Главная » Книги

Григорович Василий Иванович - О состоянии художеств в России, Страница 2

Григорович Василий Иванович - О состоянии художеств в России


1 2

Горнаго корпуса, Колонады въ Петерговскомъ саду и проч. Онъ былъ въ большой славѣ. Теперь его критикуютъ особенно за Казанскую церковь, однако храмъ сей хотя и имѣетъ нѣкоторыя несовершенства, можешь стать на ряду съ весьма хорошими церквами въ Европѣ. Мѣстное положен³е, не позволившее помѣстить колонаду отъ главнаго входа, причиною тому, что она примкнута къ боковой фасадѣ церкви; отъ этаго и самая церковь теряетъ много виду, а куполъ ея довольно огромный кажется слишкомъ малымъ по соразмѣрности со всею массою здан³я; впрочемъ, разсматривая с³ю церковь безпристрастно, найдешь въ ней много достоинствъ; детали (подробности) вообще прекрасны. У Воронихина нельзя отнять его дарован³й; онъ былъ весьма искусный художникъ и особенно отличался внутреннимъ украшен³емъ домовъ.
   Демерцовъ и Михаиловъ (Александръ) равно принадлежатъ къ числу весьма хорошихъ зодчихъ сего же времени. Первой извѣстенъ сооружен³емъ Церквей Св. Серг³я и Знамен³я здѣсь въ С. Петербургѣ, изъ коихъ въ послѣдней внутренность особенно прекрасна, а второй построен³емъ Литейной, принадлежащей Академ³и Художествъ, многими другими строен³ями казенными и частными и нѣкоторыми проэктами, большое достоинство имѣющими.
   О гравирован³и на мѣди я не сказалъ еще ни слова, хотя и упомянулъ о двухъ граверахъ Рускихъ, явившихся при Елисаветѣ. Впрочемъ о семъ искуствѣ мало можно сообщить любопытнаго.
   До Петра I не было у насъ гравёровъ. Онъ вызвалъ нѣкоторыхъ изъ чужихъ краевъ. Въ числѣ ихъ не было отличныхъ. При Елисаветѣ же приглашенъ въ Росс³ю знаменитый Шмитъ для выгравирован³я портрета Ея Величества, писаннаго въ ростъ художникомъ Токе. Этотъ граверъ, одинъ изъ славнѣйшихъ своего времени, оставался долго въ Росс³и и образовалъ Коллакова и Чемезова, упомянутыхъ мною прежде. При Екатеринѣ были у насъ довольно изрядные гравёры иностранцы; изъ Рускихъ же отличились: Скородумовъ, котораго справедливо можно назвать нашимъ Бартолоц³емъ, онъ былъ весьма хорош³й рисовальщикъ, (достоинство рѣдкое въ граверѣ) и произвелъ нѣкоторые эстампы пунктировальнымъ манеромъ превосходно. - Берсеневъ, который гравировалъ грабштихомъ (au burin) чрезвычайно хорошо. Эстампъ его съ картины и Лосенка, представляющей Св. Апостола Андрея, исполненъ отлично. По твердости рисунка, чистотѣ штриховъ и тонкому выполнен³ю картины, это произведен³е можетъ почесться изъ лучшихъ вышедшихъ доселѣ въ Росс³и. Берсеневъ скопировалъ въ большомъ форматѣ эстампъ славнаго Эделинга съ картины Филиппа де Шампань, представляющей Моисея, нынѣ находящейся въ Императорскомъ Эрмитажѣ и произвелъ друг³я достойныя работы. Къ сожалѣн³ю оба художника с³я жили не долго. Кошкинъ, ученикъ Берсенева, также могъ бы быть отличнымъ гравёромъ, но обстоятельства отвлекли его отъ занят³я симъ искусствомъ; о другихъ же граверахъ упоминать почитаю излишнимъ.
   По части рѣзьбы на камняхъ и стали были въ Росс³и при Екатеринѣ: Вернье и Егеръ иностранцы, а изъ Рускихъ Васильевь и потомъ Алексѣевъ. Но лучшимъ въ с³е время почитался Леберехтъ, пр³ятност³ю лѣпки изъ воску и чрезвычайною отдѣлкою работъ своихъ замѣчательный.
   Такимъ образомъ не было ни одного почти рода художествъ, въ которомъ бы не явились при Екатеринѣ Руск³е художники отличные; но, должно сказать правду, они мало или не такъ какъ 6ы должно занимаемы были публикою. Иностранные, въ числѣ которыхъ были конечно превосходные, а болѣе посредственныхъ; вообще выигрывали во мнѣн³и передъ Рускими. Князь Потемкинъ-Таврическ³й едва ли не одинъ былъ, который предпочиталъ своимъ чужеземцамъ и ни мало отъ того не былъ въ проигрышѣ. Домъ его, что нынѣ Аничковской и Таврической Дворцы, были первый передѣланъ, а послѣдн³й вновь сооруженъ извѣстнымъ Старовымь. Онъ употребилъ потомъ Волкова. Многихъ художниковъ имѣлъ онъ при себѣ и особенно любилъ Рускихъ. Немног³е вельможи слѣдовали его примѣру; причина ясная: чтобы безошибочно судить о художествахъ, нужны познан³я; чтобы поддерживать оныя, нужна любовь; чтобы имѣть поддерживать къ художникамъ, нужно убѣжден³е въ ихъ достоинствѣ; а въ то время по недавнему образован³ю Акадечм³и большая часть богатыхъ любителей, избалованные возможност³ю, которая подавала Французская революц³я пр³обрѣтать вещи превосходныя славныхъ мастеровъ за безцѣнокъ и не думали о рускихъ художникахъ.
   Одни зодч³е наши были не безъ занят³й; но всѣ проч³я художества не обращали на себя должнаго вниман³я публики.
   Не такъ мыслила, не такъ дѣйствовала Императрица. Великая умѣла быть великою во всемъ; и хотя, какъ увѣряютъ старики, она признавалась, что не имѣла склонности ни къ музыкѣ, ни къ художествамъ, однако, зная, что науки и искуства необходимы въ государствѣ, всегда покровительствовала, ободряла, лелѣяла и тѣ и друг³я. Руск³е съ дарован³ями были ея дѣтями. Она любила ихъ какъ мать, она одна поддерживала всякаго достойнаго художника рускаго, занимала ихъ и пеклась о томъ, чтобы они имѣли способы трудиться. Эрмитажъ, любимое мѣстопребыван³е Императрицы, былъ наполненъ художниками. Государыня не оставляла ни одного почти безъ того, чтобы не сказать милостиваго слова, не ободрить похвалою или покупкою для себя произведен³я достойнаго. Зодчество въ ея время возвысилось. Церкви, дворцы и публичныя здан³я, здѣсь и въ другихъ мѣстахъ Росс³и сооруженныя Рускими, удостовѣряютъ въ этомъ. Живопись также усовершилась. Ваян³е блистательнымъ образомъ явилось вновь; и хотя справедливо, что художники, посвятивш³е себя послѣднему, мало имѣли тогда случаевъ къ произведен³ямъ важнымъ; однако жь одинъ Георг³евск³й залъ въ зимнемъ дворцѣ, отдѣланный по проэкту славнаго Гваренги и украшенный мраморными ваятельными работами Гордѣева, Мартоса, Козловскаго и Шубина (если бы не было другихъ превосходныхъ художественныхъ памятниковъ времени Екатерины) доказываешь, сколько желала она видѣть увѣковѣченнымъ отличное искуство Росс³янъ, ей современныхъ.
   Весьма бы я желалъ изчислить самое главнѣйшее, что произведено Рускими по части художествъ при Екатеринѣ, но это не возможно; предѣлы письма слишкомъ для того тѣсны, Впрочемъ ты могъ замѣтить изъ сказаннаго мною, что художества въ Росс³и въ самое короткое время, по учрежден³и Академ³и, сдѣлали исполинск³й шагъ впередъ.
   Что жь было бы, если бы умы совершенно готовы были возпользоваться вполнѣ сими успѣхами!
   Нельзя не уважать дарован³й, въ комъ бы они ни были и гдѣ бы ни явились, это правда; но любить украшающ³я отечество, ихъ поддерживать, возвышать; обязанность всякаго, кто имѣетъ къ тому средства, у кого есть любовь къ странѣ родной и кто желаетъ ей чести, славы и пользы, Велик³е умы, ген³и необыкновенные принадлежатъ всему человѣчеству; но слава ихъ есть неотъемлемая собственность той земли, въ которой они родились и созрѣли.
   Помни это, любезной другъ! Твое образован³е, умъ, родъ, знатность, все ручается за то, что ты можешь нѣкогда возвыситься на степень человѣка государственнаго. Истина с³я тебѣ пригодится. Мы Руск³е еще и теперь не можемъ хвалиться много тѣмъ прекраснымъ, благороднымъ чувствомъ, которое называютъ гордост³ю нац³ональною. Это единственная бѣда наша. Прощай!
  

Письмо IV.

  
   Кратковременное царствован³е императора Павла ознаменовано превосходными памятниками искуствъ изящныхъ. Онъ любилъ художества, чувствовалъ холодность публики къ произведен³ямъ художниковъ отечественныхъ и собственнымъ примѣромъ доказалъ несправедливость малаго ея къ нимъ довѣр³я. Петергофъ украшенъ въ его время множествомъ бронзовыхъ статуи, исполненныхъ Козловскимъ, Мартосомъ, Щедринымъ и Прокофьевымъ; для Михайловскаго замка мног³я картины и статуи произведены рускими художниками; отлиты нѣкоторыя по формамъ, снятымъ съ древнихъ образцовыхъ произведен³и для украшен³я императорскихъ садовъ; умножилось число прекраснѣйшихъ храмовъ и здан³й въ столицахъ и внутри импер³и; рѣшено сооружен³е Казанскаго Собора и, словомъ, художники руск³е произвели въ это время столько истинно достойныхъ творен³й, что тотъ, кто не знаетъ Росс³и, не повѣритъ, чтобы пять лѣтъ были къ тому достаточны, Императоръ уважалъ Баженова; Щедрина (пейзажиста) и многихъ другихъ славныхъ нашихъ художниковъ. Онъ былъ отмѣнно милостивъ ко всѣмъ, кто имѣлъ даръ и могъ содѣйствовать трудами своими чести Росс³и. Императрица Мария Ѳедоровна, слѣдуя врожденной любви ея къ изящному, равнымъ образомъ ободряла и покровительствовала дарован³я. Мартосъ многими случаями къ произведен³ю ваятельныхъ творен³и обязанъ Ея Величеству.
   Въ семъ состоян³и были художества въ Росс³и, когда взошелъ на престолъ Императоръ Александръ.
   Немног³е изъ художниковъ, отличившихся при Екатеринѣ, не дожили до сего счастливѣйшаго вѣка; проч³е произвели лучш³я свои творен³я въ это время. Друг³е явились вновь для славы своего отечества. Академ³я Художествъ, подъ начальствомъ незабвеннаго графа А. С. Строганова, благодѣтели художниковъ рускихъ, получила новыя милости отъ щедротъ монаршихъ. Сооружена соборная церковь Казанск³я Бож³я Матери, знаменитая многими славными творен³ями лучшихъ нашихъ художниковъ. Воздвигнуты здан³я, памятники. Столицы, города, села получили новый видъ. Вкусъ распространился повсемѣстно; правительство дало случаи и средства отличившимся художникамъ нашимъ, и художества въ Росс³и достигли той степени, на которой находятся они въ образованнѣйшихъ странахъ Европы. Соперничество лучшихъ итал³анскихъ и французскихъ художниковъ нынѣ для Рускихъ не страшно.
   Ты, л. д., можетъ быть, подумаешь, что я сказалъ симъ слишкомъ много; но, прошу тебя, не спѣши судить мои выражен³я; я говорю самую строгую истину. Ты убѣдишься въ ней, когда болѣе познакомишься съ Росс³ею. Отбрось только предубѣжден³я и смотри на все прямыми глазами.
   Въ царствован³е императоровъ Павла и Александра Академ³я образовала и еще не менѣе тысячи художниковъ.
   Вотъ имена превосходнѣйшихъ. По части живописи исторической: Егоровъ, Шебуевъ, Ивановъ (Андрей), Безсоновъ, Сазоновъ, Басинъ, Бруни, Брюловъ (Карлъ); по портретной: Варникъ, Кипрейск³й, Венец³ановъ; по перспективной: Воробьевъ; по пейзажной; Щедринъ (Сильестровъ), Боде; по части гравирован³я на мѣди; Уткинъ, Ческ³й, Галакт³оновъ и Скотниковъ; по части ваян³я; Демутъ-Малиновской, Пименовъ, Соколовъ, Гольбергъ, Крыловъ; по части рѣзьбы на металлахъ: графъ Толстой и Шиловь; рѣзьбы на крѣпкихъ камняхъ: Доброхотовъ; по части зодчества: Стасовъ, Мельниковъ, Гомзинъ, Беретти, Дудинъ, Калашниковъ, Глинка, два брата Тоны, Мейеръ, Эльсонъ, Брюловъ (Александръ) и пр. Изъ числа сихъ художниковъ нѣкоторые могутъ быть поставлены наряду съ первостепенными иностранными художниками.
   Егоровъ есть художникъ, обладающ³й необыкновенными дарован³ями, рисовальщикъ, какихъ мало имѣетъ Европа. Ему удивлялись въ Римѣ: стиль его благородный, изящный, возвышенный. Въ сочинен³и онъ превосходенъ. Живопись его пр³ятна, обворожительна. Если бы картины, имъ производимыя, были всегда равной силы, а лица имѣли болѣе выражен³я, и наконецъ если бы воздушная и линейная перспективы въ его произведен³яхъ совершенно удовлетворяли строгаго критика; то я сказалъ бы: это нашъ Рафаэль, но болѣе близк³й къ древнимъ, нежели Санц³о. Егоровъ произвелъ за десять лѣтъ предъ симъ картину истязан³я Спасителя въ темницѣ. Знаменитая вообще картина с³я имѣетъ так³я части, которымъ удивляться, скажу болѣе, предъ которыми благоговѣть должно. Фигура, изображающая Спасителя, и въ особенности туловище ея нарисовано неподражаемо. По изяществу стиля и формъ это антикъ; шея, грудь и плеча сей фигуры совершенны въ высочайшей степени. Фигура, привязывающая руки Спасителя къ столбу, выполнена съ такимъ знан³емъ и вѣрност³ю, что украсила бы и лучшее творен³е Аннибала Караччи. Сочинен³е вообще сей картины весьма умно: Спаситель введенъ въ темницу, разоблаченъ; одинъ изъ свершителей казни привязываетъ руки его, какъ я сказалъ уже; другой, держа розги, ждетъ съ звѣрскимъ нетерпѣн³емъ минуты истязан³я; воинъ, стоящ³й позади, дерзаетъ въ безум³и своемъ укорять Богочеловѣка; но сей, возведя очи къ небу, молитъ Отца своего да проститъ имъ; не вѣдать бо, что творятъ. Въ лицѣ Спасителя много выражено. Можно бы пожелать еще болѣе; но это такое желан³е, котораго никто еще не выполнилъ доселѣ. Надобно имѣть силы свыше силъ человѣка, чтобы изобразить Бога хотя и въ человѣческомъ образѣ. Картину с³ю иные судили съ излишнею строгост³ю; но есть ли хотя одно произведен³е художественное, которое во всѣхъ частяхъ было бы равно совершенно? И Аполлонъ Бельведерск³й и Лаокоонъ не чужды погрѣшностями. Знающ³й человѣкъ ихъ видитъ, но при всемъ томъ удивляется симъ безсмертнымъ творен³ямъ.
   Я распространился о произведен³и Егорова; потому что оно есть лучшее изъ всѣхъ произведен³й живописи въ Росс³и, и, говоря правду, едва ли наша школа произведетъ скоро что либо подобное.

0x01 graphic

   Егоровъ написалъ весьма много картинъ: двѣ въ Казанской церкви, достойныя кисти Гвидо Рени Св. ²еронимъ (у графа Г. В. Орлова) и Спаситель, явивш³йся Магдалинѣ въ видѣ вертоградаря (у г. Масалова), суть, кажется, лучш³я изъ картинъ Егорова послѣ истязан³я Спасителя. Небольш³я кабинетныя картины Егорова неоцѣненны. Св. Семейство, изъ трехъ фигуръ, что въ Эрмитажѣ, сочинено, нарисовано и написано въ совершенствѣ. Егоровъ любилъ страстно свое искусство. Онъ неутомимъ въ трудахъ. Его священныя изображен³я для церквей, по стилю, рисунку и благородству сочинен³я, могутъ навсегда остаться образцовыми. У Егорова есть много сочинен³й неисполненнынъ. Изб³ен³е младенцевъ, семь дней сотворен³я м³ра и въ томъ числѣ грѣхопаден³е Адама выше всѣмъ похвалъ. Для славы Росс³и желать должно, чтобы художникъ имѣлъ возможность произвести с³и сочинен³я въ большомъ видѣ.
   Посылаю тебѣ рисунокъ съ одной картины Егорова, изображающей Сусанну. Какъ онъ ни слабъ, но ты можешь получить отъ него нѣкоторое понят³е о семъ художникѣ. Дополня въ воображен³и совершенства живописи: пр³ятнѣйш³й общ³й тонъ, сладость кисти, прелесть лица, бѣлизну и нѣжность тѣла, пурпуровую и бѣлую одежду, придающ³я блескъ фигурѣ, и ты не ошибешься, если почтешь эту картину однимъ изъ прекраснѣйшихъ произведен³й Егорова и по ней будешь судишь о тѣхъ, которыя я называю превосходными.
   Шебуевъ не менѣе славный художникъ. Достоинства его произведен³й суть; сочинен³е обдуманное, рисунокъ весьма правильный, стиль чистый, благородный, выражен³е приличное предмету изображаемому, кисть свободная, пр³ятная, должное выполнен³е свѣта и тѣни, большое знан³е перспективы и искусное расположен³е околичностей. Изъ произведен³й сего художника отличнѣйш³я находятся въ Казанской церкви. Это три больш³я картины, изображающ³я предметы, заимствованные изъ жизни святителей: Васил³я Великаго, Григор³я Богослова и ²оанна Златоустаго, картины, дающ³я Шебуеву право на почетнѣйшее мѣсто въ числѣ первѣйшихъ современныхъ художниковъ Европы. Въ сихъ картинахъ соединены всѣ услов³я живописи. Одинъ колоритъ только темноватъ нѣсколько; впрочемъ и сей недостатокъ, если только можно назвать это недостаткомъ, не отымаетъ ни сколько достоинства отъ сихъ несравненныхъ творен³и. Общ³й тонъ ихъ, спокойный для глазъ, вселяетъ въ зрителя нѣкоторое особое чувство благоговѣйнаго вниман³я, столь приличное при воззрѣн³и на произведен³я священныя. Взят³е Бож³я Матери на небо, картина въ Казанской церкви, написанная съ находящагося нынѣ въ Эрмитажѣ эскиза Г. Шебуева, сочинена превосходно. Въ церкви Царскосельскаго дворца есть плафонъ руки сего же художника, произведен³е прекрасное и огромнѣйшее изъ всѣхъ, как³я были произведены доселѣ рускими живописцами. Подробное описан³е онаго ты можешь найти въ журналѣ изящныхъ искуствъ.
   Шебуевъ отъ времени получилъ не обыкновенную практику; пишетъ чрезвычайно ловко; манеръ послѣднихъ произведен³й его исполненъ свободы и вкуса: но знатокъ болѣе удивляется тѣмъ, которыя находятся въ Казанской церкви и, можетъ быть, потому, что исполнен³е ихъ вѣрнѣе и окончательные. Есть впрочемъ нѣкоторыя и изъ новыхъ работъ Шебуева, неуступающ³я работамъ, упомянутый храмъ украшающимъ. Изъ сочинен³й г. Шебуева неисполненныхъ два весьма многосложныя, особенно примѣчательны: крещен³е народа въ К³евѣ и Спаситель предъ Пилатомъ. Желательно, чтобы художникъ произвелъ с³и картины. Судя по достоинству сочинен³й онѣ были бы безъ сомнѣн³я превосходнѣйшими.
   Я забылъ тебѣ сказать еще объ одной картинѣ г. Шебуева, находящейся въ императорскомъ Эрмитажѣ и изображающей ²оанна Крестителя, младенца, утоляющаго жажду. Простота сочинен³я фигуры, прекрасно разположенная околичность и исполнен³е вообще плѣняютъ зрителя. Къ сожалѣн³ю картина с³я, не знаю, отъ какой причины, много потерпѣла. Чтобы предупредить для тебя потерю сего произведен³я (ты, можетъ быть, не скоро еще будешь въ Петербургѣ), посылаю рисунокъ.

0x01 graphic

   Ивановъ (Андрей) и Безсоновъ также принадлежатъ къ числу отличныхъ нашихъ художниковъ. Первый особенно достоинъ вниман³я по тому усерд³ю, съ которымъ онъ печется объ образован³и молодыхъ художниковъ. Воспитываясь вмѣстѣ съ Егоровымъ и Шебуевымъ, онъ былъ ихъ соперникомъ, но по обстоятельствамъ семейнымъ не могъ быть въ Римѣ и образовать, какъ они, свой вкусъ классическими творен³ями мастеровъ великихъ. Впрочемъ онъ произвелъ много вещей прекрасныхъ. Ивановъ сочиняетъ хорошо, драпируетъ фигуры со вкусомъ, даетъ силу картинамъ своимъ и имѣетъ надлежащ³я свѣдѣн³я въ перспективѣ. Безсоновъ написалъ много прекрасныхъ плафоновъ. Есть и картины его весьма достойныя.
   Сазоновъ, Басинъ, Брули и Брюловъ (Карлъ) художники молодые, обѣщаютъ весьма много. Послѣдн³й соединяетъ въ себѣ всѣ дарован³я, нужныя для совершеннаго живописца.
   Варникъ и Кипренск³й, два превосходные портретисты наши, не многихъ имѣютъ соперниковъ въ Европѣ. Они идутъ разными дорогами въ своемъ искуствѣ къ одной цѣли: совершенству. Варникъ рисуетъ чрезвычайно вѣрно; въ выполнен³и свѣта и тѣни, въ переходѣ и точности тоновъ, въ знан³и воздушной перспективы и сочинен³и неподражаемъ. Публика не всегда справедливо осуждаетъ его за колоритъ. Кипренск³й рисуетъ не столь строго, но его кисть весьма пр³ятна, краски блестящи, отработка чрезвычайна. Въ перспективѣ онъ весьма силенъ. Варникъ удивляетъ знатоковъ безпристрастныхъ; Кипренск³й нравится вообще. Произведен³я Варника превосходны; Кипренскаго прекрасны. Собственный портретъ, Варникомъ написанный, освѣщенный солнцемъ, есть единственная вещь въ своемъ родѣ. Онъ много писалъ портретовъ, писалъ историческ³я картины, пейзажи и вылѣпилъ небольшую фигуру умирающаго Филоктета. Во всякомъ изъ сихъ родовъ Варникъ оказалъ дарован³я необыкновенныя.
   Кипренск³й также произвелъ много отлично хорошихъ вещей. Одна изъ лучшихъ: молодой отдыхающ³й садовникъ, находится въ Эрмитажѣ. Изъ прилагаемаго рисунка ты будешь видѣть сочинен³е ея, умный выборъ натуры прелестной, можешь представить себѣ какъ сильна должна быть картина, и конечно согласишься, что Кипренск³й есть одинъ изъ отличнѣйшихъ художниковъ рускихъ.
   Венец³ановъ и извѣстенъ какъ портретистъ и живописецъ сельскаго домашняго рода. Онъ много произвелъ прекраснѣйшихъ вещей сухими красками. Его произведен³и нравятся вѣрност³ю и пр³ятност³ю красокъ и чрезвычайною точност³ю въ исполнен³и свѣта и тѣни. Лучш³я и, можно сказать, отличнѣйш³я въ своемъ родѣ произведен³я его суть: внутренность гумна, спящ³й мужичокъ и деревенское утро: семейство за чаемъ. Первая находится въ Эрмитажѣ. Въ картинѣ сей художникъ превосходно выполнилъ дѣйств³е трехъ свѣтовъ, входящихъ во внутренность гумна: вдали чрезъ открытыя ворота, съ сбоку также чрезъ ворота и спереди чрезъ отверст³е или окно въ крышѣ.
   Воробьевъ, живописецъ перспективный, произвелъ много превосходныхъ картинъ. Лучш³я находятся въ Эрмитажѣ. Онѣ представляютъ наружный видъ храма Воскресен³я Христова въ ²ерусалимѣ, внутренность придѣла Голгоѳы той-же церкви и церкви св. Елены, написанный имъ по возвращен³и изъ путешеств³я въ Палестину. Художникъ сей принадлежитъ къ числу отличнѣйшихъ современныхъ художниковъ.
   Щедринъ, пейзажистъ, весьма уважаемый въ самомъ Римѣ. Росс³я не имѣла еще подобнаго. Боде художникъ съ большими дарован³ями.
   Объ Уткинѣ ты слыхалъ конечно въ Парижѣ. Онъ тамъ прославился гравирован³емъ и въ Росс³и поддерживаетъ прекрасными произведен³ями своими славу, справедливо пр³обрѣтенную имъ внѣ отечества. Граверы наши: Галакт³оновъ, Ческ³й и Скотниковъ произвели весьма хорош³я вещи и конечно были бы также извѣстны въ чужихъ краяхъ, если бы гравирован³е представляло въ Росс³и болѣе случаевъ къ важнымъ занят³ямъ.
   Ваятели наши: Демутъ-Малиновск³й и Пименовъ имѣютъ больш³я достоинства. Лучш³я произведен³я ихъ находятся въ Казанской церкви. Руск³й Сцевола, статуя, исполненная первымъ, какъ подражан³е натурѣ, прекрасна.
   Гольбергъ и Крыловъ подаютъ о себѣ чрезвычайныя надежды. Первый въ лѣпкѣ можетъ почесться лучшимъ изъ художниковъ рускихъ, нынѣ существующихъ. Его бюсты неподражаемы. О произведен³яхъ сихъ двухъ художниковъ можешь узнать въ журналѣ изящныхъ искуствъ.
   Соколовъ также заслуживаетъ вниман³е, какъ отличный ваятель. Его статуя: молочница съ разбитымъ кувшиномъ, прелестна.
   О графѣ Толстомъ я говорить не буду. Его знаютъ въ Европѣ. Производимыя имъ медали на знаменитыя произшеств³и отечественной войны 1812, 1813 и 1814 годовъ, ты видѣлъ, и мнѣн³е твое о величайшемъ достоинствѣ изобрѣтен³я и исполнен³я ихъ совершенно справедливо. Графъ Толстой есть просвѣщеннѣйш³й изъ художниковъ рускихъ. Дарован³я его необыкновенны, а любовь къ искуствамъ безпримѣрна, и особенно у насъ, гдѣ фамильныя титла нерѣдко предпочитаются тѣмъ дарамъ, которыя даетъ природа, и которыя выше всѣхъ даян³и свѣта, Шиловь извѣстенъ нѣкоторыми весьма достойными работами. Портретъ Александра, вырѣзанный Шиловымъ, весьма похожъ. Доброхотовъ отличается въ рѣзьбѣ на камняхъ чрезвычайною чистотою, точност³ю и пр³ятност³ю исполнен³я. Онъ большой практикъ и въ отдѣлкѣ самыхъ малѣйшихъ предметовъ неподражаемъ.
   Изъ современныхъ зодчихъ отличнѣйш³е суть: Стасовъ и Мельниковъ.
   Стасовъ произвелъ весьма много здан³й казенныхъ и частныхъ. Изъ первыхъ лучшимъ почитается главный конюшенный дворъ, здѣсь въ С. Петербургѣ по его проэкту возобновленный. Характеръ архитектуры Стасова важенъ, подробности хорошей соразмѣрности, стиль чистый. Стасовъ первый началъ употреблять у насъ древн³й дорическ³й орденъ въ колоннахъ.
   Мельниковъ имѣетъ способности не обыкновенныя и чрезвычайно много вкуса. Его пропорц³и изрядны. Одаренный пылкимъ воображен³емъ, онъ во всемъ оригиналенъ, старообрядческая церковь, сооружаемая здѣсь въ С. Петербургѣ по проэкту Мельникова, есть одно изъ лучшихъ произведен³й новѣйшей архитектуры въ Росс³и и, смѣло скажу, ни отколѣ не заимствованные. Въ сей церкви одинъ только главный недостатокъ; она не изъ мрамора; если же есть друг³е, то они ничтожны.
   Мнѣ случилось видѣть проэкты Михайлова, Стасова и Мельникова, дѣланные ими для соборной церкви въ столицѣ. Всѣ они превосходны; всѣ доказываютъ, что зодч³е с³и обладаютъ величайшими дарован³ями. Не беру на себя рѣшить, который изъ сихъ проэктовъ превосходнѣе; но если бы ты потребовалъ моего мнѣн³я, я сказалъ бы, по чистой совѣсти; проэктъ Михайлова прекрасенъ, проэктъ Стасова величественъ; проэктъ Мельникова прекрасенъ и величественъ. Я понимаю здѣсь самый послѣдн³й проэктъ Мельникова. Онъ дѣлалъ ихъ весьма много, и сколь разнообразны они ни были, всегда держался главной мысли; правильной формы въ планѣ съ портиками равной соразмѣрности со всѣхъ четырехъ сторонъ. Гомзинъ, Беретти, Калашниковъ, Дудинъ, художники съ большими достоинствами. Первые два живутъ въ Петербургѣ и произвѣли много прекрасныхъ здан³й. Беретти такъ же трудился надъ проэктомъ соборной церкви, который послѣ трехъ, упомянутыхъ выше, достоинъ занять первое мѣсто.
   Нельзя забыть Витберга, который получилъ славу зодчаго проэктомъ своимъ храма Спасителю. Хотя мног³е зодч³е, и съ томъ числѣ знаменитый Гваренги, находили въ семь проэктѣ недостатки; но по смѣлости мысли и необычайной огромности, это произведен³е исполинское. Въ послѣдств³и художникъ много занимался обработыван³емь сего проэкта и вѣроятно нынѣ онъ весьма улучшенъ. Витбергь былъ воспитанникъ Академ³и и весьма хорош³й живописецъ. Но это ли причиною, что зодч³е были неравнодушны къ быстрымъ успѣхамъ его въ ихъ искуствѣ и слишкомъ строго судили первый его опытъ?
   Молодые художники: Глинка, два брата Тоны, Эльсонь, Мейеръ и А. Брюловъ даютъ о себѣ весьма больш³я надежды. Послѣдн³й обѣщаетъ быть притомъ и славнымъ живописцемъ.
   Литейное искуство доведено въ Росс³и до совершенства. Нигдѣ въ свѣтѣ не отливаютъ такъ счастливо, такъ чисто и такихъ большихъ произведен³й, какъ у насъ. Симъ обазаны Екимову, мастеру единственному въ своемъ дѣлѣ. Можаловъ былъ отличный литейщикъ въ царствован³е Екатерины.
   Вотъ, любезный другъ, изчислен³е лучшихъ нашихъ художниковъ и самое поверхностное понят³е объ отличительныхъ достоинствахъ каждаго. Я не могъ тебѣ поименовать всѣхъ, заслуживающихъ того: говорилъ о тѣхъ только, которые въ продолжен³е жизни своей имѣли случай сдѣлаться извѣстными, или теперь подаютъ надежды. Но сколько было такихъ, которые скончались рано! Ротчевь, Яненко живописцы, Воротиловъ, Моисеевъ, Кащенко ваятели, Есаковъ медальеръ и множество другихъ были люди весьма достойные, и особенно Кащенко, Ген³й, как³е рѣдко являются. Уб³ен³е младенцевъ эскизъ изъ обозженной глины въ Эрмитажѣ, и взят³е Бож³ей Матери на небо барельефъ въ Казанской церкви, произведен³я Кащенки, заставляютъ всегда жалѣть о преждевременной его смерти.
   Объ иностранцахъ - художникахъ, посвящавшихъ дарован³я и искуство свое служен³ю Росс³и; не могу говорить подробно. Со временъ Екатерины и до сихъ поръ у насъ ихъ было очень много. Всякой изъ нихъ болѣе или менѣе былъ полезенъ, но услуги Гваренги, Томона и Дойена незабвенны. За нихъ можно всегда благодарить Европу. Гваренги и Томонъ произвели при Александрѣ образцовыя здан³я; Дойенъ, служа въ Академ³и, способствовалъ образован³ю лучшихъ нашихъ живописцевъ. Изъ зодчихъ мы имѣли еще Камерона, Бренну, художниковъ достойныхъ. Теперь имѣемъ Росси (ученика Бренны) и Монферана, коему довѣрено сооружен³е Исак³евской церкви. Всѣми и друг³е художники имѣютъ полное право на нашу признательность, но гордиться можемъ только Рускими.
   Теперь позволь представить тебѣ нѣкоторыя общ³я замѣчан³я мои о состоян³и художествъ въ Росс³и.
   Руская школа начало получила отъ Лосенка по части искуствъ подражательныхъ и Какоринова по части зодчества. Слѣдовавш³е за Лосенкомъ художники держались принятыхъ отъ него правилъ, въ которыхъ отражался вкусъ времени, Мартосъ примѣромъ своимъ доказалъ преимущество подражан³я древнимъ, Егоровъ и Шебуевъ утвердили хорош³й вкусъ. Симъ художникамъ школа наша наиболѣе обязана; и если какой либо своенравный новый ген³й не уклонится отъ настоящаго пути и не повлечетъ за собою толпу, то живопись и ваян³е достигнутъ у насъ совершенства. Время это не далеко. Учрежден³е руской галлереи при Эрмитажѣ и сооружен³е двухъ храмовъ Спасителя въ Москвѣ и Исак³евскаго въ С. Петербургѣ, дадутъ новую жизнь художествамъ; а мы знаемъ, что художники всегда являлись тамъ, гдѣ была въ нихъ потребность. Сверхъ того мы имѣемъ тысячи церквей, въ которыхъ живопись съ распространен³емъ вкуса будетъ безъ сомнѣн³я замѣнена лучшею. Вотъ весьма важныя причины возможности возвышен³я подражательныхъ художествъ въ Росс³и.
   Въ чужихъ краяхъ менѣе имѣютъ нужды въ произведен³яхъ значущихъ. Тамъ все наполнено. У насъ напротивъ. Мы имѣемъ нужду въ нихъ. У насъ ихъ еще слишкомъ мало.
   Зодчество въ Росс³и сдѣлало быстрѣйш³е успѣхи; потому что потребность въ прекрасныхъ здан³яхъ гораздо существеннѣе для народа, недостигшаго еще высшей степени образованности, нежели въ произведен³яхъ живописи и ваян³я. Старовъ, Баженовъ, Волковъ были преемниками Какоринова, но стиль ихъ былъ строже и чище, Захаровъ утвердилъ вкусъ чистый. Нынѣшнимъ художникамъ остается итти прямымъ путемъ.
   Вл³ян³е хорошаго вкуса въ отдаленныхъ краяхъ Росс³и примѣтнѣе въ зодчествѣ, нежели въ живописи и ваян³и. Ваятели трудятся только для правительства и немногихъ людей частныхъ; въ провинц³яхъ они были бы безъ хлѣба; а произведен³я живописныя историческ³я и въ столицахъ и внѣ столицъ болѣе требуются для церквей; но понят³я требователей еще не образовались столько, чтобы можно было произвести художнику что либо превосходное.
   Одно правительство ничего не щадитъ для художествъ. Оно одно ихъ поддерживаетъ. Оно одно ихъ питаетъ.
   Публика наша (а говорю о такъ называемой лучшей, которая вездѣ поддерживаетъ искуства) начинаетъ любить художества своего отечества: это доказываетъ общество поощрен³я художниковъ; но истинныхъ любителей мы имѣемъ слишкомъ, слишкомъ мало. Предубѣжден³е въ пользу; иностранцевъ не совсѣмъ исчезло, любовь къ искуствамъ есть; но нѣтъ любви къ рускому. Повѣришь ли, въ Петербургѣ нѣтъ ни одного богача, которой бы имѣлъ у себя собран³е рускихъ произведен³й, при всемъ томъ, что нѣтъ ни одного рода художества, въ которомъ бы мы не имѣли художниковъ превосходныхъ, и что есть множество галлерей наполненныхъ и прекрасными и весьма посредственными иностранными произведен³ями.
   Не мног³е наши художники извѣстны въ чужихъ краяхъ; потому что произведен³я Руск³я не гравируются. Если бы это было, то я увѣренъ, что и здѣсь узнали бы мног³е, что въ Росс³и художества давно уже находятся на степени высокой.
   Писатели наши молчать о рускихъ художникахъ; потому ли, что немног³е изъ нихъ знакомы съ художествами, или по другой какой причинъ, судить не мое дѣло. Представь, что даже и то, что я наскоро написалъ тебѣ, показалось бы для большей части нашей публики новост³ю неслыханною. Я готовъ быль бы даже просишь тебя, чтобы ты послалъ мои письма для напечатан³я въ какомъ либо пер³одическомъ издан³и, если бы они были болѣе образованы. Впрочемъ теперь ты ихъ владѣлецъ. Они въ полной твоей волѣ.
   Прощай, мой другъ! Если ты не совершенно удовлетворенъ, не гнѣвайся на меня. Со временемъ надѣюсь написать что нибудь о состоян³и художествъ въ Росс³и и подробнѣе и доказательнѣе. Теперь я сдержалъ слово, представилъ тебѣ очеркъ состоян³я ихъ: и этаго на сей разъ довольно.

В.. ....-

"Сѣверные цвѣты на 1826 годъ"


Другие авторы
  • Засецкая Юлия Денисьевна
  • Дружинин Александр Васильевич
  • Дефо Даниель
  • Боровиковский Александр Львович
  • Глинка Михаил Иванович
  • Цомакион Анна Ивановна
  • Ганзен Петр Готфридович
  • Гримм Вильгельм Карл, Якоб
  • Крыжановская Вера Ивановна
  • Мамин-Сибиряк Д. Н.
  • Другие произведения
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Педант
  • Рукавишников Иван Сергеевич - Рукавишников И. С.: биографическая справка
  • Соллогуб Владимир Александрович - Р. Б. Заборова. В. А. Соллогуб
  • Григорович Дмитрий Васильевич - Капельмейстер Сусликов
  • Шуф Владимир Александрович - В. А. Шуф. Список публикаций
  • Ганзен Петр Готфридович - Лев Толстой. Письмо П. Г. и А. В. Ганзен
  • Минченков Яков Данилович - Максимов Василий Максимович
  • Крашевский Иосиф Игнатий - Ермола
  • Сологуб Федор - Т. В. Мисникевич. Международная конференция "Федор Сологуб и мировая культура"
  • Римский-Корсаков Александр Яковлевич - Римский-Корсаков А. Я.: Биографическая справка
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
    Просмотров: 395 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа