Главная » Книги

Бонч-Бруевич Владимир Дмитриевич - Из переписки В. Д. Бонч-Бруевича, Страница 2

Бонч-Бруевич Владимир Дмитриевич - Из переписки В. Д. Бонч-Бруевича


1 2 3

gn="right" >

Влад. Бонч-Бруевич

  
  

ИЗ ПИСЬМА В НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ тов. БОРОДИНОЙ

Москва, 9 июля 1929 г.

  

Дорогой товарищ!

  
   Я очень извиняюсь перед Вами, что несколько запоздал со своим ответом по тем вопросам, которые Вы мне оставили. Случилось это оттого, что все это время я перебивался со своими занятиями: то был нездоров, то уезжал по экстренным делам из Москвы, то был занят другими экстренными делами.
   Прежде всего я обратил внимание на то, что в Инструкции к составлению отчетных сведений о религиозных объединениях, во втором абзаце, который назван "графы 9-12", надо было бы во второй строчке после слова "церкви" добавить: "костелы, кирки, пагоды", и потом будут идти мечети, синагоги и др.
   Этим введением еще трех наименований церквей различных вероисповеданий мы придаем как бы интернациональный характер нашему исследованию. Это будет лучше, чем так отрывчато.
   Что касается Оперативного отчета административного отдела, то по разделу о религиозных объединениях здесь ничего дополнять не надо, а только необходимо параграфы 10 и 11 совершенно изменить. Вместо параграфа 10 "Рационалистическое сектантство", надо написать: "Секты нового западного происхождения", а вместо параграфа 11 "Мистическое сектантство", написать: "Секты старого восточного происхождения". Почему именно так, Вы усмотрите несколько ниже из моего письма.
   Точно так же на стр. 18 и 19 в отдел "Классификация религиозных объединений" надо внести существенные изменения, о которых я также буду говорить ниже. А прежде всего позвольте мне сделать несколько принципиальных указаний по поводу этого отдела Оперативного отчета административного отдела Народного комиссариата внутренних дел.
   1. Деление сектантства на рационалистическое и мистическое - совершенно неправильное деление. Его ввели миссионеры православной церкви по своим собственным соображениям, для своих собственных надобностей, прежде всего для того, чтобы на основе этого деления четко выявлять в течение столетий и преследовать сектантов. Делить сектантство на такие разряды нельзя по первой и основной причине, что все вероисповедания всегда, во все времена и у всех народов, будь то сектантство или ортодоксальные религии, или православие, всегда имели и имеют мистическое начало. Именно потому они и религиозные системы, что они мистические, т. е. они всегда имеют то начало, вне воли человека стоящее, которое управляет, по их пониманию, миром и человеком. Это управление и соподчинение высшим силам так прекрасно выражено в словах евангелия: "Ни один волос с головы не упадет без воли божьей". Вот это присутствие потустороннего мистического начала свойственно всем религиям в той или иной степени, и религий не мистических не существует, а потому и деления на "мистические" и "не мистические" не может быть, ибо это нелепо. В самой же религии никакого рационалистического начала быть не может, потому что "рацио" - разум, ум, - совершенно несовместим с началом божественным, как таковым, которое, собственно говоря, отрицает всякое разумное начало, особенно, как мы его понимаем [в качестве] материалистической основы всяческой жизни человека. Стало быть, и с этой точки зрения делить религии и секты на мистические и рационалистические недопустимо.
   Если же мы условно решим выставить за скобки все "божественное начало" из всех других религий, как тот знаменатель, который общ всем религиям, и посмотрим теперь внутри скобок, - отношение тех или иных религиозных групп к действительной жизни, исполнение тех или других нравственных, политических, моральных и других обязанностей, - то мы увидим, что как раз те секты, которые православной церковью присчитываются к рационалистическим, т. е. более разумным, в действительности показали себя, в отношении проявления в себе общественной жизни, наименее разумными, а те секты, которые называются мистическими, - наиболее разумными.
   Между прочим отмечу, что миссионеры православной церкви сами не могли не видеть всей глупости этого деления сектантов; поэтому они время от времени, точно школьников из одной группы в другую, переводили сектантов из мистических в рационалистические, и обратно. Это нужно было делать постольку, поскольку необходимо было для одной постоянной и неуклонной цели - преследования сектантов.
   Так, мы знаем, что духоборцы и молокане долгое время причислялись православной, церковью к мистическим сектантам; потом самая революционная часть их должна была выехать из России, и те, кто остался из этой части погибали в тюрьмах, ссылках и заключениях; остальная, покорная, малая часть духоборцев, так называемая "малая партия" вполне подчинилась попам, миссионерам и правительству и была немедленно переведена из мистического сектантства в рационалистическое, т. е. стала наименее преследуема.
   Тоже самое было и с молоканами, теми, которые стали приспособляться к православной общественной жизни (молокане Донского толка), которые также близко подходят к православию, как униатство в католической церкви к православной, или старообрядчество, единоверие, к православию. И как только это случилось, эта часть молокан была тотчас же переведена из мистических в рационалистические, т. е. в наименее преследуемых. А молокане "духовные", которые имеют "хождение в духе", свои священные пляски, которые стремятся к жизни общественной, сообща, коллективом, были причислены к так называемым "хлыстам", названы "прыгунами" и оставлены в мистических сектах; они были все время преследуемы, а в 40-х годах прошлого столетия высланы в Закавказье; потом им и там не дали жить, и огромное количество их переехало в Калифорнию.
   Так что деление на рационалистических и мистических было не объективное, научное деление, а всецело служебное - для тех низменных целей, которые преследовало православие в своей борьбе с религиозным разномыслием. Само собой понятно, что подобное деление должно быть нам совершенно несвойственно и по своим принципиальным соображениям, которые я высказал выше, и по тому злу, которое это деление сделало в огромных массах населения бывшей России, и мы, конечно, не должны его ни в коем случае вводить в нашу статистическую таблицу.
   Так как и та и другая группа совершенно разного исторического происхождения, то лучше всего русское сектантство разделить по этому историко-географическому признаку, т. е. на сектантство восточного и западного происхождения, тем более, что эти группы коренным образом разнятся друг от друга и своими основами учения.
   Когда я внимательнейшим образом просмотрел таблицу "Классификация религиозных объединений" (стр. 18 и 19), то прежде всего мне бросилось в глаза, что эта схема мне достаточно знакома, в ней нет ничего нового, она откуда-то взята. В примечании на стр. 19 прочел следующее: "Основные группы религиозных обществ отличаются некоторой устойчивостью, что же касается толков, то сведения о них заимствованы из дореволюционных материалов, вследствие чего, возможно, что многие группировки, их наименования, резко изменились. Поэтому перечень толков имеет лишь примерное значение".
   Из этого примечания мне стало ясно, что здесь не было самостоятельного творчества, а было заимствование из дореволюционных материалов, хотя первые слова примечания: "Основные группы религиозных обществ отличаются некоторой устойчивостью. . ." показали мне, что графы "основные группы" считаются правильными, но именно в эти графы входят деления на мистические и рационалистические, что совершенно неправильно. Также, очевидно, к этим словам примечания можно отнести и графы "подразделения", которые утверждаются как правильные, и только к словам "толки" относятся все последние слова этого примечания.
   Но я должен сказать, что "подразделения" - совершенно неправильные, неверные и совершенно неприемлемые для нашего объективного материалистического исследования всех исторических фактов жизни нашей страны. Когда я стал вдумываться, откуда эта схема могла быть взята, то я скоро убедился, что она взята из двух одинаково отвратительных и самых подлых источников: или из "Миссионерского календаря", или из "Миссионерского посоха", составленных известным деятелем православной церкви, миссионером, чиновником особых поручений при личной персоне обер-прокурора святейшего синода К. Победоносцева, - В. Скворцовым. Первое издание им было выпущено в 1903, второе - в 1912 г. Если Вы просмотрите эти вышеуказанные издания, то убедитесь, что наименования в Вашем документе основных групп, "подразделений" и "толков", целиком и полностью, почти без пропусков, почти совершенно в том же порядке, взяты из этих книг, которые долгое время служили настольной книгой для всех тех деятелей, будь то миссионеры или черносотенцы, которые в ненависти, в преследованиях, издевательствах над сектантами и старообрядцами видели все свое основное и самое заветное призвание.
   Почему неизвестный мне автор "Классификации религиозных объединений" в документе Наркомвнудела заимствовал из этого мутного и отвратительного источника, пренебрегши всеми другими, и в том числе моими исследованиями - мне непонятно и очень загадочно.
   Теперь конечно, возникает вопрос, какую же именно номенклатуру надо положить в основу этих статистических сведений. На это имеется только один совершенно точный и ясный ответ: все секты, которые существовали в былое время и которые существуют в настоящее время, должны именоваться именно теми названиями, которыми сами сектанты себя называют, и ни в коем случае этим общинам не могут быть присвоены те обидные и издевательские названия и прозвища, которые миссионеры и попы православной церкви обыкновенно давали для того, чтобы в самом названии унизить этих людей, натравливая на них другую часть населения ортодоксальной православной церкви, которую они считали единственно правильной и непоколебимой. К сожалению, больше тысячи лет эти секты самым жестоким образом преследовались, и до сего времени еще не установлены настоящие, а не поддельные названия этих сектантов и старообрядцев, как они сами себя называют; но, все-таки, благодаря усилиям советской критики, этнографов и других научных деятелей, а в том числе и, отчасти, и моей работе, установлен целый ряд названий отдельных сект и групп и целых ответвлений, - именно таких, какими эти люди сами себя называют, причем в старообрядчестве этих искажений значительно меньше, чем в сектантстве. В старообрядчестве значительно большее число старых наименований можно принять и для нашей новой номенклатуры. Чтобы Вам было понятно, до какой степени отвратительны и возмутительны названия отдельных сект, придуманные попами и миссионерами, я позволю себе привести два-три примера. На стр. 19 Оперативного отчета административного отдела, подразделение 7, "толк" 6, у Вас указано "дырники". Самое название носит в себе что-то отвратительное, насмешливое, отталкивающее. Нам, исследователям, захотелось узнать, что из себя представляют эти "дырники"? Оказывается это небольшая группа старообрядцев, которая в своих религиозных исканиях и отклонениях от православной церкви пришла к решению в вопросе, где и как надо молиться; что молиться надо смотря или на восходящее или на заходящее солнце, творя утреннюю или вечернюю молитву. Для этих простых людей солнце, этот древний бог человечества, имело особенное значение животворного начала, которое разливалось и разливается в мире. И эти люди стали выходить в сады, огороды, поля и возносить свои песнопения восходящему и заходящему солнцу. Здесь чувствуется что-то древнее, какой-то привкус старых пифагорейцев.1 Откуда это занеслось в Россию и смешалось со старообрядчеством - до сего времени неизвестно. Когда над этими людьми попы и черносотенцы стали издеваться и натравливать односельчан, то они должны были уйти в свои хаты, стали выпиливать в стенах хат продолговатые окошечки, в которые сразу могло смотреть несколько человек, и при восходящем и заходящем солнце они продолжали совершать свои песнопения в хатах, смотря в эти окошечки на солнце. Отсюда и получилось название "дырники"; смотрят в дыру, молятся в дыру. Вы сами прекрасно понимаете, что если бы не было преследования, то не было бы и "дыры", не было бы этого окошечка. И когда в Вашей статистической таблице употребляется слово "дырники", то я глубочайшим образом убежден, что ни один старообрядец, исповедующий свою веру, не запишется под этим толком "дырники", так как для него это слово - великое издевательство и ругательство.
   Точно так же в отделе "подразделения" имеется название "хлысты". Слово "хлыст" появилось в 1836 г., когда в Москве на одном из собраний был арестован пономарь Кузьма Властник. Когда он, запуганный светскими и духовными властями, стал выдавать сектантов, то ему было предложено для спасения собственной шкуры подписать бумагу, которая ему была подсунута. В этой бумаге в первый раз было изложено то учение, которое теперь приписывается так называемым "хлыстам". Хлыстами они были названы потому, что якобы они себя хлещут и поют песенку "хлещу, хлещу, Христа ищу. . ." Это заведомо ложное показание Кузьмы Властника было немедленно напечатано и отдельным секретным циркуляром разослано для сведения и руководства по всем консисториям, духовным и светским инстанциям, и именно с этого года в изобилии появляется слово "хлыст". Раньше этих сектантов называли "христомужи", "христовщина", т. е. такой общиной, которая считала, что Христос не улетел легким аллюром на небо после воскресения, как утверждала православная церковь, а что Христос среди них, и есть не кто иной, как тот или другой сочлен общины, который одарен "свыше разумом", и что он-то и должен руководить жизнью общины, являясь вождем их организации; он - "Христос", а потому отсюда "христомужи", как называл их в 1756 г. инок Евфросиний. Его писания написаны с обличительной, православной точки зрения, но он писал то, что он слышал, т. е. тех, кого теперь ругают "хлыстами", называли "христомужами", "христовщиной". И само собой понятно, что огромное количество последователей этого учения никогда не признают себя "хлыстами" и никогда не запишутся в ту таблицу, где они так названы. Это слово так же обидно и ругательно, как, скажем, слово "сволочь", и пр., и т. п. Нельзя же, предположим, у нас на каком-либо собрании огласить бумагу, на которой будет написано подразделение "сволочи", а потом предложить: пожалуйте, записывайтесь! Можно сказать наверное, что в этот раздел даже действительные сволочи не запишутся, а те, которые себя не причисляют к этому разделу людей, ни в коем случае не запишутся, а если бы их даже так и называли их враги, как в данном случае миссионеры православной церкви.
   Точно так же в отделе "толки" у Вас есть название "шелапуты". Это название украинское: шалый путь, неправильный путь. Это чисто миссионерское название, которым названо громадное количество сектантов, принадлежащих к различным толкам, с целью оскорбить и унизить этих людей и показать, что вот, мол, православная церковь стоит на правильном, а эти люди на неправильном пути. Точно такое же название: "голубчики", "марьяновцы", "Еленушкино согласие", "никудышники астраханские". Ну кто пожелает назвать себя "никудышником" или "голубчиком"?
   Я думаю, что приведенных мною примеров вполне достаточно для того, чтобы утвердиться в мнении, что эта номенклатура совершенно не выдерживает ни малейшей критики и что ее надо заменить другой.
   Также позвольте мне обратить Ваше внимание еще на одно обстоятельство: в основной группе - 10 (стр. 19), в подразделении 3, "Евангельские христиане", указаны следующие толки: штунда плотская, штундо-баптисты, евангелики или пашковцы-некрещенцы, штунда духовная или младо-штундисты, штундо-малеванцы, штундо-толстовцы, штундо-духоборцы. Ни одной из этих сект никогда на свете не существовало и существовать не могло.
   Толстовцы со штундистами никогда не могли быть сочетаемы, как не может сочетаться масло и вода. Эти названия возникли в 1894 г., когда министр внутренних дел Дурново, в согласии с обер-прокурором святейшего синода исходатайствовал высочайшее повеление, преследующее штундистов. С этого времени по воле самодержавного закона штундисты стали всячески преследоваться; их арестовывали, сажали в тюрьмы, ссылали в самые отдаленные места. И после появления этого циркуляра миссионеры сейчас же присоединили слово "штундист" к очень многим сектам, дабы им было легче преследовать сектантов. Вот почему слово "штундо" они стали присоединять к названиям всех и всяческих сект: молокан, духоборцев, хлыстов, скопцов и др.
   Когда в 1905 г. была введена хотя относительная, маленькая свобода совести, и когда штундисты, как таковые, были причислены к сектам западно-европейским, евангелическим, и когда стали преследоваться не штундисты, а исключительно так называемые "хлысты", - это было уже в 1906-1907 гг., - то получилось громадное количество процессов именно по этому направлению сектантов. Миссионеры тотчас же стали всех обращать в "хлыстов". Тех сектантов, которых ранее миссионеры называли "штундо-баптисты", "штундо-толстовцы", теперь стали называть "хлыстами".
   Вы, вероятно, знаете, что о этого времени, например, трезвенники московские и петербургские, подгорновцы - последователи крестьянина Подгорного, штундисты, молокане стали присоединяться миссионерами в той или иной форме к "хлыстам" и самым жесточайшим образом преследоваться, и эти преследования достигли своего апогея в 1910-1912 гг., когда в год бывало по 60-80 процессов. Тех самых людей, которых несколько лет тому назад преследовали и обвиняли в штундизме, на основании сенатского разъяснения стали пачками ссылать в Сибирь за "хлыстовщину", а то и другое взаимно друг друга исключает. Таким образом, вторично это подчеркиваю, что миссионерские наименования сект были оружием борьбы и преследований сектантов попами и миссионерами царского режима. И, к величайшему сожалению, эта самая номенклатура оказалась в официальной таблице Народного комиссариата внутренних дел в наши дни.
   Я предлагаю, таким образом, классификацию религиозных объединений сделать в следующем начертании:
  
  
  
  Классификация религиозных объединений
  
   Основные группы Подразделения Толки
  
   1) православная
   церковь тихоновцы
  
   2) религиозные ново- иоанниты
   образования до (последователи
   Октябрьской Иоанна
   революц[ии] Кронштадтского)
  
   3) религиозные ново- 1) живая церковь
   образования 2) возрожденцы
   после Октябр[ьской] 3) антониновцы
   революц[ии] 4) древне-апостоль-
   ские общины
  
   4) англиканская
   церковь
   5) католическая 1) католики
   церковь 2) армяно-католики
   3) католики восточного
   обряда (униаты)
  
   6) протестантская 1) протестанты еван-
   церковь гелическо-лютеранского
   исповедания
   2) ауггбургского
   исповедания;
   3) евангелическо-
   реформатского
   исповедания
  
   7) армяно-грегори- 1) армяно-грегориане
   анская церковь 2) армяно-униаты
  
   8) иудейское 1) иудеи-талмудисты
   исповедание 2) караимы
  
   9) магометанское 1) шииты
   исповедание 2) сунниты
  
   10) старообрядцы- 1) единоверцы
   поповцы 2) беглопоповцы 1) дьяконово согласие
   2) лужково согласие
   3) уставщики
   4) перемазанцы
   3) приемлющие
   священство Бело-
   криницкой иерархии
   или австрийское
   священство
   4) поповцы Беловодской
   иерархии
  
   11) старообрядцы- 1) поморцы или 1) адамантовы
   беспоповцы даниловцы 2) поморцы-брачники
   2) федосеевцы 1) новожены
   2) титловщина
   3) аристовцы
   4) польские
   федосеевцы
   5) рижские
   федосеевцы
   3) новопоморцы 1) Любушкино
   согласие
   4) филипповцы 1) нечадородные
   2) чадородные
   3) орловские
   филлипповцы
   4) брачные безпоповцы
   5) немолящиеся с
   приглашением
   6) Аароново согласие
   5) странники 1) безденежники или
   Антипово согласие
   2) статейники или
   иерархисты
   3) противостатейники
   4) брачные странники
   5) лучинковцы
   6) Спасово согласие 1) старо-спасовщина
   2) ново-спасовщина
   3) неприемлющие
   водного крещения
   4) самокрещенцы
   7) беспоповщинские 1) немоляки
   толки 2) духовные христиане по
   второму пришествию
   3) белоризцы
   4) неплательщики
   5) самовосхититель
   архиерейства
  
   12) секты нового 1) баптисты
   западного происхожде- 2) евангельские
   ния (евангельские христиане
   секты) 3) пашковцы
   4) редстокисты
   5) армия спасения
   6) штундисты 1) ново(младо)-
   штундисты
   2) старо-штундисты
   7) адвентисты 7-го дня
   8) меннониты
  
   13) секты старого 1) люди божии 1) старый израиль
   восточного проис- 2) новый израиль
   хождения (израильские (лубковцы)
   секты) 3) духовный израиль
   2) скопцы 1) старое скопчество
   2) новое скопчество
   3) духовное скопчество
   3) духоборцы 1) духоборцы большой
   партии (христиане
   всемирного братства,
   последователи Петра
   Васильевича Веригина -
   общинники)
   2) духоборцы свободные
   [свободники]
   3) духоборцы-фермеры
   4) духоборцы средней
   партии (воробьевцы,
   последователи Петра
   Петровича Веригина)
   5) духоборцы малой
   партии (гореловцы)
   4) общество друзей
   (квакеры)
   5) массоны
   6) духовные христиане 1) молокане постоянные
   (молокане) 2) молокане духовные
   (последователи
   Рудометкина)
   3) молокане субботники
   или иудействующие
   4) молокане донского
   толка
   7) секта общих или
   общего упования
   8) [Секта] начало века
   9) трезвенники 1) трезвенники москов-
   ские (последователи
   Колоскова)
   2) трезвенники москов-
   ские (последователи
   Дмитрия Григорьева)
   3) трезвенники ленин-
   градские (последователи
   Чурикова)
   4) другие трезвенники
   10) малеванцы
   11) подгорновцы
   12) иеговисты или
   десное братство, или
   сионская весть
   13) толстовцы 1) толстовцы, как
   таковые
   2) толстовцы-
   добролюбовцы
   14) прочие 2 1) буддисты-ламаисты
   2) конфуциане и др.
  
   Если встретятся какие-либо наименования религиозных групп, сект, толков, которые во всей этой классификации религиозных объединений не перечислены, то необходимо все эти сведения собирать и записывать названия этих религиозных групп именно под теми наименованиями, как они сами себя объявляют.
   Вот какую, далеко не совершенную, классификацию религиозных объединений, я могу предложить, но думаю, что эта классификация будет значительно лучше, научнее и ближе к жизни, чем та, которая была Комиссариатом внутренних дел ранее напечатана. Но само собой понятно, что на этом успокаиваться нельзя. Необходимо будет, при рассылке этого документа, написать особое циркулярное письмо всем органам власти, чтобы все записи и наименования всевозможных сект велись именно под теми названиями, как эти религиозные группы сами себя называют. Эта работа - работа будущего, так как до сего времени она еще никем не сделана.
   Я лично давно работаю над номенклатурой сектантства, кое-что выполнил, но далеко не все. На будущее время, я думаю, что мы эту нашу классификацию, которую я Вам сейчас предлагаю, будем совершенствовать каждый год.
   Прошу Вас, если Вам что-либо будет непонятно или Вы пожелаете иметь какие-либо дальнейшие разъяснения, то совершенно немедленно мне об этом сообщите и я охотно все сделаю.
   Еще раз очень извиняюсь за задержку этой моей работы и буду очень рад Вам и в дальнейшем помогать в этом и других вопросах всем, чем только могу.

С коммунистическим приветом

Владимир Бонч-Бруевич

  
  

ИЗ ПИСЬМА М. В. ДУДЧЕНКО

  

Москва, 3 февраля1932 г.

  
   Что касается маленького, узенького вопроса о сектантстве, которое меня интересует как таковое лишь потому, что сектантское движение более 1000 лет было массовым движением, - при разных обстоятельствах, при разных условиях, в различных государствах, при различных соотношениях сил, - а всякое массовое движение меня интересует вообще и, в данном случае, крестьянское движение в особенности, так как мне всегда хотелось нащупать и знать действующие силы крестьян, этих мелких буржуа; такие, как мы твердо знаем и твердо нащупали движущие силы пролетариата, городской, фабричной и заводской бедноты. Вот именно эта точка зрения мною и проводилась в моих писаниях, вот именно это и заставило меня изучать сектантство и заставляет продолжать это делать. Сектантство, как таковое, конечно, не существует как нечто однообразное, потому что есть сектанты и сектанты, как есть крестьяне и крестьяне. Одни сектанты вышли из крупной буржуазии, аристократии и дворянства, как Пашков, Редсток, мать Черткова, Корф, как весьма многие толстовцы и др., и как старообрядцы Солдатенков, Терещенко,, или как сектанты-скопцы Солодовниковы и др., или из мелкой буржуазии, как все баптисты, большинство пашковцев, трезвенников и т. д.; как из бедного крестьянства, - ново-штундисты, помните, последователи Балабана, который в 1872 г. на своем съезде поссорился с Рябошапкой, тянувшим лишь за благотворительность, за моление и обряды, а 38 человек этого съезда, стоявшие за Балабаном, заявили: "обряды - это театры, благотворительность - для господ, земля не твоя, Рябошапки, а земля должна быть общая, а потому надо отнять землю у панов и богатеев и разделить ее на всех, кто берется за плуг". Вы видите, что и здесь, в этой мелкомещанской, мелкобуржуазной среде, классовый принцип еще и тогда, 60 лет тому назад, вполне торжествовал; и если Вы этого не видите, то не видите лишь потому, что Вы безусловно слепы, проникнуты лишь дрянненькими, близорукими идеями самобичевания и самоусовершенствования, которые когда-то с таким малым успехом проповедывал Толстой и которые так плохо применяли в жизни его адепты и эпигоны - толстовцы, которые, как Вы сами знаете, совершенно рассыпались, причем многие из них покончили самоубийством, изменением собственным взглядам или превратились в самых обыкновенных мелких буржуа.
   Уже из этой точки зрения, которую я проводил еще в моих статьях в журнале "Жизнь" (Лондон, Париж) в 1902 г. и поздней высказывался устно и печатно сотни раз, Вы можете усмотреть мое совершенно определенное отношение к сектантству. Если сектант - кулак, а таковые, конечно, есть и были, если сектант - богатей, он меня также мало интересует, особенно в настоящее время, как и всякие другие богатеи. Скажу прямо, что до революции, при самодержавии, всякий сектант, даже и богатей, даже и кулак, даже мелкий или крупный буржуа, даже и аристократ, меня интересовал больше потому, что каждый из них своим сектантством, как таковым, отколом от православия, тем или другим протестом, становился уже в оппозицию к ортодоксальной религии, которая всегда была в союзе с самодержавием; а мы, старые, опытные политики, прекрасно понимали и знали, что при царизме, когда еще самодержавие не было низвергнуто, надо было "вместе бить и врозь идти". Вот, поскольку сектантство помогало нам бить царизм, расшатывая представления о церкви, о государстве, о самодержавии, о палачах, о полиции, о царском войске, о помещиках и эксплуатации и пр., и т. п., поскольку своим отрицанием одного больше, другого меньше, они внедряли в народ отрицательное отношение к самодержавному строю, постольку мы готовы были их поддерживать и в нашей программе, и в наших резолюциях и на деле, даже в Государственной Думе; а в наших нелегальных комитетах мы заводили с ними знакомство и тратили время, чтобы найти с ними связь, дабы приобщить их, насколько возможно, к общественному движению, всегда стараясь расколоть их внутри себя по классовому признаку. И когда сектанты, живя в Румынии, под нашей агитацией самым великолепным и преданным образом перевозили нам за дешевую плату нелегальную литературу, мастерски пряча ее от пограничных властей, - мы только приветствовали их это дело, посадили среди них наших людей, которые вместе с ними великолепно все выполняли и перевозили в 1902-1903 гг., по крайней мере, 250 пудов нелегальных книг, что, конечно, мы не могли не приветствовать и не благодарить этих людей. Но никогда, нигде, ни в одном случае, ни я, ни мои товарищи, никогда не высказывали, ни устно, ни письменно ни одного слова, что мы солидаризируемся со всей философией, со всей идеологией, со всеми общественными и бытовыми взглядами сектантов, так как огромное большинство из них совершенно не совпадало и даже было и есть противоположно с нашей коммунистической этикой. А, наоборот, мы изучали их, мы писали о них с этнографической точки зрения, но очень многое из их мировоззрения мы осуждали самым суровым образом, как, например, совершенно никому ненужный, зловредный принцип непротивления злу насилием и всякое другое слюнтяйство; против самоунижения, смирения и покорности и пр. и пр. дребедени.
   Сектантство, как таковое, в настоящее время все более и более переходит в свою собственную противоположность, из слоя наиболее культурного при царизме, из слоя наиболее грамотного и развитого, из слоя, к чему-то стремящегося, - так, по крайней мере, можно говорить о многих из них, - в настоящее время сектантство переходит в слой наименее культурный, в отсталый, мало к чему стремящийся, совершенно не понимающий действительности, не присоединяющийся к общему делу, часто мешающий. Кроме того, сектантство имеет еще интернациональную связь с международным капитализмом, как, например, баптисты, адвентисты, меннониты, и потому делается еще более опасным и зловредным, являясь у нас, в СССР, прямым агентом международного капитализма и его буржуазно-фашистских правительств.
   Вот таким образом, с изменением исторической обстановки, с переменой ситуации, которая так разительно переменилась за эти, скажем 20-30 лет, само собой понятно, что и отношение, между прочим, и к сектантам, должно у каждого мыслящего человека сильно измениться. Мне нет никакого дела, какие молитвы кто из них бормочет, мне нет никакого дела, какие обряды они совершают или какие иные благоглупости они расписывают в своих собственных произведениях, которые уместно было бы писать в XVII, XVIII вв., - мне только жаль, что эти массы до сих пор так темны и не просвещенны, в то время, когда кругом и всюду кипит стремление к науке, к знанию, когда сотни тысяч молодежи проявляют героические усилия и достигают огромных результатов в борьбе за приобретение науки и знаний. Но мне есть огромное дело до того, как, каким образом все эти баптисты, духоборцы, меннониты, скопцы, толстовцы и все другие относятся к современной деятельности, помогают ли они строить социализм или мешают нашей стране, находящейся в злостном окружении капиталистов, что они ворчат, агитируют против или за?... И я убежден, что именно силы, за которыми стоит вся история и само время, - силы униженного и оскорбленного, эксплуатируемого сословия, класс пролетариата, все трудящиеся, все бедняки, - в этой последней ужасной схватке победят того мертвого, те отживающие классы, которые своей костлявой, сухой рукой, желают схватить живые, возрождающиеся, беднейшие классы человечества для того, чтобы, в конце концов, уничтожить всякие классы, всякую борьбу, всякую ненависть, всякое негодование, всякую войну и учредить бесклассовое, равное, счастливое социалистическое общество всесветной коммуны.
   И Вам и Вашим друзьям сектантам предоставляется выбор: или с нами, или против нас; другого выбора нет. Всякий, сидящий между двух стульев, или, как Пилат умывающий руки, всякий, создающий себе келью под елью и желающий спасать в ней свою личную душу, будет презрен в жизни и будет отброшен от нее, а может быть и раздавлен, как последний червяк, никому ненужный, без пользы долбящий кору сухого, старого дерева и представляющий из себя труху жизни.
   Вот Вам мое отношение к сектантскому вопросу, которое вытекает из более глубоких исторических анализов современной действительности; таково было мое отношение и 30 с лишком лет тому назад, когда я стал изучать этот вопрос; таково оно осталось и теперь, когда я его в достаточной мере изучил и когда я думаю, что знаю его вдоль и поперек.
   Вот Вам мой совершенно ясный и точный ответ на те вопросы, которые Вы подняли и которые, конечно, стоят на совершенно диаметрально-противоположной точке зрения, чем все Ваше мировоззрение, мировоззрение субъективное, мелкое, мещанское, не дающее и не могущее дать счастья ни Вам и никому другому, ибо оно бесплодно, бессильно и безжизненно.

Всего Вам наилучшего

Владимир Бонч-Бруевич

  
  

ИЗ ПИСЬМА А. И. КЛИБАНОВУ

9 апреля 1945 г.

  
   Владимир Ильич очень интересовался рукописями сектантов, которые я собирал, особенно старыми рукописями. Он тщательно просматривал их, когда приходил, - а это бывало нередко, - ко мне в Кремле на квартиру. Он изучал их полуславянский язык, начертания букв и пр. Особенно заинтересовали его философские сочинения. И как-то раз, когда он особо углубился в их чтение, заинтересовавшись содержанием рукописей духовных молокан, - эти рукописи были XVIII и XIX вв., - сказал мне: "Как это интересно! Ведь это создал простой народ... целые трактаты... Ведь это семнадцатый век Европы и Англии в девятнадцатом столетии России... Неужели все это до сих пор не изучено? Ведь вот наши приват-доценты написали пропасть бездарных статей о всякой философской дребедени, вон Колубовский издал целый том библиографии этих статеек по истории русской философии, а вот из них никому и в голову небось не приходит, что вот эти рукописи, созданные самим народом, имеют во сто раз большее значение, чем все их писания, по большей части переливающие из пустого в порожнее. Вы очень хорошо сделали, - сказал он мне, - что все это собираете и издаете: это очень полезное и нужное дело".
   Вот Вам одно из заявлений Владимира Ильича по этому вопросу. Он своим гениальным прозорливым умом, основываясь на малом, случайном знакомстве с рукописями старого сектантства, - его между прочим очень заинтересовала "Животная книга духоборцев", мною записанная и мною изданная, - несомненно провидел значение этих философских и иных народных писаний и ощущал и самих творцов, - этих нелегальных писателей из народной среды, - и те массы, которые шли за ними несмотря на все зверские преследования, с которыми обрушивались на них и полиция, и попы, и администрация, и сами цари и их правительства.
   ...Я продолжаю работать над библиографией. Затеял новую работу: рецензирую книгу по моему вопросу, извлекая сведения часто из таких книг, где и подозревать нельзя, что там они имеются. За этот год написал уже триста научных рецензий, отмечая достоинства и недостатки книг и извлекая из них интересные материалы. Также привожу в полный порядок мою эпистолярию за пятьдесят лет. Хочу все это оставить в полном порядке, снабженное примечаниями, справками и пр. Все по сектантству (письма, рукописи, документы) - все ввожу в библиографию. Хотелось бы и из других архивов ввести. Лишь бы добиться теперь возможности все это печатать. Полагаю, что для будущих исследователей все это будет весьма полезно и необходимо. Хотелось бы составить отдел при Институте истории Академии Наук, где бы серьезно заняться всеми этими вопросами, они достойны этого. И надо будет глубоко копнуть нашу историю. Надеюсь, что вскоре мы с Вами увидимся. Вы собирались побывать в Москве этой весной. Пожалуйста пишите мне и простите мою неаккуратность в ответе: уже очень тяжела была для меня истекшая зима.
  
   Крепко жму Вашу руку.
   Всего самого наилучшего
   Ваш Влад. Бонч-Бруевич
  
  

ИЗ ПИСЬМА В. В. СОРОКИНУ

21 июля 1952 г.

  
   Вы спрашиваете: "По чьему докладу и при каких обстоятельствах" I съезд партии предложил Центральному Комитету заняться рассмотрением предложения тов. Бонч-Бруевича об издании соц.-дем. газеты для сектантов". Во-первых, не I, a II съезд. Дело было так: я написал большой доклад на II съезд партии, который назывался "Положение сектантов в России". Этот доклад мой читал Плеханов, весьма его одобривший. А потом я передал его Владимиру Ильичу, который его очень внимательно читал, недостатков никаких не заметил, только просил внести больше фактических данных, что я и сделал. Владимир Ильич сказал, что он возьмет с собой этот доклад и прочтет в той комиссии, которая будет заниматься всеми этими вопросами. Я должен был оставаться в Женеве, так как на меня была возложена обязанность вести газету "Вперед" (вместе с В. В. Воровским), вести все другие издания, переписку по делам партии, по транспорту и экспедиции, приему приезжавших членов нашей партии и отправки в Россию нелегальных (я заведывал паспортным бюро), и отправлением запоздавших товарищей на II съезд в Лондон. Владимир Ильич прочитал этот доклад в комиссии на съезде, в результате которого и была [принята] как эта цитированная Вами резолюция, так и особая резолюция по сектантскому вопросу и работе среди сектантов1; мне сейчас же разрешили издавать журнал "Рассвет", который я издавал девять месяцев, т. е. до января 1905 г., когда отправился нелегальным в Россию. Владимир Ильич лично меня просил объехать все наши комитеты, начиная с Риги, Либавы, Ревеля, потом Петербург, Москва и далее на юг до Крыма и Ростова-на-Дону для проверки того, что там делается на партийной работе и по организации III съезда. Это задание ЦК партии и лично Владимира Ильича я выполнил в течение 5 месяцев, которые провел нелегальным в России, находясь в глу

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
Просмотров: 570 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа