исках и находках по-своему
использовать и двинуть дальше, соответственно новой исторической эпохе.
Внимание Лескова к жизни людей разных классов, сословий, социальных групп,
профессий, бытовых образований оказалось очень ценным для А. П. Чехова,
который в несколько иных условиях, по-своему, иначе, чем Лесков, стремился
создать широчайшую картину жизни России в ее разных, преимущественно не
затрагивавшихся до "его никем, кроме Лескова, проявлениях. В конце своей
жизни М. Горький, делясь своим опытом с молодыми литераторами, писал: "Я
думаю, что на мое отношение к жизни влияли каждый по-своему - три писателя:
Помяловский, Гл. Успенский и Лесков". Надо думать, что для Горького в
художественной работе Лескова наиболее существенное значение имели иные ее
стороны, чем для Чехова. В исторически иных условиях и с совершенно иных
социальных позиций М. Горький, как художник, всю свою творческую жизнь
интересовался сложными взаимоотношениями между классом и индивидом, между
сословно определенным, замкнуто-классовым, традиционно неподвижным и
исторической диалектикой распадения старых классов и образования новых.
Горьковские образы "выломившихся" людей, "озорников", "чудаков", людей,
живущих "не на той улице", - при всех исторических поправках, вероятно,
генетически связаны с исканиями в этом направлении Лескова. Так оказался
ценным и плодотворным в истории литературы идейно-художественный опыт
писателя, который в своем творчестве, как говорится на страницах "Жизни
Клима Самгина", - "пронзил всю Русь".