е повиновался их обычаю, не брал ни пищи их, ни питья и говорил против них так: "О глухое царство и скверное! не отлучить вам меня от христианской веры; если я теперь и в большой беде, то бог навел ее на меня за грехи мои; какой ответ дадите богу, что погубили столько душ без правды? За них бог будет мучить вас в бесконечные века". Они скрежетали на него зубами, желая насытиться его крови, и убили его в том лесу. Был князь Василько красив лицом, очами светел, взором грозен, необыкновенно храбр, на охоте отважен, сердцем легок, и кто служил ему, тот не мог забыть его до смерти.
От Шеренского леса пошли татары и оступили Торжок, бились пороками целые две недели, люди в городе изнемогли, из Новгорода не было им помощи, все были сами в недоумении и страхе; и так поганые взяли Торжок, перебили всех мужчин и женщин; отсюда погнали татары Селигерским путем до Игнатьего креста, посекая людей, как траву, только ста верст не дошли до Новгорода.
Отсюда воротился Батый и пришел к городу Козельску, где был молодой князь, именем Василий. Поганые сведали, что у людей в городе ум крепкодушевный, словами льстивыми нельзя взять города, жители Козельска решили не сдаваться Батыю, говоря: "Хотя князь наш и молод, но положим живот свой за него, и, приняв здесь славу этого света, там примем от Христа бога венцы небесные". Татары разбили стены и взошли на вал, граждане резались с ними ножами; потом положили выйти на полки татарские и, вышедши из города, побили четыре тысячи врагов, но и сами были все перебиты. Батый взял наконец Козельск и истребил всех до грудных младенцев; а о князе Василие неизвестно; говорят, будто он утонул в крови, потому что был молод. С тех пор татары не смели называть этого города Козельском, но звали его злым городом, потому что они бились около него семь недель и потеряли троих сыновей темниковых; они искали их, но не нашли во множестве трупов.
Батый, взявши Козельск, пошел в землю Половецкую. Отсюда начал он посылать воевод своих на города русские: взят был город Переяславль копьем {Приступом.}, жители избиты. В то же время послал и на Чернигов: обступили город в силе тяжкой; князь Мстислав Глебович, услыхав о нападении иноплеменных, пришел на них со всем войском своим, но был побежден; множество воинов его побито, город взят и запален огнем. Воевода татарский Меньчукан пришел осмотреть Киев и удивился красоте и величеству его; он прислал послов к князю Михаилу и к гражданам, желая прельстить их, но они его не послушали.
Михаил вслед за сыном побежал в Венгрию пред татарами; Ростислав Мстиславич Смоленский сел в Киеве; но Даниил Галицкий наехал на него, взял его в плен и город Киев поручил боярину Димитрию, чтобы тот защищал его от татар. Пришел Батый к Киеву в силе тяжкой, окружила город и остолпила сила татарская, и не было ничего слышно от скрипения телег, от рева верблюдов, от ржания коней; наполнилась земля Русская ратными. Батый поставил пороки подле ворот Лядских, пороки били беспрестанно день и ночь и выбили стены. Граждане взошли на остаток стены, и тут-то было поглядеть лома копейного, стрелы омрачали свет; воевода Димитрий был ранен, татары взошли на стены; но граждане построили другой город, около церкви Богородичной. На другой день татары пришли на них, и была брань лютая; люди взбежали на церковь с имуществом своим, от тягости стены церковные повалились вместе с ними, и город был взят. Воеводу Димитрия вывели раненого и не убили за его мужество.
Услыхав, что Даниил Галицкий в Венгрии, Батый пошел сам ко Владимиру, и, пришедши к городу Колодяжну, поставил 12 пороков, и не мог разбить стены, тогда он стал уговаривать граждан к сдаче; те прельстились его обещаниями, сдались и были перебиты; Батый взял и Владимир копьем, и Галич, и много иных городов без числа. Тогда Димитрий, киевский тысяцкий Даниилов, сказал Батыю: "Не мешкай в этой земле, время уже тебе идти в Венгрию; если же будешь медлить здесь, то Венгрия земля сильная, соберутся там на тебя и не пустят в свою землю". Он говорил ему так для того, что видел, как земля Русская гибла от нечестивого. Батый послушал Дмитриева совета и пошел в Венгрию.
По величине, объему, емкости содержания своего учено-литературного наследия Сергей Михайлович Соловьев, пожалуй, мало с кем из русских историков может быть сопоставлен. Научная библиография зарегистрировала 244 названия печатных произведений Соловьева, появившихся при его жизни с 1838 по 1879 год. Вся его творческая жизнь наполнена была постоянным, целеустремленным, размеренным трудом. Строгий учет б_ы_с_т_р_о т_е_к_у_щ_е_г_о в_р_е_м_е_н_и, продуманная организация всех занятий ученого-исследователя: поиски источников в архивах и библиотеках; изучение и критический анализ их; упорядочение и систематизация; ознакомление с научной и исторической мыслью прошедших веков и пристальное наблюдение за новой, современной ему научно-исторической литературой на родном, русском, и на главных западноевропейских языках - вот характерные черты Соловьева-исследователя.
Исследовательский труд в течение всей своей сознательной жизни он творчески сочетал с работой преподавателя, профессора. Несколько поколений студентов Московского университета слушали его курс русской истории, читавшийся каждогодно в течение почти тридцати пяти лет.
Занятия исследователя и профессора-преподавателя не только не помешали, а, пожалуй, содействовали участию Соловьева в журнально-литературной деятельности. Его научно-публицистические статьи, полемика, рецензии и критические разборы постоянно появлялись в журналах и газетах 40-70-х годов прошлого века; широкий отклик имели его выступления в идейных спорах западников и славянофилов о с_т_а_р_о_м и н_о_в_о_м, об историческом пути России, о з_е_м_л_е, з_е_м_щ_и_н_е и г_о_с_у_д_а_р_с_т_в_е_н_н_о_й в_л_а_с_т_и, о значении преобразований Петра, об общине, положения и судьбах крепостного крестьянства, о его освобождении.
Выступал Соловьев охотно и с популярными публичными курсами лекций, назывались они обыкновенно Чтениями. Таковы, например, были нашумевшие двенадцать "Публичных чтений о Петре Великом". Составил общедоступное переложение на живой язык "Повести временных лет" д_л_я п_е_р_в_о_н_а_ч_а_л_ь_н_о_г_о ч_т_е_н_и_я. Оно пользовалось значительным успехом, по этой книге дети и молодые люди впервые знакомились с известиями древнейшей русской летописи.
В журналах, где Соловьев был желанным автором, он помещал время от времени свои небольшие научно-популярные статьи, иногда имевшие отчасти повествовательный характер и тогда нередко обозначавшиеся как р_а_с_с_к_а_з_ы п_о р_у_с_с_к_о_й и_с_т_о_р_и_и.
Создал Соловьев и несколько учебных пособий по русской истории, долго пользовавшихся известностью, не раз переиздававшихся по 1917 г. Таковы названная выше "Русская летопись для первоначального чтения" (вышло шесть изданий). "Общедоступные чтения о русской истории" (вышло пять изданий), "Учебная книга русской истории" (за 1859-1915 гг. вышло четырнадцать изданий).
Величайший вклад Соловьева в отечественную культуру его "История России с древнейших времен" в 29 томах при жизни автора выходила с 1851 по 1879 г., каждый год по тому. Некоторые тома этого классического памятника русской исторической науки вскоре же по выходе переиздавались еще при жизни Соловьева по пять - семь раз.
После его смерти выпущены были избранные его сочинения в одном томе и трижды (в 1893-1895, 1895-1896 и 1911 гг.) полные издания всей "Истории России с древнейших времен". Четвертый раз, с комментариями, вспомогательными указателями и родословными таблицами, полная "История России" появилась в 1959- 1960 гг. Сейчас выходит впервые новое издание "Сочинений Сергея Михайловича Соловьева в 18-ти книгах"; первые три вышли в 1938-1989 гг. В это издание входит полная "История России" и, кроме того, несколько крупных монографий и многие научные статьи, а также "Записки" и письма Соловьева.
Настоящий изборник-однотомник включает в себя некоторые произведения Соловьева. Надеюсь, что они помогут широким кругам советских читателей, ныне так живо проявляющим интерес и истории нашей Родины, познакомиться с главными мыслями и некоторыми трудами великого историка.
Большинство включенных в нашу книгу произведений воспроизводится п_о_л_н_о_с_т_ь_ю по изданиям, которые ниже указаны в комментариях. Только в отношении "Истории России с древнейших времен" пришлось ограничиться предисловием к ней и знаменитой первой главой XIII тома "Истории России", главой, озаглавленной автором так: "Россия перед эпохою преобразования". Составляющие последний раздел книги "Рассказы из русской истории XVIII века" ни в какие предшествующие издания сочинений Соловьева не входили и в настоящей книге впервые предстанут перед читателями, извлеченные из газет и журналов более чем столетней давности.
Для удобства читателей в Приложении к книге даны родословные таблицы русских князей и перечень царствовавших особ России (1598-1796 гг.). Даты во всех произведениях Соловьева приведены по старому стилю.
РУССКАЯ ЛЕТОПИСЬ ДЛЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
Как следует из "Предисловия" к "Русской летописи для первоначального чтения", написанного Соловьевым (см. с. 31), работа эта была им выполнена по предложению П. Г. Редкина - профессора Московского, затем Петербургского университета, известного юриста, издававшего "Новую библиотеку для воспитания". Извлечения из летописи в переложении Соловьева были напечатаны в четырех номерах этого журнала за 1847 г., а более полное переложение текста летописи издано отдельной книгой в 1866 г., по которой и воспроизводится в нашем издании.
Пояснения в подстрочнике, обозначенные *, имеющиеся в данной работе и в других произведениях, вошедших в сборник, принадлежат Соловьеву.
1. По сказаниям, закрепленным в Библии, патриарх Ной спасся в ковчеге вместе со своей семьей: женой и тремя сыновьями Симом, Хамом и Афетом (Яфетом, Иафетом) от всемирного потопа. По спадении воды от них пошла жизнь всего послепотопного человечества на земле. Сыновья Ноя стали родоначальниками современных народов, которые называются по их именам - семиты, хамиты, афиты (яфетиды) или арийцы.
2. Волохи (влохи, влахи, волхва) - народ, оттеснивший славян с Дуная на Вислу и Днепр.
3. Козары (хазары) - тюркоязычный народ. Власть хазар распространялась на обширные земли Северного Причерноморья. В 964-965 гг. кн. Святослав Игоревич в походе на Волгу разгромил хазар. Варяги - выходцы из Скандинавии. Впервые упоминаются в "Повести временных лет" в легенде о призвании варягов в IX-XI вв. варяжские воины были дружинниками у русских князей занимались они и торговлей.
5. Кривичи - одно из древнерусских племен в верховьях Днепра, Волги, Западной Двины и южной части бассейна Чудского озера. Последний раз упоминаются в летописи под 1162 г. Чудь - древнерусское название эстов и других угро-финских племен, живших во владениях Великого Новгорода. С названием этих племен связан топоним - Чудское озеро. Меря - племя, относившееся к финно-угорской группе племен, шили в междуречье Волги и Оки.
6. Аравитяне - жители Аравийского полуострова.
7. Радимичи - древнерусское племенное объединение, жившее в восточной части Верхнего Поднепровья.
8. "...и начал пускать его трубами..." - речь идет о так называемом греческом огне - зажигательной смеси, в состав которой входили нефть, смолистые вещества и селитра, им пользовались и как метательным средством для бросания камней из металлических труб.
9. Корсунцы - жители г. Корсуни - древнерусское название Херсонеса в Крыму (развалины на окраине Севастополя).
10. Печенеги - тюркские и сарматские племена. До конца IX в. кочевали между Аральским морем и Волгой, позднее занимали Северное Причерноморье до Дуная.
11. Перун - языческий бог грозы, грома и молнии, считался покровителем князя и его дружины.
12. Свенельд - воевода кн. Игоря, отца кн. Святослава.
13. Вятичи - древнерусское племя, жившее в бассейне реки Оки. Название свое получили, по летописи, от имени вождя Влтко.
14. Ясы - древнерусское название скифо-сармато-алавских племен, предков осетин. Косоги (касоги) - древнерусское название адыгов, обитавших в Прикубанье.
15. Хоре, Дажбог, Стрибог, Симаргл, Мокошь - древние славяно-русские языческие божества; Хоре - бог солнца, тепла; Дажбог (Дажьбог) - бог солнца, солнечного дня, света; Стрибог - бог ветра, бурь, непогоды; Симаргл (Семаргл) - бог растений и корней, подземного мира; Мокошь (Макошь) - богиня плодородия.
16. "... дань от плуга..." - подчиняя отдельные племена, князья облагали их данью. Вятичи и радимичи платили дань с плуга или сохи деньгами.
17. Сыта пресладкая - разварной мед на воде.
18. Отроки - младшие дружинники князя, принимавшие участие в походах и сборах дани, находились в личном услужении у князей.
19. Города Червенские - древнерусские города-крепости X-XIII вв.: Червен, Волынь, Сутейск и др.
20. Половцы - древний тюркоязычный кочевой народ, кочевали на огромном пространстве от западных отрогов Тянь-Шаня до Дуная. Совершали набеги на Русь в XI-XIII вв.
21. "Апостол" - вторая часть Нового Завета.
22. Весь - селение, деревня.
23. Берендеи - тюркоязычное кочевое племя, располагавшееся в XI в. в южнорусских степях, вблизи Киевского и Переяславского княжеств.
24. Торки - кочевое племя тюркского происхождения, в XI в. обосновалось в южнорусских степях.
25. Тьма тем - бесчисленное множество. Тьма - десять тысяч.
26. Тиун - княжеский слуга, управляющий княжеским хозяйством, волостью или городом.
27. Рухлядь - добро, пожитки, имущество.
28. Берковец - в данном случае емкость для хранения меда. Являлся также мерой веса: один берковец равен. 10 пудам.
29. Корчага - большой, обычно глиняный горшок, служил для разных хозяйственных надобностей.
30. Мета - местность по р. Мете, вытекающей из озера Мстино и впадающей в озеро Ильмень.
31. Озеро - в данном случае вешняя вода, подтаявший лед на Днепре.
32. Корепа - древнее прибалтийско-финское племя; с XII в. находилось под властью Великого Новгорода.
33. "...имение брата моего..." - т. е. Игоря Ольговича.
34. Метка - Мечислав, князь польский.
35. Вежа - кочевой шалаш, шатер.
36. Стёгно - бедро.
37. "Кирие елейсон" (греч.) - Господи помилуй!
38. Филиппов день - середина ноября.
39. Дричане - жители г. Друцка в Полоцком княжестве.
40. Петров день - конец июня.
41. "...дарил... рыбьими зубьями" - здесь имеется в виду "рыбей моржов зуб", т. е. клыки моржа, шедшие на разные поделки. Ценился наравне со слоновой костью.
42. Греческий путь - или путь из варяг в греки - водный торговый путь, связывавший Северную Русь, Прибалтику и Скандинавию с Византией; Соляной Залозный - юго-восточный торговый путь, связывал Поднепровье с Азовским и Черным морями и Тмутараканским княжеством.
43. "...на Память 12 апостолов" - церковный праздник в конце июня.
44. Крилошане - младшие священнослужители.
45. Демественник - церковный певчий, исполнитель т. н. демественного пения - церковного пения по большим праздникам.
46. Скудельница - общая могила.
47. "...засечь все пути..." - преградить все пути.
48. Фомина неделя - первое воскресенье после Пасхи.
49. Обезы - древнерусское название предков грузин.
50. Бродники старые - разноплеменные бродячие люди.