Главная » Книги

Новиков Николай Иванович - Г. Макогоненко. Николай Новиков, Страница 2

Новиков Николай Иванович - Г. Макогоненко. Николай Новиков


1 2 3

; Эта враждебность Новикова англо-французскому сентиментализму особенно ярко выступила в его "философии человека". Для Дидро, Стерна, Ричардсона - человек велик прежде всего своим чувством, поэтому он всегда изображается героем семейного очага, занятым своими сердечными или семейными делами, чуждым интереса к общественному миру, равнодушным к окружающим людям, их страданиям, их политическому и экономическому положению. Отвергая понятие антиобщественного человека, Новиков создает иную, русскую меру ценности личности и в своих журналах "Трутень" и "Живописец" пытается изобразить положительного героя - русского деятеля. Создание образа Автора, образа Издателя и Сочинителя, "чувствительного к крестьянскому состоянию", к которому стекаются сотни писем, жалоб и обличений, живущего интересами миллионов хлебопашцев, - одна из заслуг писателя.
   Усвоенный ломоносовский образ русского героя-деятеля, патриота, сына отечества, россиянина был обогащен им социальной характеристикой. Герои новиковских очерков в журналах - Правдулюбов, путешественник, Издатель "Трутня" - это русский человек, дворянин, но дворянин, сострадающий положению крепостных, вознегодовавший на своих собратьев по классу, ставший на путь отважного обличения их паразитизма, их своекорыстной, варварской, жестокой и бессмысленной жизни.
   Ломоносовский герой велик своими подвигами во славу России, своим патриотическим восторгом, своей гордостью великим и могучим отечеством. Новиковский герой - человек, негодующий на несправедливость, человек, сочувствующий крестьянскому состоянию, переполненный чувством скорби, участия и возмущения. Мерой человека, его личных качеств и достоинств, индивидуальных особенностей Новиков объявляет его общественную ценность, его готовность вмешаться в несправедливые жизненные отношения, его заинтересованность в судьбах других людей. Ему чужд комнатный мирок, чуждо филистерское наслаждение домашним удовольствием, чуждо уединение и самодовольство. Он тысячами уз связан с людьми, его "очаг" - Россия, его интересы - судьбы угнетенных, его друзья - "единоземцы", одобряющие его за порицание помещика Безрассуда, за борьбу с правительственным журналом "Всякая всячина", с чиновниками-взяточниками, обижающими тех, кого они обязаны защищать.
   Все эти новаторские черты новиковской литературной работы оказали плодотворное влияние на русскую литературу, и то, что в ближайшие же годы эстетика "действительной живописи" оказалась мощно развитой в творческой практике современников Новикова - Фонвизина и Державина, молодого Крылова и особенно Радищева, - свидетельствует, как жизненно и как важно было творчество Новикова-писателя.
  

3

  
   Николай Иванович Новиков - писатель-сатирик, историк литературы и критик, философ-моралист, автор педагогических трудов, историк и крупнейший книгоиздатель - был одним из первых русских просветителей, закладывавших основы идеологии русского просвещения. Его двадцатишестилетняя общественно-активная деятельность была важнейшим этапом в истории русской культуры второй половины XVIII века.
   Ленину принадлежит классическая характеристика просвещения и воззрений просветителей как идеологии антифеодальной, антикрепостнической прежде всего. "Нельзя забывать,- писал Ленин в статье "От какого наследства мы отказываемся?",- что в ту пору, когда писали просветители XVIII века... когда писали наши просветители от 40-х до 60-х годов, все общественные вопросы сводились к борьбе с крепостным правом и его остатками". {В. И. Ленин. Сочинения, изд. 4, т. 2, стр. 473. }
   В ту эпоху, когда складывалась и формировалась идеология русского просвещения XVIII века, когда жил и писал Новиков, вопрос борьбы с крепостным правом был коренным вопросом всей политической жизни России. Доказательство тому прежде всего - беспрерывные крестьянские восстания, вылившиеся в 1773 году в крестьянскую войну. Великий Ленин говорил о трех характерных чертах просветителя - вражда к крепостному праву, защита просвещения, свободы и, наконец, отстаивание интересов народных масс. {Там же, стр. 472.} И Новикову свойственна вражда к крепостному праву и всем его порождениям, и для него характерна горячая защита просвещения, свободы, и его деятельность посвящена отстаиванию интересов народных масс, главным образом крестьян.
   "Чувствительный к крестьянскому состоянию", хорошо знавший современную ему деревню и господствовавшие в ней порядки, запомнивший крестьянские жалобы в наказах своим депутатам, Новиков в журналах "Трутень" и "Живописец" защищал "мертвого в законе" (Радищев) крестьянина, лишенного не только права выражать свое мнение вслух, но даже жаловаться на беззаконные действия своего помещика, на свою горькую, беспросветную участь. В то же время крестьянские восстания, возраставшие из года в год мятежи пугали Новикова. Поэтому когда осенью 1773 года вспыхнула крестьянская война, возглавленная Пугачевым, - событие, ставшее рубежом в истории России, определившее на долгие годы облик складывавшейся культуры, - Новиков не оказался способным ни приветствовать вооруженную борьбу русского хлебопашца за свою свободу, ни понять ее глубокий смысл. Для Новикова восстание - всего лишь акт мести, акт защиты от нечеловечески жестоких притеснений мучителя-помещика; восстание для него всегда акт разрушения, нового жестокого кровопролития. Это было глубоким заблуждением одного из основоположников русского просвещения, заблуждением, исторически оправданным. Понадобилось десятилетие, чтобы появился новый деятель, чтобы родилось новое, выстраданное убеждение о революции как единственном средстве преобразования социального и политического устройства России, возрождения народа и человека. Мысль о революции как о наивысшем акте народного творчества, преобразующем жизнь, развил современник Новикова, Александр Радищев.
   Новиков и Радищев выразили две эпохи исторической жизни России, разделенные крестьянской войной 1773-1775 годов. Убеждения "держателя Дневной записки" сформировались в период, предшествовавший этой войне. Демократические по своему существу, они, отразив интересы и чаяния крепостного крестьянства, запечатлели также слабейшие стороны народного самосознания - веру в "хорошего царя", надежду на возможность разумно естественных отношений с помещиком (помещик - "отец", крестьяне - его "дети"), тяготение к сохранению катастрофически разрушавшейся патриархальности и т. д. Политические воззрения Радищева окончательно сложились после крестьянской войны. Ее сильнейшие стороны, и прежде всего непримиримая классовая ненависть к угнетателю, убеждение, что освобождение может быть завоевано только насильственным путем, обобщенные великим русским революционером, легли в основание передового самостоятельного русского политического мировоззрения. Это уже была следующая, более высокая ступень русского просвещения XVIII века, выдвинувшая его на мировую арену.
   Но не только историческими обстоятельствами объясняются непоследовательность и слабость общественно-политических воззрений Новикова. Он был дворянин. Нарастание стихийного движения крестьянства против дворян-крепостников дало возможность Новикову подняться над эгоистической практикой своего класса. Интересы русских хлебопашцев в известной мере стали определять его литературно-общественную деятельность. Но в решении путей и средств уничтожения существовавшего в России гибельного для народа положения сказывалась не только просветительская слабость, но и дворянская ограниченность. Эта ограниченность проявилась прежде всего в боязни сделать политические выводы из критики крепостничества, в стремлении вопрос о немедленной ликвидации рабства подменить вопросом воспитания будущих поколений дворян в духе ненависти и презрения к крепостничеству. Часто поэтому в ходе общественной борьбы политическая позиция Новикова оказывалась либеральной.
   Одним из следствий наступившей после разгрома пугачевского восстания реакции явилось широкое распространение масонства в России, Масонство было пришлым для России явлением. Его прошлое уходит в XVI- XVII век. Но как идеологическое движение, широко развернувшееся в Европе, масонство ведет свою историю с начала XVIII века - века крушения феодальных устоев. В России масонство стало бурно развиваться прежде всего в Петербурге и Москве именно в 70-е годы XVIII века. В этих двух городах были созданы десятки тайных обществ, так называемых лож и орденов различных масонских систем. В одних "братья-масоны" "упражнялись" в нравственном самоусовершенствовании, в других увлекались мистицизмом, предаваясь алхимическим опытам или с целью выведения "гомункулюса" - искусственного человека, или с целью открытия панацеи - "всеобщего врачества" - лекарства от всех физических и социальных болезней, или, наконец, "деланием" золота и разысканием философского камня.
   Новиков в условиях политической реакции не хочет оставлять своей просветительской работы, он ищет средств и возможностей и в новую эпоху служить отечеству. Именно в это время его внимание привлекает масонская организация. В основании масонства лежала широкая религиозно-идеологическая программа, развивавшая христианское учение о всеобщем братство людей, идеи гуманности и любви к людям, правила нравственного самоусовершенствования и морального перевоспитания испорченного социальными пороками человека. Социально-политические воззрения масонов не противоречили интересам дворянства - они в большинстве своем были крепостниками и сторонниками абсолютизма. Но масонство создало формы объединения "братьев" - специальные организации, именовавшиеся ложами, орденами. Вступление в ложу облекалось в строгие и тайные церемонии, заимствованные из арсенала средневековых объединений ремесленных цехов, в частности цеха каменщиков. Отсюда наименование: франкмасоны - свободные каменщики. Тайные ложи масонов явились первыми организациями, объединявшими единомыслящих людей на началах признания идейной программы и строгого устава. Это обстоятельство между прочим объясняет причину особого интереса к масонству, который проявляли многие крупные культурные деятели эпохи. Такие ордена и ложи подсказывали форму политических объединений.
   Эта общемасонская программа, а главное - практические формы объединения людей, которые хоть в слабой мере, но проявляли недовольство режимом Екатерины II и ее фаворитов, определили решение Новикова о вступлении в масонство. Но привлеченный идеалами "братства" и гуманизма, он, заметя в масонстве много для него неприемлемого, сразу же занял в ордене независимую позицию. Не устраивали Новикова и розенкрейцерский отказ от общественной деятельности, и их крепостнические убеждения, и увлечение мистицизмом. На этой почве между Новиковым и руководителями русских розенкрейцеров - мистиком Шварцем, а позже политическим авантюристом Шредером - завязалась борьба, а между ним и остальными "братьями" возникла "холодность". Попав вскоре даже в число руководителей московского ордена розенкрейцеров, Новиков сумел, тем не менее, не только отстоять свою независимость от орденских начальников, отстраниться от мистических исканий "братьев", от нелепой обрядности, но и использовать орден, и прежде всего его средства, для своих просветительских целей.
   Декабристы отнеслись с глубоким вниманием к новиковскому опыту использования организационной формы и денежных средств ордена для объединения передовых людей России вокруг патриотического просветительского дела" Они понимали, как смел и удачен был почин Новикова. Герцен в своей книге "О развитии революционных идей в России", остановившись на просветительской работе Новикова, приветствовал как раз именно эту его смелость. "Какое громадное дело, - писал он, - эта смелая мысль соединить около одного нравственного интереса в братскую семью всех, кто только был умственно зрел, начиная с больших сановников империи, вроде князя Лопухина, до бедного сельского учителя и уездного лекаря". {А. И. Герцен. Сочинения, т. VI, П., 1919, стр. 343.}
   Масонство Новикова - в известной мере свидетельство его идейной слабости, но тот факт, что "патриотическая ревность к возлюбленному отечеству", "пылающее желание приобщить что-либо к пользе и благосостоянию своих сограждан" помогли ему отстраниться от мистицизма масонов и в новых исторических условиях продолжить просветительскую деятельность, вставляет нас объективно оценить и объяснить причину и действительный смысл ого пребывания в ордене. Ведь именно в годы 1779-1792 Новиков, переехавший к этому времени в Москву, создает в древней столице России просветительскую организацию. Сосредоточив в своих руках три типографии, он издает и редактирует газету "Московские ведомости" и ряд журналов: "Утренний свет", "Московское издание", "Прибавление к Московским ведомостям", "Городская и деревенская библиотека", "Детское чтение" и т. д. За это десятилетие он готовит, редактирует и печатает сотни книг по всем отраслям знания. Широкие читательские круги получали труды по отечественной истории, сочинения русских авторов и переводы лучших современных западно-европейских писателей, сочинения по философии, педагогике, экономике, грамматики и сотни различных учебных пособий, букварей, самоучителей языка и т. д. Он организует в России систему книготорговли и создает книжные лавки в шестнадцати провинциальных городах. В общей совокупности Новиков объединяет вокруг своего громадного дела десятки передовых деятелей русской культуры - писателей, редакторов, переводчиков, распространителей книг.
   Герцен, оценивая именно эту огромную по масштабу, разностороннюю и плодотворную, антикрепостническую по своему существу, деятельность в течение почти трех десятилетий, писал; "Новиков - один из тех великих людей в истории, которые делают чудеса на сцене, неизбежно остающиеся во мраке, - один из тех подпольных идейных руководителей, работа которых проявляется только к моменту огласки". {А. И. Герцен. Сочинения, т. VI, стр. 342.}
  

4

  
   Начало литературной деятельности Новикова, падающее на годы 1769-1774, явилось периодом наивысшего развития его творчества. Новиков в эту пору пишет много, в разных жанрах и областях, выступая и как писатель, и как историк, и как критик (произведения в "Трутне", "Пустомеле", "Живописце", "Кошельке"; "Опыт исторического словаря о российских писателях" и т. д.). Вторая половина 70-х годов потребовала от Новикова больших усилий по организации в условиях победившей реакции и жестокого террора после разгрома пугачевского восстания просветительского объединения, по созданию материальной базы русского просвещения. Организовав в Москве просветительский центр сначала с одной, а затем и с тремя типографиями, развернув подготовку и издание сотен книг, организовав несколько периодических журналов, которые укомплектовал сотрудниками и редакторами, реформировав "Московские ведомости", превратив их в политическую газету, - Новиков смог вновь вернуться к творчеству. Первая половина 80-х годов (т. е. до начала преследований Новикова Екатериной) может быть названа вторым периодом бурной творческой деятельности русского просветителя. И опять он выступает в разных областях - как писатель, педагог, экономист, философ. Одно за другим появляются крупные сочинения Новикова этой поры - философские статьи в журналах "Утренний свет" и "Московское издание" (1777-1781), "О воспитании и наставлении детей" (1783), "О торговле вообще" (1783), "Пословицы российские" (1782).
   Чтобы закончить характеристику Новикова-писателя, необходимо остановиться на "Пословицах российских". Выпустив в 1781 году четвертое, вновь исправленное, издание избранных своих сочинений, собранных в книге "Живописец", Новиков в 1782 году печатает шестнадцать сатирических рассказов, объединенных в своего рода цикл, под общим названием "Пословицы российские".
   "Пословицы российские" замечательное явление не только в литературной, но и в общественно-политической жизни России 80-х годов. В момент обострения борьбы передового лагеря писателей, и прежде всего писателей русского просвещения, с литературой дворянской во главе с Екатериной II Новиков-писатель выступил смелым бойцом, соратником Фонвизина, развернувшего именно в эти годы свою мужественную литературно-общественную деятельность. Большая часть "Пословиц российских", являясь политической сатирой, была направлена против Екатерины и как монархини и как писателя. Эти рассказы прямо продолжали новиковскую борьбу с "неограниченным самолюбцем", начатую еще на страницах "Трутня". Пять из шестнадцати рассказов посвящены острейшей политической теме - русскому самодержавию: "Близ царя, близ смерти", "Седина в бороду, а бес в ребро", "Сиди у моря, жди погоды", "Битому псу только плеть покажи" и "Фортуна велика, да ума мало".
   Первые два рассказа - "Близ царя, близ смерти", "Седина в бороду, а бес в ребро" - дерзкое обличение екатерининского фаворитизма. Эти рассказы Новикова прямо перекликались с сильнейшими сатирическими сочинениями Фонвизина - "Всеобщей придворной грамматикой" и "Рассуждением об истребившейся в России совсем всякой формы государственного правления", где тема обличения екатерининского разврата приобретала особо острую форму. Появление этой сатирической темы в литературе объясняется реальными обстоятельствами. К 80-м годам фаворитизм Екатерины приобрел особо гнусный, чудовищно бесстыдный и крайне разорительный для государства характер. С начала царствования Екатерину сопровождал фаворит Григорий Орлов. Он держался до 1772 года, затем его сменил Васильчиков. В 1774 году появился Потемкин. С Потемкиным во дворце воцарился уже ничем не прикрытый разврат: занимая официальное положение фаворита, Потемкин взял в свои руки поставку молодых "любимчиков" стареющей императрице. И вот один за другим во дворце появлялись молодые люди, фавориты на час, "ночные императоры", которые осыпались почестями, наградами, дорогими подарками. Подолгу они не задерживались. Некоторых милостиво отпускали на покой, некоторые скоропостижно умирали, как, например, умер Ланской, некоторые бесследно исчезали.
   Вот против этого позорного и отвратительного явления, против бесстыдного узаконенного разврата русской императрицы, объявившей себя "матерью отечества" и просвещенной государыней, и выступил Новиков. Уже первый рассказ прямо называл эту тему - "Близ царя, близ смерти". Сатирическое содержание его помогало усвоению этой народной мудрости.
   Следующая пословица "Седина в бороду, а бес в ребро" прямо и открыто обличала царский разврат. Новиков, как мы знаем по "Трутню", мастерски умел использовать прием намека. Так, например, он, обличая Екатерину, называл ее пожилой дамой нерусского происхождения, упражнявшейся в сочинении книг под названием "Всякий вздор", возомнившей себя "всемирным возглашателем добродетели" и т. д. Тогда Екатерине было 40 лет. В 1782 году ей было 52 года. Как мы уже говорили, переход к старости ознаменовался у Екатерины усиленной сменой фаворитов. И вот Новиков берет пословицу, имевшую в виду именно это значение - блудливость стариков.
   Два других политических рассказа посвящены важнейшей для русского общественного движения проблеме - взаимоотношению власти и народа. До Радищева в России радикальные мыслители типа Фонвизина считали, что лучшей формой политического правления является просвещенная монархия. Исповедуя эту всеевропейски распространенную политическую теорию, русские мыслители в то же время, в отличие от Вольтера и Дидро, не считали Екатерину просвещенной монархиней. Такова, например, была позиция Фонвизина. Новиков, в сущности, стоял тоже на этой точке зрения и также, как Фонвизин, отказывался видеть в Екатерине идеального государя. И вот в 1782 году он пишет рассказ на острейшую политическую тему - можно ли довериться теории просвещенного абсолютизма? Бывают ли вообще монархи просвещенные, можно ли надеяться, что придет время, когда появится такой монарх, который будет слушать философов, писателей, "великих мужей", "добрых граждан", а не вельмож и фаворитов. Ответом на этот вопрос и был рассказ с характерным заглавием: "Сиди у моря, жди погоды". Нет сомнения, что в ней Новиков запечатлел кризис передовой русской политической мысли дорадищевского периода. Два выдающихся деятеля этой эпохи - Фонвизин и Новиков - исповедовали именно эту веру в просвещенного монарха. И оба в 80-е годы начали понимать, как безнадежна эта политическая теория, как она в реальных условиях екатерининского правления заводит общественное движение в тупик. Данный рассказ Новикова - замечательное свидетельство роста политического сознания русского просвещения. В канун появления радищевских сочинений Новиков, прибегая к опыту народа (пословицам), отвечает иронически на вопрос о возможностях практического воплощения утопической и умозрительной политической теории. От новиковского рассказа "Сиди у моря, жди погоды" протягиваются прямые нити к главе "Спасская полесть" "Путешествия из Петербурга в Москву", где по-радищевски, с революционных позиций заново был пересмотрен вопрос о теории просвещенного абсолютизма и показана не только ее утопичность, но и глубокая враждебность общественному движению России.
   Разоблачениями Екатерины-монарха Новиков не ограничился. Избрав формой сатиры пословицы, он тем самым прямо и открыто выступал против писательских упражнений императрицы. Дело в том, что в 1782 году Екатерина, осуществляя план восстановления своего поверженного крестьянской войной авторитета, пришла к выводу о необходимости укрепить свою власть в этих новых условиях мнением народа, выраженным в его творчестве. Так родился замысел подбирать и самой сочинять пословицы, которые бы именем народа освящали самодержавный режим, сословное разделение, проповедовали смирение и покорность как норму поведения подданных в государстве. В 1782 году замысел был исполнен, появилась книжка под названием "Выбранные российские пословицы".
   Новиковские сатирические рассказы "Пословицы российские" есть ответ на екатерининскую фальсификацию. Новиков вновь стал на путь, уже известный читателю по "Трутню", когда он зло и беспощадно высмеивал плод екатерининского сочинительства - журнал "Всякая всячина", называя его "всяким вздором". Ныне этим "всяким вздором" были собранные императрицей пословицы.
   Прикрываясь мнением народа, Екатерина поучала: "чин чина почитает", "чего нет, того не спрашивай", "не так живи, как хочется, а так живи, как бог велит", "тому будет всегда счастливо, кто пашет не лениво". Подобные пословицы составляли, условно говоря, один ряд, имевший целью утвердить незыблемость существующего сословного крепостнического режима в России. Но Екатерина не ограничилась этим и подобрала пословицы, составившие другой цикл, утверждавшие важную для нее мысль о необходимости покорности общественного мнения. Напуганная спорами депутатов Комиссии по Уложению, полемикой с новиковским "Трутнем", политическими выпадами дворянской оппозиции, Екатерина после подавления крестьянского восстания стремилась ввести в России "единомыслие". И здесь-то она хотела опереться на "мнение народное", внушая всяческим "молодчикам молодым", что выступать с критикой, высказывать свое мнение, советовать государю - есть "непозволительная дерзость", которая осуждается не только властью, но и народом.
   Екатерининской фальсификации народного творчества Новиков противопоставляет подлинную мудрость народа, запечатленную в его пословицах. Именно пословицу он избирает формой своих сатирических рассказов, с тем чтобы она подтверждала право частного человека заниматься политикой, судить о поступках монарха, о жизни в государстве и т. д., подтверждала действительным мнением народа.
   "Пословицы российские" Новикова начали новую, после подавления пугачевского восстания, общественную открытую борьбу передовой русской литературы за свою независимость от правительства, за право обсуждать условия жизни людей в русском самодержавном государстве. Начал это в 80-х годах Фонвизин в своем "Недоросле". Новиков подхватил в "Пословицах российских". Через год Фонвизин выступил с замечательным произведением "Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание", в котором отважно заявил о желании общества оценивать действия правительства.
   Своими политическими рассказами Новиков свидетельствовал, как сам народ ежедневно судит и государство, и крепостные порядки, и самого царя. А народ нельзя заставить замолчать, как можно заставить писателя, упрятав его в крепость. Екатерина вот уже несколько десятилетий трудилась над тем, чтобы создать себе славу "матери отечества", заботливой и любящей народ матушки-государыни. А народ говорит: "близ царя, близ смерти". Екатерина старается убедить всех, что она просвещенный государь, что она готова слушать советы "умных и честных людей", что готова совершать реформы на пользу народа. А народ осмеивает эти государевы утверждения, эти надежды на Екатерину - "сиди у моря, жди погоды". Екатерина велит прославлять себя в образе идеальной и целомудренной Душеньки, а народ, зная о чудовищном разврате старухи императрицы, о государственном характере фаворитизма, разорявшего Россию, зло заявляет: "седина в бороду, а бес в ребро", и т. д. Нет никаких сомнений, что такая апелляция к народному творчеству могла быть только после крестьянской войны, во время которой небывало открыто народ высказывал свое мнение и о Екатерине, и о дворянах, и о крепостнических порядках в России.
   Два рассказа - "Сиди у моря тихого, жди погоды теплыя" и "Свое добро теряет, а чужого желает" - есть первое в русской литературе резкое выступление против мистицизма, алхимии и шарлатанства розенкрейцерства - ордена, только что утвердившегося в России по инициативе Шварца.
   Рассказ "Есть чего ждать, когда есть с кем жать" - своеобразное обобщение опыта просветительской работы Новикова и его соратников по книгоиздательскому делу. Замечателен он желанием писателя свою просветительскую практику освятить не только национальной, но и демократической традицией. Рассказ начинается словами: "Сия пословица происходит от низкого состояния людей, но основанием своим она имеет важные причины".
   Сатира новых рассказов Новикова связывала их с его прежними произведениями. Но более важным моментом "Пословиц российских" является то новое, что они несли с собой в искусство. Дворянский сентиментализм, проявивший себя уже с середины 70-х годов в творчестве таких предшественников Карамзина, как Кутузов, Муравьев, Херасков и др., утверждал в качестве основы своей эстетики субъективизм. Наслаждаясь своим "я", богатством своей души, своим сердцем, они утверждали, в сущности, прежнюю идеологию аристократизма, только по-новому и с новых моральных позиций. Аристократизм и субъективизм делали это искусство антинародным.
   Новым в "Пословицах российских" и была борьба с субъективизмом, борьба с аристократизмом, борьба за гражданственность литературы, за обязанность ее служить своему отечеству и угнетенному "питателю", борьба за реалистическую эстетику, за приближение к правде жизни. И здесь крайне важно было принципиальное обращение к народному творчеству. Пословица вводится Новиковым в литературу на полноправных началах. Более того, Новиков показывает, что частное мнение, субъективное суждение, его личная писательская правда имеют значение лишь в том единственном случае, когда они подтверждаются коллективным опытом народа. Следовательно, мы наблюдаем попытку утвердить такую эстетику, которая позволяла бы писателю смотреть на явления социальной и политической жизни глазами народа.
   Эти новиковские опыты подготавливали в известной мере использование пословиц в басенном творчестве Крылова, "Пословицы российские" - частный пример того, как именно в передовой литературе 80-х годов (Фонвизин, Новиков и, как высшее достижение русской культуры XVIII века, Радищев) намечались проблемы и темы, нашедшие свое дальнейшее блестящее разрешение и развитие в литературе XIX века, в творческой деятельности Крылова, Грибоедова, Пушкина.
  

5

  
   Общественная позиция Новикова в период издания "Утреннего света" выражается прежде всего в его статьях. Литературных сочинений Новикова в "Утреннем свете" нет. В эти годы его привлекала философия. Философских статей, принадлежащих перу Новикова, в журнале, как мне представляется, шесть: "Предуведомление", "О достоинстве человека в отношениях к богу и миру" ("Утренний свет", ч. I), "Рассуждение на новый год" (ч. II), "Истины" (ч. IV), "О добродетели" и "Заключение" (ч. IX).
   Философские произведения Новикова, напечатанные в "Утреннем свете", объединяет одна тема - выдвижение и обоснование основ такой нравственности, которая определяла бы общественно-активную гражданскую и патриотическую деятельность человека. В современной Новикову философии общества проблема человека была центральной. Дидро, например, писал в "Энциклопедии": "нет иных истинных богатств, кроме человека и земли". Гельвеций пишет специальное сочинение "О человеке", создает "науку о человеке", утверждая, что если "люди узнают себя... приобретут ясное понятие о нравственности - и они станут счастливыми и добродетельными". {К. Гельвеций. О человеке, его умственных способностях и его воспитании, М., 1938, стр. 1.}
   Новиков не был философом-догматиком. Моральная философия привлекала его прежде всего в силу своего практического значения: она была полезна и нужна человеку, научала его добродетели, просвещала его ум. Он не создавал никаких систем. Основные положения его этики изложены в статьях, написанных им в опровержение книг, в изобилии распространявшихся в те годы в России, и прежде всего переводных книг, которые несли русским дворянам-масонам "откровения". В этот период (вторая половина 70-х годов) в России еще не было розенкрейцерства, не было и книг мистического, заумного содержания. Вот почему, в частности, Новиков ополчился в своих статьях против самых идеологических основ антиобщественной "философии" масонства.
   Вместо реакционного принижения человека церковью и масонством Новиков провозглашает философию величия человека. Человек - "истинное средоточие сей сотворенной земли и всех вещей". Он "есть нечто возвышенное и достойное". "В природе человеческой находится много такого, что внушает в нас истинное к нему почитание и искреннюю любовь. Бессмертный дух, дарованный человеку, его разумная душа, его тело, с несравненнейшим искусством сооруженное к царственному зданию, и его различные силы суть такие вещи, которые безмерно важны".
   Человек - "владыка мира"; чтобы понять его величие, необходимо рассмотреть его место в природе и обществе. "Человек со всеми дарованиями, находящимися в нем, тогда только является в полном сиянии, когда взираем мы на него яко на часть бесконечныя цепи действительно существующих веществ". Так опять вместо религиозно-масонского идеала - "человек раб божий" - Новиков развивает учение о величии человеческой природы.
   Проповеди неравенства и сословности Новиков противопоставляет идею равенства. "Богатство и знатность рода не точно проистекают из человеческия природы". "Высокомерие богача или дворянина есть смешная гордость". Равенство людей Новиков мотивирует их природой, их высоким положением в мире живых существ, их возможностью "мир себе представлять, об оном размышлять и рассуждать". Новиков никогда не говорит о "чине и должности", разделяющих людей. В центре его философии Человек с большой буквы. Именно отсюда проистекает рассуждение, что людей можно "почитать за властителей". "И потому всякий человек может некоторым образом сказать сам в себе: "Весь мир мне принадлежит".
   Новиков отлично понимает, что в реальной действительности дело обстоит иначе, что в крепостной России равенства нет, и нет прежде всего потому, что торжествует сословный строй, существуют дворяне, не желающие этого равенства. "Правда, - пишет Новиков, - есть много и таких людей, которые, ослепляясь тщетною гордынею, думают о себе очень много". Именно поэтому для Новикова дворянин, богатый, ослепленный своей сословностью, не есть "истинный человек". "Но мы постараемся доказать, что таковый высокомерный горделивец ни истинныя своея цены, ни высокого достоинства человеческого отнюдь не знает и превозносится тем, что к человеческой природе или не точно принадлежит, или составляет малейшую частицу его совершенств". Более того, люди, "кои сами свое высокое человеческое достояние ногами попирают... которые противятся врожденным благородным побуждениям", "такие люди, конечно, заслуживают, чтоб мы их за диких в человеческом только образе скитающихся зверей почитали и к чести человечества строжее с ними поступали, нежели наша склонность ко кротости нам повелевает". Нетрудно заметить, что в данном случае утверждается на философском языке то, что составляло пафос литературно-сатирической деятельности Новикова в "Трутне" и "Живописце". Дворян - Безрассуда, Трифона Панкратьевича и Григория Сидоровича - Новиков разоблачал именно за то, что они в своем помещичьем тиранстве утратили все человеческие черты.
   Просветительская вера в человека, признание его внесословной ценности составляет существо новиковского философского учения. Облечено же оно в форму этической теории, выражаемой часто фразеологией, заимствованной из арсенала абстрактно-христианской религиозности. Что это так, видно из дальнейшего развития новиковской "науки о человеке". Ее подлинный политический смысл со всей силой развертывается в его учении "о человеке как цели и человеке как средстве".
   Новиков пишет: "Всякая вещь в мире есть цель всех других и средство ко всем другим". Все новиковские доказательства величия человека, его места в мире как "владыки", "как части бесконечный цепи действительно существующих веществ", его "божественности" и составляют первую часть формулы - "человек как цель". Таким образом, "величие", "достоинство", "божественность" даны человеку от рождения. Но этого, учит Новиков, еще недостаточно. Свое величие человек еще должен осуществить, проявить и, главное, утвердить в своей жизни. Получив от рождения "величие", человек может легко утратить его, превратиться в "ничтожество", в "насекомое", в "нечеловека". Так оказывается, что действительное достоинство человека зависит не от бога, а от самого человека, и прежде всего от его общественно-полезной деятельности, которая одна в состоянии сделать "истинного человека". Учение об этой деятельности и составляет идейный смысл второй части новиковской формулы: "человек как средство". "Если бы люди были токмо единою целию всех вещей сего мира, а при том не были б средством оных; то были бы они подобны шмелям, которые у трудолюбивых пчел поядают мед, а сами оного не делают. Тщетная честь! бедное достоинство, которое людей ровняло б со свиниями, проядающими все время жизни своея и в сластолюбии валяющимися во грязи, и которые уже после смерти становятся средством". Во всей этой гневной тираде ясно слышен голос издателя "Трутня", сделавшего эпиграфом своего журнала строки о трудолюбивых пчелах и трутнях ("они работают, а вы их труд ядите"), которые раскрывали существо социальных взаимоотношений между помещиками и крестьянами.
   Итак, свое величие человек должен утвердить при своей жизни в общественной деятельности. "Истинные человеки не должны тако проводити жизнь", они обязаны "отечеству служить и быть полезными". "Какое величие! какое достоинство! какое превосходство! Всякий, в государстве ли, в земле ли какой или во граде живущий человек, почитая себя средством, долженствует своему отечеству и каждому своему сочеловеку служить и быть полезен". Таков новиковский идеал человека-гражданина, достоинство свое утверждающего служением отечеству и своим согражданам, - "истинный патриот и прямой человек". В связи с этим высказывается Новиковым наивная, но светлая просветительская мечта о торжестве истинно человеческих отношений в его дорогом отечестве, когда уничтожится сословность, исчезнет рабство, когда все люди, поняв смысл "науки о человеке", станут свое истинное величие осуществлять в деятельности на благо родины и всех сограждан. "Здесь да вообразит себе каждый из человеков, которые по достоинству человеческому живут как цари мира, себя средством почитают, окрест себя только единое устрояют благо, во всех частях себя до совершенства довести стараются и всякое благодеяние чинят не из какого другого намерения, как только из единого удовольствия творить добро". "Какое благородное упражнение, какое гармоническое велелепие, какая искренняя любовь, верность, честность и справедливость в таковых местах будут встречаться на улицах! И когда единое сие воображение вливает уже во все наши жилы сладчайшее чувствие удовольствия, то что ж бы было, если бы сие в самом деле исполнялось? если бы всякий человек по величию своего достоинства поступал?"
   Вряд ли надо доказывать, что все это учение Новикова "о человеке как средстве" глубоко и органически враждебно и дворянско-сословной, и церковной, и масонской морали. Новиков ставит своей задачей воспитывать в человеке чувство достоинства, патриотизма, ненависть к унижающим его сословным привилегиям, желание осуществить свое истинное величие в общественно-полезной деятельности.
   Новиковский человек, осознающий свое величие, от рождения достигает своего достоинства, своей "божественности" здесь, на земле, в общежитии, гражданской патриотической общественно-политической деятельности.
   Белинский, говоря о "положительном герое", "о хороших людях на Руси", указывал, что всегда "в них человеческое в прямом противоречии с тою общественною средою, в которой они живут". {В. Белинский. Письма, т. III, СПБ., 1914, стр. 321.} Смысл новиковской проповеди в "высвобождении" этой "человечности". "Хороший человек на Руси, - пишет далее Белинский, - может быть иногда героем добра, в полном смысле слова". {Там же.} Лучшей характеристики новиковского идеала человека нельзя дать. Он враждебен дворянско-масонским представлениям о человеке, и в этом его сила. В то же время он далек от радищевского учения о человеке-революционере, и в этом его слабость. Новиковский человек - это действительно "герой добра", каким был, например, сам Новиков.
   Условия реакции наложили свой отпечаток на сформулированное Новиковым учение о человеке. Но действуя осторожно и робко, он все же, говоря о деятельности, совершенно определенно давал понять, что речь идет именно о деятельности общественно-политической. В этом отношении характерно такое его суждение в сочинении "Истины": "Соболезновать о том, что истина и правосудие изгнаны из света, а не стараться возвратить их, значит то же, чтобы, поджав руки, кричать на пожар". Это, собственно, первое осуждение политического режима после разгрома пугачевского восстания. Это прямой выпад против пассивности дворянской интеллигенции, отказавшейся от общественной деятельности и бежавшей в масонство. Сам Новиков не сидел сложа руки, он звал "на пожар", страстно желая, чтоб "истина" и "правосудие" воцарились в отечестве. Но делал это как просветитель, веруя в просвещение, в печатное слово, в возможность мирным путем решить великие социальные вопросы. Это была его беда. Одновременно с ним действовал в литературе и общественной жизни Фонвизин, которого дворянский страх перед революцией загнал в страшный, безвыходный идейный тупик политической концепции просвещенного абсолютизма. Это било тоже бедой талантливейшего и смелого сатирика, убедившегося в крахе своих надежд на возможность прихода просвещенного государя. Только Радищев, первый русский революционер, разрешил идейный кризис русского просвещения, указав на ясный и единственно правильный путь - народную революцию. Поэтому только Радищев смог создать подлинно гуманную новую нравственность, в центре которой был тоже человек-деятель, только деятельность эта была особого рода - борьба, революционное обновление отечества. Поэтому положительный герой Радищева не "герой добра", а "прорицатель вольности", революционер, "мститель", "истинный сын отечества".
  

6

  
   В обстановке общественного подъема 80-х годов развертывается с новой силой и огромная практическая работа Новикова-просветителя и новая в своем качестве деятельность Новикова-философа. Новое может быть определено одним словом: политика. Новиков теперь пристально интересовался политикой. Он стал писать сам на политические темы, стал нацеливать широкие круги своих читателей на политические проблемы. Политика прежде всего господствовала в газете "Московские ведомости". Центральные политические события эпохи - революционная война американского народа против "разбойников-англичан", утверждение республиканского режима за океаном - были в центре внимания Новикова-редактора. Сообщая подробнейшие сведения о ходе революции, о героизме народа, с оружием в руках защищавшего свои права, печатая многочисленные статьи, прославлявшие справедливость и самоотвержение в борьбе за независимость, Новиков не скрывал своего сочувствия народу, стремившемуся к вольности.
   Этической теории Новикова всегда был чужд догматический характер. Будучи по природе своей практической философией, она живо учитывала меняющийся характер общественных интересов, стараясь быть нужной и полезной согражданам на различных ступенях их политического и нравственного развития. В 70-е годы на страницах "Утреннего света" Новиков развивал учение о добродетели и человеке как средстве. В 80-е годы на страницах "Московского издания" он акцентирует другой элемент этики - теорию подчинения страстей разуму. В ряде статей журнала и, прежде всего, в философском "Предисловии" Новиков останавливает свое внимание только на тех страстях, господство которых над человеком влечет за собой политические, бедственные для простого "питателя", последствия. Этими страстями оказываются: "честолюбие", "сладострастие" и "сребролюбие". Именно эти страсти, утверждает Новиков, приносят обществу бедствия, потому что им следует в каждом отдельном случае не абстрактная личность, а конкретный социальный человек - дворянин, вельможа, министр, государь. Так в учении о страстях Новиков стремится покинуть область отвлеченных моральных категорий и переходит к вопросам общественным, социальным. Поэтому и оказывается возможным ставить в журнале ряд политических вопросов, разрешать на страницах журнала проблему взаимоотношений правительства и народа. Этика становится политикой - в этом заключено то новое в философских убеждениях Новикова, что нашло свое выражение сначала в "Московском издании", а потом и во всей последующей философской, редакторской и просветительской деятельности Новикова 80-х годов.
   Нет никакого сомнения, что великие события крестьянской войны, возглавленной Пугачевым, обнажившие с небывалой силой социальные противоречия русской общественной жизни, показавшие, что коренные проблемы социального бытия народа решаются в сфере политики, а но морали, способствовали и общей радикализации передовой русской литературы 80-х годов и повышению общественной активности Новикова-просветителя, Новикова-философа. Вот почему следом за "Московским изданием" появляется журнал "Прибавление к Московским ведомостям" (1783-1784 гг.), где были напечатаны замечательные работы Новикова о воспитании и о торговле, знаменовавшие новый этап в развитии социально-политических воззрений русского просветителя.
   С начала 80-х годов Новиков проявляет интерес к вопросам торговли. Как книгоиздатель он выпускает год за годом ряд книг, трактующих эту проблему ("Историческое описание российской коммерции", "История о аглинской торговле, мануфактурах, селениях и мореплавании оныя в древние, средние, новейшие времена до 1776 г., с достоверным показанием справедливых причин нынешней войны в Северной Америке" и т. д.). Свою газету "Московские ведомости" он наполняет многочисленными практическими сведениями о торговле: печатает вексельный курс, периодически сообщает сводку цен на продукты и товары в Москве, дает переводные статьи, описывающие торговые центры Европы, характеризующие торговлю отдельных европейских стран, и т. д. В специальном обращении, напечатанном в "Московских ведомостях", Новиков уведомлял, что в новом журнале "Прибавление к Московским ведомостям" читатели получат много нужных и полезных для себя сведений. В частности: "Купечество российское, - писал он, - отменную от сих "Прибавлений" получить может пользу; ибо оно от сего чтения приобретает достаточное сведение о всех продуктах и товарах, в каких местах можно получить их в большем количестве и с большими выгодами перед другими городами".
   В журнале "Прибавление к Московским ведомостям" Новиков напечатает несколько теоретических статей по вопросам торговли, принадлежащих видным экономическим и политическим писателям века. С особым вниманием отнесся Новиков к Рейналю и его замечательному капитальному сочинению "Философская и политическая история обеих Инд

Другие авторы
  • Рид Тальбот
  • Шулятиков Владимир Михайлович
  • Долгорукая Наталия Борисовна
  • Якубович Лукьян Андреевич
  • Григорович Василий Иванович
  • Катаев Иван Иванович
  • Ибрагимов Николай Михайлович
  • Кони Федор Алексеевич
  • Мид-Смит Элизабет
  • Богатырёва Н.
  • Другие произведения
  • Гофман Виктор Викторович - Письма к А. А. Шемшурину
  • Дорошевич Влас Михайлович - Одиночное заключение
  • Соловьев-Андреевич Евгений Андреевич - Осип Сенковский. Его жизнь и литературная деятельность
  • Ежов Николай Михайлович - Без адреса
  • Тургенев Иван Сергеевич - (О "Записках ружейного охотника" С. Т. Аксакова)
  • Ознобишин Дмитрий Петрович - Мир фантазии
  • Амфитеатров Александр Валентинович - Измена
  • Абрамович Владимир Яковлевич - Деньги
  • Добролюбов Николай Александрович - Сократово учение по Ксенофону, в виде разговоров, в четырёх книгах
  • Шулятиков Владимир Михайлович - О "новых" взглядах "старого" писателя
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
    Просмотров: 435 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа