ом вселенском соборе (431) как ересь. Спустя 20 лет на Халкидонском соборе (451) было осуждено как ересь и противоположное несторианству богословское течение в христианстве - монофизитство (или монофиситство, от лат.- единый и сущность, природа), сторонники которого считали, что Христу присущи не две, а одна божественная природа, которая поглотила человеческую природу, и поэтому нужно считать Христа не богочеловеком, а богом. Изгнанные из метрополии, несториане и монофизиты нашли прибежище на востоке Византии и за ее пределами. Одним из крупнейших центров монофизитов стал Египет. Египтяне-христиане (их называют коптами), по преимуществу придерживающиеся различных сект монофизитов, выступали против метрополии. Упомянутые у Берви-Флеровского события о союзе коптов-монофизитов с арабскими завоевателями относятся уже к VII в., когда, собственно, появился и сам термин "монофизитство" и коптская церковь заимствовала некоторые черты ислама.
26 Преемник Смита в качестве "провидца" Брайам Йонг (годы правления: 1844-1877) основал на Западе США в 1848 г. колонию мормонов с центром в построенном ими Новом Иерусалиме (или Дезерете), больше известном как город Соленого озера (Солт Лейк Сити). Ко времени написания Берви-Флеровским "Азбуки социальных наук" колония эта (будущий штат Юта), став Меккой мормонов как США, так и других стран, превратилась в довольно многолюдную автономную теократию, весьма слабо связанную с центральным правительством США.
27 По общему мнению, "Книга Мормона", изданная Джозефом Смитом, представляла собой плагиат с неизданного фантастического романа "Найденная рукопись" (1812) бывшего проповедника одной из протестантских сект Соломона Сполдинга. Когда плагиат обнаружился, рукопись этого романа была выкрана мормонами у родственников Сполдинга и уничтожена.
28 Речь идет об участниках крупнейшего крестьянского антифеодального восстания в Китае 1850-1864 гг., известного под названием Тайпинского. Термин тайпинги, или тайпины, произошел от названия тайпин (великое спокойствие или великое благоденствие), которое присвоил годам своего правления в образованном восставшими Небесном государстве великого благоденствия (Тайпин тяньго) руководитель восстания и его религиозный идеолог Хун Сюцюань (у Берви-Флеровского он назван выше в другой транскрипции Гунг-Сью Теином). Хун Сюцюань, основавший еще в 1843 г. Общество поклонения богу (из рядов которого вышли многие руководители восстания), почитаемый в государстве тайпинов за "второго сына бога - младшего брата Иисуса Христа", "истинного повелителя" всех стран и народов, страдал болезненными галлюцинациями и припадками умопомешательства, что и имел в виду Берви-Флеровский. Титул князей носили видные руководители тайпинского государства.
29 Мухаммед страдал падучей болезнью и широким распространением ислама обязан двум ею самым близким соратникам: искусному толкователю его галлюцинаций и отцу его любимой жены (Алии) - арабскому халифу Абу-Бекру (букв. перевод имени: отец девицы), ставшему после смерти Мухаммеда первым арабским халифом, и энергичному организатору предприятий Мухаммеда, будущему второму арабскому халифу - Омару.
30 Вероятно, имеется в виду общеполинезийский культовый центр на острове Раиатеа (острова Общества), жрецы которого упорядочили и кодифицировали многочисленные древние религиозные культы различных островов Полинезии. Возможно, что здесь речь идет также о божестве ряда западнополинезийских племен под названием Атеа, олицетворяющем пространство, отделяющее небо от земли, и, по мифологической традиции, участвовавшем в создании первых людей.
31 Наиболее ранний и полный сборник буддийской религиозной канонической литературы под названием Трипитака, или Типитака (от санскрит. - 3 корзины), состоит из 17 книг, более поздняя буддийская "священная" литература довольно обширна. Так, сборники канонических текстов одного из главных направлений буддизма - ламаизма - Ганджур и Данджур составляют соответственно 108 и 225 томов.
32 Состав и общее число богов, духов, демонов и проч. в различных исторических вариантах индийской (ведической, индуистской и т. д.) религиозной мифологии настолько неопределенны и зыбки, что не поддаются исчислению. Например, только высший, "божественный" класс в ведийской мифологии состоит, по наиболее распространенной классификации, из 33, в некоторых брахманах из 333, в отдельных источниках даже из 3306 или 3339 богов.
33 Речь идет о теократическом деспотическом государстве инков, существовавшем в Южной Америке (столица Куско) в XV-XVI вв., до завоевания его испанцами.
34 Имеется в виду культ центральной женской богини вавилонско-ассирийских религий Иштар (III-I тысячелетия до н. э.). Иштар была богиней плодородия и плотской любви, войны и распри, олицетворяя собой планету Венеру. Храмы Иштар, считавшейся покровительницей проституток, гетер и гомосексуалистов, содержались "священными блудницами" и были настоящими домами терпимости, составляя важную статью дохода жреческого сословия. Упомянутый у Берви-Флеровского обычай опирается на свидетельство Геродота (см. Геродот. История в девяти книгах. Л., 1972.- С. 74-75), оспариваемое современной исторической наукой.
35 Галиция, или Галисия, - историческая область на Северо-Западе Испании, во времена Берви-Флеровского пользовалась определенной автономией и имела статус королевства. Земля в Галиции принадлежала небольшому числу феодалов и духовенству монастырей, а большинство крестьян были арендаторами микроскопических участков по дорогой цене.
36 Берви-Флеровский, вероятно, не был достаточно знаком со взглядами и биографией Б. де Лас-Касаса. Уже после написания "Азбуки социальных наук" было установлено, что не Лас-Касас был инициатором ввоза негров-рабов в Америку, так как они уже ввозились туда раньше; как гуманист, чтобы защитить индейцев-рабов от вымирания, он одобрил ввоз негров на Антильские острова, где был миссионером, считая, что рабство негров законно, поскольку они якобы являются военнопленными. Впоследствии он пересмотрел свои взгляды на работорговлю, заявив, что рабство негров такая же несправедливость, как и рабство индейцев. Будучи убежденным католиком, он даже боялся, что будет осужден богом за прежние взгляды на рабство. Его обращение к человечеству - "Краткое описание разрушения Индии" (1552; как и все современники, он считал, что Колумб открыл Вест-Индию, а не Америку),- переведенное на все западноевропейские языки, и ряд других сочинений достаточно свидетельствуют о гуманизме их автора.
37 Францисканцы - члены 1-го католического монашеского ордена, считающегося "нищенствующим". Основан был в 1207-1209 гг. Франциском Ассизским в противовес официальной церкви с ее богатством. Когда польза ордена была понята католической иерархией, он был утвержден папой в 1223 г. под названием "Орден меньших братьев" (и лишь позднее стал называться по имени его основателя) и стал проводить политику папства, участвуя в инквизиции и т. п. В отличие от многих других орденов, члены ордена францисканцев живут не в монастырях, а в миру как странствующие монахи, пропагандисты веры, занимающиеся сбором пожертвований, благотворительностью и т. п.
38 Кацик, или касик,- испанское название вождей или старейшин индейских племен в период завоевания Америки.
39 В ходе освободительной войны на континенте против испанского владычества 1810-1826 гг. независимость Парагвая была провозглашена в 1811 г. Иезуиты были изгнаны из Парагвая самими испанскими властями еще в 1768 г.
40 Указанное изречение в грубой форме выражает суть этического учения гедонизма (от греч.- чувство, наслаждение), признающего высшим благом и целью жизни чувственные удовольствия. Традиции гедонизма, противоположного аскетизму, восходят к глубокой древности. О ком говорит Берви-Флеровский, установить не удалось.
41 Роман Берви-Флеровского "На жизнь и смерть. Изображение идеалистов" написан в середине 1870-х годов и опубликован анонимно в Женеве в 1877 г. Роман состоит из трех частей (I. Павлуша Скрипицын; II. Ученики и III. Новая религия) и представляет собой хронику трех поколений революционеров-социалистов 1840-х - 1870 х гг. Третью часть, где последователи социалистического учения главного героя - Скрипицына - облекают свои убеждения в форму новой религии свободы, сам Берви-Флеровский считал впоследствии неудачной. В 1907 г. в Петербурге под псевдонимом Флеровский были переизданы уже только первые две части романа (правда, это могло объясняться и условиями революции 1905-1907 гг., в которых печаталась книга). В настоящем сборнике печатаются по изданию 1907 г. два отрывка (с. 169-183, 223-225) из вставного трактата Скрипицына из первой части романа, в котором Берви-Флеровский фактически излагает свои воззрения. Трактат этот так и называется "Выдержки из рукописи Скрипицына".
42 Весталки - в Древнем Риме жрицы храма богини домашнего очага и жертвенного огня Весты.
43 Цитата из Евангелия (Матфей, гл. 7, ст. 6). Употребление этого выражения Декартом не удалось установить.
44 Танталовская работа - здесь у Берви-Флеровского произошло смешение двух понятий: Сизифова работа (так как дальше говорится о камне, который можно "катить тремя путями") и Танталова жажда, или Танталовы муки.
45 Проповедники огнепоклонников - проповедники религии зороастризма, или парсизма, возникшей в VII-VI вв. до н. э. (основателем является "пророк" Заратуштра) в Древнем Иране в обстановке борьбы мирных земледельческих племен с кочевниками.
46 Имеется в виду долгое сохранение в политеистических религиях Древнего Египта фетишистских форм, особенно зооморфизма, с разветвленной системой запретов по отношению к различным "священным животным", убийство которых каралось смертью.
47 Речь идет о культе единого бога Яхве в иудаизме и канонизации книг Ветхого завета в Иудейском теократическом государстве (V-I вв. до н. э.), где власть принадлежала верховному жрецу.