а "К звездам". Действие происходит в каких-то
неведомых горах, где знаменитый русский астроном Терновский устроил себе
обсерваторию. Внизу, в долине, борьба за свободу, баррикады, неистовства
победившего правительства, а наверху великий ученый наблюдает не только
звезды, но и мировую гармонию. Ничья гибель, даже собственного сына, его не
расстраивает. "В мире каждую секунду умирает по человеку, а во всей
вселенной, вероятно, каждую секунду разрушается целый мир. Как же я могу
плакать и приходить в отчаяние от смерти одного человека?" А жена астронома
немногословно, но оттого не менее убедительно выражает свою философию
коротким, рыдающим возгласом: "Колюшка, Колюшка!" - Гораздо больше удалась
А. вторая его пьеса "Савва" (1906), написанная так ярко и колоритно, что
некоторым критикам она даже показалась бытовой. На самом деле бытовые
фигуры - добродушно-плутоватые жизнелюбцы монахи, трактирщик-пьяница Тюха,
всюду видящий "рожи", безответная раба-невестка, нищий Ирод и др. - только
антураж. В центре сын трактирщика Савва - анархист, и сестра его Липа,
любящая людей такими, как они есть. Анархизм Саввы довольно радикальный -
решительно все надо уничтожить: "Голая земля, понимаешь? Голая земля и на
ней голый человек, как мать родила". Поскольку Савва произносит длинные,
риторические монологи, он неинтересен и ходулен. Но вот он от отдаленнейших
перспектив перешел к непосредственному "делу". Чтобы уничтожить веру в
"идолов", Савва задумывает взорвать местную чудотворную икону. Все идет
хорошо, нашелся корыстолюбивый монах, который подложит машинку с динамитом.
Но в последнюю минуту монах испугался, сообщил игумену и тот быстро
сообразил, что делать: дал взрыву совершиться, а икону убрал. После взрыва
икона, невредимая и сияющая, была незаметно водворена. Быстро разнеслась
весть о чуде, доведшая богомольцев до экстаза. В этом экстазе толпа убивает
Савву. Но это не только физическая смерть, которая всегда мало страшила
Савву: тут крах его теорий, потому что он видит свое бессилие в борьбе с
потребностью веры в чудо. В рассказе "Тьма" герой - тоже крайний
революционер. По пятам следит за ним полиция, и он, девственник, вынужден
укрыться в публичном доме. И тут происходит вызвавший очень много толков
разговор, ради которого, очевидно, и весь рассказ написан. Проститутка
говорит целомудренному дотоле и полному сознания своего самопожертвования
революционеру: "Какое же ты имеешь право быть хорошим, когда я плохая"? Эта
постановка совершенно ошеломила революционера, осветив ему такие стороны
нравственного ригоризма, о которых он никогда не думал. - Самое неудачное
из политических произведений А. - "Царь Голод". В нарочито-кошмарной
манере, напоминающей "Пляску смерти" Дюрера и рисунки Гойи, изображена
современная борьба классов. Действующие лица: Царь Голод, "Время-Звонарь",
Смерть, Суд над голодными происходит во имя Дьявола и т. д. Двуличный Царь
Голод то возбуждает голодных, без надежды на успех, к бунту, то объявляет
себя "лакеем" богатых. В отвратительном виде выставлены обжирающиеся,
опивающиеся, распутные и трусливые правящие классы. Но не менее гнусны и
голодные, среди которых автор не отделяет рабочих от воров, хулиганов,
проституток и их сутенеров. Это новые варвары; они сжигают спасающихся
женщин, убивают детей, разрушают библиотеки и картинные галереи. В общем,
отсутствие чувства меры, необходимое даже для аллегории и фантастики, не
дает созреть чувству ужаса в душе читателя. Зато сильнейшее впечатление, и
именно потому, что в нем нет крикливости, производит "Рассказ о семи
повешенных". Написан он мастерски, с выдающейся художественной сжатостью, в
прекрасной реалистической манере, без всяких модернистских вывертов. На
коротком пространстве нарисован целый ряд врезающихся в память портретов и
потрясающих именно своею сдержанностью сцен, вроде последнего свидания пред
казнью Головина с матерью и бодрящимся отцом. С замечательно-художественным
тактом или, вернее, искусством, описано самое страшное - поездка осужденных
по Сестрорецкой дороге на Лисий нос, в славное утро, когда был так мягок и
пахуч весенний снег и так свеж и крепок весенний воздух. Ни одного почти
возгласа; только мелкие подробности, именно своей ничтожностью и
безразличием оттеняющие ужас положения сильнее всяких лирических
отступлений. По теплоте чувства этот рассказ занимает совершенно особое
место в ряду безнадежно-пессимистических произведений А. - "Рассказом о
семи повешенных" пока заканчивается период литературный успехов А.
Остальные произведения последних лет доставили ему гораздо больше терний,
чем роз. С А. повторилось то же самое, что и с Горьким. Значительно
охладела к нему публика, хотя интерес к его литературной деятельности
собственно не ослабел: в огромном количестве - десятками тысяч - расходятся
его произведения, а пьесы выдерживают сотни представлений. Но критика
последних 3 - 4 лет настроена чрезвычайно враждебно. Если и в первый период
внезапного огромного успеха А. такие органы, как "Новое Время", в самых
грубых выражениях выступали против него, то теперь против А. ополчились
критики совсем иного рода. Эту атаку стремительно начал Мережковский в
"Русской Мысли" 1908 года ( 1), в статье "В обезьяньих лапах". Дарование
А. Мережковский признал, однако, "почти гениальным". Дальнейшие нападения -
Айхенвальда, Абрамовича, Гиппиус, Философова, Чуковского и других - были
гораздо резче. Очень большую роль в новейших оценках А. сыграло сказанное
какому-то посетителю чрезвычайно злое слово Толстого: "он нас пугает, а нам
не страшно". Несомненно, однако же, что это убийственное определение в
полной мере применимо только к таким ходульным вещам, как, например, "Царь
Голод". - Литературная деятельность А. за последние 3 - 4 года
сосредоточилась, главным образом, на драматических произведениях. С 1906
года им написаны три бытовые, или отчасти бытовые, пьесы: "Дни нашей жизни"
(1908), "Анфиса" (1909) и "Gaudeamus" (1910), и четыре символические:
"Жизнь Человека" (1906), "Черные маски" (1907), "Анатэма" (1909) и "Океан"
(объявлен его выход). Из беллетристических произведений последнего периода,
А. в "Иуде Искариоте" (1907) делает психологически малообоснованную попытку
в предательстве Иуды усмотреть какой-то своеобразный порыв к правде. Очень
талантливые и искусно построенные "Мои записки" (1908) представляют собой
ироническое восхваление целесообразности той "священной железной решетки",
сквозь клетки которой человечеству приходится воспринимать мир. На самом
деле, конечно, жизнь по А. бесцельна и бессмысленна. Из бытовых пьес "Дни
нашей жизни" сценичны и продолжают быть репертуарной пьесой; но чтобы
изображенная в ней вечно-пьяная компания хоть сколько-нибудь
характеризовала современную молодежь - сказать невозможно. В "Gaudeamus" А.
вводит целый ряд внешних проявлений студенческих настроений - сходки,
комитеты и т. д., - но по существу и эта, как ее назвали в одной пародии,
"драма в четырех попойках" вся проходит около водки, любовных увлечений и
вечеринок. Сценического успеха "Gaudeamus" не имела, как не имела его и
"Анфиса", где быт перемешан с символикой чисто механически, и впечатление
двоится. В "Черных масках" символика такая туманная, что эта пьеса
справедливо считается своего рода литературным ребусом. "Жизнью человека"
открывается "богоборческая" полоса творчества А. В число действующих лиц
введен "Некто в сером", бесстрастно возвещающий о наступающих событиях и
грядущем горе, но остающийся совершенно глухим сначала к мольбам, а потом к
проклятиям пораженных жизненными катастрофами несчастных. Вся "Жизнь
Человека" нарочито написана, как теперь выражаются, "стилизованно", т. е.
отвлеченно и стилизованно именно в манере старых лубочных картин: человек
рождается, имеет сначала успех, затем его преследуют несчастья, смерть
близких и т. д. В стиле тех же примитивов и у всех действующих лиц нет
имен, а имеются только Друзья человека, Враги человека и другие наивные
персонификации старых лубков. В "Анатэме" А. взялся за задачу, которая под
силу только титанам поэзии. Пред нами не более, не менее как новая вариация
"Фауста", попытка осветить трагическую коллизию между жаждой точного
представления о мировом процессе и невозможностью "числом и мерой"
определить природу мирового разума. У "заклятого духа" Анатэмы есть "ум,
ищущий правды", но нет сердца. Ему поэтому только нужно узнать "имя добра,
имя вечной жизни". Но - объясняет "Некто, ограждающий входы" - у "начала
всякого добра, у Великого Разума вселенной" нет "имени, нет числа", нет
вообще ничего точно определяющего. И на вопрос Анатэмы: "пойму ли я язык
безмолвия твоего?" - Некто категорически отвечает: "Нет, никогда".
Взбешенный Анатэма принимает тогда решение "метнуть в гордое небо"
трагической судьбой бедного еврея Давида Лейзера. Анатэма с злорадным
торжеством указывает Ограждающему входы, что трагический исход благородных
порывов Давида Лейзера указывает на "бессилие любви". Но в ответ ему
сообщается, что высокий духом "Давид достиг бессмертия и живет бессмертно в
бессмертии огня". Как ни смотреть на этот загадочный ответ, он представляет
собою некое религиозное утверждение. Потому является полной бессмыслицей
воздвигнутое против "Анатэмы" черносотенными элементами гонение, приведшее,
однако, к запрещению пьесы. Как сценическое представление, "Анатэма" имела
большой успех в постановке Московского Художественного театра, где
удивительная игра Качалова спасала роль Анатэмы от той ходульности, которой
полна пьеса в чтении. И в этой ходульности следует искать главный ключ
литературных неудач А. последних лет. Самый талант его нимало не ослабел.
Нет следов усталости в "Анатэме", написанной сильным и красивым языком,
богатым отдельными, очень яркими формулировками. Неудача кроется
исключительно в отсутствии той глубины проникновения сюжетом, которая
давала силу прежним вещам А. Недостаточно выстраданы произведения А.
последних лет. Надуманы они - и потому не захватывают читателя. Прежняя
сила А., главным образом, заключалась в той легкости, с которой он вращался
в области необычайного. В искусстве, даже самом реальном, масса условности:
читатель легко прощает и самый экстраординарный сюжет, самые
экстраординарные положения и самые необычайные чувства, если за всем этим
кроется правда ощущений и настроений автора. И этой-то реальности авторских
переживаний и не чувствуется в последних произведениях А. Автор
сухо-схематически решает какие-то философские задания; он не пережил их
сердцем, они вышли из одного ума. Не чувствуется тот авторский ужас,
присутствие которого сообщило такую естественность самым неестественным
положениям в первых вещах А., и потому нет настоящей трагедии. Вместе с
тем, следует, однако, отметить, что не одна только авторская напряженность
определяет последнее время ход литературной карьеры А. Когда он выступал на
литературное поприще, не только в его собственном сердце царили "безумие и
ужас", но и вокруг него все клокотало и бурлило, и принимало бредовые
очертания. А., собственно, и в начале своей литературной карьеры не просто
говорил и живописал, а кричал от боли и тоски. Но тогда все кругом его
кричало, все переливало горячечными красками, все жило горячечными
напряжениями. А теперь горячечное настроение кончилось, и А., продолжая
идти по старому пути возбужденности, просто не попадает в тон современного
читателя. - Произведения А. собраны в 7 тт. (I - IV тт. изданы "Знанием" в
1901 - 1907 годах; тт. V - VII - "Шиповником" в 1909 году). Издательством
"Просвещение" объявлено (1911) о "Собрании сочинений А." в 10 тт. - Ср.:
Абрамович, "О Голом Короле" (М., 1910); Айхенвальд, "Силуэты" III; Е.В.
Аничков, "Литературные образы и мнения" (СПб., 1904); И. Анненский, "Вторая
книга отражений" (СПб., 1909); А. Амфитеатров, "Против течения" (СПб.,
1908); его же, "Современники" (М., 1910); его же "Литературный альбом" (2-е
изд., СПб., 1907); Арабажин, "Л. Андреев" (СПб., 1910); Богданович, "Годы
перелома" (СПб., 1908); Боцяновский, "Л. Андреев" (СПб., 1903); Волжский,
"Из мира литературных исканий" (СПб., 1906); Т. Ганжулевич, "Русская жизнь
и ее течения в творчестве Л. Андреева" (СПб., 1908); Горнфельд, "Книги и
люди" (СПб., 1908); его же, "Русское Богатство" (1909); Иванов-Разумник, "О
смысле жизни" (СПб., 1908; 2-е изд., СПб., 1910); Измайлов, "На
литературном Олимпе" (М., 1910); П. Коган, "Очерки по истории новейшей
русской литературы" (М., 1910, т. III, вып. II); Антон Крайний (З.
Гиппиус), "Литературный дневник" (СПб., 1908); Луначарский, "Этюды"; В.
Львов-Рогачевский, "Борьба за жизнь" (СПб., 1907); Мережковский, "В
обезьяньих лапах" ("Русская Мысль", 1908, 1); Н. Минский, "На
общественные темы" (СПб., 1909); Михайловский, "Сочинения"; Михаил Морозов,
"Очерки по истории новой русской литературы" (СПб., 1911); Неведомский,
"Мир Божий" (1903, 4); Овсянико-Куликовский, "Зарницы" ("Сборник", 2,
1909); П. Пильский, "О Л. Андрееве, В. Брюсове и др." (статьи, СПб., 1910);
Рейснер, "Андреев и его социальная идеология" (СПб., 1909); А. Редько, в
"Русском Богатстве", 1909, 12; Фидлер, "Первые литературные шаги"
("Сборник", М., 1911); Философов, "Слова и жизнь" (СПб., 1909); Фриче, "Л.
Андреев" (М., 1909); К. Чуковский, "Леонид Андреев большой и маленький"
(1908); его же, "О Леониде Андрееве" (СПб., 1911); его же, "От Чехова до
наших дней" (СПб., 1908).