российской словесности, во
время торжеств по случаю открытия памятника Пушкину в Москве. Тогда же текст
был передан редактору "Вестника Европы" М. М. Стасюлевичу. В Институте
русской литературы Академии наук СССР хранится черновик "Слова",
озаглавленный: "По случаю открытия памятника Пушкину".
Пушкинские торжества в Москве, происходившие по инициативе Общества
любителей российской словесности 5-8 июня 1880 года, привлекли много
писателей и ученых. В речах на торжественных заседаниях и обедах отразилась
борьба идейно-политических течений в русском обществе того времени. Ораторы,
принадлежавшие к различным литературно-общественным направлениям, каждый
по-своему стремились истолковать значение Пушкина и сделать его знаменосцем
своих идей.
Реакционная речь Достоевского призывала к полному прекращению
политической борьбы, в ней давалось религиозно-мистическое понимание
исторической роли русского народа.
Островский рассматривает творчество Пушкина как исключительной важности
историческое явление, в котором сказалась могучая сила русского народа.
Великий драматург подчеркнул приоритет пушкинского реализма, сыгравшего
решающую роль в развитии русского и мирового искусства.
Речь Островского произвела сильное впечатление, что и было отмечено в
журнальных и газетных отчетах о пушкинском празднестве.
Островский работал над "Словом" напряженно, об этом свидетельствует его
черновик. Во вступительной части драматург предполагал развить свой взгляд
на искусство как на культурно-воспитательную силу, мощно влияющую на
сознание простого человека. Однако, видимо, чтобы не перегружать речь общими
рассуждениями, он частью устранил, частью сжал ее, придав "Слову" чеканную
образную форму. Не вошедшие в "Застольное слово" мысли он подробно развил
впоследствии в театральных "записках" 1881-1885 годов. Считаем, однако,
нужным воспроизвести здесь один зачеркнутый и нигде не повторенный
Островским абзац о влиянии искусства на критику:
"Как человек незаметно для себя умнеет под влиянием изящного
произведения, можно проследить по некоторым критикам. Критикуя произведение
какого-нибудь писателя-художника, критик находит и достоинства и недостатки,
но забывает отмечать, что он сам обязан критикуемым им произведениям; в
конце концов оказывается, что критик сам постепенно подымается на высоту
миросозерцания художника, что все его лучшие соображения и выводы навеяны
критикуемым произведением или прямо вытекают из него, что он сам начинает
мыслить умом автора, начинает обнаруживать знания, мысли и даже выражения,
каких он не мог иметь, пока не познакомился с произведениями, которые
порицает или благосклонно одобряет".
["О ПЬЕСЕ Н. Я. СОЛОВЬЕВА "СЛУЧАЙ ВЫРУЧИЛ"]
Печатается впервые по рукописи, хранящейся в Государственном
центральном литературном архиве.
10 сентября 1880 года Н. Я. Соловьев писал Островскому: "Я принялся за
карикатуриста и, может быть, до октября кончу; выйдут, кажется, сцены в Ъ
действиях и комические" ("Литературный сборник", I. "Труды Костромского
научного о-ва по изучению местного края", Кострома, 1928). Под именем
карикатуриста Соловьев имел в виду героя комедии, впоследствии получившей
название "Случай выручил". Ее сюжет таков:
В маленьком уездном городке на Волге проживает скромный чиновник-писец
Матюша Херсонский, обладающий выдающимся талантом карикатуриста. Матюшу
начинают преследовать: ему угрожает увольнение со службы, купцы собираются
подать просьбу о его выселении из города, семье грозит нищета. Матюша в
полном отчаянии. Проездом в городе останавливается на несколько часов некий
граф, меценат, знаток искусства. К великому изумлению обывателей граф увозит
самоучку-художника в Петербург, чтобы дать ему возможность учиться в
Академии художеств.
Семнадцатого марта 1884 года Островский, находясь в Петербурге,
пригласил к себе Соловьева. Повидимому, Соловьев прочитал Островскому первую
редакцию пьесы, так как 10 апреля он писал: "Я занят переделкой своих "сцен"
по Вашему совету: дело подвигается быстро".
Новую редакцию комедии Соловьев послал Островскому на отзыв. В первой
половине августа 1884 года драматург написал настоящую рецензию, которая
датируется нами на основании письма Соловьева от 19 августа.
Хотя Соловьев и писал, что переделывает пьесу по советам Островского,
однако он воспользовался лишь несколькими указаниями своего учителя, не
углубил характеров, не устранил нелепого разговора во втором действии о
женском образовании. Пьеса и в окончательной редакции осталась легковесной и
успеха не имела.
["О ПЬЕСЕ М. П. САДОВСКОГО "ДУША - ПОТЕМКИ"]
Печатается по рукописи, хранящейся в Государственном центральном
театральном музее им. А. А. Бахрушина. Впервые рецензия напечатана в числе
писем к М. П. Садовскому в книге "А. Н. Островский. Дневники и письма",
"Academia", 1937.
Первого июля 1885 года Садовский писал драматургу в Щелыково:
"Грехопадение свершилось! Я внезапно ощутил в своем существе зуд творчества
и накропал некоторое (вероятно, никуда негодное) драматическое
произведение... Какое будет Ваше приказание - прислать дитю своей фантазии к
Вам или явиться лично?"
Островский в то время был болен, и за него ответила М. В. Островская,
передавшая Садовскому желание драматурга видеть его и помочь ему.
Садовский приезжал на несколько дней в Щелыково. 20 июля он писал из
Башиловки, что возвратился в Москву и сразу взялся за переделку пьесы по
указаниям Островского. Видимо, прочитав пьесу, Островский, помимо беседы с
автором, составил для него настоящую "памятную записку" и вручил ее лично
Садовскому.
Сюжет пьесы Садовского несложен. У бедной вдовы Домушиной живут два
квартиранта: ищущий места учителя легкомысленный мечтатель Оленев и молодой,
тоже ищущий работы, химик Знаменский. Дочь Домушиной Варя, 23 лет,
влюбляется в Оленева, которому льстит ее чувство. Варю втайне любит
Знаменский, с которым она очень дружна. На ней хочет жениться и пожилой
отставной чиновник, писец нотариуса Бессемянников. Оленев получает службу у
богатого старика-помещика Грузинцева, поддается чарам его молодой жены
Клеопатры и резко порывает с Варей, которая в отчаянии готова покончить
жизнь самоубийством. Варю спасает Знаменский, который признается ей в своей
любви. Неожиданно полученная Знаменским служба позволяет ему немедленно
жениться на Варе.
Садовский большинство советов Островского принял, однако не сделал
Бессемянникова стряпчим и ростовщиком и не устранил из третьего действия
длинных монологов старухи Домушиной и растянутых разговоров Вари со
Знаменским.
Островский помог Садовскому провести пьесу через театральную цензуру.
При первой постановке в бенефис О. О. Садовской 1 декабря 1885 года комедия
имела успех.