Главная » Книги

Островский Александр Николаевич - Критика, Страница 2

Островский Александр Николаевич - Критика


1 2

российской словесности, во время торжеств по случаю открытия памятника Пушкину в Москве. Тогда же текст был передан редактору "Вестника Европы" М. М. Стасюлевичу. В Институте русской литературы Академии наук СССР хранится черновик "Слова", озаглавленный: "По случаю открытия памятника Пушкину".
  Пушкинские торжества в Москве, происходившие по инициативе Общества любителей российской словесности 5-8 июня 1880 года, привлекли много писателей и ученых. В речах на торжественных заседаниях и обедах отразилась борьба идейно-политических течений в русском обществе того времени. Ораторы, принадлежавшие к различным литературно-общественным направлениям, каждый по-своему стремились истолковать значение Пушкина и сделать его знаменосцем своих идей.
  Реакционная речь Достоевского призывала к полному прекращению политической борьбы, в ней давалось религиозно-мистическое понимание исторической роли русского народа.
  Островский рассматривает творчество Пушкина как исключительной важности историческое явление, в котором сказалась могучая сила русского народа. Великий драматург подчеркнул приоритет пушкинского реализма, сыгравшего решающую роль в развитии русского и мирового искусства.
  Речь Островского произвела сильное впечатление, что и было отмечено в журнальных и газетных отчетах о пушкинском празднестве.
  Островский работал над "Словом" напряженно, об этом свидетельствует его черновик. Во вступительной части драматург предполагал развить свой взгляд на искусство как на культурно-воспитательную силу, мощно влияющую на сознание простого человека. Однако, видимо, чтобы не перегружать речь общими рассуждениями, он частью устранил, частью сжал ее, придав "Слову" чеканную образную форму. Не вошедшие в "Застольное слово" мысли он подробно развил впоследствии в театральных "записках" 1881-1885 годов. Считаем, однако, нужным воспроизвести здесь один зачеркнутый и нигде не повторенный Островским абзац о влиянии искусства на критику:
  "Как человек незаметно для себя умнеет под влиянием изящного произведения, можно проследить по некоторым критикам. Критикуя произведение какого-нибудь писателя-художника, критик находит и достоинства и недостатки, но забывает отмечать, что он сам обязан критикуемым им произведениям; в конце концов оказывается, что критик сам постепенно подымается на высоту миросозерцания художника, что все его лучшие соображения и выводы навеяны критикуемым произведением или прямо вытекают из него, что он сам начинает мыслить умом автора, начинает обнаруживать знания, мысли и даже выражения, каких он не мог иметь, пока не познакомился с произведениями, которые порицает или благосклонно одобряет".
  
   ["О ПЬЕСЕ Н. Я. СОЛОВЬЕВА "СЛУЧАЙ ВЫРУЧИЛ"]
  Печатается впервые по рукописи, хранящейся в Государственном центральном литературном архиве.
  10 сентября 1880 года Н. Я. Соловьев писал Островскому: "Я принялся за карикатуриста и, может быть, до октября кончу; выйдут, кажется, сцены в Ъ действиях и комические" ("Литературный сборник", I. "Труды Костромского научного о-ва по изучению местного края", Кострома, 1928). Под именем карикатуриста Соловьев имел в виду героя комедии, впоследствии получившей название "Случай выручил". Ее сюжет таков:
  В маленьком уездном городке на Волге проживает скромный чиновник-писец Матюша Херсонский, обладающий выдающимся талантом карикатуриста. Матюшу начинают преследовать: ему угрожает увольнение со службы, купцы собираются подать просьбу о его выселении из города, семье грозит нищета. Матюша в полном отчаянии. Проездом в городе останавливается на несколько часов некий граф, меценат, знаток искусства. К великому изумлению обывателей граф увозит самоучку-художника в Петербург, чтобы дать ему возможность учиться в Академии художеств.
  Семнадцатого марта 1884 года Островский, находясь в Петербурге, пригласил к себе Соловьева. Повидимому, Соловьев прочитал Островскому первую редакцию пьесы, так как 10 апреля он писал: "Я занят переделкой своих "сцен" по Вашему совету: дело подвигается быстро".
  Новую редакцию комедии Соловьев послал Островскому на отзыв. В первой половине августа 1884 года драматург написал настоящую рецензию, которая датируется нами на основании письма Соловьева от 19 августа.
  Хотя Соловьев и писал, что переделывает пьесу по советам Островского, однако он воспользовался лишь несколькими указаниями своего учителя, не углубил характеров, не устранил нелепого разговора во втором действии о женском образовании. Пьеса и в окончательной редакции осталась легковесной и успеха не имела.
  
   ["О ПЬЕСЕ М. П. САДОВСКОГО "ДУША - ПОТЕМКИ"]
  Печатается по рукописи, хранящейся в Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина. Впервые рецензия напечатана в числе писем к М. П. Садовскому в книге "А. Н. Островский. Дневники и письма", "Academia", 1937.
  Первого июля 1885 года Садовский писал драматургу в Щелыково: "Грехопадение свершилось! Я внезапно ощутил в своем существе зуд творчества и накропал некоторое (вероятно, никуда негодное) драматическое произведение... Какое будет Ваше приказание - прислать дитю своей фантазии к Вам или явиться лично?"
  Островский в то время был болен, и за него ответила М. В. Островская, передавшая Садовскому желание драматурга видеть его и помочь ему.
  Садовский приезжал на несколько дней в Щелыково. 20 июля он писал из Башиловки, что возвратился в Москву и сразу взялся за переделку пьесы по указаниям Островского. Видимо, прочитав пьесу, Островский, помимо беседы с автором, составил для него настоящую "памятную записку" и вручил ее лично Садовскому.
  Сюжет пьесы Садовского несложен. У бедной вдовы Домушиной живут два квартиранта: ищущий места учителя легкомысленный мечтатель Оленев и молодой, тоже ищущий работы, химик Знаменский. Дочь Домушиной Варя, 23 лет, влюбляется в Оленева, которому льстит ее чувство. Варю втайне любит Знаменский, с которым она очень дружна. На ней хочет жениться и пожилой отставной чиновник, писец нотариуса Бессемянников. Оленев получает службу у богатого старика-помещика Грузинцева, поддается чарам его молодой жены Клеопатры и резко порывает с Варей, которая в отчаянии готова покончить жизнь самоубийством. Варю спасает Знаменский, который признается ей в своей любви. Неожиданно полученная Знаменским служба позволяет ему немедленно жениться на Варе.
  Садовский большинство советов Островского принял, однако не сделал Бессемянникова стряпчим и ростовщиком и не устранил из третьего действия длинных монологов старухи Домушиной и растянутых разговоров Вари со Знаменским.
  Островский помог Садовскому провести пьесу через театральную цензуру. При первой постановке в бенефис О. О. Садовской 1 декабря 1885 года комедия имела успех.

Другие авторы
  • Верещагин Василий Васильевич
  • Ляцкий Евгений Александрович
  • Лоскутов Михаил Петрович
  • Буссе Николай Васильевич
  • Аксенов Иван Александрович
  • Качалов Василий Иванович
  • Горбов Николай Михайлович
  • Каблуков Сергей Платонович
  • Миллер Всеволод Федорович
  • Гусев-Оренбургский Сергей Иванович
  • Другие произведения
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Голос в защиту от "Голоса в защиту русского языка"
  • Леонтьев Константин Николаевич - Плоды национальных движений на православном Востоке
  • Иловайский Дмитрий Иванович - Марина Цветаева. Дом у Старого Пимена
  • Андерсен Ганс Христиан - Золотой мальчик
  • Шекспир Вильям - Сонеты
  • Ходасевич Владислав Фелицианович - Erotopaegnia
  • Кузмин Михаил Алексеевич - Крылья
  • Белый Андрей - Африканский дневник
  • Картер Ник - Месть Мафии
  • Белинский Виссарион Григорьевич - О русской повести и повестях г. Гоголя
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
    Просмотров: 295 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа