в 1844 году", упоминая Одоевского как "одного из лучших писателей", "писателя замечательного и даровитого" и вновь высказав удовлетворение выходом его первого Собрания сочинений (см. с. 204-205), Белинский, однако, ничего не добавляет по существу к сказанному о нем в данной статье.
Позднее, если не считать в общем положительных откликов на издаваемые при ближайшем участии Одоевского сборники "Сельское чтение" {Впрочем, см. резкое осуждение лицемерно-моралистических мотивов в отдельных рассказах третьей книги "Сельского чтевия" (наст. изд., т. 8).} и на издание детских сказок дедушки Иринея (см. рецензии 1847 г. в т. 8 наст. изд.), Белинский уже почти не обращался к творчеству Одоевского. Некоторые отзывы о его произведениях, данные попутно, носили сдержанно критический характер (например, о рассказе "Сиротинка" в рецензии на сб. "Вчера и сегодня" - наст. т., с. 549; о рассказе "Мартингал" в статье о "Петербургском сборнике" (наст. изд., т. 8).
1 Некоторая неточность. Первое печатное произведение Одоевского "Отрывок из Лабрюйера" в альманахе "Каллиопа", М., 1820, ч. IV; с 1821 г. Одоевский сотрудничал в журнале "Вестник Европы". Однако литературная известность его начинается действительно с участия в альманахе "Мнемозина" (1824).
2 Небольшая неточность: Ломоносов умер пятидесяти трех лет (1711-1765).
3 Не вполне точно. Ряд произведений был написан Фонвизиным уже после 1785 г., когда он был поражен параличом.
4 Имеется в виду многотомная "История государства Российского"; последний (12-й том) излагал события Смутного времени.
5 Батюшков заболел острым психическим расстройством в 1822 г., в возрасте 25 лет, и более тридцати лет, до своей смерти в 1855 г., уже не выступал как поэт.
6 Явно рассчитанное на цензуру "пояснение"; Полежаев рано погиб в результате жесточайших преследований со стороны правительства Николая I.
7 Баратынский скоропостижно скончался в Неаполе 11 июля 1844 г.
8 В ч. II "Мнемозины" за 1824 г.
9 Оба воспроизводимых далее аполога первоначально опубликованы в альманахе "Мнемозина" (1824).
10 Стихотворение "Поэт и толпа" (1828). Первая публикация под названием "Чернь" в "Московском вестнике" (1829, ч. 1).
11 "Город без имени" (из "Русских ночей", Ночь пятая - Соч., ч. 1); "Новый год" и "Черная перчатка" - Соч., ч. 2; "Живой мертвец" и отрывки из "Пестрых сказок" - Соч., ч. 3.
12 Сантоны (от исп. santon - святоша) - секта мусульман, отличающаяся особым фанатизмом.
13 Самым резким образом отозвался Белинский о "мнимофантастической" "Саламандре", которая печаталась тогда в "Отечественных записках", в письме к В. П. Боткину от 16 января 1841 г. (см.: Белинский, АН СССР, т. XII, с. 19).
14 "Необойденный дом" (1840; Соч., ч. 3; в разделе "Опыты рассказа о древних и новых преданиях", с подзаголовком: "Древнее сказание о калике перехожей и о некоем старце" и с посвящением В. А. Жуковскому) - сказание о старухе страннице и страшном разбойнике, обратившемся затем к богу и ставшем старцем-пустынником. Повествование насыщено мистико-православными мотивами.
15 "Игоша" - первоначально в сб. "Пестрые сказки с красным словцом, собранные Иринеем Модестовичем Гомозейкою", СПб., 1833; затем - в Соч., ч. 3 (в разделе "Опыты рассказа о древних и новых преданиях", с посвящением А. С. Хомякову) - фантазия на тему народных суеверий. Рассказ об общении мальчика с фантастическим безруким и безногим злым существом-недоноском Игошей.
16 Речь идет о Гегеле, который "первый заслонил" Шеллинга, и о левых гегельянцах, которые "далеко обогнали" своего учителя. Белинский, как об этом свидетельствует его письмо к А. И. Герцену от 26 января 1845 г., был знаком с "Немецко-французским ежегодником", журналом, вышедшим в 1844 г. под редакцией А. Руге и К. Маркса в Париже. В этом журнале были опубликованы статьи К. Маркса "К критике гегелевской философии права" и "К еврейскому вопросу". О развитии левого гегельянства Белинский, опираясь на изложение брошюры Ф. Энгельса В. П. Боткиным (см. сл. примеч.) писал в 1843 г. в статье об. "Истории Малороссии" Н. Марковича (наст. изд., т. 5).
17 Речь идет о чтении Ф.-В. Шеллингом лекций в Берлинском университете в последний период его деятельности (с 1841 г.). Содержанием их была "философия откровения" Шеллинга, сливавшаяся с теософией. Это учение было направлено против философии Гегеля и левого гегельянства. Курс лекций Шеллинга, между прочим, слушали М. А. Бакунин и М. Н. Катков. Последнему принадлежало изложение вводной лекции этого курса ("Отечественные записки", 1842, т. XX, No 2, отд. VII, с. 63-70). В обзоре "Германская литература" ("Отечественные записки", 1843, т. XXVI, No 1, отд. VII, с. 1-4) В. П. Боткин (подпись: В. Б - н) дал, без ссылки на источник, с сокращениями и некоторыми смягчениями текста, перевод вводного раздела памфлета Ф. Энгельса "Шеллинг и откровение", изданного в Лейпциге в 1842 г. Памфлет разоблачал реакционную сущность "философии откровения". Переведенный Боткиным вводный раздел брошюры Энгельса содержал общую характеристику Гегеля, правого и левого гегельянства. Об этом обзоре Боткина см. отзыв Белинского в письме от 6 февраля 1S43 г.: "Твоя статья о "Немецкой литературе" в 1 No мне чрезвычайно понравилась,- умно, дельно и ловко" (Белинский, АН СССР, т. XII с. 131). В письмах этих лет, начиная с 1842 г., Белинский отзывался о Шеллинге неизменно резко или иронически (см.: там же, с. 95, 102, 114); ср. и его насмешки над увлечением Каткова лекциями Шеллинга (там же, с. 103-106).
18 Заключительная строка из басии И. А. Крылова "Ларчик".
13 См.: "Деревянный гость, или Сказка об очнувшейся кукле и господине Кивакеле" (из цикла "Пестрые сказки"); Соч., ч. 3.
20 "Домашняя драма" - "Хорошее жалованье" и проч. (1838); Соч., ч. 3 (разд. IV "Смесь").
21 В указанной статье 1836 г., говоря о литературе и журналистике первой половины 1830-х гг., Одоевский осмеивал стандартные исторические романы типа "Димитрия Самозванца" Булгарина или "Аскольдовой могилы" Загоскина, где суждения, заимствованные из "Истории государства Российского" Карамзина, сочетались с домыслами и простонародными сценами; осмеивал также и псевдопатриотические трагедии из русской истории Н. Кукольника и др. Основные удары были направлены против "Северной пчелы" Булгарина и Греча и "Библиотеки для чтения" Сенковского с характерными для них беспринципностью, коммерческим расчетом, потворством дурному вкусу, нападками на лучших представителей литературы (особенно на Гоголя) и т. д.
22 Выпад против О. И. Сенковского. Ср. примеч. 11 к статье "Парижские тайны".
23 Здесь, как и в следующей далее второй большой цитате из статьи В. Ф. Одоевского, в основном высмеивается Сенковский, который в статьях и рецензиях в "Библиотеке для чтения" так отзывался о Шампольоне, известном ориенталисте Гаммере, об английском физике Гемфри Дэви и т. д.
24 Имеется в виду рецензия Сенковского на "Сочинения В. Ф. Одоевского" ("Библиотека для чтения", 1844, т. LXVI, отд. VI, с. 1-9). Сенковский высмеивал в ней многие произведения Одоевского, в особенности "Русские ночи". Статью "О вражде к просвещению" он называл здесь "одним из самых невероятных плодов парадоксального направления автора".