Главная » Книги

Кайсаров Андрей Сергеевич - Об освобождении крепостных в России, Страница 2

Кайсаров Андрей Сергеевич - Об освобождении крепостных в России


1 2

исимость. Я испытываю тем более горькое чувство, что предвижу, сколько мне предстоит яростных нападок, ибо знаю хорошо, что и в моем отечестве многие являются противниками этого; но, будучи твердо убежден в истине и правоте дела, за которое не столько мне, сколько всему человечеству должно бороться, я снова предложил на всестороннее рассмотрение мужам науки этот предмет, который с своей стороны я не хотел ни приукрашать изысканными словесными прикрасами, ни смягчать, рассыпая цветы красноречия, - словом, решил совершенно отказаться от риторической манеры живописать ярчайшими красками, несчастнейшую в подлунном мире участь крепостных, стонущих под игом, борющихся с жестоким голодом и испускающих дух в муках истязаний. Ибо я писал для тех своих рассудительных соотечественников, которые предпочитают неприкрашенную истину, писал, с тем чтобы показать, как много пользы произойдет отечеству вследствие отмены крепостного права и какие большие выгоды принесет это землевладельцам. Я приводил уже в пример по этому поводу графа Бернсторфа, у которого доходы с имения увеличились после того, как он отпустил на волю крестьян, на 17 698 талеров в год (§ V). Позвольте мне воспользоваться для той же цели другим примером, который приведен у славнейшего английского ученого Юнга {Political ariphmetic, containing observations on the present-state of Great Britain etc. by Arthur Young, London, 1774, p. 204.}. По словам названного автора, он слышал от польского князя Массальского, что после освобождения крестьян, его доход с имения начал чрезвычайно увеличиваться. Говоря же именно о России, он ручается, что нашим землевладельцам также обеспечен верный доход, если только они соблаговолят решиться на освобождение крестьян {Там же, стр. 202 и следующие - "Разрешите мне указать прежде всего на полное закрепощение крестьян в некоторых местах Германии, в Дании, Польше и в России. Во всех этих странах на крестьян вплоть до последнего обремени смотрели как на скотину, и они передавались от владельца к владельцу вместе с землей, на которой огроживали...
   Нет никакого сомнения в том, что такие помещики значительно увеличат свой доход, если ниспровергнут эту систему, объявив своих крестьян свободными, и сдадут им в аренда формы, дозволив заниматься скотоводством и обработкой земли в меру своих способностей. От такого ведения хозяйства проистечет множество преимуществ... население имения значительно возрастет, а так как этот рост произойдет в связи с ростом благосостояния и промышленности, то это в свою очередь приведет к образованию нового рынка, куда доступ будет без помех", и т. д.}. Ибо, как это нетрудно уразуметь, сущность дела заключается в конце концов в том, что никто из более богатых помещиков не пытался провести такого опыта на практике. Если ж кто-либо однажды это сделает, то я твердо уверен, что многие до сих пор находившися во власти укоренившихся предрассудков, последуют его примеру. Но послушаем теперь, что говорят некоторые противники освобождения крестьян.
  

XX

  
   Прежде всего они говорят в защиту своего имения, что "те люди, которые ныне состоят в крепостных, и раньше были несвободными, следовательно, нет никакого достойного основания, чтобы им даровать свободу". Напротив, вам справедливо говорилось о том, как именно в те времена, когда эти несчастные подпали под иго рабства, они были в простоте души и по недомыслию завлечены [в него] путем обмана и хитрости со стороны дворян; к тому же и верховной власти не было достаточно ясно, как важно, чтобы свобода крестьян сохранена была в целости и неприкосновенности. Вот как это было на самом деле!
  
   Magnus ab integro saeclorum nascitur ordo.
   Jam redit et Virgo; redeunt Saturnia regna;
   Jam noua progenies caelo demittitur alto;
             tuus iam regnat Apollo!
  
   [Снова великий веков рождается ныне порядок.
   Дева приходит опять, приходит Сатурново царство.
   Снова с высоких небес посылается новое пламя.
             ...У власти уже Аполлон твой.
  
   Вергилий, Буколика (Bucolica), Эклога IV, ст. 5-10. Перевод С. Шервинского. М.-Л., 1933, стр. 37.]
  
   Иные времена требуют иных нравов, ибо уже настало то время, засиял уж счастливой звездой тот день, который новый порядок вещей требует, призывает, предписывает. Уже верховной власти зоркое око провидит важность того, чтоб был свободен народ, который и сам ныне сделался благоразумнее. Но те же противники снова нашептывают, что "эти крепостные нам достались от прадедов но праву наследования". Так подумайте ж о своем долге и возвратите их государству, которому они принадлежат. "Предки наши полоненных на войне в рабство обратили". Откуда у вас столь неосновательные притязания? В какой хронике, у какого писателя об этом говорится? Предъявите подлинные доказательства. "Давние предки крепостных нам себя продали". Ну, а о состоянии своих будущих потомков они также выразили свою свободную волю? {Прикрепление к земле (glebae adscriptio), распространяющиеся на все поколения, является грубым нарушением самых священных естественных прав человека. См. Шлецер, Всеобщее государственное право, стр. 61.} "Да и сами крепостные не хотят быть свободными". Подите вы прочь с этим мерзостным аргументом, который, даже если б и был тысячу раз истинным (ибо я собственными ушами слышал от наших крестьян, что они очень мало беспокоятся о свободе), однако разве не видно, что не имеет никакого значения! Ибо это как раз и есть плачевное следствие длительного пребывания в подневольном состоянии, когда все чувства раба притупляются и он ставится равнодушным ко всякой свободе, так что нуждается снова в возбуждении и ободрении, чтоб стать снова способным бороться за свою свободу {Schlözer's Staatsanzeigen, Band III, p. 407.}. "Мы владеем ими по праву, отменить или уничтожить которое никто не вправе". Неправда, самое большое на них право имеет государство, которое печется как о вашем благе, так и о благе крепостных и убеждено, что для общего блага будет полезно даровать крестьянам свободу, которую если от вас они не получат, придется императору употребить свое право и власть.
   Нетрудно предусмотреть, что это и многое другое еще мне будут возражать помещики, однако заранее говорю, все это легко распутать и опровергнуть.
  

XXI

  
   Если бы я захотел подробно исследовать и рассмотреть способ, каким должно произвести это освобождение крестьян, то это был бы напрасный труд, так как уже прежде того император изыскал этот способ с присущей ему мудростью и благополучнейшим завершением того, что сделано для сельского хозяйства в Ливонии, ясно показал, что того, кто в течение долгого времени был лишен света, должно приучать к ному постепенно. Великим, конечно, было бы безумием дать полную волю двадцати миллионам крепостных. Это было бы то же, что дать в руки слабоумному и буйному острейшее оружие. Более благоразумные полагают, что дворянам следует отправлять своих сыновей в чужие края и лучше всего - в университеты, где они получат знания и в совершенстве постигнут различие, существующее между нашими крепостными и чужестранными крестьянами. Хотя я и не считаю, что этим средством следует пренебречь совершенно, однако оно не вполне соответствует своей цели. Я сам знавал некоторых сыновей известнейших фамилий, бывших моими сотоварищами по университету, которые, спустя несколько лет после жизни та границей, не совсем сочувственно относились к освобождению крепостных. Я полагаю, что было бы гораздо целесообразнее, если б к воспитанию детей у себя на родине не относились с таким равнодушием и если бы дети-подростки отправлялись в публичные гимназии, где они бы впитывали принципы, полезные для государства. Так, чтобы ограничиться одним примером, скажу, что ученому университету, процветающему в Москве, и находящемуся в его ведении Благородному пансиону государство, очевидно, должно вменить в особую заслугу [тот факт], что среди дворянства стали больше распространяться гуманные идеи. Дабы мы могли быть твердо уверенными в том, что если всемогущий господь внемлет благосклонно пламеннейшим мольбам стольких миллионов - своих и чужестранных - и дарует милостивейше Александру долгую и счастливую жизнь, то это ужасное чудовище, из бездны ада вышедшее, добрым гением человечества совершенно истреблено будет.
  

ПРИМЕЧАНИЯ

  
   Включенные в настоящее издание произведения выдающихся русских просветителей конца XVIII-начала XIX в. расположены в хронологическом порядке.
   Тексты, как правило, воспроизводятся по рукописям, хранящимся в государственных архивах, или по их первым изданиям. Все характерные языковые особенности подлинников сохранены; орфография и пунктуация даны с учетом современных правил.
   Подготовка и сверка текстов произведены В. И. Козерук, В. Е. Викторовой и Л. Б. Светловым. В сверке приняли участие В. П. Бужинский и Т. В. Яглова. Примечания составлены Л. Б. Светловым.
   Редакционные вставки и отсутствующие в подлиннике переводы иностранных слов даны в квадратных скобках.
  

А. С. КАЙСАРОВ

  
   Андрей Сергеевич Кайсаров родился в 1782 г. в семье помещика в Саратовской губернии. В 1795 г. поступил в Московский университет. Однако в университете Кайсаров учился недолго. В 1796 г. он был вынужден, вероятно по настоянию родителей, пойти сержантом в гвардейский Семеновский полк. В 1799 г. Кайсаров в чине штабс-капитана вышел в отставку и вновь вернулся в Московский университет. Пребывание в университете имело большое значение для формирования мировоззрения юноши. Здесь, вращаясь в кругу передовой молодежи, он подружился с такими известными впоследствии людьми, как братья Тургеневы (сыновья директора Московского университета И. П. Тургенева; один из них, Н. И. Тургенев, принял активное участие в движении декабристов), А. Ф. Мерзляков (позднее профессор Московского университета), поэт В. А. Жуковский и др.
   В 1801 г. Кайсаров принял участие в деятельности "Дружеского литературного общества" - просветительском объединений воспитанников Московского университета. На заседаниях этого общества Кайсаров выступил с рядом речей: "О том, что мнение о славе зависит от образа воспитания", "О том, что мизантропов несправедливо почитают бесчеловечными" и пр., в которых нашли яркое выражение его гуманистические просветительские воззрения. В этих же речах наметилось принципиальное расхождение в понимании целей и задач общественной деятельности между Кайсаровым и многими участниками общества, вследствие чего оно и просуществовало всего несколько месяцев. Из дошедших до нас писем братьев Тургеневых явствует, что некоторые члены общества, в частности Андрей Кайсаров и его братья, считали бесполезной деятельность общества, так как в нем проявлялись масонские настроения (И. П. Тургенев, один из инициаторов создания общества, был ревностным масоном), и поэтому оно ставило перед собой отвлеченные, узколитературные задачи.
   В 1802 г. Кайсаров совместно с Александром Ивановичем Тургеневым был направлен в Германию в Геттингенский университет. Здесь Кайсаров изучал юриспруденцию и историю, проявил интерес к культуре западных и южных славян. В 1804 г. он совместно с А. И. Тургеневым предпринял длительное путешествие по Чехии, Моравии, Сербии и другим славянским землям, изучая языки и литературу, исторические памятники и пр.
   В 1804 г. Кайсаров издал в Геттингене на немецком языке свою первую книгу "Славянская мифология" (на русском языке была издана дважды - в 1807 и 1810 гг.). Однако общественно-политические интересы взяли верх над этим увлечением славянской историей, и Кайсаров принялся за работу над диссертацией, посвященной освобождению крепостных в России. В 1806 г. он защитил эту диссертацию на философском факультете Геттингенского университета и был удостоен ученой степени доктора философии.
   Диссертация Кайсарова была одним из проявлений русской общественной мысли и возлагала большие надежды на - но выражению Пушкина - "дней Александровых прекрасное начало". Хотя Кайсаров отнюдь не ставил перед собой каких-либо революционных целей и как дворянский просветитель добивался ликвидации крепостничества сверху, его диссертация не смогла увидеть света в царской России.
   В Россию Кайсаров вернулся только в начале 1809 г. В 1810 г. он был избран профессором Дерптского (Тартуского) университета но кафедре русской литературы и русского языка.
   Кайсаров испытал на себе воздействие не только дворянского просветительства XVIII в., но в известной мере и антикрепостнических идей Радищева, его "Путешествия из Петербурга в Москву" (подробнее см. "Московский университет и развитие философской и общественно-политической мысли в России". М., изд. МГУ, 1957, стр. 80-95).
   Значительный интерес представляет произнесенная им 12 ноября 1811 г. в университете в Дерпте речь "О любви к Отечеству".
   Когда началась Отечественная война 1812 г., Кайсаров вступил добровольцем в армию и погиб 15 мая 1813 г. в сражении при немецком городе Гайнау.
   Кроме названных трудов Кайсаров является также автором многих литературных произведений, как опубликованных ("Славянская мифология", Геттинген, 1804; рус. изд. 1807, 1810), так и находящихся еще до сих пор в рукописях.
  

