Главная » Книги

Аксаков Константин Сергеевич - Публика и народ

Аксаков Константин Сергеевич - Публика и народ


онстантин АКСАКОВ
  
  ПУБЛИКА И НАРОД
  --------------------
  Статья из альбома Софьи Александровны Аксаковой
  Источник: Роман-газета XXI век, 1999, No 7, стр. 70.
  Эл. версия: Либ.Ру Классика, июль 2005 г.
  --------------------
  Было время, когда у нас не было публики "Возможно ли это?" - скажут мне. Очень возможно и совершенно верно: у нас не было публики, а был народ. Это было еще до построения Петербурга. Публика - явление чисто западное и была заведена у нас вместе с разными нововведениями. Она образовалась очень просто: часть народа отказалась от русской жизни и одежды и составила публику, которая и всплыла над поверхностью. Она-то, публика, и составляет нашу постоянную связь с Западом; выписывает оттуда всякие, и материальные и духовные, наряды, преклоняется перед ним, как перед учителем, занимает у него мысли и чувства, платя за то огромной ценой: временем, связью с народом и самою истиною мысли. Публика является над народом, как будто его привилегированное выражение, в самом же деле публика есть искажение идеи народа.
  Разница между публикой и народом у нас очевидна (мы говорим вообще, исключения сюда нейдут). Публика подражает и не имеет самостоятельности: все, что она принимает чужое, принимает она наружно, становясь всякий раз сама чужою. Народ не подражает и совершенно самостоятелен; а если что примет чужое, то сделает его своим, усвоит. У публики свое превращается в чужое. У народа чужое обращается в свое. Часто, когда публика едет на бал, народ идет ко всенощной; когда публика танцует, народ молится. Средоточие публики в Москве - Кузнецкий мост. Средоточие народа - Кремль. Публика выписывает из-за моря мысли и чувства, мазурки и польки; народ черпает жизнь из родного источника. Публика говорит по-французски, народ по-русски. Публика ходит в немецком платье, народ - в русском. У публики - парижские моды. У народа - свои русские обычаи Публика спит, народ давно уже встал и работает. Публика работает (большей частью ногами по паркету) - народ спит или уже встает опять работать. Публика презирает народ - народ прощает публике. Публике всего полтораста лет, а народу годов не сочтешь. Публика преходяща - народ вечен. И в публике есть золото и грязь, и в народе есть золото и грязь; но в публике грязь в золоте, в народе - золото в грязи. У публики - свет (monde, балы и проч.), у народа - мир (сходка). Публика и народ имеют эпитеты: публика у нас почтеннейшая, народ православный. "Публика, вперед! Народ - назад!" - так многозначительно воскликнул один хожалый.
  Чем бы ни занимались члены многочисленной семьи Аксаковых, их думы всегда о России, о русском народе, о судьбе русской культуры. Об этом свидетельствуют и материалы семейного альбома, хранящегося в фондах Государственного историко-художественного и литературного музея заповедника "Абрамцево". Альбом готовился всеми членами семьи как свадебный подарок Софье Александровне - невесте, а затем жене Григория Сергеевича Аксакова. В течение нескольких месяцев дочери С. Т. Аксакова заполняли альбом рисунками. Сергей Тимофеевич Аксаков записал в него отрывок, где рассказывается о детских годах Григория Аксакова. Писатель предполагал включить его в задуманное им продолжение "Семейной хроники". На левой странице альбома - дарственная надпись, сделанная в первый день работы над ним:
  
   "Всякий клочок бумаги долговечнее самой долгой человеческой жизни. Ты сохрани эти листы, милая Софья, и они сохранят тебе живое воспоминание прошедшего.
  
  
  
  С. Аксаков, 1847 года, декабря 27, Москва".
  
  В подготовке семейного альбома принимали участие и сыновья С. Т. Аксакова: Иван Сергеевич и Константин Сергеевич.
  И. С. Аксаков написал в альбом стихотворение "Душою светлой и прекрасной". К. С. Аксаков поместил в альбоме несколько стихотворений, выражающих его славянофильское мировоззрение, а также статью "Опыт синонимом. Публика - народ". Стихотворение К. С. Аксакова "Софье" было последним из написанных в альбоме. Именно в этот день, 3 апреля 1848 года, альбом посылался Софье Александровне. Перечитывая эти два сравнительно небольших произведения К.С. Аксакова, не перестаешь восхищаться той прозорливостью, с которой наш соотечественник полтора столетия назад отстаивал культурную самобытность как условие исторического самоопределения народа, его самосохранения, настоянного развития и творческого самосозидания. Концепция и практика унификация мира на западной основе, отказ от признания равенства и достоинства всех культур ведут к неминуемой гуманной и экологической катастрофе.
  Может быть, в третьем тысячелетии человечество все-таки внемлет этим предупреждениям? И мысли К. С. Аксакова и его друзей-славянофилов будут способствовать этому осознанию.
  
  
  
  
  
  
  
   Вера Кошелева
  
  Работы К. С. Аксакова из материалов рукописного фонда, хранящегося в собрании Государственного историко-художественного и литературного музея-заповедника "Абрамцево ", публикуются по изданию: "Абрамцево: материалы и исследования; Вып. I - Абрамцево, 1988, с. 110 - 112.

Категория: Книги | Добавил: Ash (10.11.2012)
Просмотров: 585 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа