Главная » Книги

Толстой Иван Иванович - Заметки о народном образовании в России, Страница 3

Толстой Иван Иванович - Заметки о народном образовании в России


1 2 3

а не бывши в университете и не написавши ни одного ученого сочинения), и тем не менее "приказный" мир Англии едва ли действует менее удовлетворительно, чем дипломный российский... а уважение к университетам и их значение от указанного факта в Англии не уменьшилось.
   Мое искреннее убеждение состоит в том, что привлекать к научным занятиям посредством даруемых прав и преимуществ безнравственно, с этической точки зрения общественных интересов (именно потому, что целью в этом случае является не наука, не нужное для общества знание, а диплом, нужный только экзаменующемуся и часто ничего не доказывающий).
   Главным стимулом к поступлению в высшее учебное заведение должно служить стремление к приобретению знания, основанное на высоком качестве научного преподавания; обязанность государства - сделать его, насколько возможно, доступным, отнюдь не понижая его качеств, т. е. попросту говоря, понизив до возможных пределов стоимость учения, плату за право слушания лекций. Идеалом в этом смысле было бы предоставление возможности всем, окончившим среднюю школу, получать высшее образование даром, бесплатно.
   Осуществлению такого идеала, особенно при необходимости значительно увеличить число высших учебных заведений, будут, на практике, вероятно, всегда мешать, с одной стороны, финансовые соображения, с другой - тот факт, что в высших учебных заведениях обучаются и всегда будут обучаться далеко не одни только лица, принадлежащие к недостаточным классам.
   Действительно, если богачи между студентами являются большою редкостью (что вполне естественно в стране, где вообще богачей так мало, как нигде в цивилизованных странах), то во всяком случае не менее половины их принадлежит к числу сравнительно обеспеченных людей, могущих, по крайней мере, платить за право учения. Избавление таких лиц от платы было бы равнозначущим оплате их образования народом, что было бы явно несправедливо, по причинам, изложение которых я нахожу излишним.
   Если, однако, ввести предложенный мною способ внесения платы за товарищей студенческими организациями, в виде возвратной ссуды, то число лиц, могущих получить высшее образование, несмотря на свою бедность, могло бы быть весьма значительным, а со временем захватило бы абсолютно на всех нуждающихся.
   Это было бы еще быстрее достижимо, если бы сами университеты или правительство взяли бы на себя погашение известной части невозвращенных в студенческие капиталы ссуд: если бы большая часть воспользовавшихся ссудами, по окончании высшего учебного заведения всегда будет в состоянии, вследствие получения места или вообще вследствие повышения своего заработка, вернуть полученную ссуду, то известная часть может оказаться неудачниками; вот за последних правительство или университеты могли бы погашать ссуды по прошествии известного времени и этим помочь образованию значительных стипендиальных капиталов.
   Со временем эти капиталы достигли бы таких размеров, что отдельные корпорации (землячества и т.п.) могли бы не только обеспечить жизнь своих сочленов, но построить собственные дома, иметь свои библиотеки и т.д.
  

IV. Низшая школа

   Насколько высшее и среднее образование являлось у нас делом рук правительства, причем частная инициатива в сколько-нибудь значительных размерах проявилась только в последнее время, настолько развитие низшего образования, особенно в более крупных городах (и на первом месте в столицах) обязано общественному почину земств и городских самоуправлений. Благодаря последнему обстоятельству, весь склад (выражаясь кратко) низшей школы, несмотря на существование правительственной инспекции и отчасти вопреки ей, создался самостоятельно и, в общем, жизненно; даже правительственная низшая школа (т.н. министерские училища) заимствовала много хорошего у земской и городской школы, счастливо, благодаря этому, миновав трясину, в которой завязли средняя и высшая школы.
   Придерживаясь мудрой пословицы: "от добра добра не искать", следует, мне кажется, не столько хлопотать о коренной реформе русской низшей школы, сколько о ее поддержке и дальнейшем развитии.
   Опасность для низшей школы лежит скорее в тенденции как официального мира, т.е. министерства, так и весьма почтенных добровольцев, и особенно, должен сказать, последних, заняться этим великим делом с целью его основательного реформирования. Я твердо убежден, что лучше всего в конце концов с ним справятся городские и земские училищные комиссии, которые, главным образом, нуждаются лишь в одном - в материальной поддержке своих начинаний со стороны государства.
   Ближайшим идеалом в этом деле должно быть осуществление через школу всеобщей грамотности, более отдаленным, но не слишком далеким, - такая постановка преподавания в низшей школе и такие размеры его, чтобы все, окончившие ее, иначе говоря, со временем абсолютно все русские граждане, получили в ней хотя бы тот минимум знаний, который дал бы им возможность дальнейшего школьного или внешкольного самостоятельного развития.
   При этом я позволяю себе подчеркнуть мое убеждение в необходимости самостоятельного развития низшей школы, т.е. полной независимости ее от изменчивых типов и программ хотя бы средней школы.
   Насколько курс последней должен, по моему твердому убеждению, зависеть от требований высшей школы (так как главной ее целью должна быть удовлетворительно поставленная пропедевтика к научным занятиям университетского типа), настолько низшее образование должно преследовать более утилитарную, хотя и не менее важную и возвышенную цель - поднять общий низкий умственный уровень народонаселения страны, сделав его, прежде всего, сплошь грамотным, т.е. снабдив его наиважнейшим орудием культурного развития, а затем дав ему наиболее необходимое знание для вечной и неизбежной борьбы с внешней природой и для мирного, но свободного соревнования при устроении своей жизни, повысив его сознательность, причем употребляю это слово без всяких кавычек и в прямом его, не условном значении.
   Модные ныне теории о "единой" школе, признаться, меня мало увлекают, и я не вижу реальной необходимости укладывать всю низшую школу на прокрустово ложе программ, дающих возможность ее питомцам поступать без экзамена в тот или другой класс средней школы.
   Это, прежде всего, повредило бы самой народной, в тесном смысле слова, школе, которая должна иметь свои самостоятельные цели, и я скорее согласился бы, если это так уж необходимо, подогнать курс соответственных классов гимназий и реальных училищ к курсу низшей школы, чем наоборот, но и в этом я не вижу крайней необходимости.
   Находя болезненным уделять здесь место для разбора и критики всяких, более или менее утопистических теорий и трудно исполнимых надежд, скажу прямо, что среднее и высшее образование еще долго, а вероятнее всего, даже всегда, будут доставаться на долю не всех, а меньшинства, большинство же будет довольствоваться, притом не только по необходимости, но и сознательно, низшим образованием. Поэтому в этой области стремление должно быть направлено к наиболее практичной его постановке в городских школах, кроме общего курса, могли бы преподаваться кое-какие ремесла, а в сельских могли бы давать некоторые понятия о сельском хозяйстве, животноводстве и садоводстве или огородничестве.
   Впрочем, должен сказать, что это далеко не так важно, как забота о том, чтобы контингент учителей и учительниц был возможно хороший, причем следует приложить усилия, чтобы поддержать их привязанность к делу. Говорю поддержать, потому что эта привязанность фактически и теперь существует в широких размерах, также как и постоянное в среде учительского персонала стремление к усовершенствованию методов преподавания.
   Читателю станет понятной настоятельная необходимость обеспечить учительский персонал, прежде всего, в материальном отношении, когда он узнает, что далеко не все учителя и учительницы низших школ получают даже 15 рублей в месяц, а что есть получающие 12-10 рублей! Об этой стороне дела я распространяться не стану, так как само Министерство народного просвещения, представляя свой проект постепенного введения всеобщего обучения, указало на необходимость увеличения бюджета по народному образованию на сумму свыше 100 миллионов специально на обеспечение учительского персонала жалованием *. Убежден, что ни народные представители, ни общественное мнение необходимости такого обеспечения оспаривать не будут.
   ______________________
   * Кроме увеличения жалования, следует непременно озаботиться обеспечением учителей и учительниц пенсиями, причем следовало бы установить, как правило, что за 15 лет службы выслуживается 1/3 оклада, за 20 лет 1/2, за 25 лет 2/3, а за 30 лет полный оклад жалованья. В случае болезни эти сроки должны сокращаться.
Не только полезно, но при малейшей возможности прямо необходимо установить увеличение вознаграждения по пятилетиям службы, причем первоначальный оклад не должен быть ниже 30-35 рублей за месяц.
  
   Я думаю, что многие согласятся со мною, если я скажу, что сельских учителей и учительниц следовало бы обеспечить даже не только повышенным жалованием, но и землею. Такой клочок земли, размеры которого могли бы колебаться, в зависимости от местных условий (стоимости земли, величины "наделов" и т.п.), между двумя и, скажем, 15-ю десятинами, дал бы возможность обучить детей хотя бы самым простым, но рациональным приемам культуры земли и растений, а вместе с тем, увеличив несколько обеспеченность преподавательского персонала, привязал бы его к месту и дал бы ему интересное и благородное занятие.
   Очевидно, что в таком случае учителям и учительницам необходимо будет давать некоторое агрономическое воспитание, и в этом смысле пришлось бы дополнить курсы учительских семинарий и институтов. Коснувшись этих учебных заведений, следует сказать, что поставлены они положительно неудовлетворительно и необходимо как можно энергичнее приступить к их основательной и рациональной реорганизации.
   В связи с вопросом о низшем образовании несомненно находится дело упрощения русского правописания и отчасти самого алфавита. За это дело принялась, как известно, несколько лет тому назад наша Академия наук, не двинувшая его, к сожалению, с тех пор ни на шаг вперед к практическому осуществлению.
   Настоятельно необходимо произвести энергичное давление на это почтенное учреждение и заставить его в определенный срок так или иначе высказаться по этому вопросу. Досадно подумать, что целый ученый синклит не в состоянии продолжить дела Великого Петра и что гениальное решение упростить хотя бы только одну азбуку не может быть довершено в течение 200 лет!
   Одно избавление нашей азбуки от никому, кроме педантов и трусливых консерваторов, ненужных букв ъ, щ (-шч), ?, ?, э, двух начертаний буквы и * значительно облегчило бы и даже ускорило бы усвоение грамоты, этой первоосновы всякого знания.
   ______________________
   * Следовало бы заняться не одним упрощением, но и улучшением русской азбуки; введение в нее иотированных гласных казалось бы логическою и практическою необходимостью, причем отпали бы буквы я и ю, замененные иотированными а, у.
  
   Пусть затем Академия занимается хоть 10, 20 или даже 50 лет сложными вопросами правописания, о том, делать ли различие в окончании множественного числа прилагательных мужеского и женского рода, писать ли "одне" или "одни", писать ли слитно "втечение", или раздельно "в течение" и т.д., но пусть решит она коренной вопрос - вопрос об исправлении алфавита, с тем, чтобы пока она думает, можно было перепечатать стоящие того старые (их, увы, немного) книги и печатать новые в исправленном виде.
   Ведь в конце концов азбука является гениальным изобретением человеческого ума, имеющего целью передать графически звуки речи и путем изображения слов установить общение мыслями со своими соотечественниками. Для кого же и для чего нужно усложнять это изобретение или противиться его упрощению, когда явно от этого никакого практического вреда не произойдет, а одна только польза? От дозволения писать и печатать "смех" вместо "смехъ", "ето" вместо "это", "речь" вместо "рЪ[ять]чь" ничто не поколеблется, а облегчение выйдет великое.
   Теперь два слова о правах. Нужно ли давать какие-либо права за окончание низшей школы?
   На этот вопрос отвечаю положительно: да, следует принимать во внимание свидетельство сельской и городской школ при отбывании воинской повинности, иными словами - я считаю справедливым, чтобы срок обязательной службы сокращался для всех, окончивших курс низшей школы, если их грамотность и другие элементарные знания засвидетельствованы не возбуждающим сомнения документом.
   С практической точки зрения, это важно, как известного рода поощрение родителей отдавать своих детей в школу и не брать их оттуда домой преждевременно; с другой стороны, такое сокращение действительной службы и справедливо, так как обучение новобранца "словесности" требует известного количества времени, в ущерб собственно воинского воспитания.
   В зависимости от того, какой срок службы будет признан необходимым в России, воинская повинность для лиц, получивших удовлетворительное элементарное образование, могла бы быть сокращена minimum на 6 месяцев и maximum на 1 год; таким образом, если б срок действительной службы определен был для отбывающих повинность по жребию в 3 1/2 или в 3 года, то свидетельство низшей школы давало бы право на отбытие ее в действующих войсках в 2 1/2 или в 2 года; если б срок службы будет установлен в 2 1/2 или 2 года, то он сокращался бы до 2 или 1 1/2 лет в строю.
   Конечно, тою же привилегиею должны пользоваться лица, имеющие свидетельства или аттестаты высшего разряда, т.е. свидетельства об окончании среднего и высшего образования, так как такие аттестаты покрывают собою свидетельство о прохождении низшей школы.
   Поступающие в войска не по жребию, а добровольно (так наз. охотники и вольноопределяющиеся), могли бы, как и ныне, служить половину положенного срока, а если будет найдено необходимым, то даже и 1/2.
   Говоря вообще, система преподавания в низшей школе, как в сельской, так в особенности в городской, по-видимому, удовлетворительна: учительницы и учителя, за единичными исключениями, занимаются с детьми добросовестно, а часто даже с увлечением и самопожертвованием, почему и дети усваивают хорошо и довольно быстро все, преподаваемое в школе.
   Однако условия жизни слишком рано отрывают учеников от школы, а потому приобретенные знания довольно быстро и часто основательно испаряются. С этим злом следует бороться устройством сельских библиотек, изданием дешевых повременников и т.п.; но кроме того, совершенно необходимо учреждение повторительных курсов (ежегодных, в течение недели, двух или трех) до известного возраста. На посещаемость этих курсов можно повлиять, связав их с правами по воинской повинности, требуя, например, от лиц, пользующихся правом на сокращенный срок, для того, чтобы в действительности воспользоваться этим правом, отметок на аттестате о посещении повторных курсов и о проверке при этом их знаний.
   Привилегии по отбыванию воинской повинности, могущие явиться важным побудительным средством в деле элементарного обучения мальчиков, не применимы, конечно, к девочкам. Между тем, грамотность женщин, может быть, даже важнее, чем грамотность мужчин: грамотный отец зачастую относится довольно безразлично к тому, посещает ли школу его ребенок, или нет; грамотная мать всегда сама научит грамоте своих детей и будет важною пособницею школы.
   К сожалению, у православного населения, т.е. у большинства жителей России отсутствует тот важный стимул к достижению грамотности, который существует во многих цивилизованных странах в форме конфирмации. Поэтому у нас следует придумать иные какие-либо способы поощрения грамотности среди девочек. Может быть, какие-либо премии, назначаемые сельским обществом, в виде уменьшения земских повинностей, за введение поголовной в обществе грамотности девочек, оказались бы практичными: такие материальные жертвы окупились бы весьма скоро с лихвой, подняв общую культурность деревни.
   Необходимо сказать еще два слова об элементарной школе в нерусской части народонаселения нашего великого Отечества.
   Я решительный и убежденный сторонник преподавания на родном языке учащегося, а потому считаю, что в польской низшей школе преподавание должно происходить на польском языке, в литовской - на литовском, в грузинской - на грузинском и т.д., если самим народонаселением определенно не выражено требование о преподавании на государственном языке.
   Но для того, чтобы воспользоваться льготными сроками при отбывании воинской повинности, необходимо требовать не только некоторого знания русского языка, но и умения читать и писать по-русски. Поэтому государственный, т.е. русский язык должен быть введен в курс, при заявленном населением желании, как предмет, и предмет, хорошо поставленный. Если, по предупреждении заинтересованных сельских или городских обществ о последствиях для детей по отбыванию ими воинской повинности, эти общества не захотят вводить русского языка в свои школы - я, признаться, считал бы правильным не настаивать и отнюдь не вводить русского языка в школу насильственно. Для всякого непредубежденного человека, однако, ясно, что нельзя давать никаких льгот в отношении сокращения сроков отбывания воинской повинности юношам, которых придется предварительно научить понимать командные слова и вообще язык своих непосредственных начальников.
   Очевидно, что нелепейшее запрещение преподавать русскую грамоту, существовавшее до последнего времени по отношению к некоторым еврейским школам (напр. в хедерах северо-западного и юго-западного края), должно быть навсегда отвергнуто и забыто.
   Относительно программы низшей школы думаю, что minimum требований, в виду даруемых за окончание ее прав при отбывании воинской повинности, должен быть установлен правительственной властью или, точнее, законодательным путем, maximum же, как и подробности программ, способов преподавания и т.п., периодическими и порайонными съездами преподавателей и преподавательниц под руководством земских и городских самоуправлений.
   Роль правительственной инспекции должна сводиться к проверке только двух факторов: во-первых, соответствует ли проходимый курс установленному минимуму, т.е. не ниже ли он его, и, во-вторых, тратятся ли казенные субсидии школам именно на тот предмет, на который они ассигнованы. Собственно заведывание и руководство школами должно всецело быть передано местному самоуправлению, на его полную и нераздельную ответственность.
   Таким образом, так называемая низшая школа не требует в настоящее время столько реформирования (за исключением "инородческой"), сколько финансовой поддержки и заботы о ее дальнейшем развитии при деятельном не только содействии, но прямом и непосредственном участии земских организаций.
   Дело широкого насаждения образования в народе является первейшею ныне задачею и правительства, и народных представителей.
  
   Впервые опубликовано отдельным изданием: И.И. Толстой. Заметки о народном образовании в России. СПб., 1907.
  
  
  
  

Другие авторы
  • Уоллес Льюис
  • Первов Павел Дмитриевич
  • Леонтьев-Щеглов Иван Леонтьевич
  • Испанская_литература
  • Гладков А.
  • Петрарка Франческо
  • Григорьев Петр Иванович
  • Денисов Адриан Карпович
  • Адамович Ю. А.
  • Кульчицкий Александр Яковлевич
  • Другие произведения
  • Маяковский Владимир Владимирович - Поэтические заготовки, экспромты, неоконченное
  • Греч Николай Иванович - Н. И. Греч: биографическая справка
  • Стасов Владимир Васильевич - Друг русского искусства
  • Деларю Михаил Данилович - Песнь об ополчении Игоря, сына Святославова, внука Олегова
  • Волошин Максимилиан Александрович - Марина Цветаева. Живое о живом (Волошин).
  • Волконская Зинаида Александровна - Сказание об Ольге
  • Горнфельд Аркадий Георгиевич - Е.В. Маркасова. О статье А.Г. Горнфельда "Фигура в поэтике и риторике"
  • Лесков Николай Семенович - Маланья - голова баранья
  • Карамзин Николай Михайлович - Стихотворения
  • Ежов Николай Михайлович - Голоса из могилы
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
    Просмотров: 387 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа