Главная » Книги

Белинский Виссарион Григорьевич - Сочинения Александра Пушкина. Статья первая, Страница 3

Белинский Виссарион Григорьевич - Сочинения Александра Пушкина. Статья первая


1 2 3

т примечательный человек не долго жил: он умер в 1804 году.
  Капнист, по влиянию на него Карамзина, должен быть причтен к числу писателей карамзинской школы, в которой замечательны также: _Подшивалов_ и _Бенитский_, хорошие прозаики; _Нелединский-Мелецкий_, прославившийся нежными песнями, в которых много непритворной чувствительности; _Долгорукий_, издававший свои стихотворения под сентиментальным титулом "Бытие моего сердца", поэт чувствительный и сатирический, нередко отличавшийся неподдельным русским юмором; _Милонов_, замечательный сатирик; _Воейков_, стихотворец, переводчик эклог Виргилия, описательных поэм Делиля, обессмертивший себя одним известным в рукописи стихотворением, {203} потом журналист, прославившийся полемикою; _Кокошкин_ и _Хмельницкий_, переводчики и подражатели Мольера; _Василий Пушкин_, стихотворец, и _Владимир Измайлов_, прозаик.
  _Озеров_ и _Крылов_ являются, особенно последний, самостоятельными деятелями в карамзинском периоде нашей литературы, хотя и принадлежат к школе преобразователя русского языка. После Сумарокова на поприще драматической литературы со славою подвизался _Княжнин_. У него не было самостоятельного таланта, но как он был человек умный, образованный, знавший иностранные языки и хорошо владевший русским, - то и пользовался с успехом богатою трапезою французского театра, лепя свои трагедии и комедии из отрывков французских драматургов, которые переводил почти слово в слово. Сочинения этого трудолюбивого писателя представляют собою значительный успех русской драматической поэзии со стороны вкуса и языка: он далеко оставил за собою предшественника своего, Сумарокова. Но еще дальше его самого оставил за собою _Озеров_. Это был талант положительный, и появление его было эпохою в русской литературе, которая имела в нем своего Расина. Неспособный рисовать страсти и характеры, он увлекал живым изображением чувств. Трагедия его - сколок с французской, и потому на удивительно, что теперь он забыт театром совершенно и его не играют и не читают; но в истории русской литературы он никогда не будет забыт. Язык русский в трагедиях Озерова сделал большой шаг вперед. В одно время с Озеровым явился _Крюковский_, которого трагедия "Пожарский" имела необыкновенный успех, но не по литературному достоинству, а по похвальным чувствам патриотизма, которые не могли не пробудить сочувствия в эпоху борьбы России с Наполеоном.
  _Крылов_ писал комедии весьма замечательные по остроумию, {204} но слава его как баснописца не могла не затмить его славы как комика. Крылов далеко оставил за собою и Хемницера, и Дмитриева и достиг в басне возможного совершенства. Басни- Крылова - сокровищница русского практического смысла, русского остроумия и юмора, русского разговорного языка; они отличаются и простодушием, и народностью. Крылов вполне народный писатель и теперь уже воспитатель не менее тридцати поколений. Басня, как род поэзии, довольно ложный род: ее явление возможно только у народа, находящегося еще в младенчестве, и потому ее родина - Восток. У греков она во-время явилась с Эзопом. Французы, хотевшие в литературе во всем подражать древним, решили, что у них должна быть басня, потому что она была у греков; а мы, русские, во всем подражавшие французам, решили, что и у нас должна быть басня, потому что у французов есть басня. Впрочем, у нас басня явилась с Хемницером более кстати и более во-время, чем у французов явилась она с Лафонтеном. Этот ложный род удивительно привился к французской литературе и получил там особенную народную форму; басне посчастливилось и у нас: во Франции она имела Лафонтена, у нас Крылова, а за это ей можно простить ее ложность, как рода поэзии. Знатоки говорят, что архитектура во вкусе рококо - ложная архитектура; положим так; но Растрелли тем не менее великий художник. Чем бы ни была басня, но Лафонтен и Крылов по справедливости составляют славу и гордость своих отечественных литератур. {205} Мы выше сказали, что с 1805 года начали появляться в журналах стихотворения Жуковского и Батюшкова. {206} Каждый из этих поэтов составлял собою особую школу в русской литературе и вносил в нее новые элементы жизни; но влияние обоих мало было чувствуемо в продолжение карамзинского периода; настоящая пора их деятельности началась после знаменитого 1814 года: тогда и влияние их стало ощутительнее. В следующей статье мы поговорим о них подробнее.

Другие авторы
  • Сырокомля Владислав
  • Каронин-Петропавловский Николай Елпидифорович
  • Павлов П.
  • Диковский Сергей Владимирович
  • Никитин Андрей Афанасьевич
  • Вельтман Александр Фомич
  • Герцо-Виноградский Семен Титович
  • Раевский Владимир Федосеевич
  • Язвицкий Николай Иванович
  • Теккерей Уильям Мейкпис
  • Другие произведения
  • Розанов Василий Васильевич - Преступная атмосфера
  • Минченков Яков Данилович - Касаткин Николай Алексеевич
  • Успенский Глеб Иванович - Вольные казаки
  • Кун Николай Альбертович - Цицерон
  • Миллер Орест Федорович - Основы учения первоначальных Славянофилов
  • Писарев Александр Иванович - Эпиграммы
  • Черкасов Александр Александрович - Из записок сибирского охотника
  • Короленко Владимир Галактионович - В. Б. Катаев. Мгновения героизма
  • Плеханов Георгий Валентинович - Д. Рязанов. Предисловие к собранию сочинений Г. В. Плеханова
  • Левинский Исаак Маркович - Стихотворения
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
    Просмотров: 240 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа