Вл. Муравьев
Е. П. Ростопчина
--------------------------------------
"Здравствуй, племя младое...": Антология поэзии пушкинской поры: Кн.
III . Сост., вступ. статья. о поэтах и примеч. Вл. Муравьева
М., "Советская Россия", 1988
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
--------------------------------------
Евдокия Петровна Ростопчина (урожденная Сушкова) родилась в Москве в
1811 году. По рождению она принадлежала к высшему светскому обществу.
Лишившись матери в шестилетнем возрасте, Ростопчина воспитывалась в доме
деда и бабки - Пашковых, дворян, чей род известен со времен Ивана Грозного,
богачей - достаточно сказать, что Пашковым, кроме других домов, в Москве
принадлежал дворец, в котором сейчас помещается Библиотека имени Ленина.
Отец Ростопчиной служил в Петербурге, и в воспитании дочери целиком
положился на тестя и тещу, поэтому она получила обычное для светской барышни
образование: часто менявшиеся гувернантки, случайные учителя обучали ее
иностранным языкам, преподавали начатки истории, географии, математики, она
немного училась рисованию, немного игре на фортепиано, танцам. Но девочка
обладала незаурядными способностями и любознательностью; кроме занятий с
учителями, она много читала, самостоятельно изучила английский, а потом
итальянский языки, в ней рано проявился поэтический талант, первые стихи она
написала под влиянием произведений ее любимых поэтов - Шиллера, Байрона,
Жуковского и Пушкина.
Ростопчина росла под воздействием, с одной стороны, светского дома
Пашковых, с постоянными балами, с обществом, вся жизнь которого определялась
условностями, блестящей, но пустой суетой, - это была среда деда и бабки. С
другой стороны, она общалась с людьми, у которых преобладали духовные
интересы: ее дядя Н. В. Сушков, близкий знакомый П. А. Вяземского, А. С.
Грибоедова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина и многих других поэтов и
писателей того времени был довольно известным поэтом; причастны к литературе
были и другие члены семьи Сушковых; среди посетителей дома Пашковых были и
известные литераторы, особое внимание на юную поэтессу обратил П. А.
Вяземский, одно из ее стихотворений он без ее согласия послал в 1831 году в
альманах "Северные цветы", где оно и было напечатано. Светская родня нашла,
что благородной барышне неприлично заниматься сочинительством, и ей было
категорически запрещено впредь что-либо печатать.
В 1827 году весной на народном гулянье под Новинским Ростопчина впервые
увидела А. С. Пушкина; в следующем году, когда ее, семнадцатилетнюю, начали
вывозить в свет, она познакомилась с Пушкиным на балу у московского
генерал-губернатора. "Пушкин так заинтересовался пылкими и восторженными
излияниями юной собеседницы, что провел с нею большую часть вечера", -
вспоминает современник. Эти два эпизода Ростопчина описала в стихотворении
"Две встречи".
В 1833 году Евдокия Петровна вышла замуж за графа А. Ф. Ростопчина.
Теперь ей уже не нужно было скрывать свои литературные занятия, она начинает
широко печататься. Литературный салон Ростопчиной в Петербурге посещают
Пушкин, Жуковский, Вяземский, Гоголь; ее музыкальные вечера привлекают
Глинку, Листа, Полину Виардо. Позднее переходит в дружбу детское знакомство
Ростопчиной с Лермонтовым, который посвятил ей стихотворение:
Я верю: под одной звездою
Мы с вами были рождены;
Мы шли дорогою одною,
Нас обманули те же сны.
Сохранились свидетельства, что Пушкин с одобрением отзывался о стихах
Ростопчиной, что он "ценил" их, говорил, что "пишет она хорошо"; в
издаваемом им журнале "Современник" было напечатано ее стихотворение
"Эльбрус и я". В стихотворении "Памяти Пушкина" (1852 г.) она говорит о том,
какое большое значение имело для нее одобрение Пушкина:
Он, наш кумир, он, слава русской славы;
Благословлял на дальний путь меня...
Песнь женская была ему забавой,
Как новизна... О! не забуду я,
Что _Пушкина_ улыбкой вдохновенной
Был награжден мой простодушный стих...
Поэтический талант Ростопчиной крепнет. В 1836 году П. А. Вяземекий
пишет А. И. Тургеневу, посылая ему ее стихотворение "Последний цветок":
"Каковы стихи? Ты думаешь Бенедиктова? Могли бы быть Жуковского, Пушкина,
Боратынского; уж верно не отказались бы они от них... Какое глубокое
чувство, какая простота и сила в выражении и, между тем, сколько женского!"
Известность и популярность Ростопчиной отмечает и Белинский, "ее
прекрасные стихотворения", пишет он в статье 1841 году, "известны каждому
образованному и неутомимому читателю русских периодических изданий". Говоря
о "поэтической прелести" ее стихотворений и ее "высоком таланте", он
характеризует поэзию Ростопчиной так: "Отличительные черты музы графини
Ростопчиной - рефлексия и светскость. Можно сказать, что это муза
рассуждающая и светская". Правда, потом он добавляет, что "муза графини
Ростопчиной не чужда поэтических вдохновений, дышащих не одним умом, но и
глубоким чувством".
В 1839 году Ростопчина выпустила книгу прозы: "Очерки большого света",
включавшую в себя две повести "Чины и деньги" и "Поединок". В 1841 году она
издает сборник стихотворений. Отзывы критики были в основном положительны,
хотя и указывалось на недостаточную глубину содержания многих стихов,
наличие прозаизмов и некоторую шероховатость.
И в прозе, и в стихах Ростопчина не обходит социальных и политических
вопросов. В повести "Чины и деньги" она показывает, как имущественное и
социальное неравенство двух любящих друг друга людей лишают их возможности
быть счастливыми. В стихотворении "К страдальцам-изгнанникам", посвященном
декабристам, она, воспевает их подвиг; выражает надежду, что осуществятся их
замыслы:
...вам и нам настанет час блаженный
Паденья варварства, деспотства и царей...
В 1845 году она напечатала стихотворение "Несильный брак" в котором
осуждала политику царского самодержавия по отношению к Польше. Это
стихотворение вызвало гнев Николая I. Ростопчина была выслана из Петербурга.
Она поселилась в Москве.
В Москве Ростопчина сближается со славянофилами, деятельно сотрудничает
в журнале "Москвитянин", ее московский литературный салон посещают М. П.
Погодин, А. Н. Островский, А. С. Хомяков, Н. Ф. Павлов, М. С. Щепкин и
другие. В 1856 году она написала комедию "Возврат Чацкого в Москву, или
Встреча знакомых лиц после двадцатипятилетней разлуки". В ней мы встречаем
героев грибоедовской комедии: Чацкого, Фамусова и других; Софья Павловна
вышла замуж за Скалозуба, который теперь занимает пост военного губернатора,
Молчалин дослужился до чина действительного статского советника, Загорецкий
на откупах, на аферах, ростовщичестве разбогател и стал миллионером. В доме
Фамусова Чацкий вновь попадает в круг, как он сам говорит, "личностей
ходульных", "подлых негодяев", "завистливых, несправедливых, злых,
карикатурных и смешных". Однако Княгиня (в которой Ростопчина изобразила в
какой-то степени себя) возражает ему, что это не вся Москва, что .есть иные
люди - просвещенные, почтенные,
Сотнями таких я отыщу!
Друзей меж ними я считаю,
Вы их узнаете - полюбите!
Ростопчина чутко уловила приход новых общественных деятелей, вступление
на общественную арену демократов-разночинцев, но осталась чужда их идеям.
В конце 1856 - начале 1857 года в Москву возвращаются освобожденные по
амнистии декабристы. Москва с восторгом принимает и чествует их. Для
Ростопчиной встреча с декабристами была и встречей с юностью. Посетив С. Г.
Волконского, она читает ему и другим декабристам "Возврат Чацкого",
вспоминает свое старое стихотворение, написанное, когда сочувствие
декабристам считалось в глазах правительства преступлением:
Но ваш терновый путь, ваш жребий лучше счастья
И стоит всех даров изменчивой судьбы!..
Удел ваш - не позор, а слава, уваженье,
Благословения правдивых сограждан...
Это было также и воспоминание о Пушкине и пушкинском времени...
Ростопчина умерла в 1858 году после тяжелой болезни. До последних дней
она работала; последним ее литературным произведением были воспоминания о М.
Ю. Лермонтове, в которых она сопоставила его творчество и его судьбу с
пушкинской.