Главная » Книги

Лавров Петр Лаврович - Статьи, Страница 4

Лавров Петр Лаврович - Статьи


1 2 3 4

двенадцатью учениками Иисуса Христа, которых якобы сам он избрал для проповеди его учения. От имени этих апостолов и их учеников написаны евангелия - сказания о жизни Иисуса Христа, деяниях апостолов и их учении; евангелия входят в Новый завет, христианскую часть Библии.
   68 Имеются в виду содержащиеся в самой ранней из книг Нового завета - в Откровении Иоанна (Апокалипсисе) - проповеди решающей битвы Христа с Антихристом (под которым понимался в данном случае римский император Нерон), близкого конца света, второго пришествия Иисуса Христа, страшного суда и наступления тысячелетнего царства божия на земле (потому тысячелетнего, что именно столько времени побежденный Антихрист будет находиться в заключении, после чего будет сброшен в огненное озеро). Таким образом, первоначальное христианство, содержавшее идеи отказа от собственности и равенства всех людей перед богом, "хотело осуществить социальное переустройство не в этом мире, а в мире потустороннем, в вечной жизни после смерти, в "тысячелетнем царстве", которое должно-де было наступить в недалеком будущем" (Маркс К. и Энгельс Ф.- Соч.- Т. 22.-С. 467-468).
   69 Богомилы (в тексте "Вперед!" - богумилы) - от имени монаха Богомила, религиозная секта, возникшая в Болгарии в X в. и распространенная в XI в. в Сербии, Хорватии и некоторых других странах. В религиозной ереси богомилов отразился протест крепостных крестьян и городской бедноты против феодального гнета. Табориты - радикально-демократическое крыло антифеодального гуситского (от имени Я. Гуса) движения XV в. Толковали "тысячелетнее царство божие на земле" как царство всеобщего равенства, отрицали церковные таинства, католический культ, а некоторые - христианские святыни и обряды вообще. Гернгутеры (от названия местечка Гернгут в Саксонии) - религиозно-общественное движение, начало которому положила часть мирной коммунистической секты чешских (богемских) братьев, бежавших в 1722 г. в Гернгут от преследования австрийского правительства. Общины гернгутеров распространились в Латвии, Эстонии, Северной Америке. Квакеры - английская религиозная секта XVII в. Отвергали официальную церковь с ее духовенством, таинствами и обрядностью; соединившись в демократические общины верующих с выборными должностными лицами, не платили церковной десятины, отрицали насилие и войны, проповедовали и практиковали воздержанный образ жизни. Представители всех этих социально-религиозных течений и групп стремились истолковать отдельные положения христианства в духе уравнительного коммунизма, что и дало основание Лаврову назвать их далее религиозными социалистами. Противоречивость и тупиковый характер этой формы духовных исканий и социальной практики были раскрыты Лавровым еще в статье 1861 г. "Анабаптисты или перекрещенцы", напечатанной в "Энциклопедическом словаре..." (см.: Лавров П. Л. Собр. соч.- Серия V. Статьи по истории религии.- Вып. 1.- Пг., 1917.- С. 247-271).
   70 Буллы (лат. - шар) - наиболее важные акты римских пап, в средние века скреплялись металлической круглой печатью (отсюда название). Речь идет о реформаторской деятельности Гильдебранда, фактически правившего при нескольких папах, в том числе и при Александре II (в тексте "Вперед!", вероятно, опечатка: Александр III), а затем ставшего папой под именем Григория VII. В стремлении поднять авторитет церкви и утвердить первенство духовной власти над светской Григорий VII выступал против продажи церковных должностей (симонии), за установление безбрачия духовенства (целибата), за назначение служителей духовенства папой, а не светскими властями, за установление аскетического режима в монастырях и т. д. Эти реформы проводились им под флагом установления "царства божия" на земле - в виде всемирной республики под властью церкви (теократии), что привлекало значительные массы верующих крестьян и горожан, которым папа шел на уступки, чтобы обеспечить себе успех в борьбе с императорами, королями и другими правителями государств в Европе XI в. (так, например, Григорий VII разрешал вассалам не подчиняться своим феодалам, освобождал их от присяги государям, если те шли против папы). На деле все эти реформы вели но к ослаблению, а к укреплению феодального строя.
   71 Фактически монастыри были крупными собственниками; монастырская собственность была разновидностью феодальной собственности.
   72 Имеется в виду общественный строй феодальных государств Византийской (Восточно-Римской) империи IV-XV вв., в которых христианское православие было государственной религией, не имевшей, однако, единого главы, как в католицизме.
   73 Иезуиты - члены католического монашеского ордена, созданного в 1534 г. и служившего орудием папы римского в борьбе с Реформацией. В XVII в. в Парагвае было основано иезуитами государство-колония, просуществовавшее около 160 лет. По сущности своей оно имело рабовладельческий характер, но было прикрыто тогой своего рода "монастырского коммунизма".
   74 В 1371 г. в г. Сиене (Италия, область Тоскана) произошло первое в истории значительное выступление предпролетариата против молодой буржуазии.
   75 Речь идет о восстании чомни (чесальщиков шерсти) во Флоренции в 1378 г., образовавших свое правительство. Восстание было подавлено.
   76 Это не совсем так; достаточно указать на христианские лозунги правительства чомни во Флоренции, носившего название "Восьми святых божьего народа".
   77 Лоди и Алессандрия (у Лаврова - Александрия) - города-крепости в Северной Италии. Старый Лоди был разрушен миланцами в XII в., новый Лоди покорен ими в 1416 г., Алессандрия - в 1522 г.
   78 Жакерия (от клички "Жак-Простак", данной крестьянам дворянами) - крупное крестьянское антифеодальное восстание 1358 г. во Франции. Не имевшее единого центра и не получившее достаточной поддержки в городах, было жестоко подавлено.
   79 Провинции Франции.
   80 Речь идет о крестьянских движениях: 1476 г. в Центральной Германии под воздействием народного проповедника Ганса Бёхайма (Ганса Дударя), арестованного и сожженного вюрцбургским епископом, и конца XV - начала XVI вв. в Юго-Западной Германии тайных крестьянских союзов "Башмак" и "Бедный Конрад", ставших прелюдией Великой Крестьянской войны в Германии 1524-1526 гг.
   81 Характеристика крестьянского движения в Германии XV-XVI вв. как реакционного содержалась в письме Ф. Лассаля к К. Марксу и Ф. Энгельсу от 27 мая 1859 г. по поводу исторической драмы Лассаля "Франц фон Зиккинген". Замечание Лаврова о позиции Лассаля дает основание заключить о возможном его знакомстве с перепиской Лассаля с Марксом и Энгельсом по этому поводу.
   82 Выступая за немедленное уничтожение строя эксплуатации и неравенства и установление "царства божьего" на земле, вождь и идеолог крестьянско-плебейских масс в Реформации и крестьянской войне 1524-1526 гг. в Германии Томас Мюнцер, по словам Энгельса, понимал под ним "не что иное, как общественный строй, в котором больше не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти" (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.- Т. 7.- С. 371).
   83 Священное писание - по религиозному вероучению, книги, написанные по внушению самого бога. В христианстве обычно священным писанием называется Библия.
   84 Под именем моравских братьев здесь и далее по тексту статьи Лавров объединяет два рода религиозных сектантских общин, различающихся в современном религиоведении, но имеющих и ряд общих характеристик: проповедь возврата к принципам первоначального христианства, стремление к коммунистической организации потребления и отчасти труда, отрицание официальной церкви и т. п., а также то, что они находились на территории Моравии (часть Чехии), что их члены называли себя "братьями". Собственно моравские братья представляли собой часть чешских братьев, находившихся на территории Моравии; их организации возникли одновременно с организациями богемских братьев в Чехии в XV в., после поражения таборитов и вообще гуситского движения, на идейной основе антифеодального утопического учения чешского мыслителя Петра Хельчицкого (ок. 1390 - ок. 1460). В результате гонений и внутренней эволюции чешские братья к началу XVII в. растеряли свой первоначальный радикализм. Гутериты же (в тексте "Вперед!" - гуттериты) - одна из сект анабаптистов (от греч.- вновь погружаю, т. е. крещу вторично, отсюда и иное еще название анабаптистов - перекрещенцы), приверженцев крестьянско-плебейской ереси, возникшей в Швейцарии и Германии в XVI в. во время Реформации и крестьянской войны под воздействием проповеди Т. Мюнцера. Поселения анабаптистов начали появляться в Моравии в 1527 г.; их образовывали беженцы из Южной Германии, приток которых усилился особенно с 1529 г., когда принадлежностъ к анабаптистам в Германии стала караться смертной казнью. В 1533 г. эти общины возглавил организатор переселения анабаптистов из Тироля Яков по прозвицу Гутер, покончивший с разногласиями и раздорами среди членов общин и вернувший их к коммунистическим принципам. С этого времени общины анабаптистов, назвавших себя гутеритами, получили значительное развитие - как при жизни Гутера, так и после его смерти (он был сожжен в 1536 г. в Инсбруке) - несмотря на постоянные гонения, пока они не были (в начале XVII в.) изгнаны из Моравии и рассеялись по всему свету.
   85 Эти хронологические указания - явное свидетельство того, что речь идет не о гутеритах.
   86 Архимандрит (от греч.- старший над оградой, т. е. монастырем) - настоятель (глава) монастыря или монашеской общины. Лавров русифицирует название должности, обозначающей главу общины у гутеритов,- им был епископ.
   87 Книга Бытия, или Первая книга Моисеева. Бытие - первая книга Ветхого завета, который вместе с евангелиями (книгами Нового завета) составляет текст Библии.
   88 Заповеди, или Десятисловие, декалог (от греч.- десять слов, поучений) - десять морально-правовых правил, изложенных в первых пяти книгах Ветхого завета (Пятикнижие Моисея); переданы якобы богом Моисею на горе Синай. Первые четыре - культовые предписания (требование единобожия, запрещение поклонения другим богам, упоминания всуе имени бога и требование соблюдения субботы), остальные - нравственные (требование почитания родителей, запрещение убийства, разврата, воровства, клеветы, зависти).
   89 Эту задачу Лавров осуществил в третьем из очерков "Из истории социальных учений", называвшемся "Политические метафизики" (см. Лаврова Л. Избр. соч.- Т. 2.- С. 159-180).
   90 Впервые напечатано в газете "Вперед!" No 23, Лондон, от 3(15) декабря 1875 г., без подписи в качестве передовой статьи (стлб. 705-714). Заголовок - в перечне материалов номера газеты. Данная статья вошла в издание; Лавров П. Л. Избр. соч.- Т. 4.- М., 1935.- С. 185-193. В настоящем сборнике воспроизводится по тексту газеты "Вперед!".
   91 Речь идет о проповеди виленского городского раввина ("благочестивого еврея") против революционной пропаганды в защиту царского престола. В ней содержался призыв к единоверцам доносить на революционеров властям. Текст проповеди был помещен в статье "Косвенный продукт правительственной паники" в газете "Вперед!" (No 18.- Стлб. 564-566).
   92 В No 21 "Вперед!" за 1875 г. (стлб. 660) сообщалось о проповеди литовского митрополита Иосифа. Против "пропагандистов" выступил также со "словом" в Виленском кафедральном соборе 26 августа 1875 г. ректор Литовской духовной семинарии архимандрит Августин (Андрей Гуляницкий). Его "слово" под названием "Коммунизм и социализм" в том же году было перепечатано в реакционной газете "Домашняя беседа для народного чтения", издававшейся "добровольцем сыска" В. И. Аскоченским (No 44).
   93 "Московские ведомости" - газета, являвшаяся в это время рупором наиболее мракобесных сил российского общества. Неслучайно и опубликование в ней "Слова..." протоиерея А. И. Ключарева (позднее архиепископ Амвросий), направленного против социалистической пропаганды.
   94 Журнал "Православное обозрение" не раз выступал в 70-х гг. "по социалистическому вопросу". Был ли No 10 этого журнала за 1875 г. доставлен Лаврову "сочувствующими" ему читателями, неизвестно. В этом номере было напечатано окончание (начало - в No 9) статьи протоиерея А. М. Иванцова-Платонова "Христианское учение о любви к человечеству сравнительно с крайностями учений социалистических".
   95 Ряса - верхняя одежда христианских священнослужителей, которую они носят вне богослужения. Одежда эта считается священной.
   96 Отцы церкви - христианские писатели II-VIII вв., создавшие догматику и организацию христианской церкви. В католицизме это прежде всего Амвросий Медиоланский, Августин, Иероним, Григорий I Великий, в православии - Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Назианзин (Григорий Богослов), Иоанн Златоуст.
   97 Имеется в виду Великая Французская революция конца XVIII в.
   98 Произведение Э. Кабе "Истинное христианство согласно Иисусу Христу" вышло в 1846 г.
   99 Имеется в виду "Новое христианство" (1825) А. де Сен-Симона. Возможно, что Лавров, упоминая сенсимонистов, имеет также в виду издававшиеся ими книги под названием "Религия сенсимонизма".
   100 "Евангелие бедного грешника" В. Вейтлинга опубликовано в 1845 г.
   101 Ф. Бюше пропагандировал идеи христианского социализма в 1830-1840-х гг. в ряде рабочих обществ (так называемая новая католическая школа и др.), а также во французских журналах "Европеец" и "Ателье".
   102 Под рабочим социализмом, опирающимся на "чисто экономическую почву", Лавров имеет в виду прежде всего учение К. Маркса и Ф. Энгельса и деятельность их сторонников.
   103 Черная смерть - эпидемии чумы в средневековой Европе, уносившие многие тысячи жизней.
   104 Сочинение Платона, изображавшее идеальное общество, называлось не "Республика" (как у Лаврова), а "Государство".
   105 Здесь сопоставляются Ж.-Ж. Руссо, А. И. Герцен и Вольтер - авторы последовательно названных сочинений.
   106 В "Духе христианства" (1802) Ф. Шатобриан пытался доказать, что все достижения цивилизации коренятся в христианстве.
   107 Зелоты - социально-политическое и религиозное течение, сложившееся в Древней Иудее во второй половине I в. до н. э. Выступали против Римского владычества и местной иудейской знати, шедшей на компромисс с Римом. Приняли активное участие в иудейской войне 66-73 гг., оказали влияние на бунтарские настроения в среде первоначальных христиан.
   108 Николаиты - христианские секты и течения разных времен, обвинявшиеся их противниками в блуде и прелюбодеянии. Здесь имеется в виду раннехристианская секта на Ближнем Востоке, которой приписывалась общность жен.
   109 Гностики - представители религиозно-теософского течения поздней античности. Эклектически соединяли идеи античной философии с представлениями восточных религий. Признавали наличие совершенного божества, между которым и греховным материальным миром имеются промежуточные существа - эоны. К эонам ими относился и Иисус Христос.
   110 Имеется в виду Иоанн Богослов.
   111 Сесть одесную Христа - значит сесть от него по правую руку, быть оправданным, обрести от него милость.
   112 Василидиане - последователи Василида, египетского гностика II в. н. э.
   113 Огдоас - по-гречески число 8, имевшее мистическое значение, София - мудрость мира, Демиург - творец видимого мира у гностиков.
   114 Император Константин I, еще не приняв христианство, руководил деятельностью Никейского вселенского собора 325 г., на котором Иисус Христос был признан богочеловеком.
   115 Имеется в виду деятельность по систематизации и догматизации христианского вероучения отцами церкви после Никейского вселенского собора.
   116 Фиваида - одна из областей Древнего Египта (центр - Фивы), на востоке которой, в пустыне, поселялись первые христианские отшельники.
   117 Напечатано в газете "Вперед!" No 44 от 1 ноября 1876 г. в качестве передовой статьи, без подписи. Заголовок указан в перечне содержания номера. Статья перепечатывалась в сб. "Вопросы научного атеизма" (Вып. 17.- М., 1975). В настоящем издании воспроизводится по тексту газеты "Вперед!".
   118 См. "Социализм и историческое христианство".
   119 Молокане (в тексте "Вперед!" - малакане) - одна из разновидностей так называемого "духовного христианства", выступавшего за очищение божественной "духовной истины" от "мертвящего обрядоверия". "Духовные христиане" требовали почитания человека, поскольку именно в нем обитает "дух божий". Молокане появились в России в конце 60-х гг. XVIII в., они отрицали православную церковную иерархию, монашество, иконы, мощи святых. Царизм преследовал молокан, как и другую разновидность "духовных христиан" - духоборцев (духоборов). В представлениях духоборцев отразились утопические надежды крестьян на возможность установления справедливого общежития, которое они пытались воплотить в жизнь, обобществляя имущество, строя быт на коллективистских, общинных началах. Бегуны (бегунский, страннический толк) - течение в беспоповском старообрядчестве. "Спасение души" для бегуна - это "вечное странство". Штундисты - сектантское течение, появившееся в России после крестьянской реформы 1861 г. в результате деятельности протестантских проповедников. Штундисты отвергали православную церковь, некоторые из них, осуждая "мироедство", создавали в общинах кассы взаимопомощи, занимались благотворительностью. Молчальники и не-наши - названия сект, не получивших в России XIX в. значительного распространения. В журнале "Вперед!" (1874.- Т. III.- Отд. II) была опубликована (без подписи) большая статья Г. А. Лопатина, помеченная: "Иркутск, февраль 1874 г.",- очерк о сектантах "не-наших", с которыми он познакомился в иркутском остроге. В очерке упоминалась статья из "Санкт-Петербургских ведомостей", в которой сообщалось о суде. в Саратове над сектантами-молчальниками.
   120 Вероятно, Лавров имеет здесь в виду среди прочих и С. М. Степняка-Кравчинского, который пытался в своих революционно-пропагандистских брошюрах соединить социалистическое содержание с религиозными формами. Говоря далее о мистической проповеди "богочеловеков", Лавров имеет в виду деятельность А. К. Маликова и его последователей. Основатель этой "новой религии" Маликов, выпускник Московского университета, привлекавшийся в 1866 г. по каракозовскому делу (в апреле 1866 г. студент Д. Каракозов совершил неудачное покушение на Александра II, был арестован и казнен), после отбытия ссылки на севере поселился в Орле, где и стал вести пропаганду своих идей. Их суть: никакая революция не может улучшить отношений между людьми, не может этого сделать и христианство. Все лучшие качества бога и человека сосредоточивают в себе сами верующие, которые и есть "богочеловеки"; их отношения основываются на взаимной любви и полном доверии. "Новая религия", призванная доставить счастье "не только пролетариату, но и имущим классам", дает возможность мирным путем достигнуть состояния "богочеловечества". Под влияние этих идей подпали некоторые участники революционного движения периода "хождения в народ" - Н. Чайковский, Д. Антов, Н. Тегогов и др. Лаврова возмущала проповедь "богочеловеков". Не случайным было и появление в No 41 газеты "Вперед!" (стлб. 562) таких слов в одной на статей: "Русской молодежи, унаследовавшей скептицизм XVIII века, вышколенной материалистической проповедью Герцена и Чернышевского, в последнее время впитавшей в себя всеми порами позитивизм Конта и философию фатального развития Спенсера как будто угрожал припадок самой жалкой и отсталой метафизической мистики, и притом в форме, которая должна была побудить молодежь бросить начавшуюся борьбу за народ, начавшуюся агитацию в народе для насильственного завоевания лучшего будущего. К счастью, припадок оказался очень легким. Русская молодежь осталась в огромном большинстве верна своей традиции и не захотела "вскрывать божественную сущность" в жандармах и биржевиках" (Цит. по: Лавров П. Л. Народники-пропагандисты...- С. 263). Не случайно и последовавшее через несколько лет острое выступление Лаврова против аналогичных "богочеловечеству" взглядов В. Фрея (см.: Лавров П. Л. Философия и социология.- Т. 2.- С. 630, 635). Впрочем, еще в 1874 г. в примечании к анонимной статье "Письмо коммуниста", присланной (В. Фреем) из Канзаса (США) и опубликованной в т. III "Вперед!", Лавров писал: "Мы высказали наше мнение о религиозном социализме вообще (имеется в виду статья "Христианские социалисты", напечатанная в т. I "Вперед!".- А. В.) и в христианском предании не можем видеть никакого подготовления к реальным вопросам современного социализма. Авторы Нового завета, влагая легендарные изречения в уста мифического Христа, имели в виду не реальные блага человечества, не борьбу с реальным злом реальными средствами, а царство "не от мира сего", до которого нет ни малейшего дела современным борцам за справедливость.- Это примечание относится и к некоторым другим выражениям автора относительно христианства и его Мессии, выражениям, в которых мы с автором, к сожалению, согласиться не можем" (Вперед! - Т.III,- С. 128).
