енно из него вытекает и, еще вернее, невидимо присутствует с самого начала описательной части, от стиха "кругом белеются палатки". Точность элементов приводит вовсе не к точности целого (как было бы у Пушкина), а к своего рода его распаду, над которым остается неприкосновенной только личность зрителя - автора, носителя недоумения и вопроса "зачем?". Следовательно, это точность совсем иная - такая, от которой к стилю Толстого много ближе, чем к стилю Пушкина.
Вопрос об авторе - зрителе заставляет поставить вопрос о Стендале. Нет хронологических препятствий полагать, что в "Валерике" (1840) учтен батальный метод "Пармского монастыря" (1839). Нет и внутренних к тому препятствий, потому что родственность метода (изображается только то, что вошло в кругозор единичного лица) несомненна. Если это так, то традиционное сопоставление Стендаль - Толстой превратится в сложное сплетение трех параллелей: Стендаль - Лермонтов, Лермонтов - Толстой, Стендаль - Толстой. Но нет нужды ставить этот вопрос. Во-первых, была уже русская традиция такого метода (Полежаев), никак не связанная с французской литературой. Во-вторых, метод Стендаля есть метод изображения большой битвы, с необозримыми движениями стотысячных армий. Недаром Вогюэ, касаясь вопроса Стендаль - Толстой, приводит пример из описания Бородина, и пример несомненно доказательный. Для небольших же кавказских битв, в которых и единичный участник мог удобно видеть и детали и всю картину боя, Ватерлоо Стендаля не было Лермонтову нужно. Нет нужды вспоминать Стендаля и для кавказского цикла Толстого; "Набег", например, написан с соблюдением даже плана "Валерика". Влияние Стендаля несомненно лишь в "Войне и мире".
Действительный источник новой баталистики "Валерика" - народно-солдатский взгляд на войну (ср. с Полежаевым). В этом внутренняя связь повести с народно-патриотическими одами, анализировавшимися выше. Только там народно-солдатский взгляд был положительным и потому мог быть стилистически разрешен методом фольклорной точности, здесь же он лучше всего может быть определен понятием недоумения и потому стилистически разрешается методом внепатетической точности, морально обессиленной непрерывным сомнением. Но и там и тут историческая предпосылка второго стиля Лермонтова - движение к крестьянству, к крестьянской демократии, а говоря историко-литературно,- к Некрасову в первом случае, к Толстому во втором.
Белинский - Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. М.; Л., 1953-1959.
ВЕ - журнал "Вестник Европы".
Висковатый - Висковатый П. А. Михаил Юрьевич Лермонтов: Жизнь и творчество. М., 1891 (факс, изд.: М., 1989; в качестве приложения к этому изданию напечатан обширный комментарий, составленный В. А. Мануйловым, Л. Н. Назаровой и В. А. Захаровым).
ВЛ - журнал "Вопросы литературы".
Гоголь - Гоголь Н. В. Полн. собр. соч.: В 14 т. М.; Л., 1937-1952.
Достоевский - Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1972-1990.
ЖМНП - Журнал Министерства народного просвещения".
ИВ - журнал "Исторический вестник".
ЛГ - Литературная газета".
ЛН - сборник "Литературное наследство".
Л. в восп. - М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников / Сост. М. И. Гиллельсон и О. В. Миллер. М., 1989.
ЛЭ - Лермонтовская энциклопедия / Ред. В. А. Мануйлов. М., 1981.
МВед. - газета "Московские ведомости".
МИск. - журнал "Мир искусства".
Москв. - журнал "Москвитянин".
НВр. - газета "Новое время"
ОЗ - журнал "Отечественные записки".
Пушкин - Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 16 т. М.; Л., 1937- 1949.
РА - журнал "Русский архив".
РЛ - журнал "Русская литература".
РМ - журнал "Русская мысль".
PC - журнал "Русская старина".
РСл. - журнал "Русское слово".
СО - журнал "Сын отечества".
Совр. - журнал "Современник".
СПч. - газета "Северная пчела".
Впервые: ЛН. М., 1941. T. 43-44. С. 389-424. Печатается с сокращениями.
Лев Васильевич Пумпянский (1891-1940) - историк и теоретик литературы, профессор Ленинградского университета (с 1936 г.); автор многочисленных работ о немецкой литературе, о русской поэзии XVIII в., а также о русской литературе XIX в. (Тургенев, Достоевский, Тютчев и др.). Научные взгляды Пумпянского складывались в тесном общении с M. M. Бахтиным и другими членами так называемого Невельского кружка, в 1918-1919 гг. действовавшего в г. Невель Витебской губернии, а в 1922-1923 гг. на время возобновившего свои заседания в Петербурге. Преимущественный интерес к культурно-философской проблематике, характерный для ранних опытов Пумпянского, сменяется в его работах конца 1920-х - 1930-х гг. напряженными поисками нового историко-литературного подхода. Попытка проследить историческое развитие стилей характерна и для статьи "Стиховая речь Лермонтова", написанной, по всей вероятности, в 1939 г. и полемически отталкивающейся от работ Б. М. Эйхенбаума 1922-1936 гг. (см. примеч. Н. И. Николаева в изд.: Пумпянский Л. В. Классическая традиция: Собрание трудов по истории русской литературы. М., 2000. С. 722-725). Первоначально работа называлась "Два строя речи в поэзии Лермонтова". По-видимому, заглавие было изменено после обсуждения доклада Пумпянского в Пушкинском доме (краткую запись дискуссии, в которой приняли участие Б. М. Эйхенбаум, В. А. Мануйлов, В. В. Гиппиус, Д. Е. Максимов и Н. В. Измайлов, см. в том же издании - С. 722-723).
Статья была включена в лермонтовский том "Литературного наследства", который должен был выйти в свет в июле 1941 г., к 100-летию со дня гибели поэта. Начавшаяся война задержала выход книги до весны 1943 г. (см. примеч. И. А. Зайцевой в кн.: Виноградов В. В. Избр. труды. [Т. 6:] Язык и стиль русских писателей. М., 1990. С. 369). Второй том, посвященный Лермонтову (ЛН. Т. 45-46), вышел в 1948 г., когда шла борьба с "космополитизмом". В журнале "Октябрь" была помещена разгромная рецензия С. В. Иванова, в которой констатировалось, что по мере перелистывания этого фундаментального труда "чувство радости сменяется чувством негодования к "беспачпортным бродягам в человечестве", наводнившим оба полутома лживыми толкованиями творчества великого русского поэта. В десятках статей охаивается его творчество, начисто отметается самобытное, национальное начало в его произведениях. Дружными усилиями авторов этого труда Лермонтов делается выучеником западноевропейских литератур" (Иванов С. Еще раз о комментаторах Лермонтова // Октябрь. 1949. No 5. С. 187). В той же рецензии Пумпянскому вменялось в вину, что он "договорился до прямой связи знаменитого лермонтовского произведения "Смерть поэта" с Барбье" (С. 189).
Из других обращений Пумпянского к творчеству Лермонтова следует особо указать на относящийся к 1922 г. раздел о поэте в составе лекционного курса Пумпянского "История новой русской литературы" (впервые опубл.: Пумпянский Л. В. Классическая традиция. С. 599-647), а также на замечания о месте Лермонтова в эволюции русского романа, высказанные в работе "Романы Тургенева и роман "Накануне"" (Там же. С. 385-387).
1 Эйхенбаум Б. М. Ненависть из любви // Ленинградская правда. 1939. 15 окт., No 238 (7426). С. 3.
2 Из стихотворения А. И. Полежаева "Песнь погибающего пловца" (1828).
3 Семенов Л. П. Лермонтов и Лев Толстой: (К 100-летию со дня рождения Лермонтова). М., 1914.
4 То есть стихотворение "Когда за городом, задумчив, я брожу..." (1836).
5 Реформа французского стиха, произведенная Франсуа Малербом (ок. 1555-1628), легла в основание классического стиля.
6 Альфонс-Мари-Луи де Ламартин (1790-1869) - французский поэт; считался зачинателем романтической лирики во Франции.
7 Эйхенбаум Б. М. Лермонтов: Опыт историко-литературной оценки. Л., 1924.
8 Из отрывков 10-й главы "Евгения Онегина".
9 Из стихотворения "Брожу ли я вдоль улиц шумных..." (1829).
10 Из стихотворения "Пророк" (1826).
11 Выше Пумпянский пояснил, что "неточный" стиль раннего Лермонтова был связан в своих истоках с поэзией английского романтизма XIX в., а также - косвенным образом - со стилем Шекспира и елизаве-тинцев, потому что "литературное возрождение елизаветинской трагедии, совершенное главным образом именно романтиками же, повлияло на их собственный стиль" (ЛН. Т. 43-44. С. 396).
12 Анри-Огюст Барбье (1805-1882) - французский поэт, автор сборника "Ямбы" (1831), ставшего одним из вершинных явлений французской политической лирики.
13 Виктор Кузен (1792-1867) - французский литератор, философ и общественный деятель; автор многочисленных популяризаторских сочинений, прежде всего по истории философии и словесности.
14 Мари де Рабютен-Шанталь маркиза де Севинье (1626-1696) - французская писательница; ее письма, адресованные дочери и друзьям, считались одним из изящнейших образцов прозы классицизма. "Принцесса де Клев", или "Принцесса Клевская" (1678), - роман французской писательницы Мари-Мадлен де Лафайет (1634-1693).
15 Андре-Мари Шенье (1762-1794) - французский поэт; в период якобинского террора обратился к жанру стихотворной инвективы (цикл "Ямбы", опубл. 1819); был казнен за несколько дней до свержения якобинской диктатуры.
16 См. примеч. 9 к статье Михайловского.
17 По предположению Ю. Н. Тынянова, высказанному в 1913 г. и принятому Б. М. Эйхенбаумом в книге 1924 г., одним из источников "Смерти поэта" явилось послание Жуковского "К кн. Вяземскому и В. Л. Пушкину" (1814), где упоминалось в числе прочего и о трагической кончине драматурга Владислава Александровича Озерова (1769-1816); сумасшествие и смерть Озерова многие современники объясняли кознями его литературных врагов и завистников.
18 Отсылка к статье Белинского "Стихотворения М. Лермонтова" (Белинский. Т. 4. С. 545).
19 Герцен А. И. Собр. соч.: В 30 т. М., 1956. Т. 9. С. 139.
20 Перси Биши Шелли (1792-1822) - английский поэт-романтик. Пумпянский имеет в виду группу его стихотворений 1819-1820 гг.: "Облако", "Ода западному ветру", "Жаворонок" и др.
21 "Евгений Вельский" (1828-1832) - роман в стихах, написанный в подражание "Евгению Онегину"; без имени автора выходил отдельными главами в 1828-1832 гг. (см.: Розанов И. Н. Ранние подражания "Евгению Онегину" // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии. М.; Л., 1936. Т. 2. С. 213-239). Принадлежность романа Михаилу Ильичу Воскресенскому (1803-1867), представителю низовой беллетристики, была установлена лишь в 1972 г. (см.: Турумова К. "Евгений Вельский" и его автор // ВЛ. 1972. No 8. С. 106-125).
22 Владимир Сергеевич Филимонов (1787-1858) - поэт, прозаик, переводчик; известен прежде всего как автор поэмы "Дурацкий колпак" (начата в 1824 г.; публ. 1-й части - 1828 г.), несущей на себе следы влияния пушкинского романа.
23 "Искра" - еженедельный сатирический журнал, издававшийся в Петербурге (1859-1873) В. С. Курочкиным и Н. А. Степановым. В "Искре" активно сотрудничал Дмитрий Дмитриевич Минаев (1835-1889), наиболее известный как автор "перепевов" (см. первый сборник Минаева: Перепевы. Стихотворения обличительного поэта. СПб., 1859).
24 Из неоконченного "Альбома Онегина" (строфа 7), первоначально предназначавшегося для 7-й главы романа.
25 Это отмечал Б. В. Нейман в книге "Влияние Пушкина в творчестве Лермонтова" (Киев, 1914), а также Б. М. Эйхенбаум в примечаниях к Полному собранию сочинений Лермонтова (М.; Л., 1936. Т. 2. С. 170).