OБ ОСВОБОЖДЕНИИ КРЕПОСТНЫХ В РОССИИ

  
   Впервые "Dissertatio inauguralis philosophico-politica de manumittendis per russiam servis" напечатана на латинском языке в Геттингене в 1806 г. На русском языке публикуется впервые. Перевод с латинского Н. А. Пенчко.
   Полное название диссертации Кайсарова таково: "Философско-политическая инавгуральная [то есть торжественная] диссертации на тему об освобождении крепостных в России, которую с согласия всех членов славнейшего философского факультета, на соискание высшего в философии звания, установленным порядком представил на рассмотрение ученых Андрей Кайсаров из Мосжвы, член Геттингенского физического общества, мая 3 дня 1806 года".
   Диссертация была посвящена императору Александру I и преподнесена ему другом Кайсарова А. И. Тургеневым, чиновником министерства народного просвещения. Сохранилось письмо А. И. Тургенева, в котором сообщаются об этом подробности. "От Кайсарова получил я диссертацию его,- писал Тургенев их общему другу К. Я. Булгакову 20 июля 1806 г.,- через своего шефа (Н. И. Новосильцева.- Л. С.) поднес ее государю, и на сих днях получит мой или наш черепок-доктор (так в шутку именовал Тургенев А. Кайсарова.- Л. С.) перстень, который уже велено мне выдать".
   В качестве эпиграфа Кайсаров взял следующие характерные для затронутой им темы слова английского экономиста Артура Юнга: "Невозможно полностью объяснить все преимущества, которые крестьяне получают от свободы, что в самом дело среди всего прочего является величайшим поощрением не только сельскому хозяйству, но и равным образом искусствам, промышленности, торговле, и одним словом, проявлению всяческого трудолюбия в государстве".
   (А. Юнг, "Политическая арифметика", гл. I, разд. I).
  
   1 В 1803 г. в Петербурге была издана на немецком языке брошюра барона Вольдемара Унгерн-Штеренберга "Сообразно ли проектированное некоторыми дворянами дарование свободы лифляндским крестьянам с государственным правом России? Размышления по поводу ландтага в Риге от 1803 года". С высказываниями Унгерн-Штеренберга Кайсаров познакомился по книге Шторха "Россия в царствование Александра I", которую он неоднократно цитирует в своей диссертации.
   2 Немецкий историк Август Шлецер был профессором Геттингенского университета, где Кайсаров слушал его лекции. Плохо зная историю России, Шлецер с помощью русских студентов, учившихся в Геттингене, собирал материалы по русской истории. Об этом сообщает в своих воспоминаниях А. И. Тургенев (см. "Журнал МНП, 1910, июль, стр. 193).
   3 Кайсаров имеет в виду этимологию латинского слова республика (respublica - государство), которое состоит из двух слов: res - дело и publica - народ, общество, т. е. буквально означает общенародное дело.
   4 Имеются в виду слова Гомера в поэме "Одиссея" (Песнь XVII, стихи 322-323):
   Зевс-громовержец, когда человека ввергает в день рабства, лучших сторон половину тогда у него отнимает
   (перевод П. А. Шуйского, Свердловск, 1948, стр. 243).
   5 Монтескье в трактате "О духе законов" следующим образом излагает это место: "Свобода есть право делать все, что дозволено законами, и если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане". Монтескье ссылается при этом на слова римского философа и оратора.
   6 Автором книги "Добавления к размышлениям по вопросу о том, каким образом крестьянскому сословию можно было бы снискать свободу и собственность в странах, где у него нет ни того ни другого", посвященной вопросам улучшения положения крепостных крестьян, является немецкий ботаник и путешественник Георг Эдер (Oeder).
   7 Юсти, Иоганн (г. р. н.- 1771) - профессор Геттингенского университета, где его лекции слушал Кайсаров.
   8 "Отчеты министра внутренних дел" печатались и "Санкт-Петербургском журнале" (1804-1809) - официальном органе правительства.
   9 Русское правительство предоставляло значительные привилегии иностранным колонистам. Начало царствования Александра I было также ознаменовано целым рядом соответствующих указов. Так, указом от 9 мая 1802 г. "О правилах приема и водворения заграничных переселенцев" помещикам разрешалось принимать и расселять иностранцев на своих землях не иначе как с предоставлением им и потомству их вольности и полной свободы переходить от одного помещика к другому (см. "Полное собрание законов", т. 27, No 20259). Указом от 20 февраля 1804 г. подтверждались привилегии, предоставленные иностранным переселенцам в XVIII в., и давался ряд новых: освобождение от всякого рода податей на 10 лет, от поставки рекрутов и т. д. (см. ПСЗ, т. 28, No 21163). Зная, что такие законы вызывают вполне понятное недовольство и возмущение крепостных крестьян, Александр I в указе от 9 мая 1802 г. приказал принять специальные меры, чтобы предоставленные иностранцам привилегии не были использованы русскими крестьянами, вследствие чего предлагалось "принять все нужные предосторожности, дабы под сим видом крестьяне, российским помещикам принадлежащие... не употребили сего дозволения в обывательство и переселение на другие земли под именем иностранных переселенцев". Как видим, Кайсаров открыто полемизировал с этими указами Александра I.
   10 Эта книга была издана в Петербурге в 1803 г. Коммерц-коллегией как официальный отчет о внешней торговле России.
   11 Эти статистические таблицы взяты Кайсаровым из книги "Государственная торговля 1802 года в разных ее видах", являвшейся отчетом министра коммерции гр. Румянцева.
  

Другие авторы
  • Линден Вильгельм Михайлович
  • Коцебу Вильгельм Августович
  • Лукомский Георгий Крескентьевич
  • Кокорин Павел Михайлович
  • Готовцева Анна Ивановна
  • Достоевский Федор Михайлович
  • Новиков Андрей Никитич
  • Боккаччо Джованни
  • Ардашев Павел Николаевич
  • Кузминская Татьяна Андреевна
  • Другие произведения
  • Бедный Демьян - Юбиляры
  • Шекспир Вильям - Сонеты
  • Дьяконов Михаил Алексеевич - И.М. Дьяконов. Михаил Алексеевич Дьяконов
  • Парнок София Яковлевна - Вполголоса
  • Ховин Виктор Романович - В. В. Розанов и Владимир Маяковский
  • Екатерина Вторая - В. С. Лопатин. Письма, без которых история становится мифом
  • Пушкарев Николай Лукич - Перед шлагбаумом
  • Бальмонт Константин Дмитриевич - Птицы в воздухе
  • Скабичевский Александр Михайлович - Из "Литературных воспоминаний"
  • Мельников-Печерский Павел Иванович - Заметка о покойном Н. А. Добролюбове
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
    Просмотров: 325 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа