div align="justify"> Реформатская Н. Полетаев // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939.
Т. 9. - М.: ОГИЗ РСФСР, Гос. ин-т. "Сов. Энцикл.", 1935. - Стб. 52-53.
http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le9/le9-0521.htm
ПОЛЕТАЕВ Николай Гаврилович [1889-1935] - современный поэт. Р. в Одоеве Тульской губ. Окончил торговую школу. С 17 лет работал конторщиком на железной дороге. В 1918 поступил в лит-ую студию Московского Пролеткульта. Принадлежал к группе поэтов "Кузница". Печатался с 1918.
За исключением ряда стихов 1918-1919, характерных для поэзии "Кузницы" революционной тематикой и отвлеченной символикой образов, весь первый период творчества П. представляет собой скорбные лирические воспоминания поэта о своем прошлом, протекшем в гнилых подвалах городских домов. Эта лирика П. окрашена в тона пессимизма, выражает настроения тех слоев городской бедноты, которые оторваны от революционной борьбы рабочего класса. Лирический герой П. - подвальный одиночка, чувствующий себя одинаково чуждым и в "каменной морде" города и в деревне ("я посторонний в поле"). Мотивы социального одиночества и бессилия переплетаются у П. с болезненными мечтами о солнце, "о соловьях, которых не слыхал", с грезами о яркой, красивой жизни. Тусклому подвальному миру противопоставляется незыблемое и светлое - мир природы. Контрастное сопоставление этих двух миров, антитеза мечты и действительности определяют собой образный строй стихов П. ("Дождь золотой бьет в голубей, а мы в тоске, а мы в грязи", "крепкая потная, заутюженная жена" и "другая" - "будто пыль цветочная летом, будто на море ясный день"). Перелом в творчестве П. сказался в стихах 1923-1924. В пессимистическую лирику ворвались бодрые, здоровые ноты ("Март на Арбате"). Поэт осознал свою спаянность с пролетариатом, в это время он создал широко известное стихотворение о Ленине - "Портретов Ленина не видно".
Подобно большинству поэтов "Кузницы" П. испытал на себе сильное влияние символистов, сказавшееся на ритмическом и мелодическом строе его стихов. Для образной системы Полетаева характерно сочетание типичных для арсенала символистской поэтики образов ("неизъяснимые огни", "пустота и холод и безмерность", "серебряная дрожь", "пьяная мгла" и т. д.) с простыми, конкретными и реалистическими деталями, к-рыми особенно богаты стихи о подвальном мире. Отличительная особенность стихов П. - их большая лирическая напряженность и непосредственность. П. принадлежит также ряд рассказов из быта мелких железнодорожных служащих.
Библиография: I. Стихи, изд. Моск. Пролеткульт, М., 1919 (Биб-ка "Горна"); Песня о соловьях, изд. "Кузница", М., 1921; Сломанные заборы, изд. "Кузница", Москва, 1923; Железнодорожники, Рассказы, изд. "Недра", Москва, 1925; Резкий свет, Стихи, 1918-1925, Гиз, М.-Л., 1926; Стихи, кн. I, изд. "Федерация", М., 1930; О соловьях, которых не слыхал, Избр. стихотворения, изд. Моск. т-ва писателей, Москва, 1932; Избранные стихи, Гослитиздат, М., 1935; Статья: О предрассудках в поэзии, "Горн", 1919, кн. IV.
II. Автобиографии: при книжке "Резкий свет" и в ст. "Пролетарские писатели", состав. С. Родовым, под ред. П. Когана, Гиз, М., 1925. Статьи и рецензии: Старчаков А., журн. "На посту", 1923, No 2-3; Якубовский Г., Литературные портреты, Гиз, 1925 (или "Прожектор", 1925, No 15); Асеев Н., "Печать и революция", 1926, июнь; Хейфец М., Николай Полетаев, сб. "Современные писатели", II, под ред. А. Ефремина и И. Кубикова, Гиз, М.-Л., 1927; Михельсон В., "Художественная литература", 1933, No 2 (отзыв о сб. стихов "О соловьях..."); Реформатская Н., Лирическая автобиография, "Художественная литература", 1935, No 5 (Отзыв об "Избранных стихах", М., 1935).
III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М.-Л., 1928.