Главная » Книги

Кигн-Дедлов Владимир Людвигович - Кигн-Дедлов Владимир Людвигович: Биобиблиографическая справка

Кигн-Дедлов Владимир Людвигович - Кигн-Дедлов Владимир Людвигович: Биобиблиографическая справка


   ДЕДЛОВ (настоящая фамилия Кигн), Владимир Людвигович [15(27).I.1856, Тамбов - 4(17).VI.1908, Рогачев] - публицист, прозаик, критик. Родился в небогатой дворянской семье. Отец писателя - выходец из Пруссии, носил фамилию Kuhn, которая при переселении его предков в Польшу в XVIII в. была записана как Кигн. Отец и дядя Д. стали первыми в роду католиками. Мать - Елизавета Ивановна, урож денная Павловская - дочь подполковника, бело русского дворянина - передала сыну и свою православную религию, и любовь к Белоруссии, и интерес к литературе (Е. И. Павловская - автор статей о фольклоре, составитель сборника "Народные белорусские песни".- Спб., 1853.- См.: Букчин С. В.- С. 79-81). Д. считал себя "и православным, и русским" (Северный вестник.- 1895.- No 7.- С. 79).
   Образование Д. получил в Москве, сначала в немецкой "петершуле", затем в русской классической гимназии. В 15 лет он увлекся идеями крестьянского социализма и даже организовал пропагандистский кружок. Это увлечение было недолгим и неглубоким, однако Д. был исключен из старшего класса гимназии, и ему пришлось завершать курс в ряде частных учебных заведений. "Мученичество" школьных лет, с муштрой и схоластикой, он впоследствии запечатлел в очерках "Школьные воспоминания" (Спб., 1902). В 1875 г. Д. поступает на юридический факультет Петербургского университета. В студенческие годы сближается с художниками, знатоками искусств, группировавшимися вокруг профессора А. В. Прахова, печатает рецензии, литературно-художественные обозрения в журнале "Пчела".
   Дебют Д. как писателя - рассказ "Экзамен зрелости" (газета "Неделя".- 1876.- No 3-5.- 15 апр.). Начинающий писатель послал письмо И. С. Тургеневу, в ответ на которое получил доброжелательное напутствие (хотя рассказа Тургенев не читал), содержащее характеристику "объективного писателя", которого "изучение человеческой физиономии, чужой жизни интересует больше, чем изложение собственных слов и мыслей..." (Письмо В. Л. Кигну от 16 июня 1876 г. // Тургенев И. С. Собр. соч.- М., 1858.- Т. 12.- С. 492). В рассказе Д. намечена одна из ведущих впоследствии его тем - "созревание" личности в борьбе идеального и прозаического, будничного начал. Герой-гимназист надеется стать "гражданином человечества", но одновременно предвидит одиночество и нравственное опустошение.
   По окончании университета (1878) Д. служит в земском отделении министерства внутренних дел, совмещая службу с занятиями литературой; с 1880 г. он постоянный автор "Недели", выходят циклы его очерков и этюдов: "Белорусские силуэты", "Издалека" (Спб., 1887), "Мы. Этюды" (М., 1889). Он печатается в журналах "Наблюдатель", "Вестник Европы", "Книжках Недели" и др. под псевдонимами: / (Единица), А. Б. и В. Дедлов (по названию родового имения Дедлово). В конце 80 гг. он выступает в "Неделе" с литературными обзорами. В 1886 г. оставляет службу, всецело посвящая себя литературе, искусству, путешествиям. Результатом длительных поездок (в качестве корреспондента "Недели") явились "Приключения и впечатления в Италии и Египте. Заметки о Турции" (Пб., 1887), "Франко-русские впечатления. Письма с парижской выставки" (Пб., 1890). "Все образно, живо, весело, просто, жизненно - качество весьма редкое в описаниях путешествий",- писал рецензент "Русского богатства" о первой из этих книг (1888.- No 1.- С. 238). Достижения западной цивилизации Д. оценивает с точки зрения их пользы для народных масс. В 90 гг. он пишет в популярных в то время малых жанрах (этюды, зарисовки "с натуры"), черпая материал из жизни городской интеллигенции, чиновничества и пр. Позднее эти произведения были объединены в сборники "Лирические рассказы" (Пб., 1902), "Просто рассказы" (Пб., 1904). В 1892 г. выходит в свет единственная большая повесть Д. "Сашенька". В этом же году состоялось заочное знакомство Д. с А. П. Чеховым (встретились они немного позднее, их переписка охватывает период с 1892 по 1903 г.). В 90 гг. Д. служит в переселенческой конторе Оренбурга, где наблюдает мучительный процесс освоения Сибири русским крестьянством. "Переселенцы и новые места. Путевые заметки" (Спб., 1894) были высоко оценены критикой за правдивое изображение бедствий крестьян, страдающих от голода, болезней, нерасторопности и равнодушия чиновников (см.: Литературные приложения к "Ниве",- 1894.- No 12.- С. 749; Мир божий.- 1894.-No 12.- С. 199-201; Вестник Европы.- 1894.- No 10.- С. 851-861). В то же время предложенная Д. переориентация переселенчества с Востока на Юг и Запад (с целью остановить онемечивание русских земель) вызвала возражения (в частности, у рецензента "Вестника Европы"). В очерках "Вокруг России.- Польша.- Бессарабия.- Крым.- Урал.- Финляндия.- Нижний. Портреты и пейзажи" (Пб., 1895), написанных на материале совершенной ранее поездки, обнаруживаются некоторые откровенно шовинистические тенденции, за что Д. был подвергнут резкой критике (см.: Мир божий.- 1896.- No 4.- С. 297-304; Новое слово.- 1896.- No 11.- С. 112-114; Русская мысль.- 1896.- No 11.- С. 683-684). С конца 90 гг. Д. сотрудничает в газете "Новое время", публикуя, в частности, очерки "Из деревни". Вступление (формальное) в "Союз русского народа" довершает характеристику противоречивой общественно-политической позиции Д., эволюционирующей от либерально-буржуазного просветительства к консерватизму и шовинизму (см.: Букчин С. В.- С. 141). Художественное творчество Д. конца 90 гг. (особенно рассказ "На лоне природы") оценивается неоднозначно: к недостаткам относят склонность к шаржу, натуралистические подробности (Русская мысль.- 1890.- No 4.- С. 184-189), вторжение публицистики (Север.- 1892.- No 2.- С. 1618-1620). На этом фоне ободряющим для Д. был последующий отзыв Чехова (о сборнике "Просто рассказы"): "...в них много былого, старого, но есть и что-то новое, какая-то свежая струйка, очень хорошая" (Письмо В. Л. Кигну (Дедлову) от 10 ноября 1903 г. // Полн. собр. соч. и писем. Письма.- М., 1982.- Т. II.- С. 303). Тем не менее Д. мучает сознание литературной неудачи. Последние годы жизни он провел в основном у себя на родине в Белоруссии, в имении Федоровка, страдая от одиночества и неизлечимых недугов. Трагически погиб в нелепом инциденте.
   Наследие Д. многогранно. Как литературный критик он не принимал "тенденциозной" литературы. "Хорошо устроена жизнь или худо - это не дело художника и ученого. Худо ли жить, хорошо ли и как сделать, чтобы жилось лучше,- это забота политиков и критиков" (Книжки Недели.- 1891.- No IV.- С. 189). Он высоко оценил Чехова, якобы свободного от "направленства" (Север.-1892.- No 15.- 12 апр.), разойдясь здесь с Н. К. Михайловским, сетовавшим на недостаточно выявленную авторскую идею в его творчестве. Д. утверждал, что "Чехов занимает бесспорно первое место среди своих сверстников. Его слог сжат и образен, идеи ясны, настроение цельно. Чехов не только художник и наблюдатель, но и мыслитель" (Там же.- Стлб. 791). В вышедшей после смерти Чехова статье Д. указывает на созданный им психологический портрет "испуганного поколения 80-х годов", вписанный в "образ пореформенной, пореволюционной, уставшей от напряжения России" (Русский вестник.- 1904.- No 9.- С. 86-91). Д. писал также о творчестве К. С. Баранцевича (Неделя.- 1884.- No 9), И. Н. Потапенко, в котором увидел "объективный" талант, выделив в особенности рассказ "На действительной службе" (Книжки Недели.- 1891.- No IV). Анализировал творчество Козьмы Пруткова (Неделя.- 1884.- No 9.- 26 февр.). Д.- художественному критику принадлежит интересный очерк "Киевский Владимирский Собор и его художественные творцы" (М., 1901), где он рассказал о А. В. Прахове, В. М. Васнецове, П. А. Сведомском, В. А. Котарбинском, М. В. Нестерове, создававших живопись храма, в которой подчеркивал национальное своеобразие: "Пока искусство не стало на национальную почву,- нет искусства" (С. 35). Д. защищал достоинства панно М. А. Врубеля "Принцесса Греза" и "Богатырь", вступив в полемику с М. Горьким (Неделя.- 1896.- 1 сент.).
   В публицистике Д., помимо вышеназванных путевых очерков, выделяются "Школьные воспоминания", где он стремится выявить пороки школьной системы, формирующей современное "хворое" поколение. Тема воспитания личности является центральной и в рассказах Д., и в его повести "Сашенька", в которой ставится актуализировавшаяся на рубеже 80-90 гг. проблема "отцов" и "детей" применительно к новым поколениям (см. статью Н. К. Михайловского "Об "отцах и детях" и о г. Чехове" и др.).
   Главный герой повести, студент Александр Кирпичев (Сашенька), своей молчалинской беспринципностью и житейским прагматизмом противопоставлен родителям-"отцам", чье догматичное поклонение идеям 60 гг. изображено иронично. Сатирические краски, однако, не единственные в образе героя, в третьей части повести Сашенька, косвенно виновный в гибели двух человек (один из них - сокурсник-террорист, тщетно искавший у Сашеньки убежища), испытывает угрызения совести и ищет утешения в толстовских идеях всепрощения. Авторской концепции интересно задуманного характера не хватает определенности. История Сашеньки дана на фоне колоритных зарисовок петербургской и провинциальной жизни (светские гостиные, студенческие аудитории, рестораны и т. д.). Повесть вызвала многочисленные и разноречивые отзывы в критике (см.: Русская мысль.- 1892.- No X; Северный вестник.- 1892.- No 12; Наблюдатель.- 1893.- No 3, и др.). Популярность повести в 90 гг. отмечал М. Горький: "Часть молодежи увлекалась железной логикой Маркса, большинство ее жадно читало роман Бурже "Ученик", Сенкевича "Без догмата", повесть Дедлова "Сашенька" и рассказы о "новых людях",- новым в этих людях было резко выраженное устремление к индивидуализму. Эта новенькая тенденция очень нравилась, и юношество стремительно вносило ее в практику жизни, высмеивая и жадно критикуя "обязанности интеллигенции" решать вопросы социального бытия" (Горький М. Время Короленко // Собр. соч.: В 18 т.- М., 1963.- Т. 18.- С. 164).
  
   Соч.: Варвар. Эллин. Еврей Современные характеристики.- Спб., 1895; Панорама Сибири.- Спб., 1900; Лес. Двадцать пять тысяч // Писатели чеховской поры. Избр. произв. писателей 80-90-х гг.: В 2 т. / Вступ. ст., сост. и коммент. С. В. Букчина.- М., 1982.- Т. 2.
   Лит.: Арсеньев К. Модная форма беллетристики // Вестник Европы.- 1889.- No 4; Коробчевский Д. Отцы и дети нашего нервного века // Книжки Недели.- 1893.- No III; Букчин С. В. Дорогой Антон Павлович... Очерки о корреспондентах А. П. Чехова.- Минск, 1973. (глава "Где теперь Дедлов?").
  

А. И. Запольская

   Источник: "Русские писатели". Биобиблиографический словарь.
   Том 1. А-Л. Под редакцией П. А. Николаева.
   М., "Просвещение", 1990
   OCR Бычков М. Н.

Другие авторы
  • Зарин Ефим Федорович
  • Бальмонт Константин Дмитриевич
  • Туманский Василий Иванович
  • Мейхью Август
  • Андрусон Леонид Иванович
  • Дрожжин Спиридон Дмитриевич
  • Радклиф Анна
  • Казанович Евлалия Павловна
  • Шатров Николай Михайлович
  • Дмитриева Валентина Иововна
  • Другие произведения
  • Миллер Федор Богданович - Миллер Ф. Б.: Биографическая справка
  • Иванов Вячеслав Иванович - Михайловский Б. Иванов В. И.
  • Лесков Николай Семенович - Карикатурный идеал
  • Вересаев Викентий Викентьевич - Исанка
  • Гаршин Всеволод Михайлович - Аttalea princeps
  • Федоров Николай Федорович - Мефистофель, как выразитель "светской культуры"
  • Катков Михаил Никифорович - О нашем нигилизме по поводу романа Тургенева
  • Аксаков Константин Сергеевич - Публика и народ
  • Григорьев Аполлон Александрович - Краткий послужной список на память моим старым и новым друзьям
  • Лесков Николай Семенович - Штопальщик
  • Категория: Книги | Добавил: Ash (11.11.2012)
    Просмотров: 334 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа