МЯТЛЕВ, Иван Петрович [28.I(8.II).1796, Петербург - 13(25).II.1844, Петербург] - поэт. Родился в старинной и богатой дворянской семье. Пяти лет был зачислен в Коллегию иностранных дел. В 1813 и 1814 гг. в звании корнета Белорусского гусарского полка воевал против Наполеона, совершал заграничные походы. Через год М. уволился из армии и поселился в своем петербургском доме - среди роскоши и произведений искусства. В 1821 г. он решил поступить на службу в канцелярию министра финансов по департаменту мануфактур и внутренней торговли. Дела не обременяли М., а чины получал он исправно и, спустя Несколько лет, стал действительным статским советником и камергером. Примерно через 15 лет, в 1836 г. он оставил службу и предался всевозможным духовным удовольствиям. Сначала совершил заграничное путешествие (1836-1839) и посетил Германию, Швейцарию, Италию, Францию, затем поселился в Петербурге и открыл в своем доме-музее музыкальные вечера, куда приглашались все приезжие и отечественные знаменитости. Хлебосольный хозяин, острослов и богач, М.- желанный гость едва ли не во всех аристократических домах и салонах Петербурга. Круг его знакомств обширен: А. С. Пушкин, П. А. Вяземский, В. А. Жуковский, И. А. Крылов, впоследствии Е. А. Баратынский, М. Ю. Лермонтов и мн. др. В этой атмосфере непринужденного дружеского общения, салонных разговоров, коротких отношений зарождается шутливая поэзия М., формируется его импровизационный талант. Литературная игра, фарс, розыгрыши, неожиданные рифмы, бойкие остроты, выдумка и юмор - все это составило ту почву, на которой возникла своеобразная стиховая устная и письменная культура, далекая от профессионализма, но живая и непосредственная. При этом уморительно контрастным было само сочетание в М. крупного чиновника, а затем - после отставки - родовитого барина и поэта-юмориста.
Стихи М. начал сочинять рано и мастерски читал их. До нас дошло свидетельство А. Е. Измайлова о первом опубликованном в нескольких экземплярах произведении М. "Пустынник на празднике" (1826), написанном в честь именин отца. В 1834 и 1835 гг. вышли у М. два сборника, включивших по 14 стихотворений и сопровождавшихся надписью "Уговорили выпустить".
Первые сборники вобрали в себя обычные для М. лирические размышления, романсы, стихи "в альбом" и "на случай". Поэт не ограничивался каким-либо излюбленным жанром - у него встречаются и типичная элегия, и мещанский городской романс, и басня. Языковая основа этих произведений малых лирических жанров - элегический словарь, типичный для поэзии 20 гг., времени, когда складывался талант М. Однако привычные для элегии чувства поэт оживляет, придавая им новые оттенки и освобождая от традиционных нот уныния, меланхолии или сентиментальности. Даже в самых грустных стихах печаль у М. скрашена юмором, светлой шуткой. Преобразуя старые жанры, М. избегает книжности, литературности интонаций. Чувство, выражаемое им, искреннее, порой до наивности, и не претендует на интеллектуальную значительность и напряженность. Оно исключительно простодушно, причем без какой-либо задней мысли и без лукавства.
Переживание в поэзии М. выговорено обычным разговорным языком, и оттого элегические штампы утрачивают безжизненность, а типично элегические и романсовые мотивы передаются чуть ли не веселым танцевальным, плясовым или песенным ритмом, иногда тяготеющим к народной стиховой культуре. Нередко М. возвращает метафорам конкретный смысл, что вносит в стихотворение юмористический оттенок. Для М. характерно и пародийное использование разнообразных элегических, балладных, романсных и др. мотивов.
Эти основные способы и приемы преодоления традиционной для поэзии 20-30 гг. образности разнообразно варьируются М. в лучший для него творческий период (30-нач. 40 гг.). За стихотворениями М. вставал образ не только простодушного автора, но и веселого, принимающего жизнь и радующегося ей человека, полного здоровья. И такой образ отличался целостностью и органичностью.
М., если взять его творчество в целом,- не сатирический, а комический, юмористический поэт. Однако его юмор не лишен и сатирических красок. М. хорошо знает подлинную цену аристократической среды и избранного светского круга. Иногда он поднимается до сатирических обобщений. В стихотворении "Разговор барина с Афонькой" (1844) М. нашел выразительный способ передать беседу барина с крепостным, изобразив обоих персонажами народного кукольного театра. В этой драматической сценке, заслужившей похвалу В. Г. Белинского, идет диалог между барином-несмышленышем и слугой, который прикинулся дурачком, простофилей, но который отчетливо понимает, что господин его глух и ничего не смыслит в сельской работе, что он разорился, но все еще напускает на себя важный вид и продолжает куражиться. В сатире "Сельское хозяйство" (1844) барыня и мужики вместе со "старостой-пузаном" никак не могут найти общий язык. Метафорический план М. переводит в буквальный - барыня говорит по-французски, а мужики изъясняются по-русски с густой примесью простонародных и диалектных речений, что сообщает стихотворению дополнительный комический эффект.
Введение французского языка в русскую речь, неподготовленный переход с одного языка на другой, их немотивированное смешение получают здесь, как и в других стихотворениях, художественно рассчитанные функции: дворянство - столичное и провинциальное - в своей массе оторвалось от народа, оно думает и говорит на чуждом народу языке. Насмешливая литературная игра, которой М. увеселял и забавлял салоны, неожиданно обнаружила серьезный, глубокий и, если вдуматься, трагический смысл, хотя сам М., конечно, этого трагизма не осознавал, оставаясь на уровне комикования, иногда перерастающего в сатиру.
Потешая светскую публику макароническими стихами, поэт исподволь приготавливал ее к восприятию самого главного своего произведения, вышедшего в 1840 г. и принесшего ему славу,- "Сенсации и замечания госпожи Курдюковой за границею, дан л'этранже". В нем М. вывел комический, не лишенный сатиры и гротеска, образ тамбовской помещицы, путешествующей за границей и посетившей Германию, Швейцарию, Италию. Госпожа Курдюкова переполнена новыми для нее впечатлениями, но привлекают ее главным образом еда и наряды. Новости, которые она узнает, воспринимаются в свете невежественных, представлений и взглядов провинциальной среды, из которой она вышла. Тем самым М. пародирует высокие литературные темы, романтические жанры (напр., балладу и лежащие в ее основе предания и легенды), стиль путешествий и других сочинений. Вполне серьезные экономические, социальные, философские и литературные проблемы путешественница курьезно упрощает. Курдюкова нужна М. не только как объект сатиры, но и в качестве литературной маски. Критике подверглась не одна лишь мадам Курдюкова и стоящая за ней провинциальная русская действительность, но и европейский мир. Смеясь над тамбовской помещицей, автор одновременно заставляет смеяться и над увиденным ею. В лице Курдюковой совместились и цельность, органичность созданной М. литературной маски, и полнейшая ее иллюзорность. При этом наглая самоуверенность Курдюковой, ее претензии на окончательность и непререкаемость суждений, ее развязность как нельзя лучше отразились в языке и стихе. Куплетные формы с их легкими ритмами создавали впечатление необыкновенной непринужденности и даже развязности, свойственными: Курдюковой, а язык передавал необразованность и тупость барыни, не находящей ни русских, ни иностранных слов для выражения ее мыслей и вынужденной перемежать иноязычную и русскую лексику.
"Сенсации и замечания госпожи Курдюковой..." предваряли появление сатирических и комических литературных масок в русской поэзии - от Козьмы Пруткова до поэтов "Искры". Современники в целом сочувственно оценили поэму М., При жизни М. "Сенсации..." выходили трижды. Последний раз - в год смерти поэта, неожиданно скончавшегося в Петербурге среди масленичных развлечений.
Соч.: Собр. стихотв.- Спб., 1834. Сенсации и замечания; госпожи Курдюковой за границею, дан л'этранже: В 3 т.- Спб. 1841-1844; Полн. собр. соч.: В 3 т.- М., 1894; Стихотворения / Вступ. ст. А. Амфитеатрова.- М.. 1894; Стихотворения / Вступ. ст. В. Голицыной.- Л., 1937; Стихотворения. Сенсации и замечания госпожи Курдюковой / Вступ.; ст. Н. А. Коварского.- Л., 1969.
Лит.: Голицына В. Шутливая поэзия Мятлева и стиховой фельетон // Русская поэзия XIX в.- Л., 1929.
Источник: "Русские писатели". Биобиблиографический словарь.
Том 2. М-Я. Под редакцией П. А. Николаева.
М., "Просвещение", 1990
OCR Бычков М. Н.