ВАССЕРМАН Якоб [Jacob Wassermann, 1873 -] - немецкий писатель. Уже в первом его романе "Евреи из Цирндорфа" (Die Juden von Zirndorf, 1897) наметились характерные черты его творческого облика. Роман состоит из двух частей. Действие первой части происходит в XVII в., второй - в современную эпоху. Первая часть содержит рассказ о мессианских надеждах еврейского племени, о крушении этих надежд, о Спасителе, оказавшемся лжецом и изменником. Вторая - посвящена жизнеописанию молодого еврея из Цирндорфа, к-рый ставит себе цель внутреннего совершенствования, самоочищения. Он является спасителем самого себя. Этой характерной концепцией отмечено все творчество В. Выражая социальную неудовлетворенность мелкобуржуазного класса, В. сосредоточивает свое внимание на обстоятельствах морального кризиса, показывает, как герои-одиночки, сталкиваясь с враждебной средой, падают в неравной борьбе - им приходится утешаться только внутренним самоуглублением, только моральным своим превосходством над косной, но побеждающей их средой. Эту концепцию мы встречаем в "Истории молодой Ренаты Фукс" (Die Geschichte der jungen Renate Fuchs, 1900) - романе о женщине, стряхнувшей с себя власть мертвых традиций, о женщине, зачавшей "дитя лучших времен"; в романе "Молох" (Moloch, 1903) - о крестьянине, к-рого победил лживый и уродливый город; в романе "Каспар Гаузер" (Caspar Hauser, 1908) - представляющем обработку легенды, имеющем своей целью показать, как идеальный человек падает, сраженный в столкновении с "грубой" расхлябанной действительностью; в романе "Человечек с гусями" (Das Gänsemännchen, 1915) - рассказывающем о том, как художник, попытавшийся мыслить независимо, был затравлен косной мещанской средой; в романе "Христиан Ваншаффе" (Christian Wahnschaffe, 1919) - повторяющем все ту же традиционную и, в конце концов, чрезвычайно однообразную схему, ничем ее не дополняя, хотя в годы, когда писался этот монументальный, вернее пухлый (многословие - отличительная черта В.) роман, над Германией пронеслись бури войны и революции. Перед нами художник-романтик, отталкивающийся от действительности, как от стихии ему враждебной, создающий в своем творчестве некую иллюзорную надстройку над действительностью. Проза В. отличается приподнятостью своего тона, она всегда патетична. Тщетным исканиям своих героев, борьбе, в которой они обречены быть побежденными, художник придает высший, почти мистический смысл, он рассказывает о них, как о мучениках и святых, - отсюда - подчеркнутая выспренность произведений Вассермана. Очень умело В. сочетает романтическое содержание своих вещей со вкусами и требованиями широкого мещанского читателя. В. - один из популярнейших и наиболее широко читаемых писателей современной Германии. Он прекрасно владеет секретом массовой продукции. Он излагает свою стандартизованную концепцию, находящую живой отклик в среде мелкобуржуазного потребителя, с достаточной популярностью, ни разу не углубляя ее до остроты подлинного социального конфликта, обильно сдабривая свои произведения экзотикой всякого свойства (особенно экзотикой психологической). Его творчество имеет своей почвой явственно различимые социальные противоречия, но в сущности художник работает не для того, чтобы вскрыть и обнажить эти противоречия, а для того, чтобы их завуалировать. Он любит оставаться на грани между социальным романом и пестрой романтической безделушкой. От конкретных социальных проблем, к-рые ставятся жизнью, он отвлекается в сторону общих и поэтому обеспложенных, хотя и очень красочно сделанных изображений. Последние произведения В. составляют цикл "Поворотный круг" (Der Wendekreis); сюда входят следующие романы: роман, давший название всему циклу, 1920; "Три ступени Оберлина" (Oberlins drei Stufen, 1922); "Ульрика Войтих" (Ulrike Vojtich, 1923); "Фабер или потерянные годы" (Faber oder die verlorenen Jahre, 1924). Задача этого цикла - дать новые варианты "вечной темы" В. Материал на этот раз художник берет из жизни послевоенной Германии, но основная концепция остается неизменной: перед нами Фабер, взыскующий новой жизни, или Ульрика, вступающая в бесплодную борьбу с миром мертвых традиций, - все это ближайшие родственники прежних героев В. В романе "Лаудин и его семья" (Laudin und die Seinen, 1927) В. неудачно пытается дать реалистический бытовой роман на тему о кризисе буржуазной семьи. Он попытался оторваться от своего романтического стандарта, но потерпел очевидное поражение. Этот романтик, работающий на массовый рынок, немыслим вне строго установленного стандарта. Крайне "стандартны" и его последние романы "Золото Кахамалки" (Das Gold von Caxamalca, 1928) и "Колумб" (Columbus, oder Don-Quichote des Ozeans, 1929), авантюрно-исторического типа. В 1921 В. опубликовал свою автобиографию - исповедь - "Мой путь как немца и еврея" (Mein Weg als Deutscher und Jude, Berlin, 1922).
I. На русский яз. переведены романы Вассермана: "Евреи из Цирндорфа"; "История юной Ренаты Фукс"; "Молох"; "Каспар Гаузер", Л., 1926; "Человечек с гусями", М. - Л., 1925; "Дело Маурициуса"; "Маски Эрвина Рейнера", Харьков, 1927; "Сестры"; "Адвокат Лаудин", Л., 1927; "Семья", М. - Л., 1927; "Ульрика Войтих", Л., 1925; "Ева", Л., 1927.
II. Lublinsky S., Der Ausgang der Moderne, Dresden, 1903; Его же, Die Bilanz der Moderne, Berlin, 1904 (русск. перев. Итоги современного искусства, М., 1905); Edschmidt К., Die doppelköpfige Nymphe, гл. 6, Berlin, 1920; Wassermann-Speyer J., Jakob Wassermann und sein Werk, Wien und Lpz., 1923; Lehmann K., Der Roman unserer Tage Lpz., 1925; Глава в кн. Soergel A., Dichtung und Dichter der Zeit, Neue Folge. Im Banne des Impressionismus, Lpz., 1926.
Источник: Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939. Т. 2. - [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1929. - Стб. 111-113.
Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le2/le2-1114.htm.
ВАССЕРМАН (Wassermann), Якоб (10.III.1873, Фюрт, - 1.I.1934, Альт-Аусзе, Штейермарк) - нем. писатель. Род. в бурж. евр. семье. Был книготорговцем, секретарем редактора журн. "Симплициссимус". С 1893 становится проф. литератором. В. - автор романов "Цирндорфские евреи" ("Die Juden von Zirndorf", 1897, рус. пер. 1909), "История юной Ренаты Фукс" ("Die Geschichte der jungen Renate Fuchs", 1900, рус. пер. 1908), "Каспар Гаузер" (1908, рус. пер. 1926), "Человечек с гусями" ("Das Gänsemännchen", 1915, рус. пер. 1925), "Христиан Ваншаффе" (1919) и др., в к-рых социальная тематика сочетается с этической, но в ограниченно-мещанском духе. Разочарование в капиталистич. действительности отразилось в 1-й ч. трилогии о жизни нем. молодежи - романе "Дело Маурициуса" ("Der Fall Maurizius", 1928, рус. пер. 1929), где разоблачается жестокость бурж. юстиции; 2-я и 3-я чч. - "Этцель Андергаст" ("Etzel Andergast", 1931) и "Третье воплощение Керкховена" ("Joseph Kerkhovens dritte Existenz", 1934) - отличаются изощренным психологизмом. Ярко показав распад бурж. семьи и бесчеловечный характер бурж. отношений, В., однако, не шел дальше религ.-мистич., подвижнич. идеалов. В. - автор новелл, сатирич. пьесы "Комедия лжи" (1898), книги "Дух пилигрима" (1923, в рус. пер. отрывки под назв. "Золото Кахамарки", 1956) и др.
Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1-7, Z., 1944-48; в рус. пер. - Собр. соч., т. 1-5, М., 1912-13.
Лит.: Goldstein W., Wassermann. Sein Kampf um Wahrheit, Lpz., 1929; Bing S., Jakob Wassermann, [2 Aufl], B., 1933; Lennartz F., Dichter und Schriftsteller unserer Zeit, 7 Aufl., Stuttg., [1957]; Voegeli W., Jakob Wassermann und die Trägheit des Herzens, Winterthur, 1956.
Источник: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. - М.: Сов. энцикл., 1962-1978. Т. 1: Аарне - Гаврилов. - 1962. - Стб. 870-871.