   121 Имеется в виду Иисус Христос.
   122 Пиетизм - здесь: противостоящее ортодоксальному протестантизму мистическое течение конца XVII - начала XIX в., ставившее религиозное чувство выше религиозных догматов. "Подражание Христу" - анонимное произведение христианской литературы, написанное не позже 1418 г.; своего рода популярно изложенный моральный кодекс христианства в духе аскетизма; предполагаемый автор - Фома Кемпийский (1379-1471). "Часы благоговения" - книга сентиментальных религиозно-нравственных бесед немецкого писателя Генриха Цшокке (1771-1848), впервые изданная в 1808-1816 гг. Неоднократно выходила в русском переводе (Часы благоговения для споспешествования истинному христианству и домашнему богопочитанию.- 6 ч.- Спб., 1834 и др. изд.).
   123 Пелагиане - течение в христианстве, возникшее на рубеже IV-V вв. и названное по имени его основателя английского монаха Пелагия. Тяготевшее к античной философии, учение пелагиан связывало спасение со "свободой выбора" человека, а не с божественной благодатью. Поэтому оно было встречено в штыки ортодоксальной христианской идеологией.
   124 Переднеазиатская богиня - Астарта, которую, вероятно, и имеет в виду Лавров, олицетворяла крайние формы аскетических вероучений. Аскетизм проповедовали и киники - школа, основаная древнегреческим философом Антисфеном (IV в. до н. э.). В учении киников, отвергавших религиозные культы, отразились настроения низов современного им общества, их протест против богатства, благ цивилизации, чувственных удовольствий.
   125 "Золотая легенда" - собрание фантастических жизнеописаний святых католической церкви, составленное архиепископом генуэзским Яковом из Ворагина (1230-1298). "Патерики" - сборники дидактических новелл об аскетических подвигах христианских монахов, содержавшие их нравоучительные изречения; были распространены в византийской и римско-католической литературе начиная с IV в.
   126 Киевопечерский отшельник - монах монастыря, основанного в Киеве в 1051 г. при Ярославе Мудром (978-1054). В 1598 г. церковь присвоила монастырю наименование Киево-Печерской лавры. "Ангельский чин" - один из высших чинов в иерархии монашества.
   127 В тексте "Вперед!" опечатка: "Часы благословения".
   128 В кавычках (источник цитаты не установлен) Лавров передает суть учения "рабочего социализма", как он себе его представлял.
   129 Хлысты, они же христововеры, "люди божьи" - одна из форм старого русского сектантства. Возникла во второй половине XVII в. среди оброчных крестьян центральных губерний. Выражает протест крестьянства против помещиков и православного духовенства, отличается крайним аскетизмом и мистицизмом; во время молений занимались самобичеванием, отсюда и название. Спиритизм - вера в посмертное существование душ умерших и возможность непосредственного контакта с ними.
   130 Продолжения статьи не последовало, вскоре газета "Вперед!" прекратила свое существование.
   131 Опубликовано в 1882 г. в журнале "Устои" (No 12.- С. 100-143) с подзаголовком: "Отрывок из "Очерка развития науки о верованиях"; подпись: П. М. Печаталась в издании: Лавров П. Л. Собр. соч. Серия V. Статьи по истории религии.- Вып. I.- Пг., 1917.- С. 166-207. Отрывки из статьи в настоящем сборнике перепечатываются из журнала "Устои". Что касается упомянутого в подзаголовке "Очерка...", то работа Лаврова с таким названием неизвестна.
   132 Метафизика - здесь, как обычно у Лаврова, в смысле: умозрительная теория, оторванная от науки, внеопытная философия.
   133 Под антропологией здесь имеется в виду не особого рода философия, но учение о человеке на ранних стадиях его становления, включающее в себя ряд научных дисциплин, таких, например, как этнография.
   134 Патриотическая литература, патристика - совокупность учений христианских писателей II- VIII вв., так называемых отцов церкви. Схоластика - средневековая философия в Западной Европе XI-XIV вв., ставившая задачей дать теоретическое обоснование христианско-католическому религиозному мировоззрению.
   135 Брахманизм (у Лаврова - брахматизм) - религия в Древней Индии (от имени божества Брахмы), послужившая одним из источников буддизма.
   136 Учение Гегеля Лавров обыкновенно называл гегелизмом; здесь имеются в виду левогегельянцы, иначе называемые младогегельянцами, те ученики Гегеля, которые пытались делать из его философии атеистические и революционные выводы.
   137 Ревивали - течение в протестантизме, боровшееся за "духовное возрождение" посредством усиления религиозности. Характерно для ряда религиозных группировок, в частности и в особенности для методистов, стремившихся реформировать англиканскую церковь, повысить интерес масс к религии. Сведенборгизм - учение шведского естествоиспытателя и философа-мистика Э. Сведенборга (1688-1772), проповедовавшего теософское учение о точном соответствии земных и потусторонних явлений. Мормонизм - идеология религиозной секты, возникшей в 1830 г. в США. Ее основатель Дж. Смит опубликовал так называемую "Книгу Мормона" - историю будто бы существовавшей в Америке колонии "иерусалимских израильтян", которым Иисус Христос дал свое учение, записанное пророком Мормоном на медных скрижалях.
   138 Амулет - предмет, которому приписывается сверхъестественная магическая сила, способность предохранять владельца от несчастий. Вера в амулеты восходит к первобытному фетишизму и магии. Каббала - религиозно-мистическое учение, допускающее переселение душ, смыкающееся с магией.
   139 Речь идет об "Энциклопедии" (полное название: "Энциклопедия, или Систематический словарь наук, искусств и ремесел"), выходившей в 1751-1780 гг. в Париже и Амстердаме под руководством французских просветителей Д. Дидро и Ж. Д'Аламбера.
   140 Речь идет о Великой Французской революции конца XVIII в.
   141 Первая империя - империя Наполеона I Бонапарта; Священный союз, имевший крайне реакционные цели, был заключен в сентябре 1815 г. между Австрией, Пруссией и Россией после вторичного отречения Наполеона I.
   142 Эклектики - здесь: школа французских философов 20-х гг. XIX в.; наиболее видный представитель - Виктор Кузен (1792-1867).
   143 Имеется в виду первое десятилетие правления короля-буржуа Луи Филиппа.
   144 "Буря и натиск" - литературно-общественное антифеодальное движение в Германии 1770-х годов (И.-В. Гете, Ф.-М. Клингер, драма которого дала название движению, Г.-Л. Вагнер, Г.-А. Бюргер, Ф.-Д. Шуберт и др.), проникнутое духом мятежного бунтарства против аристократической культуры, буржуазного демократизма и культа индивидуализма "бурных гениев". Наибольшее выражение движение "буря и натиск" получило в драматургии, оказав влияние на творчество Ф. Шиллера 1780-х годов.
   145 Милитаризм - здесь в смысле завоевательской, захватнической политики. Политику австрийского канцлера Меттерниха отличали хитрость и коварство.
   146 Герои одноименных произведений Гете и Байрона.
   147 Лавров не вполне точен. Литературно-философский журнал "Немецкий ежегодник" (полное название: "Немецкий ежегодник по вопросам науки а искусства") издавался А. Руге в Лейпциге (Саксония) с 1841 по 1843 г., как продолжение издававшегося с 1838 г, в г. Галле (Пруссия) "Галльского ежегодника по вопросам немецкой науки и искусства". "Немецко-французский ежегодник" начал издаваться в 1844 г. в Париже К. Марксом и А. Руге. Вышел только один сдвоенный номер в феврале 1844 г. Продолжения не было из-за принципиальных разногласий К. Маркса с буржуазным радикалом А. Руге.
   148 Имеется в виду работа К. Маркса "Нищета философии. Ответ на "Философию нищеты" г-на Прудона" (1847), одно из первых произведений зрелого марксизма. "Манифест Коммунистической партии" Маркса и Энгельса был издан в 1848 г.
   149 Далее Лавров подробно излагал воззрения Фейербаха, Конта и Прудона на религию.
  

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
Просмотров: 591 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа