лал подворные обходы в деревнях, пострадавших от неурожая, Нехлюдов идет из одной избы в другую и убеждается в том, что бедствия народа стали непереносимыми.
Если Константин Левин только пытается понять, откуда возникло непримиримо-враждебное отношение народа к помещикам, то Нехлюдов ясно видит его причины. Левин искал и не нашел путей примирения интересов землевладельца и крестьянина. Нехлюдов решает передать свою "родовую" землю крестьянам на таких выгодных для них условиях, чтобы они получили "возможность быть независимыми от землевладельцев вообще" (32, 199). Левин только мечтал о женитьбе на крестьянке и о переселении из усадьбы в крестьянскую общину. Нехлюдов отказывается жениться на девушке из аристократического общества, хочет связать свою судьбу с Катюшей Масловой и жить вне дворянской среды.
Однако автор романа ни в малейшей степени не идеализирует своего героя. Более десяти лет какая-то "страшная завеса" скрывала от сознания Нехлюдова и преступность совершенного им обмана Катюши, и преступность всего его образа жизни. Он "в глубине своей души... чувствовал всю жестокость, подлость, низость не только этого своего поступка, но всей своей праздной, развратной, жестокой и самодовольной жизни..." (32, 78). Пройдет немало времени, прежде чем он, все более убеждаясь в безнравственности своего образа жизни, решится на полный разрыв отношений с людьми, которых считал близкими и равными себе по положению в обществе. Размышляя над противоречиями натуры своего героя, Т. записал в дневнике 1895 г.: "...Думал о двойственности Нехлюдова. Надо это яснее выразить". В романе это выражено с полной ясностью не только в рассуждениях о том, что в душе Нехлюдова жили два человека - духовный и животный, но и в глубоком анализе борьбы между ними. В нем, "как и во всех людях, было два человека",- утверждает Т. "Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди" (32, 194). Однако из суждений писателя о "текучести" человека вовсе не следует, что он отказывался от четкой нравственной оценки изображаемых людей. Пафос этих суждений направлен против теории прирожденной преступности, которая в то время, когда развертывается действие романа, принималась "за последнее слово научной мудрости". Рассказывая историю жизни главной героини романа, писатель говорит, что это была самая обыкновенная история. Точно так же, как Катюша Маслова, гибли сотни других девушек, принадлежавших к "низам" общества. Судьбу Катюши определили два пережитых ею "душевных переворота": один был вызван подлым поступком Нехлюдова, отбросившим ее на самое "дно" жизни, а другой произойдет с нею тогда, когда по дороге на каторгу она встретит людей, которым поверит и которые помогут ее духовному возрождению. В тюрьме и по дороге в Сибирь Катюша с глубокой болью и горечью воспринимала жестокое отношение начальства к арестантам. На вопрос Нехлюдова - что она думает о положении народа? - Катюша отвечает: "Я думаю, обижен простой народ... очень уж обижен простой народ". Ее симпатии привлекли к себе политические ссыльные: "Она очень легко и без усилий поняла мотивы, руководившие этими людьми, и, как человек из народа, вполне сочувствовала им. Она поняла, что люди эти шли за народ против господ..." Общение с ними "открыло ей такие интересы в жизни, о которых она не имела никакого представления" (32, 367). Под благотворным влиянием этих, по ее словам, "чудесных людей" Катюша вновь обретает веру в жизнь и добро, в возможность счастья. Подобно автору "Воскресения", кн. Нехлюдов проникся чувством уважения к "политическим", когда познакомился с ними и убедился в том, что "среди них считались обязательными не только воздержание, суровость жизни, правдивость, бескорыстие, но и готовность жертвовать всем, даже своею жизнью, ради общего дела" (32, 375). Известно, что автор "Воскресения" не был сторонником революционного метода общественного переустройства, но, как верно говорит М. Горький, писателю "пришлось признать и почти оправдать в "Воскресении" активную борьбу" (История русской литературы.- С. 4). В четвертой и особенно в пятой редакциях "Воскресения" (всего их было шесть) автор романа открыто указывал на причины, заставлявшие революционеров-народовольцев прибегать к крайним способам борьбы с самодержавием. "Если они убивали,- писал Т.,- то они делали необходимое дело", как солдаты на войне, однако у них "мотивы были выше - благо народа" (33, 243). И в окончательной редакции "Воскресения" писатель говорит о них как о людях очень высокой нравственности, посвятивших себя делу освобождения народа. "Человек из народа" Катюша Маслова выходит замуж за революционера Симонсона. Этим событием определено все ее будущее. Из эпилога романа ничего нельзя узнать о будущем Нехлюдова. Однако Т. как бы пообещал читателям написать продолжение романа: "Чем кончится этот новый период его жизни, покажет будущее" (32, 445).
Т. надеялся, что его роман найдет путь к миллионам читателей. "Я все пишу свое совокупное - многим - письмо в "Воскресении",- сообщал он друзьям в декабре 1898 г., когда работа над романом заканчивалась (71, 515). Самым близким его сердцу было тогда "желание иметь своим читателем большую публику, рабочего, трудящегося человека и подвергнуть свои мысли его решающему суду". Этот читатель, говорил Т., "составляет везде 9/10 всего человечества" (72, 473). Роман "Воскресение", став одним из наиболее выдающихся произведений русской и мировой литературы на рубеже двух веков, упрочил всесветную славу его автора.
Прогрессивная критика быстро и точно определила значение последнего романа Т. А. А. Блок увидел в нем "завещание уходящего столетия новому" (Б л о к А. А. Записные книжки.- М., 1965.- С. 114). Р. Роллан назвал "Воскресение" "одной из прекраснейших поэм о человеческом сострадании" (Роллан Р. Собр. соч.- Л., 1933.- Т. XIV.- С. 290), а А. В. Луначарский - "социально-гениальнейшим романом" (Литературное наследство.- М., 1961.- Т. 69.- С. 418).
В нач. 900 гг. в жизни Т. произошло событие, о котором писала печать всего мира: Святейший Синод отлучил его от православной церкви, прибавив его имя к перечню "еретиков", вероотступников, "служителей дьявола". Но "отлучение" от церкви не произвело на Т. особого впечатления: когда петербургский митрополит Антоний пытался найти пути для примирения писателя с официальной церковью, Т. ответил: "О примирении речи быть не может".
В последнее десятилетие жизни писатель занимался, как и всегда, напряженным творческим трудом. С исключительным увлечением он работал над повестью "Хаджи-Мурат" (1896-1904), в которой стремился сопоставить "два полюса властного абсолютизма" - европейский, олицетворяемый Николаем I, и азиатский, олицетворяемый Шамилем. Оба эти властителя, а также их ставленники, используя любые средства, разжигали национальную рознь и ненависть. Т. называет "двумя главными противниками той эпохи" не народы - русских и горцев, а "Шамиля и Николая". От войны страдали и горцы разоряемых аулов, и простой, незлобивый человек - русский солдат Петр Авдеев. Жертвой ее становится и главный герой повести, который дорог автору тем, что "отстаивает жизнь до последнего". В это же время Т. создает одну из лучших своих пьес - "Живой труп". Ее герой - добрейшей души, мягкий, совестливый Федя Протасов уходит из семьи, рвет отношения с привычной ему средой, попадает на "дно" и в здании суда, не вынеся лжи, притворства, фарисейства "добропорядочных" людей, выстрелом в себя из пистолета сводит счеты с жизнью! Как крик души писателя прозвучала написанная в 1908 г. статья "Не могу молчать", в которой он протестовал против зверских расправ царизма с участниками первой русской революции. Глубокой болью за поругание человеческого достоинства, за невинно погубленных людей трогают читателя поздние рассказы писателя "После бала", "За что?" и др.
Тяготясь барским укладом жизни в Ясной Поляне, Т. не раз собирался и долго не решался ее покинуть. Но жить по принципу "вместе врозь" уже не мог и в ночь на 28 октября (10 ноября) тайно покинул Ясную Поляну. По дороге он заболел воспалением легких и вынужден был сделать остановку на маленькой станции Астапово (ныне Лев Толстой), где и провел свои последние несколько дней. 10(23) ноября 1910 г. Т. похоронили в Ясной Поляне, в лесу, на краю оврага, где в детстве он вместе с братом искал "зеленую палочку", хранившую "секрет", как сделать всех людей счастливыми.
Известие о кончине великого русского писателя быстро облетело весь мир, вызвав чувство скорби у миллионов его читателей. С годами интерес к наследию Т. не только не уменьшается, но все более растет. Общепризнано его громадное влияние на мировой литературный процесс. Еще в 1911 г. А. Франс говорил: "Толстой - это великий урок. Своим творчеством он учит нас, что красота возникает живою и совершенною из правды, подобно Афродите, выходящей из глубин морских. Своей жизнью он провозглашает искренность, прямоту, целеустремленность, твердость, спокойный и постоянный героизм, он учит, что надо быть правдивым и надо быть сильным... Именно потому, что он был полон силы, он был всегда правдив!" (Литературное наследство. Толстой и зарубежный мир.- М., 1965.- Т. 75.- Кн. 1.- С. 126). Подчеркивая мысль о всемирном значении творчества Т., К. А. Федин утверждал: "Лев Толстой - мировая школа литературного искусства. Это русская литературная школа, вызвавшая небывало широкое течение художественной мысли на земном шаре" (Федин К. Писатель. Искусство. Время.- М., 1957.- С. 23).
Громадную роль для верного понимания значения Т. в истории развития русской общественной мысли и литературы, в духовной жизни современного человечества сыграли и продолжают играть статьи Ленина, посвященные наследию великого писателя. В ленинском восприятии Т. всегда оставался гениальным художником, который "дал ряд самых замечательных произведений, ставящих его в число великих писателей всего мира". Утверждая, что они "принадлежат к лучшим произведениям мировой литературы", Ленин видел в творчестве Толстого "шаг вперед в художественном развитии всего человечества" (Ленин В. И. Полн. собр. соч.- Т. 20.- С. 19). Всемирное значение наследия писателя Ленин усматривал в том, что в его произведениях, как в зеркале, отразилась громадная эпоха 1861 -1905 гг., эпоха подготовки первой русской революции, со всеми ее сильными и слабыми сторонами, обусловившими противоречия в мировоззрении и творчестве Т. Называя Т. "зеркалом русской революции", Ленин четко разграничивает в наследии писателя то, что ушло в прошлое, и то, что в нем принадлежало будущему. Ленинские слова "это наследство берет и над этим наследством работает российский пролетариат" (Там же.- С. 23) служат величайшим признанием живого, современного значения созданного великим разумом Т.- художника и мыслителя. Бессмертие Т. Ленин связывал с победами сил прогресса, демократии и социализма, утверждая, что его "художественные произведения <...> всегда будут ценимы и читаемы массами, когда они создадут себе человеческие условия жизни" (Там же.- С. 20).
Соч.: Полн. собр. соч. Юбилейное издание: В 90 т.- М., 1928-1958; Указатели к Полн. собр. соч. Л. Н. Толстого.- М., 1964; Собр. соч.: В 22 т.- М., 1978-1985. Лит.: Русская критическая литература о произведениях Л. Н. Толстого: В 8 ч. / Сост. В. А. Зелинский.- 2 изд.- М., 1898-1912; Бирюков П. И. Биография Льва Николаевича Толстого.- 2 изд., доп. и испр.- М.; Пг., 1923; Гусев Н. Н. Лев Николаевич Толстой: Материалы к биографии с 1828 по 1855 год.- М., 1954; То же. С 1856 по 1869 год.- М., 1957; То же. С 1870 по 1881 год.- М., 1963; Опульская Л. Д. Лев Николаевич Толстой: Материалы к биографии с 1886 по 1892 год.- М., 1979; Гусев Н. Н. Летопись жизни и творчества Льва Николаевича Толстого. 1828- 1890.- М.. 1958; То же. 1891 -1910.- М., 1960; Гудзий Н. К. Лев Толстой.- 3 изд., доп. и испр.- М., 1960; Эйхенбаум Б. М. Лев Толстой. Семидесятые годы.- Л.. 1960; Шкловский В. Б. Лев Толстой.- М., 1963; Ломунов К- Н. Лев Толстой: Очерк жизни и творчества.- 2 изд., доп.- М., 1984. Мотылева Т. Л. О мировом значении Л. Н. Толстого.- М., 1957; Билинкис Я. С. О творчестве Л. Н. Толстого. Очерки.- Л., 1959; Бурсов Б. И. Лев Толстой и русский роман.- М.; Л., 1963; Бочаров С. Г. Роман Л. Н. Толстого "Война и мир".- М., 1963; Зайденшнур Э. Е. "Война и мир" Л. Н. Толстого: Создание великой книги.- М., 1966; Асмус В. Ф. Мировоззрение Толстого // Асмус В. Ф. Избр. философские труды.- Т. I.- М., 1969: Жданов В. А. От "Анны Карениной" к "Воскресению".- М., 1971; Ломунов К. Н. Эстетика Льва Толстого.- М., 1972; Храпченко М. Б. Лев Толстой как художник.- 4 изд.- М., 1975; Ломунов К. Н. Лев Толстой в Современном мире.- М., 1975; Бабаев Э. Г. Лев Толстой и русская журналистика его эпохи.- М., 1978; Полякова Е. И. Театр Л. Н. Толстого.- М., 1978; В мире Толстого. Сб. ст. / Сост. С. Машинский.- М., 1978; Камянов В. Поэтический мир эпоса. О романе Л. Толстого "Война и мир".- М., 1978; Мотылева Т. Л. "Война и мир" за рубежом: Переводы. Критика. Влияние.- М., 1978; Аннинский Л. Лев Толстой и кинематограф.- М., 1980; Ломунов К. Н. Ленин читает Толстого.- 3 изд., доп.- М., 1980; Фортунатов Н. М. Творческая лаборатория Л. Толстого: Наблюдения и раздумья.- М., 1983; Xализев В. Е., Кормилов С. И. Роман Л. Н. Толстого "Война и мир".- М., 1983; Ищук Г. Н. Лев Толстой. Диалог с читателем.- М., 1984; Днепров В. Искусство человековедения: Из художественного опыта Льва Толстого.- Л., 1985; Омульская Л. Д. Роман-эпопея Л. Н. Толстого "Война и мир". М., 1987; Библиография литературы о Л. Н. Толстом. 1917-1958.- М., 1960 (и последующие тома, подготовленные Гос. музеем Л. Н. Толстого].
Источник: "Русские писатели". Биобиблиографический словарь.
Том 2. М-Я. Под редакцией П. А. Николаева.
М., "Просвещение", 1990
OCR Бычков М. Н.