Главная » Книги

Новиков Николай Иванович - Г. Макогоненко. Николай Новиков, Страница 3

Новиков Николай Иванович - Г. Макогоненко. Николай Новиков


1 2 3

ий". Но возглавляет многочисленные переводные статьи о торговле оригинальное сочинение, принадлежащее самому Новикову, под названием "О торговле вообще". Первый и естественный вопрос, возникающий при чтении этого журнала и данной статьи, - почему проблема торговли привлекла такое внимание Новикова?
   "Крепостное общество, - пишет Ленин, - всегда было более сложным, чем общество рабовладельческое. В нем был большой элемент развития торговли, промышленности, что вело еще в то время к капитализму". {В. И. Ленин. Сочинения, изд. 4, т. 29, стр. 444.} Развитие буржуазных отношений в XVIII веке, особенно в конце его, приняло интенсивные формы. Говоря о создании национальных связей в феодальной России, о ликвидации былой раздробленности между отдельными землями и княжествами, Ленин писал: "Только новый период русской истории (примерно с 17 века) характеризуется действительно фактическим слиянием всех таких областей, земель и княжеств в одно целое. Слияние это вызвано было не родовыми связями... и даже не их продолжением и обобщением; оно вызывалось усиливающимся обменом между областями, постепенно растущим товарным обращением, концентрированием небольших местных рынков в один всероссийский рынок. Так как руководителями и хозяевами этого процесса были капиталисты-купцы, то создание этих национальных связей было ничем иным как созданием связей буржуазных". {В. И. Ленин. Сочинения, изд. 4, т. 1, стр. 137-138.} Таким образом, "...в крепостном обществе, по мере развития торговли, возникновения всемирного рынка, по мере развития денежного обращения, возникал новый класс - класс капиталистов". {В. И. Ленин. Сочинения, изд. 4, т. 29, стр. 439.}
   Расцвет и развитие торговли - показатель успехов роста новых, враждебных феодализму, буржуазных отношений. XVIII век - век бурного наступления капитализма, век нанесения сокрушительных ударов феодализму. Американская революция утверждала первую в XVIII веке буржуазную республику. Французская буржуазия идеологически возглавила движение широких народных масс против феодально-абсолютистского режима Людовика XVI. Русские крепостные во главе с Пугачевым полтора года сражались против крепостничества, рабства, за вольность и землю. В эту эпоху широкого антифеодального движения ясны были преимущества и прогрессивность нового, буржуазного строя. Торговля была внешним показателем не только успехов нового класса, но и нового строя в целом, вызревающего внутри старой формации. Вот почему вопросы торговли были в центре внимания передовой мысли тех лет. Вот почему по вопросам торговли французские просветители, ученые и политические деятели выступали с теоретическими работами - книгами, трактатами, статьями. Вот почему антикрепостническая борьба Новикова, развернутая им в эпоху "Трутня" и "Живописца", привела его в 80-е годы к постановке вопросов о политических, экономических и социальных преимуществах нового, антифеодального общественного строя. Именно этим и вызвана замечательная его работа "О торговле вообще".
   Сочинение это, огромное по своему содержанию - философскому, экономическому, историческому, - заслуживает специального исследования, тем более что оно ни разу не подвергалось изучению. В данной статье я могу коснуться лишь некоторых его моментов, некоторых проблем.
   Прежде всего необходимо указать на то, что понимает Новиков под темой о торговле вообще. Касаясь подробно вопросов собственно торговли, давая очерк развития мировой коммерции, показывая, как до появления торговли в родовом строе существовал обмен, который не может быть назван торговлей, ибо торговля начинается тогда, когда "меняющий" стремится к "выгоде", к получению "прибытка", Новиков в то же время не ограничивается этой сферой обращения товаров и подробно говорит о совокупности экономических и политических отношений в новом, в конечном счете буржуазно-демократическом обществе.
   Основной пафос нового сочинения - в установлении главных черт этого антифеодального государства. Первый вопрос, подвергнутый тщательной разработке Новиковым, - о новом принципе разделения людей на сословия. В обществе, о котором говорит он, где народ "благоденствует", а государство "процветает", нет дворян. Они - тунеядцы, трутни, пожиратели чужих трудов - исключены Новиковым из нового общества. Уже один только этот факт делает примечательным новиковское сочинение, напечатанное в дворянской России.
   Основным условием развития общественного благоденствия, расцвета промышленности, искусств и торговли является свободный труд. "Вольность, приобретенная Голландией чрез войну против утеснителя своего, Филиппа, короля испанского, была главною пружиною скорого ее приращения". В специальной главе "О государственной экономии" Новиков, указывая "способы, которыми собираются жизненные потребности", заявляет: "Мы представляем себе государство", где благоденствие граждан достигается прежде всего свободным трудом. "Земледелец, видя верный расход и награду за свою работу, пробужается от унылого небрежения, усугубляет рачение и старается сколько возможно возвысить доход со своея пашни. Исправляя обстоятельства свои соразмерною прибылью, может он тогда сносить издержки земледелия; не удерживаем будучи другими препятствиями, может он предпринимать поправки и распространения в своей работе; добрые обстоятельства его имущества приводят его в состояние содержать лучше свою семью; класс земледельцев умножается и в лучшие приходит обстоятельства, а потому все годные к обработанию земли всевозможный приносят доход".
   В "Трутне" и "Живописце" Новиков осуждал рабство с моральных позиций. Теперь Новиков доказывает: потрясающая бедность и нищета крестьян - следствие крепостного права, ибо в рабском государстве бесчисленны "угнетательные подати" и "способы вымучивания денег у подданных". Рабство - причина "нерачительности" крестьянина. Рабство - экономически невыгодно, от него страдает не только земледелец, но и все государство, ибо "труд земледельца служит основанием благосостояния всех других гражданских классов". Отсюда вывод - только свободный труд создает условия для процветания земледелия, государства и всех сограждан. "Единая и достаточная пружина земледелия есть известный расход и соразмерно прибыльная цена жатвы земледельца. Без сея пружины работает он для собственной только своея необходимости, и государство лишается множества натуральных произведений".
   Идеальное государство будущего, по Новикову, это государство свободных тружеников, где осуществлен принцип обязательного труда всех граждан. "Нужное упражнение граждан в государстве единое есть средство к умножению народа". "От сего единого зависит цветущее состояние всякого особенного гражданина". "Понятие, соединяемое нами со словом упражнение, заключает такое состояние граждан, в котором всякий из них от надлежащей своей работы удобно и выгодно нужное получает пропитание". Новые "гражданские классы" этого общества - земледельцы, ремесленники, работники, фабриканты и купцы. Все люди в обществе "пропитание" доставляют себе своей работой. Лучшая форма государственного правления - республика. Именно в республике расцветает торговля, приносящая выгоду и государству и частным гражданам. "Всеобщий опыт доказывает, - пишет Новиков, - что деспотические государства всех менее, а республики всех более кредита имеют: сие происходит по большей части от недостатка торговли в деспотических государствах и от удобности оной в республиках".
   Вольность и республиканский строй народ завоевывает в борьбе с тиранами "Всеобщий опыт" истории и тут надежное доказательство для Новикова. Голландия "необходимостию принуждена была свергнуть с себя тиранское иго". Англия "для подкрепления толикой чрезмерности искусственного могущества" обременила "чрезмерными налогами" Северную Америку, что привело к ослаблению "еще более ее многолюдна" и "унижало прилежание и земледелие". Вследствие этого "Северная Америка взбунтовалась: налоги сии слишком были отяготительны для ее и несправедливы".
   В государстве свободных тружеников будет достигнут не только материальный достаток, но и расцветут промышленность, науки, просвещение, укрепится и разовьется подлинная мощь государства. Новиков с восторгом говорит о творческом, созидательном характере свободного человека-труженика. "Действенность и трудолюбие, владычествующие преимущественно между рукодельцами, производят всегда некоторый степень просвещения, познаний и благонравия... Рачительность возбудит в целой нации дух и ум". В свободном государстве только "тот гражданин не получает успеха, который не старается рачительно пользоваться своими способностями". Зато именно в этом государстве "бывает всеобщее соревнование, при котором самый прилежнейший, остроумнейший, бережливейший гражданин в каждом состоянии получает награду".
   В то же время с прежней просветительской страстью писателя-сатирика Новиков говорит о дворянах, этих общественных паразитах: "Не те члены государства, которые, отягощая трудящихся, сами не споспешествуют нисколько общему благосостоянию, не они составляют внешнее могущество и внутреннее благополучие государства: таких граждан надлежит почитать мертвыми в политическом смысле, бесполезными, отяготительными для государства, могущими истребить прочие его силы, получаемые им от полезных своих членов".
   Кодекс просветительской морали, развернутый Новиковым на страницах "Утреннего света", его учение о гражданских обязанностях человека, осуществляющего себя как личность только в общеполезной деятельности и труде, находят свое дальнейшее развитие на страницах "Прибавлений". Будущие свободные труженики в своей практической деятельности осуществляют кодекс новиковской морали. "В государстве должны быть такие граждане, которые имели бы случай и способы силами своими и способностями содействовать общему благу; они должны быть нескудны, дабы приобретать себе пропитание и потребности самоудобнейшим и выгоднейшим образом; они должны иметь силы для продолжения, распространения и усовершения своего приобретения и для приведения себя чрез то в состояние удовлетворять потребностям государства, удобно платить свои подати и, наконец, поддерживать взаимно благосостояние друг друга".
   Таково общество будущего, общество без крепостного права. Как просветитель Новиков страстно изыскивал средства, которые содействовали бы осуществлению проповедуемых им принципов. Главное из них - доказательство своим соотечественникам преимуществ нового общественного строя перед старым - феодально-крепостническим и самодержавным. Как некогда Русский философ Яков Козельский в своем сочинении "Философические предложения" стремился доказать право и необходимость простых людей, частных граждан заниматься политикой, так и Новиков "открывает философским оком пружины, поддерживающие и скрепляющие сию великую громаду политического благосостояния", стремясь научить своих читателей "рассмотреть то, каким образом они действуют". С целью научения каждого гражданина размышлять "о своих важнейших интересах" Новиков и печатает это свое сочинение. Каждый должен быть политиком - вот какой тезис выдвигает Новиков-просветитель. А "око политика ищет везде причин и действий, связь между собою имеющих, и преследует их даже до самого простейшего их вида; таким образом, научен будучи правилами и опытом, может он судить о влиянии, какое должно произвести каждое обстоятельство в определенном случае".
   Прямо обращаясь к своим читателям, которым всегда стремился "сделать пользу и угождение", Новиков заставляет их оглядеться вокруг себя, задуматься над своим положением бесправных подданных русского самодержца, сознательно представить себе общественные выгоды нового политического и экономического строя и подчинить свою жизнь высокой цели достижения идеала народного счастья. "Когда видим мы скудость граждан и слабость и повреждение государств, последующие вообще от недостатка упражнения и путей к пропитанию; когда рассуждаем мы о печальном жребии бедных, которые, не могши найти работы, становятся тягостию государству либо частным его гражданам и которых праздная и худая жизнь, равную склонность к праздности и пороку вливает в потомство их, столько же сожаления достойное; когда, наконец, рассуждаем мы о гражданине, который с пролитием пота и со всею охотою к работе не может приобрести себе более, нежели сколько необходимо ему на содержание себя и домашних: своих: то должны мы высоко ценить выгоды, доставляемые торговлею чрез открытие новых и удобных ветвей пропитания, и почитать счастливым то государство, которого граждане, одушевляемы будучи всеобщею действенностию, находят в работе своей обильные пропитания источники. Здесь всякому гражданину предлежат способы возвыситься прилежностию и предприимчивостию; здесь процветает многонародие, здесь богатство разделяется по всем частным членам государства, и менее чувствуемо здесь то вредное неравновесие в имуществе граждан, навлекающее на бедных все публичные тягости, которых, однако, не могут они сносить не разорись совсем, и увольняющее богатых от принятия в том участия, ибо имеют они способы отвращать от себя все тягости. Государство, которого подданные довольным заняты упражнением, может надежно собирать подати, да еще и увеличивать оные, пока оставляет оно подданным способы к надлежащему приобретению".
   Несомненно, Новиков идеализирует это будущее антифеодальное буржуазное государство. Он не видел и не мог увидеть, как свободный земледелец, работник и ремесленник попадал в новую кабалу к капиталисту, фабриканту и купцу-скупщику, как свобода человека оказывалась на деле лишь свободой собственников. Но мы знаем, что эти иллюзии и заблуждения у борцов против феодализма и крепостничества возникали закономерно и объяснялись эпохой, в которую жили эти деятели. Сила же нового сочинения Новикова - в его открытой политической направленности против феодализма, против русского крепостническо-самодержавного строя. До радищевского "Путешествия из Петербурга в Москву", этой революционной энциклопедии русской общественной мысли, данное новиковское сочинение, пожалуй, является самым крупным достижением политической мысли русского просвещения. Роль и значение этой работы Новикова определяются еще тем фактом, что она получила небывалое распространение, ибо была напечатана в "Прибавлениях к Московским ведомостям", тираж которых достигал четырех тысяч экземпляров. Тысячи русских людей из разных кругов общества - дворян, разночинцев, купцов - читали "Прибавление", знакомились с его философскими и политическими статьями, "приобучаясь размышлять о своих важнейших интересах".
   Журнал Новикова "Прибавление" попал и в руки Екатерины II. Именно за статью, напечатанную в нем, русская самодержица и начала полицейские преследования Новикова. Читая этот журнал, Екатерина понимала, какой политической силой стал просветительский центр, созданный Новиковым в Москве. Вот почему она, по словам своего секретаря Храповицкого, считала Новикова "умным и опасным человеком". Вот почему его писательская, философская, издательско-просветительская деятельность расшатывала устои самодержавно-крепостнического государства. Вот почему именно с выхода "Прибавлений" начались преследования Новикова, ограничение его писательской и издательской деятельности, преследования, закончившиеся разгромом всего просветительского дела и в 1792 году - арестом мужественного просветителя.
   Но разъяренная Екатерина не только заточила ненавистного ей человека в крепость, она сочла нужным отнять у самоотверженного писателя его честное имя. Специальным манифестом он был "опубликован" обманщиком, невеждой и шарлатаном. Выпущенный из крепости после смерти Екатерины, в 1796 году, он вынужден был удалиться в деревню, где жил изолированный от общества, больной, разоренный, обремененный долгами. В 1818 году, в возрасте 74 лет, Новиков умер. Однако выпущенные Новиковым книги, его сочинения, его огромный просветительский опыт уничтожить было нельзя. Уже в первое десятилетие нового века на этот опыт опирались не только его многочисленные ученики и последователи, - молодые деятели русской культуры, - но и декабристы.
   Деятели первого этапа русского освободительного движения - декабристы - отчетливо понимали, откуда началось "вольномыслие" в России Декабрист Николай Тургенев писал: "Во главе движения, поднятого масонскими обществами, находился Новиков, человек очень замечательный и тем больше достойный почета и уважения со стороны друзей человечества, что он был мало оценен в стране, которую прославили его крупные и полезные произведения. Те из его современников, которые его хорошо знали, которые могли видеть непосредственные результаты его стараний, его деятельности, часто скорбели о безразличии русской публики, которая позволила этому апостолу добра стареть и умирать в уголке обширной империи, забытому, бедному, одному, подавленному тяжестью несчастий; они всегда краснели от стыда за неблагодарность русской литературы, которая не нашла ни слова утешения человеку, которому она стольким обязана!" {Н. Тургенев. Россия и русские, ч. III.}
   Декабристы и Пушкин первыми признали огромные заслуги Новикова перед русской литературой, общественной мыслью и культурой. Они потребовали снятия с него печати гнусного царского "опубликования", призвали к внимательному изучению его наследия. В дальнейшем революционные демократы - Белинский, Герцен, Огарев и Добролюбов - неоднократно напоминали передовому русскому обществу о плодотворной деятельности одного из первых русских просветителей. Их проникнутые чувством благодарности и любви выступления в защиту Новикова противостояли потоку лжи и клеветы, исходившему со страниц многочисленных сочинений буржуазных и либеральных ученых.
   В 1868 году Герцен написал для "Колокола" специальную статью о Новикове и Радищеве: "Наши святые, наши пророки, наши первые сеятели, первые борцы, погибшие в неравной борьбе, начинают подымать головы из глубины своих могил, где они лежали под печатями императорской полиции".
   Вещие слова сбылись: "наши пророки, наши первые сеятели" из далекого прошлого пришли в наше сегодня, их имена живы и дороги советскому народу, строящему коммунизм. Мы бережно храним наследство и с благодарностью чтим память первых борцов, погибших в неравной борьбе с реакционным царизмом.
   В наши дни, когда революционеры всех стран с надеждой смотрят на Советский Союз как на очаг освободительной борьбы трудящихся всего мира, мы полны чувства национальной гордости от сознания, что история России знает множество славных деятелей освободительного движения, замечательных просветителей, писателей и философов, поднимавших свой честный мужественный голос в защиту угнетенного народа, отдававших все свои силы борьбе за свободу человека, за светлое будущее своей горячо любимой родины. "Руководители революционных рабочих всех стран с жадностью изучают поучительнейшую историю-рабочего класса России, его прошлое, прошлое России, зная, что кроме России реакционной существовала ещё Россия революционная, Россия Радищевых и Чернышевских, Желябовых и Ульяновых, Халтуриных и Алексеевых. Всё это вселяет (не может не вселять!) в сердца русских рабочих чувство революционной национальной гордости, способное двигать горами, способное творить чудеса". {И. В. Сталин. Сочинения, т. 13, стр. 25.}

Другие авторы
  • Островский Николай Алексеевич
  • Бухов Аркадий Сергеевич
  • Давыдова Мария Августовна
  • Певцов Михаил Васильевич
  • Фонвизин Павел Иванович
  • Герцо-Виноградский Семен Титович
  • Буслаев Федор Иванович
  • Прокопович Феофан
  • Глинка Федор Николаевич
  • Жданов Лев Григорьевич
  • Другие произведения
  • Шаховской Александр Александрович - Эпиграммы на А. А. Шаховского
  • Кржижановский Сигизмунд Доминикович - Проигранный игрок
  • Холодковский Николай Александрович - Иоганн Вольфганг Гете. Фауст
  • Вяземский Петр Андреевич - Чернец, киевская повесть. Сочинение Ивана Козлова
  • Сумароков Александр Петрович - Мать совместница дочери
  • Якубович Петр Филиппович - Вечерние выстрелы
  • Герцен Александр Иванович - Былое и думы. Часть шестая
  • Сенковский Осип Иванович - Арифметика
  • Аксаков Иван Сергеевич - Возврат к народной жизни путем самосознания
  • Каченовский Михаил Трофимович - От Киевского жителя к его другу От Киевского жителя к его другу (Письмо I)
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
    Просмотров: 365 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа