Главная » Книги

Ушинский Константин Дмитриевич - Школьные реформы в Северной Америке, Страница 2

Ушинский Константин Дмитриевич - Школьные реформы в Северной Америке


1 2

ов, относящихся до общественного воспитания, и распространение педагогических сведений в школьных округах штата; 3) избрание из членов совета одного инспектора в каждую нормальную школу и приискание учителей в эти школы; 4) избрание из среды членов совета директоров нормальных школ; 5) подробный отчет Законодательному собранию о деятельности совета.
   Секретарь совета делает ежегодно обширную инспекцию по штату, в продолжение которой публичными лекциями и речами на митингах старается поддержать общий интерес, принимаемый публикой в деле воспитания. Ему помогают в этом два особых агента. Секретарь обязан содержать собрание книг, карт и других учебных материалов, приносимых в дар совету (а таких даров немало), и небольшая сумма отпускается ему на пополнение этой педагогической библиотеки, которая должна быть открыта для всех учителей и школьных властей, которые только пожелают ею воспользоваться.
   Не можем не остановить внимания читателей на этом последнем учреждении, которое кажется нам весьма полезным и таким же, вероятно, покажется всякому, кто испытал сам трудность собирания и обозрения педагогических книг, учебников и разного рода учебных пособий.
   Одну из важнейших обязанностей Массачусетского Воспитательного совета составляет собирание, приведение к порядку и опубликование статистических данных, выражающих современное состояние общественного (не только одного школьного) образования различных местностей штата. Для этой цели комитет рассылает по всем школьным комитетам бланковые отчеты, рубрики которых должны быть наполняемы учителями школ, без чего им не выдается следующее им жалованье. Эти отчеты состоят из обыкновенных, постоянно существующих рубрик и экстраординарных вопросов касательно того или другого факта, объяснение которого требуется по соображениям Воспитательного совета. Вопросы эти касаются не одних школ, но всех фактов общественного образования. Спрашивается, например: "Есть ли в вашем городе или местечке библиотека? Из скольких и каких книг она состоит? Кто их читает? Есть ли литературные общества и пр.?" Кроме того, отправляются отдельные вопросы к мануфактуристам и., земледельцам относительно, например, большей или меньшей способности и нравственности работников, получивших хорошее образование в общественных школах или не получивших его. К медикам посылаются вопросы, относящиеся к воспитательной гигиене и пр. Кроме того, школьные комитеты присылают годовые отчеты. Эти последние отчеты предварительно читаются вслух на митингах и, если комитет пожелает, печатаются для раздачи жителям городского округа.
   Из всех этих материалов секретарь Воспитательного совета составляет свое ежегодное извлечение из школьных обзоров, или, как его называют в Америке, школьное обозрение (School Abstract), из которых каждое в последние годы, несмотря на всю обыкновенную их сжатость, занимает четыре толстые тетради in octavo. Эти отчеты печатаются в числе 1750 экземпляров, раздаются членам Законодательного собрания, рассылаются по городам и школьным комитетам. Кроме того, Воспитательный совет ежегодно представляет Законодательному собранию особенный годовой отчет, тщательно обработанный секретарем совета. В этом отчете излагаются все результаты деятельности совета, критический взгляд на современное состояние общественного воспитания, равно как и все предположения, клонящиеся к улучшению педагогики и дальнейшему развитию народного образования. Этот отчет печатается в числе 8 тысяч экземпляров, из которых 3 тысячи раздаются между членами Законодательного собрания, а остальные рассылаются по школьным комитетам. Отчеты Гораса Мэна, бывшего секретаря Массачусетского Воспитательного совета, с полезной деятельностью которого мы уже познакомили читателя, составляют целую педагогическую библиотеку, исполненную самых полезных практических замечаний.
   В этом отчете есть одна глава, имеющая целью возбудить соревнование в деле народного воспитания между различными городскими общинами штата. В ней города и местечки штата поставлены одно за другим соответственно сумме денег, которая вотируется митингами на воспитание, раскладывая эту сумму на каждого мальчика округа в школьном возрасте. Кто знает средневековую привязанность североамериканца к своему местечку, кто знает упорную, хвастливую гордость их в этом отношении, тот поймет, какое побудительное средство для ревности североамериканца в деле общественного образования находится в этой главе отчета.
   Кроме нравственного вспомоществования общественному образованию через посредство Воспитательного совета Массачусетский штат оказывает и материальное денежное вспомоществование на этот предмет. Из фонда, отделенного на образование, который не может превышать 1 миллиона долларов, разделяются проценты по городским общинам, сообразно числу детей от пяти до пятнадцатилетнего возраста, находящихся в общине. Но эти деньги даются только в те общины, которые, во-первых, издерживают сами на образование всех детей, находящихся в общине и достигших школьного возраста, не менее 1 1/2 доллара в год на каждого и, во-вторых, присылают в Воспитательный совет ежегодно установленные отчеты; при несоблюдении одного из этих условий вспомоществование штата отнимается. Здесь мы видим то же начало, которое приведено в Англии. Штат, оставляя всю силу, свойственную индивидуальным или, лучше сказать, местным предприятиям, действует со своей стороны только поощрением, вспомоществованием, собранием фактов и распространением сведений, относящихся к делу воспитания. Но тогда как в Англии народное образование оставляется на произвол случая, в Северной Америке оно по закону делается обязательным для общин, сообразно с силами каждой из них.
   Из этих денег, выдаваемых штатом, 7 тысяч долларов идут на нормальные школы, приготовляющие воспитателей. Часть денег идет также на усиление школьных библиотек, и притом придерживаясь того же правила - поощрять местную деятельность, не заменяя ее собою и не потворствуя скряжничеству или невежеству. Школьный округ, употребляющий 50 долларов на школьную библиотеку, имеет право на получение такой же суммы от штата и т. д. Деньги эти должны быть употреблены только на библиотеку.
   С целью поощрения ежегодных учительских митингов штат выдает каждому учительскому обществу, имеющему, по крайней мере, одно или два постоянных заседания в год, известную сумму*.
   ______________________
   * Каждое графство (country) имеет свое учительское общество. Таких графств в Массачусетсе 40, одно на 57 тысяч жителей.
  
   Что касается до гарантии исполнения этих законов, то должно сказать, что главным образом она находится в общественном мнении, которое в Северо-Американском Союзе развито сильнее, чем где-нибудь. Впрочем, закон полагает сам некоторые гарантии своего исполнения. Перечислим главнейшие из них. Правительство штата отказывает общине в своем вспомоществовании при невыполнении условий, при которых дается это вспомоществование. Если в этой потере виноват кто-нибудь из лиц, заведующих по выборам школьными делами, то община принуждает виновного к вознаграждению убытка. Если община совершенно не вотирует налога в пользу школ, то на другой год она должна заплатить вдвое против самой большой суммы, которую когда-нибудь вотировала в пользу школ, и т. д. Если мальчика откажутся принять в школу, то родители, опекуны или ближайшие родственники его могут начинать с общиной тяжбу о вознаграждении. Этот закон в особенности имеет в виду негров, которые в Массачусетсе пользуются равными правами с белыми, но от которых белые все-таки сторонятся. Старый закон Массачусетса делал обязательным для детей посещение школ, но теперь нет нужды приводить его в исполнение. Одно только желание воспользоваться на фабриках неразвившимися еще силами детей могло бы удерживать, как часто случается в Англии, родителей или родственников ребенка от посылки его в школу. Но массачусетский закон предупреждает такое безнравственное стремление и запрещает принимать на фабрики или в мастерские детей моложе 15 лет, если не будет доказано, что в год, предшествующий поступлению несовершеннолетнего на фабрику, он посещал ежедневную (не воскресную и не вечернюю) школу, по крайней мере, в продолжение одиннадцати недель. Кроме того, каждый несовершеннолетний работник должен во время своего пребывания на фабрике посещать ежегодно школу такое же число недель. Мера - достойная великого государства, которое прежде всего сознает свою обязанность в отношении религиозного, нравственного и умственного развития каждого из своих подданных. Возможно ли допустить, чтобы человеческое существо, если в нем признается существование души, употребило все невозвратное время своего детства и молодости на шитье сапог или верчение какого-нибудь колеса? Может ли молодая душа до такой степени быть жертвой жадности к прибытку людей взрослых? Имеет ли кто-нибудь право лишить дитя христианского образования? Имеет ли кто-нибудь право судить его после того как человека, который мог не сделаться преступным? И такие простые истины еще до сих пор не вполне сознаны и в Англии, и во Франции. Семилетнее дитя, брошенное на фабрику или в мастерскую, если не умирает, то вырастает в животное, не знающее даже того, что у него есть создатель.
   Устройство школьного управления в Массачусетсе, конечно, разнится во многом от устройства в других штатах, но основание везде одно и то же, с большим или меньшим стремлением к централизации. В этом последнем отношении далее всех ушел Нью-Йоркский штат, но и в нем централизация далеко не такова, к какой привыкла Европа.
   Нью-Йоркский штат, как и новоанглийские штаты, разделяется на графства (counties) и городские общины (towns chips)*. В самом управлении этого штата видно уже более централизации. Каждая городская община в Нью-Йоркском штате выбирает так называемого супервизора (Supervisor - надсмотрщик), соответствующего выборным (selectmen) новоанглийских штатов. Все супервизоры графства составляют особое присутственное место (board of Supervisors), которому принадлежит административное управление в графстве. Таким образом, городские общины становятся на задний план. Этот распорядок общего управления отражается и на управлении школ. Впрочем, городские общины здесь, как и в Массачусетсе, разделяются на школьные округи, которых в Нью-Йоркском штате считается до 11 тысяч, т. е. по одному округу или, что почти все равно, по одной школе на каждые 200 и 300 душ.
   ______________________
   * Графство - средним числом до 50 тысяч душ; городская община от 2 до 3 тысяч душ.
  
   Для поддержки школ Нью-Йоркский штат установил особенный школьный капитал, доходящий в настоящее время до 3 миллионов долларов. Проценты с этого капитала, равно как и 110 тысяч долларов процентов с капитала Северо-Американского Союза, отданного Нью-Йорку на сохранение*, употребляются на поддержку школ. Эти деньги разделяются между графствами и городскими общинами, соображаясь с числом жителей, с тем чтобы каждая городская община вотировала на тот же предмет не менее суммы, полученной от центрального правительства штата. Из этих денег, разделенных по школьным округам, производится исключительно жалованье учителям; постройка же и содержание школ лежит на обязанности школьных округов. Чего недостает на жалованье учителям, то добирается с учеников в виде платы за учение, но никому не может быть закрыта дверь школы за неуплату требуемой суммы. При недостаточности родителей ученика следующая с него школьная плата раскладывается на других, более богатых учеников. В 1850 г. сумма, собираемая в виде платы за учение, простиралась до 500 211 долларов, и эту сумму уплачивали 778 309 учеников, так что на каждого ученика приходилось менее 1/3 доллара (50 копеек серебром): сумма весьма небольшая, особенно в такой стране, где за день самой грубой работы платится 3/4 доллара. Но, несмотря на ограниченность этой платы, многие недовольны ею, и кажется, что система совершенно бесплатных школ (free schools) и здесь скоро одержит верх.
   ______________________
   * К концу 1835 г. в казначействе Северо-Американского Союза оказалось 40 миллионов долларов лишних денег, которые конгресс и роздал по отдельным штатам без процентов в виде депозита. Эти деньги могут быть взяты конгрессом обратно в случае надобности, но американское общественное мнение признает этот капитал невозвратным.
  
   Секретарь штата уже по самому своему званию имеет обязанность высшего надзора над общественными школами (State Superintendent of Common School)*. Он разделяет эту обязанность с депутатом (Deputy Superintendent), выбираемым гражданами штата на два года для этой цели. На этих двух лицах лежит обязанность разделять между графствами сумму, отпускаемую правительством на общественные школы, определять формы школьных отчетов, составлять ежегодный отчет законодательному собранию о ходе и требованиях системы общественного образования, давать инструкции или, лучше сказать, советы местным управлениям относительно школьной организации, выдавать по представлению городских супервизоров аттестаты на преподавание, имеющие силу по всему штату. Остальное школьное управление во многом сходно с массачусетским, и мы не будем входить в его подробности.
   ______________________
   * Эти названия должностей североамериканского управления непереводимы, потому что содержат в себе понятия совершенно особенные, свойственные только североамериканскому управлению.
  
   Мелочных различий в каждом штате много, но дух и направление везде одни и те же. На Массачусетс можно смотреть как на главу вигских, или консервативных, штатов, а на Нью-Йорк - как на главу демократических штатов. В школьном управлении обоих этих штатов и их партий отражается общее политическое направление.
   Европейские понятия о консерватизме совершенно извращаются в Америке, хотя идут от того же корня, из которого развились английские партии. Американский демократ стремится к централизации и усилению правительственных властей; американский консерватор, кровный пуританин, сохраняющий все заветы предков, стремится к увеличению автономической силы всякой местной общины, как бы ни мелка она была. Вот почему в Нью-Йорке и других демократических штатах и в школьном управлении община играет не первую роль и передает часть своей власти лицам, выбранным несколькими общинами.
   В Мэне, Род-Эйланде и Коннектикуте точно так же, как и в Массачусетсе, есть свои школьные капиталы, проценты с которых употребляются на поддержку народного образования. В Коннектикуте этот школьный фонд так значителен (более 2 миллионов долларов), что одних процентов с него достаточно на содержание школ. Но в высшей степени замечательно, что эта обеспеченность так дурно действовала на коннектикутское население, что оно совершенно отвыкло жертвовать чем-нибудь для образования, и ни на один штат, говорит шведский путешественник, не встречается столько жалоб в равнодушии к делу народного образования, как на Коннектикут. Улучшение школ, требующее прибавки к обыкновенным издержкам, подвигается в Коннектикуте весьма медленно.
   Школьные фонды составились большей частью из продажи принадлежащих штатам земель, которые по правам первого завладения были во многих штатах чрезвычайно обширны.
   Существенное различие между Массачусетсом и другими штатами состоит в том, что ни в одном из последних общества не обязываются содержать школы высшего разряда. В школьных законах Нью-Гемпшира, например, именно постановлено, что школьный сбор исключительно должен быть употреблен на содержание народных училищ (common schools). Впрочем, город Портсмут делает исключение: он обязан содержать две высшие школы (high schools), одну для мальчиков и одну для девиц. Тем не менее если несколько округов соединятся между собой для содержания общественной школы высшего разряда, то они могут употребить на этот предмет четверть дохода с школьного капитала, доставшегося на их долю. Вообще общины могут заводить на свой счет училища высшего разряда, и такие училища учреждены в различных местах, но, к сожалению, г. Сильестрём не может показать числа их. Прекрасные высшие общественные училища находятся в Провиденсе, Гартферде и других больших городах.
   Вообще учреждение высших школ на общественный счет начало появляться только в последнее время. Прежде существовали только частные высшие школы, которым публика привыкла доверять своих детей. Только в последнее время почувствовалась необходимость возвысить общее образование народа.
   Во вновь образовавшихся западных штатах конгресс Союза назначил на поддержку школ 1/30 часть общественной земли. Необыкновенный прилив народонаселения в этих штатах делает чрезвычайно затруднительным удовлетворение всех требований на школьные дома и учителей. На первый случай колонисты строят школы на скорую руку. Достать учителей гораздо труднее, хотя ежегодно множество учителей и учительниц переселяются из восточных штатов в западные, и Огайское педагогическое общество преимущественно занимается этим предметом. Ежегодно около 40 или 50 молодых женщин пускаются на такое переселение под покровительством этого общества, которое заботится как об их путешествии, так и об устройстве их на месте. Эти учительницы, выезжающие преимущественно из Новой Англии, собираются предварительно в Гартферд (Коннектикут), где они остаются пять или шесть недель для выдержания экзамена и для приобретения в прекрасных практических школах этого города навыка в своих обязанностях. Потом по заключении предварительных условий они отправляются в сопровождении комиссионера общества, который провожает их до тех пор, пока их не встретят лица, посланные для этой цели из места назначения. Чтобы показать степень уважения североамериканцев к делу воспитания, мы скажем, что, например, бывший президент Вермонтского штата, следовательно, человек, имевший некоторое время в своих руках jura regalia, провожает одну из таких учительниц как комиссионер Огайского общества.
   Отбрасывая все, что в североамериканском управлении принадлежит чисто местному характеру страны и приложимо только в Америке, и нигде более, мы не можем, однако, не остановить внимание читателя на том стремлении к распространению сведений о педагогических предметах и фактах общественного воспитания, которым проникнуто все школьное управление в Северной Америке. Мы видим, что американцы, желая быстро улучшить систему своего общественного воспитания, прежде всего позаботились о том, чтобы возбудить в публике интерес к этому делу и распространить в ней правильные педагогические понятия. Нельзя не сознаться, что американцы в этом случае поступили весьма основательно и выбрали самый надежный путь, ведущий к прочным реформам в деле воспитания. В самом деле, общественное воспитание находится в такой зависимости от убеждений общества, что всякая реформа, не выходящая из этих убеждений, не может сохранить своего характера и быстро извращается под влиянием общества. Это извращение зависит от родителей, от преподавателей и, наконец, от самих учеников, которые никогда не могут быть совершенно уединены от влияния общества.
   Обращаясь теперь к нам, мы видим необходимость подобного же образа действия. Правительство сделало у нас более, чем где-нибудь, для народного образования, но общество весьма мало отвечало этим усилиям правительства. Оно как будто забыло, что воспитание детей есть собственно его семейное дело, и ждет всего от правительства, не считая себя обязанным даже помогать ему. Вот главная ошибка в нашем общественном воспитании, и против нее-то должно действовать сильнее всего. Но частные усилия отдельных лиц не могут сделать многого, тогда как деятельность частных педагогических обществ может, наконец, нарушить эту апатию по делу воспитания. Пусть же, наконец, воспитание детей войдет в моду в нашем обществе; пусть великосветская барыня, отодвинув немного в сторону модные безделушки, положит хоть рядом с ними какой-нибудь детский учебник или новую педагогическую книжку; пусть важный господин, говоря серьезно о новой танцовщице, о рысаках, выигравших приз, или о вчерашнем преферансе, не постыдится сказать несколько серьезных же слов и об азбуке, по которой учатся его дети, и быть внимательным к учителю, хоть, по крайней мере, настолько, насколько он внимателен теперь к модному портному; пусть порядочный человек не совестится выбрать для себя учительскую карьеру и смотрит без зависти на чиновника, шагающего от места к месту и от награды к награде; пусть общество дает и учителю как учителю, а не как прекрасному молодому человеку место среди себя и займется педагогикой, по крайней мере, настолько, насколько еще недавно занималось оно верчением столов. Скромные желания! Но если они осуществятся, то и это уже будет для нас большой шаг вперед.
  
   Впервые опубликовано в "Журнале для воспитания" (1858, N 1).
  
  
  
  

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
Просмотров: 317 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа