ отъ главнаго входа, или крытая галлерея снаружи вокругъ всей церкви: въ семъ заключались всѣ планы нашихъ церквей. Но въ лицевыхъ своихъ сторонахъ онѣ разнообразились до чрезвычайности; и кто наблюдалъ зодчество Индѣйцовъ, тотъ согласится со мною, что въ формахъ куполовъ нашихъ церквей есть много общаго съ куполами Индѣйскихъ храмовъ; даже въ украшен³яхъ наружныхъ очень много восточнаго вкуса, только не Срацынскаго или Маврскаго, а какого то особеннаго, собственно нашимъ церквамъ принадлежавшаго. Не путешеств³я ли въ орду вольныя и невольныя привили сей вкусъ, или одна прихоть или причудливость зодчихъ сему виною ?
Послѣ царя Ивана Васильевича III и до Петра у насъ бывали зодч³е Европейцы. Они ввели въ Росс³ю Итал³янско-Готическое зодчество и соорудили мног³е храмы и здан³я въ семъ вкусѣ.
Церковь Васил³я Блаженнаго въ Москвѣ всегда обращала на себя особенное мое вниман³е; по общей пирамидальной формѣ, ее причислить должно къ здан³ямъ Готическаго вкуса, а по девяти куполамъ ея, изъ коихъ одинъ другаго страннѣе и одинъ другаго затѣйливѣе, она есть произведен³е, не подходящее ни подъ какой вкусъ зодчества, произведен³е, можетъ быть единственное въ своемъ родѣ въ цѣлой Европѣ по своей странности. Предки наши не имѣли и не могли имѣть понят³й о красотѣ здан³й. Они менѣе просвѣщены были другихъ Европейцевъ; богатство составляло крайнюю цѣль украшен³й церковныхъ. И вызываемые иностранные зодч³е строили, сообразуясь со вкусомъ земли, въ которой находились. Отъ того то нѣкоторые старинные памятники зодчества въ Росс³и имѣютъ что-то свое.
Обратимся къ ваян³ю: при введен³и Христ³анской вѣры въ Росс³и кумиры истреблены, и отъ Владим³ра до Петра вѣроятно не было въ Росс³и ни одной статуи, исключая однако жъ изваян³й золотыхъ и серебренныхъ, разные предметы изображающихъ, которыя могли быть присылаемы царямъ въ подарокъ отъ дворовъ Европейскихъ, или пр³обрѣтаемы отъ иностранцевъ покупкою, и украшали палаты царск³я, если не по достоинству художества, то по цѣнности вещества, изъ котораго состояли. Упоминать о рѣзьбѣ изъ дерева, украшен³й для иконостасовъ и проч. т. п. почитаю излишним. Золото или позолота давали цѣну имъ, а не искуство.
Петръ велик³й первый имѣлъ у себя во дворцѣ статуи. Онъ первой цѣнилъ с³е искуство. Венера, извѣстная подъ именемъ Таврической (она находится въ Таврическомъ дворцъ), одно изъ первокласныхъ творен³й древности, какъ увѣряютъ, куплена имъ. Это чудесное произведен³е лучшихъ временъ Грец³и едва ли извѣстно теперь въ чужихъ краяхъ, но оно достойно соперничества съ Венерою Медицисскою и въ нѣкоторомъ отношен³и даже превосходитъ ее. Венера Таврическая есть дѣва Венера, Медицисская - жена.
Въ царствован³е Елисаветы произведена конная статуя Петра великаго, что предъ бывшимъ Михайловскимъ Замкомъ, и императрицы Анны ²оанновны стоящей, достойная нѣкотораго вниман³я по искуству, но кѣмъ именно, точно не извѣстно; послѣднюю приписываютъ графу Растрелли: слѣдовательно онъ былъ и ваятель. Мало по малу появились ваятельныя произведен³я въ Росс³и, но до Гордѣева не было ни одного ваятеля Русскаго.
Теперь будемъ говорить о художникахъ нашихъ.
Гордѣевъ. Онъ былъ изъ первыхъ художниковъ, вышедшихъ изъ Академ³и при Екатеринѣ. Получивъ твердыя начала въ рисованьи, онъ занимался своимъ искуствомъ подъ руководствомъ Жилета, образовавшаго многихъ достойныѵь ваятелей. Вкусъ Гордѣева былъ чистый, лѣпка прелестная, стиль складокъ въ одеждахъ приближающ³йся къ древнему Греческому. Онъ произвелъ мног³я весьма достойныя вещи. Скажу объ одной небольшой фигуркѣ, изображающей осень, изъ обозженной глины. С³е прекраснѣйшее произведен³е сдѣлано подъ пару Фальконетовой фигуркѣ веснѣ, и не боюсь сказать, несравненно превосходнѣе сей послѣдней. Ты не повѣришь? Но я желалъ бы, чтобы ты имѣлъ случай сравнить с³и два произведен³я. Имѣя вкусъ образованный и любя правду, ты отдалъ бы справедливость Гордѣеву, при всемъ томъ, что ты Рускихъ мало знаешь.
Шубинъ также былъ весьма отличный ваятель. Его бюсты живы; тѣло въ нихъ есть совершенное тѣло; всѣ возвышен³я безъ сухости и безъ излишней мягкости, въ семъ родѣ произведен³й онъ единственъ; но въ статуяхъ имѣлъ менѣе удачи. Въ постановлен³яхъ и положен³яхъ вкусъ современный французск³й.
Щедринъ (Ѳедосъ, братъ пейзажиста) отличался лѣпкою; будучи въ Парижѣ, онъ изучалъ произведен³я славнаго Пигаля, и возвратясь въ отечество, произвелъ нѣкоторыя вещи во вкусѣ его прекрасно. Щедринь въ произведен³яхъ своихъ не искалъ красоты идеальной; онъ слѣдовалъ природѣ съ большимъ успѣхомъ. Марц³асъ, спящ³й Эндим³онъ, его хотя съ несравненнаго мальчика Пигалева и несен³е креста, барельефъ въ Казанской церкви, суть лучш³я произведен³я, которыя онъ когда либо сдѣлалъ.
Козловск³й былъ истинный ген³й. Воображенье пламенное, сочинен³е умное, исполнен³е рѣшительное отличали все выходившее изъ рукъ сего знаменитаго художника. Онъ былъ славный рисовальщикъ. Почитатель и подражатель Буонарот³я, Козловск³й тогда, подобно сему знаменитому ваятелю, увлекался желан³емъ блеснуть познан³ями своими въ анатом³и и излишествовалъ въ выражен³и мускуловъ. Трудно впрочемъ опредѣлить, какое лучшее произведен³е его. Они всѣ прекрасны, всѣ имѣютъ одни и тѣже достоинства и (я говорю съ тобою, а не съ его записными почитателями) почти всѣ одинъ и тотъ же недостатокъ. Дѣвочка, сидячая фигура изъ мрамора, принадлежащая Императрицѣ Александрѣ Ѳеодоровнѣ, кажется, чужда онаго, и потому можетъ почесться въ числѣ изящнѣйшихъ его произведен³й. Колосальныя статуи Суворова на Суворовской площади здѣсь въ С. Петербургѣ, и Самсона, въ Петергофѣ поставленная, произведены также Козловскимъ. Художникъ сей много трудился; въ Императорскомъ эрмитажѣ есть его фигура ген³я изъ мрамора и нѣсколько небольшихъ произведен³й изъ обозженной глины.
Мартосъ. Творен³я сего знаменитаго художника и имя его извѣстны въ цѣлой Европѣ. Онъ принадлежитъ къ числу превосходнѣйшихъ ваятелей новѣйшаго времени. Въ Росс³и онъ можетъ почесться лучшимъ изъ всѣхъ, какихъ она имѣла и имѣетъ доселѣ. Современникъ Гордѣева, Щусина, Щедрина и Козловскаго, онъ избралъ друг³е пути въ своемъ искуствѣ. Обдуманное подражан³е древнимъ постепенно усовершало стиль его и нѣкоторыя произведен³я, имъ исполненныя, изящны въ высшей степени. Онъ менѣе пылокъ, нежели каковъ былъ Козловск³й, но произведен³я его болѣе удовлетворительны въ глазахъ безпристрастнаго критика. Мартосъ рѣдко поражаетъ своими творен³ями съ перваго взгляда; но они тѣмъ болѣе привлекаютъ вниман³е, чѣмъ болѣе смотришь на нихъ; произведен³я Мартоса не имѣютъ столько прелести и движен³я, сколько творен³я знаменитаго Кановы, но они не имѣютъ, за то ничего манернаго, ничего принужденнаго, ничего излишествующаго. Благородство есть отличительный характеръ сочинен³й Мартоса; выполнен³е его вѣрно, тщательно, пр³ятно; въ драпирован³и фигуръ онъ превосходитъ Канову; а въ барельефахъ и особенно многосложныхъ онъ едва ли теперь имѣетъ себѣ равнаго.
Предѣлы письма не позволяютъ мнѣ распространяться въ изсчислен³и произведен³й Мартоса, ихъ очень много: но я не могу не поименовать тебѣ по крайней мѣрѣ важнѣйшихъ.
Къ числу сихъ послѣднихъ принадлежатъ памятники, украшающ³е садъ Павловска. Барельефь, представляющ³й Гименея, потушающаго пламенникъ (на памятникѣ Великой Княгинѣ Еленѣ Павловнѣ), можетъ итти наряду съ произведен³ями древнихъ Грековъ; памятникъ Великой Княгинѣ Александрѣ Павловнѣ, извѣстный тебѣ по гравировкѣ заглавнаго листа въ сочинен³яхъ Жуковскаго (изд. перв.), есть также одно изъ лучшихъ творен³й Мартоса; памятникъ Императору Павлу и въ особенности барельефъ, помѣщенный на цоколѣ онаго, изображающ³й Августѣйшее семейство, оплакивающее потерю отца и государя своего, особенно превосходенъ; статуя Актеона, колосальный памятникъ гражданину Минину и князю Пожарскому и мног³я друг³я произведен³я Мартоса приносятъ честь ему и Росс³и. Художникъ сей уже въ преклонныхъ лѣтахъ; но силы ген³я его еще не угасаютъ: послѣдн³я его работы не уступаютъ тѣмъ, которыя имъ исполнены въ лучш³я лѣта жизни; онъ и теперь трудится.
Посылаю тебѣ рисунокъ съ одного изъ послѣднихъ произведен³и сего знаменитаго художника, не съ тѣмъ, чтобы я почиталъ его превосходнѣйшимъ (изъ работъ Мартоса трудно сдѣлать подобный выборъ), но оно подаетъ два важные предмета къ размышлен³ю: во первыхъ назначен³е и мысль сего произведен³я, а во вторыхъ искуство художника.
Одинъ набожный вельможа приготовивъ въ церкви помѣстья своего для себя гробь, хотѣлъ украсить оный изваян³емъ Ангела-хранителя, держащаго въ одной рукѣ образъ, даръ и благословен³е родителей, а въ другой лампаду, всегда горящую: подоб³е пламеннаго усерд³я къ Богу правосудному. Это выполнено Мартосомъ: изъ рисунка ты можешь судить о художественномъ достоинствѣ сего священнаго изваян³я. Сочинен³е фигуры въ особенности отвѣчаетъ простотѣ и велич³ю мысли, святости предмета и важности назначен³я,
Прокофьевъ есть послѣдн³й изъ ваятелей Екатеринина вѣка. Его произведен³я, въ стилѣ современномъ Французскомъ, уступаютъ въ строгости формъ произведен³ямъ Мартоса; но они дышутъ жизн³ю. Смотря на нихъ, забываемъ, что видимъ предъ собою мраморъ или бронзу. Актеонъ его, преслѣдуемый своими собаками, спящ³й пастушокъ и Морфей превосходны. Въ Петергофѣ есть его работы: богъ рѣки Волхова и тритоны. Чувство, знан³е и смѣлость отличаютъ вообще лѣпку сего художника. Онъ довольно трудился. Барельефы его имѣютъ больш³я достоинства: сочинен³е умное, исполнен³е свободное, рѣшительное. Нѣкоторые окончены какъ нельзя лучше.
явились въ царствован³е Екатерины великой слѣдующ³е художники:
Волковъ, художникъ превосходный. Онъ имѣлъ дарован³я необыкновенныя. Здан³я, имъ сооруженныя, исполнены чистоты вкуса и совершенной сообразности съ ихъ назначен³емъ. Странно видѣть употребляемыя иными зодчими украшен³я, не соотвѣтственныя характеру строен³й; портики, колонады и проч., приличныя храмамъ, дворцамъ или домамъ огромнымъ, приставляемыя къ магазинамъ, конюшнямъ и тому подобнымъ, несравненно низшее назначен³е имѣющимъ постройкамъ. Волковъ не имѣлъ сего излишества. У него все у мѣста, все кстати; онъ много строилъ. Нѣкоторыя здан³я его могутъ почесться образцовыми. Къ числу сихъ принадлежитъ Соляной городокъ (магазинъ для хранен³я казенной соли) на берегу Фонтанки, и казенный пивоваренный заводъ, что на Выборгской сторонѣ здѣсь въ С. Петербургѣ.
Захаровъ одинъ изъ величайшихъ зодчихъ въ Росс³и. Онъ, служа долго профессоромъ архитектуры въ Академ³и Художествъ, образовалъ весьма много отличнѣйшихъ художниковъ. Его проэкты возобновлен³я Исак³евской церкви и соединен³я здан³й, Академ³и Наукъ, принадлежащихъ колоннадами, превосходны въ обширнѣйшемъ значен³и слова; по его же проэкту возобновлено главное Адмиралтейство въ С. Петербургѣ, здан³е огромнѣйшее и, можно сказать, единственное по чистотѣ архитектуры, согласно частей, соразмѣрности во всемъ и изящному стилю. Мѣльниковъ, зодч³й, извѣстный необыкновенными дарован³ями своими, обязанъ Захарову развит³емъ и усовершенствован³емъ оныхъ.
Михайловъ (Андрей) достойный отличнаго вниман³я по многимъ прекраснѣйшимъ здан³ямъ здѣсь и внѣ столицы. Въ С. Петербургѣ произведены имъ Екатерининская церковь, домъ Росс³йской Академ³и, и много домовъ частныхъ. Достопочтенный художникъ сей былъ сотрудникомъ Захарова по Академ³и и теперь служитъ ей съ величайшею пользою. Опытност³ю и навыкомъ онъ пр³обрѣлъ глубок³я познан³я по своей части. Нѣкоторыя изъ послѣднихъ проэктовъ его превосходны.
Воронихинъ, извѣстный сооружен³емъ Казанской церкви,