ла къ намъ не такъ, какъ къ западнымъ народамъ,- не защитницею самостоятельности жизни, а грознымъ и неумолимымъ ея судьею и наставникомъ, истребляющимъ всѣ ея своеобразныя формы. Прежнее здан³е внутренней народной жизни затрещало подъ натискомъ гигантской воли новаго просвѣтителя русской земли и окружавшей его фаланги, и высш³й класъ народа сталъ отдѣляться своимъ духомъ отъ остальныхъ.
Не могла, однако, вся русская жизнь сорваться съ своихъ корней, и живыя силы ея не могли быть уничтожены: большая часть народа, тѣснимая государствомъ, не хотѣвшая продать ему свою душу и въ то же время не могшая и помыслить о возстан³е на строителей его силы, которой она сама желала, лишила своего довѣр³я новыхъ своихъ просвѣтителей, отвернулись отъ ихъ просвѣщен³я и сохранила свою вѣру въ той формѣ и томъ духѣ, въ какомъ имѣла прежде воцарен³я Петра.
Такъ начался разрывъ русскаго народа на двѣ части; изъ нихъ одна, оторвавшись отъ своего прошлаго, отдавшись беззавѣтно государственной дѣятельности, болѣе и болѣе старалась истребить въ себѣ и постепенно истребляла все, что напоминало о ея прежнемъ бытѣ и, наконецъ, стала жить предан³емъ чуждыхъ для нея народовъ; другая ушла внутрь себя, непримиримо отвернулась отъ науки, окопалась своимъ бытомъ, какъ крѣпостнымъ валомъ, и была окончательно закрѣплена за служителями государства. Русск³е люди раздѣлились на цивилизованныхъ по иностранному, казенному, образцу, и на темную массу, безмолвно имъ повинующуюся. Цивилизованное общество, получившее европейск³й лоскъ, мало-по-малу забывшее свое прошедшее и господствовавшее безгранично надъ массою народа, сохранившаго свой старый бытъ, привыкало смотрѣть на ея обычай и на нее самоё какъ на простой матер³алъ для своей дѣятельности.
Малѣйшее заявлен³е массы о своихъ человѣческихъ правахъ почиталось бунтомъ и жестоко казнилось, и она сама отвыкала имѣть свою волю и свою мысль, и та и другая заявляли себя украдкою въ темныхъ и часто безобразныхъ раскольничьихъ толкахъ. Самъ-же по себѣ господствующ³й, цивилизованный класъ имѣлъ только значен³е государственнаго оруд³я и въ этомъ лишь смыслѣ было признано его существован³е; имъ только и опредѣлялось направлен³е его ума, сердца и воли. Въ школахъ, университетахъ, академ³яхъ цивилизованному русскому человѣку наука преподавалась настолько, насколько было нужно для его служебной дѣятельности и какъ потребно для государственныхъ цѣлей. Всяк³й проблескъ свободной мысли былъ заклейменъ назван³емъ - безсмыслицы. За служебной дѣятельност³ю укрылось всякое нравственное безобраз³е и самоуправство; злодѣйство, безчин³е, оправданы были государственными цѣлями. Такинъ образомъ наука, совѣсть и вѣра обратились въ пустые звуки и стали терпииы настолько, насколько соотвѣтствовали цѣлямъ государства. Все святое для человѣческой души исчезло, и на мѣстѣ пустѣ воцарилась ложь.
При подобномъ существован³и нравственная жизнь немыслина, и она погибла бы неминуемо, если бы богиня, приведенная къ намъ рабыней - наука не бросила, хотя тайнымъ образомъ, нѣсколько спасительныхъ искръ въ души немногихъ. Проснувшееся сознан³е ихъ съ ужасомъ измѣрило ту бездну, которая ихъ окружала, и съ страстнымъ порывомъ бросились они къ свѣту науки. Они всецѣло отдались идеаламъ западныхъ народовъ и очаровались блескомъ тѣхъ формъ, въ которыхъ отлилась жизнь европейская. Русская земля ничего хорошаго не представляла для нихъ: общество, въ которому они принадлежали, пугало ихъ своею нигилистическою пустотою, а народъ былъ замуравленъ въ толстыхъ стѣнахъ рабства, и голосъ его былъ для нихъ не слышенъ. Изъ среды ихъ поднимались голоса, которые призывали прислушаться въ б³ен³ю народнаго сердца, указывая на нѣчто, еще не вѣдомое ими; но призывъ этотъ не возбуждалъ въ нихъ сочувств³я, потону что западная жизнь и ея творчество с³яли всѣми лучами яркой красоты и внутренней силы. И всю эту жизнь, со всѣми ея безсмертными создан³ями, со всѣми ея блестящими формами, желало большинство передовыхъ нашихъ людей перенести къ намъ. Всѣ ждали минуты, когда разрушатся узы, сковывающ³я жизнь народа. Эта минута настала по волѣ Царя. Какимъ восторгомъ исполнились всѣ порывавш³еся къ свѣту и свободѣ лучш³е русск³е люди, когда объявлено было Царемъ, что уничтожается крѣпостное состоян³е! Какую силу пр³обрѣло тогда печатное слово! Какими надеждами переполнилась тогда наша мысль! Какимъ даже фантаз³ямъ не предавалась она! Чего не думали сдѣлать желавш³е построить русскую жизнь по иностранному образцу! Чѣмъ не думали они облагодѣтельствовать русск³й народъ! Но въ этомъ ликован³и громаднаго большинства нашихъ мыслителей и дѣятелей звучалъ одинъ диссонансъ, который разрушалъ всю гармон³ю ихъ благородныхъ помысловъ. Во всѣхъ ихъ рѣчахъ и дѣйств³яхъ подразумѣвалось: "построимъ жизнь народа по нашему усмотрѣн³ю". Всѣ порывы и свѣтлыя надежды были отравлены и поражены въ самое сердце дерзкимъ презрѣн³емъ къ святыни народной жизни, къ ея праву устроивать себя по своей собственной волѣ.
Крѣпостное состоян³е уничтожено. И чтожь? Разочарован³е для многихъ изъ нашихъ передовыхъ людей и народныхъ просвѣтителей полное: съ ужасомъ увидѣли они, что ихъ идеалы чужды народу, что невѣдомъ имъ внутренн³й м³ръ и строй его духа, что непонятенъ для нихъ смыслъ его слова, страненъ оборотъ его рѣчи, что онъ для нихъ какъ бы народъ иноплеменный, который еще нужно изучать, что безотвѣтенъ онъ на всѣ ихъ призывы, что вступить съ нимъ можно только въ чисто внѣшн³я отношен³я, но что въ то же время онъ сила, и сила непреоборимая. Тогда-то насталъ для нихъ тотъ пер³одъ, въ которомъ движется въ настоящее время ихъ утомленная мысль; они встали въ отрицательныя отношен³я къ народу. Одни изъ нихъ, отвергая въ немъ всякое внутреннее содержан³е, приписываютъ эту мнимую душевную пустоту неразвитости его экономическаго быта, друг³е рѣшительно не признаютъ въ немъ способности на какое бы то ни было творчество и обвиняютъ его въ природной тупости. Отвратясь отъ народа, ихъ мысль въ своемъ благородномъ стремлен³и къ свѣту и свободѣ принуждена была отдаться безъ критическаго разбора всѣмъ потокамъ западной мысли, переходить отъ теор³и къ теор³и, отъ идеаловъ къ идеаламъ, созданнымъ духомъ западныхъ народовъ. Лишенная живаго источника народнаго духа, безсильная мысль способна только или повторять чужое, или создавать одни призраки. Винить ли наше юношество въ томъ, что оно, не имѣя реальной почвы подъ ногами и нетерпѣливо желая уничтожить сразу все зло въ нашей жизни, водворить въ ней правду и добро, со всѣмъ пыломъ предавалось увлечен³ямъ? Въ ошибкахъ его не виновато ли общество, въ которомъ не нашло оно здороваго начала для своей дѣятельности?
Мы въ большинствѣ исполненные только мечтан³емъ о свободѣ безъ уважен³я въ правамъ жизни и безъ внутренняго содержан³я, безъ самостоятельной мысли, что вложимъ въ душу тѣхъ, кого хотимъ русить? Какою самобытною русскою мысл³ю охватимъ ихъ мысль и претворимъ ихъ сознан³е въ наше, русское? Какими нашими идеалами пересоздадимъ ихъ духъ въ русск³й? Какъ будемъ мы просвѣщать нашъ народъ, когда почти непонятна ему наша рѣчь, противны его духу наши отношен³я ко многимъ вопросамъ жизни, и какъ полюбить ему пашу мысль, когда намъ чужды создан³я его души? Громадное большинство нашего общества способно только соблазнять его внѣшней стороною своей цивилизац³и, растлѣвать его вѣру, уничтожать всѣ своеобразныя формы его быта, въ которыхъ заключены для него и истор³я, и предан³е, и нравственная его философ³я, и, обращая его душу въ tabula rasa, дѣлать его такимъ же нигилистомъ, какъ само общество.
Неужели, однако, принеся въ жертву государственной силѣ самихъ себя, мы произвели уже такой разрывъ между цивилизованнымъ нашимъ класомъ и остальнымъ народомъ, что нѣтъ уже между ними никакихъ точекъ соприкосновен³я, и не поднималось изъ среды перваго даже такого слова, на которомъ могло бы опереться русское народное сознан³е? Неужели до того безпочвенны всѣ стремлен³я, что суждено имъ перераждаться въ гибельныя увлечен³я и въ отрицан³е всего положительнаго въ жизни русскаго народа?- Конечно, нѣтъ.
Описанный нами разрывъ образованнаго власа съ остальнымъ народомъ особенно силенъ или въ средѣ тѣхъ кабинетныхъ людей, погруженныхъ всецѣло въ изучен³е западной жизни и ея создан³й, которые не видали русской жизни лицемъ къ лицу и обращались къ ней съ предвзятыми запросами, на которые она отвѣчать не могла; или въ средѣ тѣхъ сибаритовъ, которые привыкли только тѣшиться, витая въ праздномъ, такъ называемомъ, высшемъ обществѣ; или же въ средѣ распаленныхъ нетерпѣн³емъ молодыхъ нашихъ мыслителей, которые требуютъ, чтобы русская жизнь въ одинъ мигъ воплотила въ себѣ так³е идеалы, которые возможны только въ далекомъ будущемъ?- Всѣ же проч³е, постоянно соприкасавш³еся съ дѣйствительною народною жизн³ю, или живш³е и дѣйствовавш³е среди нея, сознательно или безсознательно проникались духомъ русскаго народа, обогащались практическимъ знан³емъ услов³й его жизни и болѣе или менѣе самостоятельно переработывали вносимыя въ ихъ образован³е чужеземныя стих³и.
Изъ среды нашихъ образованныхъ людей, воспитанныхъ русскимъ народнымъ духомъ, явились высокодаровитые дѣятели на поприщѣ русскаго народнаго сознан³я: Кирѣевск³е, Аксаковы, Хомяковъ и др. Они первыѳ подняли голосъ за самостоятельное развит³е русскаго народа изъ началъ его духа, за свободную самобытность русской мысли и русской личности и поставили много вопросовъ, касающихся самого общества, нашей жизни, и дали на нихъ рѣшен³я, взятыя, такъ сказать, изъ души самого народа. И все это совершили они во время сильнѣйшаго, и почти всеобщаго, увлечен³я всѣхъ мыслящихъ людей въ Росс³и исключительно потокомъ западной мысли и тогда, когда подозрительно преслѣдовалась всякая самобытная дѣятельность.
Если многое ими не досказано и оставлено будущимъ дѣятелямъ, если нѣкоторыя изъ ихъ мыслей были ошибочны, то не ихъ въ томъ вина:- жизнь русскаго народа стала расковываться только въ наше время. Съ великими преобразован³ями настоящаго царствован³я русское сознан³е поставлено на реальную почву и совершается теперь полное сближен³е всѣхъ класовъ народа, возникаетъ общественная дѣятельность; начинается повѣрка самою жизнью идеаловъ, сообщенныхъ намъ отвлеченнымъ образован³емъ, и свѣтъ знан³я вносится въ общественное дѣло. То, что разъединяло образованный класъ съ остальнымъ народомъ, перерабатывается дѣйствительност³ю русской жизни, и дѣятельность русскаго человѣка получаетъ твердое основан³е, а съ этимъ вмѣстѣ возрастаетъ и самостоятельность его личности и освящается ея право на свободное самоопредѣлен³е.
Сказанное нами до сихъ поръ въ этой статьѣ ставитъ насъ въ опредѣленныя отношен³я во всѣмъ направлен³ямъ, которыя въ настоящее время господствуютъ въ нашей пер³одической литературѣ.
Мы сочувствуемъ тѣмъ изъ нашихъ журналовъ, которые стоятъ по преимуществу на единство и силу нашего государства. Для насъ, какъ и для нихъ, священны и государство и его единство и его сила, добытые такими тяжкими трудами русскаго народа; мы не знаемъ никого и увѣрены, что нѣтъ такого русскаго, кто бы менѣе насъ и ихъ дорожилъ этимъ наслѣдствомъ нашихъ предковъ. Но не придаемъ мы этому государственному единству того внѣшняго характера, который оно получило въ устахъ нѣкоторыхъ публицистовъ, исключительно стоящихъ за него. Мы не можемъ признать за государственнымъ единствомъ значен³я, поглощающаго и свободу личную, и свободу совѣсти, и свободу быта, заставляющаго всѣхъ, населяющихъ русскую землю, даже говорить однимъ нарѣч³емъ,- значен³я, при которомъ люди не могутъ быть людьми, а только гражданами. Мы признаемъ внутреннее единство народа, которое не только не ослабляется, но укрѣпляется свободнымъ разнообраз³емъ вольной народной жизни.
Мы также вполнѣ сочувствуемъ тѣмъ пер³одическимъ издан³ямъ, которыя стоятъ преимущественно за святыню свободы личности, за перенесен³е въ русское сознан³е всѣхъ сокровищъ, добытыхъ западною мысл³ю; но мы отвергаемъ отрицательное отношен³е нѣкоторыхъ изъ нихъ къ народной жизни и почитаемъ ложною мысль, будто простымъ перенесен³емъ западныхъ формъ въ бытъ нашего народа, посредствомъ какихъ бы то ни было мѣропр³ят³й или однимъ только матер³альнымъ обезпечен³емъ можно поднять народный духъ и творческ³я его силы.
Мы должны перевоспитать сами себя: сознать свою несостоятельность, вызвать въ душѣ своей духъ любви къ народу и глубокое уважен³е въ голосу жизни, съ благоговѣн³емъ остановиться передъ тайною души народной, съ величайшимъ вниман³емъ всмотрѣться въ тѣ внутренн³я силы, которыя живутъ въ ней, управляютъ ея движен³ями, въ какихъ бы грубыхъ формахъ онѣ ни проявлялись. Смиренная любовь наша къ народу сдѣлаетъ прозрачными эти формы, и мы увидимъ сокровища, которыя скрываются подъ ними. Изъ гордыхъ просвѣтителей мы должны перейти въ положен³е смиренныхъ служителей народа и отстранять отъ него, посредствомъ-ли улучшен³я его экономическаго быта, или другими средствами, как³я потребуются обстоятельствами, все, что можетъ помѣшать его самостоятельному и свободному развит³ю. Мы должны терпѣливо содѣйствовать его росту и, какъ господину русской земли, предлагать тѣ сокровища знан³я, доставляемыя намъ западною наукою, которыя онъ взять пожелаетъ;- все это добыто нами по милости его, за все заплатилъ онъ давно уже сторицею своимъ многолѣтнимъ и тяжелымъ трудомъ.
Можно примѣтить въ жизни народовъ дВа пути ихъ развит³я, которые, по аналог³и съ двумя способами мышлен³я, можно назвать дедуктивнымъ и индуктивнымъ.
При первомъ передовые люди народа, отправляясь отъ самой идеальной и въ то же время непреложной истины, рядомъ строго логическихъ выводовъ, не выходя изъ области отвлеченнаго мышлен³я, изобрѣтаютъ так³я формы для жизни своего народа, въ которыя она, по существу своему и степени своего развит³я, уложиться не можетъ, иди до которыхъ не доросла она. Жизнь отказывается принять эти формы: тогда изобрѣтатели ихъ, власть имѣющ³е, во имя добра, насильственно налагаютъ ихъ на жизнь народа и терроризуютъ ее.
Такъ было во Франц³и, способной въ самымъ благороднымъ, идеальнымъ стремлен³ямъ; но не умѣющей держаться на реальной почвѣ жизненной правды. Доведя государственную централизац³ю до идеальныхъ ея размѣровъ, такъ что ихъ король былъ въ правѣ сказать: l'etat c'est moi, французы потеряли способность прислушиваться къ требован³ямъ самой жизни. Когда же въ революц³ю 1789 года они сбросили съ себя неестественныя оковы, ихъ давивш³я, то. передовые ихъ люди провозгласили: liberté, égalité, fraternité, и во имя этихъ священныхъ идеаловъ ополчились на весь народный бытъ, созданный истор³ею, требуя, чтобы французск³й народъ немедленно воплотилъ въ свою жизнь изобрѣтенныя ими для нея идеальныя формы-и, вмѣсто свободы, создали диктатуру.
Путь же индукц³и въ развит³и народа остается постоянно на прочной почвѣ явлен³й его жизни. Защищая ихъ отъ насил³я, отстраняя всякую идеальность, онъ мало-по-малу утверждаетъ на незыблемой почвѣ всѣ ихъ творческ³я силы. Такъ развивался сѣверо-американск³й народъ и достигъ полнѣйшей свободы; но утратилъ идеальную сторону своего духа, и нѣтъ у него ни высокоразвитой науки, ни великихъ создан³й искусства, нѣтъ музыки и даже народной пѣсни, хотя онъ и выработалъ для себя могущественную народную личность.
То и другое - крайности.
Мы, въ числѣ другихъ, желаемъ содѣйствовать, по мѣрѣ нашихъ силъ, къ тому, чтобы идеальная сторона была присуща духу русскаго народа и чтобы всѣ велик³я истины, выработанныя западными народами, стали достоян³емъ русскаго сознан³я и русской жизни; но чтобы въ то же время и самостоятельность русской мысли не была уничтожена.
Для этого, во первыхъ, необходимъ подъемъ въ нашемъ обществѣ того философскаго духа, который не допускаетъ умъ до порабощен³я какими-бы то ни было учен³ями; но самостоятельно сравниваетъ ихъ всѣ, анализируетъ ихъ, доводитъ ихъ до ихъ началъ и провѣряетъ ихъ фактами жизни. Во вторыхъ, необходимо строгое изучен³е своего народа и всѣхъ услов³й, подъ которыми суждено ему развиваться.
Непремѣнными элементами въ такое изучен³е должны входить: сравнен³е хода развит³я русской жизни съ ходомъ развит³я жизни западныхъ народовъ и по возможности ясное сознан³е своего назначен³я и положен³я среди нихъ. Прожитое западными народами можетъ научить насъ многому; ибо мы стремимся въ однѣмъ съ ними цѣлямъ, только идемъ иными путями.
Если ходъ нашей жизни противоположенъ ходу жизни запада, то мног³е изъ общихъ для насъ и для него вопросовъ ставятся иначе. такъ на примѣръ: римская церковь по существу своему была невѣротерпящимъ владыкою, насилующимъ всякую свободу, и западный человѣкъ, вооружась наукою, возсталъ на нее и сбросилъ оковы, давивш³е его совѣсть и жизнь.
Истинный же духъ вселенской церкви, подъ вл³ян³емъ которой сложилась жизнь русскаго народа, есть духъ свободы совѣсти, свободы личной и истиннаго братства; но бѣдств³я, постигш³я весь Востокъ, и тяжелыя ихъ послѣдств³я извратили ея значен³е. Не противъ самой церкви, не противъ ея основныхъ началъ должны быть направлены наши нравственныя силы, а противъ той стороны ея настоящаго быта, которая скрываетъ ея чистоту, заставляя ее служить постороннимъ цѣлямъ. Когда раздастся свободный голосъ истиннаго учен³я нашей церкви; тогда для русскаго святость личности человѣка, свобода его совѣсти и истинное братство утвердятся въ святынѣ самого Бога; тогда преобразится жизнь всего русскаго народа и раскроются всѣ ея живыя силы. Освобождающ³й духъ вѣры говоритъ не одному уму, какъ философское учен³е; но объемлетъ всѣ живыя силы человѣческаго духа и возводитъ на равную нравственную высоту какъ образованнаго, такъ и необразованнаго человѣка. Когда совершится такой переворотъ въ сознан³и русскаго народа; тогда онъ вступитъ въ пер³одъ своей жизни, освобождающ³й личность, подобный тому, который насталъ для протестантскаго м³ра въ позднѣйшее время.
Всматриваясь въ жизнь западныхъ народовъ, мы можемъ ясно сознавать, чѣмъ живетъ современность, куда направляется жизнь человѣчества, и провидѣть, чего требуетъ отъ насъ будущность наша. Такъ съ подъемомъ у народовъ сознан³я ихъ народныхъ личностей поднялось у принадлежащихъ къ одному и тому же племени и сознан³е ихъ одноплеменности. Сила, бывшая только стих³ею, предрасполагающею къ образован³ю народовъ, инстинктивно дѣйствовавшею въ человѣчествѣ, становится сознанною силою. Такъ при поступательномъ движен³и человѣчества по пути его развит³я не пропадаетъ безслѣдно ни одна сила, присущая человѣческой природѣ; а болѣе глубоко въ ней лежащ³я, болѣе, такъ сказать, основныя, болѣе общ³я - позднѣе другихъ восходятъ въ свѣтъ сознан³я.
Въ настоящую эпоху истор³и человѣчества мы живемъ среди борьбы между собою племенъ: славянскаго, германскаго п романскаго и, если позволительно предугадывать будущее, то можно съ увѣренност³ю уверждать, что различныя народныя личности соберутся въ отдѣльныя племенныя группы, изъ которыхъ каждая начнетъ свою историческую жизнь и выработаетъ самостоятельно свою племенную, нравственную личность, въ которой сгармонируются всѣ народныя личности, ее составляющ³я. И будетъ тогда личность всего человѣчества хоромъ свободно между собою сгармонированныхъ племенныхъ личностей, изъ которыхъ каждая будетъ такимъ же хоромъ народныхъ личностей, а каждая изъ послѣднихъ - свободнымъ хоромъ самостоятельно развивающихся личностей свободныхъ людей.
Истор³я, будущность и нравственная личность русскаго народа неразрывно связаны съ истор³ей, будущностью и нравственною личност³ю семьи славянскихъ народовъ, а потому изучен³е ихъ внутренней жизни, нарѣч³й, на которыхъ они говорятъ и пишутъ, всего, что совершено ими на поприщѣ умственной дѣятельности, должно быть для насъ однимъ изъ неотложимыхъ дѣлъ.
Славяне потрудились подвигомъ добрымъ въ борьбѣ за свою самостоятельность и свободу. Они выяснили много сторонъ славянскаго, а слѣдовательно, и нашего духа. Они (преимущественно чехи) очистили и добыли для славянской мысли почетное мѣсто, которое не уступала ей ревнивая къ своему преобладан³ю германская мысль, и поставили твердо свое знамя среди европейскихъ народовъ. Не смотря на то, что ихъ физическая сила подавлена врагомъ,- на себѣ доказали они, что духъ человѣка сильнѣе меча.
Личность нашего народа есть такая же дѣйственная сила въ дѣлѣ развит³я славянскаго племени и исполнен³я имъ его м³роваго назначен³я, какъ личность каждаго члена народа въ дѣлѣ развит³я послѣдняго, а потому на насъ и на могущественномъ нашемъ государствѣ лежитъ священная обязанность блюсти, да не будетъ уничтоженъ иноплеменникомъ ни одинъ изъ славянскихъ народовъ, и ни одна пядь земли, ими занимаемой, отнята у нихъ.
Изъ предыдущаго уже слѣдуетъ, что мы поставляемъ для насъ задачею содѣйствовать подъему философскаго духа въ нашемъ обществѣ и распространен³ю общечеловѣческихъ свѣдѣн³й, изучен³ю нашей народной жизни, по возможности, безъ всякой предвзятой мысли, изучен³ю жизни славянскихъ народовъ, какъ братьевъ общей для насъ съ ними славянской семьи, съ судьбами которой неразрывно связана наша будущность, и сравнительному изучен³ю нашей жизни съ жизн³ю прочихъ европейскихъ народовъ.
Вѣрные нашему убѣжден³ю, что истина о каждомъ предметѣ раскрывается во всей своей полнотѣ лишь при свободномъ обсужден³и его, мы приглашаемъ всѣхъ намъ сочувствующихъ, собраться на страницахъ нашего журнала въ дружескую бесѣду о вопросахъ, дорогихъ для русскаго человѣка,- бесѣду, не исключающую спокойнаго обмѣна возражен³ями людей одинаковаго направлен³я.