Главная » Книги

Некрасов Николай Алексеевич - Комментарии ко второму тому Полного собрания сочинений, Страница 8

Некрасов Николай Алексеевич - Комментарии ко второму тому Полного собрания сочинений


1 2 3 4 5 6 7 8

ин-та, 1961, вып. IX, с. 55; АсК, с. 101-102; Звенья, VIII. М., 1950, с. 294, а также: Мельгунов Б. В. "Путь далек до Киева" (об одном из ярославских знакомых Некрасова). - В кн.: Влияние творчества Н. А. Некрасова на русскую поэзию, Ярославль, 1978, с. 156-160). Экспромт произнесен в связи с переводом управляющего Питейно-акцизным управлением Ярославской и части Вологодской губернии А. Д. Дмитриева на такую же должность в Киев приказом министра финансов от 11 октября 1866 г. Вступил в должность 23 сентября 1866 г. (Вести, финансов, 1866, N 43, с. 813). Дата устанавливается по этому документу.
   Андрей Станиславович Петровский - преподаватель естественных наук в ярославском Демидовском юридическом лицее.
  
   Коли дурен спич... - Ср. в стихотворения "Н. Ф. К.рузе" (1858);
  
   В стране бесправия, невежества и дичи
   Не часто говорить приходится нам спичи.
  
   Позабудешь дичь! - Здесь каламбур. Сталкиваются два значения слова "дичь": мясо диких птиц и вздор, нелепые разговоры.
  

ПЕСНИ

  
   Печатается по Ст 1873, т. II, ч. 4, с. 178-186.
   Впервые опубликовано: "Сват и жених" - ОЗ, 1868, N 4, с. 531- 532, с подписью: "Н. Некрасов"; "Гимн" - ОЗ, 1868, N 12, с. 322, с подписью: "Н"; остальные три песни - Ст 1869, ч. 4, с. 174-182, где они вместе с двумя ранее напечатанными составили единый цикл под общим названием "Песни" (перепечатано: Ст 1873, т. II, ч. 4).
   Автограф ст. 15-19 стихотворения "Катерина" - ИРЛИ, ф. 203, ед. хр. 11, л. 1.
   Датируется 1866 г. по Ст 1879.
  
   Первые четыре песни фольклорного характера. Однако, как писал Н. П. Андреев, это "не обработка непосредственно фольклорного материала, а самостоятельное творчество Некрасова в духе и стиле фольклора". Андреев особо выделяет "Катерину": "...песенность "Катерины" настолько велика, что стихотворение это стало действительно песней и вошло в широкий песенный обиход" (Андреев Н. Фольклор в поэзии Некрасова. - В кн.: Некрасов в русской критике. М., 1944, с. 162-163). Повторяя сюжет многих народных песен, "Катерина" в то же время полемична как по отношению к тем песням, где поется о женском терпении, так и по отношению к славянофильским концепциям, идеализировавшим его. Славянофил Т. И. Филиппов именно так истолковал старинную народную песню "Взойди, взойди, солнце, не низко, высоко..." (Рус. беседа, 1856, N 1, с. 88-91). С особым восторгом писал Филиппов о словах "Потерпи, сестрица! Потерпи, родная!". В противовес этому Некрасовым создана песня, рисующая образ задорной, бойкой женщины, смело нарушающей патриархальную заповедь (см.: Чуковский К. Собр. соч., т. IV. М., 1967, с. 501-503; Бухштаб В. К истории стихотворения Н. А. Некрасова "Катерина". -Некр. сб., I, с. 68-69, 86-101). Возможно, что песня направлена и против пьесы А. Н. Островского "Не так живи, как хочется" с ее славянофильскими иллюзиями о необходимости и благостности терпения. Критик Н. Н. Страхов объявил "Катерину" противоречащей мировоззрению народа (Страхов Н. Заметки о Пушкине и других поэтах. СПб., 1888, с. 136). Однако Некрасов, создавая "Катерину", исходил из народного творчества в той его части, где рисуется активный, волевой характер. "Жажда личного счастья, желание любить не по указке других, не по предписанию родителей, церковных и гражданских законов, а по собственной воле и выбору, - вот основной мотив не только любовной, но и семейно-бытовой лирики" {Розанов И. Н. Борьба с "Домостроем" в народной лирике. - В кн.: Проблемы реализма в русской литературе XVIII века. М.-Л., 1940, с. 190).
   Отмечая связь стихотворения "Сват и жених" с пушкинским стихотворением 1833 г. "Сват Иван", К. Шимкевич указывал, что в рукописи стихотворения "Сват Иван" Пушкин нарисовал пьяного мужика с полуштофом и что этому рисунку у Некрасова соответствует примечание автора: "В кабаке за полуштофом" (см.: Шимкевич К. Некрасов и Пушкин. - В кн.: Пушкин в мировой литературе. М.-Л., 1926, с. 342). Как и Пушкин, Некрасов строит стих на основе "скороговорки балалаечного типа" (Эйхенбаум В. О поэзии. Л., 1969, с. 67). О соотношении стихотворений "Сват и жених" и "Сват Иван" см. также: Прийма Ф. Я. От Пушкина до Некрасова. - Некр. сб., IV, с. 36-37.
   Стихотворение "Гимн" Некрасов, очевидно, хотел противопоставить официальному русскому гимну. К. И. Чуковский отмечал, что первая фраза "Господь, твори добро народу" явно перефразирует "Боже, царя храни!" (см.: ПССт 1934-1937, т. II, кн. 2, с. 817).
   Неоднократно положены на музыку: "У людей-то в дому - чистота, лепота..." - А. П. Бородин, 1890; Ц. А. Кюи, 1902; "Катерина" - Ц. А. Кюи, 1902; "Молодые" - Ц. А. Кюи, 1902; Д. Г. Корнилов, 1904; А. С. Ильященко, 1911; "Сват и жених" - Э. Ф. Направник, 1889; Ц. А. Кюи, 1902; Н. И. Компанейский, 1909; Т. С. Сидо-ренко-Малюкова, 1964; "Гимн" - Ю. Д. Энгель; С. А. Гилев, 1911; М. А. Гольтинсон, 1912; А. Н. Чернявский, 1913).
  

IV

СВАТ И ЖЕНИХ

  
   Вожевата (диалектн.) - обходительная, приветливая, вежливая.
   Шедровита (диалектн.) - рябая лицом; употребляется также "шадровита". Во всех прижизненных изданиях было "шедровита"; это написание принимается в настоящем издании.
  

КОЛЛЕКТИВНОЕ

  

1856

  

"ЗА ТО, ЧТО ХОДИТ ОН В ФУРАЖКЕ..."

  
   Печатается по тексту первой полной публикации.
   Впервые опубликовано: ст. 1-8 - Новое время, 1880, 4 мая, N 1501, с. 3 (перепечатано: РА, 1884, N 5, с. 235; Докл. РБО, вып. 1, с. 13); полностью - Чуковский К. И. Социалист. -Известия, 1925, 30 авг., N 197, с. 6.
   В собрание сочинений впервые включено: ПССт 1927.
   Черновой автограф рукою Некрасова - ЦГАЛИ, ф. 338, оп. 1, ед. хр. 10, л. 1. Копия ст. 1-8 - в Экз. Ефремова 1861. Рукопись из бумаг А. Я. Панаевой, по которой К. И. Чуковский опубликовал стихотворение в 1925 г., не найдена.
   Черновой автограф показывает, что основным автором эпиграммы был Некрасов. Помещаем ее в отделе "Коллективное", основываясь на дневниковой записи А. В. Дружинина от 4 января 1856 г.: "Заезжал к Некрасову обедать и с ним вместе написал эпиграмму: "За то, что он ходил в фуражке"" (ЦГАЛИ, ф. 167, оп. 3, ед. хр. 108, л. 190).
   В эпиграмме выведен литературный критик Павел Васильевич Анненков (1812-1887). В кружке "Современника" любили потешаться над его чревоугодием (см. в т. I наст. изд. стихотворения "Признания труженика" и "Послание к Лонгинову"). Подмечали также, что Анненков любит попировать за чужой счет (в "Послании к Лонгинову": "...Анненков, чужим наполненный вином"). Ср. продолжение цитированной записи Дружинина: "Явился Анненков и изрек нечто неслыханное - позвал к себе обедать в воскресенье. Так и не сбылось сказание:
  
   И будем ждать мы с прежним нетерпеньем,
   Чтоб ты нам дал обед".
  
   Возможно, что эти два стиха относятся к наброскам комментируемой эпиграммы.
  
   И крепко бьет себя по ляжке... - Ср. в письме А. В. Дружинина к В. П. Боткину от 3 февр. 1856 г.: "Наш добрый Павел Васильевич, хлопавший себя по ляжкам так, что от этого происходило нечто вроде пистолетных выстрелов" (Письма к А. В. Дружинину. М., 1948, с. 45).
   ...все замашки Социалиста отыскал. - В 1846-1847 гг. Анненков в кружке Белинского нередко высказывал самые радикальные мысли. В те годы он встречался и переписывался с К. Марксом. Но "свободомыслие" Анненкова было весьма поверхностным. Уже в 1848 г. под впечатлением революционных событий во Франции Анненков отошел от своих прежних взглядов, став типичным либералом-постепеновцем.
   ...налегает он сугубо Па кухню Английского клуба. - Ср. в т. I наст. изд. на с. 132-134, 428, 618-619, 691 стихотворения "Признания труженика" и "Послание к Лонгинову" и комментарии к ним.
   И хоть трудится без оглядки, Но всюду сеет опечатки... - Речь идет об издании сочинений Пушкина (т. I-VII. СПб., 1855-1857), выходившем под редакцией Анненкова. Полиграфическое качество этого издания вызвало немало нареканий (см.: ПСС, т. X, с. 211; Панаева, с. 216).
   И в критиках своих загадки... - Ср. в письме И. И. Панаева М. Н. Лонгинову от 12 дек. 1859 г.: "...П. В. Анненков, написавший так много умных критических статей, которых смысл еще нигде до сих пор никто не разгадал..." (Некр. по мат. ПД, с. 240).
   Что может собственных Катонов И быстрых разумом Прудонов Российская земля рождать! - перепев заключительных строк 22-й строфы оды М. В. Ломоносова "На день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года". Отзвуком комментируемых строк Некрасова являются ст. 638-639 в его сатире "Недавнее время" (1871):
  
   Лезут на стену, корчат Катонов,
   Посевают идеи Прудонов.
  
   Катон Марк Порций Старший (234-149 до н. э.) и Катон Марк Порций Младший (95-46 до н. э.) - древнеримские государственные деятели, прославившиеся своим гражданским мужеством и принципиальностью убеждений. О Прудоне см. на с. 412 наст, тома комментарий к стихотворению "Газетная".
  

DUBIA

  

1856

  

МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ СВОЕМУ ЗОИЛУ

  
   Печатается по копии ЦГАОР.
   Впервые опубликовано: Прийма Ф. Я. Неизвестное стихотворение Н. А. Некрасова. - РЛ, 1963, N 1, с. 145.
   В собрание сочинений включается впервые.
   Автограф не найден. Копия П. В. Долгорукова - ЦГАОР, ф. 728, оп. I, ч. 2, ед. хр. 3120.
  
   Среди рукописных материалов, собранных в 80-е гг. прошлого века кн. А. Б. Лобановым-Ростовским, значатся копии следующих двух стихотворений: "Послание Н. А. Н. к Н. Ф. К." и "Молодое поколение своему Зоилу". Обе копии изготовлены собственноручно кн. П. В. Долгоруковым (1816-1868). Во второй из них вслед за заглавием рукою Долгорукова написано: "Стихи Н. А. Некрасова Булгарину".
   Первое из двух стихотворений под названием "Н. Ф. Крузе" хорошо известно нынешнему читателю, хотя при жизни Некрасова по цензурным соображениям оно не было напечатано. В полном виде по автографу стихотворение впервые было опубликовано лишь в 1927 г. (см. комментарий на с. 352 наст. тома).
   Что же касается стихотворения "Молодое поколение своему Зоилу", то автограф его остается неизвестным, и указанная выше копия П. В. Долгорукова (дата написания оригинала в ней не обозначена) является единственным документальным подтверждением принадлежности его Некрасову. Вопрос об авторе "Молодого поколения своему Зоилу" и времени написания стихотворения нуждается тем самым в дополнительном изучении.
   Стихотворение не могло быть написано ранее 1855 г., когда в связи с концом "мрачного семилетия" (1848-1855) становится реальной сколько-нибудь критическая оценка николаевского царствования (ср. "Было время...", "Но прошли времена..." и другие словесные формулы стихотворения).
   Наиболее позднее время создания стихотворения ограничивается датой смерти Булгарина - 1 сентября 1859 г. Впрочем, вряд ли оно могло быть написано позднее начала 1857 г., когда Булгарин из-за болезни отходит от активного сотрудничества в "Северной пчеле".
   Свидетельство П. В. Долгорукова о том, что стихотворение "Молодое поколение своему Зоилу" принадлежит Некрасову-; приобретает весомость серьезного аргумента. Дело в том, что во второй половине 1850-х гг. П. В. Долгоруков часто приезжал из своего имения в Тульской губернии и подолгу бывал в Петербурге, где, занимаясь разработкой проектов различных реформ, пытался организовать и возглавить блок либерального дворянства, противостоящий действиям консервативно настроенных дворян-"самодуров", упорно отрицавших необходимость каких бы то ни было реформ. Будучи автором известной "Российской родословной книги" (т. I-IV. СПб., 1854-1857), П. В. Долгоруков приобрел довольно широкую популярность и в литературных кругах. На основании сохранившейся переписки П. В. Долгорукова мы можем говорить о его близости к братьям Аксаковым, Н. Н. Боборыкину, А. В. Дружинину, К. Д. Кавелину, М. Н. Лонгинову. С. Д. Полторацкому, И. С. Тургеневу и другим русским литераторам. В октябре 1857 г. один из чиновников-осведомителей, донося в III Отделение о "вредных и преступных сочинениях" Некрасова, в качестве пропагандиста последних называл П. В. Долгорукова, "Сочинения эти <Некрасова>, - читаем мы в донесении, - мрачны, она доказывают в авторе меланхолию и неудовольствие ко всему его окружающему. Одно из стихотворений под названием "Ненависть" было читано наизусть на сих днях одним из обожателей Некрасова, молодым князем Долгоруким, находившимся в одном почтенном здешнем обществе среднего класса..." (ЛН, т. 53-54, с. 200), В конце 1858 г. П. В. Долгоруков передал Некрасову для напечатания в "Современнике" свой "Проект выкупа помещичьих крестьян" (см.: ЛН, т. 51-52, с. 233-238).
   Будучи представителем либерально-дворянской фронды 1850-1860-х гг., П. В. Долгоруков не мог, разумеется, в момент назревания революционной ситуации в России относиться сочувственно к политической линии журнала Чернышевского и Некрасова, но присущая ему оппозиционность и любознательность позволяли ему быть в курсе всех мало-мальски значительных событий, происходивших на левом фланге русской общественной и литературной жизни,
   В 1859 г. П. В. Долгоруков выехал за границу и, отказавшись возвратиться в Россию по вызову правительства, остался там на положении политического эмигранта (см.: Лемке М. К. Князь П. В. Долгоруков в России. - Былое, 1907, N 2, 3). С момента отъезда за границу непосредственные связи Долгорукова с Россией прекращаются, и следует поэтому полагать, что копия стихотворения "Молодое поколение своему Зоилу" была изготовлена им до 1859 г.
   Традиция антибулгаринской сатиры берет свое начало в творчестве Пушкина и его друзей. В 1840-е гг. блестящим ее продолжателем в области критики был Белинский. Вместе с Белинским в журналистике и в поэзии продолжал эту традицию и Некрасов. Уже в 1841 г. в "водевильных сценах" "Утро в редакции" в лице продажного журналиста Задарина Некрасов высмеял Булгарина; против него же были направлены многие страницы некрасовского романа "Жизнь и похождения Тихона Тростникова" (1843); в качестве сатирического персонажа проходит Булгарип через некрасовское стихотворение "Говорун" (1843-1845); но наиболее значительным антибулгаринским выступлением Некрасова в 1840-е гг. была знаменитая его эпиграмма "Он у нас осьмое чудо..." (1845), в которой Булгарин был заклеймен именем Иуды (см.: наст, изд., т. I).
   Затихшая в годы "мрачного семилетия" борьба демократических сил русской литературы с кликой Булгарина и Греча возобновляется с середины 1850-х гг. Главную тяжесть этой борьбы принял на себя молодой Добролюбов.
   В декабре 1854 г. им было написано стихотворное послание "На 50-летний юбилей его превосходительства Н. И. Греча"; оно было отправлено молодым автором во все петербургские редакции и самому юбиляру. Не остался забытым в этом стихотворении и Булгарин. Булгарин и Греч были изображены Добролюбовым как вожаки той "шайки подлецов", которая превозносила результаты собственного бумагомарания и обливала грязью и клеветой "гениальные созданья" русского художественного слова.
  
   И знает вас теперь Россия -
   Известны ваши все дела -
   И ваши личности седые
   Судьба презренью предала.
  
   (см.: Добролюбов, т. VIII, с. 10).
   В феврале 1855 г. в связи с появлением в "Северной пчеле" панегирической статьи Греча, посвященной "почившему в бозе" Николаю I, Добролюбов написал новое послание Гречу, выступив на этот раз уже не в роли поэта, а в качестве блестящего памфлетиста, разоблачающего злодеяния умершего царя-"капрала", а заодно - и всех его панегиристов. Послание это было подписано именем Анастасия Белинского, т. е. воскресшего Белинского (см.: ЛН, т. 57. М., 1951, с. 7-24). Не исключена возможность, что добролюбовские стихи на юбилей Греча, получившие широкое распространение, были известны и автору стихотворения "Молодое поколение своему Зоилу". Оба стихотворения проникнуты уверенностью в том, что для пресмыкающихся перед самодержавием литераторов наступает время справедливого общественного суда. Объединяет эти стихотворения также и некоторое сходство их языка и стиля. Вместе с тем стихотворение "Молодое поколение своему Зоилу" не могло быть написано ни самим Добролюбовым, ни кем-либо иным из поэтов его поколения. Автор стихотворения выступил от имени "молодого поколения", но он употреблял этот термин в самом широком его значении: "молодое поколение" по сравнению с престарелыми Булгариным и Гречем - поколение по-новому мыслящих людей, а не людей определенного возраста. К "молодому поколению" автор был склонен отнести и себя, хотя он далеко не новичок в литературе и хорошо помнит то проклятое время, когда Булгарин обладал значительной поддержкой и силой. Как видно из содержания стихотворения, автор уже в то отдаленное время стоял на враждебных Булгарину идейных позициях (ср. "Было время...", "...тебе не понравилось Направление наших идей") и вел с ним непримиримую борьбу.
   Совершенно очевидно, что никто из людей поколения Добролюбова, в том числе и он сам, не мог отнести этих слов к себе, они могли быть сказаны только участником литературного движения 1840 - начала 1850-х гг. Если в первой части стихотворения (первые шесть строф) речь идет о конфликте Булгарина с "молодым поколением" 1840-х гг., то в последующих стихах автор выступает в защиту поколения, "молодого и полного сил", которое , вышло на арену борьбы во вторую половину 1850-х гг. и которое также пытался "очернить" Булгарин. У Некрасова было больше, чем у кого-либо из его современников, оснований для выступления против редактора "Северной пчелы" с претензиями, изложенными в комментируемом стихотворении ("Ты об нас говорил везде ело"). Никто из литераторов 1850-х гг. не мог также с большим правом, чем Некрасов, сказать о себе, что в свое время, т. е. в 1840-е гг., им было положено на Булгарина "клеймо роковое презрения".
   Как публицистические, так и доносительские акции Булгарина против Некрасова начинаются еще при жизни Белинского. В феврале 1847 г. Булгарин доносил в III Отделение: "Некрасов самый отчаянный коммунист <...> Он страшно вопиет в пользу революции" (Лемке М. Николаевские жандармы и литература 1826-1855 гг. Изд. 2-е. СПб., 1909, с. 186). Исключительных размеров достигают эти акции в 1848-1856 гг. Выставляя себя в качестве поборника карамзинских традиций в русской литературе, Булгарин в эти годы с неослабевающим упрямством "изобличал" "натуральную школу", общепризнанным родоначальником которой был Гоголь. Имя Некрасова неизменно раздражало Булгарина, поскольку после смерти Белинского и до прихода в "Современник" Чернышевского поэт был самым принципиальным поборником гоголевских традиций в русской литературе. "Если покойный Гоголь, - острословил Булгарин, - Гомер так называемой натуральной школы, то г. Некрасов, без всякого сомнения, Пиндар в этой школе" (СП, 1855, 10 док., N 272, с. 1440).
   "Северная пчела" систематически внушала своим читателям мысль о том, что русская "натуральная школа" родственна французской "растрепанной школе" (ecole echevelee), которая среди разных источников питалась-де также и "разрушительными идеями" французской революции 1789 г. Третируя "натуральную школу", Булгарин называл иногда в качестве ее приверженцев Григоровича и Писемского, однако средоточием всех зол и своеобразным "бельмом на глазу" был для него все-таки Некрасов. "Северная пчела" преследовала поэта неотступно, то как автора "Петербургских углов" и "песенок", то как редактора "Современника". Несмотря на нескончаемый поток грубой брани и беззастенчивой клеветы, которую изливала "Северная пчела" на Некрасова, последний на протяжении 1848-1855 гг. ни разу не воспользовался находившегося в его распоряжении журнальной трибуной для ответа Булгарину, и эта сдержанность объяснялась прежде всего тем бесправным положением, в котором находилась в то время передовая русская пресса.
   Булгаринские выпады против "натуральной школы" не прекратились и после того, как в русской общественной и литературной жизни возникли "новые веяния". В 1855 г. разносу "натуральной школы" Бултарин посвятил одиннадцать своих фельетонов, а в 1856 г. их количество увеличилось примерно вдвое. В 1856 г., после которого публицистическая активность Булгарина пошла резко на убыль, и было, как следует полагать, написано стихотворение "Молодое поколение своему Зоилу", явившееся ответом Некрасова на многолетнее и назойливое "жужжание" и "укусы" "Северной пчелы".
  

1858

"ПЛОХО, БРАТЦЫ, БЕДА БЛИЗКО..."

  
   Печатается по тексту первой публикации.
   Впервые опубликовано: Wspomnienia о Z. Sierakowskim - naczelnym wodzu na Litwie i Zmudzi. Kowno, 1939; в русском издании - Смирнов А. Ф. О польском литературном кружке в Петербурге и его органе "Слово". - В кн.: История и культура славянских народов. М., 1966, с. 28.
   В собрание сочинений включается впервые.
   Автограф не найден.
  
   Видный деятель польского национально-освободительного движения Иозефат Огрызко (1826-1890) был близок к революционно-демократическому лагерю некрасовского "Современника". В начале 1858 г. ему удалось добиться правительственного разрешения на издание в Петербурге польской еженедельной газеты "Слово" ("Stowo"). В числе ее сотрудников были С. Сераковский, Я. Станевич, Н. Г. Чернышевский.
   Это издание, демократическое направление которого определилось с первых же номеров, просуществовало недолго. 26 февраля 1858 г. за публикацию письма известного польского общественного деятеля и ученого, политического эмигранта Иоахима Лелевеля газета была запрещена, а ее издатель арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Этот арест вызвал протесты русских литераторов и общественных деятелей, в том числе А. И. Герцена, И. С. Тургенева (подробно см.: Баренбаум И. Е. Иосафат Огрызко, М., 1964; Шостакович В. С. Сибирские годы Иозефата Огрызко, - В кн.: Ссыльные революционеры в Сибири, вып. 3. Иркутск, 1974).
   Один из участников "Слова", сотрудник "Современника" Я. Станевич, вспоминал: "Во время ареста Огрызко состоялся один литературный обед, на котором Некрасов произнес экспромт... <далее следует текст комментируемого двустишия>" (см. указанное изд. "Wspomnienia о Z. Sierakowskim...").
   И. Огрызко был освобожден из крепости 13 марта 1858 г.
   Экспромт датируется временем между 26 февраля и 13 марта 1858 г.
  

Условные сокращения, принятые в настоящем томе

  
   См. дополняющие этот перечень списки сокращений: наст. изд., т. I, с. 462-464, 709-711.
  
   АсК - Архив села Карабихи. Письма Н. А. Некрасова и к Некрасову. М., 1916.
   ВдЧ - "Библиотека для чтения".
   Боград Совр. - Боград В. Э. Журнал "Современник". 1847-1866, Указатель содержания. М.-Л., 1959.
   BE - "Вестник Европы".
   ГБЛ - Рукописный отдел Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина (Москва).
   Герцен - Герцен А. И. Собр. соч. в 30-ти т. М., 1954-1966.
   ГПБ - Рукописный отдел Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (Ленинград).
   Даль - Даль Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка, т. I-IV. М., 1955.
   Добролюбов - Добролюбов И. А. Собр. соч. в 9-ти т. М.-Л., 1961-1964.
   Докл. РБО - Доклады и отчеты Русского библиологического общества. Новая серия.
   ЖМНП - "Журнал Министерства народного просвещения".
   ИВ - "Исторический вестник".
   ИРЛИ - Рукописный отдел Института русской литературы (Пушкинского Дома) АН СССР (Ленинград).
   ИРЛИ б - Библиотека Института русской литературы (Пушкинского Дома) АН СССР (Ленинград).
   ЛГ - "Литературная газета".
   ЛН - "Литературное наследство".
   MB - "Московские ведомости".
   Некр. в восп. - Н. А. Некрасов в воспоминаниях современников. М., 1971.
   Некр. по мат. ПД - Некрасов по неизданным материалам Пушкинского Дома. Пг., 1922.
   Некр. сб. - Некрасовский сборник. I-III. M.-Л., 1951, 1956, 1960; IV, V, VI, VII. Л., 1967, 1973, 1978, 1980.
   Никитенко - Никитенко А. В. Дневник в 3-х т. [Л.], 1955-1956.
   ОЗ - "Отечественные записки".
   О Некр. - О Некрасове, вып. I-IV. Ярославль, 1958, 1968, 1971, 1975.
   Панаева - Панаева (Головачева) А. Я. Воспоминания. М., 1972.
   ПСС - Некрасов Н. А. Полн. собр. соч. и писем, т. I-XII. М., 1948-1953.
   ПССт 1927 - Некрасов Н. А. Полн. собр. стихотворений. М.-Л., 1927.
   ПССт 1928 - Некрасов Н. А. Полн. собр. стихотворений. М.-Л., 1928.
   ПССт 1931 - Некрасов Н. А. Полн. собр. стихотворений. Изд. 6-е. М.-Л., 1931.
   ПССт 1934-1937 - Некрасов Н. А. Полн. собр. стихотворений, т. I, М.-Л., 1934; т. II (кн. 1 и 2). М.-Л., 1937.
   ПССт 1967 - Некрасов Н. А. Полн. собр. стихотворений в 3-х т. Л., 1967 ("Библиотека поэта". Большая серия. Изд. 2-е).
   РА - "Русский архив". Р. б-ка - Н. А. Некрасов. СПб., 1877 (серия "Русская библиотека",
   РВ - "Русский вестник".
   РЛ - "Русская литература".
   PC - "Русская старина".
   С - "Современник".
   Салтыков-Щедрин - Салтыков-Щедрин И. Е. Собр. соч. в 20-ти т. М., 1965-1977.
   Собр. соч. 1930 - Некрасов [Н. А] Собр. соч.. т. I-V. М.-Л., 1930.
   Собр. соч. 1965-1967 - Некрасов Н. А. Собр. соч. в 8-ми т. М., 1965-1987.
   СП - "Северная пчела".
   СПбВ - "Санкт-Петербургские ведомости".
   Ст 1856 - Стихотворения Н. Некрасова. М., 1856.
   Ст 1859 - Стихотворения Н. Некрасова. Лейпциг, 1859.
   Ст 1861 - Стихотворения Н. Некрасова, ч. 1-2. Изд. 2-е. СПб., 1861.
   Ст 1862 - Стихотворения Н. Некрасова. Изд. пополненное. Берлин, 1862.
   Ст 1863 - Стихотворения Н. Некрасова, ч. 1-2. Изд. 3-е. СПб., 1863.
   Ст 1864 - Стихотворения Н. Некрасова, ч. 1, 2. Изд. 4-е; ч. 3. Изд. 1-е. СПб., 1864.
   Ст 1864, ч. 3 (отд. изд.) - Стихотворения Н. Некрасова, ч. 3. Изд. 1-е (отд. изд.); изд. 2-е. СПб., 1864.
   Ст 1868 - Стихотворения Н. Некрасова, ч. 1, 2. Изд. 5-е; ч. 3. Изд. 2-е, [3-е]. СПб., 1868.
   Ст 1868, ч. 3 - Стихотворения Н. Некрасова, ч. 3. Изд. 2-е, [3-е]. СПб., 1868.
   Ст 1869 - Стихотворения Н. Некрасова, ч. 1-2. Изд. 5-е; ч. 3. [Изд. 2-е]; ч. 4. [Изд. 1-е]. СПб., 1869.
   Ст 1873, т. I-III, ч. 1-5 - Стихотворения Н. Некрасова, т. I, ч. 1-2; т. II, ч. 3-4; т. III, ч. 5. Изд. 6-е. СПб., 1873.
   Ст 1874 - Стихотворения Н. Некрасова, т. III, ч. 6. СПб., 1874.
   Ст 1879 - Стихотворения Н. А. Некрасова, т. I-IV. Посмертное изд. СПб., 1879.
   Ст 1920 - Стихотворения Н. А. Некрасова. Изд. испр. и доп. Пг., 1920.
   Тургенев, Письма - Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем в 28-ми т. Письма в 13-ти т. М.-Л., 1961-1968.
   ЦГАЛИ - Центральный государственный архив литературы и искусства СССР (Москва).
   ЦГАОР - Центральный Государственный архив Октябрьской революции и социалистического строительства (Москва).
   ЦГИА - Центральный государственный исторический архив СССР (Ленинград).
   Чернышевский - Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч., т. I-XVI, М., 1939-1953.
  

Другие авторы
  • Муравский Митрофан Данилович
  • Бурлюк Николай Давидович
  • Шершеневич Вадим Габриэлевич
  • Хавкина Любовь Борисовна
  • Круглов Александр Васильевич
  • Ганьшин Сергей Евсеевич
  • Цвейг Стефан
  • Лукашевич Клавдия Владимировна
  • Буринский Захар Александрович
  • Чириков Евгений Николаевич
  • Другие произведения
  • Офросимов Михаил Александрович - М. А. Офросимов: краткая справка
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Борис Годунов. Трагедия... М. Лобанова
  • Евреинов Николай Николаевич - О постановке "Анатэмы"
  • Короленко Владимир Галактионович - Чудная
  • Марриет Фредерик - Крушение "Великого Океана"
  • Иванов-Разумник Р. В. - Иванов-Разумник
  • Сумароков Александр Петрович - Н.В.Грипич. "Гамлет" А.П.Сумарокова
  • Дашкова Екатерина Романовна - Есипов Г. В. К биографии княгини Е. Р. Дашковой
  • Щепкин Михаил Семёнович - М. С. Щепкин: биографическая справка
  • Бартенев Петр Иванович - Бартенев П. И.: биографическая справка
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
    Просмотров: 300 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа