"Нате!" - Стихотворение "Нате!" Маяковский впервые прочитал не 13, а 19 октября 1913 - на открытии кабаре "Розовый фонарь" в Мамоновском переулке г. Москвы. Выступление Маяковского стало одной из причин скандала на этом вечере, широко комментировавшегося газетами (см.: [Б. п.] Розовое мордобитие // Московская газета. 1913. 21 окт.; [Б. п.] Скандал в "Розовом фонаре" // Руль. 1913. 21 окт.; Сар. В "Розовом фонаре" // Столичная молва. 1913. 21 окт.; [Б. п.] "Розовый фонарь" // Русские ведомости. 1913. 22 окт.; Эр. [Г. Редер]. Отголоски дня // Московский листок. 1913. 22 окт.; Довле. Шабаш футуристов. Скандал в кабаре "Розовый фонарь" // Раннее утро. 1913. 22 окт.; Аркадский Л. [А. Бухов]. Розовые молодые люди // Петербургская газета. 1913. 24 окт. и др.).
С. 123. Футуризм перебрасывался даже на театральный фронт. - Имеются в виду "Первые в мире постановки футуристов театра", состоявшиеся в Петербурге 2-5 декабря 1913 в театре "Луна-Парк". 2 и 4 декабря шла ВМТ.
Впервые: Стройка (Л.). 1931. No 36. Дек. С. 9-10. С редакционным примечанием: "Печатаемые воспоминания представляют собою главу из книги Бенедикта Лившица "Полутораглазый стрелец", выходящей в "Издательстве писателей в Ленинграде"". Печатается по журнальному тексту.
В книге Б. Лившица "Полутораглазый стрелец" (Л.: ИПЛ, 1933) публикуемый нами текст ("Грезэр и горлан") составил разд. VI-VII гл. 6 "Зима тринадцатого года".
С. 124. Постановка трагедии "Владимир Маяковский" и "Победы над солнцем"... - 2 и 4 декабря 1913 в театре "Луна-Парк" шла ВМТ, где в заглавной роли выступал сам автор - В. Маяковский. 3 и 5 декабря там же исполнялась футуристическая опера А. Крученых и М. Матюшина "Победа над Солнцем".
...связав вдвойне судьбу своей "трагедии" с собственной фамилией... - Сохранился цензурный экземпляр (машинопись) пьесы Маяковского. На первой странице напечатано: "Владимир Маяковский. Трагедия в двух действиях с прологом и эпилогом..." и далее - перечень действующих лиц. На листе имеется разрешительный штамп: "К представлению дозволено. С. -Петербург 15 ноября 1913 г. Цензор драматических сочинений - Н. В. Дризен". А. Крученых позднее вспоминал: "Маяковский до того спешно писал пьесу, что даже не успел дать ей название, и в цензуру его рукопись пошла под заголовком: "Владимир Маяковский. Трагедия". Когда выпускалась афиша, то полицмейстер никакого нового названия уже не разрешал, а Маяковский даже обрадовался: - Ну, пусть трагедия так и называется: "Владимир Маяковский"" ("Наш выход", с. 63). Ср. также интерпретацию заглавия ВМТ в "Охранной грамоте" Б. Пастернака (см. в наст, издании, с. 137 и ел.).
"Просвистели до дырок"... - В автобиографическом очерке "Я сам" (1922) Маяковский в гл. "Веселый год" писал: "Это время завершилось трагедией "Владимир Маяковский". Поставлена в Петербурге. Луна-Парк. Просвистели ее до дырок" (1, 22).
Пуни Иван Альбертович (1894-1956) - живописец, театральный художник.
С. 125. "Петербургский глашатай" - издательство группы петербургских эгофутуристов, существовавшее в 1912-1913, возглавлявшееся И. В. Игнатьевым (см. ниже).
Игнатьев (наст, фамилия Казанский) Иван Васильевич (1892- 1914) - поэт, критик, издатель.
..."северный бард"... - автохарактеристика И. Северянина из стихотворения "Поэза о Карамзине" (1912); Северянин числил Н. М. Карамзина среди своих предков: "...в жилах северного барда / Струится кровь Карамзина..."
"Ослиный хвост" - группировка живописцев, организованная М. Ларионовым и Н. Гончаровой в 1911-1912 после разрыва с группой "Бубновый валет"; выставка "Ослиный хвост" состоялась в 1912 в Москве в помещении УЖВиЗ на Мясницкой.
"Мишень" - выставка группы художников, проходившая в 1913 в Москве в художественном салоне на Большой Дмитровке; организована М. Ларионовым, Н. Гончаровой и др.
"Всёчество" - художественное направление, публично декларированное в конце 1913 И. М. Зданевичем в выступлении на закрытии выставки Н. Гончаровой в Москве. Об этой выставке московский журнал сообщал: "Художественный салон буквально переполнен публикой. <...> Публика настроена серьезно. Ждали скандала, шума, резких выпадов и... разочарованы. В толпе прогуливаются сами футуристы: озабоченный М. Ф. Ларионов, поэт Большаков с красной гвоздикой в волосах, г. Маяковский в какой-то ярко-желтой куртке и пестром галстуке и др." (И<ванов> Евгений. На выставке Наталии Гончаровой // Театр в карикатурах (М.). 1913. No 5. 6 окт. С. 14). Этот же журнал вскоре опубликовал "Праздничное интервью" с И. М. Зданевичем и М. Ф. Ларионовым - своеобразный манифест "всечества" (Там же. 1914. No 1 (17). 1 янв. С. 19).
Зданевич Илья Михайлович (1894-1975) - художественный критик, поэт, прозаик, книжный график; в 1913 выпустил (под псевд. Эли Эганбю-ри) монографию "Наталия Гончарова, Михаил Ларионов".
Хочу, чтоб всюду плавала... - Строфа из стихотворения В. Брюсова "Неколебимой истине..." (1901), родившегося, по воспоминаниям З.Гиппиус, как результат поэтической игры - поиска рифмы к слову "истина"; впоследствии посвящено и озаглавлено "3. Н. Гиппиус".
К нему внимательно присматривался Блок... - А. Блок в дневнике 25 марта 1913 записал о Северянине: "Это - настоящий, свежий, детский талант. Куда пойдет он, еще нельзя сказать: у него нет темы" (Блок А. Собр. соч.: В 8-ми т. М., 1963. Т. 7. С. 232).
С. 125-126. О нем... продолжал трубить Сологуб... - Кроме известного предисловия к сборнику И. Северянина "Громокипящий кубок", Ф. Сологуб посвятил ему триолет "Восходит новая звезда..." и привлек Северянина к поэтическому турне по городам России весной 1913.
С. 126. Даже Брюсов и Гумилев... признавали в нем незаурядное дарование. - В. Брюсов неоднократно писал о Северянине, в частности, в статье "Игорь Северянин" (1915); Н. Гумилев откликнулся на выход "Громокипящего кубка" одобрительной рецензией (Аполлон. 1914. No 1-2).
...старался походить на Уайльда... - Оскар Уайльд (1854-1900), английский писатель и критик, автор романа "Портрет Дориана Грея" (1891). Стилизация под Оскара Уайльда и героев его произведений была в моде среди русской литературно-художественной богемы начала XX в. Ср. в манифесте Маяковского "В кого вгрызается ЛЕФ?" (1923): "Но мы очистим наше старое "мы" от всех, пытающихся революцию искусства - часть всей октябрьской воли - обратить в оскаруайльдовское самоуслаждение эстетикой ради эстетики" (12, 46).
..."крем-де-виолет" - название французского ликера ("Creme de Violette" - фиалковый ликер), образ из стихотворения И. Северянина "Фиолетовый транс" (сб. "Громокипящий кубок"). Впоследствии Северянин издал сборник с таким названием - "Creme des Violettes. Избранные поэзы" (Юрьев, 1919).
...Северянин... уйдя не то из четвертого, не. то из шестого класса гимназии... - И. Северянин окончил четыре класса реального училища в городе Череповце Новгородской губернии.
С. 127. Надсон Семен Яковлевич (1862-1887) - поэт.
...семейных альбомов, где... будущие защитники Порт-Артура еще щеголяли в юнкерском мундире...- Мать И. Северянина первым браком была замужем за генералом Г. И. Домонтовичем, вторым - за поручиком В. П. Лотаревым, отцом поэта. В 1903 И. Северянин побывал на Дальнем Востоке, полгода прожив у отца в Порту Дальнем.
..."крем-де-мандарин"... - название французского ликера; образ из стихотворения Игоря Северянина "Каретка куртизанки" (1911) ("...Как хорошо в буфете пить крем-де-мандарин!"), вошедшего в сб. "Громокипящий кубок".
...этот квантунский пласт культуры... - Квантунская область, часть Ляодунского полуострова на Дальнем Востоке, где служил отец И. Северянина. Здесь, очевидно, имеются в виду темы и мотивы ранних стихотворений Северянина, навеянные его пребыванием на Дальнем Востоке и событиями Русско-японской войны 1904-1905: "К предстоящему выходу Порт-Артурской эскадры", "Гибель "Рюрика"", "Подвиг "Новика"", "Взрыв "Енисея"", "Потопление "Севастополя"", "Захват "Решительного"", "Конец "Петропавловска"", "Бой при Чемульпо", "Тоска по Квантуну" и др.
...вирулентность... - медицинский термин (лат. Virulentus - ядовитый), характеризующий степень болезнетворности, ядовитости микроорганизмов.
...поехать в "Вену"... - Ресторан "Вена" (ул. Гоголя, 13/8) в 1900- 1910-х был популярным местом встреч петербургских литераторов и журналистов. В 1913 был выпущен "юбилейный" альбом "Десятилетие ресторана "Вена"" с факсимильным воспроизведением автографов ряда литераторов - посетителей ресторана.
...выступали совместно в пользу каких-то женских курсов. - По-видимому, первое совместное выступление кубофутуристов (Н. Бурлюк, Хлебников) с Северянином состоялось на вечере в Петербургском женском мединституте 2 ноября 1913 (см.: День. 1913. 4 нояб.).
Северянин жил где-то на Подьяческой... - В Петербурге Игорь Северянин жил на ул. Средняя Подьяческая, 5, кв. 8. Указанием этого адреса Б. Лившиц подчеркивает, что речь идет об отнюдь не аристократическом районе Петербурга. В сходных образах описал обстановку визита к Северянину Г. Иванов в "Петербургских зимах" (Париж, 1928).
С. 128. Жестом Шателена... - от фр. Chatelain - владелец замка, поместья.
...воображать себя владельцем воздушных "озерзамков" и "шалэ". - Образы стихотворений И. Северянина "Янтарная элегия" (1911), "Поэзо-концерт" (1911), "В шалэ березовом", "Дель-Аква-Тор" (1911) и др. Ср. ироническое использование северянинских образов Маяковским в выступлениях на тему "Даешь изящную жизнь!" (1927). Один из тезисов на афишах этих выступлений звучал так: "Озерзамок Мирры Лохвицкой", в другом случае - "Озерзамок с кулуарами".
С. 128-129. ...сущность загадочного механизма "повсесердных утверждений" ... - образ из стихотворения "Эпилог" (1912, октябрь), завершающего сборник И. Северянина "Громокипящий кубок": "Я, гений Игорь Северянин, / Своей победой упоен: / Я повсеградно оэкранен! / Я повсесердно утвержден!"
С. 129. Наша встрэча - Виктория Рэгия... - строки из стихотворения И. Северянина "Виктория Регия" (1909). Позднее Северянин выпустил сборник под таким же названием - "Victoria Regia" (M., 1915).
..."площадной горлан". - Характеристика Маяковского, восходящая к образам поэм ОВШ ("Я - / площадной / сутенер и карточный шулер!") и "Во весь голос" ("Слушайте... агитатора, горлана-главаря").
Позорный столб российской критики
(Материал для истории русск<их> литературных нравов)
Опубликовано: ПЖРФ. С. 104-130. (Журнал вышел в середине марта 1914.) Печатается по этому тексту.
Название этого обзора восходит к одному из одному из тезисов доклада Д. Бурлюка "Пушкин и Хлебников", с которым он выступал в 1913 (см. также выше ст. З. Бухаровой). Об истории появления обзора писал в "Полутораглазом стрельце" Б. Лившиц:
"Зима тринадцатого года. В Киеве, куда я приехал сразу после вечера речетворцев (вечер речетворцев состоялся в Москве 13 октября 1913 г. - В. Д.) <...> время от времени проскальзывали упоминания о течении, имя которого было у всех на устах. <...> Футуризм сделался бесспорным "гвоздем" сезона. Бурлюк, измерявший славу количеством газетных вырезок, мог быть вполне доволен: бюро, в котором он был абонирован, присылало ему ежедневно десятки рецензий, статеек, фельетонов, заметок, пестревших нашими фамилиями. В подавляющем большинстве это были площадная брань, обывательское брюзжание, дешевое зубоскальство малограмотных строкогонов, нашедших в модной теме неисчерпаемый источник доходов. Мы стали хлебом насущным для окололитературного сброда, паразитировавшего на нашем движении, промышлявшего ходким товаром наших имен.
Вместо полемики с людьми, которых мы не удостаивали чести объявить нашими противниками, Бурлюку пришла в голову остроумная мысль собрать все самое гнусное, что писали о нас несчетные будетляноведы, и воспроизвести это без всяких комментариев: "Позорный столб российской критики" должен был распасться сам в результате взаимного отталкивания составляющих его частей.
Эту неблагодарную работу я проделал в Киеве. Но вместо того чтобы выпустить "Столб" отдельной брошюрой, Бурлюк напечатал его в "Первом журнале русских футуристов", вышедшем только через полгода, когда документ потерял уже значительную долю своей остроты. Время шло так быстро, что даже мы не всегда поспевали за ним" (Лившиц Б. Полутораглазый стрелец. М., 1989. С. 438).
С. 174. Homunculus - псевдоним Заславского Давида Иосифовича (1880-1965), публициста, литературного критика, историка литературы; в 1910-е сотрудника и редактора газеты "День" (СПб.).
Чеботаревская Анастасия Николаевна (1876-1921) - прозаик, переводчица, жена писателя Ф. К. Сологуба.
Левин Давид Абрамович (1863-1930) - публицист, литературный критик, юрист; в 1910-е был постоянным сотрудником газеты "Речь" (СПб.).
Фриче Владимир Максимович (1870-1929) - литературовед, искусствовед, социолог-марксист, профессор Московского университета.
Тан (псевд.; наст, фамилия Богораз) Владимир Германович (1865- 1936) - поэт, прозаик народнического направления, литературный критик, публицист, этнограф-фольклорист.
Бобров Сергей Павлович (1889-1971) - поэт, прозаик, литературный критик.
Измайлов Александр Алексеевич (1873-1921) - литературный критик, поэт, пародист, прозаик. Известна шутка Маяковского тех лет (опубликована в пасхальном номере "Синего журнала" (СПб.). 1915. No 12. 21 марта): "Ужасно боюсь Пасхи: похристосуешься, - а вдруг - Измайлов?!" (13, 191).
Войтоловский Лев Наумович (1876-1941) - публицист, литературный критик, литературовед.
Луначарский Анатолий Васильевич (1875-1933) - публицист, литературный критик, искусствовед, драматург; марксист.
Неведомский (наст, фамилия Миклашевский) Михаил Петрович (1866- 1943) - публицист, литературный критик.
Философов Дмитрий Владимирович (1872-1940) - публицист, литературный критик.
Н. С. - Статьи под этими инициалами публиковались в газете "Столичная молва".
Э. Р. - Очевидно, должно быть: Эръ. Псевдоним Редера Григория Марковича, фельетониста, сотрудника "Московского листка".
П. А. - Этими инициалами была подписана заметка - отклик на выход сборника ПОВ в газете "Русская молва" (М.) (1913. 5 февр.); возможно, автором являлся Аристархов Павел Николаевич, сотрудник "Петербургской газеты".
Senior - псевдоним Рабиновича Иосифа Исидоровича (1885 - после 1914), литератора, сотрудника газет "Молва", "Полесская мысль", "Гомельский вестник".
...прославленный Гр. Петров... - имеется в виду священник Григорий Спиридонович Петров (1868-1925), публицист, депутат II Государственной думы (февраль-июнь 1907), получивший широкую известность своими просветительскими публикациями и брошюрами "для народа"; в 1908 был лишен сана.
Криницкий Марк (наст, имя и фамилия Михаил Владимирович Самыгин; 1874-1952) - прозаик, драматург, литературный критик.
С. 175. ...материал для характеристики литературных врагов нашего века. - Очевидно, опечатка; должно быть: ...нравов нашего века (ср. с заглавием). Между тем, среди полемических тезисов кубофутуристов существовал и такой, что опечатки являются даже "украшением текста".
"У цирковых клоунов..." - далее приводится (полностью) текст статьи А. Измайлова "Рыцари ослиного хвоста" (Биржевые ведомости. Вечерний вып. 1913. No 13365. 25 янв.).
С. 176. ...проказников, певших фиолетовые руки. - Имеется в виду начальная пора русского литературного символизма (середина 1890-х), в частности, знаменитое стихотворение В. Брюсова "Тень несозданных созданий... / Фиолетовые руки / На эмалевой стене...", впервые появившееся в третьем выпуске сборников "Русские символисты" (М., 1895).
Угрюмый дождь скосил глаза... - стихотворение Маяковского из ПОВ.
С. 177. Кому сказатенъки... На острове Эзеле... - стихи В. Хлебникова из ПОВ.
"Долгие о грусти..." - прозаическая зарисовка Б. Лившица "Люди в пейзаже" из ПОВ.
Офицер сидит в поле... - из стихотворения А. Крученых "Стары щипцы заката..." в сборнике ПОВ.
С. 178. Забавники - статья из газеты "Новое время" (1912. No 13219. 30 дек.) за подписью "Берендеев" включена в обзор целиком.
С. 179. Поэзия свихнувшихся мозгов - еще один отзыв на выход ПОВ - за подписью "Друг".
С. 180. "Желторотые мальчики издали в этом году два сборника..." - из статьи Н. Лаврского "Пощечина искусству" (Приазовский край (Ростов-на-Дону). 1913. 18 марта).
..."только мы - лицо нашего времени". - Из коллективного манифеста, помещенного в ПОВ.
С. 181. Н. Лаврский - псевдоним Н. Ф. Барановского, литературного и художественного критика, искусствоведа, библиографа.
С. 181. "Итак, современная литературная нечисть..." - из статьи Эръ (Г. М. Редера) "Отголоски дня" (Московский листок. 1913. No 50. 1 марта). Этот автор неоднократно выступал с фельетонами против футуристов, в том числе - Маяковского: Эръ. 1) О том, о сем // Московский листок. 1913. No 46. 24 февр.; 2) Дневник нервной дамы // Там же. No 75. 31 марта (в частности, о стихотворении Маяковского "А вы могли бы?"); 3) Отголоски дня // Там же. 22 окт. (в частности, о чтении Маяковским стихотворения "Нате!").
"Трепетва / Зарошь..." - из стихотворения В. Хлебникова в листовке "Пощечина общественному вкусу".
"Прыгнули первые кубы..." -из стихотворения Маяковского "У- / лица / Лица / у..." (позднее озаглавленного "Из улицы в улицу"), опубликованного в листовке "Пощечина общественному вкусу", вышедшей в конце февраля 1913. В цитируемый отрывок из стихотворения Маяковского фельетонист вставил, "вмонтировал" несколько строк собственного сочинения: "...Су- / Кин / Сын / Овняя лю- / бовь..." Позднее, в автобиографии "Я сам" (1922) Маяковский писал об этом времени: "Газеты стали заполняться футуризмом. Тон был не очень вежливый. Так, например, меня просто называли "сукиным сыном"" (1, 21). Между тем, составляя в 1916 свой стихотворный сборник "Простое, как мычание", поэт изменил (упростил) графику этой части стихотворения, убрав разбиение по слогам: "...Пестр, как форель, / сын / безузорной пашни..." (1, 38)
С. 183. "Переводя слово акмеизм..." - отрывок из заметки И. К. (Иллариона Васильевича Кривенко) "Футуристы или аферисты" (Новое время. 1913. 26 марта). Кривенко Илларион Васильевич (1881-1913) - журналист, сотрудник газеты "Новое время".
"Это все те же..." - из заметки Н. С. в "Столичной молве" (1913. 26 марта) - отклик на диспуты о футуризме и выход альманаха "Требник троих" (М., 1913; вышел в марте).
С. 184, 185. Передунчики... Своя своих не познаша... - из статьи И. Накатова (см. ниже, с. 949) в "Московской газете". Выражение "Передунчики" - из предисловия И. Игнатьева к сборнику Василиска Гнедова "Смерть искусству" (СПб., 1913), в свою очередь, восходящее к Передонову, персонажу романа Ф. Сологуба "Мелкий бес" (1902).
С. 184. "Стеклянные цепи" (СПб.: Петербургский глашатай, 1912)... "Оранжевая урна" (СПб.: Петербургский глашатай, 1912) - альманахи эгофутуристов.
"Аллилуиа" (СПб.: Цех поэтов, 1912) - сборник стихов В. И. Нарбута.
"Дикая Порфира" (СПб.: Цех поэтов, 1912) - сборник стихов М. Зенкевича.
"Гостинец сентиментам" (СПб.: Петербургский глашатай, 1913)... "Смерть искусству" (СПб.: Петербургский глашатай, 1913) - книги Василиска Гнедова.
"Камень" (СПб.: Акмэ, 1913) - сборник стихов Осипа Мандельштама.
Широков Павел Дмитриевич (1893-1963) - поэт.
Нарбут Владимир Иванович (1888-1938) - поэт, литературный критик.
Коневской (наст. фамилия Ореус) Иван Иванович (1877-1901) - поэт, литературный критик.
Мандельштам Осип Эмильевич (1891 -1938) - поэт.
Зенкевич Михаил Александрович (1891-1973) - поэт.
...торжественный и воинственный футуристский манифест, данный в лето 1913-ое в дачном поселке Усикирках. - Речь идет о декларации так называемого "Первого всероссийского съезда баячей будущего (поэтов-футуристов)", подписанной М. Матюшиным, А. Крученых и К. Малевичем 20 июля 1913 в Усикирко (дачный поселок под Петербургом) и опубликованной в журнале "За 7 дней" (СПб., 1913. No 28(122). 15 авг. С. 605-606). В декларации среди предполагаемых в ближайшее время мероприятий футуристов указывается, что с целью решительного преобразования русского театра учреждается новый театр "Будетлянин". И в нем "будут поставлены Дейма: Крученых "Победа над Солнцем" (опера), Маяковского "Железная дорога", Хлебникова "Рождественская сказка" и др." Пьесы Маяковского и Крученых были поставлены в начале декабря 1913, спектакль по пьесе Хлебникова не был осуществлен.
С. 185. Козой вы мной молочки... - из стихотворения Василиска Гнедова "Козий слащ" (сборник "Гостинец сентиментам").
...что и говорить/ Передунчики показали... Пока мы коллективцы... - из предисловия Ивана Игнатьева к сборнику Василиска Гнедова "Смерть искусству".
"Появились футуристы, эгофутуристы и прочие гиены, всегда следующие за львом". - Из статьи-манифеста Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм" (Аполлон (СПб.). 1913. No 1. С. 42).
Городецкий Сергей Митрофанович (1884-1967) - поэт, литературный критик, мемуарист.
Просторен мир и многозвучен... - из стихотворения С. Городецкого "Адам" (Аполлон. 1913. No 3. С. 32).
С. 186. Как адамисты, мы немного лесные звери... - из статьи Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм" (Аполлон. 1913. No 1. С. 44).
"Задушите меня, зацарапайте..." - из стихотворения И. Северянина "M-me Sans Gene. Рассказ путешественницы" (сб. "Громокипящий кубок").
"Юг на Севере" - это стихотворение И. Северянина в свое время было отмечено в рецензии Н. Гумилева (Аполлон. 1911. No 5).
...не слышал нежных звуков райских песен и молитв... - отсылка к образам стихотворения А. С. Пушкина "Поэт и толпа" (1829) ("...Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв").
...рудая домовиха роется за пазухой... от онуч сырых воняет... ржаво-желтой, волокнистого... - из стихотворений В. Нарбута в сборнике "Аллилуиа" (1912).
И. Накатов - один из псевдонимов Ильи Марковича Василевского (1882-1938), литературного критика, публициста.
С. 187. "Но не их произведения, а сами они очень милы и забавны..." - из статьи Homunculus (Д. Заславского) о диспуте 24 марта 191 3 "о новейшей русской литературе", устроенном в Троицком театре Петербурга обществом "Союз молодежи" (День. 1913).
С. 187. "Шло много сильные ногатые..." - из текста А. Крученых в листовке "Пощечина общественному вкусу".
У- / лица / лица / У- из стихотворения Маяковского в листовке "Пощечина общественному вкусу".
С. 188. "Очень приятно отыскать в творении..." - отклик на выход альманаха "Садок судей. II".
Рукавишников Иван Сергеевич (1877-1930) - поэт, прозаик.
"Русская мысль" - ежемесячный научный, литературный и политический журнал, издававшийся в Москве в 1880-1918. В 1910-е редактировался П. Б. Струве, литературным отделом руководил В. Я. Брюсов.
Струве Петр Бернгардович (1870-1944) - публицист, социолог, экономист, общественный и политический деятель.
...Поравнинам и оврагам... - из стихотворения Н. Бурлюка "С легким вздохом тихим шагом..." (1910).
С. 189. "Бросить Пушкина, Толстого, Достоевского..." - отрывок из статьи Анастасии Чеботаревской "Зеленый бум" (альманах "Небокопы. Эго-футуристы. <Вып.> VIII". СПб.: Петербургский глашатай, 1913). Чеботаревская цитирует коллективный манифест футуристов (Д. Бурлюк, А. Крученых, В. Маяковский, В. Хлебников) из ПОВ.
Кандинский Василий Васильевич (1866-1944) - живописец-авангардист, график, теоретик искусства.
И вновь - излюбленные латы... Я долго буду помнить волчью... - из стихотворений Б. Лившица "Аллея лир" и "Андрогин", опубликованных в ПОВ.
С. 190. "Но что же создали эти господа, чем наполнили они свой сборник?" - из отзыва Н. Лаврского (Н. Ф. Барановского) "Пощечина искусству" (Приазовский край (Ростов-на-Дону). 1913. 18 марта) на ПОВ.
С. 191. "Пощечина общественному вкусу" - под таким заглавием... - из статьи Homuneulus (Д. Заславского) "Беглые заметки: Пощечина" (День. 1913. 13 марта).
С. 192. Мещерский Владимир Петрович, князь (1839-1914) - литератор, прозаик, публицист консервативного, охранительного, промонархического направления; в 1872-1914 - издатель и редактор журнала-газеты "Гражданин".
"Они громко, нахально, не стесняясь, говорят..." - из фельетона Аркадия Счастливцева о сборнике ПОВ. Аркадий Счастливцев - один из псевдонимов Аркадия Тимофеевича Аверченко. Авторы коллективного манифеста в ПОВ, "бросающие" Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., задели в нем и Аверченко: "Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузьминым, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным" (13, 245).
Святополк-Мирский Петр Дмитриевич, князь (1857-1914) - общественный и государственный деятель; в 1904-1905 был министром внутренних дел, депутат IV Государственной думы.
"Вопрос, поднятый Homo Novus'ом..." - из статьи Л. Войтоловского, публициста "Киевской мысли".
Homo Novus - псевдоним Александра (Авраама) Рафаиловича Кугеля (1864-1928), публициста, театрального и литературного критика, мемуариста, издателя журнала "Театр и искусство".
С. 193. Хвостов Вениамин Михайлович (1868-1920) - юрист, профессор Московского университета.
Пуришкевич Владимир Митрофанович (1870-1912) - публицист, поэт, депутат Государственной думы.
"Все грады и веси матушки России..." - отрывок из статьи Д. Филосо-фова (Речь. 1914. 13 янв.).
И спасибо К. И. Чуковскому... - речь идет о лекциях Чуковского "Искусство грядущего дня: Русские поэты-футуристы", с которыми он выступал в октябре - ноябре 1913. Ср. отчет об одном таком вечере (в котором участвовал и Маяковский): Яблоновский Сергей. Шампанское в плошку // Русское слово. 1913. No 246. 25 окт.
С. 194. "Верить в то, что они проповедуют, конечно, нельзя..." - из интервью Ивана Михайловича Заикина (1870-1948), русского борца, много выступавшего в цирке и на эстраде.
"Когда стихи Игоря Северянина подняли шум в обществе..." - отрывок из статьи Сергея Боброва "Чужой голос" (альманах "Развороченные черепа. Эго-футуристы. <Вып.> IX". СПб.: Петербургский глашатай, 1913. С. 6-8). Альманах вышел в конце сентября 1913.
Рославлев Александр Степанович (1883-1920) - поэт, публицист, прозаик.
"Бух лесиный" - книга А. Крученых и В. Хлебникова (М.: ЕУЫ, 1913).
В брошюре Маяковского "Я" последнее стихотворение... - речь идет о стихотворении "Несколько слов обо мне самом" (в сборнике "Я!" имело заглавие "Теперь про меня").
Анненский Иннокентий Федорович (1855-1909) - поэт, драматург, переводчик, литературный критик.
Марков (Матвей) Владимир (Волдемар Ганс) (1877-1914) - художник, теоретик искусства, один из основателей и активных деятелей петербургского общества художников "Союз молодежи".
Спандиков Эдуард Карлович (1875-1929) - художник, искусствовед, юрист, член общества художников "Союз молодежи".
Розанова Ольга Владимировна (1886-1918) - художница.
И Маяковский с Хлебниковым... здесь совершенно случайно. - Эта фраза в цитируемом отрывке из статьи С. Боброва составителями "Позорного столба..." была опущена. Мы восстанавливаем ее по первоисточнику.
"Современник" - ежемесячный журнал, выходивший в Петербурге в 1911-1915.
Львов-Рогачевский (наст, фамилия Рогачевский) Василий Львович (1873-1930) - литературный критик, публицист.
Корбьер Тристан (1845-1875) - французский поэт.
С. 195. Душа, причудов полная... - это четверостишие Константина Олимпова помещено на обложке альманаха эгофутуристов "Развороченные черепа".