Главная » Книги

Толстой Лев Николаевич - Том 23, Произведения 1879-1884, Полное собрание сочинений, Страница 30

Толстой Лев Николаевич - Том 23, Произведения 1879-1884, Полное собрание сочинений



восточная притча о путнике в колодце (гл. IV), кратко изложенная в первоначальной редакции, здесь превращается в небольшой, но художественно законченный рассказ, так же как и легенда о Будде (гл. VI). Точнее и подробнее изложено отношение автора к науке (гл. V и VI). Очень развита гл. XI (окончательной редакции) - сравнение отношения к жизни людей богатых классов и людей трудящихся; большая часть этой главы впервые появляется в этой корректуре. Так же подробно развито описание столкновения с церковью по вопросу об отношении к другим исповеданиям (гл. XV). Кроме этих обширных вставок. Толстой, как всегда, сделал немало исправлений, имеющих целью уточнить свою мысль и придать большую яркость и образность.
   Здесь впервые появляется деление на главы, не вполне соответствующее последней редакции.
   Из этой корректуры мы даем вариант N 8.
   7. Переписанные для ясности рукой А. П. Иванова первые 4 гранки первой корректуры с исправлениями автора. Нумерованных (кроме последнего) 32 лл. 4®. Начало: "Я был крещен и воспитан в православной христианской вере"; конец: "И потеря эта остановила во мне жизнь". Перечитывая эту переписку, автор сделал небольшие (большей частью) исправления на всех листах. Последние 3 страницы, дающие первую редакцию последних пяти абзацев гл. III окончательной редакции, почти целиком написаны рукой автора. Заглавие: "Вступление к ненапечатанному сочинению". По этой рукописи производилась правка в типографии.
   8. Вторая авторская корректура с главы I до половины главы XIII (окончательной редакции). 31 нумерованная гранка. Отсутствуют гранки 24 и 26 а. Заглавие: "Вступление к ненапечатанному сочинению", вместо зачеркнутого: "Как я потерял смысл жизни и в чем нашел его". Начало: "Я был крещен и воспитан в православной христианской вере"; конец: <"единение и жертвы во имя любви">. Деление на главы еще не вполне; соответствует окончательной редакции. На первых 21 гранках, содержащих I-VII главы окончательной редакции, исправлений автора сравнительно немного; есть некоторые гранки (3 а, 4, 5, 6, 7, 12, 14), где их нет совсем; наибольшие исправления и вставки сделаны на гранке 10, где рассказывается об отношении автора к науке (гл. V окончательной редакции). С гранки 18 до конца исправлений и вставок значительно больше, особенно в тексте, соответствующем X, XII и XIII главам окончательной редакции.
   Из этой корректуры мы печатаем вариант N 5.
   9. Третья авторская корректура. Содержала всего 40 гранок, из которых отсутствуют гранки: 1-10, 12, 13, 17, 21 и часть гранки 11. Начало: "Но этого мало. Если бы я просто понял"; конец: "будет когда-нибудь и где-нибудь напечатано". Деление на главы почти соответствует окончательной редакции. Авторских исправлений и вставок очень много, из которых многие очень обширны. Особенно усердно были переработаны главы V (об отношении к науке), Х (о народной вере), XI (сравнение жизни богатых с жизнью трудящихся), XII (об искании бога - здесь впервые дается сравнение человеческой жизни с переправой на другой берег), XIII (о православии) и XV (о столкновении с церковью по вопросу об отношении к другим исповеданиям).
   Корректура на последнем листе датирована рукой автора: "1879".
   Из этой корректуры мы даем вариант N 12.
   10. Рукопись заключения всего произведения - описание виденного автором сна. Была написана по окончании просмотра третьей корректуры. 3 лл. 4®, целиком написанные рукой автора; оборотная сторона последнего листа не заполнена. Начало: "Это было написано мною"; конец: ("очень рад, что видел этот сон"). Рукопись служила оригиналом набора, что видно из оставшихся на ней типографских пятен.
   Несмотря, однако, на такое изобилие рукописей и корректур "Исповеди", отсутствует самая главная и нужная последняя, в сверстанных листах, авторская корректура, по которой произведение было напечатано в "Русской мысли". Из статьи секретаря "Русской мысли" Н. Н. Бахметьева мы уже знаем, что часть корректур с исправлениями автора осталась в редакции "Русской мысли". Между тем тексты как "Русской мысли", так и первого отдельного издания "Исповеди" Элпидина не во всем совпадают с текстом последней имеющейся в нашем распоряжении третьей корректуры; следовательно, в листах произведение снова подверглось правке.
   Сравнивая тексты "Исповеди" в "Русской мысли" с текстом отдельного издания Элпидина, находим между ними существенную разницу. В издании Элпидина не внесены последние стилистические исправления, сделанные в тексте "Русской мысли". С другой стороны, как мы знаем из письма Толстого к жене, в тексте "Русской мысли" с согласия автора и при его участии были произведены некоторые цензурные смягчения. В издании Элпидина текст произведения Толстого появился без цензурных искажений. Очевидно, Элпидин печатал по предпоследней сверстанной корректуре - без последних поправок автора, но и без цензурных смягчений и выкидок.
   Мы сочли наиболее правильным печатать "Исповедь" по тексту "Русской мысли", с уничтожением цензурных смягчений по тексту издания Элпидина. Эти смягчения поддаются определению. Мы считаем следующие места "Вступления к ненапечатанному сочинению" подвергшимися цензурным смягчениям:
  
  
   Страница и строка данного тома
   В издании Элпидина
  
   В "Русской мысли"
  
   2, 20
  
   2, 23
  
   2, 26
  
  
   33. 8-9
  
  
   34. 36-37
  
  
   37, 34-36
  
  
  
  
  
   44, 23-25
  
  
  
   45, 4-5
  
  
   51, 39-40
  
   54, 29-23
  
  
  
   Если и есть различие
  
   большею частью встречалось
  
   большею частью встречались в людях
  
   чего я не могу принять, пока я не сошел с ума
  
   Как ни неразумны и уродливы ответы, даваемые верою
  
   Я готов был принять теперь всякую веру, только бы она не требовала от меня прямого отрицания разума, которое было бы ложью.
  
   тем очевиднее для меня было, что он не слышит меня, и что нет никого такого, к которому бы можно было обращаться.
  
   И опять этот отдельный от мира, от меня бог, как льдина, таял, таял на моих глазах
  
  
   Эта мало что фальшивая нота, это жестокое требование кого-то такого, который, очевидно, никогда я не знал, что такое вера.
  
   И не получил никакого объяснения, кроме того же самого, по которому сумские гусары считают, что первый полк в мире - сумский гусарский, а желтые уланы считают, что первый полк в мире это - желтые уланы.
   Если замечал различие
  
   большею частью, как мне казалось, встречалось
   большею частью встречались, как мне казалось, в людях
  
   что не совместимо с требованиями моего разума
  
   Как ни неразумны ответы, даваемые верою
  
   Я видел, что знание смысла жизни - в вере, но в какой вере и как понять ее?
  
  
  
   Тем дальше становился от меня тот бог, к которому я обращался, я уж не чувствовал его.
  
   И опять этот отдельный от мира, от меня бог скрывался от моих глаз.
  
  
   Заменено двумя строками точек.
  
  
  
  
  
   И не получал никакого объяснения кроме того, что истина слишком очевидна. Католик видел очевидность истины в своем, православный - в своем, старообрядец - в своем исповедании.
  

ПРИМЕЧАНИЯ К ОСНОВНОМУ ТЕКСТУ "ИСПОВЕДИ"

   1. 1(6). ...вышел со второго куров, университета -Толстой поступил в Казанский университет в 1844 г. и пробыл один год на восточном отделении философского факультета и два года на юридическом факультете. В 1847 г. вышел из университета.
   2. 1 (13). Володинька М. - Это был Владимир Алексеевич Милютин 1826-1855). родной брат военного министра Д. А. Милютина, впоследствии профессор государственного, а затем полицейского права в Петербургском университете. Литературную деятельность В. А. Милютин начал двадцати лет, будучи еще студентом университета, и сразу же благодаря своей образованности и талантливости занял видное место среди тогдашних литераторов. На двадцать девятом году, вследствие личных причин, покончил самоубийством. Главные работы В. А. Милютина: "Пролетарии и пауперизм в Англии и во Франции" - "Отечественные записки" 1847, 1-4; "Мальтус и его противники"- "Современник" 1847, 7-8; статьи по поводу книги А. Бутовского "Опыт о народном хозяйстве или о началах политической экономии"- "Современник" 1847,10-12, и "Отечественные записки" 1847,11-12. "Избранные произведения" В. А. Милютина изданы в 1946 г. Госполитиздатом с предисловием И. Г. Блюмина.
   3. 1 (16-17). (это было в 1838 .г.) - описанный Толстым случай произошел в сентябре 1839 г.
   4. 1 (21). ...старший брат мой Дмитрий. - Дмитрий Николаевич Толстой (р. 23 апреля 1827 г., ум. 21 января 1856 г. от туберкулеза). См. о нем "Воспоминания" Толстого (т. 34).
   5. 2 (4-5) ...читал Вольтера. - Франсуа-Мари Вольтер (1694-1778). Против церкви и духовенства были направлены очень многие сочинений Вольтера, как, например, "Оеdip" ("Эдип"), "Mahomet" ("Магомет"), "Zaire" ("Заира"), "Henriade" ("Генриада"), "Siecle de Louis XIV" ("Век Людовика XIV"), "Essay sur les moeurs et l'esprit des nations") ("Опыт о нравах и духе народов") и др. Одну из едких насмешек Вольтера над церковными догматами Толстой вспоминает в статье "Что такое религия и в чем сущность ее?" (1901-1902): "...не говоря и о том нелепом таинстве, про которое Вольтер еще говорил, что были и есть всякие нелепые религиозные учения, но никогда еще не было такого, в котором главный религиозный акт состоял бы в том, чтобы есть своего бога" (т. 35, стр. 169).
   6. 3 (1). ...рассказывал С. -С. - брат Толстого Сергей Николаевич (р. 17 февраля 1826 г., ум. 23 августа 1904 г.). "Старший брат", упоминаемый далее, - Н. Н. Толстой. Точные слова, сказанные Н. Н. Толстым С. Н. Толстому, были: "А ты еще всё делаешь этот намаз?" См. рукописные варианты "Исповеди", вариант N 1.
   7. 4 (30). ...добрая тетушка моя. - Речь идет о воспитательнице Толстого Татьяне Александровне Ергольской (р. 4 ноября 1792 г., ум. 20 июня 1874 г.), приходившейся ему троюродной теткой. По признанию самого Толстого, Т. А. Ергольская имела на него сильное и благотворное влияние. "Она научила меня духовному наслаждению любви",- писал он в "Воспоминаниях", где посвятил Т. А. Ергольской отдельную главу (VI).
   8. 5 (5). Я убивал людей на войне. - Толстой участвовал в войне с кавказскими горцами в 1851-1853 гг. и в Крымской войне 1854-1855 гг., находясь сначала в Дунайской армии, а затем в осажденном Севастополе.
   9. 5 (5). ...вызывал на дуэли. - Известны два случая вызова Толстым на дуэль. Первый произошел 19 марта 1856 г. М. Н. Лонгинов, в то время сотрудник "Современника", а впоследствии орловский губернатор и затем начальник Главного управления по делам печати, прислал Некрасову письмо, в котором сомневался в свободомыслии Толстого. Не зная содержания письма, Некрасов показал его Толстому; Толстой оскорбился письмом Лонгинова и послал ему вызов на дуэль. Инцидент был улажен Некрасовым. См. письмо Толстого к Некрасову от 2 июля 1856 г.. т. 60.
   Второй случай - вызов Тургенева после ссоры с ним 27 мая 1861 г. в гостях у Фета. См.: А. Фет, "Мои воспоминания", т. I, М. 1890, стр. 369-375; Н. Н. Г у с е в, "Толстой в молодости", М. 1927, стр. 387-394; "Толстой и Тургенев. Переписка", М. 1928. стр. 63-68.
   10. 5 (12). В это время я стал писать из тщеславия, корыстолюбия и гордости. - Первое произведение, написанное Толстым для печати, относится к 1851-1852 гг. Это - повесть "Детство": она появилась в сентябрьской книжке "Современника" 1852 г. По Дневникам Толстого 1851-1852 гг. видно, как он был захвачен творческой работой, когда писал это свое первое законченное произведение, как неправомерна данная автохарактеристика.
   11. 5 (20) ...я приехал после войны в Петербург. - Толстой приехал в Петербург после Крымской войны 19 ноября 1855 г. Ему было тогда не двадцать шесть, а двадцать семь лет.
   12. 8 (3). ...я поехал за границу. - Толстой в первый раз выехал за границу из Москвы 29 января 1857 г. Он побывал во Франции, Швейцарии и Германии; вернулся в Петербург 30 июля 1857 г. См. его Дневник и письма за этот период (тт. 47 и 60); "Воспоминания" А. А. Толстой- "Переписка Л. Н. Толстого с А. А. Толстой", изд. Общества Толстовского музея, СПб. 1911, стр. 4-12
   13. 8 (20). ...вид смертной казни.-Толстой наблюдал смертную казнь гильотиной в Париже 25 марта (6 апреля) 1857 г. (был казнен убийца). В этот день он записал в Дневнике: "Больной, встал в 7 часов и поехал. смотреть экзекуцию. Толстая белая здоровая шея и грудь. Целовал Евангелие, и потом - смерть, что за бессмыслица! - Сильное и не даром прошедшее впечатление. Я не политический человек. Мораль и искусство. Н знаю, люблю и могу... Гильотина долго не давала спать и заставляла оглядываться" (т. 47, стр. 121-122). Кроме того. Толстой писал о впечатлении, произведенном на него видом смертной казни, в письме к В. П. Боткину в тот же день (т.60, стр. 167-169) и в трактате "Так что же нам делать?" (гл. II), написанном в 1884-1885 гг. (т. 25, стр. 190).
   14. 8 (30-31). ...смерть моего брата. - Николаи Николаевич Толстой (р. 21 июня 1823 г.) скончался 20 сентября 1860 г. в Гиере от туберкулеза. По признанию Толстого, брат Николай Николаевич имел на него сильное и благотворное влияние. Лев Николаевич в письме к Т. А. Ергольской от 6 января 1852 г. писал, что самым большим несчастием для него была бы смерть ее и "Николеньки" (т. 59, стр. 145-146). Смерть брата потрясла Толстого. "Скоро месяц, что Николенька умер,- писал он в Дневнике 13 октября 1860г.-Страшно оторвало меня от жизни это событие.... Николенькина смерть - самое сильное впечатление в моей жизни" (т. 48, стр. 29-30). То же писал он Фету 17 октября того же года (т. 60, стр. 357-358).
   О Н. Н. Толстом см.: Л. Н. Толстой, "Воспоминания" (т. 34); его же Дневники и письма: к Т. А. Ергольской от 20 и 24-25 сентября 1860 г. и к С. Н. Толстому от 24-25 сентября того же года (т. 60, стр. 352-356); А. Фет, "Мои воспоминания", т. I, М. 1890; Евг. Г а р ш и н, "Воспоминания об И. С. Тургеневе" - "Исторический вестник" 1883, 11.
   Из произведений Н. Н. Толстого напечатаны: "Охота на Кавказе" - "Современник" 1857, 2, отдельное изд. М. и С. Сабашниковых, М. 1922) с предисловием М. О. Гершензона; "Пластун"- "Красная новь" 1928, 5, 7, с статьей А. Е. Грузинского "Писатель Н. Н. Толстой". Ъ
   15. 9 (2). ...занятие крестьянскими школами. - Толстой занимался педагогической деятельностью в течение 1858-1863 гг. Основным принципом его педагогической системы было отсутствие всякого принуждения по отношению к учащимся со стороны учителя. Занятия с детьми оставили в нем светлое воспоминание на всю его жизнь. "Счастливые периоды моей жизней - писал он в Дневнике 8 апреля 1901 г.,-были только те, .когда я всю жизнь отдавал на служение людям. Это были: школа, посредничество, голодающие и религиозная помощь" (т. 54, стр. 94).
   О школьных занятиях Толстого см. его педагогические статьи, т. 8; "Воспоминания о Л. Н. Толстом ученика Яснополянской школы В. С. Морозова", изд. "Посредник", М. 1917; Н. Н. Гусев, "Толстой в молодости", М. 1927, стр. 315-362 (там же библиография).
   16. 9 (22-23) ...я другой раз поехал за границу. - Толстой вторично выехал за границу 2 июля 1860 г. На этот раз он побывал в Германии, Франции, Англии в Бельгии. Возвратился в Россию 12 апреля 1861 г. См. его Дневники этого периода (т. 48).
   17. 9 (27). ...заняв место посредника. - Толстой был назначен мировым посредником 28 июня 1861 г. Состоя в этой должности, он защищал интересы крестьян против несправедливых притязаний помещиков, чем вызвал озлобление против себя всего крапивенского дворянства. Озлобление это было так велико, что ему, наконец, пришлось оставить службу. 30 апреля 1862 г. он подал в отставку, которую получил 26 мая того же года. См. Д. Успенский, "Архивные материалы для биографии Л. Н. Толстого" - "Русская мысль" 1903, 9; Н. Н. Гусев, "Толстой в молодости", М. 1927, стр. 394-398.
   18. 9 (29). ...в журнале, который я начал издавать. - Толстой в 1862 г. издавал журнал под названием: "Ясная Поляна. Школа. Журнал педагогический". Вышло всего двенадцать номеров, в которых было помещено одиннадцать больших статей Толстого и ряд статей учителей, занимавшихся в основанных им школах под его руководством, а также других лиц, занятых вопросами народного образования.
   19. 10 (2). ...поехал в степь. - Толстой в первый раз поехал на кумыс в Самарскую губ. 14 мая 1862 г., захватив с собою двух своих учеников - Василия Морозова и Егора Чернова. Он поселился в башкирском кочевье на Каралыке в Николаевском уезло Самарской губ. Возвратился в Ясную Поляну 31 июля 1862 г. О пребывании Толстою е башкирской степи см. "Воспоминания о Л. Н. Толстом ученика Яснополянской школы В. С. Морозова", изд. "Посредник", М. 1917, стр. 89-123.
   20. 10 (4). ..я женился. - Толстой женился на Софье Андреевне Берс 23 сентября 1862 г. См. его Дневники за август - сентябрь 1862 г., т. 48; Т.А.Кузминская, "Моя жизнь дома и в Ясной Поляне", изд. М. и С. Сабашниковых, М. 1925; С. А. Толстая, "Женитьба Л. Н. Толстого" - "Дневники С. А. Толстой. 1860-1891", изд. М. и С. Сабашниковых, М. 1928, стр. 8-29.
   21. 13 (24-25) ...придут болезни, смерть (и приходили уже) на любимых людей. - Ко времени написания "Исповеди" Толстой пережил смерти следующих близких людей: 1) отец Николай Ильич; 2) бабушка Пелагея Николаевна Толстая; 3) тетушка Александра Ильинична Остен-Санен, опекунша; 4) брат Дмитрий Николаевич; 5) брат Николай Николаевич: 6) зять Валерьян Петрович Толстой (ум. 6 января 1865 г.); 7) сын Петр (р. 13 июня 1872 г., ум. 9 ноября 1873 г.); 8) "тетенька" Т. А. Ергольская; 9) сын Николай (р. 22 апреля 1874 г., ум. 21 февраля 1875 г.); 10) тетка Пелагея Ильинична Ющкова, вторая опекунша Толстых (ум 22 декабря 1875 г.).
  
  
  
  
  
  
  
   22. 13 (34). Давно уже рассказана восточная басня. - Басня эта входит в состав санскритского сборника повестей, басен и назидательных сентенций, известного под именем Панчантры (Пятикнижия). Время составления его точно неизвестно, но определяется приблизительно между II веком до н. э. и VI веком. В VI веке сборник был переведен на сирийский, а впоследствии - на арабский язык. Арабский перевод послужил затем источником для распространения этого сказания с Востока на Запад. См. Ф. И. Буслаев, "Мои досуга", т. II, М. 1886, статья "Перехожие повести". Толстой читал эту басню в "Прологе" но мог читать и в стихотворном переложении Жуковского: "Две повести. Подарок на Новый год издателю "Москвитянина". Из Шамиссо и Рюккерта" (1844).
   23. 22 (30-32). ...в истинной философии, - не в той, которую Шопенгауер называет профессорской философией. - Шопенгауэр высказался о профессорах философии особенно резко в предисловии ко второму изданию "Мир как воля и представление", написанном в 1844 г. См. в русском переводе А. Фета, изд. Маркса, 4-е, СПб., стр. XXV-ХХУШ.
   24. 22 (37). "Мы приблизимся к. истине...когда смерть приходит к нам".- Отрывок представляет свободный и сокращенный перевод двух выдержек из гл. XI и XII диалога Платона "Федон", передающего предсмертные беседы Сократа с учениками. Возможно, что Толстой, зная греческий язык, читал "Федона" в оригинале.
   По списку, составленному Толстым в 1891 г., "Федон" произвел на него "очень большое" впечатление в возрасте от 20 до 35 лет (письмо к М. М. Ледерле от 25 октября 1891 г., т. 66, стр. 68).
   25. 23 (5-7). "Познавши внутреннюю сущность.... есть ничто". - Выдержка взята из заключительного (71) параграфа сочинения Артура Шопенгауэра "Die Welt als Wille und Vorstellung" ("Мир как воля и представление"). Толстой читал его в оригинале; перевод принадлежит ему.
   26. 23 (26)-25 (18). Суета сует,- говорит Соломон.... делается под солнцем.- Выдержки взяты из 1, 2 и 9 глав "Книги Екклезиаста, или Проповедника", считающейся церковью одной из канонических книг, входящих в состав священного писания Ветхого Завета. Церковная традиция приписывает книгу Соломону, царю израильскому, жившему в XI-Х веках дон. э. Библейская критика находит, что приписывать это сочинение Соломону нет никаких оснований. Действительный автор его неизвестен.
   27. 27 (31)-28 (2). И похвалил я веселье.... ни знания, ни мудрости. - Выдержки взяты из 8 и 9 глав "Книги Екклезиаста".
   28. 34 (17). ...то знание, которое, как это сделал Декарт, начинает с полного сомнения во всем. - Декарт (1596-1650) - французский философ. Толстой имеет в виду его сочинение "Principia philosophiae" ("Основания философии", 1647). Толстой читал выдержку из сочинения Декарта в переводе Н. Н. Страхова в его статье "Об основных понятиях психологии", появившейся в "Журнале Министерства народного просвещения" 1878. N 5, стр. 31-35, откуда она и заимствована нами.
   29. 38 (3). ...к православным богословам нового оттенка. - Разумеются сочинения славянофилов Алексея Степановича Хомякова (1804-1860) и Юрия Федоровича Самарина (1819-1876).
   30. 38 (4-5). ...к так называемым новым христианам, исповедующим спасение верою в искупление.- В 1874 г. в; петербургских великосветских кругах появился англичанин лорд Редсток, проповедывавший спасение одною верою в "искупление кровью Христа". Из его последователей Толстой был знаком и состоял в 1876 г. в переписке с гр. Алексеем Павловичем Бобринским (1826-1894), бывшим в 1871-1874 гг. министром путей сообщения. В седьмой части "Анны Карениной" (гл. XXI-XXII), появившейся в N 4 "Русского вестника" за 1877 г., последователи этого учения изображаются уже в комическом виде.
   31. 44 (3-5). Несмотря на то, что я вполне был убежден в невозможности. доказательства бытия божия (Кант доказал мне, и я вполне понял его, что доказать этого нельзя).- В "Критике чистого разума" Канта (I. Трансцендентальное учение об элементах, гл. III. секция 4, 5 и 6) говорится о "невозможности" онтологического, космологического и физико-теологического доказательства существования бога.
   32. 44 (8). ...доводы.... Шопенгауера. - Шопенгауэр рассматривает доказательства бытия божия в своем сочинении: "Ueber die vierfache Wurzel des Satzes vom zureichenden Grund" ("О четверояком корне закона достаточного основания"), гл. вторая, ¿¿ 7, 8; гл. четвертая, ¿ 20.
   33. 49 (14-15). ...новые наши русские богословские сочинения.-Разумеются статьи А. С. Хомякова и Ю. Ф. Самарина. О впечатлении, произведенном на него богословскими сочинениями Хомякова, Толстой писал также в "Анне Карениной" (ч. восьмая, гл. IX) и в "Исследовании догматического богословия" (гл. XIII).
  
  
  
   34. 49 (32). ...в Никейском символе.- Никейский (правильнее-Никео-Константинопольский) символ - исповедание веры, принятое церковью на двух "вселенских соборах": первом - в Никее в 325 г. и втором - в Константинополе в 381 г. Излагает основные положения церковной догматики.
  
  
  
   35. 51 (23). ...причащался в первый раз. - Это было в 1878 г. См. письмо Толстого к Н. Н. Страхову от 17 апреля 1878 г. (т. 62, стр. 413).
   36. 52 (21). ....при чтении, Четьи-Минеи. - Четьи-Минеи - сборник житий святых православной церкви. Толстой читал жития святых в издании: "Книга житий святых. Напечатался в царствующем великом граде Москве, в синодальной типографии, пятым тиснением, в лето от рождества по плоти бога слова 1864", 12 томов. Это издание, с многочисленными пометками Толстого, хранится в яснополянской библиотеке. Кроме него, Толстой читал еще "Великие Минеи-Четьи, собранные всероссийским митрополитом Макарием", СПб., изд. Археографической комиссии, и В. Ключевского "Древнерусские жития святых, как исторический источник. Исследование", изд. К. Солдатенкова, М. 1871. Экземпляр книги Ключевского, имеющийся в яснополянской библиотеке, также испещрен многочисленными пометками Толстого.
   37. 52 (21). ...при чтении.... Прологов. - "Прологом" в древней Руси называлась весьма распространенная книга, содержащая жития святых и поучения. Древнейший список "Пролога" восходит к XII веку, но самый перевод был сделан значительно раньше. Первое печатное издание относится к 1642-1644 гг. Перепечатывался много раз; последние издания были сделаны старообрядцами в Москве, без изменений с первого издания, в 1910 и 1915 гг. Упоминаемое ниже Толстым житие Макария Великого помещено в "Прологе" под 19 января; житие Иоасафа царевича, являющееся христианским пересказом легенды о Будде, - под 18 ноября; "Слово о путнике в колодце", имеющее название "Притча святого Варлаама о временнем сем веде",-под 19 ноября; "Слово о монахе, нашедшем золото" ("О Филагрии мнисе, иже найде тысящу златник и возврати погубившему")- под 13 сентября; "Слово о Петре Мытаре" (Иоанна Милостивого)- под 22 сентября; "Слова Иоанна Златоуста" рассеяны в большом количестве на протяжении всей книги. Толстой читал "Пролог" в издании 1875-1876 гг. Читанный им экземпляр, испещренный многочисленными его пометками, сохраняется в яснополянской библиотеке. Судя по закладкам. Толстой в последний раз читал "Пролог" в июне 1880 г.
   38. 54 (11-12). ...отношение.... пашковца.-Пашковцы-последователи религиозных воззрений Василия Александровича Пашкова (ум. 1902), последователя учения лорда Редстока (см. прим. 30).Учение Пашкова в 1870-1880 гг. было распространено в аристократических кругах Петербурга.
   39. 54 (11-12). ...отношение.... шекера.-Шекеры-сектанты, выделившиеся из квакеров в Манчестере. Переселившись в Америку, шекеры были организованы в 1774 г. Анной Ли (1733-1784). Учение шекеров отвергает брак, присягу и военную службу и признает общность имущества.
   40. 56 (6-7). ...мы соединились с ними тем, что поставили существенное в вере выше несущественного. - Имеется в виду так называемое "единоверие", то есть соединение старообрядцев с господствующей церковью при условии подчинения их православному духовенству и принятия церковнослужителей от православных архиереев. Богослужение же и таинства единоверцы совершают по старопечатным книгам и по старым обрядам. Единоверие возникло в конце XVIII века по инициативе старообрядцев.
   41. 55 (9). "filioque" (буквально - "и сына", прибавление к восьмому члену символа веры) - догматическое расхождение католической церкви с православной.
   42. 56 (1). война в России. - Имеется в виду Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
   43. 56 (9-10). ...убийство.... юношей. - Автор говорит о казнях революционеров-террористов, членов партии "Народной воли", особенно участившихся с 1879 г.
   44. 57 (17). . ..увидал сон. - Сов этот Толстой, по его словам, действительно видел (см. Н. Н. Гусев, "Два года с Л. Н. Толстым", изд. Толстовского музея, М. 1928, стр. 86, запись от 15 февраля 1908 г.).
  
  

ПРИМЕЧАНИЯ К ВАРИАНТАМ

ИЗ ЧЕРНОВЫХ РУКОПИСЕЙ "ИСПОВЕДИ"

К варианту N 1

  
   1. 488 (4). ...мать умерла, когда мне было 1 1/2 года. - Не совсем точно: Мария Николаевна Толстая скончалась 7 августа 1830 г., когда Льву Николаевичу было, следовательно, без малого два года.
   2. 488 (5-6). Две тетки. - Родная тетка Толстого - Александра Ильинична Остен-Сакен и дальняя родственница Татьяна Александровна Ергольская.
   3. 488 (7). Третья тетка. - Пелагея Ильинична Юшкова (р. 14 авреля 1797 г., ум. 22 декабря 1875 г.), родная сестра отца Толстого, была опекуншей Толстых после смерти А. И. Остен-Сакен.
   4. 488 (12-13). ...кончила жизнь в монастыре. - П. И. Юшкова "кончила жизнь в монастыре" в том смысле, что жила в монастыре (под Тулой) последние годы жизни; умерла же она в Ясной Поляне.
   5. 488 (17). ...приехала в.... деревню.-Толстой уехал из Казани 23 апреля 1847 г. Приехал в доставшуюся ему до разделу Ясную Поляну 30 апреля 1847 г.
   6. 488 (24-25). ...в день первого моего экзамена, "университет. - Вступительный в Казанский университет экзамен по "закону божию" Толстой держал 29 мая 1844 г.
   7. 489 (43). ...делаешь этот намаз. - "Намаз" - ежедневная молитва мусульман, состоящая из строго установленных формул и производимая в определенные часы дня.
   8. 491 (1). ...дневники.... с франклиновскими таблицами:. - В марте - апреле 1851 г., живя в Москве, Толстой, составив список добродетелей, которые хотел развить в себе, ежедневно отмечал в Дневнике, какую из добродетелей он нарушил за истекший день. Толстой называл такого рода записи "Франклиновскими таблицами" потому, что подобный дневник вел американский общественный деятель и ученый Вениамин Франклин (1706-1796). См. т. 46.
   9. 491 (1-2). ...с правилами, как достигать совершенства. - Составление для себя правил всякого рода было излюбленным приемом молодого Толстого. Сохранились составленные им "Правила в жизни", "Правила вообще". "Правила для развития воли телесной", "воли чувственной", "воли разумной" и пр. Дневники молодости Толстого также изобилуют правилами всякого рода. См. т. 46.
  

К варианту N 23

  
   10. 508 (40-41). Мать умерла родами сестры.-Это не вполне точно: сестра Толстого Мария Николаевна родилась 2 марта 1830 г., а мать умерла 7 августа того же года, следовательно, через 5 месяцев после родов. По словам С. А. Толстой, мать Льва Николаевича умерла не после родов дочери, а вследствие этих родов: она заболела нервным расстройством, которое и свело ее в могилу. Существует, однако, и другой рассказ о причинах смерти матери Толстого, исходивший от его сестры. По ее рассказу, М. Н. Толстая умерла вследствие мозговой болезни, постигшей ее после падения с качель и ушиба головы. См. Н. Н. Гусев. "Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии с 1828 по 1855 год", изд. Академии наук СССР, М. 1954, стр. 57-59.
   11. 509 (5-6). ...графа Ильи Андреевича. - Граф Илья Андреевич Толстой (р. 20 июля 1757 г., ум. 21 марта 1820 г.).
   12. 509 (17). ...за графа Сакена. - Граф Карл Иванович Остен-Сакен (р. около 1797 г., ум. в 1855 г.).
   13. 509 (31). ...с Пашенькой.- О воспитаннице А. И. Остен-Сакен Пашеньке известно из "Воспоминаний" Толстого (гл. V) только то, что после того, как А. И. Остен-Сакен, испуганная душевнобольным мужем, пытавшимся ее зарезать, преждевременно родила мертвую девочку, "боясь последствий от огорчения от смерти ребенка, ей сказали, что ребенок ее жив, и взяли родившуюся в то же время у знакомой прислуги, жены придворного повара, девочку". В то время как Толстой стал помнить себя, Пашенька уже взрослой девушкой жила у них в доме. Умерла в 1846 г. от туберкулеза.
   14. 509 (31-32). ...с двумя Евреиновыми барынями.-О каких именно "барынях Евреиновых" идет речь, сказать трудно. Возможно, что имеется в виду Ольга Ивановна Евреинова, рожд. Кучецкая (р. 24 июня 1764 г., ум. 27 февраля 1841 г.), жена Михаила Яковлевича Евреинова. Граф М. В. Толстой называет ее "умной и благочестивой матерью" ("Русский архив" 1891, 8, стр. 405). У нее была дочь Елизавета Михайловна.
   15. 510 (37). Этот год - то есть год после смерти отца, следовательно с лета 1837 г. до кончины бабушки.
   16. 510 (39). ...с Языковым.-Семен Иванович Языков, помещик Белевского уезда Тульской губ., крестный отец Толстого, один из опекунов малолетних Толстых.
   17. 511 (4). ...Акимушка юродивый.-Аким "дурачок", как называет его Толстой в своих воспоминаниях, был в Ясней Поляне помощником садовника. Дети подслушивали его молитву. (Вставка в "Биографию Л. Н. Толстого", составленную П. И. Бирюковым, т. 34, стр. 395.)
   18. 511 (4). ...немец дядька - Федор Иванович Рёссель.
   19. 511 (31). ....в самый 40-й голодный год померла.... Александра Ильинишна. Мне было тогда 12 лет. - А. И. Остен-Сакен умерла не в 1840, а в 1841 г., когда Толстому было, следовательно, не 12, а 13 лет.
   20. 511 (34). ...муж ее Юшков жил в Казани.-Владимир Иванович Юшков, владелец имения Панове в Казанской губ., ум. 28 ноября 186& г.
  

"ИССЛЕДОВАНИЕ ДОГМАТИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ"

ИСТОРИЯ ПИСАНИЯ И ПЕЧАТАНИЯ

I

  
   В вступлении к "Исследованию догматического богословия" Толстой говорит, что, решив исследовать православную догматику, он долгое время не мог решить, какое изложение выбрать для своего разбора, и, наконец, остановился на "Православно-догматическом богословии" доктора богословия Макария, тогда митрополита московского. (1) Сочинение это было указано Толстому, как лучшее изложение догматов православия тульским священником А.Ивановым, с которым он беседовал о вопросах веры.
   Первое издание "Православно-догматического богословия", в пяти томах, появилось в 1849-1853 гг. 17 апреля 1854 г. Академия наук присудила автору полную демидовскую премию. Макарий был признан первым русским богословом.
   Сведения о писании "Исследования догматического богословия" крайне скудны.
   В комментариях к "Исповеди" было указано, что в последних месяцах 1879 г. Толстой начал писать религиозно-философское сочинение, в состав которого входил и разбор православной догматики, и изложение Евангелия, и изложение его понимания евангельского учения. Окончив начерно это сочинение, Толстой принялся перерабатывать его. Около 2 марта 1880 г. он писал Н. Н. Страхову: "Каждый день собираюсь писать вам, и каждый день так устану от работы, что тяжело взяться за перо.... Я очень много работаю. Бумаги измарал много с большим напряжением и не скажу радостью, но с уверенностью, что это так нужно. Особенно тяжело мне было то, что, начав всё перерабатывать сначала, я отдел обзора православного богословия должен был расширить. И я изучил хорошо богословие и теперь вот кончаю разбор его. Если бы мне рассказывали то, что я там нашел, я бы не поверил. И всё это очень важно". (2)
   Около 20 марта Толстой опять пишет Страхову: "Я всё работаю и не могу оторваться и часто счастлив своей работой, но очень часто слабею головой".
  
   (1) В миру Михаил Петрович Булгаков (1816-1882).
   (2) Т. 63, стр. 12-13.
  
   В приписке к тому же письму С. А. Толстая говорит: "Лев Николаевич совсем себя замучил работой, ужасно устает и страдает головой, что меня сильно тревожит. Но оторвать его нет никакой возможности". (1)
   Однако мы не можем с уверенностью сказать, что работа, о которой идет речь в этом последнем письме, есть именно "Исследование догматического богословия". Толстой работал в это время так напряженно, что возможно, что в это время он уже приступил к продолжению своей работы - переработке своего перевода и исследования Евангелия, которое впоследствии получило название "Соединение и перевод четырех Евангелий".
   Таким образом, перед нами в сущности только одно указание, несомненно относящееся к созданию "Исследования догматического богословия". К какому времени относится дальнейшая переработка произведения, точно неизвестно. Можно определить время написания лишь окончания гл. XIII, входящего в состав рукописи, описанной нами под N 3. Листы 390-397 этой рукописи содержат отдельную статью, озаглавленную: "По поводу статей Соловьева, Ив. П. и Д. X.". Первоначальное, зачеркнутое название этой статьи - "Что такое Церковь?". Эта статья была вызвана статьями Влад. Соловьева "О духовной власти в России (по поводу последнего пастырского воззвания св. синода)" - "Русь" 1881, N 56, Ив.-П. [А. М. Иванцов-Платонов], "О русском церковном управлении" - "Русь" 1882, NN 1-5, 7-8, 10-16, и Д. X. (Д. А. Хомяков], "По поводу статей о русском церковном управлении Ив.П. в "Руси" 1882 г." - "Русь" 1882, N 18. Статья Толстого имеет законченный вид и, очевидно, предназначалась для печати. На обороте последнего листа рукой С. А. Юрьева (тогда редактора "Русской мысли") сделана помета: "Денежный переулок, дом К. Волконского, Лев Николаевич Толстой". Рукопись имеет потертый вид, очевидно, от пребывания в редакции "Русской мысли". По-видимому, к этой именно статье относится замечание Толстого в письме к жене от 24-25 мая 1882 г.: "Ту же маленькую статью я очень рад, что не напечатал. Я не хочу задора. Если бы случилось, что что-нибудь бы вызвало, тогда бы только отдал". (3)
   Так как 18 номер "Руси" за 1882 г. вышел 1 мая, то, на основании этого письма, написание статьи можно вполне точно приурочить к маю 1882 г.
   Отказавшись от напечатания статьи, Толстой, сократив ее и оставив лишь общие положения, включил ее в "Исследование догматического богословия". При этом было исключено упоминание о тех статьях, которые ее вызвали.
  
  
  
  
  
  
   Наконец, имеются сведения о времени последней правки всего произведения.
   В мае 1884 г. В. Г. Чертков просил Толстого прислать ему рукопись "Исследования догматического богословия" для одного из его знакомых. Толстой 19 мая ответил Черткову из Москвы, что оба экземпляра рукописи "Исследования догматического богословия" находятся в Ясной Поляне,
   (1) "Переписка Л. Н. Толстого с Н. Н. Страховым", СПб. 1914, стр. 247.
   (2) Т. 63, стр. 15.
   (3) Т

Другие авторы
  • Батюшков Федор Дмитриевич
  • Сухонин Петр Петрович
  • Скворцов Иван Васильевич
  • Нарежный Василий Трофимович
  • Зорич А.
  • Семенов Сергей Терентьевич
  • Корш Евгений Федорович
  • Богданович Александра Викторовна
  • Мятлев Иван Петрович
  • Шумахер Петр Васильевич
  • Другие произведения
  • Савин Иван - Моему внуку
  • Неверов Александр Сергеевич - Яровой П. Быт в произведениях А. Неверова
  • Кульман Елизавета Борисовна - Кульман Е. Б.: Биографическая справка
  • Мур Томас - О Боже! не являй очам виновных ныне...
  • Дорошевич Влас Михайлович - Как я был турком
  • Бичурин Иакинф - Китай. Его жители, нравы, обычаи, просвещение
  • Роллан Ромен - Клерамбо
  • Толстой Лев Николаевич - Несколько слов по поводу книги "Война и мир"
  • Чуйко Владимир Викторович - Шекспир, его жизнь и произведения
  • Вронченко Михаил Павлович - М. П. Алексеев. (М. П. Вронченко — переводчик Т. Мура)
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
    Просмотров: 266 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа