Демидову
Со вступлением в должность советника горной экспедиции
Природы тайны знать, руд положенье ведать,
Почетней, нежели на серебре обедать,
Неистощимого устав знать естества,
Полезнее, чем знать наряды щегольства
И ведать разные новейших мод уборы,
Приличней для коней какой кареты цвет,
Иль как протанцевать искусно минавет,
Что высшим даром благ считают петиметры,
И их сообщницы, в главе посящи ветры,
Которых жизни в том верховный есть закон,
Чтоб время года знать, или но их сезон,
Когда в тафту, в атлас, иль в бархат нарядиться,
Когда, кому с каким изгибом поклониться,
Как острым меж каких умов блеснуть словцом,
Презренье, иль хвалу кому явить лицом.
Вот знающего свет найбольши совершенства,
Но ведать способы народного блаженства,
Потребно более и знаний и труда,
Какая и каких крушцов 1 у нас руда,
В каком стране какой доброты или видов? -
То ведать предлежит тебе теперь, Демидов! -
Понеже горних дел советником ты стал,
Я в сем достоинстве тебя не поздравлял,
Поздравить же теперь за долг и честь вменяю,
Не в прозе, но в стихах, и оным исполняю
Желание твое, и с радостию жду
Да вскоре узришь ты от рук монарших мзду.
1 Крушец - металл.
Еще выразительнее в социальном отношении "Ода откупщикам":
оказавшим услугу короне наддачею
сумм при торгах 1794 года.
Пою податливость усердныя руки!
Наддачей при торгах казны откупщики,
Благопотребную я пившие услугу
Для польз отечества, земному в славу кругу!
Я ваши в алфавит привел здесь имена,
Да их и поздние узнают времена.
В пределах будете всего известны света,
Ходячая везде прославит вас монета.
Вы, вы, Силен и Вакх, веселий божество,
Народов радостно умножьте торжество!
В честь вашу строются откупщиками храмы
И украшаются зелеными диетами
Неувядающих древес чрез целый год,
Да весел завсегда пребудет в них народ.
Кто ж именно и где усердный труд являют,
Читатели сие из росписи узнают,
В порядке азбучном предложена она
С названиями мест чины и имена
Благоуслужливость отечеству явивших
И за усердность песнь похвальну заслуживших
Пиита, коего готовность есть пера
Описывать весь век споспешников добра
Да в росском и они известны будут мире!
И радость возглашать соотчичей на лире,
На казовый конец и полный алфавит
Имен их и чинов являет здесь пиит.
Да каждый, кто его увидит, прочитает
И об отличии усердия узнает.
Но званью и числу взятых на откуп стран
И сколько у кого обилен есть карман, -
Удобно может то в уме своем расчислить,
И о имении своих сограждан мыслить
Удобность каждому откроется чтецу.
Но славы вашея, откупщики, певцу
Хоть малу часть своих доходов уделите,
И книжек по пяти трудов его возьмите,
Которы издал он для пользы общей в свет.
Сего возмездия себе от вас он ждет
За сочинение стихов и алфавита,
Где ваша взору всех услужливость открыта.
В признанья вашем он себя надеждой льстит
И щедрость вашу вновь пред светом возвестит,
Прострет похвальное о вас к народу слово,
И сборище у вас веселых будет ново.
В противном случае, оборота назад,
Он лиру на другой свою настроит лад.
Восхваление откупщиков - акт нисколько не предусмотренный традицией высокой поэзии XVIII в. и непосредственно идущий от самой злободневной действительности. Любопытно, что Рубан не подводит своих новых героев под нивелирующий масштаб феодальных достоинств и добродетелей. Он сохраняет буржуазную специфику в самом строе образов, в подборе воспеваемых качеств:
Ходячая везде прославит вас монета
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
По званью и числу взятых на откуп стран
И сколько у кого обилен есть карман... {*}
{* Тема денег вообще разрабатывалась Рубаном и в рубановском окружении с величайшей прямолинейностью. В свое время Незеленов даже усмотрел в журнале Рубана "Ни то, ни сио" - "материалистическое направление" на основании напечатанного там стихотворения о деньгах:
Можно ли нищенство
Деньгам предпочесть?
Деньги - лучше средство
В свете все обресть!
Деньги в честь выводят,
Нам друзей находят.
Где сребро блеснет,
Взоры там народны;
Где богач идет,
Путь открыт свободный.
. . . . . . . . . . .
Царств великолепность,
Блеск безбранных дней,
В брани нужну крепость,
Всех союз вещей
Деньги составляют,
Деньги прикрывают
И пороки злых!
Кто сребром запасен,
Тот в глазах людских
Честен, остр, прекрасен.}
Рубановская буржуазность, разумеется, не имеет ничего общего с передовой буржуазностью радищевского толка. Это буржуазность реакционная, поклоняющаяся откупщикам и прислуживающая власти. Но как бы то ни было - в стихотворческий оборот Рубана вместились явления разного порядка, в том числе и такие, для которых в более высоких литературных этажах вовсе еще не найдено было выражения. Между прочим, Рубану принадлежит, вероятно, первое в русской литературе стихотворение о рабочих:
Песня рабочих людей.
Устал, устал до пота
Лукерьин кум Кузьма!
Мила мне, рек, работа,
Калинишна кума!
Коль и хлеб у нас с водою,
Ляжем кумушка с тобою.
Ночь нам весело минет
Мне с кумою грусти нет.
Кто как хочет пусть толкует,
Моя совесть не тоскует,
Я и ухом не веду,
Что с кумою спать иду.
Пусть роскошные соседы
Пиры строят и обеды,
А мы хлебом и водой
Будем сыты век с кумой.
Наша крестница здорова,
Ей дана от нас корова.
На молочной та еде,
Мы на хлебе и воде;
Жизнь спокойно провождаем,
Больше счастья не желаем.
Кто что хочет примечай,
Спать с кумой нам не мешай.
Б этой идиллии сделан все же очень серьезный упор на хлеб с водою и на пиры и обеды "роскошных соседов". Вопрос о распределении благ явно интересовал Рубана.
Качество поэзии Рубана крайне низко, благодаря чему он с легкостью достигал того, что настоящим поэтам давалось с трудом. Державин, гениальным усилием преодолевая одическую отрешенность, перабатывал быт в поэзию, т. е. он находил способы выражения, превращавшие идеологически нейтральные бытовые вещи в ценности поэтического слова. Для Рубана дело обстоит много проще, потому что ему нечего преодолевать и перерабатывать. Его подносное стихотворство - это сырой быт с приправой из Минерв и Нептунов; прямой язык канцелярии и передней, только с цезурой на третьей стопе:
Дупликат М. И. А[никину]
3-го апреля 1795 г.
О наглости к тебе писал я мущниковой,
Что честь он повредил супруги Клепоковой,
Невежливо свой рот широкий растворя,
Кричал за нею вслед ура, ура, ура,
С протяжкой повторял потом и ура,
От слова же сего недалека и дура;
И множество других нелепостей вещал,
Чувствительность ее чем сильно обижал,
На улице большой в дни сырныя недели,
И люди на сие позорище смотрели
Со удивлением; представь же сколько зла
Мушная даме пасть сей песнью нанесла,
Что оная, шести рублей не пожалея,
Приходит на сего с прошением злодея
В судилище твое, Аникин; ты внемли
И пасть мушным кулям к ее ногам вели.
Сего единого она и ожидает,
А то квашня ее без хлеба рассыхает,
И живописная засохла мужа кисть,
Потщися хлеб ему доставить иль корысть
Решением его жены в бесчестьи дела,
Как только Фомина покажется неделя.
А просьбы моея сей дупликатный стих
Послал в апреле я, в день именин твоих,
С которыми тебя усердно поздравляю
И всех тобой самим желанных благ желаю!
Ты ведаешь, что я тебе на всякий год
В сей день трудов моих препровождаю плод.
Прими с приятностью мою невежну службу
И продолжай твою мне драгоценну дружбу.
О сем единственно тебя я и прошу
И яко друг тебе свой дупликат пишу.
А при случае тот же Рубан пишет торжественные оды "настоящими стихами". Уже подносные произведения Рубана, рассчитанные на печать, гораздо больше похожи на стихи вообще - например, напечатанные благодарственные стихи Потемкину. В них благодеяния, оказанные пииту, фигурируют не в виде ассигнаций, печеных яблок, отреза на фрак, шубы и тому подобных неприличных конкретностей, а в виде перифрастических "камней, сребра и злата":
Ты благости лиешь подобием реки,
В добротворении прерывности не зная,
Всечасно милости различны изъявляя,
Ни камней не щадишь, ни злата, ни сребра
Для пользы ближнего иль общего добра,
О коем каждое мгновение ты мыслишь
И день погибшим тот невозвратимо числишь,
Благодеяний ты в который не явил.
Веспасианов сын таков у римлян был.
Ты милосердие в себе являешь Тита,
Благотворительно всем грудь твоя открыта...
Произведение подобное "Дупликату" могло явиться только на почве графомании. Б. Модзалевский сообщает: "Помимо пользы, которую Рубан извлекал из занятий своих стихотворством, последнее служило ему и удовлетворением страсти к сложению стихов, которою он был одержим почти в равной степени с своим критиком гр. Хвостовым. Стихотворная производительность Рубана простиралась до огромных размеров, выражаясь в самых разнообразных формах. Дело доходило до того, что даже частная переписка велась с его стороны не прозою, а стихами. Сохранился рассказ, записанный П. Ф. Карабановым о том, как Потемкин, знавший слабость своего секретаря, предложил ему однажды написать в Соляную контору, вместо отношения, стихотворное послание о выдаче 10000 рублей. Иногда случалось, что в один день Рубан сочинял по несколько стихотворений; даже во время своей предсмертной болезни он не пропускал почти дня, чтобы не написать кому-нибудь поздравления, письма в стихах и т. п.".
Потребность графомана изъяснять стихами свои обиходные интересы натолкнула Рубана на нечто вроде "дружеского послания":
1-е Марта 1795 года.
Родзянка! У тебя прекрасная жена.
Благовоспитана, быв в Дерпте рождена;
Пленила кротких уст меня ее беседа,
Хотя ж у твоего и не был я обеда,
Но пил за здравие ее вино твое,
Тавридский коему Судак дал бытие.
В сем граде образ был боготворен Афины,
Он, став днесь и в области Екатерины,
Оденет в новый блеск поблекшу старину
И славу новую даст своему вину.
Но что приятный вкус сего вина я знаю,
Виновником тебя, Родзянко, почитаю,
Покорно за него тебя благодарю
И ведомым сей дар я свету сотворю
Для умножения вину сему расхода,
И начата ему уже похвальна ода.
19-го Августа 1794 года.
Когда б забывчивых петь можно леногузов,
То б похвалу соткал я и тебе, Кутузов,
Я многажды тебя, для выкройки чехлов,
Просил ко мне прислать портного из хохлов -
Сидорку; или же кого ты сам рассудишь.
И ты сказал - пришлю, и верно не забудешь,
Однако ж позабыл, и по сие число
Творение сие в чертог мой не вошло.
И oн твоей мои чехлы не сшиты лени,
Однако ж говорить тебе не стану пени,
Но с ласкою еще учтиво попрошу
И благодарный стих, коль пришлешь, напишу.
В распоряжении Рубана оказалось огромное разнообразие вещей, при полном отсутствии метода для литературного освоения новых в литературе материалов. Лет через двадцать пять графоманы XIX века могли уже с легкостью писать на обиходные темы по образцам Батюшкова и Жуковского. Карамзинисты отобрали некоторое количество обиходных вещей, распределили их по местам, вытряхнули из них вещественное содержание и создали так стиль дружеских посланий. Что же касается рубановских чехлов, то они вышли из быта и в быту остались.
Подносные стихи Рубана - явление быта. Именно потому они - замечательное по своей прямоте свидетельство о социальном факте наемничества, зашифрованном в высокой поэзии XVIII века.