Главная » Книги

Аксаков Константин Сергеевич - О русском воззрении

Аксаков Константин Сергеевич - О русском воззрении


  
   Константин Сергеевич Аксаков
  
  
  
  О русском воззрении --------------------------------------
  Аксаков К. С., Аксаков И. С. Литературная критика / Сост., вступит, статья и коммент. А. С. Курилова. - М.: Современник, 1981. (Б-ка "Любителям российской словесности").
  OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru --------------------------------------
  Недавно одно выражение, употребленное в объявлении о "Русской беседе", подало повод к нападениям и толкам. Выражение это: _русское воззрение_. Оно точно не было объяснено, потому что это казалось излишним, и предполагалось, что оно не затруднит ничьего понимания. Однако послышались возражения такого рода: "Воззрение должно быть общечеловеческое! Какой смысл может иметь русское воззрение?* Но неужели можно было думать, что в программе "Русской беседы" предполагалось такое русское воззрение, которое не будет в то же время общечеловеческим. Подобного мнения, конечно, нельзя допустить, особенно со стороны тех людей, которым придают название славянофилов, которые обвиняются в пристрастии будто бы к России и которые, конечно, не захотят лишить ее высшего достоинства, т<о> е<сть> человеческого.
  Теперь скажем о самом выражении, так странном для некоторых. Разве воззрение народное исключает воззрение общечеловеческое? Напротив. Ведь мы говорим, например: английская литература, французская литература, германская философия, греческая философия. Отчего же это никого не смущает? А ведь в литературе, в философии, если она английская, немецкая и т<ак> д<алее>, выражается и воззрение народное. Все это признают. А если признают за другими народами, то почему не признать и за русским? Если народность не мешает другим народам быть общечеловеческими то почему же должна она мешать русскому народу? Дело человечества совершается народностями, которые не только оттого не исчезают и не теряются, но, проникаясь общим содержанием, возвышаются и светлеют и оправдываются как народности. Отнимать у русского народа право иметь свое русское воззрение - значит лишить его участия в общем деле человечества.
  Мало того: тогда только и является произведение литературы, или другое какое, вполне общечеловеческим, когда она в то же время совершенно народно. "Илиада" Гомера есть достояние всемирное и в то же время есть явление чисто греческое. Шекспир есть поэт, принадлежащий всему человечеству, и в то же время совершенно народный, английский. А именно этой-то народности, этого-то самобытного воззрения и недостает нашей умственной деятельности; а оттого, что в ней нет народности, нет в ней и общечеловеческого. Мы уже полтораста лет стоим на почве исключительной национальности европейской, в жертву которой приносится наша народность; оттого именно мы еще ничем и не обогатили науки. Мы, русские, ничего не сделали для _человечества_ именно потому, что у нас нет, не явилось по крайней мере, _русского воззрения_. Странно было бы нападать из любви к народности на общечеловеческое: это значило бы отказывать своему народу в имени человеческом. И конечно, таких нападений нельзя ожидать от "Русской беседы", считающей, по смыслу своей программы, общечеловеческое - народным русским достоянием. В чем же спор? Постараемся представить его в настоящем свете.
  Русский народ имеет прямое право, как народ, на общечеловеческое, а не чрез посредство и не с позволения Западной Европы. К Европе относится он критически и свободно, принимая от нее лишь то, что может быть общим достоянием, а национальность европейскую откидывая. Он относится точно так же к Европе, как ко всем другим, древним и современным, народам и странам: так думают люди, называемые славянофилами. Европеизм, имея человеческое значение, имеет свою, и очень сильную, национальность: вот чего не видят противники наших мнений, не отделяющие в Европе человеческого от национального. Итак, спор, понятый настоящим образом, совершенно переменяет свое значение. С одной стороны, т<ак> н<азываемые;> славянофилы стоят за общечеловеческое и за прямое на него право русского народа. С другой стороны, поборники Западной Европы стоят за исключительную европейскую национальность, которой придают всемирное значение и ради которой они отнимают у русского народа его прямое право на общечеловеческое. Итак, наоборот, т<ак> н<азываемые> славянофилы стоят за общечеловеческое, а противники их за исключительную национальность. С одной стороны, чувство свободы и любви; с другой, чувство зависимости и преданности авторитету.
  Вот настоящее положение вопроса. Но противники наши едва ли и перед собой захотят с этим согласиться.
  
  
  
  
  
  
  ПРИМЕЧАНИЯ
  
  
  "Русская беседа", 1856, кн. 1, Смесь, с. 84-86.

Другие авторы
  • Карабчевский Николай Платонович
  • Оленин-Волгарь Петр Алексеевич
  • Верхарн Эмиль
  • Буссенар Луи Анри
  • Гердер Иоган Готфрид
  • Ушинский Константин Дмитриевич
  • Бражнев Е.
  • О.Генри
  • Соловьев Федор Н
  • Шершеневич Вадим Габриэлевич
  • Другие произведения
  • Востоков Александр Христофорович - Опыты лирические и другие мелкие сочинения в стихах А. Востокова
  • Аверченко Аркадий Тимофеевич - Рассказы
  • Глинка Федор Николаевич - Тепло и стужа
  • Стендаль - Красное и черное
  • Бенедиктов Владимир Григорьевич - Список оригинальных произведений В. Г. Бенедиктова, не включенных в издание стихотворений 1983 года
  • Соловьев Всеволод Сергеевич - Жених царевны
  • Арватов Борис Игнатьевич - Современный художественный рынок и станковая картина
  • Мякотин Венедикт Александрович - Памяти Г. И. Успенскаго
  • Воровский Вацлав Вацлавович - А. П. Чехов
  • Огарев Николай Платонович - Г. Елизаветина. Н. П. Огарев
  • Категория: Книги | Добавил: Ash (11.11.2012)
    Просмотров: 437 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа