bsp; На афишах Маяковский часто давал исполняемым им с эстрады произведениям не те названия, под которыми они опубликованы. Поэтому в конце примечаний к этому разделу помещен указатель афишных вариантов названий произведений.
Человек (стр. 155). Афиша.
Программа исполнения Маяковским поэмы "Человек" 2 февраля 1918 года в Москве в Большой аудитории Политехнического музея.
На афише значилось: "Всем... Всем... Всем... Каждый культурный человек 2 февраля должен быть в Политехническом музее на великом празднике футуризма. Вступительное слово скажет отец российского футуризма Давид Бурлюк. Председатель праздника Василий Каменский".
Стр. 155. Возврат Маяковского.- Глава в поэме "Человек" называется "Возвращение Маяковского".
Части поэмы "Пролог" и "Последнее", не обозначенные на афише, были, по-видимому, включены соответственно в главы "Рождество Маяковского" и "Маяковский векам".
Только друзьям! (стр. 155). Афиша.
Программа выступления Маяковского 1 мая 1918 года в Москве в кафе "Питтореск".
Стр. 155. ...прощаюсь с Москвой.- Маяковский уехал из Москвы в Петроград в июне 1918 года.
"Мой маю.- Под этим же названием в 1922 году в газ. "Известия ВЦИК" напечатано стихотворение.
...блестящие переводы...- На вечере исполнялись: стихотворение "Наш марш" и отрывок из поэмы "Облако в штанах" на французском языке в переводе Р. О. Якобсона, стихотворение "Наш марш" и отрывок из поэмы "Война и мир" на немецком языке в переводе В. И. Нейштадта.
...болгарский...- Вероятно, имеется в виду переложение стихотворения "Ничего не понимают" на старославянский язык, сделанное Р. О. Якобсоном (см. В. Нейштадт, Из воспоминаний о Маяковском, журн. "30 дней", М. 1940, No 9-10).
Кроме того, на вечере было исполнено стихотворение "Наш марш" на английском языке в переводе А. Буслаева.
"Кофта фата" - сборник стихов Маяковского, не вышедший в свет. Сохранился сверстанный корректурный оттиск изд. В. М. Ясного, П. 1918, 31 стр. (ЦГАЛИ),
150 000 000 (стр. 155). Афиша.
Программа исполнения Маяковским поэмы "150 000 000" 12 декабря 1920 года в Москве, в Большой аудитории Политехнического музея.
Поэма "150 000 000" состоит из семя глав, афиша делит ее на пять глав.
Стр. 155. I. Митинг людей, зверей, паровозов, фонарей и пр.- имеется в виду вторая глава поэмы. По-видимому, при исполнении она объединялась с первой главой,
II. Город на одном винте, весь электро-динамо-механич<еский>.- Имеется в виду третья глава поэмы (см. строки 494-496).
Стр. 156. III. Вильсон и Иван.- Имеется в виду четвертая глава поэмы,
IV. Вторая Троя.- Имеется в виду пятая глава поэмы (см. строки 941-945 и 1279-1280), По-видимому, при исполнении она объединялась с шестой главой.
V. Может быть, Октябрьской революции сотая годовщина. Может быть, просто изумительное настроение.- Имеется в виду седьмая глава поэмы.
Поэзия - обрабатывающая промышленность (стр. 156). Афиша.
Тезисы доклада Маяковского, прочитанного им на диспуте на эту тему 19 декабря 1920 года в Москве, в Большой аудитории Политехнического музея. Оппонент - А. В. Луначарский,
Первый настоящий вечер сатиры (стр. 156). Афиша.
Программа вечера 8 января 1922 года в Москве, в Большой аудитории Политехнического музея.
Стр. 156. Саша Черный, Александр Черный, Александр Иванович Белый.- По-видимому, намек на то, что поэт-юморист Саша Черный в 1920 году выехал за границу и примкнул к белой эмиграции.
Доклад о Лефе (стр, 156). Объявление: газ. "Пролетарская правда", Киев, 1924, No 9, 11 января; извещение: газ. "Коммунист", Харьков, 1924, NoNo 9, 10 и 11-11, 12 и 13 января.
Программа выступлений Маяковского 12 января 1924 года в Киеве, в Пролетарском Доме искусств, и 14 января 1924 года в Харь, кове, в помещении Гос. академического оперного театра. Извещение в газ. "Коммунист", Харьков, 1924, No 9, 11 января, дано в несколько измененной редакции.
Отчет о докладе см. т. 12 наст. изд., стр. 466.
Стр. 156. ...белом Париже, сером Берлине...- Маяковский был в Париже в ноябре 1922 года, в Германии - в октябре - декабре 1922 года и в июле - сентябре 1923 года.
Маяковский смеется, Маяковский улыбается, Маяковский издевается- под этим названием в 1923 году вышла книга Маяковского (изд. "Круг", М.- Л.),
Долой искусство, да здравствует жизнь! (стр. 157). Извещение и объявление: газ. "Пролетарская правда", Киев, 1924, No 12,15 января.
Программа доклада Маяковского 16 января 1924 года в Киеве в помещении Государственного драматического театра имени В. И. Ленина.
Отчет о докладе см. т. 12 наст. изд., стр. 470.
Стр. 157. Как делается сатира, реклама и анекдот - см, статью "Предиполсловие".
Маяковский о Пуанкаре, Керзоне, Муссолини, Пилсудском, Вандервельде и др.- см. "Маяковская галерея".
Кто мы? Что Леф? Как критика? (стр. 157). Извещение: газ. "Пролетарская правда", Киев, 1924, No 46, 24 февраля.
Программа выступления Маяковского в Киеве, в помещении цирка, 25 февраля 1924 года.
Отчет за 192 3-2 4 гг. (стр. 157). Афиша.
Тезисы доклада и программа выступления Маяковского 4 марта 1924 года в Москве, в Большой аудитории Политехнического музея.
Стр. 157. Белебристика - искаженное слово "беллетристика". В таком виде это слово было написано на вывеске дореволюционного "Журнала для женщин" в Москве (см. об этом в газ. "Вечерние известия", М. 1924, No 10, 10 марта).
Белые сссиски "Лизистраты". - Комедия афинского драматурга Аристофана "Лизистрата" была поставлена Вл. И. Немировичем-Данченко в Музыкальной студии МХАТ (премьера - 16 июня 1923 г.). Говоря о "белых сосисках", Маяковский, очевидно, имеет в виду тонкие белые колонны декораций этого спектакля.
Максвец - объединение московских художников, существовавшее с 1922 по 1926 год, организованное художником В. А. Чекрыгиным. В объединение входили С, Герасимов, Н. Чернышев, Н. Крымов, М. Родионов и др.
Стр. 157. АХРР - "Ассоциация художников революционной России" (1922-1932). Организаторы ассоциации: художники П. А. Радимов, Е. А. Кайман, Н. Г, Котов, Б. Н. Яковлев, В. В. Журавлев, С, В, Малютин и др. Заявляя о своем стремлении следовать традициям "передвижников", многие из них, однако, отходили от этих традиций, склоняясь к натурализму, что и вызывало у Маяковского отрицательное отношение к их деятельности (см. также стихотворение "Верлен и Сезан", статью "Только не воспоминания..." и др.).
А все-таки Эренбург вертится.- Перефразировка названия книги И. Г, Эренбурга "А все-таки она вертится", вышедшей в 1922 году.
Лес дыбом.- Намек на переделку комедии А. Н. Островского "Лес" при постановке ее в Театре имени Вс. Мейерхольда (премьера - 19 января 1924 г.). Слово "дыбом" взято из заголовка пьесы "Земля дыбом", который С. М. Третьяков дал пьесе французского писателя М. Мартине "Ночь" при переделке ее для постановки в том же театре (премьера - 4 марта 1923 г.).
Мандрила - см. прим. к заявлению в издательство "Мосполиграф" от 29 декабря 1923 года (стр. 317).
Расцвет Лефа (стр. 157). Извещение: газ. "Накануне", Берлин, 1924, No 93, 25 апреля. Объявление: там же и в NoNo 94, 95, 96 и 97-26, 27, 29 и 30 апреля.
Программа выступления 29 апреля 1924 года в Берлине, в Большом зале бывшей Палаты господ. Вечер был организован берлинским отделением Всероссийского союза работников печати.
Стр. 157. Расцвет Лефа.- Объяснение ^этого названия дают первые строки записей Маяковского к докладу "Анализ бесконечно малых" (см. стр. 179).
Поэзия, живопись и театр в СССР (стр. 158). Извещение: газ. "Новый мир", Нью-Йорк, 1925, NoNo 869 и 871 - 12 и 14 августа.
Программа выступления Маяковского 14 августа 1925 года в Нью-Йорке, в Сентрал опера хауз.
Что и зачем новая поэзия? (стр. 158). Извещение: газ. "Русский голос", Нью-Йорк, 1925, No 3586, 10 сентября.
Программа выступления Маяковского 10 сентября 1925 года в Нью-Йорке, в Сентрал опера хауз.
Итого (стр. 158), Извещение: газ. "Новый мир", Нью-Йорк, 1925, No 908, 26 сентября, No 912, 1 октября.
Программа выступления Маяковского 4 октября 1925 года в Нью-Йорке, в Йорквилл казино.
Отчет о докладе см, т. 12 наст. изд., стр. 478.
Там и у нас (стр. 159). Листовка.
Программа выступления Маяковского 12 ноября 1925 года в Париже, в помещении Океанографического института.
Выступление было устроено Объединением студентов СССР во Франции.
Мое открытие Америки (стр. 159). Афиша,
Тезисы доклада и программа выступления Маяковского 6 декабря 1925 года в Москве, в Большой аудитории Политехнического музея.
Содержание тезисов раскрывается в стихотворениях и очерках Маяковского, написанных в связи с его заграничной поездкой в мае - ноябре 1925 года.
Стр. 159. Тише, ораторы! Ваше слово, товарищ 33!- измененные строки из стихотворения "Левый марш" ("Тише, ораторы! Ваше слово, товарищ маузер"); 33 - калибр револьвера.
Змеиные яйца в Москве.- Имеется в виду появившаяся в американской печати заметка, в которой вымышленные события повести М. А. Булгакова "Роковые яйца" были представлены как подлинные.
Дирижер трех Америк (СШСА) (стр. 160). Афиша.
Тезисы доклада и программа выступления Маяковского 19 декабря 1925 года в Москве, в Большой аудитории Политехнического музея.
О содержании доклада см. прим. к предыдущей афише.
Стр. 160. Золотая горячка ("Золотая лихорадка") - фильм, поставленный Чарли Чаплином в 1925 году.
Мое открытие Америки (стр. 160). Афиши.
С докладом "Мое открытие Америки" Маяковский выступал много раз во время своих поездок в 1926 году: 4 января - Ленинград, 25 января - Харьков, 28 января - Киев, 6 февраля - Ростов, 14 февраля - Краснодар, 19 февраля - Баку, 26 февраля - Тифлис и т. д. Афиши выступлений в основном совпадают.
Тезисы доклада и программа выступления Маяковского приведены по харьковской афише. На ней названия частей вечера даны на украинском языке.
О содержании доклада см. прим. к одноименной московской афише.
Нью-Йорк и Париж (стр. 161). Афиша.
Тезисы доклада и программа выступления Маяковского 10 февраля 1926 года в Ростове, в Мраморном зале клуба ВСАСОТР (Всероссийский <профессиональный> союз административных, советских и торговых работников). С лекцией "Нью-Йорк и Париж" Маяковский выступал также в Киеве 1 февраля 1926 года.
О содержании доклада см. прим. к московской афише "Мое открытие Америки" (стр. 368).
Стр. 161. Броненосец Потемкин - название кинофильма, поставленного в 1925 году С. М. Эйзенштейном.
Рычи, Китай! - пьеса С. М. Третьякова.
Испания, Атлантический океан, Гавана, Нью-Йорк (стр. 162). Беловой автограф (ЦГАЛИ).
Макет афиши, составленный Маяковским для выступления в Севастополе в июле 1926 года (выступления, назначенные на 6 и 13 июля, не состоялись; поэт выступил 17 июля). Афиша, выпущенная для выступления 13 июля, сохранилась, однако она не содержит тезисов выступления:
"13 июля, вторник, вечер поэта Владимира Маяковского в клубе им. лейтенанта Шмидта.
Маяковский - пролетарскому искусству.
Испания, Атлантика, Америка.
I. Разговор о путешествии ведет Владимир Маяковский.
II. Стихи о разных странах читает Владимир Маяковский,
III. Диспут о творчестве Маяковского".
В автографе сначала написано: "первый раз в Ялте", и сверху слова "Ялта" написано "Севастополе".
В конце автографа - подпись Маяковского и помета другой Рукой: Одесса 28/VI 26 г.
О содержании доклада см. прим. к московской афише "Мое открытие Америки" (стр. 368).
Как писать стихи (стр. 162). Афиша,
Тезисы доклада и программа выступлений Маяковского 20 сентября 1926 года в Москве, в Большой аудитории Политехнического музея, 4 и 5 октября - в Ленинграде, в зале Академической капеллы, 1 ноября в Харькове, в Драматическом театре, и 2 ноября в Полтаве, в Городском театре.
Содержание тезисов в общем раскрывается в статье Маяковского "Как делать стихи?".
Отчет о докладе "Как писать стихи?", прочитанном 1 ноября в Харькове, см. т, 12 наст. изд., стр. 486.
Мое "открытие Америки" (стр. 163). Листовка. Программа выступления Маяковского 22 ноября 1926 года в Воронеже, в Большом советском театре.
Поп или мастер? (стр. 163). Черновой автограф (ЦГАЛИ); афиша; листовка.
В автографе темы идут в иной последовательности, чем в печатной афише.
Тезисы доклада и программа выступлений Маяковского 24 ноября 1926 года в Ростове, в театре им, Луначарского, 25 ноября в Таганроге, в Клубе кожевников, 27 ноября в Новочеркасске, в Политехническом институте, 29 ноября в Краснодаре, в Зимнем театре.
Отчет о первом из этих докладов см. т. 12 наст. изд., стр. 491.
Стр. 163. Поп или мастер.- См. строки 1-9 стихотворения "Моя речь на показательном процессе по случаю возможного скандала с лекциями профессора Шенгели".
Стихийные бедствия,- Маяковский имел в виду большое количество плохих стихов, появлявшихся в те годы. Он говорил; "Стихотворное наводнение выходит далеко за пределы литературных интересов. Это уже не стихи, а "стихийные бедствия" (П. Лавут, Маяковский едет по Союзу, "Знамя", М. 1940, No 4-5, стр. 209).
Нот в поэзии.- Нот - научная организация труда.
Как в 5 уроков выучиться писать стихи? - В статье "Как делать стихи?" Маяковский писал: "С легкой руки Шенгели у нас стали относиться к поэтической работе как к легкому пустяку. <...> Уже приложением к журналу "Развлечение" рассылалась книжица "Как в 5 уроков стать поэтом" (т. 12 наст. изд., стр. 92).
Львицы с гривами и марш с кавычками.- В "Демоне" М. Ю. Лермонтова (часть первая, III) упоминается "львица с косматой гривой", "Ошибки свойственны и известным поэтам,- говорил Маяковский, не называя имени Лермонтова,- поэт описывает львицу с гривой, не существующую в природе". Затем Маяковский приводил другое стихотворение и спрашивал: "Если у поэта в тексте марша фигурируют кавычки, то как же прикажете маршировать: по два нормальных шага и один укороченный шажочек или вприпрыжечку?" (По дневниковой записи П. И. Лавута.)
Поэты, зубные врачи и служители культа.- "Зубные врачи и даже служители культа так или иначе состоят в организациях, а поэты еще не являются такими деятелями, каковыми им, казалось, следовало бы быть. Они не объединены одной организацией и ответственности за свою работу почти не несут. Но зато все эти три категории людей объединяют длинные волосы". (По дневниковой записи П. И. Лавута.)
Я и мои вещи (стр. 164). Рукописная копия (ЦГАЛИ). Вечер состоялся 26 ноября 1926 года в театре им. Луначарского в Ростове. Выпущена ли была афиша - неизвестно.
Даешь изящную жизнь! (стр. 164). Афиша.
Тезисы доклада и программа выступления Маяковского 14 января 1927 года в Москве, в Большой аудитории Политехнического музея.
Отчет о докладе см. т. 12 наст. изд., стр. 493.
Содержание тезисов этого и двух других одноименных докладов (стр. 165 и 167) в известной степени раскрывается в стихотворениях: "Даешь изячную жизнь" и "Стабилизация быта".
Стр. 164. А ночью дан был бал в честь юной королевы - из стихотворения С. Я. Надсона "Грезы" ("А ночью дан был бал" - первая половина 13-й строки стихотворения; "в честь юной королевы" - вторая половина 5-й строки).
Озерзамок Мирры Лохвицкой - слова из стихотворения Игоря Северянина "Поэзоконцерт". М. А. Лохвицкая - поэтесса.
Белая жилетка, Бальмонт, шипр и клизма - строка из стихотворения Саши Черного "Отъезд петербуржца" (начало перечня вещей, которые берутся в поездку).
Стр. 164. Шоколад Миньон жрала - строка из поэмы А, Блока "Двенадцать".
Последний крик Петровки - см. стихотворение "Стабилизация быта", где Маяковский приводит слова рекламы: "Готовые блузки. Последний крик Петровки".
Лицо левой литературы (стр. 164). Беловой автограф (ЦГАЛИ); афиши, листовка.
С докладом "Лицо левой литературы" Маяковский выступал во время лекционных поездок в 1927 году. Первое выступление состоялось 17 января в Нижнем-Новгороде, последнее - 3 октября в Ленинграде. Для поездки была отпечатана афиша общая для двух выступлений: "Лицо левой литературы" и "Идем путешествовать!" Эта афиша относится к выступлениям Маяковского 17-18 января в Нижнем-Новгороде, 20-21 января в Казани, 24-26 января в Пензе, 27 января в Самаре, 29-30 января в Саратове, 19-20 в Курске.
В автографе тезисы выступления и стихи даны в иной последовательности, чем в печатной афише.
Афиша выступления "Лицо левой литературы" в Витебске 26 марта 1927 года повторяет тезисы и программу данной афиши также в несколько иной последовательности.
Тезисы доклада повторяют некоторые тезисы докладов "Как писать стихи?" и "Поп или мастер?" (см. прим. к ним, стр. 370).
Отчет о докладах "Лицо левой литературы" 26 января 1927 года в Самаре и 29 января 1927 года в Саратове см. т. 12 наст. изд., стр. 495 и 497,
Идем путешествовать! (стр. 165). Афиша; листовка.
С докладом "Идем путешествовать!" Маяковский выступал со время лекционной поездки начала 1927 года. Первое выступление - 18 января 1927 года в Нижнем-Новгороде, последнее - 19 февраля в Курске. Афиша была общая для двух докладов "Лицо левой литературы" (см. прим" к этой афише) и "Идем путешествовать!".
Для выступления 24 января 1927 года в Пензе была выпущена листовка, в которой тезисы и программа повторяются в несколько иной последовательности. Добавлено стихотворение "Сифилис" (оно отсутствует на афише, вероятно, из-за того, что оно названо среди стихотворений к докладу "Лицо левой литературы").
Содержание тезисов раскрывается в стихах и очерках Маяковского, написанных в связи с его заграничными поездками 1922-1925 годов.
Стр. 165. Поэт и Рапалло.- Имеется в виду договор между Советской Россией и Германией, заключенный в апреле 1922 года в гор. Рапалло. (Северная Италия). См. также стихотворение "Моя речь на Генуэзской конференции".
Даешь изящную жизнь (стр. 165). Афиши.
Тезисы и программа выступлений Маяковского 22 февраля 1927 года в Харькове и 24 февраля в Киеве. Маяковский выступал совместно с Н. Н. Асеевым.
Программа выступления Асеева была сформулирована в афише следующим образом: "II. Асеев. Стихи и поэмы: Синие гусары. Оранжевый свет. Через головы критиков. Колокола. Обрез. 26 и др.".
Стр. 165. Первый жирок.- См. начало стихотворения "Стабилизация быта".
Озерзамок с кулуарами - сочетание слов из стихотворения И. Северянина "Поэзоконцерт".
Бал в честь юной королевы - перефразированная строка из стихотворения С. Я. Надсона "Грезы".
Желтые ботинки, Брюсов и бандаж - строка из стихотворения Саши Черного "Отъезд петербуржца" (продолжение перечня вещей - см. прим, к одноименной московской афише, стр. 371),
Леф или блеф? (стр. 165). Афиша.
Тезисы вступительного слова Маяковского 23 марта 1927 года на диспуте на эту тему в Москве, в Большой аудитории Политехнического музея. Оппонентом Маяковского выступал критик В, П. Полонский, председателем был искусствовед В. М. Фриче,
На афише значилось: "Выступают от Лефа: Н. Асеев, О. Брик, В. Жемчужный, М. Левидов, А. Лавинский, В. Маяковский, В. Перцов, А. Родченко, В. Степанова, В. Шкловский. Против: Л. Авербах, А. К. Воронский, О. Бескин, И. Гроссман-Рощин, В. Ермилов, И. Нусинов. Приглашен В. П. Полонский и все желающие из аудитории.
Вечер иллюстрируется новыми стихами Лефов",
Стенограмму выступлений Маяковского см. т. 12 наст. изд., стр. 325.
Стр. 165. Леф или блеф - название статьи В. П. Полонского, напечатанной в "Известиях ВЦИК" No 46 от 25 февраля и No 48 от 27 февраля. Диспут был организован в ответ на эту статью.
Всем - всё (стр. 166). Афиша.
Тезисы доклада и программа выступлений Маяковского летом 1927 года во время поездки по Украине, Крыму и Кавказу.
Афиша была выпущена без указания даты и места выступления. В каждом городе данные о месте и времени выступления впечатывались отдельно.
Стр. 166. Праф - правый фронт искусств, словообразование; построенное по аналогии со словом Леф.
О бешеном огурце.- В статье Н. Асеева "Поход твердолобых" (журн. "Новый Леф", М. 1927, No 5) есть выражение "бешеный огурец профессора Шенгели".
О Варшаве.- С 15 апреля по 22 мая 1927 года Маяковский был за границей, в частности, в Польше. Стихи и очерки, связанные с этой поездкой, см. т. 8 наст. изд., стр. 154-159 (стихи) и стр. 331-357 (очерки).
О сером кобыле - речь идет о стихотворении, строки из которого Маяковский неоднократно приводил на своих выступлениях (без указания заглавия и автора стихотворения) как образец литературной безграмотности:
В стране советской полуденной,
Среди степей и ковылей,
Семен Михайлович Буденный
Скакал на сером кобыле.
(См., напр., выступление в Доме комсомола Красной Пресни, т. 12 наст. изд., стр. 424.)
О слезах Крамаржа.- В очерке "Немного о чехе" Маяковский писал: "На сцене синеблузники. Вот, например, сцена "Слезы Крамаржа". Чешский "твердолобый" Крамарж плачет над дачей, отнятой большевиками у него в Крыму" (т. 8 наст. изд., стр. 341). См. об этом также в очерке "Чешский пионер" (там же, стр. 342).
Хорошо! (стр. 166). Два беловых автографа (ЦГАЛИ); афиши; листовки.
Программа выступления Маяковского 20 октября в Москве, в Большой аудитории Политехнического му:ея, 26 октября в Ленинграде, в зале Гос. академической капеллы, 13 декабря в Тифлисе, в Центральном рабочем клубе, и в ноябре - декабре в Ростове, Новочеркасске и других городам
В рукописи афиши вторая глава названа "Мать их за ноги,..".
В отдельных афишах и листовках отсутствуют заглавия "Жир ежь страх плах" и "Хорошо!".
Стр. 166. Шелест знамен...- гл. 1, см. строку 56.
Бей!!! - гл. 2, см. строку 103.
Голова присяжного поверенного - гл. 3, см. строки 158-159.
Усастый нянь - гл. 4, см. строку 391.
Извольте понюхать - гл. 5, см. строку 543.
Я, товарищи, из военной бюры...- гл. 5, см. строки 562-564.
Которые тут временные} Слазь! - гл. 6, см. строки 912-913.
Здравствуйте, Александр Блок! - гл. 7, см. строки 1040-1041.
Стр. 167. Жир ежь страх плах!.. - гл. 7, см. строки 1134-1137.
Господин помещичек, собирайте вещи-ка! - гл. 7, см. строки 1160-1168.
Дядинька, что вы делаете тут?- гл. 8, см. строки 1285-1286.
Дым отечества - гл. 9, см. строки 1322 и 1323, где перефразированы слова из комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума".
С Лениным в башке, с наганом в руке - гл. 10, см. строки 1620-1621.
Трансваль, Трансваль, страна моя...- гл. 11, см. строки 1651-1653. Слова песни периода англо-бурской войны (1899-1902).
Есть революция, а нету масла - гл. 12, см. строки 1756-1758.
Куда идешь? - В уборную иду, на Ярославский - гл. 13, см. строки 1815-1818.
Две морковинки несу за зеленый хвостик - гл. 14, см. строки 1987-1990.
Мы только мошки, мы ждем кормежки - гл. 15, см. строки 2310-2311.
Сперли казну и удрали, сволочи! - гл. 16, см. строки 2521-2522.
Пою мое отечество, республику мою - гл. 17, см. строки 2676-2678.
Место лобное, для голов ужасно неудобное - гл. 18, см. строки 2751-2753.
Хорошо! - гл. 19.
Даешь изящную жизнь! (стр. 167). Афиша. Афиша была выпущена без указания даты и места выступления. Указания о времени и месте выступления впечатывались отдельно. Сохранился экземпляр афиши с данными о выступлении 2 ноября 1927 года в Ленинграде, в зале Гос. академической капеллы.
Стр. 167. Черемухи и луны со всех сторон.- Речь идет о пошлых литературных произведениях, типа вышедших в 1927 году повести П. С. Романова "Без черемухи" и романа С. И. Малашкина "Луна с правой стороны, или Необыкновенная любовь".
Эпоха фрака - см. стихотворение "Стабилизация быта", строки 63-69. В No 2 журнала "Экран" за 1927 год была напечатана "Анкета о нашей моде и ее будущем". Отвечая на эту анкету, заведующий плановым отделом Москвошвея Гольцман, писал: "Мы идем... прямо в объятия смокингов и фраков".
Брюки дудочкой - см. стихотворение "Стабилизация быта", строка 77.
Упраздненные пуговицы - В статье "Война и язык" Маяковский писал: "Возьмите две пуговицы на спине вашего сюртука. Вы тщательнейше следите за ними. Именно без этих-то двух пуговиц вы не берете сюртука у портного... А в сущности, зачем они вам? Затем, чтобы было чему оторваться? Когда-то, когда ваши отдаленнейшие предки полжизни проводили на лошадях, они пристегивали к ним путающиеся фалды, но ведь теперь вас носят трамваи,- так зачем вам эти пуговицы?" (т. 1 наст. изд., стр. 325).
Хорошо! (стр. 167). Афиша.
Сообщение о чтении поэмы 15 ноября 1927 года в Москве, в Большой аудитории Политехнического музея, и перечень вопросов к диспуту после чтения.
На диспут профессиональные критики не явились. В газетном отчете говорилось:
"Никогда еще не проявилось так отчетливо, как вчера, отношение к поэту обывателя, который за свой целковый считает себя вправе с высоты своего обывательского величия и в отдельных выкриках и - тем более - в анонимных записках самым вызывающим образом глумиться над поэтом. <...>
- Я сросся с Октябрьской революцией,- заявил Маяковский.- Советскую республику я считаю своею. И будь я сейчас даже немощным, безголосым импотентом, и тогда бы я попытался прошепелявить свою поэму в честь Октября. Революция выдвинула поэзию на эстраду, приблизила ее к массам. Поэта-меланхолика она заменила поэтом-разговорщиком. И я горжусь своими выступлениями с эстрады.
Когда-то в насквозь прокуренном кафе я обронил такие строчки:
Ешь ананасы, рябчиков жуй,
День твой последний приходит, буржуй.
Этих стихов нет ни в одной из моих книжек. Но недавно я узнал из воспоминаний, напечатанных в "Ленинградской правде", что с этими строками красногвардейцы шли на взятие Зимнего дворца. И этим отрывком я теперь горжусь больше, чем 60 тысячами напечатанных мною строк.
Но революция выдвинула поэта на эстраду вовсе не для того, чтобы можно было безнаказанно над ним глумиться. Поэтому, если на мой вечер приходит публика с явным предубеждением против меня, если она не желает меня слушать, предпочитает демонстративно читать газету, я вырываю у таких "слушателей" газету и кричу им:
- Или слушайте меня, или уходите из зала...
Шумные аплодисменты, покрывшие эти слова Маяковского, показали, что значительная часть вчерашней аудитории поддержала Маяковского за его выступление в защиту поэта и поэзии" (А. Кут, В защиту поэта и поэзии (на вчерашнем вечере В. Маяковского), газ. "Вечерняя Москва", М. 1927, No 261, 16 ноября).
Даешь изящную жизнь (стр. 163). Афиша.
Афиша была выпущена без указания даты и места выступления, которые должны были впечатываться отдельно. Сохранился экземпляр афиши с данными о выступлении 11 декабря 1927 года в Тбилиси в Концертном зале Театра им. Руставели.
Можно предполагать, что афиша была напечатана для осенней поездки 1927 года и что она использовалась Маяковским для выступлений 27 ноября в Новочеркасске и 29 ноября в Ростове.
Содержание тезисов раскрывается в примечаниях к аналогичным афишам.
Отчет о выступлении в Тбилиси см. т. 12 наст. изд., стр. 500.
Слушай новое! (стр. 168). Черновой автограф (ЦГАЛИ); афиша; листовка.
Тезисы доклада, с которым Маяковский выступал в феврале - октябре 1928 года во время лекционных поездок. Первое выступление состоялось 27 февраля 1928 года в Днепропетровске, в Театре им. Луначарского, В черновом автографе первая тема первоначально формулировалась "Слово читаемое и слово слышимое", а седьмая - "Социальный заказ", "искусство жизнестроения", "формальный метод". Среди перечня стихотворений значились (были написаны, а потом вычеркнуты) "Неграмотный читатель" и "Гимназистики" - по-видимому, "Массам непонятно" и "Гимназист или строитель".
В одесской афише (выступление 22 марта в зале Горсовета) отсутствуют темы из "Хорошо!". В киевской афише среди стихотворений добавлено "Хол" и "гор", т. е. "Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру".
Тезисы разговора-доклада раскрываются в известной мере в статьях Маяковского "Расширение словесной базы", "Вас не понимают рабочие и крестьяне", "Записная книжка "Нового Лефа" (Сейчас апрель...), "Записная книжка "Нового Лефа" (Я всегда думал..,) и в выступлении Маяковского на диспуте "Леф или блеф?".
Заграница (стр. 169). Извещение: газ. "Комсомольская правда", М. 1928, No 210, 9 сентября.
Тезисы доклада Маяковского 10 сентября 1928 года в Москве, в Красном зале МК ВКП(б). Вечер был организован редакцией газ. "Комсомольская правда".
Тезисы этого выступления Маяковского имеются в записной книжке поэта (см. стр. 186).
Стр. 169. ...галопщик по писателям.- См. стихотворение под этим названием, в котором Маяковский полемизирует с критиком Д. Л. Тальниковым.
Бальмонт-мексиканец.- Речь, по-видимому, идет о произведениях поэта К. Д. Бальмонта, написанных им в результате поездки в Мексику, где он был в 1905 году.
Гумилев.- Многие произведения поэта Н. С. Гумилева написаны под впечатлением от его путешествий (Египет, Абиссиния, Сомали и др.). Эти произведения являются поэтическим восхвалением колониализма.
Под знойным небом Аргентины...- Перефразировка первой строки популярного в предреволюционные годы "Последнего танго" (слова Изы Кремер, музыка Долуар) - "В далекой знойной Аргентине".
...лиловые негры.- "Лиловый негр" - название песенки (изд. в 1911 г.), слова и музыка которой были написаны артистом А. Н. Вертинским и исполнялись им же.
Левей Лефа! (стр. 169). Автограф (ЦГАЛИ); афиша.
Тезисы, доклада и программа выступлений Маяковского 26 сентября 1928 года в Москве, в Большой аудитории Политехнического музея, и 29 сентября 1928 года в Ленинграде, в зале Гос. академической капеллы, 14 января 1929 года в Харькове, в театре Держдрамы. В ленинградской афише дан заголовок: "Левее Лефа".
В автографе темы и стихи идут в иной последовательности.
Содержание доклада характеризуется в объяснительной записке к афише (см. стр. 122).
Отчеты о докладах см. т. 12 наст. изд., стр. 503 и 505.
Леф и Реф. Новое и старое (стр. 170). Автограф (ЦГАЛИ); афиша.
План выступлений Маяковского летом 1929 года в Крыму и на Кавказе.
В автографе стихи идут в иной последовательности.
Открывается Реф (стр. 170). Рукописная копия с правкой и подписью Маяковского (ЦГАЛИ); афиша.
Тезисы доклада Маяковского 8 октября 1929 года в Москве, в Большой аудитории Политехнического музея, на вечере под этим названием (Маяковский председательствовал на вечере).
Содержание тезисов раскрывается в объяснительной записке Маяковского (см. стр. 132).
Отчет о докладе см. т. 12 наст. изд., стр. 510.
Стр. 170. Что такое факт? - По-видимому, объяснение лозунга "Нового Лефа" - "ближе к факту".
Что такое бизнес? - Очевидно, полемика с литературной группой конструктивистов, выпустившей сборник "Бизнес" (Госиздат, М. 1929).
Субъективный объектив - тезис о тенденциозности искусства, сформулированный Л. А. Кассилем.
Что делать? (стр. 170). Автограф (ЦГАЛИ); афиши.
Тезисы доклада и программа выступлений Маяковского в октябре 1929 года в Ленинграде и Москве.
В автографе, сопровождающемся припиской: "Прошу разрешить настоящую афишу для чтения в городах РСФСР", тема "В чем дело?" первоначально формулировалась "Субъективный объектив". Порядок тем иной, чем в афише.
Тезисы доклада раскрываются в объяснительной записке Маяковского к вечеру "Открывается Реф" (см, стр. 132),
Выставка "20 лет работы Маяковского" (стр. 170). Афиша.
Информация о выставке "20 лет работы Маяковского" в Москве, в Клубе писателей на ул. Воровского, 52, открытой первоначально с 1 по 15 февраля 1930 года, а затем продленной до 22 февраля. Выставку устраивали Федерация объединений советских писателей и Реф.
УКАЗАТЕЛЬ АФИШНЫХ ВАРИАНТОВ НАЗВАНИЙ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
В левом столбце даны по алфавиту афишные варианты названий произведений, в правом столбце - их названия по настоящему изданию. В ряде случаев расшифровка дается предположительно.
"А пирог-то жрешь" - "По городам Союза"
"Атокеан" - "Атлантический океан"
"Берлин - Париж" - "Еду"
"Бой быков" - "Мексика", вторая часть стихотворения (?)
"Вагон до Конотопа" - "Ух, и весело!"
"Визит в Лувр" - "Венера Милосская и Вячеслав Полонский"
"Внутри небоскреба" - "Небоскреб в разрезе"
"Возвращение" - "Домой!"
"Возвращение" - "Прощанье"
"Вульворт и барышня" - "Барышня и Вульворт"
"Гав-ду-ю-ду" - "Бродвей"
"Гау-ду-ю-ду" - "Бродней"
"Гавана" - "Блек энд уайт"
"Гарри Пили" - "Маруся отравилась"
"Гимн" - "Счастье искусств" (?)
"Гимн Германии" - "Германия"
"Даже мерин сивый..." - "Даешь изячную жизнь"
"Десятая" - "Октябрь, 1917-1926" (?)
"Донна Эсмеранда Хуан де Лопец" - "Богомольное"
"Дурацкая смерть" - "Глупая история"
"Есенин" - "Сергею Есенину"
"Если не везде, то во всех местах" - "Искусственные люди"
"Задание на год" - "Домой"
"Замерзающая земля" - "По городам Союза"
"Замуж за Зощенку" - "Фабриканты оптимистов"
"Злоба" - "Вызов"
"Ильич" - Поэма "Владимир Ильич Ленин"
"Имени Бебеля" - "Пиво и социализм"
"Индейская история" - "Мексика" (?)
"Их язык" - "Американские русские"
"Как втирают очки" - "О том, как некоторые втирают очки товарищам, имеющим циковские значки"
"Как собаке здрасите&qu