Оржешко (Элиза Orzeszkowa) - выдающаяся польская писательница. Род. в 1842 г. в селе Мильковщине Гродненской губернии, в богатой семье. Отец ее, Бенедикт Павловский, в молодости был масоном, собрал значительную библиотеку и был горячим поклонником просветительных идей. 10-и лет ее отдали в школу-пансион при одном из женских монастырей в Варшаве. Никаких серьезных знаний эта школа не давала своим питомицам. По выходе из школы, молодая девушка скоро вышла замуж за Петра О., зажиточного помещика Кобринского у., и переехала в его имение, где с увлечением отдавалась светским забавам. С начала 60-х годов, в тесной связи с движением общественной мысли, в личном настроении О. совершается коренной переворот. Она сознает пустоту и бесцельность своего образа жизни, ищет отрады в чтении, выписывает груду книг из Варшавы. Процесс перерождения окончился победой врожденного творческого таланта: О. расстается с мужем и принимается за литературную деятельность. Первые пробы пера (три больших романа и пространный этюд о Мирабо) не увидели света: сама О. сожгла их. В печати первым появился небольшой рассказ: "Obrazek z lat glodowych" (в "Tygodn. Illust." за 1866 г.), где она берет сторону обездоленного и забитого хлопа и вступает в борьбу с равнодушной и холодной знатью. Белорусский крестьянин, которому О. едва ли не первая отвела видное место в ряду своих героев, принадлежит к числу лучших типов новейшей польской литературы. О. превосходно изучила его быт, с любовью заглянула в его приниженную душу (напр. в "Cham", 1888). Эта сторона деятельности О. сближает ее с русскими писателями-народниками. Средний класс польского общества (преимущественно помещичья среда) изображена О. с замечательной полнотой: перед читателем проходит вереница самых разнообразных типов, начиная с интеллигента, наводящего ужас на родную глушь своими новшествами ("Na prowincyi") и кончая ординарным помещиком-обывателем, который забыл порывы молодости и не хочет ничего больше знать кроме своего поля и сенокоса ("Nad Niemnem"). О. чутко следит за "веяниями времени". В целом ряде сцен она развертывает картину глухой борьбы старо-шляхетских понятий со свежими и молодыми силами. Все симпатии О. лежат на стороне тех, кто словом и делом будит общественную мысль. Еврейский вопрос вызвал две лучших повести О. - "Еli Makower" и "Meir Ezofowicz", в которых дана яркая картина еврейского быта и взаимных отношений между двумя племенными элементами. Часто также О. останавливалась на наболевшем в польском обществе вопросе о воспитании юношества ("Pan Graba", "Pamiętmk Waclawy", отчасти "Marta" и др., все - начала 70-х гг.). Наконец, О. одно из первых мест в своих произведениях отвела женщине, дав два противоположных типа: пустой светской куклы и женщины, с неясными порывами к самостоятельности и труду. Особняком стоит "Ascetka" - блестящий и глубокий психологический анализ женской души, в которой происходит мучительная борьба двух настроений: ожесточения от личной обиды и всепрощающей любви. К особенностям творчества О. нужно отнести мягкость и задушевность ее письма. Большую прелесть повестей ее составляет также местный колорит, которым в одинаковой степени освещен и пейзаж, и жанр. С замечательной художественностью умеет О. передать рассказы простонародья о "делах давно минувших дней" (напр. легенда о предках Богатыровичей в "Nad Niemnem"). О. написала до 60 больших романов и повестей, не считая мелких рассказов. Кроме перечисленных выше, из них выдаются: "Na dnie sumienia", "Milord", "Niziny", "Pierwotni", "Silny Samson", "Stracony", "Widma", "Zefirek", "Zlota nitka", "Czciciel potę gi", "Cnotliwi", "Sylwek cmentarnik", "Bene nati" "Dwa bieguny", "Australczyk", "Melancholicy", "Pie śn przerwana". Мелкие раcсказы собраны под загл. "Z ro?nych sfer" (1880-82). Публицистические и научные статьи О.: "О kobietach" (1870), "О patryotyzmie i cosmopolityzmie", "O Zydach" (1882) и "Ernest Renan" ("Ateneum", 1886). После гродненского пожара 1885 г. Оржешко разослала в газеты воззвания о помощи и, благодаря приливу пожертвований, прокормила немало пострадавших бедняков. Одно время О. пробовала открыть книжную торговлю в Вильне, но вскоре принуждена была прекратить ее. В настоящее время О. живет в Гродно. О. во второй раз вышла замуж и вновь овдовела. Переводы ее сочинений появились на французском, венгерском, чешском и еврейском языках. На русский язык переведены: "Хам" ("Русская Мысль", "Русское Богатство" и отд. изд. с предисл. Л. Н. Толстого - 1891); "Сильфида" ("Отечест. Записки", 1882), "Милорд" ("Отечеств. Записки", 1881), "Погибший" (ib., 1883), "Аскетка" ("Русская Мысль", 1891), "Мейер Езофович" (ib. 1881 и "Газ. Гатцука"), "Могучий Самсон" (ib., 1 886 и отд.), "Над Неманом" (ib., 1888) и мн. др.; всего до 40 названий. Ср. "Eliza Orzeszkowa", П. Хмелевского (предисловие к "Bene nati", 1891); "Kraj" (1891, N 50), "Kłosy" (1881, N 812-814, очерк Косцялковской); "О повестях Элизы Оржешковой", В. А. Гольцева ("Русская Мысль", 1891, сент.).
Источник: [Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона]
ОРЖЕШКО Элиза (точнее Ожешко, урожденная Павловская) [Orzeszkowa, 1842-1910] - выдающаяся польская писательница. Р. в Гродненской губ. в семье крупного помещика. Пережила и активно поддерживала восстание 1863-1864. Подвергалась преследованиям за свою национально-культурническую деятельность.
Все творчество О. проникнуто стремлением найти выход для разоряющегося землевладения в культурно-капиталистическом хозяйстве и сохранить гегемонию помещиков в буржуазном обществе путем своеобразной "смычки" с крестьянами, создания иллюзии общности интересов помещиков и крестьян. Обуржуазившийся помещик был заинтересован в "свободе" деревни, поставлявшей ему арендаторов и дешевых вольнонаемных рабочих, и в известном поднятии материально-культурного уровня ее кулацкого крыла: ему необходима была его сознательная поддержка в борьбе за "общенациональные интересы", за "дело спасения нации" (т. е. за установление культурного капиталистического строя), с одной стороны, против царского самодержавия и реакционного феодального крыла, с другой - против растущего рабочего движения. Отсюда либерально-гуманистический подход О. к крестьянству, принятый некоторыми критиками за народнический. Рисуя в самых мрачных тонах страдания "народа" с целью тронуть "сердца" богачей и толкнуть их на путь реформ, О. никогда не выступала против помещичьей собственности, за "американский" путь развития.
Враждебная идее классовой борьбы, она проповедовала массам пассивное выжидание результатов деятельности просвещенных одиночек из имущих классов, изображая крестьян как темную беспомощную массу, неспособную помочь себе собственными силами. Этот подход сказался уже в первой повести О. ("Картинка из голодных лет", 1866) и ряде позднейших произведений, в к-рых писательница после долгого перерыва возвращается к крестьянской тематике. Так, в безнадежно-мрачном романе "Низы" [1883] показаны эксплоатация крестьянской массы пронырливым "аблакатом" и преступное равнодушие дворян к участи младшей братии, погибающей от своего невежества. Еще мрачнее повесть "Дзюрдзи" [1885], где темнота доводит крестьян-дзюрдзев до преступлений (убийство Петруси, подозреваемой в колдовстве). Для помещичьей идеологии О. характерен положительный крестьянский образ - Павел из повести "Хам" [1887] - добрый, удовлетворяющийся немногим, прощающий всякую обиду "христианский" тип, т. е. менее всего способный к классовой борьбе. В романе "Над Неманом" [1866] она изображает с симпатией Яна Богатыровича, зажиточного крестьянина из захудалых дворян, за к-рого выходит замуж барышня из дворянской усадьбы, предпочтя его богатому, но беспутному помещику. Осуждая светскую жизнь с ее пустотой, расточительством и упадочничеством, а также культ "золотого тельца" (финансовый капитал), О. призывает помещика в деревню к организационной работе в своем хозяйстве ("Австралиец", 1894).
С этой тенденцией у О. связана программа "органического труда". Она восстает против традиционной системы женского воспитания, при к-рой девушка может быть лишь украшением салонов, но не способна к борьбе за существование ("Марфа", 1872). Однако О. отнюдь не переходит на почву политической борьбы за расширение прав женщины, проповедуя лишь более умелое использование тех возможностей, к-рые существовали для женщин в то время. Характерно, что, ратуя за науку, О. в то же время всецело поддерживает христианскую религию.
В произведениях из еврейской жизни О. проповедует более терпимое и доброжелательное отношение поляков к еврейскому меньшинству, наиболее бесправному, а также освобождение еврейства от гнета клерикализма и традиций национальной обособленности. Эта несомненно прогрессивная тенденция соответствовала потребностям экономического развития современной О. Польши. В условиях угнетенной русским самодержавием Польши это означало союз капитализирующегося помещика, торгующего хлебом, с еврейской торговой буржуазией против царизма, отчасти также стремление к использованию помещиком еврейской рабочей силы. Самое характерное из этих произведений - знаменитый роман "Меер Иозефович" [1877], где молодой прогрессивно настроенный еврей, внук богатого купца, терпит поражение в борьбе с еврейским клерикализмом своего местечка. Здесь в обрисовке борьбы бросается в глаза игнорирование ее классовой подоплеки и апелляция к помощи неизвестных благотворителей, которые укажут Мееру, изгнанному из родного местечка, путь к знанию и правде.
Классовая ненависть помещика заставила О. дать памфлетно извращенное изображение социалистических идей и революционно-террористического движения 70-х гг. в России ("Привидение", 1880, "Сильвек кладбищенский", 1880, и др.), социализм представляется ей в виде свободной любви, неопрятности в одежде, оправдания воровства и т. п. На революцию 1905-1906 О. ответила бегством в патриотическое прошлое, издав том рассказов о восстании 1863 под заглавием "Горе побежденным" [1910]. Однако патриотизм Оржешко имел и известное прогрессивное значение как протест против национального угнетения Польши царизмом, как идеализация национально-освободительного движения и восстания.
Либерально-филантропическая тенденция творчества О. определила сентиментально-моралистический тон ее повествования, в котором неглубоко идущий реализм переплетается с подчас высокопарным пафосом. Наибольшей художественной убедительности этот пафос достигает в стилизованном сказе романа "Меер Иозефович".
I. На русск. яз. сочин. О. переводились много раз; некоторые из них (напр. "Меер Иозефович", "Над Неманом", "Хам", "Могучий Самсон") появились в нескольких переводах.
Собрание сочинений, под ред. С. С. Зелинского, 12 тт., СПБ, 1905-1908,
Собр. сочин., 3 тт., СПБ, 1889;
Полное собр. сочин., перев. А. Броновицкой, 8 тт., Киев, 1902-1911;
Собр. сочин., 12 тт., "Просвещение", СПБ, 1909-1910;
Мемуары, изд. "Орион", М., 1911.
Произведения О. вышли в 44 томах в Варшаве (1884-1888), избр. сочин. ("Pisma E. O-j") - в 4 тт., под ред. и с введением П. Хмелевского (Варшава, 1899), в 18 тт., под ред. и с предисловием А. Дрогошевского (Варшава, 1912-1914). После смерти отрывки из ее "Мемуаров" (Pamietniki) напечатаны А. Дрогошевским в журн. "Sfinks" (Варшава, 1911), Л. Мэетом в "Kurjer Warszawski" и в "Bibljoteka Warszawska" (1910).
II.
Гольцев В. А., О повестях Э. Оржешко, "Русская мысль", 1891, IX;
Бодуэн-де-Куртенэ Р., Э. Оржешко, "Северный вестник", 1892, XII;
Цебрикова М. К., Романы и повести Э. Ожешковой, "Русская мысль", 1894, VI-VII;
Колтоновская Е., Поборница справедливости. Э. Ожешко, СПБ, 1906 ("Б-ка юного читателя");
Marcinowska J., E. Orzeszkowa, jej życie i pisma, Warszawa, 1907;
Gostomski W., Praca u podstaw w powieściach E. O. Orzeszkowej, Kraków, 1909;
Grabowski T., E. Orzeszkowa, Kraków, 1907;
Drogoszewski A., E. Orzeszkowa, Kraków, 1912;
Borkiewicz K., Eliza Orzeszkowa i Marja Konopnicka, Lwów, 1931;
Kosolowski K., Elisa Orzeszkowa: Nad Niemnem. Komentarz, geneza, dokladna teśé, charakterystyki osób., Lódz, [1931].
III. Библиографический указатель переводной беллетристики, СПБ, 1897.
Источник: Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939. Т. 8. - М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1934. - Стб. 315-317.
Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le8/le8-3151.htm.
ОЖЕШКО (Orzeszkowa), Элиза (6.VI.1841, д. Милковщизна Гродненской губ., - 18.V.1910, Гродно) - польская писательница. Дочь богатого помещика Павловского. Воспитывалась в варшавском пансионе (1852-1857). Участие О. в польском восстании 1863 повлияло на развитие демократич. идей в ее творчестве. Уже в первом печатном произв. - рассказе "Картинка из голодных лет" ("Obrazek z lat głodowych", 1866) проявилось сочувствие крестьянам и критич. отношение к шляхте. Позднее одной из осн. проблем для О. становится борьба за утверждение человеческого и гражд. достоинства женщины и ее места в об-ве: романы "Последняя любовь" ("Ostatnia miłość", 1867), "Пан Граба" ("Pan Graba", 1870), "Дневник Вацлавы" ("Pamietnik Wacławy", 1871), "Марта" ("Marta", 1873) и др. Центр. проблемы польской литературы 70-х гг. - разорение шляхты, моральное разложение аристократии, возвышение буржуазии - отражены в романах "Эли Маковер" ("Eli Makower", 1875), "Семья Брохвичей" ("Rodzina Brochwiczów", 1876), "Помпалиньские" ("Pompalińscy", 1876). До 80-х гг. реализм О. развивался под знаком позитивистского рационализма и утверждения т. н. "романа с тезисом". Гл. заслуга в разработке этого тина социально-бытового романа принадлежит О., выразившей как сильные, связанные с антифеод. тенденцией, так и слабые стороны польского реализма на этом этапе (идеализация либерально-реформистской деятельности, дидактичность).
Лучшие произв. О. созданы в конце 70-х - в 80-е гг. Начиная с "Эли Маковера", О. заинтересовалась положением евр. населения и выступала в его защиту; европ. известность приобрел роман "Меир Эзофович" ("Meir Ezofowicz", 1878). Реалистич. мастерством отмечены рассказы из жизни гор. бедноты, вошедшие в сб. "Из разных сфер" ("Z różnych sfer", t. 1-2, 1879, t. 3, 1882). В цикле рассказов "Призраки" ("Widma", 1880), в повестях "Сильвек-могильщик" ("Sylwek Cmentarnik", 1880), "Зыгмунт Лавич и его коллеги" ("Zygmunt ławicz i jego koledzy", 1882) О. правдиво изобразила контрасты гор. нищеты и роскоши; вместе с тем она осудила увлечение молодежи социализмом, хотя ей импонировали мечты "бунтарей" о переустройстве об-ва. Конфликты деревенской жизни, обездоленность белорус. крестьян подверглись худож. анализу в повестях и романах "Низины" ("Niziny", 1884), "Дзюрдзи" ("Dziurdziowie", 1885), "Хам" ("Cham", 1888). Синтезом творч. достижений О. стал роман "Над Неманом" ("Nad Niemnem", 1887) с его глубоким проникновением в экономич. отношения деревни, саркастич. обличением аристократии, к-рой противостоят обрисованные с лирич. задушевностью землепашцы. Критерием человеч. достоинства является для О. отношение ее героев к труду и патриотич. традициям польского восстания 1863. Капиталистич. хищничество осуждается в романе "Аргонавты" ("Argonauti", 1899). О патриотич. традициях О. писала в последних своих соч.: повести "И песня пусть заплачет" ("I pieśń niech zapłacze", 1905) и сб-ке рассказов "Gloria victis" (1910).
О. умела мастерски передать атмосферу провинц. салонов, быт помещичьих усадеб, поселений шляхтичей-хлебопашцев (застянков), евр. местечек и крест. хат. В ее гуманистич. творчестве заметно нек-рое преобладание рефлексии над пластикой; стиль произв. О., особенно ранних, иногда приобретал патетич. и назидат. характер.
Pisma zebrane, t. 1-52, Warsz., 1947-53;
Dzieła wybrane, t. 1-12, Warsz., 1953-54;
Listy zebrane, t. 1-5, Wr. - Kr., 1954-61;
Pisma krytycznoliterackie, Wr., 1959;
в рус. пер. -
Полн. собр. соч., т. 1-8, К. - П. - Х., 1902-10;
Избр. произв., т. 1-2, М., 1948;
Соч., т. 1-5, М., 1953-54.
Гольцев В. А., О повестях Э. Оржешко, "Рус. мысль", 1891, N 9;
Цебрикова М. К., Романы и повести Э. Оржешковой, там же, 1894, N 6-7;
Колтоновская Е., Поборница справедливости Э. Ожешко, СПБ, 1906;
Гапова В. И., Произведения Элизы Ожешко о белорусском крестьянстве, "Краткие сообщения Ин-та славяноведения", 1955, N 16;
Грибовская А. И., Э. Ожешко в оценке рус. критики, "Тр. кафедры рус. лит-ры Львовского гос. ун-та", 1958, в. 2;
Булаховская Ю. Л., Рост реалистич. тенденций в творчестве Э. Ожешко конца 60 - сер. 80-х гг. XIX в., в кн.: Славянские литературы, Л., 1958;
Цыбенко Е. З., Э. Ожешко и рус. лит-ра, в кн.: Славянская филология, в. 5, М., 1963;
Baczyński S., Eliza Orzeszkowa, в его кн.: Nasi powieściopisarze, Warsz., 1928;
Drogoszewski A., Eliza Orzeszkowa, 2 wyd., Warsz., 1933;
Bigay-Mianowska A., Społeczeństwo polskie w twórczości Elizy Orzeszkowej, Kr., 1944;
Romankówna M., Na nowych drogach, Kr., 1948;
Detko J., Orzeszkowa wóbec tradycji narodowo-wyzwoleńczych, Warsz., 1965;
Żmigrodzka M., Orzeszkowa. Młodość pozytywizmu, Warsz., 1965.
Источник: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. - М.: Сов. энцикл., 1962-1978. Т. 5: Мурари - Припев. - 1968. - Стб. 399-401.