Главная » Книги

Иванов Вячеслав Иванович - Из материалов Вячеслава Иванова в Рукописном отделе Пушкинского Дома, Страница 2

Иванов Вячеслав Иванович - Из материалов Вячеслава Иванова в Рукописном отделе Пушкинского Дома


1 2

sp;  Мыслимо ли, однако, такое искусство <?>
   Изложение статьи "Копье Афины" (1904)".
   Далее - запись карандашом: "Оговорка: интимное искусство делается демотическим, келейное - через строго демотическ<ое> - всенародным (Дант). Реализм всенарод<ного> иск<усства> и идеализм интим<ного>. Три эпоса: Гомер, Виргилий, Тасс".59
   На отдельном листе записан подробный план выступления:
   "Поток <?> новой жизни и попытки или надежды ее строительства. "Искусство не должно быть для немногих". Все должны воспринимать - и творить. Что воспринимать? Что творить? Ужели как творят <?> немногие. "Демократизация искусства". Разные значения этого лозунга. Искусство "общедоступное". Искусство должно стать общедоступным, но это относится лишь к искусству строгому, выдержавшему испытание временем и преемством его высокой оценки, к искусству достижений, тогда как, напротив, современные художеств<енные> искания не должны вопреки своей природе (они принадлежат искусству замкнутому) иметь общенародное распространение. Опасность заглушения творческой самобытности народа. Искусство "демократическое", в отличие от искусства верхних социальных слоев (как недавно еще говорили о "пролетарском" классовом искусстве) - nonsense; здесь требуется напомнить, что искусство едино и подчинено одной <?> идее <?>: Человек. Оно возможно лишь когда классовое сознание преодолевает себя. Оно не может ни приноровляться и приспособляться, ни служить гетерономной цели, ни осложняться или утончаться, ни опрощаться помимо заложенного в нем закона <?>. Искусство отчасти таково, какова сама жизнь, отчасти - в высших своих проявлениях - дальновиднее и пророчественнее, чем жизнь. И искусство всегда требует нового зрения, нового узрения: оно синтетично: оно не может быть предопределено идейн<ой> программ<ой>. Предмет моей лекции - всенародное искусство не в смысле рецепции, а в смысле творчества, не искусство для всего народа, но искусство всего народа, не искусство, обращенное к народу, но искусство, обращенное народом к миру. Искусство, в котором народ не воспринимающий, а творящий: искусство народа-художника. Не то искусство, в котором участвуют многие из народа, но все и поскольку они остаются народом. Мыслимо ли такое искусство? Посмотрим, как оно осуществлялось некогда.
   Из этого обзора будет явствовать, что хотя искусство едино, всегда независимо, самопроизвольно, по-новому зрительно <?>, всегда, хотя и по-разному, уставно, но различны, однако <?>, типы его, как различествует хоровое начало от индивидуального, соборное от уединенного".
   Сбоку приписка карандашом: "По Зв<ездам> 44 сл.".60
   Очевидно, что текст написан после Октябрьской революции 1917 г. и находится в кругу идей Иванова первых годов Советской власти. В это время Иванов сосредоточен на разработке концепции всенародного действа,61 создания нового искусства,62 нового театра.63 Он читает большое количество публичных лекций (в бюро художественных коммун, в студии "Красный петух" и др.)" работает в Институте ритмического воспитания, ведет пушкинский семинарий, участвует в заседаниях Центротеатра и т. п. Иванову приходится, как заведующему Историко-театральной и Научно-теоретической секциями ТЕО Наркомпроса, принимать участие во многих мероприятиях, например выступать на съезде по внешкольному образованию в мае 1919 г.64 и на съезде по рабоче-крестьянскому театру в ноябре 1919 г.65 Среди материалов Пушкинского Дома сохранились различные служебные проекты, составленные Ивановым (No 213). За составление "Записки о реорганизации Научно-теоретической и Историко-театральной секции Наркомпроса" (No 218) и "Положения Историко-театральной секции при театральном отделе Народного комиссариата по просвещению" (совместно с В. Э. Мейерхольдом) он попросил отдельный гонорар, в чем ему было отказано. "Ввиду того, что В. Ив<анов> состоит председателем Историч.-театр, и Теоретич. секции, то считаю эту работу по должности" - такова резолюция О. Д. Каменевой на прошении от 13(11?) февраля 1919 г. (No 297). В архиве Пушкинского Дома имеется также стихотворение Иванова "О. Д. Каменевой", датированное 4 июля 1919 г. (No 29).66
  

5

  
   В материалах поэта в Пушкинском Доме доля переписки невелика. Среди корреспондентов Вяч. Иванова упомянем С. М. Алянского 3 (1918-1919), К. Д. Бальмонта 1 (1906), Ф. Д. Батюшкова 1 (1911), А. Белого 1,67 С. А. Венгерова 1 (1919), М. А. Волошина 6 (1907), С. М. Городецкого 1 (1910), И. Гюнтера 2 (1908), Ф. Ф. Зелинского 1 (1919), H. H. Киселева 1 (1914), В. Маккавейского 1 (1918), О. А. Мочалову 1 (1919),. Н. К. Пиксанова 1 (1920), H. H. Пояркова 1, М. В. Сабашникова 1 (1913), С. Л. Франка 1 (1916), В. Ф. Ходасевича 3 (1919), а также различные учреждения и организации: издательство "Всемирная литература", издательство "Брокгауза и Ефрона", Институт "Живого Слова" и др.
   Писем Вяч. Иванова сосредоточено в Пушкинском Доме также немного.68 Следует упомянуть письма к Ал. Н. Чеботаревской,69 три письма к Н. А. Котляревскому (1906, 1909, 1910),70 письма к С. А. Венгерову.71 Имеются также письма Иванова к К. Сюннербергу (Эрбергу), прокомментированные самим Эрбергом. Кроме письма от 5/18 января 1913 г., излагающего затруднения с изданием книги стихов Эрберга в "Орах" (отсутствие денег), заслуживает упоминания телеграмма с приглашением Эрберга на лекцию Иванова на Высших женских курсах 14 апреля 1907 г.72
   В архиве хранится ряд разрозненных писем Иванова. Среди них письмо к А. Дмитриевскому от 10/22 апреля 1891 г. с подробными разъяснениями смысла поэмы "Мир возможного" (No 242). Письмо к Л. Д. Зиновьевой-Аннибал от 23 января/5 февраля 1903 г. из Вилла-Жава в Петербург посвящено различным делам и событиям текущего момента, в частности упоминаются занятия у Ф. де Соссюра.73 В письме к редактору "Журнала для всех" В. С. Миролюбову Иванов предлагает к напечатанию свои стихотворения: "Самый Ваш выбор будет для меня поучителен: ведь я, при всем желании быть общедоступным, зачастую не отдаю себе отчета в степени трудности или общеприемлемости своих писаний. "Журнал для всех" может оказать мне в этом отношении существенную услугу - нужное мне научение. Посылаю наудачу стихотворения политические ("Люцина" и "Сивилла" - 1 и 2) и просто лирические".74 При письме к В. К. Ивановой-Шварсалон от 1 августа 1915 г. прилагается стихотворение "Madonna dйlia neve".75 Здесь же упомянут неизвестный, замысел Иванова: "Только что <...> ушел Гнесин,76 который скоро уезжает в Ростов-на-Дону. Зашел он опять поговорить о "Миндальном дереве" - музыкальной драме, которую мы окончательно решили написать вместе и план которой вчерне разработали" (No 239).
   В письме к В. Княжнину от 21 мая 1915 г. небезынтересным представляется свидетельство о редактировании Ивановым книги В. Эрна "Время славянофильствует" (СПб., 1915): "...корректура была черна от поправок <...>".77 В письме от 15 февраля 1917 г. Иванов просит С. Франка напечатать в "Русской мысли" венок сонетов К. Бальмонта.78 Одно из двух писем к П. Е. Щеголеву (недатированное, весна 1916 г.) дает дополнительный материал к участию Иванова в третейском суде между Ф. Сологубом и С. В. Познером по поводу второго издания сборника "Щит".79
   Два письма к А. Евлахову (от 7 июля и 23 августа 1923 г.) посвящены описаниям научно-педагогической деятельности Иванова в Баку с целью привлечь Евлахова на службу в Бакинский университет.80 Лишним свидетельством хорошего отношения к Иванову может служить следующая выдержка из письма Иванова к Евлахову: "Монографий и исследований специальных печатать не полагается, хотя исключения бывают: к таковым принадлежит моя книга в 300 страниц "Дионис и прадионисийство", обошедшаяся НКП<ро>су дорого". 81
   Письмо к М. А. Цявловскому от 24 мая 1925 г. посвящено вопросам публикации статьи Иванова "К проблеме звукообраза у Пушкина".82
   Ряд писем Вяч. Иванова, находящихся в Рукописном отделе Пушкинского Дома, публикуются в настоящем издании.
  

Примечания

   1 Пользуемся случаем принести глубокую благодарность за неоднократную помощь в работе Л. Н. Ивановой, О. А. Кузнецовой, А. В. Лаврову, Н. В. Котрелеву и К. А. Богданову.
   2 Об этой версии сообщается в публикации А. Б. Шишкина "Гекзаметры Григория Рачинского" (Русская мысль. Париж, 1990. 6 июля. No 3835. Литературное приложение к No 10. С. XII).
   3 См.: Иванов В. Собр. соч. Брюссель, 1974. Т. II. С. 754 (комментарий О. Дешарт). (Далее ссылки на это здание даются в тексте сокращенно: римская цифра обозначает том, арабская - страницу.) Идея сдать библиотеку и архив на хранение в ГАХН принадлежала Ал. Н. Чеботаревской (см. ее письмо к Иванову от 26 июля 1924 г.: ИРЛИ, ф. 189, No 47).
   4 См.: ИРЛИ, ф. 289 (дополн. поступления).
   5 ЦГАЛИ, ф. 1458, оп. 1, No 45, л. 29.
   6 ГБЛ, ф. 369, карт. 275, No 9.
   7 ИРЛИ, ф. 189, No 26.
   8 Там же, No 24, л. 29, 42.
   9 См. ее письмо к А. Ященко от 17 марта 1924 г. (Русский Берлин. 1921-1923. Paris, 1983. С. 295). См. также письмо-отчет Чеботаревской в ликвидационную комиссию "Книгоиздательства писателей в Москве" с объяснением, что сорок рублей, взятые ею из кассы издательства, истрачены "на перевозку научной библиотеки члена товарищества Вяч. И. Иванова" в июле 1923 г. (письмо завизировано Ивановым 17 июля 1924 г.: ГЛМ, ф. 64 (330), оп. 1, No 63).
   10 В черновике заявления на филологический факультет Московского университета (ИРЛИ, ф. 94, No 72) целью поездки Иванов называет "завершение и усовершенствование <...> перевода, размерами подлинника, трагедий и фрагментов Эсхила".
   11 ИРЛИ, ф. 289 (дополн. поступления). Машинопись. Такая практика формирования фондов Музея им. А. А. Бахрушина была распространена; в письме к А. Брянскому сам. Бахрушин рассказывал о новых поступлениях в его музей: "...иногда перепадают целые собрания и архивы лиц, ушедших в другой мир или уехавших за границу" (письмо от 7 <?> июня 1925 г., см.: ГПБ, ф. 106, No 113, л. 11).
   12 ИРЛИ, ф. 607, No 203, л. 111 об. (Далее при ссылках на материалы этого фонда в тексте в скобках указываются только номер единицы хранения и лист.) Первый замысел, возможно, был воплощен в сонете "На миг!" (I, 608). Последние строки второго "задания" - цитата из стихотворения Лермонтова "Расстались мы, но твой портрет...".
   13 ГБЛ, ф. 109, карт. 4, No 70, л. 2.
   14 См.: "Русский Фауст". Публ. М. Вахтеля//Минувшее. Париж, 1991. No 12. С. 265-273.
   15 Аллюзия на мысль ?. ?. Достоевского о назначении русского человека стать "всечеловеком" (Достоевский ?. ?. Полн. собр. соч.: В 30 т.. Л., 1984. Т. 26. С. 147).
   16 См. недатированную запись 1902 г. и запись от 17/30 июня того же года: ГБЛ, ф. 109, карт. 43, No 6, л. 31 и 41 об.
   17 ГБЛ, ф. 109, карт. 2, No 9, л. 4.
   18 Обыгрываются заглавия романов Гете "Годы учения Вильгельма Мейстера" и "Годы странствий Вильгельма Мейстера".
   19 приношение, дар (лат.).
   20 Аллюзия на предсмертные слова В. С. Соловьева, приведенные в некрологе С. Н. Трубецкого: "Трудна работа Господня" (Вестник Европы. 1900. Кн. 9. С. 420). Эти слова стали для Иванова ключевыми к образу философа, см. его статью "Религиозное дело Владимира Соловьева" (III, 296), эпиграф к стихотворению "Стих о Святой Горе" (I, 557). Об отношениях Иванова и Соловьева см. "Автобиографическое письмо" Иванова (II, 20-21), "Введение" О. Дешарт (I, 38-41), а также статью Н. К. Котрелева "К истории "Кормчих звезд"" (Русская мысль, 1989. 15 сентября. No 3793. С. 11).
   21 жизни мистагог прекрасной (греч.).
   22 Сохранился также иной вариант конца предисловия, см.: No 118, л. 27.
   23 Разнообразие, чередование (нем.).
   24 Поэма "Чайка" (1887), не вошедшая в "Кормчие звезды", существует в нескольких черновых и беловых вариантах, один из которых хранится в ИРЛИ (No 72).
   25 Литературное наследство. М., 1976. Т. 85. С. 553.
   26 1-я строка двустишия является или испорченным гекзаметром, или дактилоэпитрическим размером Пиндара, 2-я строка - чистый пентаметр.
   27 Белые стихи (лат.).
   28 Всем славам Франции (франц.).
   29 Другой вариант этого стихотворения с правкой см.: No 187, л. 2.
   30 Благородная пальма (лат.). Видимо, имеются в виду празднества на открытии Олимпийских игр 1892 г.
   31 Под заглавием "Честолюбие" автограф с разночтениями см.: No 187, л. 2.
   32 мосье Хороший вкус (франц.).
   33 мадам Разум (франц.).
   34 Стиль (это человек) (франц.). Знаменитое изречение Бюффона.
   35 Под текстом дата: "11. IX <19>06". Подпись: "Эдип" (мотив "Эдипа" присутствует в сборнике "Эрос", ср. стихотворение "Мать". - II, 377).
   36 Проставленная дата: "8 окт<ября> <1906?>". На обороте листа написано и зачеркнуто слово "Эрос".
   37 См.: Котрелев Н. В. Александр Блок в работе над томом избранных стихотворений ("Изборник", 1918)// Блок А. А. Изборник. М., 1989. С. 192.
   38 ИРЛИ, ф. 289 (дополн. поступления). План "Изборника" карандашом сохранился также в ГПБ (ф. 304, No 47, л. 1, 2).
   39 Я становлюсь, значит не существую (лат.).
   40 Полный текст (с разночтениями) см.: ГБЛ, ф. 109, карт. 3, No 33, л. 1). См. также ст.: Шишкин А. Б. К история поэмы "Человек" Вяч. Иванова // Известия РАН. Серия литературы и языка. 1992. Т. 51. No 2. С. 47-59.
   41 Печатная программа Религиозно-философского общества им. В. С. Соловьева хранится в ГБЛ (ф. 746, карт. 38, No 56, л. 18). Указано А. Л. Соболевым.
   42 Устрялов Н. О форме и содержании религиозной мысли. (По поводу последнего доклада Вяч. Иванова в Религиозно-философском обществе.)//Утро России. 1916. 16 апреля. No 106. С. 5.
   43 Поэму "Человек" Иванов хотел издать в 1919 г. Однако это ему не удалось: "Комиссар печати, агитации и пропаганды Союза коммун. Сев. области не нашел возможным разрешить печатание по старой орфографии лирической трилогии "Человек" и "Сборника стихов" В. Иванову" (No 208, справка в Наркомпрос от 14 февраля 1919 г.).
   44 Развитие этой темы см. в статье "Религиозное дело Владимира Соловьева" (III, 304).
   45 О различении "земли" и "мира" см. в публикуемом в настоящем издании доклада Вяч. Иванова "О евангельском смысле слова "земля"".
   46 Церковь не имеет тела, иначе как в таинстве (лат.).
   47 Цитата из Евангелия, слова Симеона Богоприимца (Лука, 2, 34). Канонический перевод: "Предмет пререканий" (греч.). Цитируется Ивановым в статье "Две стихии в современном символизме" (1909).
   48 Семь таинств и т. д. <?> (греч.). Имеются в виду семь таинств православной церкви.
   49 Литературное наследство. М., 1982. Т. 92, кн. 3. Александр Блок. Новые материалы и исследования. С. 390.
   50 Александр Блок и Андрей Белый. Переписка. М.; Л., 1940. С. 287.
   51 Возможно, к лекции Вяч. Иванова "Всенародное искусство", прочитанной в мае 1918 г. в Доме свободного искусства (см. объявление о ней: Раннее утро. 1918. 10/23 мая. No 92. С. 4). Печатная программа лекции с проставленной датой 6/19 мая хранится в ЦГАЛИ (ф. 2398, оп. 1, No 288, л. 5) и в целом совпадает с приводимым текстом.
   52 Цитаты из стихотворения "Зарева" (1903) (I, 250-251).
   53 Цитата из стихотворения "Цусима" (1905) (I, 253).
   54 Здесь заканчивается первый лист текста, находящийся в фонде Вяч. Иванова (No 203, л. 57).
   55 Цитата из стихотворения "Озимь" (1904) (I, 251).
   56 Аллюзия на мысль Ф. Ницше, см.: "Самые тихие слова суть именно те, которые вызывают бурю" (Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. Пер. Ю. М. Антоновского. СПб., 1900. С. 281).
   57 Король Генрих IV обещал каждому французу курицу к обеду.
   58 Здесь заканчиваются второй и третий листы (того же формата, что и лист первый), находящиеся в составе фонда Ф. Сологуба, куда попали, видимо, из бумаг Ал. Н. Чеботаревской (ИРЛИ, ф. 289, дополн. поступления).
   59 Конец четвертого листа текста в фонде Вяч. Иванова (No 203, л. 3).
   60 ИРЛИ, ф. 289 (дополн. поступления). Со стр. 44 сборника статей Иванова "По звездам" (СПб., 1909) начинается концептуальная часть статьи "Копье Афины" (1904), посвященная типологии искусств.
   61 В отчете о деятельности Театрального отдела Наркомпроса (ТЕО) (за 1919 г.) шла речь даже о книге под названием "О Всенародном. Действе" (No 219, л. 5), см.: План изданий Историко-теоретической секции// Вестник театра. 1919. No 47. С. 14.
   62 См. предисловие Вяч. Иванова в кн.: Роллан Р. Народный театр. Пг.; М., 1919. С. VII-XIV.
   63 См.: Иванов Вяч. К вопросу об организации творческих сил народного коллектива в области художественного действа // Вестник театра. 1919. No 26 (автограф-No 147).
   64 См.: Вестник театра. 1919. No 27. С. 3.
   65 См.: 1-й Всероссийский съезд по рабоче-крестьянскому театру. 17-26 ноября 1919 года. М., 1920. С. 1-2. Иванов выступал на съезде трижды.
   66 Опубликовано по другому автографу Д. Мальмстадом в кн.: Иванова Лидия. Воспоминания. Книга об отце. Paris, 1990. С. 80-81. Вероятно, стихотворение написано по поводу ухода О. Д. Каменевой с поста председателя ТЕО в июле 1919 г.
   67 Частично опубликовано в кн.: Лавров А. В. Материалы Андрея Белого в Рукописном отделе Пушкинского Дома//Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1979 год. Л., 1981. С. 56.
   68 Некоторые из них опубликованы, см.: Иванов Вячеслав. Письма к Ф. Сологубу и Ан. Н. Чеботаревской. Публ. А. В. Лаврова // Ежегодник Рукописного отдела на 1974 год. Л., 1976. С. 136-150.
   69 ИРЛИ, ф. 189, No 93 (охватывают период с 1903 по 1921 г.; готовятся к печати).
   70 ИРЛИ, ф. 135; No 331.
   71 См.: Переписка Вяч. Иванова с С. А. Венгеровым. Публикация О. А. Кузнецовой//Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1990 год. СПб., 1993. С. 72-100.
   72 ИРЛИ, ф. 474, No 144, л. 1. См.: Эрберг Конст. (Сюннерберг К- ?.). Воспоминания. Публ. С. С. Гречишкина и А. В. Лаврова // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1977 год. Л., 1979. С. 128-134. Имеется в виду лекция под названием "Пути и цели современного искусства", легшая в основу статьи Иванова "О веселом ремесле и умном веселии" (вошла в сборник статей "По звездам", см.: III, 61-77). Лекция упоминается в статье Д. В. Философова "Дела домашние" (Товарищ. 1907. No 379. 23 сентября. С. 3); о ее роли в развернувшейся весной 1907 г. полемике о "мистическом анархизме" см. нашу статью "Неопубликованные материалы Вяч. Иванова по поводу полемики о "мистическом анархизме"" (Лица. Биографический альманах. М.; СПб., 1993. Вып. 3. С. 468).
   73 ИРЛИ, ф. 94, No 76. Письмо обозначено Ивановым под No 3; письма, пронумерованные соответственно как 2-е и 4-е, находятся в ГБЛ (ф. 109, карт. 10, No 2).
   74 ИРЛИ, ф. 185, оп. 1, No 560. В "Ежемесячном журнале для всех" (1906. No 4. С. 194) появилось стихотворение Иванова "Все, чем жадно жило ты..."; под заглавием "Assai palpitasti" оно вошло в "Cor Ardens" (II, 232).
   75 Вошло в "Свет вечерний" в составе цикла "Ее дочери" (III, 521).
   76 Гнесин ?. ?. (1883-1957) - композитор, теоретик и практик музыкальной декламации, участвовал в собраниях на "башне" (см.: Гнесин ?. ?. Страницы из воспоминаний // Гнесин ?. ?. Статьи. Воспоминания. Материалы. М., 1961. С. 140, 149-150). В письме к Иванову от 27 февраля 1912 г. Гнесин писал: "...я в полном восторге от Ваших стихотворений в сборнике "Cor Ardens". Написал уже музыку (хотя еще не отделал) к стихотворениям "Под березой" и "Ad Lydiam" и, вероятно, еще напишу ряд вещей на Ваши стихи" (ГБЛ, ф. 109, карт. 16, No 26, л. 1). Кроме упомянутых стихотворений, Гнесин написал музыку к циклу "Rosarium", к стихотворению "Мертвая царевна", к ряду стихотворений из сборника "Эрос", к некоторым переводам из Сафо.
   77 ИРЛИ, ф. 94, No 54.
   78 ИРЛИ, ф. 264, No 143. См.: Бальмонт К. Он и Она. Венок сонетов // Русская мысль. 1917. Кн. VII, VIII. С. 173-179.
   79 ИРЛИ, ф. 627, оп. 4, No 886.
   80 Евлахов стал профессором Бакинского университета по рекомендации Иванова. См.: Котрелев Н. В. Вяч. Иванов - профессор Бакинского университета//Ученые записки Тартуского гос. университета. 1968. Вып. 209. С. 329-330.
   81 ИРЛИ, ф. 680, No 25, л. 4.
   82 ИРЛИ. ф. 387. No 168.

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
Просмотров: 254 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа