Главная » Книги

Тихомиров Павел Васильевич - Значение философских наук в системе семинарского образования, Страница 2

Тихомиров Павел Васильевич - Значение философских наук в системе семинарского образования


1 2

ст³анскихъ доктринъ, то оно весьма легко можетъ упустить изъ своихъ рукъ духовное водительство русскаго общества. Мы уже говорили выше, насколько важно, даже съ точки зрѣн³я общаго образован³я, для правильнаго пониман³я и оцѣнки разныхъ умственныхъ течен³й современности хорошее знакомство съ истор³ей философ³и и съ типами современныхъ философскихъ направлен³й. Для того-же, чтобы руководить общественнымъ мнѣн³емъ, эта философская подготовка еще важнѣе.
   Мы сказали раньше, что безъ философскихъ наукъ и самое богословское образован³е, получаемое будущими пастырями въ семинар³и, было-бы недостаточно глубоко и основательно. Дѣйствительно, мног³я богословск³я науки не могли-бы быть хорошо усвоены безъ знан³я философ³и. Такъ называемое введен³е въ кругъ богословскихъ наукъ или основное богослов³е положительно немыслимо безъ знан³я истор³и философ³и. Различныя натуралистическ³я и рац³оналистическ³я объяснен³я происхожден³я религ³и, деизмъ, пантеизмъ и теизмъ, какъ типы учен³й объ отношен³и Бога къ м³ру, отрицательная и рац³оналистическая критика священнаго текста ветхаго и новаго завѣта и многое другое - въ какомъ уродливомъ свѣтѣ представлялись-бы они ученику и какъ мало были-бы понятны безъ знакомства съ историческими услов³ями ихъ возникновен³я и распространен³я! Самая критика отрицательныхъ мнѣн³й и положительное обоснован³е истины были-бы значительно затруднены безъ предварительнаго изучен³я основан³й философ³и и отчасти психолог³и. И опытъ многихъ семинарскихъ преподавателей основнаго богослов³я показываетъ, что ученики IV класса, гдѣ начинается преподаван³е этой науки,- одновременно съ философ³ей, - съ большимъ трудомъ усвоиваютъ содержан³е уроковъ, чѣмъ въ прежнее время, до 1884 года, когда основное богослов³е преподавалось въ V классѣ, стало быть, уже послѣ изучен³я философ³и. Методолог³я разныхъ богословскихъ наукъ была-бы невозможна безъ основательнаго знакомства съ логикой. Изучен³е церковной истор³и, въ особенности древней, прямо невозможно безъ знан³я греческой философ³и. И теперь преподаватели церковной истор³и въ семинар³яхъ нерѣдко жалуются на то, что ученики III класса, не изучавш³е еще философ³и, не понимаютъ изъ церковной истор³и многихъ отдѣловъ, напр., о ересяхъ и расколахъ первыхъ вѣковъ, о церковномъ просвѣщен³и и литературѣ, о борьбѣ съ языческой наукой и т. п. Да и въ новой церковной истор³и средневѣковая борьба номинализма и реализма, возникновен³е многихъ протестантскихъ учен³й и секстъ и т. п. безъ знан³я истор³и философ³и будутъ непонятны. Само догматическое богослов³е свои такъ называемыя соображен³я здраваго разума должно-бы было въ значительной мѣрѣ уродовать, упрощая и приспособляя ихъ къ уровню развит³я учениковъ, не изучавшихъ философ³и, a историческ³я ссылки и справки пришлось-бы сильно ограничивать. Можно не обинуясь утверждать, что семинаристъ, не изучавш³й философ³и, былъ-бы въ состоян³и читать далеко не всякую богословскую книгу и, напр., догматику Сильвестра онъ уже немогъ-бы какъ слѣдуетъ понять. A так³е отдѣлы догматическаго богослов³я, какъ учен³е о церкви, о благодати, о таинствахъ, о спасен³и и под., требующ³е тонкаго и глубокаго анализа, не могли-бы быть надлежащимъ образомъ раскрыты предъ учениками, не изучившими основательно логики, психолог³и и истор³и философ³и.
   Средн³е вѣка выработали формулу: "philosophia est ancilla theologiae". Формула эта, въ общемъ ложная, сгубившая средневѣковую философ³ю и въ своихъ практическихъ послѣдств³яхъ много повредившая католическому богослов³ю, справедлива однако въ томъ отношен³и, что указываетъ на тѣснѣйшую сопринадлежность богословскихъ и философскихъ наукъ. Основательное изучен³е первыхъ невозможно безъ послѣднихъ. Философ³я - не служанка, но необходимая союзница богослов³я. Только въ союзѣ съ философ³ей богослов³е можетъ занимать подобающее ему мѣсто въ ареопагѣ наукъ и пользоваться правомъ голоса. Иначе оно само осудитъ себя на ту почетную ссылку, какую выдумалъ для него извѣстной Бэконъ, утверждавш³й высокую важность и непогрѣшимость богооткровенной истины, но отрицавш³й за богослов³емъ всякое право вмѣшиваться въ научное рѣшен³е какихъ-бы то пи было вопросовъ м³ровоззрѣн³я. Задача философ³и и богослов³я въ сущности одна и та-же, - сообщить человѣку истинное м³ровоззрѣн³е, помочь ему установить свои отношен³я къ Богу, м³ру и человѣчеству и дать твердыя и истинныя правила поведен³я. Только философ³я стремится разрѣшить эту задачу средствами естественнаго разума, a богослов³е черпаетъ свое содержан³е изъ сверхъестественнаго божественнаго откровен³я. Но откровенная истина только тогда можетъ быть хорошо усвоена и оказать благотворное вл³ян³е на духъ, когда она будетъ въ полной гармон³и съ лучшими естественными убѣжден³ями. человѣка. Иначе непремѣнно начнется въ душѣ разладъ, весьма вредный для дѣла самой религ³и. Если бы философ³я въ одинъ прекрасный день совершенно исчезла съ лица земли, то и тогда отсутств³е ея во многомъ-бы затруднило плодотворную разработку богослов³я; но тогда всетаки еще можно бы было, съ нѣкоторыми ограничен³ями, говорить о самодостаточности богослов³я; теперь-же, когда стремлен³е къ философскому м³ровоззрѣн³ю или, по крайней мѣрѣ, къ философскому освѣщен³ю главнѣйшихъ вопросовъ знан³й и жизни сдѣлалось непремѣнной принадлежностью всякаго серьезно образованнаго человѣка, разрывъ нашего богослов³я съ философ³ей быль бы крайне для него вреденъ. Языкъ богослововъ сдѣлался-бы малопонятенъ уму образованныхъ людей, кредитъ богословской науки сталъ бы падать больше и больше, вл³ян³е религ³и на образованные классы ослабѣло-бы, и наша церковь тогда силою обстоятельствъ невольно была-бы поставлена на путь отрицан³я всякаго значен³я за свѣтской культурой и образованностью, т. е. на путь обскурагтизма. A насколько опасенъ такой путь, краснорѣчиво свидѣтельствуетъ истор³я римской церкви XVI столѣт³я...
   Русская церковь, равно какъ и вообще православный востокъ, никогда не знала и вообще не испытывала вражды съ такъ называемой свѣтской наукой. Съ одной стороны, это объясняется свойствами православ³я, способнаго цѣнитъ истину ради ея самой, откуда бы она ни приходила, и чуждаго тѣхъ деспотическихъ замашекъ и той исключительности, какими зарекомендовала себя церковь католическая, съ другой же стороны, это зависѣло отъ того, что философское образован³е, представители котораго, какъ мы уже имѣли случай замѣтить, всегда образуютъ духовную аристократ³ю общества, y насъ обыкновенно шло объ руку съ богословскимъ и даже долгое время было исключительной принадлежностью духовныхъ школъ. И надо признать, что до тѣхъ поръ, пока наши духовныя школы будутъ съ честью держать знамя философскаго просвѣщен³я, намъ не суждено испытать этого антагонизма между богослов³емъ и наукой. Правда, главная роль въ этомъ случаѣ принадлежитъ духовнымъ академ³ямъ, питомцы которыхъ призваны научно разработывать философск³е и связанные съ ними богословск³е вопросы; но и семинар³и въ этомъ дѣлѣ принимаютъ весьма почтенное участ³е, подготовляя философски образованныхъ, способныхъ стоять на стражѣ церковныхъ интеросовъ, пастырей, которые не уронятъ достоинства религ³и предъ образованнымъ обществомъ. A затѣмъ и то надо имѣть въ виду, что болѣе или менѣе плодотворная постановка академическаго преподаван³я философ³и въ значительной степени обусловлена предварительной семинарской подготовкой. Если бы студенты только въ академ³и впервые знакомились съ философскими науками, то результаты такого обучен³я едва ли много превышали бы уровень философскихъ знан³й, сообщаемыхъ теперь семинар³ей, - и ужъ само собой понятно, что при такихъ услов³яхъ кандидаты академ³и едва ли могли бы свои сочинен³я на первую ученую степень писать по вопросамъ богословско-философскимъ; болѣе или менѣе спец³альныя занят³я философ³ей естественно далеко отодвинулись бы за предѣлы школьнаго времени, между тѣмъ какъ мног³е только на студенческой скамьѣ и имѣютъ возможность и достаточныя пособ³я, что-бы отдаться научнымъ занят³ямъ. Предварительная семинарская подготовка даетъ возможность академическимъ преподавателямъ философскихъ наукъ предъявлять къ студентамъ болѣе серьезныя требован³я и, не тратя времени на первоначальное ознакомлен³е слушателей съ новой для нихъ наукой, ставитъ преподаван³е на вполнѣ научную почву. Кандидатъ академ³и, избравш³й своею спец³альностью философ³ю, обыкновенно бываетъ хорошо знакомъ уже съ классическими произведен³ями философской литературы, обладаетъ навыкомъ къ самостоятельной работѣ какъ по части критики, такъ и положительнаго рѣшен³я разныхъ философскихъ вопросовъ. Такими благопр³ятными результатами академ³я много обязана семинар³и.
   Доселѣ, говоря о значен³и философскихъ наукъ въ системѣ семинарскаго образован³я, мы не касались фактической ихъ постановки въ теперешнихъ семинар³яхъ. Между тѣмъ отъ этой постановки зависитъ весьма многое. Своихъ идеальныхъ цѣлей обыкновенно не достигаетъ преподаван³е ни одной науки въ средней школѣ вообще и, конечно, въ духовной семинар³и въ частности. Неудивительно поэтому, если и въ семинарской постановкѣ преподаван³я философ³и найдутся нѣкоторые недостатки, исправить которые, разумѣется, не только вполнѣ желательно, но и необходимо въ виду первостепенной важности этого предмета для развит³я учащихся. Недостатки эти - двоякаго рода: одни зависятъ отъ внѣшнихъ услов³й, въ как³я поставлено преподаван³е, друг³е могли бы быть устранены и при этихъ услов³яхъ.
   Внѣшн³я услов³я, въ как³я поставлено преподаван³е философ³и въ семинар³яхъ, нельзя назвать благопр³ятными: составъ программъ, число учебныхъ часовъ и качество учебниковъ оставляютъ желать не мало лучшаго. Что касается программъ, то болѣе удовлетворительны программы по логикѣ и начальнымъ основан³ямъ философ³и, наименѣе удовлетворительна программа по истор³и философ³и. То же надо сказать и объ учебникахъ. Логика проходится обыкновенно по учебнику Свѣтилина, къ которому, повидимому, приноровлена и программа {Впрочемъ, въ нѣкоторыхъ семинар³яхъ употребляютъ вмѣсто него учебникъ Струве, непозволительно кратк³й. Объ этомъ нельзя искренно не пожалѣть.}. Учебникъ этотъ принадлежитъ къ разряду очень хорошихъ учебниковъ, и имъ слѣдуетъ дорожить. Въ упрекъ ему могутъ быть поставлены только три вещи: не совсѣмъ толковое и вразумительное изложен³е законовъ мышлен³я, недостаточное вниман³е къ индуктивной логикѣ и малое количество хорошихъ и интересныхъ примѣровъ. Недостатки эти, конечно, могутъ быть исправляемы и восполняемы въ самомъ преподаван³и, тѣмъ болѣе, что хорошихъ пособ³й по логикѣ какъ для учащихъ, такъ и для учащихся на русскомъ языкѣ теперь достаточно; но желательно, чтобы и самый учебникъ былъ исправленъ и дополненъ въ указанномъ смыслѣ. Число уроковъ, назначенныхъ для изучен³я логики (2 часа въ недѣлю), можно признать достаточнымъ только развѣ для усвоен³я учебника да и то не безъ обременен³я для учащихся. A такъ какъ изъ этого же числа часовъ надо выгадать время и для изучен³я введен³я въ философ³ю, то можно уже не обинуясь утверждать, что по числу учебныхъ часовъ преподаван³е логики поставлено прямо въ неблагопр³ятныя услов³я. Вѣдь ограничиваться однимъ изучен³емъ учебника, безъ многочисленныхъ практическихъ работъ, - этого первѣйшаго услов³я плодотворности изучен³я {Характеръ этихъ работъ указанъ нами выше.}, - значитъ дѣлать, въ сущности, даже менѣе полдѣла. Поэтому, принимая во вниман³е необходимость въ томъ же классѣ (III) пройти и введен³е въ философ³ю, a также имѣть время и для практическихъ занят³й по логикѣ, было бы вполнѣ справедливо увеличить число уроковъ на 2 или ужъ во всякомъ случаѣ на 1. Если въ III классѣ этихъ двухъ уроковъ нельзя будетъ найти, то мы не видимъ никакихъ препятств³й начинать изучен³е логики, напр., со II класса, гдѣ уроками этого предмета съ гораздо большей пользой для дѣла могли бы быть замѣнены уроки библейской истор³и, которая совершенно не нужна въ семинар³и, при изучен³и тамъ священнаго писан³я и послѣ довольно пространнаго изучен³я священной истор³и въ духовномъ училищѣ. Плодотворные результаты такой замѣны не замедлятъ сказаться повышен³емъ уровня развит³я семинаристовъ вообще и качества ихъ письменныхъ работъ въ частности. - Основан³я философ³и проходятся по учебнику Кудрявцева, которому соотвѣтствуетъ и программа. Это - тоже одинъ изъ лучшихъ семинарскихъ учебниковъ. Нѣкоторая устарѣлость и отсталость его сужден³й и немного сбивчивое изложен³е нѣкоторыхъ отдѣловъ (то и другое, впрочемъ, въ очень малой степени) легко могли-бы быть исправлены при новыхъ издан³яхъ. Но число уроковъ въ IV классѣ, отведенное для изучен³я этого предмета вмѣстѣ съ истор³ей философ³и (3 часа въ недѣлю), чрезвычайно мало. Собственно для начальныхъ основан³й философ³и этого числа еще могло-бы хватить, подъ услов³емъ пропуска въ учебникѣ нѣкоторыхъ менѣе важныхъ отдѣловъ, что, впрочемъ, не особенно всетаки желательно; но изучить въ тѣ-же три недѣльныхъ часа и истор³ю философ³и прямо невозможно. Приходится чѣмъ-нибудь, - или истор³й или основан³ями философ³и, - въ большей или меньшей мѣрѣ пожертвовать. Чаще успѣваютъ пройти истор³ю философ³и и кое-что изъ основан³й, a иногда и наоборотъ. Первое все-таки лучше, потому что для учениковъ знать истор³ю философ³и гораздо важнѣе. Но нѣтъ нужды говорить, насколько прискорбны так³я сокращен³я курса по столь необходимымъ предметамъ. Прибавить по этимъ предметамъ никакъ не менѣе 2 уроковъ въ недѣлю - дѣло самой настоятельной надобности, съ чѣмъ, мы увѣрены, согласится всяк³й преподаватель философскихъ наукъ въ семинар³и {Вопросъ,- гдѣ взять эти 2 урока,- легко можетъ быть рѣшенъ перенесен³емъ изъ IV класса какихъ-либо богословскихъ уроковъ въ друг³е классы, главнымъ образомъ въ V и VI, курсъ которыхъ черезчуръ и безъ надобности облегченъ сравнительно съ младшими классами. Такъ совершенно необходимо перенести въ V классъ основное богослов³е (1 урокъ) преподаван³е котораго, безъ предварительнаго изучен³я философ³и, представляетъ весьма больш³я затруднен³я. Другой часъ могъ-бы быть полученъ перенесен³емъ въ V классъ одного урока лигургики или гомилетики.}. Если по старому уставу для преподававшагося вмѣсто этихъ двухъ предметовъ обзора философскихъ учен³й назначено было 4 недѣльныхъ часа, - и этого времени едва хватало, то теперь для двухъ предметовъ менѣе 5 часовъ назначить никакъ невозможно {Правда, обзоръ философскихъ учен³й во многихъ отношен³яхъ замѣнялъ эти двѣ науки,- основан³я и истор³ю философ³и: но во всякомъ случаѣ объемъ послѣднихъ гораздо больше.}. Относительно программы и учебника по истор³и философ³и (Страхова) необходимо сказать, что они весьма не удовлетворяютъ истиннымъ нуждамъ семинарскаго образован³я. Ихъ чрезмѣрная краткость и неполнота по всѣмъ отдѣламъ, a въ особенности по отдѣлу новѣйшей философ³и, въ высшей степени прискорбны. Истор³я философ³и непремѣнно должна быть доведена до нашихъ дней и показать образован³е господствующихъ въ настоящее время философскихъ направлен³й въ главныхъ образованныхъ странахъ - Герман³и, Франц³и и Англ³и, съ присоединен³емъ характеристики и русской философ³и. Безъ этого услов³я ея значен³е для умственнаго развит³я учениковъ значительно ослабляется. Не мѣшало-бы знакомить учениковъ и съ отрывками изъ классическихъ произведен³й выдающихся философовъ, хотя-бы по существующимъ на русскомъ языкѣ переводамъ. По крайней мѣрѣ, желательно, чтобы ученики прочитали нѣкоторые д³алоги Платона, кое-что изъ Аристотеля, Декарта, Локка, Лейбница и Юма, болѣе или менѣе значительные отрывки изъ "Критики чистаго разума" и "Пролегоменъ" Канта. Для домашняго чтен³я можно-бы было давать ученикамъ Лотце, Лянге и Милля. Недавно переведенныя на русск³й языкъ прекрасныя пособ³я - Виндельбанда по древней и Фалькенберга но новой философ³и непремѣнно должны быть рекомендуемы лучшимъ воспитанникамъ. Какъ изучен³е истор³и литературы невозможно безъ знакомства съ образцами, такъ точно и изучен³е истор³и философ³и. Правда, отъ семинаристовъ въ этомъ отношен³и многаго требовать нельзя; но кое-что можетъ и должно быть сдѣлано.- Число учебныхъ часовъ по психолог³и (3 урока въ недѣлю) намъ кажется достаточнымъ, программа - требующей нѣкоторыхъ улучшен³й, a учебникъ (свящ. Гиляревскаго) - неудовлетворительнымъ. Употреблявш³йся прежде учебникъ Чистовича, хотя и сильно устарѣлъ, но всетаки несравненно лучше.
   Изъ недостатковъ въ семинарской постановкѣ философ³и, не зависящихъ отъ устава и учебниковъ, мы укажемъ только одинъ, весьма, на нашъ взглядъ, существенный. Это - то, что ученики семинар³и, за нѣкоторыми, впрочемъ, исключен³ями, почти совсѣмъ не занимаются чтен³емъ философскихъ статей и книгъ и обсужден³емъ прочитаннаго какъ самостоятельно, такъ и подъ руководствомъ преподавателя. Пр³охочивать къ этому учениковъ - прямая обязанность преподавателей. Усвоен³е одного учебника, безъ самостоятельнаго чтен³я, никогда не воспитаетъ серьезнаго и глубокаго интереса къ предмету, a безъ этого и достигнутое развит³е не будетъ прочнымъ. Наше духовенство очень часто обвиняютъ въ томъ, что оно крайне мало читаетъ и вообще имѣетъ мало умственныхъ интересовъ. Вина въ этомъ главною своею тяжестью ложится, по нашему мнѣн³ю, на семинар³ю. Русская философская литература въ настоящее время такъ сравнительно богата, разнообразна и интересна,- по крайней мѣрѣ, для средне-образованнаго человѣка,- что жаловаться на недостатокъ подходящаго чтен³я никакъ нельзя.
  

П. Тихомировъ.


Другие авторы
  • Эртель Александр Иванович
  • Буринский Владимир Федорович
  • Буринский Захар Александрович
  • Екатерина Ефимовская, игуменья
  • Грот Николай Яковлевич
  • Готовцева Анна Ивановна
  • Плещеев Александр Алексеевич
  • Ромберг Ф.
  • Овсянико-Куликовский Дмитрий Николаевич
  • Констан Бенжамен
  • Другие произведения
  • Жуковский Василий Андреевич - Письма к А. С. Пушкину
  • Станюкович Константин Михайлович - Мрачный штурман
  • Кошелев Александр Иванович - Кошелев А. И.: биографическая справка
  • Шкулев Филипп Степанович - Шкулев Ф. С.: биобиблиографическая справка
  • Гуревич Любовь Яковлевна - Мария Башкирцева. Переписка с Ги де Мопассаном. (Предисловие)
  • Глинка Федор Николаевич - Записка о магнетизме
  • Жуковский Василий Андреевич - О стихотворениях И. И. Козлова
  • Журовский Феофилакт - Слава Российская
  • Глинка Федор Николаевич - Вожатый
  • Гофман Эрнст Теодор Амадей - Sanctus
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
    Просмотров: 335 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа