САЛОВ, Илья Александрович [6(18).IV.1834, Пенза - 24.XII.1902 (6.I.1903), Саратов] - прозаик, драматург. Детство С. прошло неподалеку от Пензы в родовом имении отца Никольском, расположенном в живописном уголке Поволжья. Мальчик рано полюбил природу, научился зорко вглядываться, чутко вслушиваться в краски и звуки окружающего мира. Начиная с первого рассказа 15-летнего С. "Забытая усадьба", картины природы, написанные точно и поэтично, станут неотъемлемой частью его произведений. Пяти лет С. лишился отца. В доме своего опекуна А. Тучкова он часто встречал Н. П. Огарева, к которому проникся симпатией и запомнил навсегда. Учился С. в Пензенской гимназии, где большое влияние на него оказал учитель словесности Е. К. Руммель, первым внушивший любовь к русской реалистической литературе, "научивший отличать хорошее от дурного" (Умчавшиеся годы // Русская мысль,- 1897.- No 7.- С. 17-18). После того как учитель прочитал на уроках произведения молодого И. С. Тургенева и "объяснил его красоты, мы как-то невольно сами собой отстали от Марлинского" (Там же). В С. рано пробудилась страсть к театру и литературе. Во время каникул он пропадал в Пензенском театре и даже участвовал в массовых сценах. Уже в 5-м классе написал повесть "Дядюшка и племянник" и рассказ "Забытая усадьба". Однако закончить гимназию С. не пришлось. Летом 1850 г. страшный пожар уничтожил Никольское и привел семью к разорению. В поисках средств к жизни С. уехал в Москву, где ему удалось поступить на службу в канцелярию Московского губернатора И. В. Капниста. Служба была связана с многочисленными поездками по губернии, но занятия С. литературой продолжались. Следуя примеру товарищей по канцелярии, С. переводил модные французские пьесы. Мелодрама "Нищая" О. Анисе-Буржуа и М. Массона, переведенная совместно с С. Родиславским, в 1854 г. была поставлена на сцене Малого театра и имела шумный успех. В том же году С. написал и издал за свой счет две еще очень незрелые собственные пьесы "Битва под Ахалцихом" и "Харитон". В 1858-1859 гг. одно за другим печатаются произведения С.: повесть "Пушиловский регент" и рассказ "Забытая усадьба" ("Русский вестник"), рассказы "Лесник" ("Современник"), "Мертвое тело" ("Отечественные записки"). Написанные под ощутимым влиянием тургеневских "Записок охотника", эти произведения проникнуты осуждением крепостнических отношений, искренним сочувствием к "маленьким людям" - жертвам социального гнета.
Уже в первых рассказах и повестях С. проявились характерные особенности его таланта: острая наблюдательность, сочное бытоописание, достоверное, нередко фотографически точное, на не бесстрастное изображение характеров и событий. По признанию писателя, он сознательно стремился "списывать с натуры", "не сочинять ни фабул, ни действующих лиц", рисовать только то, что "близко видел", предоставляя читателю делать выводы и обобщения (Умчавшиеся годы // Исторический вестник.- 1906.- No X.- С. 183). Подчас увлечение С. "зарисовками с натуры" шло в ущерб глубине анализа. Трезвый реалист в изображении социальных конфликтов, он нередко мелодраматичен, рисуя личные, любовные отношения героев, играющие, впрочем, второстепенную роль в его сюжетах. Прекрасные гармоничные пейзажи в композиции произведений С.- не только фон действия, но также средство философского осмысления мира. Как правило, сразу после описания мрачных картин человеческой жизни С. спешит распахнуть перед читателем пронизанное солнцем и светом раздолье лесов и степей, вселить в него бодрость, напоить гармонией и красотой вольного мира.
В 1864 г. в журнале бр. Достоевских "Время" был напечатан большой роман С. "Бутузка", проникнутый пафосом осуждения недавнего крепостнического прошлого. Реалистически полнокровно обрисован в романе образ старой барыни - Аксиньи Максимовны, в которой нежная любовь к животным и птицам, трогательная забота о бедном племяннике уживаются с звериной жестокостью по отношению к крепостным. Произведения С. конца 50 - нач. 60 гг. органично вошли в русло демократической, антикрепостнической литературы.
После создания "Бутузки" в творчестве писателя наступил длительный перерыв. В середине 60 гг. он вышел в отставку, женился, два года прожил с женой за границей (в Германии, Франции и Италии). Возвратившись в Россию, навсегда поселился в Саратовской губ. В течение десяти лет исполняя должность сельского мирового судьи, затем земского начальника, С. находился в гуще событий, связанных с бурным наступлением капитализма: расслоением и обнищанием деревни, разорением "дворянских гнезд", наступлением буржуазных хищников.
Накопив огромный материал жизненных наблюдений, С. в середине 70 гг. вновь обратился к художественному творчеству. Рассказы, присланные им в "Отечественные записки", были с одобрением приняты редактором журнала М. Е. Салтыковым-Щедриным. Последний неоднократно обращался к С. с просьбой о присылке новых произведений. "...Редакция весьма ценит Ваше участие в журнале",- писал он С. в июне 1879 г. (Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч.: В 20 т.- М., 1976.- Т. 19.- Кн. I.- С. 104). Время сотрудничества в "Отечественных записках" - самый плодотворный период творчества писателя. С 1877 по 1883 г. на страницах журнала появились четырнадцать его рассказов и повестей, в том числе: "Мельница купца Чесалкина" (1877), "Грызуны" (1878), "Аспид" (1879), "Арендатор" (1879), "Паук" (1880), "Соловьятники", "Ольшанский молодой барин" (1881), "Николай Суетной" (1881), "Мелкие сошки" (1883). Их главная тема - буржуазные хищники и их жертвы: крестьяне, бедняки разночинцы, разоренные дворяне. Образы кулаков-мироедов, купцов, алчных кабатчиков, мельников, пауков-ростовщиков выхвачены писателем из жизни, показаны ярко и убедительно.
Современники не раз упрекали С. в подражании Салтыкову-Щедрину при изображении "мироедов". Возражая, С. с полным основанием утверждал, что его герои взяты из жизни, "списаны с натуры". По воспоминаниям С, его персонажи были настолько похожи на своих прототипов, что читатели-земляки тотчас их узнавали.
Тема унижения человеческого достоинства, произвола и беззакония, звучавшая в раннем творчестве писателя, была продолжена в его рассказах и повестях 70-90 гг. Однако теперь уже в роли самодуров чаще всего выступают купцы-толстосумы. Так, купец Лопашов (рассказ "Мелкие сошки"), "зажавший в кулак всю округу", велит выгнать из школы молодую учительницу Елену Петровну, а из больницы - ее жениха доктора Петрова лишь за то, что она отвергла его наглые притязания. В этом рассказе, как и в ряде других, подчеркнута забитость, рабская покорность крестьян, легко подписавших "жалобу" на любимого доктора, спасавшего их от холеры.
Иные энергичные крестьянские характеры (хотя герои и терпят жизненный крах) создал С. в рассказах "Николай Суетной", "Щуклинский Пирогов" (1883), "Иван Огородников" (1885). С болью и гневом писал С. о судьбе обездоленных детей в пореформенной России. В рассказе "Крапивники" (1879) описана горькая доля двух незаконнорожденных мальчиков - "крапивников", лишенных всех прав, в том числе и права наследства. Гибнет от чахотки их мать, а через несколько дней умирает от горячки малыш Ванятка на той самой печке, куда положили его после похорон матери. "Смерть его осталась бы, пожалуй, долго еще не замеченной, если бы просвирне не понадобились сушившиеся на той же печке толстые шерстяные чулки" - такой пронзительной деталью заканчивается рассказ (Полн. собр. соч.- Т. 4.- С. 148).
Особое место в творчестве С. занимает повесть "Грачевский крокодил" (1879), оригинально построенная, написанная с использованием сатирических "щедринских" приемов и "эзопова языка". Главной темой повести является деятельность девушки-революционерки и "охота" властей на революционеров. Однако в силу цензурных условий история молодой революционерки "спрятана" в другой, анекдотический сюжет о появлении свирепого крокодила в саратовской речке Грачевке и охоте на чудовище. Несмотря на сжатость изложения, автору удалось создать в повести яркий, значительный, и при этом не идеализированный образ юной революционерки Мелитины Петровны - "тоненькой женщины лет двадцати с приятным веселым личиком и плутовскими глазками", на редкость находчивой и энергичной. Всего за несколько дней она сумела завоевать любовь и доверие крестьян, не только развернуть среди них пропаганду (она говорила об "угнетении труда капиталом", о подушных податях, о "жалкой участи бабы в семье"), но даже защитить их интересы перед становым Дуботолковым. И очень скоро в окрестных деревнях появились запрещенные брошюры. В то же время некоторые поступки Мелитины Петровны уязвимы в моральном отношении: она проникает в дом помещицы Столбиковой под именем ее племянницы, а покидая его, увозит с собой деньги и драгоценности, нужные для побега и дальнейшей борьбы. Тем не менее сама потерпевшая помещица, прочитав прощальное письмо Мелитины Петровны, легко прощает "племянницу" и сожалеет об ее отъезде. С. одним из первых создал образ революционерки, чуждой народнических иллюзий, сознающей передовую роль рабочего класса: "Она выказывала любовь к заводскому делу и объясняла, что на заводах и фабриках народ гораздо развитее..." (Там же.- Т. 6.- С. 29). История пропагандистки-революционерки связывается в повести в один узел с сюжетом о появлении в речке Грачевке крокодила и об охоте на него, устроенной с шумом и помпой в момент бегства Мелитины Петровны. Так образы хрупкой девушки и чудовища, повергшего в ужас всю округу, совмещаются. Изображая нелепую охоту, С. по-щедрински едко высмеял невежество и подозрительность обывателей, глупость и нерасторопность жандармов. Колоритные, живые характеры (особенно удачен образ лукавого священника, отца Ивана) сочетаются в повести с гротеском и аллегорией. Любопытна история создания "Грачевского крокодила". Вначале повесть, содержавшая карикатурное изображение нигилиста Асклипиода, была отвергнута Салтыковым-Щедриным и напечатана в 1879 г. в "Русском вестнике". Однако впоследствии, видимо под влиянием щедринской критики, С. существенным образом ее доработал, придав большую глубину и привлекательность образу революционерки, дополнив повесть десятью новыми главами (XII-XXI). В окончательной редакции "Грачевский крокодил" был напечатан в 1884 г. в первом издании его сочинений.
В 80-90 гг. у С. "появился огромный круг читателей и поклонников",- свидетельствует его биограф П. В. Быков (Там же.- Т. 1.- С. 16). Рассказы С. стали выходить в переводах на иностранные языки. В 1894 г. рецензии на новый сборник рассказов С. появились в крупнейших русских журналах. Критики в один голос отмечали превосходное знание С. сельской жизни, глубокое сочувствие к деревенским людям, правдивое, лишенное идеализации изображение крестьян. А. М. Скабичевский охарактеризовал С. как писателя "тургеневской школы", одного из самых талантливых беллетристов "своего времени" (Скабичевский А. М.- С. 320). По мнению А. Н. Пыпина, "некоторые из его деревенских героев могут считаться в ряду лучших народных типов", созданных русскими писателями (Пыпин А. Н.- С. 884). В то же время правдивое, лишенное прикрас изображение С. народа не удовлетворило критика народнического "Русского богатства", без оснований обвинившего писателя в "безучастном отношении к изображаемым явлениям" (Русское богатство, с. 84).
Закрытие "Отечественных записок" было воспринято С. как тяжелый личный удар. "Я словно лишился пристанища и не знал, куда мне деться",- вспоминал писатель (Исторический вестник.- 1906.- No II.- С. 511). В дальнейшем свои произведения он печатал в журналах "Русская мысль", "Северный вестник", "Неделя", "Артист", "Нива" и др.
В апреле 1895 г. пожилой писатель, продолжавший служить и заниматься литературным трудом, тяжело заболел. Но даже разбитый параличом, он работал, диктуя свои произведения. В 90 гг. С. были написаны остро обличительный рассказ "Голодовка" (1892), роман "Уютный уголок" (1894), повесть "Практика жизни" (1895), рассказы "Синий чулок" (1894), "Филемон и Бавкида" (1897) и др.
Менее известен С. как драматург, создатель пьес "Гусь лапчатый", "Золотая рыбка", "Степной богатырь" (1886), "Степь-матушка" (1885), "Дармоедка" (1888) и др. Некоторые из них с успехом шли на сценах столичных и провинциальных театров в конце XIX - нач. XX в.
Соч.: Повести и рассказы: В 2 кн.- Спб.; М., 1884; Полн. собр. соч.: В 15 т. / Биограф. очерк П. В. Быкова.- Пб., 1908-1910.- Т. I-VI; Повести и рассказы / Вступ. ст. и коммент. Е. И. Покусаева.- Саратов, 1956; Мельница купца Чесалкина. Грачевский крокодил. Крапивники // Русские повести XIX века 70-90 гг. / Вступ. ст. Б. С. Мейлаха.- М., 1957.- Т. 1.- С. 3-196; Грачевский крокодил. Повести и рассказы / Сост., коммент. В. В. Танакова; Вступ. ст. В. В. Танакова, Т. Н. Ковалевой.- М., 1984.
Лит.: [Б. п.] // Дело.- 1884.- No 2.- Отд. II.- С. 29-45; Пыпин А. Н. И. А. Салов. Суета мирская // Вестник Европы.- 1894.- No 6.- С. 880-885; Русское богатство.- 1894.- No 9.- Отд. II.- С. 81-85; Скабичевский А. М. Истории новейшей русской литературы.- Спб., 1897.- С. 325-326.
Источник: "Русские писатели". Биобиблиографический словарь.
Том 2. М-Я. Под редакцией П. А. Николаева.
М., "Просвещение", 1990
OCR Бычков М. Н.