Главная » Книги

Теплов В. А. - Нынешний фазис македонского вопроса

Теплов В. А. - Нынешний фазис македонского вопроса


1 2


ТЕПЛОВ В.

Нынешний фазис македонского вопроса.

I.

  
   Послушная советам некоторых великих держав, неустанно приглашавших султана выказать как можно более энергии в деле подавления волнений в Македонии, Турция сосредоточила в этой стране такое количество войск, что поднявшееся измученное население ее было раздавлено. Достигнутые турецкими войсками результаты были для них тем более успешны, что под конец лета турки изменили первоначальную тактику и, избегая боя даже с случайно попадавшимися им четами, накинулись исключительно на мирное и безоружное население, еще остававшееся по деревням. Впрочем, воюя с женщинами и детьми, турки лишь повторяли урок, данный другою, считаемою всеми высококультурною нациею, додумавшеюся до концентрационных лагерей; точно так же, как и она, не будучи в состоянии справиться с мужчинами, они разбивали сердца бойцов, как людей, страданиями им близких.
   И надо отдать справедливость турецким войскам и башибузукам, что возложенное на них дело беспощадного разорения славянских земель было исполнено ими чисто, и цветущий доселе край был обращен ими в пустыню. По сравнительно менее пострадавшему кырк-килисскому (лозенградскому) санджаку, наиболее еще близкому к турецкой столице и к находящимся там европейским представителям, можно судить, что происходило в более захолустных уголках европейской Турции.
   В конце августа месяца посольство наше в Константинополе передало великому визирю меморандум, в котором на двадцати листах были перечислены зверства, произведенные над христианами кырк-килисского санджака албанскими войсками. При этом посольство заявило, что все действия албанцев имеют очевидною целью систематическое истребление христианского населения.
   Полковник Масси, который был послан британским посольством в тот же санджак, должен был возвратиться в Константинополь ранее, чем он предполагал, так как, не желающие неудобных свидетелей, турецкие власти воспротивились его дальнейшему пребыванию на театре восстания. Он представил послу подробное донесение, описывающее ужасы и зверства, учиненные албанскими войсками, и подтверждающее, что при зареве пылающих городов и сел непрерывная, ужасающая резня ведет к уничтожению болгарского населения.
   Корреспондент "Times", побывавший там же, по возвращении в Адрианополь слег в постель от пережитых им нервных потрясений при виде диких сцен резни, не уступающей так в свое время нашумевшей батакской резне.
   По всей Македонии стерты следы двадцатишестилетней просветительной деятельности экзарха среди местного славянского населения, так как, воспользовавшись солунскими взрывами, турки частью перебили учителей и священников, частью сослали в Малую Азию или посадили в тюремное заключение. Следствием такого положения явилось, что из свыше трехсот школ в крае осталось их около двадцати.
   Материальные убытки, понесенные жителями Македонии и Старой Сербии, неисчислимы: множество селений было разграблено, многие из христиан лишились всего своего имущества при поисках местными властями оружия, динамита и скрывающихся четников, не говоря уже о том, что было взято с населения обеих названных областей на прокормление громадной турецкой армии, наводнившей европейскую Турцию. Наконец, вследствие царившей там смуты, население этих областей в большинстве случаев не могло сделать никаких посевов, а если и сделало, то всходы были уничтожены турецкими войсками, преследовавшими четы, так что, в настоящее время, бледные объятия голода начинают простираться над тем благословенным краем, который мог бы служить житницей Европы.
   Применение самых беспощадных мер по отношению к мирному населению одобрялось даже и самыми интеллигентными офицерами турецкой армии, подыскивавшими для себя и оправдание на исторической подкладке. Так, один офицер, получивший образование в Германии, заявлял: "Мы понимаем, что македонские революционеры подражают тактике бурских вождей, но и мы тоже будем подражать англичанам, т. е. предавать огню христианские села, чтобы восстанцам негде было приютиться".
   В меморандуме, поданном уполномоченными внутренней македонской организации представителям великих держав в Софии, перечисляются села, сожженные, в период времени от 20 июля до 20 сентября, по одному лишь Монастырскому вилайету.

I. Уничтожено:

   Казы. Христианск В % по отношению
   сел. к общему числу сел всей казы.
   Битолийская............48 20,9
   Охридская.............. 40 43
   Флоринская............14 24
   Касторийская..........25 21,7
   Всего..............127 26,6

II. Уничтожено дворов

   Число христиан- Уничтожено
   Казы ских дворов христ.дворов В%
   Битолийская..................15638........................4192..................26,8
   Охридская.....................5653.........................2477..................40,8
   Флоринская....................6578........................1847...................28,1
   Касторийская................10523........................3390....................32,2
   Всего...........................38392........................11906..................31
    

III. Количество христианского населения, лишенного крова

  
   Казы Общее число Осталось без В%
   христиан крова всего
   Битолийская............112456.....................23209..................20,6
   Охридская...............42468......................18845...................44,6
   Флоринская..............43549.....................10775...................24,7
   Касторийская............61394.....................71942....................28
    
   Следовательно, только по одному Монастырскому округу более четверти его населения оказалось совсем без крова. С того времени число местностей, совершенно разоренных, где христианское население или избито, или разогнано, еще увеличилось. До наступления зимы несчастные могли еще скрываться в горах, но затем мороз довершит дело истребления македонских христиан, начатое турками. Пока европейская дипломатия будет вести с Портой нескончаемые переговоры, погибнет масса народа, для которого предназначаются реформы, и Македония, откуда во времена седой древности принесено было солунскими братьями в Россию Евангелие, обратится из славянской в такую же почти сплошь албанскую страну, в какую постепенно и на наших глазах обращается Старая Сербия к вящей радости не одних только турок.
   В областях, пограничных с Болгарией или расположенных неподалеку от нее, преследуемые христиане еще имеют возможность спасти свою жизнь, переселившись в братскую землю, где уже скопилось более тридцати тысяч беженцев, но не всем удается счастливо добраться до границы, - в лесах Мокрени, к востоку от Кастории, 1,200 беженцев, застигнутых турками, были все перебиты, а 60 молодых женщин и девушек были отведены в гаремы. В деревне Эриклер 45 македонцев, прикованных предварительно друг к другу, были изрублены на глазах их собственных семей. В других селах сплошь и рядом сжигали дома с запершимися в них христианами. По официальным сведениям, число убитых в европейской Турции с апреля по октябрь славян достигает 15,000. Зверства же, совершенные за это время турецкими войсками, превосходят всякое описание. Нечего и говорить, что женщины повсюду насилуются, дети от 6 до 8 лет подвергаются той же участи. Но туркам мало и этих гнусностей; в Прилепе трое турецких солдат изнасиловали на улице Димо Цака, 65-летнего старика; такому же насилию со стороны курдов, кавалерийского полка хамидие, подвергся на пути из Константинополя в Адрианополь девяностолетний старик Георгий за то, что пытался защитить честь своей дочери. Насколько турки желали хозяйничать внутри страны по-своему, ясно видно хотя бы из того, что доступ в Македонию был закрыт для европейских корреспондентов.
   Когда турецкие зверства касались греков или румын, как это было при взятии Крушева, немедленно повсюду поднимались крики негодования. Греческое правительство энергически потребовало тогда наказания Бахтиара-паши и материального вознаграждения потерпевшим жителям. Россия и Австро-Венгрия поддержали это требование, и султан вынужден был послать в Крушево следственную комиссию и пожертвовать значительную сумму на восстановление разрушенной церкви и на первоначальные пособия пострадавшим, а военным и гражданским властям дано было строгое приказание принять энергические меры для предупреждения насилия над мирным населением "в особенности греческой национальности". Эта льгота для греков не показывает ли, что истребление мирных болгар и сербов еще не большая беда?
   Итак, голод и смерть грозят славянскому сельскому населению и на наших глазах происходят события, казавшиеся еще недавно немыслимыми, начинают осуществляться заветные мечты об очищении европейской Турции от славян, и было бы излишне разбирать, насколько подобное положение дел отвечает задачам и традициям России на ближнем Востоке.
   Английские благотворительные общества не замедлили придти на помощь христианскому населению Македонии после того, как "Daily News" рассказало, что оно терпит страшную нужду, голод и холод, и начали раздавать одежду и одеяла; благодарные же македонцы служат теперь молебны за англичан и возлагают всю свою надежду на Англию.
   Под покровом христианской помощи усиливается в Македонии и Фракии деятельность различных конгрегаций, возрождается католическая и протестантская пропаганды. Французские конгрегации избрали центром своей деятельности Бургас; в связи с оказываемою ими беженцам помощью держатся упорно слухи о переходе в унию болгар адрианопольского вилайета. "Београдске Новине" сообщают, что католицизм сделал за последнее время большие успехи в салоникском вилайете. Под влиянием турецких преследований и желая иметь себе заступников и покровителей, крестьянское население целыми массами переходит в католичество. Уже 16 сел признали над собою власть Рима. Пропаганду ведут католические священники и сестры милосердия, приехавшие из Боснии.
   По сведениям "Independance Belge" султан даже собирается будто бы пригласить в Македонию и адрианопольский вилайет изгнанные из Франции духовные ордена и намерен предложить им значительные льготы и крупные земельные участки. В Ильдиз-киоске рассчитывают, что духовные конгрегации, благодаря школам и благотворительным учреждениям, которые они оснуют, приобретут значительное влияние в стране и парализуют таким образом влияние болгарского экзарха и греческого патриарха. Кроме того, султан надеется, что водворение католических конгрегаций нарушит согласие, установившееся между православною Россиею и католическою Францией.
   Болгарское княжество затратило огромные суммы на содержание в течение более года македонских беженцев и еще в последнее время ассигновало на это 500,000 франков. Румынское же правительство, из видов по преимуществу политических, с целью закрепить признание в Македонии жителей румынской национальности, ассигновало 600,000 франков на сооружение школ и церквей для румынских общин в Македонии.
   Турецкие газеты трубят о щедрых пожертвованиях султана и об отпуске необходимых сумм из казны на возобновление разрушенных церквей, школ, домов. В действительности, за разрушенный крестьянский двор и за целое разоренное хозяйство турецкие власти выдают от 2 до 4 лир (17-34 рубл.), и притом зачастую деньги эти на другой же день после раздачи отбираются обратно при помощи солдат и жандармов. В множестве же случаев, жителей просто принуждают подписывать расписки в получении никогда не виданных ими денег на восстановление сел.
   Если на помощь цынцарам (куцо-влахам), общее число которых в Македонии достигает 50,000 чел., румынское правительство признало нужным дать 600,000 фр., то сколько понадобилось бы, чтоб восстановить церкви и школы славянские при общем числе пострадавшего от турецких жестокостей славянского населения, определяемом в двести тысяч человек?
   Пущенные по миру македонские славяне сделались в последнее время предметом эксплуатации со стороны даже солунских евреев, совершаемой под покровительством турецких властей. Агенты солунских богачей-евреев пропагандируют переселение в Америку и пользуются безвыходным положением македонцев, чтобы скупать за бесценок их разрушенные дома, поля и скот. В виде платы они выдают лишь пароходный билет в Америку и необходимую сумму денег для переезда, В Солуни, говорят, приготовлены два парохода для переселенцев.
   Как видно, все антиславянские пропаганды теперь смело подняли голову и не пренебрегают ничем, чтобы только разредить ненавистный им славянский элемент в Македонии.
   По жгучему вопросу о помощи пострадавшим македонцам высказалось и славянское общество в своем последнем воззвании: (Известия С.-Петербургского славянского благотворительного общества Ноябрь, 1903 г.) "Европейское общественное мнение (не исключая даже Германии) участливо откликнулось на события, совершающиеся на Балканском полуострове, глубоко и искренно возмутилось небывалым издевательством над христианами в Македонии. В Англии организована широкая общественная помощь македонским славянам, Франция тоже дала на это средства; Рим от имени главы католического мира оказал помощь несчастным; братья и сестры разных католических орденов наводнили уже македонские села и города: не боясь опасности и даже смерти, они всюду щедро раздают разоренным и измученным христианам одежду, пищу, лекарства, устраивают временные пристанища, кров. И страдальцы благословляют своих избавителей, благословляют и римского папу, пославшего им своих слуг и средства.
   А русские люди, которым ближе всего должны быть эти македонские славяне-братья, что делают они? - Малодушно закрывают глаза на те ужасы, что творятся в Македонии, боясь, к стыду своему, высказать свои симпатии и участие к угнетаемым... Обидно и горько видеть такое равнодушие... Сотни тысяч бездомных продолжают голодать, ждут медленной, но верной смерти... и рядом печальное знамение времени: гроши, собранные в течение девяти месяцев в пользу истинно бедствующих македонских славян, а кругом холодное, намеренно презрительное или искренно легкомысленное отношение к "братушкам"... Обидно и стыдно становится, господа русские люди!..
   Великодушный порыв русского сердца спасет славянское дело, а будем медлить, - мы проиграем: Европа сделает все, чтобы уронить нас в глазах славянства".
   И вот, среди этой мрачной ночи русской холодности, равнодушия, яркий луч света прорезал тьму, и на верхних ступенях Престола нашлось благородное русское сердце, исполненное истинно христианской любви.
   Императрица Мария Феодоровна, в неисчерпаемой благости Своей, соизволила, по собственному почину, исходатайствовать разрешение повсеместного в России сбора пожертвований в пользу нуждающихся жителей Македонии, пострадавших во время последних смут. Сбор этот будет производиться чрез учреждения, состоящего под Августейшим покровительством Ея Величества, российского общества Красного Креста, причем Ея Величеству благоугодно было просить принцессу Клементину, мать князя болгарского, Фердинанда, принять на себя раздачу части собранных средств.
   Затем, последовало распоряжение Св. Синода о сборе по всем церквам Империи пожертвований в пользу страдающих македонских славян.
   Теперь можно быть уверенным, что, благодаря инициативе Императрицы, Царственной носительницы заветов правды и милосердия, приток пожертвований из русской земли будет настолько значителен, что спасет от голодной смерти многих и многих македонцев, безропотно несущих свой тяжелый крест, возложенный на их рамена едва ли не исключительно из-за того, что они родились славянами.

________________________________

II.

  
   Помимо борьбы с мусульманскими полчищами, македонцам приходилось и приходится выдерживать натиск со стороны своих соседей и единоверцев-греков, которые, пользуясь случаем, спешат обнажить свои истинные чувства по отношению к славянам с такою откровенностью, к которой не были подготовлены даже и недруги того народа, который мнит себя достойным преемником древних эллинов.
   Враждебные отношения между греками и славянами, обусловленные стародавним политическим соперничеством и, в наше время, борьбою на почве церковного греко-болгарского вопроса, - не были ни для кого секретом, но полное снятие маски произошло в течение минувшего лета, когда греки открыто выступили в роли друзей турок и врагов славян, находя себе поощрение в образе действий и греческого правительства, не успевшего еще износить башмаков, в которых они так стремительно ретировались в 1897 году пред победоносными султанскими войсками.
   Хотя греческое правительство официально и отказало греко-македонскому обществу в Афинах в разрешении, с оружием в руках, отправиться в Македонию и сражаться в рядах турок против восстанцев, но под рукою содействовало отправлению около двухсот молодых греков, прибывших в Константинополь для вступления в. турецкие войска, а качестве добровольцев.
   По-видимому, турки приняли их без энтузиазма, и вообще встретились затруднения относительно применения их к делу; существовало было предположение образовать из них самостоятельный отряд добровольцев, под начальством турецких офицеров, но, как кажется, из этого ничего не вышло, по крайней мере, в течение последнего времени не было ничего слышно о подвигах греческих добровольцев на бранном поле, очевидно, турки из чувства черной зависти помешали ново-эллинам увенчаться лаврами, которые они намеревались приобрести по сходной цене.
   В то же время греческое правительство разослало своим консулам в Македонии циркуляр, рекомендующий местным грекам не только воздерживаться от всякого участия в восстании, но и оказывать помощь турецким властям к скорейшему усмирению его, указывая им притом местопребывание скрывающихся славян-восстанцев. В начале же августа афинский кабинет обратился к великим державам с нотою, в которой просит предоставить Турции полную свободу действий при укрощении революционеров-болгар, так как, в противном случае, Греция в интересах ограждения своих единоверцев, подвергаемых тяжким преследованиям, и в интересах восстановления мира в Македонии, открыто присоединится к Турции для искоренения чет.
   Греческий министр-президент г. Ралли не устыдился заявить представителям великих держав в Афинах, что его удивляет, почему Европа мешает Турции принять энергичные меры для подавления восстания в Македонии.
   Как изумительно коротка бывает память у иных народов! Греки забыли, как 80 лет тому назад поступила по отношению к ним эта самая Европа, с Россиею во главе, не допустившая Турцию залить потоками крови долины и горы современной Греции. Напротив, когда греки подняли восстание, было решено заставить Турцию дать свободу потомкам великого народа, что и было достигнуто. Ныне, в награду за тогдашний великодушный порыв Европы, за те жертвы, ценою которых была куплена независимость Греции, приходится слышать сожаления ее первого министра о том, что туркам не предоставлена свобода вырезать единоверных грекам славян!
   Забыв, что они сами едва вышли из четырехсотлетнего турецкого ярма и что так естественны попытки добиться свободы у тех, кто такое ярмо еще не сбросил, греки и их представители - общество и газеты - единогласно упрекают турок за их "великодушие" и сокрушаются о недостатке энергии у турецких властей.
   По этому поводу "Temps" высказал несколько горьких истин: "Не надо быть ни греком, ни болгарином, чтобы придти в негодование от той поддержки, которую оказывает варварству нация, бывшая сама его жертвою. Байрон постыдился бы за греков, друзей турок, и не стал бы жертвовать жизнью за них. Действительно, греки, возбуждая турецких палачей против болгар, становятся гнусными в глазах всего человечества. Несколько лет тому назад они призывали Европу к себе на помощь, но Европа не помогла им. Теперь они обращаются к своим традиционным угнетателям и умоляют их затопить все в болгарской крови потому только, что освобождение Македонии не соответствует греческому честолюбию".
   "Times" тоже подверг строгой критике образ действий г. Ралли, который ответил следующим заявлением, переданным in extenso корреспондентом этой газеты. "Перед нами стая волков, производящих набеги на Македонию. Чтобы уничтожить их, мы готовы стать не только на сторону Турции, но на сторону кого бы то ни было, если этого требуют наши собственные интересы. Наша обязанность ограждать греческое население от нападения болгар и с этою целью нам необходимо укрепить всеми зависящими от нас средствами турецкую власть, имеющую с нами одного общего врага. Мы не будем обращать никакого внимания на критику тех, которые порицают наше содействие Турции, и последуем политике, какую мы сами себе начертали".
   В Париже состоялся недавно конгресс "друзей Македонии и Армении"; на него прибыло несколько десятков делегатов из Англии, Германии, Италии и Швеции. Конгресс решил обратиться ко всем европейским правительствам с ходатайством о даровании автономии названным двум турецким странам.
   Решение это вызвало в Греции тревогу и было по поводу его постановлено, пока есть время, действовать на общественное мнение Европы и не дать ему проникнуться превратными идеями о пригодности свободы и для славян. С этою целью отправлена была в главные европейские столицы особая миссия, в главе которой стоит ректор афинского университета Казанис, который будет устраивать митинги и лекции в Париже, Лондоне, Берлине и Вене, в то время, как его сотрудники будут вести пропаганду при помощи брошюр и газетных статей.
   В настоящее время г. Казанис находится в Париже; при свиданиях с редакторами газет он, не стесняясь, заявил, что желает убедить европейское общественное мнение в необходимости воздержаться от дарования Македонии автономии, так как изменение status quo может вызвать к самостоятельной жизни македонских болгар и сербов, чего не могут допустить греки. При этом, г. Казанис обыкновенно распространяется об исторических задачах греческого народа и эллинской цивилизации в Турции и жалуется на "хищнические" планы болгар, которые мешают этим задачам. Он берется даже доказать, что болгары - отребье человечества и решительно не заслуживают тех симпатий, которые они встречают в Европе.
   Пользуясь разгромом болгарских церквей в Македонии и задумав уничтожить установленную в некоторых епархиях в силу фирмана 1870 г. власть болгарского экзарха, греческие митрополиты путешествуют по славянским селам и, с помощью турецких властей, заставляют болгарских священников признавать главенство вселенской патриархии. Вообще, обращение болгар в патриархистов происходит при содействии турецких властей, которые, напр., не выдают отправляющимся на заработки болгарским крестьянам паспортов (тескере), пока они не представят свидетельств о принадлежности своей к патриархии. Равным образом, во многих местах у болгар отбирают церкви.
   Точно также вызывающе держат себя греки и по отношению к сербам. Сербский официоз "Самоуправа" сообщает, что в одно из недавних воскресений, во время богослужения, в сербской церкви св. Спаса, в. Ускюбе, произошла драка между сербами и греками. Драка была вызвана греками, которые стали бить сербских гимназистов. Присутствовавшие в церкви сербы вынуждены были оборонять их и обороняться сами, вследствие чего завязалась ожесточенная свалка, прекратившаяся лишь по прибытии в храм турецких жандармов и солдат. Несмотря на то, что зачинщиками драки были греки, турки обвинили во всем сербов и арестовали многих из них, преимущественно учеников, во главе с учителем Косовичем.
   Подобный наступательный образ действий македонских греков имеет за собою самую горячую поддержку греческого правительства, желающего всеми способами отстоять свои права на Македонию: смелость, с которою оно действует, быть может, объясняется отчасти надеждою на каких-либо сильных покровителей: в таком порядке идей представляет известный интерес опубликованный разговор греческого министра-президента с редактором афинской газеты "Кагроi". Г. Ралли сказал ему, между прочим, что английская, французская и русская печать с крайнею ненавистью осуждает его политику по отношению к македонскому восстанию и что лишь в Германии и в Австрии справедливо оценивают его стремления к совместным с Портою действиям против македонских восстанцев. "Туда (в Германию и в Австрию) именно и должна устремить свои взоры Турция", - заметил греческий министр-президент, - "тем более что между германскими и греческими интересами нет непреодолимого антагонизма ни в европейских, ни в азиатских провинциях Турции".
   И действительно, в венских политических сферах все более и более проникаются основною мыслью политики Голуховского, стремящегося к тому, чтобы на Балканском полуострове парализовать развитие славянских государств союзом неславянских народностей: албанцев, греков и румын.
   По случаю приезда короля Георга в Вену, австрийская печать выражала следующие мысли: "Греция нуждается в благосклонности Европы, но и Европа в свою очередь нуждается как в Греции, так и в греческом народе. Балканский полуостров. не может оставаться турецким, но отсюда не вытекает необходимости, чтобы он сделался исключительно славянским. Очень хорошо, что на Востоке существует два неславянских государства - Румыния и Греция, что они растут и развиваются, и что они представляют парализующий элемент для одностороннего славизма. Благодаря этому, устраняются односторонности, и образуется более прочный фундамент для сохранения мира. Греции назначено играть первую роль при решении восточного вопроса. Нигде так беспристрастно не признается ее культурная и историческая роль, как у нас, в Австрии".
   Мудрено ли, что после стольких комплиментов у Греции закружилась голова и чаще и чаще бросает она в сторону Вены беспокойно-ласковые взоры и с яростью говорит о Франции, Англии и Италии, ставших будто бы на сторону славянских интересов против эллинизма.
   Несмотря на все, что делается турецкими греками и греческим правительством, чтобы отстоять Македонию от натиска славян, в сердца политиков и даже самого греческого народа закрадывается мысль, что Македония может быть для них потеряна, и они начали, потому, напрягать теперь все свои силы, чтобы вознаградить себя за возможную потерю. Выдающиеся политики всех партий вступили в ряды членов местных греко-албанских обществ, которые, получая с разных сторон значительные денежные пожертвования, ведут самые оживленные сношения с выдающимися албанцами, как христианами, так и мусульманами в Эпире.
   Цель стремлений этих обществ - автономия Албании и Эпира и затем совместная работа греков и албанцев, направленная, в окончательном результате, к присоединению Эпира к Греции и соединению собственно Албании с Грецией в личной унии, по подобию Австро-Венгрии, причем греческий король должен также быть королем Албании. Над осуществлением этой программы греки работают самым энергичным образом и не отказываются ни от каких средств, чтобы подорвать влияние албанских агитаторов-националистов, стремящихся, при заметном равнодушии собственно народной массы, создать независимую Албанию. В этом отношении греческое правительство проявляет усиленную деятельность. Все греческие консулы в южной Албании самым усердным образом преследуют малейшее движение в пользу албанского национального языка и всякую попытку к освобождению от греческого влияния. Благодаря поддержке турецких властей, им удалось добиться закрытия албанской школы в Горче и ареста шести албанских патриотов, - трех христиан и трех мусульман, - отправленных в солунскую тюрьму.
   В конце сентября, в Дьякове состоялось собрание поборников албанской автономии, на которое съехались албанцы христиане и мусульмане со всех концов Албании и Эпира. Представителями Греции были два делегата, избранные греко-албанским союзом в Афинах. Один из них полковник на действительной службе греческой армии, а другой - депутат от Фессалии.
   На собрании выяснилось, что между албанцами и христианами царит будто бы полное единодушие и все религиозные и иные распри между отдельными племенами принесены, как уверяют, в жертву национальной идее. Выяснилось также, что организация революционного движения в Албании подвинулась настолько вперед, что в короткий срок албанцы могут выставить до 50.000 хорошо вооруженных человек. Греческие делегаты заявили, что считают возможным сформирование в Греции добровольческого отряда. В заключение, был избран исполнительный комитет, от которого будет зависеть начало действий.
   Кандидатом на пост губернатора автономных Эпира и Албании греки выставляют королевича Георгия, нынешнего критского генерал-губернатора. Если верить телеграмме из Афин в "Rappel", он принимал на днях в особой аудиенции Хакки-бея, уполномоченного центрального албанского комитета. Разговор, продолжавшийся почти час, велся на албанском языке, которым королевич владеет прекрасно.
   Королевич сказал Хакки-бею; что в настоящий момент революционное движение в Албании несвоевременно. Надо, прежде всего, выждать дальнейшего развития македонского вопроса. Королевич также заявил, что его кандидатура на пост албанского губернатора поддерживается Россией и Англией.

_____________________________

III.

  
   В конце августа, когда война между Турцией и Болгарией висела, казалось, на волоске и когда Порта представляла княжескому правительству жалобу за жалобой на образ его действий по македонскому вопросу, Болгария сочла нужным ответить двумя нотами: одна была вручена Порте. а другая передана державам. В первой из них объясняется, что восстание вызвано существующими порядками, вынуждающими молодежь бежать за границу и устраивать внутреннюю революцию с целью добиться применения ХХIII ст. берлинского договора.
   Тот факт, что восстание вспыхнуло сначала в Битолии, на расстоянии 250 километров от княжества, доказывает, что начали его не четы, пришедшие из Болгарии. А потому, правительство княжества снимает с себя всякую ответственность за. события, происходящие как в адрианопольском, так и в монастырском вилайетах, вызванные систематическим преследованием болгарского населения.
   Нота, адресованная державам, говорила вкратце, что "догадки, высказанные болгарским правительством в ноте от 29 июня, вполне оправдались. Турецкое правительство, очевидно, стремится к систематическому истреблению болгарского народа. Мобилизация и сосредоточение такого огромного количества войск в европейской Турции, под предлогом усмирения восстанцев, дают Болгарии основание предполагать, что Турция рассчитывает напасть на нее, улучив удобный момент. Болгарское правительство, потому, не может долее оставаться равнодушным и вынуждено будет принять свои меры".
   В пояснение этой последней ноты министр-президент Петров сделал следующее заявление английскому представителю в Софии: "Болгарское правительство решилось исполнить свои обязательства по отношению к Турции, как сюзеренной державе, и исполнить также, по возможности, требования держав, но по всему видно, что действительное положение вещей неизвестно за границей.
   Болгария не располагает достаточным количеством войск для того, чтобы воспрепятствовать четам проникать на македонскую территорию. С другой стороны, Турция пропускает четников, идущих из Болгарии, турецкие солдаты нарочно удаляются, как только их завидят. Из этого можно только заключить, что Турция поддерживает восстание для того, чтобы иметь предлог к избиению македонских христиан.
   Болгария не ищет ни территориальных приобретений, ни присоединения Македонии, ни даже ее автономии, она желает только, чтобы сохранены были жизнь и имущество македонских христиан. И если державы допустят, по политическим причинам, истребление христиан, болгары, не имея таких причин, допустить этого не могут. Поэтому, можно сказать без преувеличения, что если державы не вмешаются в скором времени, то Болгария будет этим поставлена в самое безвыходное положение".
   По словам "Daily Telegraph", болгарское правительство получило от Россиb, Австрии и Германии ответ на свою ноту. Все три державы говорят в нем, что княжеское правительство лучше всего послужит интересам Македонии и Болгарии, если воздержится от всякого активного участия в борьбе и предоставит уладить все великим державам. Если же болгарское правительство станет действовать так, что вызовет войну с Турциею, то ни одна держава не вступится за него. Вообще, как это было заявлено и Порте, "если, несмотря на полученные предостережения, Турция или Болгария дадут вовлечь себя в политику приключений, то они должны иметь в виду, что принесенные жертвы будут бесполезны, так как державы исполнены решимости не допускать никаких изменений в status quo".
   11 сентября 1903 г. появилось по македонскому вопросу русское правительственное сообщение, которое, дав очерк действий, предпринятых Россиею и Австриею к улучшению быта христианского населения трех турецких провинций, прибавляет, что "на первых порах действия эти увенчались успехом", так как оттоманским правительством даны были местным турецким органам категорические приказания немедленно приступить к выполнению намеченных реформ.
   "Однако, таковые результаты не могли удовлетворить образовавшиеся в славянских государствах "македонские комитеты"; очевидная вероятность успокоения христианского населения под влиянием начатых преобразований... отнимала у комитетов благодарную, с их точки зрения, почву для осуществления задуманных ими революционных планов. Выставляя знаменем своим защиту единоверцев от турецкого гнета, комитеты эти, в сущности, добиваются изменения, в своекорыстных видах, административного строя провинции в смысле образования из нее "Болгарской Македонии" в ущерб правам и преимуществам других христианских народностей, интересы коих одинаково дороги православной России. Не находя поддержки своим политическим планам в среде неболгарских элементов Македонии, вожаки движения путем жестокостей, насилий и террора старались вызвать поголовное восстание в стране, чтобы воспрепятствовать введению проектированных реформ.
   К сожалению... македонская агитация получила большое распространение в самом княжестве Болгарском, встречая поддержку со стороны деятелей, поддавшихся ложным расчетам на то, что возгоревшееся восстание вынудит Россию изменить свою программу и выступить активно в защиту несбыточных планов руководителей революционного движения.
   Пагубные заблуждения эти... навлекли тяжкие бедствия на христианское население турецких вилайетов, положить предел которым возможно прежде всего путем воспрепятствования как переходу новых банд из княжества в пределы Турции, так и прекращения революционной деятельности комитетов. Лишь тогда явится возможность настоять на немедленном применении реформ, в соответствии с насущными потребностями населения, которое, в виду усилившейся смуты, крайне трудно предохранить от чинимых турками жестокостей.
   ...Помимо сего, по предложению России и Австро-Венгрии, правительства великих держав, подписавших Берлинский договор, поручили своим представителям... сделать правительствам Турции и Болгарии заявление в нижеследующем смысле:
   "Нынешнее положение дел в турецких вилайетах, созданное преступными замыслами комитетов и революционных банд, ни в чем не изменяет взгляда держав на программу действий, выработанную в начале текущего года двумя наиболее заинтересованными правительствами, а посему ни Турция, ни Болгария не могут рассчитывать на поддержку какой-либо державы в случае открытого или тайного сопротивления осуществлению этой программы.
   Императорское правительство надеется. что эти новые предостережения убедят как Турцию, так и Болгарию в бесплодности всякого уклонения от исполнения предъявленных им требований и заставят принять все зависящие от них меры к подавлению на Балканском полуострове смуты, которая может иметь для Оттоманской империи и княжества Болгарского лишь самые тяжелые последствия".
   До сих пор полагали, что под влиянием тяжелых условий существования христианские народности Оттоманской империи с непобедимою ничем настойчивостью стремятся одна за другою вырваться на свободу, довольствуясь сначала приобретением элементарных прав, обеспечивающих им возможность жить, и что побороть стремление это никакая сила в мире не сможет. С этой точки зрения и македонский вопрос являлся вполне естественною эволюциею, причем задача Европы сводилась лишь к тому, чтобы эта эволюция происходила, по возможности, спокойным и мирным путем. Полагали, наконец, что разрушение македонского вопроса применительно к только что названному стремлению христианских народностей Турции неотвратимо, что его можно отдалить, но не устранить, как бы хладнокровно Европа ни смотрела на совершаемые в Македонии ужасные преступления, и что в конце концов должна приобрести право на жизнь и родина славянских первоучителей, принесших православной Руси ни с чем не сравнимый драгоценный дар славянского Евангелия и богослужения.
   Ныне же, как видно, все ставится на почву одних революционных планов, причем в лицо комитетов бросается тяжкое. обвинение в том, что деятельность их основана на своекорыстных планах и что лишь путем жестокостей, насилия и террора старались они вызвать поголовное восстание в стране, стремясь увлечь и Россию в защиту своих несбыточных планов и, в особенности, образования "Болгарской Македонии".
   Не подлежит, конечно, сомнению, что, по всей вероятности, существуют веские доказательства, заставившие наше правительство не только взвести названные обвинения, но и стать в некоторое противоречие с своим же сообщением от 30 ноября 1902 года, в котором ожидаемое на весну восстание объяснялось возрастающим недовольством среди православного населения Турции и говорилось, что "дабы положить предел брожению, могущему повлечь за собою самые серьезные осложнения на всем Балканском полуострове, Императорским правительством... поручено российскому послу в Константинополе... представить соображения о не терпящих отлагательства преобразованиях в административном строе Македонии и настойчиво советовать турецкому правительству скорейшее применение таковых в целях улучшения быта православного населения"...
   Действительность показала, что было несколько преждевременно считать, что действия держав уже увенчались на первых порах успехом, - только на том основании, что "оттоманским правительством даны были местным турецким органам категорические приказания немедленно приступить к выполнению намеченных реформ" и что предстояла "очевидная вероятность успокоения христианского населения под влиянием начатых преобразований", так как, во-первых, существует громадная разница между турецкими категорическими приказаниями о проведении реформ и их .действительным осуществлением, а во-вторых, восьмимесячный опыт с достаточною ясностью показал, что христианское население не могло успокоиться под влиянием начатых преобразований, провести которые турки, доколе они останутся турками, не в состоянии, даже если бы они искренно желали сообразоваться с программою, выработанною державами. Причины тому, были изложены мною в свое время (См. "Русский Вестник" февраль и март 1903 г.).
   Что же касается до несбыточности планов вожаков македонского восстания, добивающихся для своей родины автономного устройства, то в свое оправдание вожаки эти, пожалуй, могли бы указать, что первоисточником их планов является XXIII ст. берлинского договора, подписанного всеми великими державами.
   Если наше правительство в прошлом году так настойчиво рекомендовало скорейшее изменение условий быта православных в Македонии, то из этого само собою вытекало, что условия эти достигли той степени негодности, что были вполне достаточны, чтобы объяснить македонскую смуту естественными причинами, не примешивая никаких своекорыстных планов или террора со стороны каких-либо посторонних поборников.
   Последовавшее затем изменение оценки характера македонского брожения и предположение о проекте "Болгарской Македонии" тем поразительнее для не посвященного в тайны дипломатии читателя, что в печати появились сведения, как бы идущие вразрез с новыми взглядами, выраженными в правительственном сообщении 11 сентября настоящего года.
   Не буду говорить о приведенном выше отзыве болгарского министра-президента, но нельзя обойти молчанием происходившую в Петербурге беседу с профессорами Милетичем и Георговым, делегатами внутренней македонской организации.
   Милетич прямо заявил, что македонское восстание, возникшее исключительно на почве невыносимости положения местных христиан, было организовано внутренним македонским комитетом, так называемою "Внутреннею организациею", представляющею, в данный момент, единственную реальную силу, с которою приходится считаться в македонском вопросе. "Именно ввиду этого, - сказал он, - нас крайне удивляют претензии болгарского правительства, которое не имеет никакого фактического и юридического основания вести переговоры с Турцией о прекращении военных действий. Болгария приписывает себе какое-то влияние в лагере внутренних, которого она вовсе не имеет. Таким образом, княжество только поддерживает распространенное в Европе заблуждение, будто восстанием все еще руководят существовавшие в Болгарии комитеты" ("Новое Время" 15 сентября 1903 г.)
   Затем, как заявил корреспонденту "Temps" один из влиятельных македонцев: "Македонцы не желают турецко-болгарской войны, так как она придала бы македонскому вопросу окраску вопроса болгарского, что только повредило бы ему, в особенности в случае победы Болгарии.
   Македонцы хотят автономии, добытой путем вмешательства Европы в их пользу. Они не хотят ни раздела, ни присоединения к другому государству. Единая Македония для македонцев - ничего больше".

______________________________

IV.

  
   С представлениями, сделанными державами в Константинополе и Софии, совпали непосредственные переговоры между Турцией и Болгарией, почин которых исходил, по-видимому, от султана; болгарское правительство в свою очередь отозвалось на них в благоприятном смысле и сообщило вместе с тем свои условия, которые заключались в следующем: 1) немедленное прекращение резни в Македонии и адрианопольском вилайете, 2) прекращение военных действий против чет, 3) отозвание турецких и: болгарских войск от границы, 4) свободное возвращение беженцев из Болгарии в Турцию, 5) амнистия политических преступников и освобождение всех заключенных, 6) реформы, общинного управления в Македонии в духе автономии болгарских общин, 7) реформы системы сбора налогов, и 8) учреждение болгаро-турецкой комиссии для мирного улажения конфликтов и постепенной разработки реформ. Комиссия должна была состоять из четырех или более лиц, из которых половина будут болгары, назначаемые болгарским экзархом.
   Местопребывание комиссии будет в Софии, а в Константинополе при султане будет состоять болгарский представитель комиссии. На комиссию возлагается забота о водворении беженцев и восстановлении их разрушенных жилищ, разработка вопросов о сельской полиции, о школьном и церковном самоуправлении и о коренном преобразовании податной системы; комиссия же примет на себя обязанности мирового суда по имеющим возникнуть недоразумениям.
   Чрезвычайный совет турецких министров обстоятельно обсудил болгарскую ноту, а 10-го сентября турецкий комиссар в Софии заявил министру-президенту Петрову, что султан принимает болгарские предложения для мирного улажения македонского вопроса: возражение относилось лишь к невозможности назначения нетурецких членов комиссии болгарским экзархом, так как в таком случае могли быть предъявлены аналогичные требования со стороны вселенского патриарха, Сербии и Румынии. Между тем, в этом-то возражении и заключалось указание на то, что, вступив в непосредственные переговоры с Болгариею, Порта хотела лишь ускользнуть от необходимости проводить потребованные державами реформы и оттянуть время, чтобы, во первых, завершить сосредоточение войск и подвинуть, насколько возможно, начатое ею дело истребления македонских христиан и чтобы, во-вторых, воспользовавшись предложениями Болгарии, повернуть их против самой Болгарии. Все предположенное ею Порта не замедлила исполнить с присущим ей мастерством, противопоставив и в этом случае одну из подвластных ей народностей другой.
   В то время как болгарские министры уже торжествовали победу, кичась те

Другие авторы
  • Головнин Василий Михайлович
  • Абу Эдмон
  • Ковалевский Евграф Петрович
  • Островский Александр Николаевич
  • Панаева Авдотья Яковлевна
  • Фет Афанасий Афанасьевич
  • Кованько Иван Афанасьевич
  • Оберучев Константин Михайлович
  • Полетаев Николай Гаврилович
  • Клеменц Дмитрий Александрович
  • Другие произведения
  • Ромберг Ф. - Письма русских путешественников из Бразилии к Госп. N. N.
  • Добролюбов Николай Александрович - Этимологический курс русского языка. Составил В. Новаковский. - Опыт грамматики русского языка, составленный С. Алейским
  • Волошин Максимилиан Александрович - Б. Таль. Поэтическая контр-революция в стихах М. Волошина
  • Житков Борис Степанович - Мираж
  • Татищев Василий Никитич - История Российская. Часть I. Глава 4
  • Погорельский Антоний - Посетитель магика
  • Рейснер Лариса Михайловна - Казань
  • Поплавский Борис Юлианович - По поводу "Атлантиды - Европы"
  • Достоевский Федор Михайлович - Дневник писателя. 1873 год.
  • Гончаров Иван Александрович - Письма столичного друга к провинциальному жениху
  • Категория: Книги | Добавил: Ash (11.11.2012)
    Просмотров: 690 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа