Главная » Книги

Желиховская Вера Петровна - Радда-Бай: правда о Блаватской, Страница 3

Желиховская Вера Петровна - Радда-Бай: правда о Блаватской


1 2 3

ли сильно заболевшей Елене Петровне, что она не переживет весны, если не даст себе продолжительного полного отдыха; что доработалась она до истощения мозга и напряжения нервной системы, крайне опасных.
   В феврале 1890 года ее полумертвую отправили в Брайтон, на морской берег, где целый день катали в ручной коляске, не позволяя ни на минуту ничем заниматься, даже ни читать, ни писать писем.
   Два месяца отдыха немного восстановили ее, но разумеется не надолго, потому что не далее, как в мае, она снова принялась за многочисленные свои занятия.
   К этому времени ближайшими сотрудниками Блаватской (графиней Вахтмейстер, Анни Безант, братьями Китлей и пр.), жившими с нею постоянно под одним кровом, было приискано новое помещение для их общежития - "Главной Квартиры Теософического Общества", как гласит надпись над главным входом. Три дома, соединенные садом, в цветущей улице Авеню Род, в парке Регента. К главному большому дому была пристроена одноэтажная зала митингов[64]; там же было прекрасное помещение Е. П. Блаватской в нижнем этаже; а в верхних - комнаты живших с нею пяти или шести дам и трех-четырех ее личных секретарей.
   Такого роскошного помещения еще не было у нее в Лондоне. Но, входя в него, Елена Петровна сказала:
   - Не наживу я долго в этом доме: нет на нем моего числа - цифры 7. Отсюда меня вывезут - на сожжение![65]
   Так оно и сталось. Хотя ее убеждали, что в их помещении, на другом доме, есть No 17 и что 19-й (номер ее главного дома) тоже принадлежит к счастливым цифрам, но она качала головой и возражала, улыбаясь:
   - Я ведь и не считаю смерть несчастьем! Страдая, как я, можно ли считать освобождение от тела - несчастием? Окунуться в бестелесный покой, в блаженную Нирвану что может быть желанней?... Лишь бы докончить дело, дописать третью и четвертую книгу "Доктрины"! Тогда можно и отдохнуть...[66]
   В июле 1890 года Елена Петровна перешла на Авеню Род, а в следующем мае ее не стало.
   В ту весну, после страшной суровой в Англии зимы 1891 года, болезни в Лондоне были ужасные. В особенности свирепствовала инфлюэнца, которой переболела решительно вся братия в теософической главной квартире. Заболела ею и Блаватская, что не помешало ей все время заботиться о других больных и интересоваться всеми. Одиннадцатого (23-го) апреля, в четверг, день их митингов, она в последний раз была в зале лекций, но в ту же ночь заболела. Однако утром порывалась "работать". У нее, как всегда, были неотложные письменные дела, но не могла уже встать: у нее оказалось 40 градусов жару.
   Через неделю, однако, она поправилась и снова села за свой письменный стол. Ей надо было отвечать на приветственные телеграммы из Америки...
   Первые успехи Е. П. Блаватской начались в Соединенных Штатах. Они же доставили ей и последние удовольствия и лавры в этой жизни. Из Бостона два дня кряду (26-го и 27-го апреля) посылали ей телеграммы со съезда Американской секции Теософического Общества, куда она отправила делегатами от Лондонского Общества м-рс Безант и д-ра Арчибальда Китлей. Она послала с ними письмо "к своим первообращенным братьям по теософии и согражданам"; как бы завет, как действовать им в будущем на преуспеяние их дела, и вместе дружеское послание, которым, словно зная близкое грядущее, она прощалась с ними... Три раза было перечитано там это последнее письмо ее. И каждый раз чтение это побуждало слушавших передавать по телеграфу "Основательнице и главной представительнице их Общества" чувства благодарности и сочувствия и самые горячие пожелания здоровья. Последние письма с Бостонской конференции получены были, когда Е. П. Блаватская уже лежала в гробу, но телеграммы были прочитаны ею и доставили ей радостную минуту... Это действительно были не официальные сообщения, а глубоко прочувствованные приветы людей, искренно преданных, сочувствовавших ее недугам и благодарных за труды ее.
   В первых числах мая Блаватская снова сильно заболела, вероятно простудившись. У нее сделалась ангина и бронхит и всякие осложнения в груди, в горле. Однако она мужественно боролась с одолевавшими ее недугами и всё порывалась, до последней минуты, к своему письменному столу. Она даже скончалась подле него, "на своем посту", - говорят о ней приверженцы, - не в постели, а в своем кресле. Замечательно, что в самое утро это, 8 мая (26 апреля), доктор всех обнадежил, найдя, что она вне опасности.
   Она оделась и хотела заниматься, но вдруг закрыла глаза, и во втором часу дня ее не стало.
   "Она ушла так тихо и мирно, - напишет о ней очевидец, - что мы, стоявшие возле нее, даже не заметили, когда она в последний раз вздохнула... Великое чувство мира снизошло на нее и на нас, когда мы опустились на колени, поняв, что все кончено..."
   В блестящий майский день, гроб, где покоилось тело основательницы Теософического Общества, весь покрытый цветами, увезли на станцию Ватерлоо, а оттуда в Уокинг, где находится лондонский крематорий. Не было никаких торжественных шествий, по непременному её желанию никто не надел даже траура. Только у дверей пекла, которое должно было превратить в прах ее тело, было произнесено несколько слов благодарности и последнего привета "творцу и вдохновительнице теософического движения, учившей своих последователей жить честно, чисто и деятельно, - на пользу другим и в преуспеяние своего вечного бессмертного духа!.." Так сказано было в речи над ее телом.
   Прах ее разделен на три части, которые хранятся в урнах в Нью-Порке; Адьяре и Лондоне - в собственных комнатах Блаватcкой, сохраняемых в память ее нетронутыми и необитаемыми.
   Невозможно перечислить всех демонстраций, речей и статей, появившихся в возвеличение и похвалу покойной сестры моей.[67] Всюду собираются пожертвования для стипендий в школах, для библиотек, для литературного фонда имени Блаватской: "Н. Р. В.'s Memorial Fund" достиг в Индии, Америке и Англии очень значительных цифр. Но всего замечательней были по ней поминки и божественные служения на Цейлоне. Там открыты три стипендии ее имени в женских училищах, но кроме того одеты несколько монахов и накормлены 3000 нищих. Везде в Индии, Америке и Англии, во всех Теософических центрах, решено поминать каждую годовщину ее смерти - благотворениями, чтением ее сочинений в торжественных собраниях и милостыней. День этот наименован "Днем Белого Лотоса" (White Lotus Day).
   По нашему, одно из лучших надгробных слов Е. П. Блаватской заключается в дельной статье публициста Стэда, в его "Журнале Журналов", за июнь 1891 г., где помещены четыре ее портрета.
   "Не говорите мне о ее феноменах" - между прочим восклицает он. - "Какое их значение, когда эта великая женщина, в наш век безверия, свершила феномен духовный, - феномен небывалый, - заставив многих самых образованных людей нашего поколения уверовать, что невидимый нам мир населен мыслящими существами, несравненно превосходящими нас разумом и познаниями истинными... Блаватская свершила это чудо!..." "...Населив вновь мир духа, - обобранный современной наукой до бессмысленной пустоты, - эта русская женщина, эта "шпионка", по мнению англо-индийского правительства, - обратила в страстных поборников своей миссии образованнейших лидеров общественного мнения и, уже в преклонных летах, удрученная страданиями, сумела обращать в прозелитов таких людей, как Анни Безант, годами ратовавшую за атеизм а ныне прославляющую власть "Махатм", покровителей теософического движения!"
   Имя Блаватской, русской женщины, возбудившей такое мировое движение, не сотрется со скрижалей истории, а должно получить заметное место в числе деятелей конца XIX века.

Примечания

  
   1. В журнале "Русский Вестник" "Из пещер и дебрей Индостана", "Дурбар в Лахоре", "Голубые горы" и пр. - Желиховская (далее - Ж.).
   2. "Lucifer" ("Люцифер") - журнал, издававшийся Е. П. Блаватской в Лондоне.
   3. "The Theosophist" ("Теософист") - журнал, издававшийся Е. П. Блаватской и полковником Г. С. Олькоттом в Индии с 1870 г.
   4. Писавшей под псевдонимом "Зенеида Р-ва". - Ж.
   5. В. П. Желиховская допускает неточность. Ее мать, Е. А. Ган (урожденную Фадееву), писавшую под псевдонимом Зенеида Р-ва, назвал "равной по оригинальности таланту Жоржа Занда" критик О. И. Сенковской ("Библиотека для чтения" 1843, т. Х, отд. VII, стр. 20-23).
   6. Близким своим она сознавалась, что затем только и обвенчалась с Н. В. Блаватским, чтобы "быть свободной" от контроля родных. - Ж.
   7. Радж-йог - Великий мудрец. Радж-йогов не надо смешивать с факирами или простыми фокусниками, показывающими удивительные феномены по всем городам Индии. - Ж.
   8. Юм (Hume) - известный американский медиум 60-х годов прошлого столетия. Блаватская, приехав в США, некоторое время увлекалась спиритизмом и была его ученицей.
   9. Это было описано в журнале "Ребус" в очерке "Правда о Е П. Блаватской", 1883 г., No 40-48. - Ж.
   10. Будущий президент Теософического общества, сотрудник Блаватской по делам Общества с момента его основания. - Ж.
   11. Обратившую и в России внимание по статьям о ней профессора Вагнера в "Русском Вестнике". - Ж.
   12. "...нечто, не снившееся нашим мудрецам" - перефраз реплики Гамлета, акт I, сцена 5.
   13. Надежде Андреевне Фадеевой, сестре своей матери. - Ж.
   14. профессор Уайльдер (Wilder) - археолог-ориенталист.
   15. Олькотт, президент всего Общества теософистов вообще. - Ж.
   16. Джедж, бывший юрист, очень известный и уважаемый в Нью-Йорке человек, и по сию пору состоит представителем теософистов Соединенных Штатов. - Ж.
   17. Сама Блаватская признаёт его самым слабым из своих трудов в статье "Мои книги", - одной из последних статей в её журнале "Люцифер", - она прямо это заявляет, сознаваясь даже, что в то время (хотя и писала ее под наитиями) так плохо знала английский язык, что перепутывала многое. - Ж.
   18. Брат живописца, умерший в 1880 г. в Тифлисе. - Ж.
   19. Впоследствии г. Соловьев изменил свое мнение и старался доказать противное. Но его письма, хранящиеся у меня, изобличают фальшь его. - Ж.
   20. Речь идет о русско-турецкой войне 1877-1878 гг.
   21. Дядю своего Ростислава Адреевича Фадеева, двоюродного брата Александра Юльевича Витте и племянника Ростислава Николаевича Яхонтова. - Ж.
   22. Дрэпер (Draper) Уильям Джон (Желиховская ошибочно пишет Лайман) (1811-1882) - врач, физиолог, президент медицинского общества в Нью-Йорке. Автор ряда медицинских исследований и книг: "История интеллектуального развития Европы", "Конфликты науки и религии".
   23. Приезд и первое время пребывания в Индии превосходно было описано в книге "Из пещер и дебрей Индостана" в "Русском Вестнике". Это сочинение, по-русски подписанное псевдонимом её Радда-Бай, теперь переведено на английский язык. - Ж.
   24. Boeuf gras - буквально - жирный бык. Имеется в виду старинный французский обычай, заключавшийся в торжественном шествии, в последние три дня масленицы, откормленного быка, разукрашенного гирляндами цветов, в окружении праздничного кортежа людей.
   25. Рабочих - Ж.
   26. Это было время действий русских войск в Афганистане и во всем Закаспийском крае. Враждебные чувства англичан против России были сильно возбуждены. - Ж.
   27. "Indian Mirror", "Amrita-Bazar-Patrika", "The Pioneer" и пр. - Ж.
   28. Тростники - Ж.
   29. То есть убиством императора Александра II
   30. Впоследствии графиня Д'Адемар издавала теософический журнал под верховным руководством Блаватской ("Revue theosophique". Redacteur en chef H. P. Blavatsky). Оба, и муж, и жена, оставались до конца преданными друзьями, вопреки ошибочным показаниям г-на Соловьева в журнале "Русский Вестник" за февраль месяц 1892 г. - Ж.
   31. Вот отрывок из письма графини к Джеджу, которым она ему напоминает об одном из вечеров на вилле Gonzag, где они у нее гостили ("Lucifer", July 1891).
  
   "Помните ли вы тот удивительный вечер, когда m-me Blavatsky сидела в нашей гостиной, погруженная в задумчивость. Как она, встав, вдруг подошла в окну, отворенному в сад, и, махнув рукой, властным жестом вызвала издалека тихую музыку?.. Как эта чудная, сладостная гармония, будто неслась, летела к нам из дальних областей небесного эфира, всё ближе, всё громче, и вдруг прозвучала полным аккордом над нами, в самой комнате, где мы сидели... Помните, как индус Могини тогда бросился к её ногам и приложился губами к поле её платья... Он им именно выразил тот общий восторг, который все мы чувствовали к удивительному созданию, потерю которого мы никогда не перестанем оплакивать!..".
   - Ж.
  
   32. Звуковые феномены или "бросание аккордов", или же "звон астральных колокольчиков" слышался постоянно по произволу Елены Петровны. Куда она, бывало, махнет рукой, оттуда и летят гармонические звуки, будто аккорды арфы или другого струнного инструмента. - Ж.
   33. Указываем на эту статью потому, что в таком необычайном деле в России именно дороги авторитеты русских людей.
   34. Рожденная Киреева. В английской и русской прессе более известная под заглавными буквами "О. К.". - Ж.
   35. Notabilities - влиятельные люди, люди с весом, знаменитости.
   36. Германская ветвь существует и ныне, под председательством, тогда же избранного в Эльберфельде президентом ее, известного доктора наук Гюббе Шлейдена, издателя теософического журнала "Сфинкс". - Ж.
   37. Тут произошел, между прочим, и феномен свидания г. Соловьева с Махатмой Морией, то есть с его двойником или poresprit, подробно описанный им во многих письмах его, а также в отчетах Лондонского Общества для психических исследований. - Ж. См. также его книгу Современная жрица Изиды, X.
   38. Мах-Атма - "Великая душа". Обыкновенное название ученых Радж-Йогов индийских. - Ж.
   39. Во всех теософических журналах желающие могут найти описание этих и многих других, невероятных для большинства простых смертных, происшествий. Перечень их, засвидетельствованный очевидцами, находится также в книге Синнетта "Случаи из жизни мадам Блаватской". - Ж.
   40. Он сам, судя по отчетам об этом деле (неоднократно бывшим в печати), не скрывал, что, "ради христианских целей", не задумался подкупить слуг Е. П. Блаватской "для доставления нужных ему сведений". - Ж.
   41. Последние письма Махатм получены в Лондоне после смерти Блаватской - явное доказательство того, что если кто здесь и лжет и фабрикует письма, то уж никак не она! - Ж.
   42. Им и теперь воспользовался г. Соловьев для забрасывания памяти Елены Петровны Блаватской грязью в журнале, прежний издатель которого, М. П. Катков так гордился ее сотрудничеством! - Ж.
   43. Интересующихся действительными мнениями г. Соловьева, которые он выражал в прежних письмах своих, отсылаю к моему ответу ему под заглавием: "Е. П. Блаватская и Современный Жрец Истины". - Ж.
   44. Адрес этот хранится в Адьярской библиотеке, а копии разосланы во все ветви Теософического Общества. - Ж.
   45. Их числом более 20-ти, но большая часть на английском языке. - Ж.
   46. D'avoir a reputation sans en avoir eu le plaisir - пользоваться дурной славой, не имея от этого никакой выгоды (ирон.).
   47. Это письмо Вс. С. Соловьева к Е. П. Блаватской, из Парижа, от 8 октября 1885 г. и многие другие можно прочесть в моем ответе: "Е. П. Блаватская и Современный Жрец Истины". - Ж.
   48. Графиня Вахтмейстер и теперь работает вместе с сыном своим, тоже посвятившим себя теософии. Граф теперь в Индии, а мать его от утра до вечера трудится, безотлучно находясь в Сити, в Лондонской конторе Теософического Общества. - Ж.
   49. "Люцифер", июнь 1891. К. Е. Вахтмейстер "В Вюрцбурге и Остенде". - Ж.
   50. Sous l'inspiration de H. P. Blavatsky - под вдохновением Е. П. Блаватской.
   51. Ростислав Андреевич Фадеев. - Ж.
   52. Lucifer to Archbishop to Canterbury - Люцифер - архиепископу Кентерберийскому.
   53. Перефраз реплики Гамлета "Что ему Гекуба, что он Гекубе, чтоб о ней рыдать" (Шекспир "Гамлет", акт II, сцена 2).
   54. Tutti quanti - и всякие другие; и все прочие; и пр., и пр.; поголовно все.
   55. Точно так и "Русский Вестник" ныне, напечатав 29 глав нападок на нее г. Соловьева, отказался поместить их опровержение, которое я должна была издать отдельно. - Ж.
   56. Полный титул этих "избранных" членов Общества, желавших себя окончательно посвятить не теософическим только занятиям, а таинствам оккультизма, таков "Член эзтотерической секции ложи Блаватской Лондонского Теософического Общества". - Ж.
   57. Секретари Елены Петровны Блаватской. - Ж.
   58. Диффамация (от лат. diffamo - порочу) - распространение о ком-нибудь порочащих сведений.
   59. "H. P. B." - заглавные буквы имени Елены Петровны Блаватской, которыми все близкие в Англии ее и называли, по тамошнему обычаю. - Ж.
   60. The Moat and the Beam - ров и луч.
   61. Испанец, представитель ветви Теософического общества в Мадриде. - Ж.
   62. Profession de foi - символ веры, кредо.
   63. Такие пожертвования часто давали Блаватской возможность поддерживать многие благотворительные учреждения: школы, библиотеки Теософического Общества в Индии; но в Англии она ничего еще дотоле не предпринимала общественного, довольствуясь лишь помощью бедным членам их братства. - Ж.
   64. На 300 человек, но теперь ее перестраивают за невозможностью вместить всех желающих бывать на лекциях. - Ж.
   65. Елена Петровна Блаватская завещала, чтобы тело ее было кремировано. - Ж.
   66. Третья часть этого сочинения написана и скоро выйдет из печати; четвертой же уж никогда не появиться. Хорошо, что сочинение это в каждой части своей представляет отдельное, вполне самостоятельное целое. - Ж.
   67. Разумеется нашлось много и насмешников, и хулителей, но - утешительно, что хвалы ее уму и деятельности опираются на сочинения ее и факты, тогда как брань ее врагов - бездоказательна. - Ж.
  

Другие авторы
  • Касаткин Иван Михайлович
  • Пальмин Лиодор Иванович
  • Трилунный Дмитрий Юрьевич
  • Мошин Алексей Николаевич
  • Струговщиков Александр Николаевич
  • Бестужев-Рюмин Константин Николаевич
  • Стародубский Владимир Владимирович
  • Павлов П.
  • Кутлубицкий Николай Осипович
  • Месковский Алексей Антонович
  • Другие произведения
  • Григорьев Аполлон Александрович - Нигилизм в искусстве
  • Розанов Василий Васильевич - Об экзаменах в средних учебных заведениях
  • Некрасов Николай Алексеевич - Волшебное Кокорику, или Бабушкина курочка
  • Позняков Николай Иванович - Злое дело
  • Ожешко Элиза - Хам
  • Слепушкин Федор Никифорович - Слепушкин Ф. Н.: Биографическая справка
  • Ахшарумов Николай Дмитриевич - Мудреное дело
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Утренняя заря, альманах на 1840 год, изданный В. Владиславлевым...
  • Копиев Алексей Данилович - Продолжение Надписи к дверям Дома В селе Надеждине
  • Каронин-Петропавловский Николай Елпидифорович - 3. Фантастические замыслы Миная
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
    Просмотров: 239 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа