. 1114] - черноризец Киевского Печерского монастыря, первый между славянами известный писатель, родился на Беле озере 1056 года, пришел в монастырь 1073 года при Антонии и Феодосии и по смерти их пострижен и посвящен в диакона игуменом Стефаном. Ведя благочестивую и мирную жизнь в сем монастыре, сочинил он "Российскую летопись", начав с 858 года, вел чрез 250 лет хронологическим порядком и кончил ее на 57 году от рождения. Потом, пожив богоугодно лета довольна, скончался в XII веке в том же монастыре; а тело его и поныне пребывает нетленно в Киевских пещерах. {Библиот. Рос., часть I, в жизни преподобного Нестора.}
Несын Феофил - игумен Батуринского монастыря. Сей долгое время обучал в Киевской академии стихотворству и сочинил несколько комедий стихами, которые и представлены были на киевском театре, но не напечатаны.
Никита Иванов [ум. 1770] - правительствующего сената протоколист, сочинил российскую историю от Рюрика до наших времен, но не издав ее в свет, умер 1770 года генваря 26 дня в Москве. О сей истории ничего заключительного сказать не можно, потому что она мне неизвестна. Впрочем, за труд сей превеликой достоин похвалы. Г. Рубан сочинил ему надгробную надпись, которая здесь следует.
Читатель! чтя сие, сердечно воздохни!
И здесь лежащего Никиту помяни.
Он росских древностей прилежный был искатель,
Деяний наших стран рачительный писатель;
Весь век трудился он в снисканье росских дел
И летопись свою до поздных лет довел,
Желая оную доставить вскоре свету,
Разумных в чем людей он следовал совету,
Которыми за труд любим был сей творец;
И изготовя уж истории конец,
Тиснению ее предать было он тщился,
Но смерти скоростью вдруг чувств своих лишился.
В безвестности по нем остались те дела,
Которым в свете быть судьба не довела.
Сей действию судьбы читатель удивился,
Во мзду его трудов ты сердцем умилися:
И искренну мольбу к творцу небес пролей!
Да праведных в числе писатель будет сей.
Никон [1613(?)-1681] - патриарх московский, родился в 1613 году в деревне, подсудной к Нижнему Новугороду, от простых родителей и наречен при святом крещении Никитою. С малолетства прилежал он к чтению духовных книг и жил несколько времени в монастыре святого Макария, 60 верст от Нижнего Новагорода на реке Волге, у благочестивого монаха, который возбудил в нем склонность к монашескому житию. Отец его в том препятствовал, чтобы он тогда еще не постригся в монахи. Потом сделан священником: но опять покинул то место и пошел из Нижнего Новагорода в Москву. Пожив в брачном сочетании 10 лет и прижив троих детей, кои в младости умерли, развелся он с своею женою по общему их согласию и доставил жену свою в монастырь святого Алексия, что в Москве; а сам пошел в Анзерский скит, то есть монастырь, находящийся на Белом море, на острову недалеко от монастыря Соловецкого. Сей монастырь не обнесен оградою, что за излишнее почитается, потому что море вместо ограды служит. Келий считается 12, кои рассеяны вокруг на острову вдоль берега, расстоянием от одной кельи до другой по две версты. Во всякой живет по одному монаху, который кроме церковной службы препровождает жизнь свою всегда в уединении и питается подаяниями хлебом и рыбою, что с матерой земли присылают в монастырь или рыбаки привозят. Церковь стоит на самой средине острова, расстоянием от каждой кельи почти на две версты. В субботу собираются все монахи в церковь, препровождают всю ночь и до полудни следующего дня в божественной службе, а потом возвращаются в свои кельи. То же бывает, если случится праздник, а кроме того один другого не видает. Сия жизнь понравилась священнику Никите, который здесь постригся в монахи и наречен Никоном. Он ездил с начальником того монастыря Елиазаром в Москву для собрания денег на сооружение каменной церкви. По возвратном их прибытии произошла между ими ссора, от которой Никон принужден был из острова выехать, где он находился три года, и плыть в малом судне сам-друг к матерой земле. Едущим к устью реки Онеги жестокая буря угрожала погибелью. Наконец прибило их к малому острову, отстоящему от устья реки Онеги на 10 верст. Сей остров называется Ки-остров, также и Крестный остров. Последнее имя получил оный для того, что Никон для памяти спасения своего поставил тогда на оном острову крест. Он положил тогда обещание основать там монастырь, что после и учинил, проименовав оный монастырь Крестным. Потом пришел Никон в Кожеозерский монастырь, который ему казался удобным к продолжению прежнего его жития по правилам Анзерского скита. Ибо хотя он и принят в число монахов того монастыря, однако удалялся от прочих братий и на особливом острову построил себе келью, питался рыбою, которую сам ловил, и не ходил в монастырь, разве когда для отправления божией службы. Толь строгое житие привело его у своей братьи в такое почтение, что как в то время игумен у них преставился, они его в то достоинство избрали общим согласием; и он посвящен митрополитом Афонием в Новегороде. Живши три года в Кожеозорском монастыре, ездил Никон в Москву для монастырских нужд. Тогда спознал его царь Алексей Михайлович, принял его милостиво и повелел патриарху Иоасафу поручить монастырь в Москве в его смотрение. Таким образом, поставлен Никон архимандритом в Новоспасский монастырь. Потом, в 1649 году произведен митрополитом в Новгород, а в 1654 году посвящен в патриархи России, по особливой милости государевой, которая так была велика, что Никон, будучи новгородским митрополитом, по большей части жил в Москве.
С 1656 года чинилось под его смотрением исправление церковных книг: ради чего достали великое множество греческих рукописей из Афонской горы и из других мест в Греции. Печатание библии в Москве 1655 года было также старанием Никона патриарха.
В 1658 году сей царю любезный и народу приятнейший патриарх публично сложил чин свой и выпросил у царя позволение препроводить остальную свою жизнь в монастыре. Он поехал в Воскресенский монастырь, который незадолго перед тем начал строить, и именовался попрежнему патриархом. Жизнь свою в сем монастыре препровождал он по большей части полезно, потому что собрал нарочито полную "Российскую летопись", из которой и напечатаны уже первые две части.
В 1666 году собранным нарочно собором Никон лишен патриаршего достоинства и отвезен в Феропонтов монастырь, что в Белозерском уезде.
По кончине царя Алексея Михайловича переведен он по указу царя Феодора Алексеевича в 1676 году в Кириллов, а наконец, по просьбе его, в Воскресенский монастырь: но Никон, не доехав до того монастыря, умер в пути 17 августа 1681 года. Тело его принесено в Воскресенский монастырь и там по царскому указу похоронено с обыкновенными при патриаршем погребении церемониями. Царь Феодор Алексеевич исходатайствовал у греческих патриархов письменное определение, по которому Никон паки принят в число патриархов.
Никон [ум. 1771] - архимандрит Воскресенского, новый Иерусалим именуемого, монастыря, муж ученый и искусный в сочинении поучительных слов: но из них ни одного нет напечатанного. Сей старец находился в Чудове монастыре во время возмущения московской черни, которою и почтен был за преосвященного Амвросия, и потому был столько бит, что чрез седьмь дней к великому сожалению скончался и погребен в один день с братом своим и сострадальцем Амвросием.
Нифонт [ум. 1156] - был прежде на Волыне игуменом, а потом в Новегороде епископом. Писал жития преподобных печерских и дополнял по Силвестре "Российскую летопись"; умер 1156 года апреля 18 дня. {Татищ. Рос. ист., часть I, стр. 57 и 58. }
Олсуфьев Адам Васильевич [1721-1784] - тайный советник, сенатор, кабинет-министр, государственной коллегии иностранных дел член и орденов святого Александра и Белого орла кавалер, писал много забавных и сатирических сочинений, но печатных нет; однакож они у многих хранятся рукописными и весьма много за остроту похваляются. Он перевел с итальянского языка оперы: "Евдоксия венчанная", "Селевк", "Митридат" и "Беллерофант", в которых все арии положены стихами. Напечатаны они в Санктпетербурге в разных годах.
Палладий [1721-1789] - епископ рязанский, муж ученый и просвещенный, сочинил много весьма изрядных поучительных слов, которые собраны и напечатаны в одной книге в Москве 1763 года и весьма много похваляются.
Палицын Аврамий [ум. 1625] - келарь Троицкого Сергиевского монастыря, {Татищ. Рос. ист. в предъизв., стр. XII.} писал летопись о царствовании царя Иоанна Васильевича, проименованием Грозного, кратко и не весьма порядочно; но избрание царя Михайла Феодоровича описал со всеми обстоятельствами. Слог его в сей книге больше витиеватый, нежели сходный со историческою правдою. {Ежемесяч. академич. соч., часть I, стр. 294 и 295.}
Палицын Варлаам - сочинил краткую "Российскую летопись" с 859 года по 1562 год. Сия книга рукописною хранится в императорской библиотеке.
Памва-Беринда Кирилл [ум. 1632] - протоиерей, сочинил лексикон славенский, который и напечатан в Кутенском монастыре 1653 года.
Платон [1737-1812] - архиепископ тверской и кашинский, святейшего правительствующего синода член, архимандрит Троицкия лавры, придворный проповедник и его императорского высочества учитель богословии. Муж острый, ученый, красноречивый и искусный в некоторых европейских языках. Он сочинил "Богословию" для употребления его высочества; издал в свет седьмь книг поучительных своих слов, сочинил книжку "Увещание противу раскольников" и еще несколько других нравоучтельных и полезных писем. "Богословия" его много похваляется за ясность и чистоту слога, которыми он украсил сию важную материю; а поучительные его некоторые слова равняются некоторыми людьми с Феофановыми. Вообще же в сочинениях его слог чист и приятен, мысли избранные, изображения сильны и поражающи; чего ради и почитается он у нас красноречивейшим и в числе наилучших наших проповедников. Притом же имеет он особливое от прочих дарование сказывать свои проповеди приятно и с таким пленяющим искусством, что всегда и всех слушателей преклоняет к своему намерению.
Перекрестович Даниил - сочинил книгу "Дары духа святого"; а напечатана она в Чернигове 1688 года, о других его сочинениях никакого известия нет.
Перепечин Александр [1745-1801] - поручик при императорском Московском университете, писал стихи, из коих некоторые напечатаны в московском ежемесячном сочинении "Доброе намерение", изданном 1764 года; также и две торжественные оды и одна эпистола напечатаны особо в Москве в разных годах.
Пермский Михайло [ум. 1770] - родился в Санктпетербурге и обучался в Александроневской семинарии; потом послан был в Англию, где и был при домовой российского министра церкви дьячком, и обучась там совершенно аглинскому языку, возвратился в 1760 году в Россию и был студентом в Московском университете. В 1765 году взят он был в морской кадетский корпус и определен учителем аглинского языка. В сие время сочинил он "Аглинскую грамматику", которая и напечатана при оном корпусе 1766 года. Потом, в 1769 году определился он в банковую контору для вымену государственных ассигнаций регистратором и умер 1770 года. Он много перевел с афинского на российский язык полезных сочинений.
Петров Василий [ум. 1766] - митрополит черногорский и скендерский, сочинил историю о Черногорской земле в 1754 году. Сия книга рукописною хранится в императорской библиотеке.
Петров Василий [1736-1799] - титулярный советник и при кабинете ее императорского величества переводчик, много писал стихов, из которых "Ода на карусель", поэма "На победы российского воинства", оды "На победы российского флота при Хиосе в Морее" и "На прибытие его сиятельства графа Алексея Григорьевича Орлова", также письмо к г. генерал-майору и кавалеру Потемкину, так, как и другие его оды, эпистолы, надписи и случайные стихи некоторыми много похваляются и напечатаны в разных годах в Санктпетербурге. Он перевел с латинского на российский язык Виргилиевой "Енеиды" первую песнь, которая также напечатана. Вообще о сочинениях его сказать можно, что он напрягается итти по следам российского лирика; и хотя некоторые и называют уже его вторым Ломоносовым, но для сего сравнения надлежит ожидать важного какого-нибудь сочинения и после того заключительно сказать, будет ли он второй Ломоносов или останется только Петровым и будет иметь честь слыть подражателем Ломоносова.
Петров Василий [ум. после 1787] - был в Московской Академии студентом и писал стихи, из коих некоторые напечатаны в московском ежемесячном сочинении "Доброе намерение", изданном 1764 года. Ныне он диаконом.
Петрункевич Платон [1700-1757] - архимандрит Рождественского монастыря, человек ученый и просвещенный, много сочинил изрядных поучительных слов, а напечатаны из них только три слова 1742 года в Москве.
Питирим [ок. 1665-1738] - епископ нижегородский и алаторский, жил в начале XVII века. Он сочинил книгу "Пращица духовная" противу лжедиакона Александра и его последователей. Сия книга содержит в себе 240 вопросов и столько же ответов, касающихся до разных членов православныя кафолическия веры, также до многих церковных преданий. Она напечатана в Москве 1752 года. Сочинитель сей особливого достоин и почтения и благодарности за неоспоримые и ясные доводы противу лжеучителей и может почитаться за один от прочих столпов церковных.
Приклонский Василий - лейб-гвардии офицер в отставке. Из сочинений его напечатано только несколько разговоров в царстве мертвых в ежемесячном сочинении "Полезное увеселение", изданном 1761 года в Москве.
Погорецкий Петр [1740-1780] - медицины доктор, сочинил примечания на врачебную Шрейберову книгу; также перевел книгу "Опыт о трезвой жизни" и несколько статей из Энциклопедии весьма изрядно.
Поликарп [ум. 1182] - архимандрит Печерского монастыря, трудился в сочинении "Патерика, или Отечника печерского".
Поликарпов Феодор [167(?)-1731] - муж искуснейший в греческом, славенском и латинском языках; был прежде справщиком, а потом директором на печатном московском дворе; много писал стихов, из которых многие напечатаны в разных книгах. Он сочинил букварь и трехъязычный лексикон, напечатанные в Москве, первый 1701, а последний 1704 года. Стихи его среднего российского стихотворства.
Полоцкий Симеон [1629-1680] - был прежде иеромонахом, жил в XVII веке и писал много стихами; но известными остались только: "Псалтырь", преложенная им в стихи, напечатана в Москве 1680 года, в которой особливого примечания достойно то, что и святцы, или месяцеслов церковный, состоящий только в именах святых, почитаемых в церкви на каждый день, сочинен также стихами. "Вертоград многоцветный", превеликая рукописная книга, сочинена 1668 года; "Орел российский", в солнце представленный, содержит в себе похвальное сочинение царю Алексею Михайловичу, 1668 года; "Глас последний ко господу царя Алексея Михайловича, к царевичу Феодору Алексеевичу, с наставлением, как в России царствовать; ко всем особам царского рода, к патриарху, к архиереям, к боярам и властям, к воинству и ко всем сынам Российского царства, с их ответами; а напоследок с присовокуплением двенадцати плачей о кончине помянутого царя"; писана 1676 года. Все сии книги сочинены стихами. Есть еще сочинения его две прозаические книги: "Обед духовный" и "Вечеря духовная": обе напечатаны в Москве, первая 1681, а другая 1683 года. В прочем должно объявить к чести сего писателя то, что он был учителем российской грамоты и богословии Петру Великому: он сочинил и предсказание о рождении сего императора. Стихи сего Полоцкого суть среднего российского стихотворства, которого состав при нем точно, по мнению г. Тредияковского, и утвердился. Во всех сочинениях его видна острота его разума, искусство и дух стихотворческий. В книге "Глас последний" достойно примечания, что он по приличию всем дал характеры, а может быть, и подлинные поставил и расположил ее как разговорами. Он умер в Москве и погребен в Заиконоспасском монастыре в нижней церкви.
Поповский Николай Никитич [1730-1760] - был при императорском Московском университете профессором красноречия и магистром философии, умер 1760 года; был человек острый, ученый и совершенно искусный в стихотворстве. "Опыт о человеке" славного в ученом свете Попия перевел он с французского языка на российский с таким искусством, что по мнению знающих людей гораздо ближе подошел к подлиннику и не знав аглинского языка, что доказывает как его ученость, так и проницание в мысли авторские. Содержание сей книги столь важно, что и прозою исправно перевести ее трудно: но он перевел с французского, перевел в стихи, и перевел с совершенным искусством, как философ и стихотворец; напечатана сия книга в Москве 1757 года. Он преложил с латинского языка в российские стихи Горациеву эпистолу о стихотворстве и несколько из его од; также перевел прозою книгу о воспитании детей, состоящую в двух частях, славного Лока: сей перевод по мнению знающих людей едва не превосходит ли и подлинник. Он сочинил несколько речей, читанных в публичных собраниях; но напечатана из них только одна в "Ежемесячных академических сочинениях" 1755 года; и также писал торжественные оды. Вообще стихотворство его чисто и плавно, а изображения просты, ясны, приятны и превосходны. Умер он не старее 30 лет от рождения, к сугубому сожалению любителей российского стихотворства; ибо лишилися в нем одного из лучших стихотворца и смертию его лишилися таких сочинений и переводов, которые по достоверным известиям делали бы честь покойному. Он перевел было большую половину Тита Ливия, много Анакреонтовых од и сочинил многие собственные стихотворные пиесы; но за несколько дней до смерти своей, к великому сожалению, всех их сжег, почитая не довольно исправными к изданию в свет и опасаяся, чтобы друзья его по смерти не напечатали их. Должно думать, что любочестие его в рассуждении сего столь было велико, что он не иначе хотел издавать свои переводы и преложения в стихи, как только превосшедшими подлинников; а свои сочинения тогда только, когда бы сравнялися они с наилучшими европейскими писателями: ибо изданные им в свет книги напечатаны по великому только усилию таких особ, коим не мог он отказать.
Попов Никита [1720-1782] - надворный советник, человек острый, ученый и просвещенный, будучи при императорской Академии наук профессором, сочинил несколько торжественных слов, из коих напечатано одно в 1751 году в Санктпетербурге; также упражнялся и в сочинении календарей, или месяцесловов.
Попов Михайло [1742 - ок. 1790] - коллежский регистратор при Комиссии о сочинении проекта нового уложения, написал довольно весьма изрядных стихотворных и прозаических сочинений и сообщил немало переводов. Из стихотворств его известны песни, выданные два раза особливою книжкою; мелкие сочинения в разных еженедельниках 1769 года; из прозаических описание славенского баснословия, напечатано 1768 года; роман "Славенские древности" в 3 частях, 1770 и 1771 годов; он также сочинил комическую оперу "Анюту" в 1 дейст. стихами и прозою малую комедию "Отгадай, или Не скажу"; но они еще не напечатаны. Из переводов его печатных известны: комедии "Недоверчивый" и "Девкалион и Пирра", напечатаны в Санктпетербурге 1765 года; две повести: "Аристоноевы приключения" и "Рождение людей Промифеевых", 1766 года, и "Вадины сказки" 1771 года; но он имеет гораздо больше неизданных в печать, из которых "Баснословный словарь" отдан уже был для напечатания в морской кадетский корпус, но там оный утрачен. Вообще сочинения его весьма изрядны, а особливо его песни и опера заслуживают великую похвалу; то же должно сказать и о переводах его, которые за чистоту слога и проч. много похваляются по достоинству.
Порошин Семен [1741-1769] - будучи от армии полковником, умер в 1770 году. Сей был человек просвещенный и писал стихи, из коих некоторые, весьма изрядные, напечатаны в ежемесячном сочинении "Праздное время" 1760 года; он же перевел с великим успехом первые две части "Аглинского философа" и другие некоторые книжки.
Порфирий Крайский [169(?)-1768] - епископ белградский, человек ученый и просвещенный, много сочинил весьма изрядных поучительных слов; а напечатаны из них только два слова 1742 года в Москве. Проповеди его похваляются знающими людьми.
Посошков Иван [1652(?)-1726].- Из сочинений его осталась одна только книга "О скудости и богатстве", хранящаяся рукописною в императорской библиотеке.
Потемкин Павел Сергеевич [1743-1796] - двора ее императорского величества камер-юнкер, лейб-гвардии Семеновского полку капитан и ордена святого Георгия кавалер 4 класса, много написал изрядных стихотворных сочинений, из которых стихи на морское при Чесме сражение; поэма на победу над турками под предводительством верховного визиря; эпистола на взятие Бендер; эпистола ж к его сиятельству графу Григорью Григорьевичу Орлову и другие случайные стихи напечатаны в Санктпетербурге 1770 и 1771 года. Он сочинил трагедию, взяв содержание оной из российской истории: но она в свет еще не издана; также перевел он с французского на российский язык I часть "Новой Елоизы" и другие некоторые пиесы из сочинений славного Жан-Жак Руссо, кои и напечатаны все в Москве в разных годах.
Прокопович Феофан [1681-1736] - архиепископ новогородский. Родился в Киеве 1681 года июня 8 дня от гражданина того города и наречен при крещении Елисеем. В юных летах, лишившись родителей, жил под смотрением своего дяди Феофана, бывшего ректором киевских училищ, и обучился у него российской грамоте и латинскому языку. По смерти дяди своего продолжал он учение в киевском училище и обучался стихотворству, риторике и философии. Усмотрев же, что в киевском училище не может он в тех науках дойти до совершенства, и имея к достижению сего стремительное побуждение, отправился в Литву для исполнения своего желания. Там нашел он новое препятствие: ибо в польские училища греческого исповедывания люди не были допущаемы. Сие учреждение принудило его назвать себя униатом и постричься в монахи: что и исполнил он в городе Битеве в Базилианском монастыре. Вскоре после пострижения отправился он в город Володимер, в Волынском уезде, и там в училище при катедральном тамошнего униатского епископа монастыре обучал юношество стихотворству и риторике. Феофан, находясь в сем училище, столько прославился учением, что многие ученейшие люди приезжали к нему для собеседования. Вскоре потом избран он был провинциалом Базилианского ордена, яко способнейший из всех монахов, и отправлен в Римскую академию, куда обыкновенно молодые и способнейшие монахи посылаются для совершенного изучения философии и богословии. Не докончав же там философского учения, пошел он из Рима чрез Венецию, Цесарию и Польшу под именем путешественника и, прибыв в греко-польский Почаевский монастырь, в воеводстве Волынском, пострижен был игуменом того монастыря Исаевичем в греческие монахи и наречен Самуилом. Из Почаевского монастыря поехал он в Киев по приглашению митрополита Варлаама Ясинского, и там по имени своего дяди переименован он был Феофаном и определен сим митрополитом в Киевскую академию учителем стихотворства. В сию должность вступил Феофан с 1 сентября 1704 года и продолжал до июня месяца 1705 года. В сие время сочинил он правила славенского и латинского стихотворства и красноречия, состоящие в 3 книгах, которые и поныне хранятся рукописными в библиотеке Киевской академии. Когда император Петр Великий прибыл в Киев для заложения Киевопечерской крепости, тогда Феофан, яко учитель риторики, говорил сему императору поздравительную речь.
В сентябре месяце 1707 года произведен был Феофан префектом Киевской академии и учителем философии, в котором звании и пробыл он два года. В 1709 году, после Полтавской баталии, говорил другую поздравительную речь Петру Великому, а в 1711 году по именному указу сего императора взят был Феофан в турецкий поход; а по возвращении из того похода пожалован он был игуменом в Киевопустынониколаевский монастырь и ректором киевских училищ.
В 1715 году император Петр Великий, по отставлении патриаршеского достоинства желая исправить порядок и церковное правление, призвал Феофана в Москву и поставил псковским епископом. Тогда начал он прилагать крайнее старание о изыскании способов к совершению помянутого монаршего намерения. Трудами его, под смотрением его величества, издан регламент духовный, которым в России правительствующий синод все духовенство управляет. Между прочими членами синода Феофан пожалован был вице-президентом.
В 1725 году от императрицы Екатерины Алексеевны пожалован архиепископом новогородским.
В 1728 году императора Петра Второго венчал царским венцом; а в 1730 году императрицу Анну Иоанновну.
С 1736 году старая его каменная болезнь умножилася, коею он напоследок скончался 8 сентября того ж года.
В 1720 году завел он у себя школу для 60 человек учеников и о воспитании и обучении их прилагал крайнее попечение, определив из собственных своих доходов все потребные на то иждивения, и учредил библиотеку, состоящую из 4000 книг. Ко умножению славы сего архиепископа должно сказать, что любим он был и почитаем четырьмя государями сряду и что из духовенства тогда ученее его не было; почему и у народа был он в великом почтении.
Вот как история предлагает нам Феофана; Феофана, первого из наилучших наших писателей, который многоразличным учением столь себя прославил, что в ученой истории заслужил место между славнейшими писателями; Феофана, красноречием столь великого, что некоторые ученейшие люди почли его именем российского златоуста; и, что больше всего, Феофана, поборника и провозвестника великих трудов и преславных дел Петра Великого. В сочинениях своих изъявляет он богослова, чистое евангельское учение проповедывающего, философа остроумного и просвещенному разуму следующего, политика проницательного, историка искусного и трудолюбивого древностей испытателя и с знанием всех тех наук совокупившего толь превосходное красноречие, что с славнейшими в свете ораторами равняться может.
Князь Антиох Кантемир в своей к нему сатире изъясняется так:
Дивный первосвященник, которому сила
Высшей мудрости свои тайны все открыла
И все твари, что мир сей от век наполняют,
Показала, изъяснив, от чего бывают.
Феофан, которому все то далось знати,
Здрава человека ум что может поняти!
И ниже:
Пастырь о стаде своем прилежный радеет
Недремно, спасения семя часто сеет
И растит примером он так, как словом тщится
Главный над церковию правитель, садится
Не напрасн близ царя. Церковный славы
Пристойно защитник он; изнуренны нравы
Исправляет пастырей и хвальный чин вводит.
Воля нам всевышнего ясна уж исходит
Из его уст и ведет в истичну дорогу.
Неусыпно черпает в источниках многу
Чистых мудрость; потекут оттуду приличны
Нам струи; труды его без конца различны.
Между прочими похвальными сего архиепископа свойствами было и то не последнее, что он ободрял упражняющихся в науках и исправлении нравов. Свидетельствуют сие стихи его, писанные к князю Антиоху; и тем удивительнее сие покажется, кто прочтет Кантемировы сатиры, потому, что в них и духовные особы по достоинству осмеиваются. Наконец, сообщается известие о сочинениях сего великого мужа.
1. 58 слов и речей напечатаны в Санктпетербурге в 3 частях.
2. Первое учение отрокам.
3. Христовы о блаженствах проповеди и толкование.
4. Канон молитвенный.
5. Истинное оправдание правоверных христиан крещением поливательным во Христа крещаемых.
6. Мнение, каким образом и порядком надлежит багрянородного отрока наставлять в христианском законе.
7. Рассуждение о слове Петра апостола, иго законное сказующего быти тяжесть неудобь носимую.
8. Трактат, в котором изъясняется, с коего времена началось патриаршеское достоинство в церкви.
9. Трактат о мученичестве.
10. Трактат о лицемерах.
11. Трактат о присяге, или клятве.
12. Апология книги Соломоновой "Песни песней".
13. Краткие сказания о боге, о божием промысле и о законе божий.
14. Показание великого антихриста.
15. Разговор гражданина с селянином и дьячком.
16. Разговор Тектона с купцом.
17. Повесть о царствии божий.
18. Сокращенное богословское рассуждение о безбожии.
19. Вещи и дела, о которых духовный учитель народу христианскому проповедывать должен.
20. Краткое учение христианское, малому отроку и невежде всякому прислушающее, беседами учителя и ученика составленное.
21. Наставление священнику.
22. Толкование на пророка Исаию.
23. Толкование 140 псалма.
24. Вопросы и ответы из мнения о наставлении отрока багрянородного.
[25.] Сочинения политические, церковные и гражданские, исторические, географические, хронологические и проч.
26. Предисловие на морской устав.
27. О возношении имене патриаршего в церковных молитвах; чего ради оное ныне в церквах российских оставлено.
28. Розыск о понтифексах.
29. О браках правоверных лиц со иноверными.
30. Ответы о записных и незаписных раскольниках.
31. Увещание невеждам.
32. Регламент духовный и прибавление ко оному.
33. Объявление со увещанием народу о продерзателях, нерассудно на мучение дерзающих.
34. Правда воли монаршей.
35. Рассмотрение повести о Кирилле и Мефодии, апостолах славенских.
36. Предисловие на библиотеку Аполлодора, грамматика афинейского.
37. Знатные следы священных историй, в эллинских баснях обретающиеся.
38. О смерти Петра Великого, краткая повесть.
39. География апостольская для употребления его императорского величества Петра Великого.
342
40. Аргументы из соборов, декретов и дипломов императорских, которыми доказывается, что императоры имели попечение о церкви.
41. Краткая история о делах Петра Великого.
42. Изображение келейного монашеского жития.
43. Мнение о правильном разводе мужа с женою.
44. Устав, что надлежит делать ученикам по дням и часам.
45. Прибавление к оному уставу.
46. Описание кончины Петра II и бывших после оной происшествий.
47. Рассуждение о присутствии в синоде большему числу из архиереев.
48. О бытии в синоде непременным членам.
49. Примечание на Риберину книжку, поданную в кабинет.
50. 30 писем о разных материях.
51. Победная песнь на Полтавскую баталию.
52. "Владимир", трагедо-комедия.
53. Стихи к Петру Великому.
54. Стихи к творцу сатиры.
55. Стихи к уму своему.
56. Стихи на 25 день февраля.
57. Стихи на приход императрицы Анны Иоанновны.
58. Стихи на Ладожский канал.
59. Стихи на приход императрицы Анны Иоанновны в приморскую мызу.
60. Стихи о Станиславе Лещинском.
61. Стихи на новый зимний дворец.
62. Стихи Адаму диакону, надгробие.
63. Стихи к Луке и Варлааму кадетским.
64. Стихи к ним же.
65. Стихи, благодарение эконому Герасиму.
66. Стихи к лихорадке, в лихорадке.
67. Преложение 90 псалма.
68. Перевод Марциановой эпиграммы на афеиста.
69. Перевод Скалигеровой эпиграммы на сложение лексиконов.
70. Пять песен духовных.
Прокудин Михайло [173(?) - после 1805] - лейб-гвардии офицер в отставке, сочинил книжку под именем "Уединенное размышление деревенского жителя", которая и напечатана в Москве 1771 года. Сия книжка для начинающего писать весьма изрядно оставлена.
Протопопов Андрей - императорского Московского университета студент, преложил не худо в стихи краткую священную историю; написал несколько од, которые все напечатаны в Москве в разных годах. Есть много и других его стихотворений: но они в свет еще не изданы. Впрочем, все его стихотворения за чистоту стихов и слога заслуживают похвалу.
Радивиловский Антоний [ум. 1688] - иеромонах, сочинил две книги; первая "Огородник" 1676 года; вторая "Венец Христов" 1688 года. Обе сии книги напечатаны в Киеве.
Раздеришин Николай [1750-1792] - будучи в сухопутном кадетском корпусе, писал разные стихотворения, а по большей части сатирические, в которых весьма много находится соли, остроты и хороших замыслов: но они не напечатаны. Ныне он обер-офицером в армии.
Ржевская Александра Федотовна [1740-1769] - супруга Алексея Андреевича, рожденная девица Каменская, родилась августа 19 дня 1740 года, преставилась горячкою апреля 17 дня 1769 года, на 29 году века своего. Во время своей жизни любила науки и художества, упражнялася в стихотворстве, живописи и музыке; имела великую охоту к чтению книг, искусна была во французском, итальянском и своем природном языке. Она сочинила "Кабардинские письма" во вкусе перуанском, которые многими знающими людьми весьма похваляются и почитаются лучше "Перуанских писем"; также сочинила она весьма изрядные стихотворения, которые и напечатаны в ежемесячных московских сочинениях. Искусства ее и упражнения в живописи остались доказательством многие портреты и картины, рисованные ею сухими красками. По смерти ее сочинено неизвестною особою ей надгробие, которое здесь сообщается:
Здесь Ржевская лежит: пролейте слезы, музы.
Она любила вас, любезна вам была,
Для вас и для друзей на свете сем жила;
А ныне смерть ее в свои прияла узы.
Среди цветущих лет, в благополучный век
Рок жизнь ее пресек.
Увянул острый ум, увяла добродетель,
Погибло мужество и бодрый дух ея
Могущий всесодетель!
Она ли участи достойна есть сея,
Чтоб век ея младый пресекло смерти жало:
Не долгий ли ей век здесь жити надлежало.
В достоинствах она толико процвела,
Что полу женскому здесь честию была:
Ни острый ум ея, наукой просвещенный,
Ни дар, художествам и музам посвященный,
Ни нрав, кой столь ее приятно украшал,
Который и друзей и мужа утешал,
Ни сердце нежное ее не защитило
И смерти лютыя от ней не отвратило.
Великая душа, мужаясь до конца,
Достойна сделалась лаврового венца
Скончавшись, Ржевская оставила супруга,
Супруг, в ней потеряв любовницу и друга,
Отчаясь, слезы льет и будет плакать век:
Но что ж ей пользы в том? вот что есть человек!
Ржевский Алексей Андреевич [1737-1804] - двора ее императорского величества камер-юнкер и при Академии наук в должности директора. Он сочинил более 60 притчей, 7 торжественных и похвальных од, 7 стансов, много эклог, элегий, сонетов, идиллий, сказок, рондо, писем сатирических, од духовных, загадок больше 50, эпиграмм и много других стихотворных и прозаических сочинений, которые все напечатаны в ежемесячных сочинениях: "Полезном увеселении", изданных 1760, 1761 и 1762 годов; в "Свободных часах", изданном 1763 года в Москве. Все сии стихотворения, а особливо его оды, притчи и сказки весьма хороши и изъявляют остроту его разума и способность к стихотворству. Стихотворство его чисто, слог текущ и приятен, мысли остры, а изображения сильны и свободны. Он сочинил и трагедию в 5 действиях, "Смердии" именуемую, которая представлена была на придворном российском театре в 1769 году со успехом, а принята с великою похвалою. Сия трагедия сочинителю своему делает честь: она сочинена в правилах театра, завязка и продолжение расположены очень хорошо, характеры выдержаны сильно, игры театральной много, стихотворство в ней чисто, слог приятен, мысли велики, изображения сильны, а нравоучение у места, хорошо и приятно, и, наконец, трагедия сия почитается в числе лучших в российском театре, а сочинитель ее хорошим стихотворцем и заслуживает великую похвалу.
Рожалин Козьма [ум. 1786] - медицины доктор, сочинил рассуждение о болезни скорбуте, коей название производит он от слова скорбь, которое и напечатано на латинском языке в Лейдене 1765 года.
Романов Вукол [ум. 1792] - Новогородской семинарии философического класса студент, писал стихи; а напечатано из них только одно письмо к преосвященному Платону 1770 года в Санктпетербурге, которое, впрочем, весьма изрядно.
Россохин Иван - был при императорской Академии наук переводчиком китайского и манжурского языков. Сочинил книгу: разговоры на российском, китайском и манжурском языках. Он перевел на российский язык манжурскую историю. Сии книги рукописными хранятся в императорской библиотеке.
Рубан Василий [1742-1795] - коллежский секретарь и коллегии иностранных дел переводчик, обучался прежде в Киевской академии, а потом в Московском университете разным наукам, из которых риторике и стихотворству у г. Поповского, и за успехи в науках получил медали золотые и серебряные. Сей сочинял много разных стихотворений, которые и заслуживают похвалу, а особливо надпись к камню, назначенному для подножия статуе Петра Великого, заслужила от всех знающих людей похвалу; она здесь следует:
Колосс родосский, свой смири прегордый вид,
И нильских здания высоких пирамид,
Престаньте более считаться чудесами!
Вы смертных бренными соделаны руками:
Не рукотворенная здесь росская гора,
Вняв гласу божию из уст Екатерины,
Пришла во град Петров чрез невские пучины
И пала под стопы Великого Петра.
Он также перевел следующие книги: "Стихотворческий лексикон", "Шевиеву краткую мифологию", "Сосуд стихотворческих материй", "Овидиевой любовной науки" I книгу, "Ироиды древних ироинь" из Овидия, "Снотолковательный словарь", "Турецкие сказки", "Эклоги Виргилиевы", "Муретовы эпиграммы", "Муретово отроческое наставление" стихами, "Феофрастовы характиры", "Указатель путей и почтовых станов в России и в других европейских областях", "Царский свиток". Также издал в свет два еженедельных сочинения: "Ни то ни сё" в 1769 и "Трудолюбивый муравей" в 1771 годах. Из переводов его напечатаны немногие; но вообще достойны похвалы.
&nbs