боком подполье, т. е., другими словами, разъезжая по всей России по всем комитетам нашей партии. Эту мою работу и эти мои впечатления я и отразил в книжке "Нелегальная поездка в Россию".* Поехав в Россию, я должен был прекратить издание "Рассвет" и сообщил всем его подписчикам, что вместо "Рассвета" они будут получать газету "Вперед". В восьмом номере этого журнала я, по предложению Владимира Ильича, напечатал мой доклад на втором съезде партии. Меньшевики меня, между прочим, в буквальном смысле слова ненавидели, потому что они думали, что большевики пропадут, если у них не будет типографии и издательства, а вышло наоборот: большевики приобрели типографию, организовали издательство, свою экспедицию, транспорт. Должен признаться, что в этом деле я сильно помог партии, так как все это прекрасно знал, имел большое доверие в Швейцарии, кредиты и собственную инициативу, чтобы организовать помощь нашей партии средствами путем сборов по всей Европе, Америке и в России. Все эти меньшевистские ругательства, - а их было много, - для меня были совершенно безразличны, так как я знал, что нет такой пакости, которую не сделали бы в этом меньшевистском Совете все эти Мартовы, Аксельроды и другие, которые предполагали, что без их помощи не обойдутся, в чем глубоко ошибались. Вы сами видите, что заключение Совета было 5 июля 1904 г., а "Рассвет" существовал до января 1905 г. Владимир Ильич со смехом говорил мне, что "Совет рвет и мечет против меня за издание "Рассвета", кстати сказать, все номера которого прочитывались Владимиром Ильичом с первой до последней страницы. Владимир Ильич делал свои отметки и замечания и не только не опротестовал ни одной статьи, ни одного номера, [а] наоборот говорил, что там надо всем сотрудничать, и там сотрудничали и Боровский, и Лядов, Величкина, "Иван Иванович" - рабочий из Нижнего Новгорода, Свободин, Мандельштам и другие товарищи. Точно так же этот Совет партии запретил и наши издания под фирмой Бонч-Бруевич-Ленин.2
Неудачи опыта с выпуском социал-демократического органа для сектантов не было. "Рассвет" очень сильно читался, расходился по сектантской эмиграции, а также в России и в Америке.
"Рассвет" преследовал одну и ту же цель, что и все издания нашей партии, - широкую пропаганду демократических идей среди русского крестьянства в наиболее передовых его частях, которые сосредоточивались в то время в скрытых группировках и организациях, с призывом всех их к упорной и постоянной борьбе против царского правительства.
---
* [Влад. Бонч-Бруевич "Нелегальная поездка в Россию". М.-Л., 1930, 320 с].
Комплект "Рассвета" у меня в одном экземпляре сохранился.
Валентинова я знал, он был довольно образованный человек, но с какой-то особой, присущей ему легкомысленностью, почему и перелетал из организации в организацию.
Ну вот и все по этому неожиданному вопросу.
Пока на этом и кончим. Устал. Постараюсь на другие Ваши вопросы ответить; они для меня интересны, так как заставляют вспоминать о событиях в жизни нашей партии.
Все письма публикуются впервые. За исключением писем к Н. А. Крупской и А. А. Шахматову, письма печатаются по авторизованным машинописным копиям, хранящимся в Рукописном отделе Государственной ордена Ленина библиотеки СССР им. В. И. Ленина (фонд B. Д. Бонч-Бруевича).
Письма к А. К. и В. Г. Чертковым, Н. К. Крупской, А. А. Шахматову и М. С. Саяпину печатаются полностью.
Остальные письма печатаются с сокращениями.
ИЗ ПЕРЕПИСКИ С А. К. И В. Г. ЧЕРТКОВЫМИ
Переписка связана с подготовкой В. Д. Бонч-Бруевичем VI выпуска "Материалов к истории и изучению русского сектантства" ("Свободное слово", 1902 г.).
1 Имеется в виду рассказ, опубликованный в кн. "Преследования баптистов евангелической секты". Вып. VI. "Материалы к истории и изучению русского сектантства", изд. "Свободное слово", Лондон, 1902. стр. 46-49.
2 В Лондоне, а затем в Женеве находилась типография социал-демократического издательства "Жизнь", одним из руководителей которой был В. Д. Бонч-Бруевич.
3 Баптистское исповедание - точнее, "Исповедание веры и устройства общин крещеных христиан, называемых обыкновенно баптистами, с доказательствами из священного писания" - изложение основ вероучения евангелических баптистов, изданное в г. Тульче (Румыния) в 1895 г.
Письмо адресовано академику Алексею Александровичу Шахматову, председателю отделения русского языка и словесности Академии наук.
1 В. Д. Бонч-Бруевич в то время готовил к изданию сочинения украинского философа Г. С. Сковороды (Сковорода Г. С., т. I, СПб, 1912, Материалы к истории и изучению русского сектантства и старообрядчества", вып. 5).
Подлинник письма хранится в архиве АН СССР, ф. 134, оп. 3, N 162.
1 Имеется в виду судебное преследование в 1907 г. руководителей московских трезвенников И. Колоскова и Д. Григорьева по обвинению их в "хлыстовство", "кощунстве" и "совращении из православия". По этому делу они более года находились в одиночном заключении.
ИЗ ПИСЬМА Е. М. МОЛОСТВОВОЙ
Письмо адресовано Е. М. Молоствовой в Долгую Поляну - автору книги "Иеговисты" (СПб., 1914 г.), впоследствии принимавшей участие в подготовке юбилейного издания сочинений Л. Н. Толстого.
1 "Общество для изучения общественно-религиозных движений в России" организовано не было.
ИЗ ПИСЬМА В. И. ТРЕГЛАЗОВУ
Письмо В. И. Треглазову, одному из духоборцев, адресовано в г. Лос-Анжелос, в Калифорнию.
Письмо В. С. Лубкову адресовано на ст. Целина, Сев.-Кавказской железной дороги.
Письмо М. С. Саяпину адресовано в Баку.
ИЗ ПИСЬМА В НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, тов. БОРОДИНОЙ
Письмо адресовано к Э. Д. Бородиной, работавшей в 1929 г. инспектором отдела религиозных культов Народного комиссариата внутренних дел СССР, и является ответом В. Д. Бонч-Бруевича на запрос отдела по поводу разработанной отделом инструкции по статистическому учету религиозных организаций в СССР.
1 Пифагорейцы - сторонники идеалистического философского учения, сложившегося в древней Греции в VI в. до н. э. Здесь имеется в виду то обстоятельство, что по воззрениям пифагорейцев огонь есть "очаг вселенной", которому все сущее обязано своим происхождением и существованием; отсюда пифагорейский культ огня и солнца.
2 Буддисты и конфуциане должны быть отнесены к основным группам.
Письмо адресовано В. В. Сорокину в Москву, члену КПСС с 1918 г.
1 Имеется в виду резолюция II съезда РСДРП "О работе среди сектантов". См. "КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК", ч. I, изд. 7-ое, Госполитиздат, 1954, стр. 48, а также см. стр. 21 настоящего тома.
2 "Наши издания под фирмой Бонч-Бруевич - Ленин" - речь идет о большевистском издательстве социал-демократической партийной литературы В. Бонч-Бруевича и Н. Ленина, в Женеве (1904 г.).