Главная » Книги

Тан-Богораз Владимир Германович - Богораз Владимир Германович: Биобиблиографическая справка

Тан-Богораз Владимир Германович - Богораз Владимир Германович: Биобиблиографическая справка


   БОГОРАЗ, Владимир Германович, псевдонимы - Тан, Н. А. Тан, В. Г. Тан [15(27).IV.1865, Овруч Волынской губ.- 10.V.1936, по пути в Ростов-на-Дону, похоронен в Ленинграде] - прозаик, поэт, этнограф, фольклорист. Общественный деятель. Родился в небогатой еврейской семье. После окончания в 1880 г. Таганрогской гимназии поступил в Петербургский университет. Учился на физико-математическом, а с 1881 г. - на юридическом факультете. С конца 1880 г. работал в революционных народнических кружках. Осенью 1882 г. за участие в студенческих волнениях был выслан в Таганрог, где, организовав революционный кружок, вел пропаганду среди рабочих. После разгрома кружка Б. был арестован и 11 месяцев провел в тюрьме. Выйдя на свободу, Б. жил на нелегальном положении. В 1885 г. стал одним из основателей организации "Народной воли" в Екатеринославе, работал в подпольных типографиях народовольцев в Новочеркасске, Таганроге, Туле и Москве. В декабре 1886 г. был вновь арестован, 3 года провел в заключении в Петропавловской крепости. В 1889 г. сослан на 10 лет в Средне-Колымск.
   Став жителем "Колымской республики", как называли ссыльные свою коммуну, Б. занялся изучением местного края, записью русского фольклора Колымы. С 1895 по 1897 г. по поручению Географического общества кочевал вместе с чукчами по тундре, знакомясь с их бытом, нравами, верованиями. Б. считал изучение северных народностей, первобытных и полуистребленных, "социальным заданием эпохи", продолжением своей общественной деятельности. Жизнь в чукотских стойбищах дала ему не только массу этнографического материала, который он позднее обобщил в своих научных трудах, но и побудила к литературной работе.
   Б.-прозаик дебютировал в 1896 г. рассказом-очерком из жизни чукчей "Кривоногий", который В. Г. Короленко опубликовал в журнале "Русское богатство". В этом же году были напечатаны его первые "колымские" стихотворения. Б. ориентировался на литературный опыт Короленко, считая его главой "сибирской школы прозаиков", и сразу заявил о себе как писатель-этнограф. В "чукотских" рассказах он стремился к точной передаче быта и нравов чукчей, не идеализируя "дикарей", не гоняясь за экзотикой "примитива". Б. изображает малоизученный народ с позиций гуманиста, отдает должное упорству чукчей в борьбе с суровой природой, их искренности и прямоте, ценит поэзию их верований, но не скрывает и варварскую дикость обрядов, бедность, племенную рознь.
   В 1898 г. по ходатайству Академии наук получил разрешение вернуться в Петербург, где до 1899 г. работал в Музее антропологии и этнографии, сотрудничал в легальных марксистских журналах "Начало" и "Жизнь". Первая книга прозы Б. "Чукотские рассказы" вышла в 1899 г., а в 1900 г.- поэтический сборник "Стихотворения". В 1899 г. Б. выехал в Нью-Йорк, оттуда он вновь отправляется в Сибирь, изучает этнографию и языки народов Камчатки и Чукотки. После окончания экспедиции живет в Америке, в 1902- 1903 гг. обрабатывает экспедиционные материалы, пишет новый цикл рассказов о Севере, роман "Восемь племен" о первобытной жизни народов северо-востока Сибири, роман "За океаном", посвященный судьбе русских эмигрантов в Америке, книгу очерков "Духоборы в Канаде". Оставаясь писателем-этнографом, Б. в романе "Восемь племен" впервые широко использует фольклорный материал, создает легендарно-эпические образы.
   Вернувшись в Россию в 1904 г., Б. участвует в общественной борьбе, много выступает как публицист. В 1905 г. был одним из организаторов "Крестьянского союза", публиковал статьи и стихотворения в большевистских газетах "Казарма" и "Голос солдата". Однако мировоззрение и политическая позиция Б. не отличались четкостью, он склонялся к народническому либерализму, стал одним из учредителей "Народно-социалистической партии".
   События первой русской революции отразились в повести Б. "Дни свободы", в аллегорических рассказах и острых политических памфлетах. В 1905-1906 гг. им были созданы лучшие стихотворения: "Предсмертная песня", "Царские гости", "Цусима" и др. Как и в лирике 90 - нач. 900 гг., Б. призывал в них к борьбе с царизмом, воспевал павших за революцию. Несмотря на художественное несовершенство, политические стихотворения Б. сыграли роль выдающихся агитационных материалов и были широко популярны. Но Б.-прозаику не удалось создать цельный художественный образ революции, раскрыть ее героику и драматизм. "Дни свободы" интересны прежде всего как документальный рассказ очевидца о событиях Московского восстания.
   В годы реакции Б. не оставил политической борьбы, неоднократно привлекался к суду за политические убеждения. В 1910 г. был приговорен к тюремному заключению, но через несколько месяцев освобожден из-за болезни. Политические выступления Б. тех лет не имели осязаемых целей, он жил бунтом ради бунта, и это по-своему отразилось в его последних дооктябрьских произведениях. Их герои - одиночки, полные благородных побуждений, страсти к борьбе, но их бунт обречен, т. к. не подкреплен социальной необходимостью. Для создания образов борцов против "мирового зла" Б. по-прежнему широко использовал легенды и мифы народов Севера.
   В романе "Жертвы дракона" (1909) на борьбу с драконом - символом земного зла - выходит юноша Яррий. В фантастическом романе "Завоевание мира" (1909) показан бунт юношей-"космистов", решивших взорвать Землю, общество "сытой пошлости", и улететь в космос. Бунтарство, по Б., - спутник юности, хотя бунтари фатально обречены на поражение. Таков смысл повести "Крылоносный Икар" (1914), в которой использован древнегреческий миф о Дедале и Икаре.
   В годы первой мировой войны Б. был захвачен шовинистическим угаром. Выехав на фронт в составе санитарного поезда, печатал в газетах ура-патриотические корреспонденции. Октябрьскую революцию понял и принял далеко не сразу. Лишь в 1925-1926 гг., пережив тяжелый идейный кризис, Б. преодолел настроения "малодушного обывателя", которые, по его собственным словам, овладели им после Октября. После революции Б. продолжил деятельность этнографа, публикатора фольклора северных народов, языковеда. Опубликовал романы "Союз молодых" (1927) и "Воскресшее племя" (1935).
  
   Соч.: Собр. соч.: В 12 т.- Спб., 1910-1911; Собр. соч.: В 4 т.- М.; Л., 1928-1929; Восемь племен. Чукотские рассказы / Сост. и вступ. ст. Вл. Муравьева.- М., 1962.
   Лит.: Колтоновская Е. Интеллигент-скиталец // Колтоновская Е. Критические этюды.- Спб., 1912.- С. 258-264: Алькор Я. П. В. Г. Богораз-Тан // Советская этнография.- 1935.- No 4-5; Карташев Б. По стране оленных людей. Путешествия В. Г. Тана-Богораза.- М., 1959.
  

В. Е. Красовский

  
   Источник: "Русские писатели". Биобиблиографический словарь.
   Том 1. А-Л. Под редакцией П. А. Николаева.
   М., "Просещение", 1990
   OCR Бычков М. Н.
  

Другие авторы
  • Фет Афанасий Афанасьевич
  • Богданов Александр Алексеевич
  • Гей Л.
  • Алтаев Ал.
  • Привалов Иван Ефимович
  • Ферри Габриель
  • Постовалова В. И.
  • Галлер Альбрехт Фон
  • Сильчевский Дмитрий Петрович
  • Тарусин Иван Ефимович
  • Другие произведения
  • Авенариус Василий Петрович - Отроческие годы Пушкина
  • Тургенев Иван Сергеевич - Эпиграммы. Сатирические стихотворения и пародии. Альбомные записи (1848-1881)
  • Муравьев Михаил Никитич - Присвоение европейских нравов
  • Полянский Валериан - Лебедев-Полянский П. И.: биографическая справка
  • Плеханов Георгий Валентинович - Реакционные жрецы искусства и г. А. В. Стерн
  • По Эдгар Аллан - Маска Красной смерти
  • Луначарский Анатолий Васильевич - Верлен
  • Ростопчина Евдокия Петровна - Стихотворения
  • Бальмонт Константин Дмитриевич - Тип Дон Жуана в мировой литературе
  • Зотов Владимир Рафаилович - Некролог (Добролюбову)
  • Категория: Книги | Добавил: Ash (11.11.2012)
    Просмотров: 575 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа