Главная » Книги

Плеханов Георгий Валентинович - Н. Г. Чернышевский, Страница 13

Плеханов Георгий Валентинович - Н. Г. Чернышевский


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

н был очень осторожен в определении границ этого вмешательства. "Способ осуществления в каждом деле много зависит от обстоятельств, - говорит он в главном экокомическом сочинении {Соч., том VII, стр. 337.}. - Одна и та же цель достигается в иных случаях свободным действием индивидуальных лиц, в других - силою распоряжений общественной власти. О том, который способ лучше сам по себе, не нужно было по-настоящему и говорить нам: как мы думаем об этом предмете, должно быть ясно читателю, сколько-нибудь желающему вникать в наш образ мыслей; да и сам по себе вопрос очень ясен. Но в истории слишком часто задача бывает не в том, какой путь самый лучший, а в том, какой путь возможен при данных обстоятельствах. Если я сам в силах отстранить человека, несправедливо мешающего мне идти своей дорогой, я сам отстраняю его; но если я не в силах отстоять своих прав один, я призову против неправильно мешающих мне вмешательство общественной власти. Из этого еще не будет следовать, что я люблю полицейскую расправу или судебные тяжбы... Но войдите в мое положение, что мне делать, кроме этого? Очень может быть, что в некоторых странах, где народ имеет права вроде английских и североамериканских, дело исполнится исключительно или преимущественно частным образом..." {Не мешает вспомнить, какое направление начинает преобладать теперь в английских тред-юнионах.}.
   Но Англию и Северную Америку Чернышевский считал исключениями. Как это по всему видно, он был убежден, что решение социального вопроса "частным образом" невозможно в большинстве европейских стран. Есть основания думать, что и само государственное вмешательство в этих странах представлялось ему в виде вмешательства правительства, выдвинутого "скачком". На эти предположения наводят нередкие у него отступления, где он старается решить, насколько требования здравой теории обязательны для правительства, поставленного историей в необходимость исключительно руководствоваться принципом: salus populi lex suprema est. Вот, например, теория безусловно осуждает чрезмерные выпуски бумажных денег. По теории выходит, что лучше прямое, откровенное решение вопроса - налог. Так и должно поступать правительство, чувствующее себя прочным. Но бывают исключительные положения, бывают исключительные события, вроде событий 1848 г. во Франции {Не надо забывать, что Чернышевский писал в подцензурном издании и потому часто должен был выражаться намеками.}. "В этом шатком положении приходится лавировать, сообразоваться с господствующими предубеждениями, принимать не тот способ действия, который сам по себе наилучший, а тот, который произведет наименее тяжелое впечатление на общество.. Что делать? Тут задача исполняется не такими людьми, которые спокойно могут рассчитывать на свою будущность, а такими, жизнь которых висит на волоске, и волосок этот оборвется, непременно оборвется, не ныне, завтра оборвется, и погибнет с ними их дело, если волосок оборвется ныне, - во что бы то ни стало надобно продержаться нынешний день, чтобы уметь хотя что-нибудь сделать. - Да, представьте себе это положение, и вы поймете мысль о неограниченном выпуске бумажных денег для произведения коренных реформ экономического быта".
   Выпуск бумажных денег предполагается здесь необходимым в видах организации рабочих товариществ: "разумеется, раз начавшись, дело будет развиваться собственными средствами; - но, чтобы завести его, чтобы дать ему возможность начаться, все-таки нужно очень много денег" {Там же, стр. 475-476.}.
   Замечательно, что у Чернышевского правительство, начинающее коренное "изменение экономического быта в пользу работников и в невыгоду капиталистов", старается не запугать "общество", т. е. этих капиталистов, не произвести на них "тяжелого впечатления".
   "Мы приводили основания, по которым некоторые экономисты находят наилучшим порядком такой быт, который существенно разнится от нынешнего, - говорит он по поводу прогрессивного налога, - содействовать введению этого лучшего быта можно, не нарушая заметным образом никаких существенных интересов; а прогрессивный налог значительного размера был бы явно противоположен интересу богатых сословий, которые всеми силами боролись бы против него, между тем как прочное и благоразумное правительство могло бы, нисколько не раздражая их, вести дело коренной реформы быта" {Т. IV, стр. 566.}.
   Одни эти строки могли бы убедить нас, что в лице Чернышевского мы имеем дело с социалистом-утопистом.
   Утопическая точка зрения на общественную жизнь - такова Ахиллесова пята нашего автора. Из этого общего источника проистекают все те многочисленные промахи и все те немалочисленные ошибки, с которыми мы встретились в его исследованиях. Чернышевский часто ошибался, потому что, рассуждая о буржуазном обществе, он искал оснований для своих выводов не в действительной жизни этого общества, а в "требованиях здравой теории".
   В основе этих требований лежали, - как видел читатель, - учения тех же буржуазных экономистов, против которых спорил Чернышевский. Но он видоизменял и дополнял эти учения, руководясь размышлениями об экономической жизни воображаемого социалистического общества с населением от нескольких сот до нескольких тысяч человек. Примерные арифметические выкладки, - счетоводство воображаемого общества, - составляли всю сущность его "гипотетического" метода. С помощью таких приемов нельзя было сделать что-нибудь прочное в науке. Пример Чернышевского, обладавшего такими огромными, поистине редкими, способностями, лучше всякого другого показывает несостоятельность утопической точки зрения.

Примечание к настоящему изданию (изд. "Шиповник". 1910 г. Спб.).

  
   В предисловии к своему переводу "Оснований политической экономии Д. С. Милля" Н. Г. Чернышевский писал:
   "Книга Милля признается всеми экономистами за лучшее, самое верное и глубокомысленное изложение теории, основанной Адамом Смитом. Переводя это произведение, мы хотим дать читателю доказательство, что бóльшая часть понятий, против которых мы спорим, вовсе не принадлежит к строгой науке, а должна считаться только искажением ее, сочиненным нынешними французскими так называемыми экономистами по внушению трусости" (Сочинения, т. VII, стр. 1).
   Имея в виду эту специальную и в весьма значительной степени публицистическую цель, наш автор очень охотно говорил, что он "только повторяет слова" Д. Ст. Милля, и если расходится с ним, то лишь в выводах, вытекающих из экономической теории, а не в том, что касается ее основных положений. Это могло быть удобно ввиду вышеуказанной специальной цели; но это оказалось невыгодным для самой теории. Чернышевский сделал большую ошибку, приняв Д. Ст. Милля за верного ученика А. Смита и Рикардо. Несмотря на свое будто бы беспристрастное отношение к социалистическим системам, Дж. Ст. Милль сам испытал на себе влияние вульгарных экономистов, - если не французских, то английских, - и, как мы видели, сам не мог окончательно разобраться в основных понятиях политической экономии. Если бы Чернышевский взял за исходную точку своих исследований не "Основан я политической экономии" Д. Ст. Милля, а "Principles of political Economy and taxation" Рикардо, - о которых он сам был такого высокого мнения {В своей, подробно рассмотренной нами выше, статье "Происхождение теорий благотворности борьбы за жизнь" он называет Рикардо мыслителем, "пересоздавшим" своими "Principles" экономическую науку.}, - или хотя бы "Soziale Briefe an v. Kirchmann. Родбертуса, то его собственный взгляд на экономику капиталистического общества очень много выиграл бы в ясности. А это, конечно, отразилось бы в благоприятном смысле как на его "примечаниях и дополнениях" (к первой книге Милля), так и на его "очерках" ("по Миллю").
   Известно, что на учение Рикардо опирались английские социалисты прошлого века,- главным образом, последователи Р. Оуэна, - в своих довольно многочисленных и весьма замечательных экономических сочинениях (о них см. в "Нищете философии" Маркса и в предисловии проф. Г. С. Фоксуэля и английскому переводу книги Л. Менгера "Das Recht auf den vollen Arbeiterstag"; это предисловие переведено на немецкий язык и составляет введение к вышедшему в 1903 году немецкому переводу двухтомного сочинения Уильяма Томпсона: "An inquiry into the principles of the distribution of Wealth"). Наконец, о тех же социалистах говорит покойный проф. Георг Адлер в своей "Einleitung" к немецкому переводу брошюры Джона Грэя "Lecture on human happiness" (появившемуся в 1907 году). Надо признать, что основные экономические взгляды английских социалистов той эпохи, - напр., У. Томпсона и Дж. Грэя, - нередко отличаются большею стройностью, нежели взгляды Чернышевского. Но А. Менгер сделал большую и странную ошибку вообразив, будто в этих сочинениях заключаются основы научного социализма. Английские социалисты, делавшие. по выражению Маркса, эгалитарные выводы из экономического учения Рикардо, продолжали стоять обеими ногами на почве утопического социализма, как в этом легко может убедиться всякий, кто даст себе труд прочитать, например, вышеназванные сочинения Томпсона и Грэя, до сих пор остающиеся большой редкостью на английском языке, но сделавшиеся общедоступными в немецком переводе. Для английских социалистов, опиравшихся на Рикардо, задача исследования сводилась, - как и для нашего великого просветителя, - к уяснению себе и другим того, что капиталистический порядок не соответствует "требованиям здравой теории . Повторяем, дело не в частных ошибках Н. Г. Чернышевского, - как бы ни были они подчас значительны, - а в недостатках той точки зрения, которой он держался.
   Но при всех своих недостатках,- на которые в наше время можно и должно смотреть исторически, - точка зрения нашего автора не помешала ему оказать неоцененные услуги нашей нарождавшейся общественной мысли. Он был не только образованным, а прямо ученым, да к тому же еще убежденным и талантливым публицистом, который хотел обратить на "социальный вопрос" внимание своих "читателей-друзей", принадлежавших преимущественно к разночинцам. И эта его благородная цель была вполне достигнута: все свежие, все живые элементы нашей читающей публики испытали на себе его благотворное влияние. Много содействовала его. подчас страстная, подчас желчная и едкая проповедь возникновению того демократического течения в нашей литературе, которому русский "передовой человек" обязан был всем тем, что он знал о нашей народной жизни. Чернышевский нередко ошибался, когда судил об отдельных явлениях в жизни капиталистического общества. Но он был прав в своем отрицательном отношении к этому обществу. А кроме того, - и это крайне важно, - когда он рассуждал о том, "что делать", он даже в своих утопических планах обнаруживал такую сильную логику и такую поразительную трезвость мысли, каких мы напрасно стали бы искать в сочинениях людей, занявших в нашей передовой публицистике главное место после его удаления со сцены. Когда он ушел, уровень нашей этой публицистики страшно понизился. И достаточно одного этого, не подлежащего ни малейшему сомнению, обстоятельства, чтобы судить о том, какую важную и какую плодотворную роль играл Н. Г. Чернышевский в нашей литературе. Его имя характеризует целую эпоху в истории развития русской общественной мысли. Эта эпоха есть славная, незабвенная "эпоха шестидесятых годов".
  

Другие авторы
  • Толстой Алексей Николаевич
  • Решетников Федор Михайлович
  • Мякотин Венедикт Александрович
  • Холев Николай Иосифович
  • Дитмар Карл Фон
  • Чехов А. П.
  • Корш Евгений Федорович
  • Ростиславов Александр Александрович
  • Шекспир Вильям
  • Дмитриев Иван Иванович
  • Другие произведения
  • Крюков Федор Дмитриевич - Гулебщики
  • Бестужев Николай Александрович - Об удовольствиях на море
  • Кузмин Михаил Алексеевич - Бабушка Маргарита
  • Ратманов М. И. - Письма русских путешественников из Бразилии к Госп. N. N.
  • Огарков Василий Васильевич - В. А. Жуковский. Его жизнь и литературная деятельность
  • Станюкович Константин Михайлович - Ужасный день
  • Горький Максим - Предисловие к американскому изданию книги М. Ильина "Горы и люди"
  • Майков Аполлон Николаевич - Ф. Я. Прийма. Поэзия А. Н. Майкова
  • Чернышевский Николай Гаврилович - История цивилизации в Европе от падения Римской империи до Французской революции
  • Крашевский Иосиф Игнатий - Из семилетней войны
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
    Просмотров: 376 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа