лбасники и бородачи" (1844), "Отец с сыном" (1848) и др.
8 "Сон по случаю одной комедии" опубликован в Москв. (1851, No 7, 9-10). Ниже Григорьев неточно цитирует окончание статьи (No 9-10, с. 119-121).
9 Неодобрительные (но без всякого "остервенения") отзывы о "Сне..." Алмазова содержались в обзорных статьях И. И. Панаева (Совр., 1851, No 5) и А. Д. Галахова (Отеч. зап., 1851, No 8).
10 Намек на А. В. Дружинина, который уверял, что Островский подражает Гоголю, но не сказал еще нового слова в литературе ("Письма иногороднего подписчика о русской журналистике" - БдЧ, 1852, No 4, с. 210).
11 Имеются в виду анонимные рецензии на альманах "Комета", где был опубликован "Неожиданный случай" (Совр., 1851, No 5; Отеч. зап., 1851, No 5). Автором второй из них был, очевидно, П. Н. Кудрявцев, которому принадлежат все известные нам отзывы об Островском в Отеч. зап. начала 1850-х годов.
12 Вихорев, Маломальского, тетушка (Арина Федотовна) - герои комедии Островского "Не в свои сани не садись".
13 Подразумевается рецензия Тургенева на "Бедную невесту" (Совр., 1852, No 3).
14 В обзоре П. Н. Кудрявцева "Журналистика" (Отеч. зап., 1853, No 4).
15 Здесь и ниже излагаются точки зрения, выраженные в рецензиях на "Бедность не порок" Н. Г. Чернышевского (Совр., 1854, No 5) и П. Н. Кудрявцева (Отеч. зап., 1854, No 6).
16 Имеется в виду пьеса А. Красовского "Жених из Ножевой Линии" (1854), а также драмы А. А. Потехина "Суд людской - не божий" (1854), "Шуба овечья - душа человечья" (1854) и др.
17 См. в программной статье западника Е. Ф. Корша "Взгляд на задачи современной критики": "В Индии английский солдат, а в Стирии австрийский жандарм являются орудиями образованности" (Атеней, 1858, No 1, с. 65).
18 В течение 1859 года в "Русском вестнике" постоянно печатались корреспонденции Н. В. Берга из Италии; в очерке "На обратном пути" Берг прославляет Россию (1859, октябрь, кн. 1, "Современная летопись", с. 236-237).
В редакционном предисловии "Статья г. Якушкина в "Русской беседе" содержалось осуждение псковской полиции за арест писателя П. И. Якушкина; однако тут же оговаривалось, что полиция имела право заподозрить человека, переодевшегося в народную русскую одежду (Русский вестник, 1859, сентябрь, кн. 1; Современная летопись, с. 94).
19 Г. не прав, так как Н. А. Добролюбов с самого начала своей деятельности считал народность главнейшей проблемой развития литературы как искусства. См. его статьи: "Кольцов А. В.", "О степени участия народности в развитии русской литературы", из более поздних статей - "Луч света в темном царстве", "Кобзарь" Тараса Шевченко". Другое дело, что толкование народности у критиков было различное: Добролюбов понимал под народностью искусства отражение интересов трудящихся масс, Г. стремился возвести народность в общенациональную категорию, лишенную сословных и иных социальных различий.
20 Герой пьесы А. Н. Островского "Семейная картина" (1847).
21 Г. всегда отрицательно относился к Д. В. Григоровичу как к "западнику", пытавшемуся "свысока" описывать народную жизнь.
22 Пьеса А. А. Потехина "Суд людской - не божий" была опубликована в Москв. (1854, No 23).