Главная » Книги

Врангель Фердинанд Петрович - Обитатели северо-западных берегов Америки, Страница 2

Врангель Фердинанд Петрович - Обитатели северо-западных берегов Америки


1 2

span="1">

Эскимосы Иглюлака.

Уналашкинцы

Небо.

Кейль-якъ.

Кильякъ.

Кейлукъ.

Иникхъ.

Море.

Тарри-уке.

Тагь-сокъ.

Алягукхъ.

Ледь.

Чигу.

Сикку.

Кдакхъ.

   Тоже въ назван³яхъ чиселъ:

1. Адоувить-шупгъ-пиль.

Альхилюкъ.

Аттоу-сейкъ.

Аттакханъ.

2. Миль-лей-тсунгъ-нетъ.

Мальлюкъ.

Мадлероке.

Алакхъ.

3. Пинаге-сокъ.

Пиньнаютъ.

Пингагуке.

Капиунъ.

4. Тсе-тум-матъ.

Чтамань.

Ситтамать.

Сичинъ.

5. Та-лима.

Талымань.

Тедлима.

Чангъ.

   Съ перваго взгляда на островитянина Алеутской гряды видишь въ немъ происхожден³е Аз³ятское, Монгольское, или Манджурское, и бывш³е въ Нижне-Архангельскѣ Японцы, съ разбитаго на Сандвичевыхъ островахъ судна, напоминали собою жителей Уналашки. Напротивъ того, Кадьякцы ближе подходятъ къ Американскимъ племенамъ, и въ наружномъ видѣ во-все не сходствуютъ съ Эскимосами, или съ Аз³ятскими народами. Вѣроятно, они смѣшались съ Американскими племенами, и сохранивъ языкъ, утратили типь образован³я Аз³и въ тѣлосложен³и и обликѣ лица. По предан³ямъ народнымъ, Кадьякцы, Чугачи, Кускоквимцы, и проч³е, имъ сопредѣльные народы, пришли отъ сѣвера къ мѣстамъ, нынѣ ими занимаемымъ, Уналашкинцы же отъ запада. Если сопричислить всѣ с³и народы къ одному коренному племени Эскимосовъ, то, основываясь на различ³и въ нарѣч³яхъ, наружномъ видѣ и предан³яхъ ихъ, мы можемъ сдѣлать слѣдующее раздѣлен³е: Эскимосовь Берингова Пролнва, и обитающихъ по всему протяжен³ю сѣверныхъ береговъ Америки до Гренланд³и, назовемъ Сѣвверными. Эскимосовъ, обитающихъ южнѣе Пролива Берингова (начиная около мыса Родней) до полуострова Аляски, на островѣ Кадьякѣ и въ Чугацкомъ заливѣ, назовемъ Южными, a островитянъ Алеутской гряды - Западными. Сѣверные Эскимосы, и въ особенности восточная отрасль оныхъ, занимая самую холодную и бѣдную страну и живя отдѣльными, малочисленными обществами, остались на самой низкой степени умственнаго развит³я; Южные, обладая страною уже не безлѣсною, въ которой водятся не одни песцы и волки, но и рѣчные бобры и выдры, столкнувшись съ горными поколѣн³ями, кои спускались къ приморскимъ берегамъ, пр³обрѣли множество новыхъ понят³й и смѣшались съ другими народами; Западные, пришедъ съ другой стороны свѣта, и при общемъ движен³и Эскимосскаго племени къ востоку не коснувшись полярныхъ странъ, представляютъ наименьше сходства съ другими отраслями; ихъ умственныя способности и душевныя качества содѣлывають весьма способными къ принят³ю просвѣщен³я, гораздо болѣе Кадьякцовъ.
   Почтенный и трудолюбивый священникъ ²оаннъ Вен³аминовъ, изучивъ языкъ и характеръ Уналашкинскихъ Алеутовъ, составилъ грамматику и словарь, которые, вѣроятно, будутъ изданы въ свѣтъ {Катихизисъ на языкѣ Уналашкинскихъ Алеутовъ уже напечатанъ.}. Отецъ ²оаннъ доставитъ публикѣ самыя вѣрныя свѣдѣн³я о семъ народѣ, почему я здѣсь говорить о немъ не буду. Сѣверные Эскимосы извѣстны по описан³ямъ Кранца, Парри, Росса, Бичи, и другихъ; Кадьякцы описаны Давыдовымъ, Лисянскимъ и Лангсдорфомъ. Остается пополнить с³и свѣдѣн³я извѣст³ями о Куококвимцахъ, Квилполкахъ, обитателяхъ заливовъ Бристоль и Нортонъ. Ограничусь описан³емъ Кускоквимцовъ, съ которыми познакомился Г. Васильевъ; изъ его журнала почерпнута мною большая часть свѣдѣн³й о семъ народѣ.
  

Кускоквимцы.

  
   Направлен³я водныхъ истоковъ, составляющихъ систему рѣки Кускоквима, въ странѣ, по которой с³я рѣка протекаетъ, становятся намъ извѣстны отъ устья рѣки Хулитны, внизъ по течен³ю до моря; вершины ея еще не были посѣщаемы. Г. Васильевъ описываетъ мѣстоположен³е, отъ устья р. Хулитны до впаден³я р. Маналяктули, весьма пр³ятнымъ; берега образуютъ не высок³я горы, обросш³я густыми лѣсами листвяницы, ели, тополя и березы, a холмы испещрены травами и цвѣтами. Далѣе же къ устью, рѣка Кускоквимъ протекаетъ по низменной, болотистой равнинѣ, которая далѣе 80 миль отъ устья рѣки становится вовсе неплодородною, состоя изъ жидкаго, наноснаго ила, на коемъ, кромѣ жесткой травы и низкихъ кустарниковъ ничего не произрастаетъ. Съ прекращен³емъ лѣсовъ прекращаются и жилища рѣчныхъ бобровъ. Лѣса обитаемы черными медвѣдями, Американскими соболями (родъ куницъ), выхухолями и лисицами, которыя зимою забѣгаютъ и къ приморскимъ мѣстамъ; дик³е олени водятся въ значительномъ множествѣ. Рѣка изобильна рыбою различныхъ родовъ, и морская бѣлуга заходитъ въ нее на большое разстоян³е. На всемъ пространствѣ своего течен³я, р. Кускоквимъ не имѣетъ пороговъ и судоходна для гребныхъ судовъ, a хотя устье ея и забросано лѣсами, но въ высок³я воды оно отъ нихъ очищается; обыкновенное возвышен³е водъ бываетъ до 11 футовъ выше низкаго ихъ стоян³я. Въ осыпяхъ песочныхъ яровъ, образующихъ мѣстами берега рѣки, или ручьевъ, въ первую впадающихъ, находятъ клыки мамонтовъ; по мнѣн³ю дикихъ, это были большой величины олени, которые въ древн³я времена приходили отъ востока, но нынѣ никогда уже болѣе не появляются, потому, что какой-то велик³й чародѣй, живш³й на вершинѣ р. Квикпака, умирая, съ досады уморилъ и всѣхъ тѣхъ большихъ оленей, до одного; однакоже друг³е говорятъ, что мамонты ревутъ еще. и донынѣ подъ землею, откуда выходятъ только на одну ночь въ году. Озера, лежащ³я на равнинахъ и въ долинахъ, изобилуютъ рыбою.
   Въ сей-то странѣ, заключенной между течен³ями рѣкъ Нушагака, Ильгаяка, Хулитны и Кускоквима, до морскаго берега, обитаютъ Кускоквимцы, и наибольшая населенность ихъ сосредоточилась на берегахъ сей послѣдней рѣки, къ западу отъ впаден³я въ нее рѣки Анигакъ. Г. Васильевъ полагаетъ сихъ дикарей не менѣе 7000 душъ обоего пола и всѣхъ возрастовъ. Ихъ называютъ также Кушкукхвакъмютами, отъ Кушкукхвакъ, означающаго то же, что Кускоквимъ.
   Аголегмюты и К³ятайгмюты, или К³ятенцы, ни въ чемъ не различествуютъ отъ Кускоквимцовъ, и послѣдн³е считаются однимъ съ ними народомъ. Аголегмюты и Кускоквимцы раздѣлены враждою, бывшею причиной изгнан³я первыхъ отъ мѣстъ родины, съ береговъ рѣки Кускоквима. Настоящее имя присвоено ими отъ одного селен³я Аголегма, въ которомъ они жили во время осады; наконецъ одна часть удалилась на островъ Нунивокъ, a другая къ устью Нушагака, гдѣ, подъ покровительствомъ начальника Александровскаго редута, содѣлалась осѣдлою, не опасаясь болѣе набѣговъ Кускоквимцовъ; однакоже въ пѣсняхъ оплакиваютъ и понынѣ древнюю свою родину. Аголегмюты въ свою очередь вытѣснили природныхъ обитателей устья Нушагала, которые переселились на восточную половину полуострова Аляски, и извѣстны намъ теперь подъ назван³ями Сѣверновскихъ и Угашенцовъ.
   Кускоквимцовъ нельзя назвать ни кочующимъ, ни бродячимъ народомъ. Зимою съѣзжаются они всегда въ постоянныя селен³я, расположенныя на берегу рѣки; лѣтомъ же расходятся для запаса пищею по разнымъ мѣстамъ. Ихъ привязанность къ мѣстамъ жительства предковъ весьма сильна, и участки земли, въ коихъ производили они промыслы и охотничали звѣрей, почитаются родовою принадлежностью.
   Въ каждомъ селен³и находится одно общественное здан³е, кожимъ, величиною соотвѣтствующее населен³ю жила, коего мужчины всѣ должны помѣщаться въ немъ; для сего вокругъ стѣнъ разставлены скамьи въ нѣсколько ярусовъ, по срединѣ очагъ, a свѣтъ входитъ изъ верхняго отверст³я надъ очагомъ. Кожимы, какъ и частныя хижины, строятся изъ бревенъ, бываютъ углублены въ землю, и со всѣхъ сторонъ завалены землею. Въ общественномъ кожимѣ собирается народъ цѣлаго селен³я, для совѣщан³я о важныхъ происшеств³яхъ, войнѣ и мирѣ, народныхъ празднествахъ, и т. п.; въ обыкновенное же время, онъ служитъ общимъ жилищемъ всѣхъ мужчинъ селен³я, кромѣ стариковъ и дѣтей. Этотъ обычай весьма замѣчателенъ, и въ связи съ дневными занят³ями Кускоквимцовъ и другихъ поколѣн³й одного съ ними происхожден³я. По закатѣ солнца, всѣ ложатся спать, взрослые мужчины въ кожимѣ, a женщины, дѣти, старики, хворые и шаманы въ юртахъ своихъ. Рано утромъ, до восхода солнца, зажигаетъ жировыя плошки въ юртахъ мальчикъ, нарочно для сего приставленный; жены тотчасъ встаютъ и принимаются приготовлять пищу мужьямъ и роднымъ: толочь ягоды и мѣшать ихъ съ жиромъ, кровью (оленя) и вареною травой особаго рода. Шаманъ надѣваетъ платья свои, беретъ бубенъ, и съ помощникомъ своимъ уходятъ въ кожимъ, гдѣ мужчины, уже одѣтые, готовы принять ихъ. Начинается шаманство - богослужен³е сего народа. По совершен³и обряда, жены приносятъ пищу мужьямъ и родственникамъ въ кожимъ; послѣ ихъ ѣдятъ въ своихъ юртахъ проч³е члены семейства, и насытившись, отправляются всѣ, дѣвки и дѣти въ поле для сбора дровъ, которыя должны быть припасены на цѣлый день для кожима и каждой юрты, еще до разсвѣта; Когда разсвѣтаетъ, мужчины отправляются на промыселъ, кто куда хочетъ, въ байдаркахъ, зимою на нартахъ съ собаками, a иной остается дома. Возвратившись домой, промышленникъ выходитъ изъ байдарки, или изъ нарты не заботясь прибрать ихъ, и прямо уходятъ въ кожимъ, гдѣ садится y огня; жена, сестра, или мать уноситъ привезенную добычу, распрягаютъ нарту, относятъ байдарку и спѣшатъ накормить пр³ѣхавшаго и просушить его платье. Должно замѣтить, что женатые мужчины посѣщаютъ женъ своихъ ночью, не раньше того, когда въ кожимѣ всѣ заснутъ; тогда они выходятъ тихонько, и возвращаются въ кожимъ, пока проч³е не встали. Луки, стрѣлы, копья, ножи и вообще всѣ оруж³я мужчинъ висятъ по стѣнамъ кожима. Народныя увеселен³я, игрушки, даются въ кожимѣ. Съ наступлен³емъ зимнихъ морозовъ, по окончан³и промысловъ, въ каждомъ селен³и дается годовая игрушка, непремѣнно въ каждомъ году. Для сего празднества приготовлен³я бываютъ немалыя, ибо цѣль его - народная выставка промысловъ и знаменитости каждаго, отъ мала до велика, и это, льстя честолюб³ю, напрягаетъ общую дѣятельность. Мать семейства собираетъ тщательно всѣхъ птичекъ, пташекъ, мышенковъ, и т. п., застрѣленныхъ, или пойманныхъ ея малолѣтными сыновьями въ течен³е цѣлаго года, дѣлаетъ изъ нихъ Чучелы, нанизываетъ ихъ на нитки, и по срединѣ привязываетъ къ шнуру вырѣзанную изъ дерева птичку, съ распущенными крыльями; такой приборъ подвѣшивается въ кожимѣ, и подъ деревянною птицей на полу зажигается жировая плошка; всѣхъ нитей и плошекъ собирается весьма большое число. На очагѣ среди кожима горитъ костеръ сухихъ дровъ, когда мужчины и женщины собрались и разсѣлись на скамьяхъ по старшинству, выступаетъ на средину одинъ изъ лучшихъ промышленниковъ; къ нему пристаютъ всѣ его родственники, становятся съ нимъ рядомъ, и начинается пляска, подъ звуки бубновъ и пѣсней, раздающихся въ собран³и. Кончивъ, плясуны возвращаются на свои мѣста; мужчина-промышленникъ раздаетъ между присутствующими плоды своихъ трудовъ, даря каждаго чѣмъ нибудь, лоскуткомъ звѣриной шкуры, иль лафтака, цѣлою одеждою, съѣстными припасами, украшен³емъ, и пр., надѣляя преимущественно стариковъ, старухъ и неимущихъ; количествомъ и добротою разданныхъ вещей измѣряется удальство и богатство промышленника, a числомъ родственниковъ, становившихся съ нимъ рядомъ при пляскѣ, знаменитость его. По раздачѣ подарковъ, жена ставитъ въ огромныхъ посудинахъ различныя ѣства предъ собран³емъ, въ доказательство запасливости въ хозяйствѣ, и угощаетъ гостей съ возможнымъ усерд³емъ. Потомъ наступаетъ очередь другому, третьему, и вообще всѣ, одинъ за другимъ, являются на сценѣ. Иногда случается, что промышленникъ, не женатый и лишивш³йся ближнихъ родственниковъ, выступая на средину,остается одинокимъ, но природное чувство сихъ дикарей таково, что никогда не оставляютъ его надолго посмѣшищемъ въ семъ положен³и, и обыкновенно отыскивается какая либо старуха, или и нѣсколько, которыя вспомня дальнее родство съ мужчиной, становятся къ нему, и тѣмъ объявляютъ что готовы ему помогать, пока онъ одинокъ. Разумѣется, что такая игрушка въ большихъ селен³яхъ должна продолжаться много дней; также замѣтно, что какъ ни похвальна первоначальная цѣль сего обряда, однакоже люди вездѣ одинаковы, и Кускоквимцы на народныхъ пиршествахъ расточаютъ имущества и запасы свои изъ хвастливости такъ, что подъ конецъ зимы терпятъ голодъ. Но голодовка не безславитъ ихъ, a щедрое угощен³е становитъ на высокую степень общественнаго уважен³я, и тщеслав³ю дикаря покаряется разсчетливость его въ предохранен³и себя отъ недостатковъ.
   Кромѣ народныхъ игрушекъ бываютъ и частныя, по разнообразнымъ поводамъ. Напримѣръ, въ Чуждомъ селен³и умертвили y кого нибудь ближняго родственника, исправнаго промышленника; мститель созываетъ въ кожимъ всѣхъ мужчинъ своего жила, и изъ другихъ сосѣднихъ селен³й, одариваетъ каждаго какою либо вещью, угощаетъ ихъ, и потомъ открываетъ имъ объ обидѣ, нанесенной его роду, приглашая соединенно съ нимъ отмстить. Тотчасъ закипаетъ война, которая прекращается уб³йствомъ одного человѣка того рода, къ которому принадлежитъ зачинщикъ ссоры. Конечно, не всегда месть остается въ сихъ границахъ, и за одного падаетъ нерѣдко нѣсколько человѣкъ; въ такихъ случаяхъ война становится иногда наслѣдственною между двухъ родовъ, и кончится иногда изгнан³емъ цѣлаго поколѣн³я изъ мѣстъ, имъ занимаемыхъ. Замѣчательно, что дикари никогда не убиваютъ стариковъ и дѣтей; женщинъ уводятъ въ неволю, a прочихъ плѣнниковъ предаютъ смерти, и кровью ихъ мажутъ лица своихъ дѣтей, для того, какъ говорятъ, чтобы они не страшились умирать. Колоши, какъ извѣстно, обращаютъ плѣнниковъ въ невольники, и при примирен³яхъ съ другими поколѣн³ями аманатятся; Кускоквимцамъ чужды с³и обряды.
   Къ совѣщан³ямъ не допускаются женщины въ кожимъ, да и въ празднествахъ народныхъ тѣ только женщины могутъ присутствовать, которыя были когда либо всенародно введены въ него, Этотъ обрядъ введен³я женщины въ кожимъ исполняется послѣ потери ея дѣвственности, хотя бы она и не была еще замужемъ. Ближн³й родственникъ сзываетъ народъ, даритъ присутствующихъ, угощаетъ ихъ, и потомъ представляетъ родственницу свою. При семъ случаѣ подносятъ жертву шаману, состоящую изъ бисера, табаку и лучшаго платья, что все передается имъ духамъ, волѣ коихъ приписывается рожден³е удалыхъ бойцовъ въ народѣ. Шаманъ объявляетъ, что по обязанности своей, или по особенной благосклонности къ родителямъ дѣвушки, лишилъ ея дѣвственности, и она была бы недостойна предстать предъ собран³емъ, если бы отдала свою первую любовь не шаману. Пляски и пѣсни, относящ³яся къ предмету празднества, кончаютъ обрядъ. Разумѣется, бѣдныя дѣвки навсегда бываютъ исключены изъ кожимныхъ собран³й, потому, что не были введены въ с³е святилище,
   Каждый Кускоквимецъ, добывъ животное, оставляетъ y себя какой либо знакъ въ память: или нарисуетъ это животное на лукѣ своемъ, или (обыкновеннѣе) выбивъ y него одинъ зубъ, составляетъ наконецъ изъ большаго числа зубовъ убитыхъ оленей поясъ, который надѣваетъ въ собран³яхъ, не мало гордясь такимъ знакомъ отлич³я.
   Кускоквимцы страстные охотники до бань, и зимою парятся ежедневно по 3 и 4 раза - одни въ кожимѣ, друг³е въ малыхъ баняхъ, особенно пристроенныхъ къ каждой юртѣ, гдѣ нагрѣвается воздухъ раскаленными каменьями. Тайны никто не передаетъ своему другу въ другомъ мѣстѣ и иначе, какъ запершись съ нимъ наединѣ въ банѣ, и облившись потомъ отъ жестокаго жара. Если отецъ имѣетъ неудовольств³е на взрослаго сына, то онъ, не сказавъ виновному ни слова, приглашаетъ близкаго своего пр³ятеля къ себѣ въ баню, и тутъ, открывая ему свою скорбь, проситъ сказать сыну, чтобы поправился и что отецъ на него гнѣвается.
   Кускоквимцы мѣряютъ разстоян³я числомъ ночей, проведенныхъ на переходѣ, или переѣздѣ его. Они не ошибаются во временахъ года, и всегда вѣрно опредѣляютъ день равноденств³я, или солнцестоян³я; распознаютъ даже нѣкоторыя созвѣзд³я и планеты: Большую Медвѣдицу называютъ Тунтунокъ - Олень, Ор³она Миссюшкитъ - восходящ³й, Плеядъ Каввягатъ - лисьи норы, Алдебарана Азьгукъ, Венеру Улюхтугалья - уб³йца лисицъ и зайцовъ, Сир³уса Агьяхлякъ - изобил³е звѣрей. Годъ составляютъ изъ 12 мѣсяцовъ, начиная съ Сентября, подъ       слѣдующими назван³ями:
   Сентябрь Нулигунъ - самцы скопляютъ матокъ, Октябрь Кангуянъ - иней; Ноябрь Кангуя гучихъ - шуга; Декабрь и Январь Игалюльхъ - время великихъ морозовъ; Февраль Кыпныхчакъ - куропатки начинаютъ пестрѣть; Марть Тынгвагвакъ и Клюгвсакъ - предвѣстникъ птицъ; Апрѣль Якулы, гикъ - появляются перелетныя птицы; Май Куляватъ, Игальвитъ - олени плодятся; ²юнь Тагъякватъ и Гальватъ - чавыча появляется; ²юль Ныкыть, Шактъ Игальватъ - красная рыба приходитъ; Августъ Амагайгунъ - олени рога снимаютъ.
   Кускоквимцы, говоря вообще, средняго роста, стройны проворны, и часто сильны; тѣло y нихъ, большею частью, смуглое, но много и такихъ, кои бѣлизною тѣла превосходятъ Европейца; волосы черные, y иныхъ русые и даже рыж³е. Мужчины красивѣе женщинъ; они прорѣзываютъ себѣ нижнюю губу, и вставляютъ въ отверст³е корольки, кости, или камешки; носовой хрящъ также бываетъ пронятъ. Обыкновенныя болѣзни ихъ: ломъ въ костяхъ, грудная боль и чирьи. Шаманы и старухи знаютъ много различныхъ средствъ лечен³я. Между многими врачебными веществами, въ большомъ уважен³и, нихъ то масляное вещество, которое находится y рѣчнаго бобра, въ двухъ меньшихъ пузырькахъ, около задняго прохода; имъ лечатъ ревматизмы, колотья, кровохаркан³е, грудную боль; въ послѣднемъ случаѣ жарятъ с³и пузырьки на огнѣ и употребляють внутрь, съѣдая по парѣ за каждый пр³емъ.
   Ограничиваюсь сими замѣчан³ями. Предан³я, повѣрья и понят³я религ³озныя обитателей той страны намъ еще столь поверхностно извѣстны, что невозможно сказать чего либо положительнаго о столь важномъ и любопытномъ предметѣ. Описан³я одежды, утвари домашней и оруж³й не включаю, потому, что вещи с³и суть общи всѣмъ дикимъ племенамъ сѣвера и не представляютъ ничего замѣчательнаго.
  

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
Просмотров: 296 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Жанры
  • Рассказ
  • Поэма
  • Повесть
  • Роман
  • Стихотворение
  • Эссе
  • Статья
  • Сборник рассказов
  • Сборник стихов
  • Глава
  • Пьеса
  • Басня
  • Монография
  • Трактат
  • Переписка
  • Дневник
  • Новелла
  • Миниатюра
  • Песня
  • Интервью
  • Баллада
  • Книга очерков
  • Речь
  • Очерк
  • Форма входа