Главная » Книги

Венгеров Семен Афанасьевич - Андреев Л. Н., Страница 2

Венгеров Семен Афанасьевич - Андреев Л. Н.


1 2

а "К звездам". Действие происходит в каких-то
  неведомых горах, где знаменитый русский астроном Терновский устроил себе
  обсерваторию. Внизу, в долине, борьба за свободу, баррикады, неистовства
  победившего правительства, а наверху великий ученый наблюдает не только
  звезды, но и мировую гармонию. Ничья гибель, даже собственного сына, его не
  расстраивает. "В мире каждую секунду умирает по человеку, а во всей
  вселенной, вероятно, каждую секунду разрушается целый мир. Как же я могу
  плакать и приходить в отчаяние от смерти одного человека?" А жена астронома
  немногословно, но оттого не менее убедительно выражает свою философию
  коротким, рыдающим возгласом: "Колюшка, Колюшка!" - Гораздо больше удалась
  А. вторая его пьеса "Савва" (1906), написанная так ярко и колоритно, что
  некоторым критикам она даже показалась бытовой. На самом деле бытовые
  фигуры - добродушно-плутоватые жизнелюбцы монахи, трактирщик-пьяница Тюха,
  всюду видящий "рожи", безответная раба-невестка, нищий Ирод и др. - только
  антураж. В центре сын трактирщика Савва - анархист, и сестра его Липа,
  любящая людей такими, как они есть. Анархизм Саввы довольно радикальный -
  решительно все надо уничтожить: "Голая земля, понимаешь? Голая земля и на
  ней голый человек, как мать родила". Поскольку Савва произносит длинные,
  риторические монологи, он неинтересен и ходулен. Но вот он от отдаленнейших
  перспектив перешел к непосредственному "делу". Чтобы уничтожить веру в
  "идолов", Савва задумывает взорвать местную чудотворную икону. Все идет
  хорошо, нашелся корыстолюбивый монах, который подложит машинку с динамитом.
  Но в последнюю минуту монах испугался, сообщил игумену и тот быстро
  сообразил, что делать: дал взрыву совершиться, а икону убрал. После взрыва
  икона, невредимая и сияющая, была незаметно водворена. Быстро разнеслась
  весть о чуде, доведшая богомольцев до экстаза. В этом экстазе толпа убивает
  Савву. Но это не только физическая смерть, которая всегда мало страшила
  Савву: тут крах его теорий, потому что он видит свое бессилие в борьбе с
  потребностью веры в чудо. В рассказе "Тьма" герой - тоже крайний
  революционер. По пятам следит за ним полиция, и он, девственник, вынужден
  укрыться в публичном доме. И тут происходит вызвавший очень много толков
  разговор, ради которого, очевидно, и весь рассказ написан. Проститутка
  говорит целомудренному дотоле и полному сознания своего самопожертвования
  революционеру: "Какое же ты имеешь право быть хорошим, когда я плохая"? Эта
  постановка совершенно ошеломила революционера, осветив ему такие стороны
  нравственного ригоризма, о которых он никогда не думал. - Самое неудачное
  из политических произведений А. - "Царь Голод". В нарочито-кошмарной
  манере, напоминающей "Пляску смерти" Дюрера и рисунки Гойи, изображена
  современная борьба классов. Действующие лица: Царь Голод, "Время-Звонарь",
  Смерть, Суд над голодными происходит во имя Дьявола и т. д. Двуличный Царь
  Голод то возбуждает голодных, без надежды на успех, к бунту, то объявляет
  себя "лакеем" богатых. В отвратительном виде выставлены обжирающиеся,
  опивающиеся, распутные и трусливые правящие классы. Но не менее гнусны и
  голодные, среди которых автор не отделяет рабочих от воров, хулиганов,
  проституток и их сутенеров. Это новые варвары; они сжигают спасающихся
  женщин, убивают детей, разрушают библиотеки и картинные галереи. В общем,
  отсутствие чувства меры, необходимое даже для аллегории и фантастики, не
  дает созреть чувству ужаса в душе читателя. Зато сильнейшее впечатление, и
  именно потому, что в нем нет крикливости, производит "Рассказ о семи
  повешенных". Написан он мастерски, с выдающейся художественной сжатостью, в
  прекрасной реалистической манере, без всяких модернистских вывертов. На
  коротком пространстве нарисован целый ряд врезающихся в память портретов и
  потрясающих именно своею сдержанностью сцен, вроде последнего свидания пред
  казнью Головина с матерью и бодрящимся отцом. С замечательно-художественным
  тактом или, вернее, искусством, описано самое страшное - поездка осужденных
  по Сестрорецкой дороге на Лисий нос, в славное утро, когда был так мягок и
  пахуч весенний снег и так свеж и крепок весенний воздух. Ни одного почти
  возгласа; только мелкие подробности, именно своей ничтожностью и
  безразличием оттеняющие ужас положения сильнее всяких лирических
  отступлений. По теплоте чувства этот рассказ занимает совершенно особое
  место в ряду безнадежно-пессимистических произведений А. - "Рассказом о
  семи повешенных" пока заканчивается период литературный успехов А.
  Остальные произведения последних лет доставили ему гораздо больше терний,
  чем роз. С А. повторилось то же самое, что и с Горьким. Значительно
  охладела к нему публика, хотя интерес к его литературной деятельности
  собственно не ослабел: в огромном количестве - десятками тысяч - расходятся
  его произведения, а пьесы выдерживают сотни представлений. Но критика
  последних 3 - 4 лет настроена чрезвычайно враждебно. Если и в первый период
  внезапного огромного успеха А. такие органы, как "Новое Время", в самых
  грубых выражениях выступали против него, то теперь против А. ополчились
  критики совсем иного рода. Эту атаку стремительно начал Мережковский в
  "Русской Мысли" 1908 года (Š 1), в статье "В обезьяньих лапах". Дарование
  А. Мережковский признал, однако, "почти гениальным". Дальнейшие нападения -
  Айхенвальда, Абрамовича, Гиппиус, Философова, Чуковского и других - были
  гораздо резче. Очень большую роль в новейших оценках А. сыграло сказанное
  какому-то посетителю чрезвычайно злое слово Толстого: "он нас пугает, а нам
  не страшно". Несомненно, однако же, что это убийственное определение в
  полной мере применимо только к таким ходульным вещам, как, например, "Царь
  Голод". - Литературная деятельность А. за последние 3 - 4 года
  сосредоточилась, главным образом, на драматических произведениях. С 1906
  года им написаны три бытовые, или отчасти бытовые, пьесы: "Дни нашей жизни"
  (1908), "Анфиса" (1909) и "Gaudeamus" (1910), и четыре символические:
  "Жизнь Человека" (1906), "Черные маски" (1907), "Анатэма" (1909) и "Океан"
  (объявлен его выход). Из беллетристических произведений последнего периода,
  А. в "Иуде Искариоте" (1907) делает психологически малообоснованную попытку
  в предательстве Иуды усмотреть какой-то своеобразный порыв к правде. Очень
  талантливые и искусно построенные "Мои записки" (1908) представляют собой
  ироническое восхваление целесообразности той "священной железной решетки",
  сквозь клетки которой человечеству приходится воспринимать мир. На самом
  деле, конечно, жизнь по А. бесцельна и бессмысленна. Из бытовых пьес "Дни
  нашей жизни" сценичны и продолжают быть репертуарной пьесой; но чтобы
  изображенная в ней вечно-пьяная компания хоть сколько-нибудь
  характеризовала современную молодежь - сказать невозможно. В "Gaudeamus" А.
  вводит целый ряд внешних проявлений студенческих настроений - сходки,
  комитеты и т. д., - но по существу и эта, как ее назвали в одной пародии,
  "драма в четырех попойках" вся проходит около водки, любовных увлечений и
  вечеринок. Сценического успеха "Gaudeamus" не имела, как не имела его и
  "Анфиса", где быт перемешан с символикой чисто механически, и впечатление
  двоится. В "Черных масках" символика такая туманная, что эта пьеса
  справедливо считается своего рода литературным ребусом. "Жизнью человека"
  открывается "богоборческая" полоса творчества А. В число действующих лиц
  введен "Некто в сером", бесстрастно возвещающий о наступающих событиях и
  грядущем горе, но остающийся совершенно глухим сначала к мольбам, а потом к
  проклятиям пораженных жизненными катастрофами несчастных. Вся "Жизнь
  Человека" нарочито написана, как теперь выражаются, "стилизованно", т. е.
  отвлеченно и стилизованно именно в манере старых лубочных картин: человек
  рождается, имеет сначала успех, затем его преследуют несчастья, смерть
  близких и т. д. В стиле тех же примитивов и у всех действующих лиц нет
  имен, а имеются только Друзья человека, Враги человека и другие наивные
  персонификации старых лубков. В "Анатэме" А. взялся за задачу, которая под
  силу только титанам поэзии. Пред нами не более, не менее как новая вариация
  "Фауста", попытка осветить трагическую коллизию между жаждой точного
  представления о мировом процессе и невозможностью "числом и мерой"
  определить природу мирового разума. У "заклятого духа" Анатэмы есть "ум,
  ищущий правды", но нет сердца. Ему поэтому только нужно узнать "имя добра,
  имя вечной жизни". Но - объясняет "Некто, ограждающий входы" - у "начала
  всякого добра, у Великого Разума вселенной" нет "имени, нет числа", нет
  вообще ничего точно определяющего. И на вопрос Анатэмы: "пойму ли я язык
  безмолвия твоего?" - Некто категорически отвечает: "Нет, никогда".
  Взбешенный Анатэма принимает тогда решение "метнуть в гордое небо"
  трагической судьбой бедного еврея Давида Лейзера. Анатэма с злорадным
  торжеством указывает Ограждающему входы, что трагический исход благородных
  порывов Давида Лейзера указывает на "бессилие любви". Но в ответ ему
  сообщается, что высокий духом "Давид достиг бессмертия и живет бессмертно в
  бессмертии огня". Как ни смотреть на этот загадочный ответ, он представляет
  собою некое религиозное утверждение. Потому является полной бессмыслицей
  воздвигнутое против "Анатэмы" черносотенными элементами гонение, приведшее,
  однако, к запрещению пьесы. Как сценическое представление, "Анатэма" имела
  большой успех в постановке Московского Художественного театра, где
  удивительная игра Качалова спасала роль Анатэмы от той ходульности, которой
  полна пьеса в чтении. И в этой ходульности следует искать главный ключ
  литературных неудач А. последних лет. Самый талант его нимало не ослабел.
  Нет следов усталости в "Анатэме", написанной сильным и красивым языком,
  богатым отдельными, очень яркими формулировками. Неудача кроется
  исключительно в отсутствии той глубины проникновения сюжетом, которая
  давала силу прежним вещам А. Недостаточно выстраданы произведения А.
  последних лет. Надуманы они - и потому не захватывают читателя. Прежняя
  сила А., главным образом, заключалась в той легкости, с которой он вращался
  в области необычайного. В искусстве, даже самом реальном, масса условности:
  читатель легко прощает и самый экстраординарный сюжет, самые
  экстраординарные положения и самые необычайные чувства, если за всем этим
  кроется правда ощущений и настроений автора. И этой-то реальности авторских
  переживаний и не чувствуется в последних произведениях А. Автор
  сухо-схематически решает какие-то философские задания; он не пережил их
  сердцем, они вышли из одного ума. Не чувствуется тот авторский ужас,
  присутствие которого сообщило такую естественность самым неестественным
  положениям в первых вещах А., и потому нет настоящей трагедии. Вместе с
  тем, следует, однако, отметить, что не одна только авторская напряженность
  определяет последнее время ход литературной карьеры А. Когда он выступал на
  литературное поприще, не только в его собственном сердце царили "безумие и
  ужас", но и вокруг него все клокотало и бурлило, и принимало бредовые
  очертания. А., собственно, и в начале своей литературной карьеры не просто
  говорил и живописал, а кричал от боли и тоски. Но тогда все кругом его
  кричало, все переливало горячечными красками, все жило горячечными
  напряжениями. А теперь горячечное настроение кончилось, и А., продолжая
  идти по старому пути возбужденности, просто не попадает в тон современного
  читателя. - Произведения А. собраны в 7 тт. (I - IV тт. изданы "Знанием" в
  1901 - 1907 годах; тт. V - VII - "Шиповником" в 1909 году). Издательством
  "Просвещение" объявлено (1911) о "Собрании сочинений А." в 10 тт. - Ср.:
  Абрамович, "О Голом Короле" (М., 1910); Айхенвальд, "Силуэты" III; Е.В.
  Аничков, "Литературные образы и мнения" (СПб., 1904); И. Анненский, "Вторая
  книга отражений" (СПб., 1909); А. Амфитеатров, "Против течения" (СПб.,
  1908); его же, "Современники" (М., 1910); его же "Литературный альбом" (2-е
  изд., СПб., 1907); Арабажин, "Л. Андреев" (СПб., 1910); Богданович, "Годы
  перелома" (СПб., 1908); Боцяновский, "Л. Андреев" (СПб., 1903); Волжский,
  "Из мира литературных исканий" (СПб., 1906); Т. Ганжулевич, "Русская жизнь
  и ее течения в творчестве Л. Андреева" (СПб., 1908); Горнфельд, "Книги и
  люди" (СПб., 1908); его же, "Русское Богатство" (1909); Иванов-Разумник, "О
  смысле жизни" (СПб., 1908; 2-е изд., СПб., 1910); Измайлов, "На
  литературном Олимпе" (М., 1910); П. Коган, "Очерки по истории новейшей
  русской литературы" (М., 1910, т. III, вып. II); Антон Крайний (З.
  Гиппиус), "Литературный дневник" (СПб., 1908); Луначарский, "Этюды"; В.
  Львов-Рогачевский, "Борьба за жизнь" (СПб., 1907); Мережковский, "В
  обезьяньих лапах" ("Русская Мысль", 1908, Š 1); Н. Минский, "На
  общественные темы" (СПб., 1909); Михайловский, "Сочинения"; Михаил Морозов,
  "Очерки по истории новой русской литературы" (СПб., 1911); Неведомский,
  "Мир Божий" (1903, Š 4); Овсянико-Куликовский, "Зарницы" ("Сборник", Š 2,
  1909); П. Пильский, "О Л. Андрееве, В. Брюсове и др." (статьи, СПб., 1910);
  Рейснер, "Андреев и его социальная идеология" (СПб., 1909); А. Редько, в
  "Русском Богатстве", 1909, Š 12; Фидлер, "Первые литературные шаги"
  ("Сборник", М., 1911); Философов, "Слова и жизнь" (СПб., 1909); Фриче, "Л.
  Андреев" (М., 1909); К. Чуковский, "Леонид Андреев большой и маленький"
  (1908); его же, "О Леониде Андрееве" (СПб., 1911); его же, "От Чехова до
  наших дней" (СПб., 1908).
  
  

Другие авторы
  • Хемницер Иван Иванович
  • Мертваго Дмитрий Борисович
  • Неизвестные Авторы
  • Политковский Николай Романович
  • Крымов Юрий Соломонович
  • Поповский Николай Никитич
  • Ладенбург Макс
  • Хованский Григорий Александрович
  • Елисеев Александр Васильевич
  • Кондурушкин Степан Семенович
  • Другие произведения
  • Гроссман Леонид Петрович - Последний отдых Брюсова
  • Новиков Николай Иванович - (Письмо уездного дворянина)
  • Амфитеатров Александр Валентинович - Десятилетняя годовщина
  • Зайцев Варфоломей Александрович - Перлы и адаманты русской журналистики
  • Ершов Петр Павлович - Избранные стихотворения
  • Брюсов Валерий Яковлевич - Новые течения в русской поэзии
  • Энгельгардт Михаил Александрович - Николай Коперник. Его жизнь и научная деятельность
  • Потапенко Игнатий Николаевич - Чрезвычайное средство
  • Курганов Николай Гаврилович - Краткие замысловатые повести
  • Карамзин Николай Михайлович - Бедная Лиза
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
    Просмотров: 327 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа