(или
Тэйлор; Tylor) - знаменитый английский антрополог. Род. в 1832 г. К тому времени, когда Т. выступил на научное поприще, три отрасли знания, составляющие в совокупности науку антропологию - пальэтнология (состояние человека в доисторическую эпоху), физическая антропология (положение человека среди органической природы и учение о расах) и описательная антропология (этнография, первобытная культура) - стояли по отношению друг к другу совершенно изолированными и находились не на одинаковой ступени развития. Первая из них, опираясь на положительные данные археологии, гео- и палеонтологии, успела завоевать всеобщее признание; добытые ею результаты были изложены в классической книге Ляйэлля "Древность человека". Физическая антропология располагала такими исследованиями, как "Положение человека в ряду органических существ" Гёксли, "Происхождение человека" Дарвина, сочинения Брока. Значительно отстала только описательная антропология, оставаясь, несмотря на труды Вайца и Бастиана, преимущественно собранием фактов, разрозненных, необобщенных и необъясненных. Необходимо было применить к ним метод естествознания, классифицировать их, сравнить, ввести в общий круг эволюции. Выполнение этой задачи выпало на долю Т. Горячий и убежденный эволюционист, строгий позитивист в методологическом отношении, Т. отлично понимал трудность разрешения таких вопросов, в которых, по его собственным словам, "руководящие
факты никогда не были подвергаемы даже самой грубой группировке. "История человечества, - говорит Т., - есть часть истории
природы;
наши мысли, желания и действия сообразуются с законами столь же определенными, как и те, которые управляют движением волн, сочетанием кислот и оснований и ростом растений и животных... Если где-нибудь
закон существует, то он должен быть
везде". Вопрос об усовершенствовании метода антропологии всегда стоял для Т. на первом месте. В 1889 г., много лет спустя после того как он сделался знаменитым, он представил Антропологическому институту доклад о новом методе для исследования учреждений - методе статистического сопоставления (method of adhesion), свидетельствующем, по его образному выражению, что "человеческие учреждения представляют такие же ясные наслоения, как и земля, по которой мы ходим". С позитивизмом натуралиста Т. соединяет глубокое философское творчество. Первое сочинение, сразу прославившее T., - "Researches into the history of Mankind". Здесь он впервые философски объединил все три отрасли антропологии, связав их с проблемой цивилизации, и наглядно показал, что для понимания фактов первобытной культуры необходимо признать историю человечества процессом постепенного непрерывного развития и что только универсальная тождественность человеческой природы может объяснить поразительное сходство в произведениях материальной и духовной культуры при условиях, не допускающих возможности заимствования. Т. положил конец двум старым предрассудкам, державшимся особенно упорно в Англии, доказав, что состояние первобытных народов не было результатом вырождения от предшествовавшей высшей ступени культуры, а религия их не была искажением первоначальной, некогда всеобщей, религиозной истины. Кардинальным трудом Т. является его "Primitive culture" (1871), до сих пор сохранивший всю свою научную ценность. Леббок, выступивший одновременно с Т., признает в предисловии к своему труду "Начало цивилизации", что он следовал плану Т., а такие первоклассные ученые, как Фразер, А. Ланг, Джевонс считают себя учениками и продолжателями Т. "Основания социологии" Спенсера, особенно в той части, которая касается первобытных верований, рядом с исследованиями Т. теряют ценность оригинальности. Ныне вошедшие во всеобщее употребление термины "переживание" (survival) и "анимизм" навсегда останутся связанными с именем Т. И это не только термины - это глубокие учения, открывшие вход в самые темные и важные отделы науки. Теория
переживаний по справедливости может быть поставлена рядом с открытием рудиментарных органов: как эти последние служат наглядным доказательством эволюции от низших к высшим организмам и в то же время являются результатом эволюционного процесса, так точно и культурные переживания служат живым свидетельством эволюции от первобытных к высшим воззрениям и сами в свою очередь эволюцией объясняются. Учение об
анимизме осветило ярким светом загадочные вопросы мифологии, установило неразрывную генетическую связь между религиями самых низших и самых цивилизованных народов и положило прочное основание для новой науки - сравнительного изучения религий (см.). Другие выводы Т. относительно развития языка, письменности, счета, смешения объективного с субъективным в первобытной психологии - также оказались ценными вкладами в науку. Широкой известностью пользуется "Антропология" Т. (1881). При всей популярности изложения, делающей ее привлекательной и доступной для среднего читателя, эта книга имеет все достоинства философского исследования, объединяющего одной общей концепцией все стороны физической и духовной жизни человека от периода древнекаменного и пещерного человека до века пара и электричества. В сравнении с другими английскими антропологами и фольклористами Т. может показаться малопродуктивным, но это объясняется большей его добросовестностью. Так, напр., над небольшим докладом в 25 стр. ("On a method of investigating the development of institutions, applied to laws of Marriage and Descent"), напечатанным в журнале Антропологического института за 1889 г., он работал в течение многих лет, классифицируя по собственному методу брачные и другие сопутствующие им обычаи 350 племен. Выводы, к которым он пришел в этом маленьком трактате, ценнее многих объемистых трудов более продуктивных писателей. Путем чисел и графического сравнения он установил преемственность матриарxата и патриархата, зависимость многих брачных обычаев (напр. обычая избегать родственников жены и т. п.) от местожительства мужа (перехода его в дом жены или обратно), отсутствие института похищения в матриархальный период и исключительную связь его с патриархатом и т. д. Если некоторые выводы его требуют ограничений и изменений (см. Умыкание), то вина не в методе, а в качестве этнографического материала. Метод Т. начинают применять в других областях обществоведения; так, Штейнметцер с успехом применил его к истории развития наказания ("Ethnologische Studien zur ersten Entwickelung der Strafe"). В результате своих исследований Т. неизменно приходил к выводу, что в общей сложности история человечества была историей прогресса и что различия в степенях его коренятся не в расовых различиях, а в моменте и степени развития. "Для двигателей всего здравого и преобразователей всего ложного, - говорит Т., - антропология вдвойне полезна. Она может запечатлеть в человеческих умах идею последовательного развития, которая побудит их работать с тем большей энергией, что масса света в мире вообще увеличилась и там, где некогда блуждали толпы варваров, цивилизованные люди часто могут уже идти вперед, ясно видя путь перед собой. Способствуя прогрессу и уничтожая препятствия к нему,
наука культуры является наукой реформы по преимуществу". Сочинения Т. соединяют в себе простоту с изяществом, ясность и точность с образностью и увлекательностью. Главнейшие сочинения Т. в хронологическом порядке: "Anahuac or Mexico and Mexicans" (1861), "Researches into the Early History of Mankind" (1865; 2 изд., 1870), "Primitive culture, researches into the development of Mythology, Ph i losophy, Religion, Art and Custom" (1871, 2 изд., 1873, 3 изд. 1891), "Anthropology, an introduction to the study of Man and Civilization" (1881). Последние три сочинения имеются в русском переводе: "Доисторический путь человечества и начало цивилизации" (М., 1868); "Первобытная культура" (СПб., 1-е изд. 1873, 2 изд. 1896) и "Антропология" (СПб., 1882). О статистическом методе Т. см. ст. Л. Крживицкого в "Жизни" за 1901 г., январь ("Современное положение этнограф. социологии").