современного поэта так не нападают теперь, как на Фета. Его бранят даже те журналы, где прежде от него же приходили в восторг. Недавно в "Библиотеке для Чтения" было напечатано одно превосходное стихотворение, под которым подписано имя А. Фета. Или это другой, новый поэт, или... я уже понять не могу, что значит эта фита.
(Внизу после этих слов написано стихотворение. По многим местам измененным и зачеркнутым, нельзя сомневаться, что оно тоже принадлежит Псевдонимову. Неизвестно по какому случаю, только это стихотворение посвящено г. Фету.)
ДВЕ ТЕНИ
(Посвящается А. Фету)
Две тени слетают с тоскливой любовью
Ко мне, как две чистые грезы,
И кротко склонясь к моему изголовью,
Льют тихие, теплые слезы.
Офелия легкой проносится тенью...
И песни и слезы и стоны...
И вторит печальному долгому пенью
Скорбящая тень Дездемоны.
В заключение наших выписок их записной тетради Псевдонимова мы приведем еще два стихотворения, написанные им в самом конце последней его тетради, без пометки числа и месяца. Мы не решаемся утвердительно сказать, что в этих стихотворениях проглядывает сатирическое направление, как мы сначала думали; потому что наш герой мог и в этот раз бессознательно и наивно пародировать двух новых молодых поэтов, увлеченный их дарованием. Пояснительных заметок при стихах решительно нет никаких.
Вот эти два последние произведения неизвестного поэта трех звездочек.
I
ВЕСЕННЯЯ ПЕСНЯ
Часто ночью, весной, когда Муза молчит
И перо я грызу до рассвета,
Вдохновение вновь у меня закипит
Над весенней страницею Фета.
И весенние песни растут и звенят
И щекочут под мышки поэта.
Вот за образом образов встал целый ряд
Над весенней страницею Фета.
И испанский мотив и еврейский напев
Так и просятся в формы куплета,
Я румянец у роз похищаю для дев
Над весенней страницею Фета.
"Ты поэт! Ты поэт!" Мне природа кричит,
И я слушаю с трепетом это,
А в груди сердце бьется и нойно стучит
Над весенней страницею Фета.
II
Подбоченясь ходит месяц
Голубой, лазурной высью,
От востока и на запад
Пробегая плавной рысью.
И прищуря томно глазки
Со звездой звезда болтает,
А Меркурию Венера
Подозрительно мигает.
И над миром усыпленным,
Где не спят жуки да блохи,
Рея плавают в тумане
Лишь одни людские вздохи.
Мы кончили наши выписки. Если произведения "поэта трех звездочек", писавшего стихи в продолжение последних тридцати лет, по отрывкам приведенным здесь, выражают в себе характер целой фаланги поэтов, то цель нашей статьи достигнута, и басня наша будет понятна.
"А" - журнал "Артист"
AT - Александрийский театр
"Б" - журнал "Будильник"
"Бр" - журнал "Бирюч"
"БВ" - газета "Биржевые ведомости"
"БдЧ" - журнал "Библиотека для чтения"
"БТИ" - "Библиотека Театра и Искусства"
"ЕИТ" - "Ежегодник Императорских театров"
"ЗС" - "Забытый смех", сборник I и II, 1914-1916
"И" - журнал "Искра"
"ИВ" - "Исторический вестник"
"КЗ" - А. А. Измайлов, "Кривое зеркало"
"ЛГ" - "Литературная газета"
"ЛЕ" - "Литературный Ералаш" - отдел журнала "Современник"
MT - Малый театр
"МТж" - журнал "Московский телеграф"
"HB" - газета "Новое время"
"ОЗ" - журнал "Отечественные записки"
"ПИ" - "Поэты "Искры", под редакцией И. Ямпольского, Л., 1955
"РП" - журнал "Репертуар и Пантеон"
"РСП" - "Русская стихотворная пародия", под ред. А. Морозова, М.-Л., 1960
"С" - журнал "Современник"
"Ср" - "Сатира 60-х годов", М.-Л., 1932
"Сат" - журнал "Сатирикон"
"Т" - журнал "Театр"
"ТиИ" - журнал "Театр и Искусство"
"ТН" - "Театральное наследие", М., 1956
ЦГАЛИ - Центральный государственный архив литературы и искусства
"Э" - "Эпиграмма и сатира", т. I, М.-Л., 1931
ВЫДЕРЖКИ ИЗ ДНЕВНИКА ПСЕВДОНИМОВА
МОНОЛОГ ХУДОЖНИКА В ДРАМЕ "ДЖУЛИАНО БЕРТИНИ, ИЛИ ТЕРНОВЫЙ ВЕНОК ГЕНИЯ"
Впервые - "Время", 1861, No 1, стр. 75 ("Критическое обозрение").
Подпись: Псевдонимов. Автор - Дмитрий Дмитриевич Минаев (1835-1889) - один из видных представителей сатирической поэзии "И". До 1857 г. служил, а затем полностью посвятил себя литературе. С 1857 г. печатался в журналах: "Русское слово", "Иллюстрации", "Сын Отечества", "С", "ОЗ" и других изданиях. Наиболее значительны произведения, напечатанные в "И" и "Б". Много занимался переводами Данте, Байрона, Мольера и других. Издал книги: "Перепевы. Стихотворения Обличительного поэта", Спб., 1859; "В сумерках", Спб., 1868; "Здравия желаю! Стихотворения отставного майора Михаила Бурбонова" (1866). В 70-е годы Минаев написал пьесы "Либерал" (1870), "Разоренное гнездо" (1874), но успеха они не имели. Во вторую половину своего творчества он резко повернул в сторону буржуазного либерализма. Псевдонимы: Литературное домино, Майор Бурбонов, Обличительный поэт, Темный человек и др. В книге "Перепевы..." в анонимном фельетоне о переводах Гейне описывается пародийная биография Псевдонимова, который, "переживая многие фазы нашей литературы, начиная с драм Кукольника, повестей Марлинского и кончая Случевским и Кусковым", постоянно "воссоздавал чужие образы". Дневники и стихи Псевдонимова дают пародийную историю поэзии "от Кукольника до Случевского". В "Монологе" пародируются итальянские драмы Кукольника (см. импровизацию Веррино в его пьесе "Джулио Мости" (часть 4, явл. 8). В пародии Минаева есть текстуальные совпадения с пьесой Кукольника "Торквато Тассо" (ср. 1-ю строку пародии и в "Тассо": "Я весь в жару, как в первый день восторга").