ти петербургской жизни". - ЛН, т. 71, М. 1963, стр. 272 - 273).
...отнесся редактор "Нового времени" Юматов. - В NN 200 и 201 "Нового времени" от 12 и 14 октября с негодованием говорилось о скандале. Особенно резко Юматов осуждал зачинщиков скандала, Каткова, "Московские ведомости", во второй статье, утверждая, что для поддержания порядка среди таких людей, как участники обеда, нужна была бы кавалерийская нагайка и несколько дюжих вахмистров.
Стр. 55. ...двух статей, написанных по поводу смоленского происшествия "Московскими ведомостями". - О скандале в Смоленске говорилось в передовых NN 221 и 224 от 13 и 17 октября. Катков оправдывал зачинщиков скандала, обвинял Скарятина в защите интересов "панов и ксендзов". Направление Скарятина объявлялось антирусским, антипатриотическим, враждебным всему, что идет на пользу России. Катков намекал, что деятельность Скарятина так же враждебна России, как выступления Герцена. Резко осуждался и Юматов, призывающий, по словам Каткова, пустить нагайки против русских патриотов. Кроме названных передовых, о скандале в Смоленске, о Скарятине говорилось в письмах "Из Смоленска", "Из Псковской губернии" (NN 223, 231 от 16 и 26 октября), в заметке "Из Петербурга" (N 230 от 25 октября), в передовой N 238 от 3 ноября (отклик на выступление "Вести" против "Русского инвалида").
Стр. 56. "Русские ведомости" идут еще дальше Юматова... - Подразумевается передовая N 222 от 13 октября. В ней резко осуждались зачинщики скандала, которые, по мнению редакции, ничем не отличаются от ватаги подгулявших чернорабочих.
Стр. 57. Слово "патриот" в наше время очень скользкое и неопределенное. - Имеется в виду спекуляция реакционных кругов на слове "патриот". Под знаменем "патриотизма" выступали самые реакционные публицисты, в первую очередь Катков.
...во время Гоголя имело слово: "добродетельный человек". - Подразумеваются рассуждения Гоголя о "добродетельном человеке" в XI главе I тома "Мертвых душ" (см. прим. к стр. 27).
...давно ли Москва сомневалась не только в патриотизме всей петербургской литературы вообще, а даже в патриотизме и самого Петербурга? - Речь идет о нападках московской реакционной журналистики на "петербургскую атмосферу", способствующую развитию "нигилизма" (см., например, "Московские ведомости", 1863, статью Щебальского "Наши космополиты" в N 51, передовые NN 181, 214 и др.).
...одна из газет... высказала мнение... - Имеется в виду статья "Нового времени", N 201 (см. выше, прим. к стр. 54).
Стр. 58. ...скандал у нас есть пока единственный двигатель мысли общественной и литературной. - Эти слова противники "Отечественных записок" пытались истолковать как оправдание "скандалов" (см. "Материалы для характеристики современной русской литературы", стр. 196). На самом деле речь шла об ином: "в стране, где нет полной свободы слова, где некоторая свобода слова дана только для опыта, и то избранным", не может быть, по мысли Салтыкова, серьезной литературно-общественной жизни. Она может проявляться лишь в формах, подобных смоленскому скандалу.
Стр. 59. ...начинают говорить о смертной казни. - См., например, передовую газеты "Москва" (1868, N18 от 24 апреля), статью "Заграничная жизнь" ("СПб ведомости", 1858, N 172 от 26 июня).
...о необходимости новой кодификации свода законов. - См., например, передовую "СПб. ведомостей" (1868, N 262 от 25 сентября) о судебной реформе, о необходимости "радикальной кодификации нашего свода законов".
...о замыслах Наполеона на Пруссию... - См., например, "Москва", 1868, N 16 от 21 апреля.
Кой-где встретится заметка в газетах... - См., например, упоминания о волнениях в Рязанской губернии, о сборе недоимок, о продаже крестьянского скота ("Биржевые ведомости", 1867, N 347 от 25 декабря).
Стр. 60. ...ведь не киргизские у нас степи... - Киргизская орда, киргизские степи, Ташкент - административный центр этого района - в конце 60-х годов были символом беспорядка, волнений, общественного неустройства. В письме "Из Псковской губернии" (см. выше) Скарятин обвинялся, в частности, в том, что он считает, будто Россия "похожа на Киргизскую орду". Ироническое замечание Салтыкова имеет, видимо, двоякий смысл: 1) мы даже на настоящий "скандал" не способны, нет оснований ожидать у нас серьезных волнений, 2) не так уж мы отличаемся от Киргизской орды, как кажется на первый взгляд. От второго толкования тянутся нити к "Господам ташкентцам".