т примечательный
человек не долго жил: он умер в 1804 году.
Капнист, по влиянию на него Карамзина, должен быть причтен к числу
писателей карамзинской школы, в которой замечательны также: _Подшивалов_ и
_Бенитский_, хорошие прозаики; _Нелединский-Мелецкий_, прославившийся
нежными песнями, в которых много непритворной чувствительности;
_Долгорукий_, издававший свои стихотворения под сентиментальным титулом
"Бытие моего сердца", поэт чувствительный и сатирический, нередко
отличавшийся неподдельным русским юмором; _Милонов_, замечательный сатирик;
_Воейков_, стихотворец, переводчик эклог Виргилия, описательных поэм Делиля,
обессмертивший себя одним известным в рукописи стихотворением, {203} потом
журналист, прославившийся полемикою; _Кокошкин_ и _Хмельницкий_, переводчики
и подражатели Мольера; _Василий Пушкин_, стихотворец, и _Владимир Измайлов_,
прозаик.
_Озеров_ и _Крылов_ являются, особенно последний, самостоятельными
деятелями в карамзинском периоде нашей литературы, хотя и принадлежат к
школе преобразователя русского языка. После Сумарокова на поприще
драматической литературы со славою подвизался _Княжнин_. У него не было
самостоятельного таланта, но как он был человек умный, образованный, знавший
иностранные языки и хорошо владевший русским, - то и пользовался с успехом
богатою трапезою французского театра, лепя свои трагедии и комедии из
отрывков французских драматургов, которые переводил почти слово в слово.
Сочинения этого трудолюбивого писателя представляют собою значительный успех
русской драматической поэзии со стороны вкуса и языка: он далеко оставил за
собою предшественника своего, Сумарокова. Но еще дальше его самого оставил
за собою _Озеров_. Это был талант положительный, и появление его было эпохою
в русской литературе, которая имела в нем своего Расина. Неспособный
рисовать страсти и характеры, он увлекал живым изображением чувств. Трагедия
его - сколок с французской, и потому на удивительно, что теперь он забыт
театром совершенно и его не играют и не читают; но в истории русской
литературы он никогда не будет забыт. Язык русский в трагедиях Озерова
сделал большой шаг вперед. В одно время с Озеровым явился _Крюковский_,
которого трагедия "Пожарский" имела необыкновенный успех, но не по
литературному достоинству, а по похвальным чувствам патриотизма, которые не
могли не пробудить сочувствия в эпоху борьбы России с Наполеоном.
_Крылов_ писал комедии весьма замечательные по остроумию, {204} но
слава его как баснописца не могла не затмить его славы как комика. Крылов
далеко оставил за собою и Хемницера, и Дмитриева и достиг в басне возможного
совершенства. Басни- Крылова - сокровищница русского практического смысла,
русского остроумия и юмора, русского разговорного языка; они отличаются и
простодушием, и народностью. Крылов вполне народный писатель и теперь уже
воспитатель не менее тридцати поколений. Басня, как род поэзии, довольно
ложный род: ее явление возможно только у народа, находящегося еще в
младенчестве, и потому ее родина - Восток. У греков она во-время явилась с
Эзопом. Французы, хотевшие в литературе во всем подражать древним, решили,
что у них должна быть басня, потому что она была у греков; а мы, русские, во
всем подражавшие французам, решили, что и у нас должна быть басня, потому
что у французов есть басня. Впрочем, у нас басня явилась с Хемницером более
кстати и более во-время, чем у французов явилась она с Лафонтеном. Этот
ложный род удивительно привился к французской литературе и получил там
особенную народную форму; басне посчастливилось и у нас: во Франции она
имела Лафонтена, у нас Крылова, а за это ей можно простить ее ложность, как
рода поэзии. Знатоки говорят, что архитектура во вкусе рококо - ложная
архитектура; положим так; но Растрелли тем не менее великий художник. Чем бы
ни была басня, но Лафонтен и Крылов по справедливости составляют славу и
гордость своих отечественных литератур. {205} Мы выше сказали, что с 1805
года начали появляться в журналах стихотворения Жуковского и Батюшкова.
{206} Каждый из этих поэтов составлял собою особую школу в русской
литературе и вносил в нее новые элементы жизни; но влияние обоих мало было
чувствуемо в продолжение карамзинского периода; настоящая пора их
деятельности началась после знаменитого 1814 года: тогда и влияние их стало
ощутительнее. В следующей статье мы поговорим о них подробнее.