Главная » Книги

Прокопович Феофан - Показание прореченнаго прежде в словесех Божиих и давно уже явившагося в мире Ве..., Страница 3

Прокопович Феофан - Показание прореченнаго прежде в словесех Божиих и давно уже явившагося в мире Великаго Антихриста...


1 2 3 4 5

и притворным богам свойственно есть. На что мы ответствуем отрицателне, ибо чтилище всем тем прилично, которых почитать мы должны, а наипаче верховным народным государям. "Чтилище" в первоначалном греческом Апостола слове "севасма"[144] пишется, и понеже римляне императором своим уже и во время Апостола Павла давали титлу сию "Aogustus"[145] - "Август", а потом и другие народы государей своих тоею жде титлою украшать стали, того ради греческий народ за титлу //
   л. 51.
   латинскую "Augustus" из своего языка выбрали наречие яко равносилное латинскому "Augustus" - сие "севастос"[146], которое одного корени с упоминаемым наречием "севасма", что переводчик славенский перевел на свое наречие "чтилище". И потому нет никакова сумнителства, что наречие "чтилище" не одним невидимым богам, но и царям прилично. А я сверх того помышляю, что Дух Святый нарочно Павлу Апостолу навел сие наречие "севасма", дабы тако изобразить высочайшую Антихристову гордыню, что вышшем себе покажет, а паче оной власти, которая во времяна Апостолская и после украшаемая была титлою "севастос", то есть хотя тогда и после римскии императоры высшими себе ставили от всех царей земных, что все знатнейшие народы за правильное имели, однако же Антихрист присвоит себе //
   л. 51 об.
   власть и честь вышшую и императорскую.
   7. Приступим уже к другому гордости Антихристовой примечанию, то е[сть] что имеет сести во церкви Божией аки Бог, показуя себя яко Бог есть. А в сих словах еще двое протолковать мы должны. Первое - что есть в церкви сести[147] Божией аки Богу? Другое - что есть показывать себе, яко Бог есть? О первом: сидеть в церкви Божией по правильному делу не ино что есть, только иметь высокую пастырскую власть, которая во учителстве и в наблюдении, тако ж и в правлении менших пастырей, то есть презвитеров, имеет свою должность. И тако обычно о архиереях пишут: седе лет пятнадесять или двадесять, и место пребывания епископскаго нарицается престол, напри[мер], Римский, Константинополский, Александрийский и проч. Потому //
   л. 52.
   и на Карфагенском третьем соборе, когда первопрестолных архиереев спесь смиряли, приемля вину от возгоревшагося тогда Римскаго епископа, и при том от высоких и гордых титл удерживали их отцы, оныи так написали правило 26: "Перваго престола епископ да не нарицается владетель епископ, или верховный священник, или другим подобным званием, но только перваго престола епископ". И в самых храмах церковных как презвитерския давно уже были седалища, так и вышшее нечто между ими седалище епископское, как и доселе есть то в обычаи восточной церкви. И седалище епископское нарицается анокафедра, горнее седалище, или горнее место, а древние и фроном оное называли. Тако Евсевий Кесарнийский в книге 7 "Истории" в главе 19 Иерусалимский престол называет фрон Апостола Иакова, и Григорий Богослов Александрийскому //
   л. 52 об.
   престолу подает титлу "фрон Марков" в главе[148] 21 о похвале Афанасия Великаго. Примечать же зде надлежит, что хотя епископское в церковном храме седалище и горнее нарицают, однако же то от меры нечто вышшей седалищ презвитерских нарицание произошло, а не аки бы само собою было высокое по существу, хотя и мощно было называть высоким по высокому из него предаемому учению риторски, а не истотно, ибо Павлу Самосатскому, епископу Антиохийскому, собор Антиохийский в синодалнем об нем послании и то в великий грех поставил, что он себе престол ("вима") и фрон (слова суть синодальные) не яко ученик Христов, но яко некий мира сего государь высоко построил (Евсевий Кесарийский в книзе 1 "Истории", в главе 30). И потом Севир Сулпитий, презвитер и историк (жил он около 400 Христова лета, //
   л. 53.
   латинский преизрядный писатель), пишет, что ему случилось со стыдом видеть епископа на высоком фроне яко царя седящаго, в беседе второй из начала. Сия мы зде примечаем для того, что оно много ползует к толкованию сидения Антихристова. Обычай же сей сидения пастырскаго, яко нецыи помышляют и мы не спорим, из ветхозаветной церкви перешел в новозаветную, ибо в ветхозаветной церкви учители из седалища говорили, о чем Христос Господь показал, глаголя: "На Моисееве седалищи седоша книжницы и фарисеи, вся убо, елика аще рекут вам блюсти, соблюдайте" и проч. (Матф., глава 23, ст. 2). Потому и самую церковь или церковный храм престолом или седалищем учения нарицает Златоустый святый в беседе второй на Еуангелие Иоанново. И доволно сего о правильном в церкви сидении.
   л. 53 об.
   8. Но таковое сидение правилное подает нам толкователную только силу к сидению в церкви Антихристову, а обличения гордости его не делает, инако древнии мудрыи и святыи предки наши подлежали бы таковому поношению за сидение, за которое и фарисеев сам Христос не поносит. Не простое же имеет быть Антихристово в церкви сидение и весьма разное от рядоваго сидения пастырскаго. Имеет быть сидение его гордостное и владетелское, яко же о том в Апокалипси видим, в главе 17, ст. 1: "Прииди, да покажу тебе суд любодеицы великия, седящия на водах многих", и ст. 3: "И видех жену, сидящую на звере червленне", и в главе 18, ст. 7: "Сежу царицею и вдова несмь", и седалище, подобное царскому, да чину его неприличное, яко же о том в Апокалипси в главе 16, ст. 10, пишет: "И пятый Ангел излия фиял свой на престол зверин, и бысть царство его омрачено". Подобает же нам поискать, что значит именно Антихристово в церкве сидение. Да во первых зде изъяснит[ь] потребно, что именем церкви в сем Апостолском слове //
   л. 54.
   разумеются, ибо в греческом Апостола слове не "екклесия"[149] - "церковь", но "наос"[150], то е[сть] храм, написано. Из сего нецыи из древних, яко же и Кирилл Иерусалимский, помыслили, что речь та есть о храме Иерусалимском жидовском, который якобы имеют жиды в конце веков[151] паки в Иерусалиме[152] воздвигнути. И за сие яко полезное себе хватаются Антихристовы заступники, наступательне показуя, что такого храма иудейскаго еще нет и потому нет еще и Антихриста. Не дивимся же погрешению древних, понеже они, далече от Антихриста отстоя[153] и ни единаго еще характира его не видевше и потому великой о взыскании того нужды не имевше, не вси тщались прилежно всякие того обстоятелства исследовать. Однако же были и из древних, которыи, тщателнейше имея прилежание, лучше о некиих[154] Антихристовых характирах догадывались и угадали, что мы скоро ниже сего и яснее покажем.
   л. 54 об.
   9. Весьма же не трудно упомянутое о храме, аки бы еще во Иерусалиме будущем жидовском, мнение разрушить, что и делаем в следующих примечаниях и свидетелствах.
   1. Нигде о том в Священном писании не показуется, но есть то едина от басней жидовских, которую Иоанн Буксторфий в преславной своей книге, "Синагога иудейская" нареченной, упоминает между десятми потешении, каковых жиды от мечтаемаго себе будущаго Мессии ожидают[155], числом четвертую. И сие одно довольное всякому христианину, нестрастно о сем разсуждающему, и не могла басня сия от инаго источника истечь, только от слуха пребезумных жидовских преданий.
   2. О разорении как града Иерусалима, так Иерусалимскаго втораго храма имеем пророчество у Даниила в главе 9: "Град и святое разсыплется старейшиною грядущим"[156], особливо же о храме и Господь наш то ж прорекл у Матфея глава 24, ст. 2, у Марка, 13, ст. 2, //
   л. 55.
   у Луки, 21, ст. 6, а особливо о граде Иерусалиме у Луки глава 19, ст. 44, что и совершилося Римскою силою чрез Тита Веспазиана. Примечать же надлежит, что которым вещам окончание в Данииловом пророчестве предвозвещается, оное показуется окончание, век не исправляемое. Так там же пишет о окончании греха, то е[сть] силы греховной, Христом упразднитися имущей, и о отъятии треб и возлиянии на святый храм, то е[сть] о вечном упразднении ветхозаветных жертв и приношении, о чем и Апостол пространно показует в послании ко Евреом в 7, 8, 9 главах. Великое же в событии того чудо[157] Божие явилось, ибо хотя бы жиды и употребляли доселе Ааронскаго священства и жертв, то мы, христиане, должны бы верить, что все то прошло и минуло, хотя не внешным видом, но силою, яко от Бога уже отставленное. Но уже того жиды весьма не делают, не имеют храма, жертв всесождении, крови кропления, пасхальнаго агнца и проч.
   л. 55 об.
   И того всего отстали они не человеческим каковым запрещением, но невидимою силою Божиею принуждены. Может ли христианин без нарушения совести подумать, что еще допустит Бог жидам паки воставить храм Иерусалимский и ветхозаветное священство возобновить? И то не имея иного о том свидетелства, кроме мечтаний жидовских? И кто был бы тако сумозбродный?
   3. Было уже время, когда бесовским наущением явился жидам благодетель, а именно Иулиан Отступник, который им и позволение, и помощь давал к созданию храма во Иерусалиме, желая и тем укоризну сделать христианству, и проречения Христова и Даниилова аки бы ложныя опорочить, но чудесная Божия сила явно того не допустила: в лето Господне 362 жиды великим делателей множеством начали было храм тот строить, но стали из фундаментов вылетывать пламенные тучи и многих трудников сожгли, а прочих страхом прогнали, //
   л. 56.
   и зделалось оное место отнюд неприступно. Еще ж и трус земли зашумел, и с небеси огни спадали, и на платьи у жидов явились крестныя знамения. Не хотелось было нам верить тому, яко в слушании чудес скорому вероятию быть не надлежит, если бы о том не имели преважных и весьма неотметных свидетелей немалое число. Пишет о том святый Григорий Богослов в слове втором на Иулияна, Амвросий, Иоанн Златоустый в 5 томе на Ветхий завет, в слове, яко Христос Бог есть, на странице 763[158]; Феодорит "Церковной истории" в книге 3, в главе 20; Сократ, "Истории церковной" книга 3, глава 20, 21; Созомен "Церковной истории" книга 5, глава 22; Руфин, Филосторгий в сокращении истории церковной, книга 7, число 9. И вси сии писатели иныи были во время чудеси того, яко же Григорий, Амвросий, Златоустый, да и толикии учители что написали бы того, если бы было то притворное,
   л. 56 об.
   а иныи, яко же Феодорит, Сократ, Созомен, Филосторгий мало после того писали. Никифора Ксантопула, хотя и он о том же пишет "Истории церковной" в книге 10, глава 22, но понеже он после того жил, минувшим уже 950 летам, в число свидетелей не ставим. Но еще всех тех силнейшии нам свидетели, которыи не из христианскаго исповедания, но из еллинскаго злочестия люди, яко не только весьма неласкателны к христианству, но еще и противны были, а чудо оное писанием утвердили. Имеем таковых двух человек. Первый - Аммиан Маркеллин, который в самое время оное жил и под Иулияном Апостатом служил воински, ясно о чудесном оном строения храмоваго разрушения написал в начале историческия книги своея 23, другии еще и того давнейшии. А тот есть сам же Апостат Иулиан, котораго о том свидетелство имеем в найденем //
   л. 57.
   между епистолиями его и некоей епистолии лоскут, в моей Иулияна творений книге на странице 295, пишет тако Иулиян: "храм их (иудеев) по толь долгом его разорении хотел я подвигнути", а для чего хотение его не исполнилось, умолчал, однако ж чудо оное и молчанием утвердил. Понеже император был и если хотел, то бы и зделал, ежели бы болшая сила не помешала. Подобное желание свое объявил и в послании к иудеом на странице 398. Кто ж таковых свидетелей, якобы в ласкателстве к христианом подозрителных, отринет? То же зде примечат[ь] надлежит, что Иулиан подвигнул жидов к строению храма их не просто на укоризну христианом, но дабы тако пророчество о разорении втораго храма Христово ложным показать, яко же выше помянутыи церковныи историки согласно пишут, а тем //
   л. 57 об.
   самим явил он, что оное Христово пророчество не было о временном одного храма розорении (ибо тако не могл бы он нанести порок на Христово пророчество, понеже разорение храма воспоследовало), но о разорении вечном, с отъятием надежды третьяго храма. И таковое то проречение Господне созиданием новаго храма злочестивый отступник опорочит[ь] хотел, но силою Божиею противное намерению его зделалось: утвердилась Христова пророчества истинна, и он сам свидетель ея показался. 4. Ожидание же третьяго храма жидовское не токмо обличается яко суетное, потому что не имеет себе таковаго в слове Божием обещания, но еще и ясным Пророка Аггея надежде их пророчеством есть постыждаемо, который, показуя, что вторый храм, тогда созидаемый, хотя строением своим далече от перваго, Соломоном созданнаго храма умален, но превзыйдет его славою своею, //
   л. 58.
   прорицает, что в нем явиться Мессия: "И исполню храм сей славы, глаголет Господь Вседержитель, зане велия будет слава храму сему последняя паче первыя, глаголет Господь Вседержитель, и на месте сем дам мир, глаголет Господь Вседержитель" (глава 2[159]). Сия словеса ни о чем ином, только о пришествии Мессии и во втором храме явлении его; разуметь то и самих жидов понуждает (хотя они пророчеству Исаину (глава 6, ст. 9) видяще не видят), что во втором храме ничего не было, что бы его хотя равнословным храму Соломонову, не то чтоб славнейшим показало, и если бы не было в нем явление Мессиино, вящшую славы Соломоновой славу, яко от того, который болии Соломона есть, происходящую, принесшее, то бы Аггеево пророчество никогда не исполнилось, понеже и храма онаго давно уже не стало. Еще же оные слова ("и на месте сем дам мир, глаголет Господь Вседержитель") ясно //
   л. 58 об.
   указует приход Христов, чрез него бы[160] мир человеку с Богом обещал Бог многочисленными словесы в псалмех и пророцех. А если не о сем мире и миротворце, по жидовскому мнению, Аггей прорицал, что должны нам жиды показать, какий и когда во втором храме совершился мир? Никакова не было, не токмо таковаго, который был бы достоин толикаго проречения. И тако от Божиих у Аггея словес жидовское храма третьяго ожидание яко безумное посрамляется. Мы же и непобедимыи насупротив их имеем довом[161] о пришедшем уже Мессии, понеже бо имел Мессия во втором храме явитись, а храма того как не стало, уже 1665 лет прошло, пришел же и явился уже Мессия. А жиды как Мессии, так и новаго храма всуе ожидают. Колми же паче христианину и стыд, и богохулный грех есть, слушая буесловных жидовских погудок, новый //
   л. 59.
   их храм, аки бы еще быть имеющий, утверждать не для чего иного, только для заступления Антихриста! 5. Храм оный, в котором сядет Антихрист, нарицает Апостол храмом Божиим. Если же тот храм жидовский будет и капище ругателей и хулников Христовых, то такой ли храм Апостолу или паче самому Святому Духу нарещи храм Божий? Кто таковаго злохуления не устрашится? 6. Если же бы кто сказал, что жиды первее обратятся ко Христу, а потом во Иерусалиме храм[162] построят, и со временем вдерется туды и сядет Антихрист, если же тако скажет кто, тот о себе объявит, что он главнаго видения христианскаго не знает, заключеннаго в сем ко самарянине Господнем слове: "Жено, веру ми ими, яко грядет час, егда ни в горе сей, ни в Иерусалимех поклонитеся Отцу" (Иоанн, глава 4, //
   л. 59 об.
   стих 21). Христианом никакий храм, не то что Иерусалимский стенный и образоносный не нуждныи, а которые храмы имеем[163], имеем оные к вящшему священнодействия угодию и почитанию и к показанию большаго нашего ко славе Божией усердия, а не за таковую[164] нужду, чтоб без того получить спасения не возможно[165]. И потому когда жиды к Христу обратятся, не востребуют во Иерусалиме храма, яко бы нужнаго. 7. Что же в начале сего о храме следования сказали мы о неких безъименно древних, которыи подумали, что храм будет жидовский третий во Иерусалиме, как оное их мнение слабое, явилось уже довольно из предложенных его возвращений да и с того самого, что таковое мнение не из чего иного родилось и древним христианом в уши влезло, только из легкомысленных, суеверных //
   л. 60.
   и баснословных иудейских пошептов. Однако ж сверьх того знатных и славных древних же учителей насупротив оных неких, жидовскими баснями от краденых где, поставляем, а имянно Златоустаго, Феодорита, Икумения, Феофилакта, Амвросия, Иеронима в толкованиях настоящих апостольских от "Антихрист овчей", Августина в книге[166] 20 от "Град Б[о]жий"[167] в главе[168] 19. К сим же и ис папежных древнейших богословцев придаются (у Авраама Каловия на послание второе к Солуняном): Анзелм Кантуарийский[169], в Англии архиепископ, Фома Аквинский (сии в числе святых у латин), Ломбард, Гаимо и из новейших Гугон Кардилан[170], Салмерон, Каетан, Корнилий Алапиде, Григорий Валентийский, Зуарец[171] и Гвилгем Естий[172] (протестанты сюды не годятся), которыи вси согласно храм Антихристова сидения //
   л. 60 об.
   не имеют за храм жидовский, аки бы в Иерусалиме бы[ть] имеющии. 8. А понеже имянно мы упомянули и о святом Кирилле Иерусалимском в числе тех, которые о жидовском храме возмечтали, того ради нечто об нем особливое зде предлагаем. Иероним в кантологу церковных писателей о Кирилле Иерусалимском повествует, что он огласителныя своя проповеди говорил еще млад сый, и потому не дивно, что он в разсуждении вещи толь трудной и еще тогда весьма темной не без ошибки нечто сказал. Мнение свое и о кратком антихристовом времяни на полчетверта года произнесл, чему противное мы прежде показали, еще же и о храме жидовском воспоминает так, якобы еще во времена его не исполнилось Христово пророчество о разорении храма того совершеннем, что камень на камени не останется. А Иосиф жидовин в книге 7 "О войне Иудейской", в главе 1, пишет, что повелением Тита и храм, и град до основания разорен, кроме //
   л. 61.
   трех башен и некоей части градской страны. Разве святый Кирилл помышлял о фундаментах, в земли оставших, но слове Господне разумеется о разрушении до фундаментов, как обычно и говорится, и делается. И того ради не можно на его в сем деле словах утверждатся, наипаче когда ему противное пишут вышшеименованнии болшии его и не малаго чина учители. Доселе разрушение ожидаемаго храма жидовскаго.
   9. Прочее осталось нам показать, что подобает разуметь в имени храма, в седалище Антихристу обратится имущаго, по глаголу с[вя]таго Павла. И во первых суетное зде искание не только иудейскаго в Иерусалиме, но и где-нибудь вещественнаго каковаго храма молитвеннаго, руками человеческими созидаемаго. Понеже бо разрушился у нас мечтаемый иудейский храм, который имел бы един только быть и потому к характиру Антихристову удобнейший, то колми паче между //
   л. 61 об.
   многими храмами искать того невозможно. Каковаго бо и котораго в числе многих могл бы кто показать нам, чтоб от него яко от единаго из характиров Антихристовых могли бы к познанию Антихриста приходить? Не токмо же невозможно показать каковаго именно храма, но и показать города, страны и государства невозможно, где бы нам усматревать храма онаго. Славный храм есть магометанский в Аравии над Черным морем, в городе, Мекка именуемом, до котораго суеверныи арапы, еще до Магомета, с великим благоговейнством и божия благословения упованием повсегодно сходились и ныне турки и проч. магометаны многочисленно сходятся. Но того и нельзя называть храмом Божиим, и никто там великим всемирным учителем или владетелем не сидит, и хотя бы каковый сидетель проявился, однако же ему все прочие Антихристовы характиры //
   л. 62.
   прилепиться не могут, как уже мы выше показали. И тако вещественнаго в нужде сей проискивать храма не ино что есть, только заметывать путь, которым бы могли мы достигнуть до Антихриста. Из чего известно, что чрез храм тот разуметь подобает некое создание мысленное, не в стенах каменных или древянных состоящее и не человеческою рукою построенное, и таковое мы усматриваем строения духовное, то е[сть] церковь Христову, то е[сть] народ, во Христа прямо и истинно верующии, а не молитвенные хотя бы и христианский каковый храм, что покажем ясно доводами следующими. 1. Церковь Христова между разными, которыми оную Дух Святый в писаниях украшает, титлами, или званиями - например, нарицается она тело Христово, Невеста Христова, мысленный Сион, сад, виноград, Христово стадо, гора Божия, //
   л. 62 об.
   полки Божии, царство Израилево, небесное, Христово, Божие и проч. - получила титлы и звания и от строения, знатных ради некиих подобий к тому, о которых не дело нам ныне, но только нужда показать о таковых церкви святой прозваниях. Имеем же мы во первых титлу, церкви восприятую просто от строения, или созидания, Исака[173] глава 60: "И созиждут сынове инороднии стены твоя, и царие их служити будут тебе"[174], Исака глава 61: "и нарекутся родове правды, насаждение Господне во славу, и созиждутся пустыни вечныя"[175], - сия два пророчества без всякаго затруднения прорицают созвание[176] церкви от язык. Псалом 117, ст. 22: "Камень, его небрегоша зиждущии, сей бысть во главу углу", - сие слово о Христе приводится и в новом Завете многажды. Деяний Апостолских глава[177] 20, ст. 32: "И ныне предаю вас, братие, Богови и слову благодати его, могущему создати"; Римл., глав. 15, ст. 20: "Сице потщахся благовестити, не идеже именовася Христос, да не на чуждем основании //
   л. 63.
   созижду"; 1 Коринфом, глава 3, ст. 10: "Божие здание есте; по благодати Божией, данней мне, яко премудр архитектор снование положил, и ин же назидает" и проч.; Ефесеом, глава 2, ст. 20, 21, 22: "Наздани на основании[178] Апостол и Пророк, сущу краеуголну самому Иисусу Христу, о нем же всяко создание составляемое растет в церковь святую о Господе, о нем живы[179] созидаетеся в жилище Божие Духом". К тому же служит частое в посланиях Апостолских наречия сего употребление, где ползовать людей словом учения или образом доброжелателства словом "созидания" изобразуется.
   2. К тому имеем титлу, церкви восприятую от собственнаго строения, а именно первее от града: Исайя, глава 60: "и наречешися град Господень, Сион Святаго Израилева"[180]; Евреом, глава 11, ст. 10: "ждаше (Авраам) основания имущаго града, емуже художник и содетель Бог"; Евреом, глава 12, ст. 22: "приступисте //
   л. 63 об.
   к Сионстей горе, ко граду Бога живаго"; Апокали[псис], глав[а] 3, ст. 12: "Побеждающаго сотворю столпа церкви Бога моего (в греческом - "храма Бога моего"), и более не имать изыйти к тому, и напишу на нем имя Бога моего и имя града Бога моего"; Апокалипс[ис], глав[а] 21, ст. 10: "и показа ми град великий, святый Иерусалим, нисходящ с небесе от Бога". А что в праведних писания местах именем града церковь нарицается, то изъясняет, купно же и предложение наше утверждает Апостол, к Галатом, глава 4, ст. 25, 26: "Агарь - Сина гора есть во Аравии, прилагается же нынешнему Иерусалиму, работает же со чады своими. А вышний Иерусалим свободь есть, иже есть мати всем нам", где явственно церковь Христову градом Иерусалимом нарицает, в мысленном разуме, яко же и сам там же сказует, ст. 24: "яко же есте иносказаема".
   л. 64.
   Но всего яснейшее есть Господне слово о церкви: Матф., глава 16, ст. 18: "на сем камени созижду церковь мою, и врата Адова не одолеют ей". Здесь бо церковь свою ставит Христос подвигом[181] града крепкаго или какой крепости твердой, понеже так ея твердость похваляет, что и силы адския ея достать не могут: силы же неприятелския не во взятии дому или храма какова, но во взятии какой твердой крепости трудятся.
   3. Видим же титлу, церкви подаемую и от жилищняго дому. И первее зде приведем оные с писания речи, которые о благодатном Божием в церкве, то е[сть] в правоверном народе, пребывании говорят. В псалме 131, ст. 13, 14: "Избра Господь Сиона, изволи и в жилище себе: "Сей пакой мой во век века, зде вселюся, яко изволих и"". И сия речь Божия есть под именем Сиона вещественнаго о мысленном Сионе, то е[сть] о сословии правоверных, понеже в Сионе оном земном иудейском не хотел жити Бог во век //
   л. 64 об.
   века, как зде обещает. Езекииль, глава 43: "виде ли место престола моего и место стопы ногу моею, идеже вселится имя мое"[182]; Иоиль, глава 3: "И увесте, яко Аз Господь Бог ваш, вселяяся в Сионе, горе моей святей"[183]; Захария, глава 2: "Аз прииду и веселюся[184] посреде тебе, глаголет Господь, и прибегнут языцы мнози к Господу в день твой[185]"[186]. Сия у трех Пророков словеса Божия ясно прорицают о новозаветной церкви, а Божие к ней призрение вселение в них нарицается: Иоанн, глава 1, ст. 14: "И слово плоть бысть и вселися в ны"; Римл., глава 8, ст. 9: "Вы же несте во плоти, но в дусе, понеже дух Божий живет в вас"; Ефесеом, глав[а] 3, ст. 17: "вселитися Христу верою в сердца ваша"; 1 к Коринфом, глав[а] 3, ст.[187]: "Дух Божий живет в вас"; 2 Коринфом, глав[а] 6, ст. 16: "вселюся в них и похожду". Вторыя писаний места показуют церковь Христову, то е[сть] не храмину молитвенную, но народ верующих домом. 1 Тимофею, //
   л. 65.
   глава 3, ст.[188]: "да увеси, како подобает в дому Божии жити, яже есть церковь Бога жива"; 2 Тимоф., глав[а] 2, ст.[189]: "В велицем же дому не точию сосуды златы и сребрены суть, но и древянии, и глиняны" и проч., - сим дому подобием означает церковь; 1 Петр., глава 4, ст. 17: "Яко время начати суд от дому Божия", то есть наказание Божие первее прочих людей на правоверных найдет; Евреом, глава 3, ст. 1, 2, 3, 4, 5, 6: "Тем, братия святая, звания небеснаго причастницы, разумейте посланника и Святителя исповедания вашего Иисуса Христа, верна суща сотворшему его, якоже и Моисей во всем дому его, множайшей бо славы сей паче Моисея сподобися, елико множайшую честь имать паче дому сотворивый его. Всяк бо дом созидается от некоего, а сотворивый всяческая Бог, и Моисей убо верен бе во всем дому его яко слуга во свидетелство глаголатися имевшим,
   л. 65 об.
   Христос же яко сын в дому своем, его же дом мы есмы". И паки ко Евреом, глава 10, ст. 21, Христа нарицает "иереа велика над домом Божиим". Третие писаний места представляют нам народ Христов во образе ветхозаветной Моисеом состроенной скинии, или шатра походоваго: Евреом, гл. 8, ст. 2: "святым служитель и скинии истинней, юже водрузи Господь, а не человек"; Апокалип[сис], глава 13, ст. 6: "И отверзе уста своя в хуление Богу, хулити имя его и селение его", в греческом селение - "скинии"[190], по нашему употреблению "скиния"; Апокалипс[ис], глава 15, ст. 5: "И по сих видех, и се отверзеся храм скинии свидения на небеси"; Деян., глава 15, ст. 16: Иаков Апостол приводит слово пророка Амоса о церкви Христовой, то е[сть] о народе, во Христа верующем: "По сих обращуся и созижду кров (в греческом "скинию") //
   л. 66.
   Давыдов падший". Напоследок показуем от писаний, что церковь Христова прямо и часто называется храмом, приемля подобие от ветхозаветнаго Иерусалимскаго храма, яко храмом оным прообразованная. Захария, глава 12: "сице глаголет Господь Вседержитель: Се муж, Восток имя ему, и под ним возсияет, и созиждет храм Господень, и той приимет добродеяния, и сядет[191], и обладает на престоле своем, и будет иерей одесную его (Бога), и совет мирен будет между двемя"[192], - ясное о Христе пророчество, а не об Зоровавеле, яко нецыи развращают: Зоровавел не седел, яко царь, на престоле, но управитель был Иудейский, подчинен царю Персидскому, не был же он иерей, и не может глаголатися о нем, что он одесную Бога и Восток имя ему (в еврейском вместо //
   л. 66 об.
   "Востока" - "Корень" или "Сад"). Еще же и следующие тамо речи не служат Зоровавалю ("и издалече от сих приидут и созиждут храм Господень"[193]), а се не едино что прорицается, но звание и обращение языков, что все единому Христу прислушает. 1 Петр, глава 2, ст. 3, 4: "К нему же приходяще, камени живу, от человек убо уничижену, от Бога же избранну, честну, и сами яко камение живо зиждется[194] во храм Духовен, святителство свято, возносити жертвы Духовны, благоприятны Богови Иисус Христом"[195]; 1 Коринфом, глава 3, ст. 16, 17: "Не весте ли, яко храм Божий есте и Дух Божий живет в вас? Аще кто Божий храм растлит, растлит его Бог, храм бо Божий свят есть, иже есте вы"; 1 Коринф., глава 6, ст. 19: "Или не весте, яко телеса ваша[196] живущаго в вас святаго Духа суть"; 2 Коринф., глава 6, ст. 16: "Вы есте церкви Бога живаго", //
   л. 67.
   а зде в греческом не "екклесия" - "церковь", но "наос" - "храм". Ефесеом, глава 2, ст. 21: "о нем же всяко создание составляемо растет в церковь святую о Господе", - и зде вместо "церкви" в греческом "наос" - "храм". Апокал., глава 3, ст. 12: "Побеждающаго сотворю столпа в церкви ("??? ?? ???" - "в храме") Бога моего"; Апокалипс[ис], глава 11, ст. 1: "И дана ми бысть трость, подобна жезлу, глаголющи: "Востани и измери церков Божию (в греческом "????" - "храм"), и олтарь, и кланяющияся в ней"". Ведати же подобает, что где в откровениях видел Иоан храм Божий, яко же и в сем откровении, всегда видел показуемое себе строение храма Иерусалимскаго ветхозаветнаго, которое тогда уже не было, ибо Иоан видел сия откровения в царство Дометиана[197],
   л. 67 об.
   а Иерусалим, в нем храм оный, разорил Тит Веспазиан, брат Домитианов, прежде Домитиана царствовавший. Нет же никому сумнителства, что под видом онаго храма Иоанну показывано церковь Христову, то е[сть] сословие христианское, оным храмом прообразованное. Смотрим же зде и на другие Апокалипсиса места: глава 11, ст. 19: "И отвержеся храм Божий на небеси, и явися кивот завета его во храме его"; глава[198], ст. 5, 6, 7, 8: "И по сих видех, и се отверзеся храм скинии свидения на небеси, и изыйде седмь Ангел из храма, иже имеяху седмь язв, облечены в ризы лияны[199], чисты и светлы, и препоясаны на персех поясы златыми. И един от четырех животных даде седьми Ангелом седмь фиял златых, исполнь ярости Бога, живущаго во веки веков. И наполнися храм дыма от славы Божия //
   л. 68.
   и от силы его, и никто же можаше внити во храм, дондеже скончаются седмь язв седмих Ангел". Дозде из писаний доказательства, что, понеже церковь Христова, поелику разумеется народ, во Христа верующий, имеет в словесах Божиих нарицания: 1. Просто от созидания, 2. От созидания градов, 3. От особливаго жилищнаго строения, 4. От собственнейших жилищ, то е[сть] домов, 5. От скинии ветхозаветной, или Священнаго походоваго шатра, 6. От Стараго Иерусалимскаго храма, то потому нет нужды Апостолское о Антихристе слово "сести ему в церкви, или храме Божии" разуметь о некоем рукоделном, от каменных или древянных стен составленном храме, но принимать звание храма за храм мысленный[200], то есть //
   л. 68 об.
   за сословие народа христианскаго[201]. А толикое о том число писаний предложили мы нарочно для того, чтоб читателю не было дивно и странно слышать, что именем храма не какая рукотворенная храмина, но число людей, во Христа верующих, Единому Богу известное, нарицается, как мы же подобне тому показали и в книжице нашей о защищении от малоискусных прорицателей книги Песни Песней[202], что церковь и народ, во Христа верующий, на многих писания местах нарицается "невеста Христова". Ибо кто в чтении Священных писаний мало упражнается, тому как иная многая наречия, ушам его необычная, так и народ христианский невестою или домом, градом, храмом и проч. яко странная и невероятная показуются;
   л. 69.
   а когда кто в чтении писания заобычен станет, тот не только таковых речи образов не будет иметь за дивныя и дикия, но и скоро узнает, что чрез таковыя звания разумеется. И от толь прилежнаго и яснаго толкования о Антихристовом сидении в церкви Божией всяк тщателный читатель (нет бо нам речи о дремлющих и нерадящих) не трудно уразуметь и узнать может, что Антихристово в церкве Божией сидение не ино что есть, только похищенная над церковию, то е[сть] над всем христианским народом, власть, сила, держава и повелительское господствование[203] селенское. И оттуду характир его весьма несумнительный является, то есть безприкладная и неслыханная гордость. И если кого тако гордаго в мире сем ясно покажем, //
   л. 69 об.
   может ли кто оспорить, что тот-то прямый великий, в писаниях предвозвещенный Антихрист? Знаю, что таковыи спорники найдутся, да они будут из числа тех окаянных человек, которыи по ожесточению сердец своих нарочно хотят видяще не видеть, и слышаще не слышать, и не разуметь. 10. Еще же надлежит нам и о том разсудить, что то е[сть], что Антихрист потщится о себе показывать, что он, сед в церкви Божией, Бог есть, по глаголу святаго Апостола Павла. Уже прежде мы в описании сего характира упомянули, что Антихрист не будет о себе проповедывать, якобы он по естеству Бог есть, понеже было бы то не умнаго прелестника, но безумнаго враля слово. И кого бы он, тако о себе сказывая, прелстил или и прелстит[ь] бы надеялся? Но в слове Апостолском "показуя себе, яко //
   л. 70.
   Бог есть" то нам внушается, что Антихрист первее всякими прелщениями, потом же и силными действиями приведет ослепленных людей к вероятию, что он есть вместо Бога во всем свете и что царство его есть выше всякаго царства человеческаго; и что Христос Господь истинно о себе сказал: "Дадеся ми всяка власть на небеси и на земли" (Матф., глава 28, ст. 18), то Антихрист ложно, да со уверением прелщаемых гласить о себе будет, яко же мы ясно покажем во второй части. Достойно видения святаго Златоустаго в толковании сего Апостолскаго слова примечание: "Не сказал, - рече, - Апостол, что Антихрист назовет себе Богом, но что потщится показывать, яко Бог есть", то е[сть] делом понудит прелщенныя народы верить, что повеления его
   л. 70 об.
   Божия суть повеления[204]. То ж и Феофилакт разумеет, и Феодорит. Да Феодоритовы о сем речи, весма самое дело аки бы пророчески осязающие, выписать зде надлежит нам: "Потщится показать себе Богом. Когда убо глаголет (Апостол) "показующаго", являет, что хотя словами не объявит, однак делом ясно покажет, чего он ищет, то е[сть] дабы его вместо Бога имели, представить себе Господем царств мира сего, присвоит власть себе на небесная, земная и преисподняя и силу на совести человеческия, всех суду своему подвержет, а сам никому подсудным быть не похощет". Чудо воистинну, как Феодорит попал на дело: так и он прежде седмисот лет до Антихристова возраста сия написал, как мы и ныне видим, что он про себе сказует и что делает. И нелзя будет никому, //
   л. 71.
   разве или весьма ума своего лишившемуся, или человеку безбожному, которому все верить и не верить по мере корыстей своих надобно, нельзя, глаголю, никому не дивится будет, как сие Феодоритово предречение во всех обстоятелствах своих сходно явится с проповедми и действы Антихристовыми, когда мы во второй сего нашего следования части ясно то на очи покажем. 11. Не надобно же оставить зде некоей Антихристовых заступников задачи, которая хотя смеха достойная, однако же простым людям, яко некий, хотя не великий и жидкий облачек, может в сем деле свет затметь. Глаголют некии, что Антихрист не будет себе ставить прямым, сущим и вечным Богом (понеже того говорить не могут, видя, что то всякому было бы смешно), но похощет //
   л. 71 об.
   и потщится похитить себе титлу божества, таким образом, как делали Римские императоры от Иулия Кесаря даже до Константина Великаго. Иные из них еще в животе своем ставили ли себе богами и молитвенные себе строили храмы, или попускали, яко Август, или повелевали, яко же Калыгула, Клявдий, Домитиан. Прочиих чуть не всех по смерти их римляны боготворили с великими церемониями или обрядами, которых подробну зде описывать нам нет нужды. И был иногда обычай знатному какому велможи клятвою утвердить, что он умершаго императора душу на небо восходящую видел, за которую лжу и немалое награждение тому давано. И во время боготворителной оной церемонии выпускали на воздух орла, якобы душу умершаго //
   л. 72.
   к небеси он возносил. Приносили же пред образами обоготворенных государей оных и жертвы и именем их заклинались, и горшее бедство было преступить клятву, на имя таковаго новаго бога высочайшаго учиненную. О таком безстудном боготворении мощно видеть у Транквила[205] Светониа в житии Иулиа, Августа, Калигулы и проч., у Корнилия Тацита в первой книзе летописия, у Сенеки-философа в ругателной басне о смерти Клявдия[206], у Диона Кассиа в 56 книге истории, которыи древнии были дел римских писатели язычески. Свидетелствует же о том и древний христианский учитель Минутий Феликс в беседе, "Октавием" названной, не воспоминая многих прочих новейших. И от сего римскаго беснования может некто в сем деле нам противный вред наводить, что понеже еще доселе //
   л. 72 об.
   в христианстве таковой гордой власти не видим, подобием римских оных государей повелевали бы себе в животе или по смерти боготворить, то явно, что еще Антихриста не бывало. 12. Но не трудно нам задачу сию разбить как бы щит соломянной, понеже она от крайней тесноты и скудости вымышлена и для того устроена, что отнюд ничего не стало, за что бы в обстоящей беде хватится, что является от следующих возражений. 1. Во времена безумнаго онаго многобожия не было дико и странно не только славных мужей, но и скотов, и неживые вещи боготворить. Народ, о божестве нерядящий, когда о том нарочнаго разсуждения[207] не бывает, что не видит в мире славимое и что не слышит от прочих сказуемое да еще от древних лет преданное, яко бы к помощи или вреду действителное, то и приемлет без сумнения, хотя нималаго о том в уме своем основания не имеет. И то есть виною, что всяк человек в которой вере //
   л. 73.
   родился, тую и держит за самую истинную и неложную. Так жиды, магометаны, индийцы, и китайцы, и другие всякие преданные себе от прародителей и от всех сожителей хвалимыя догматы имеют за несумнителныя. Так и многие христиане, которые не обучены доволно, так, яко же Петр святый заповедует: "Господа же Бога освятите в сердцах ваших, готови же присно к ответу всякому, вопрошающему вы слово о вашем уповании"[208], для того только стоят в христианском исповедании, что родились в нем. Так и где в обычай вошли вымысли чудес, или кликуш, или каких о силе дней стречи и других признаков, вси без розыску[209] и без просу винословия что не услышат - веруют. Подобне и древнии язычники каких богов и богинь по рождении своем в мире застали, всех тех и почитали. Кто бы ныне могл поверить, что в быках, в кошках, в рыбах, //
   л. 73 об.
   еще же и в травах, в капусте, в луке, в чесноке божество есть? А древние египтяне все то крепко верили. Кого бы ныне мощно привесть к вероятию, что и лихоратка богиня, богиня зима, богиня на травах ржавщина, богиня печь и проч., а у древних римлян все то богини были и имели себе великия посвященныя храмы и определенныя празники, в том числе и Рома, то е[сть] город Рим, богиня им был. Что бы не было просто дивное, или дивно приятное, или дивно мерзское, все то повседневным обыкновением станет не дивное, и не мерзское, и не приятное, - таковая сила есть в обычае. Сверхь того язычники не имели в умах своих пристойной Божеству идеи или подобающаго о бозе помысла и не думали, что Бог есть Дух, начала и конца не имущий, везде сущий, всесилный, премудрый, вся ведущий и проч. (не аки бы не могли так думать, но мало кто на таковое богомыслие поднимался), но помышляли, что бози суть некие яко бы паровые духи, плоть тонкую имущии и инныи //
   л. 74.
   ползы человеку, а иные вред творящие, и потому мощно им было верить, что некие души человеческие и в животе еще земном получают подобную богам силу, по смерти притворяются в чин таковаго глупо или[210] помышляемаго божества. Не было же никакой трудности и обоготвореннаго государя, да еще и присяжным о возшедшей на небо души его свидетелством славимаго, принять в число богов. А когда многобожие во всем мире угасло, кто уже наприм[ер] и у магометан, хотя бы премудрый и пресилный государь, дерзнет себе небесным Богом назват[ь] в животе своем или пожелать, чтоб его по смерти оной чести сподоблено? (Не речь зде нам о нарицании верховных властей, которых и писания богами нарицают, да в иной силе). Колми же паче в христианстве никто толь безумной спеси показат[ь] на себе не посмеет. Как же бы и самый преждевозвещенный великий Антихрист, который не между жидами //
   л. 74 об.
   и турками, но в народе христианском имеет явится, могл бы себе явно востребовать боготворения, древнему оному Римских императоров боготворению подобнаго?
   2. Разумнийшии[211] из самых язычников, как греков, так и римлян и прочих народов, ведали, что бози иные многие и различные не прямое суть божество, но глупое человеческое вымышление. Явно то потому, что философ, стыдяся просто, как народ простой верил, о богах верить, толковали в имянах богов различных и стихии силы: именем, например, Диа, или Иовиша - воздух, именем Нептуна - воду, Цереры и Бакха именем - силу земли плодородную; и что из философоф Сократ и Аристотель донесены были на суд яко безбожницы, и Сократ Ареопагитским судом смерти за то предан; и что в Сенате римском, когда император Калигула сестру свою Друзиллу, с которою кровосмесителный брак явно //
   л. 75.
   содержал, по смерти ея боготворить повелел, и некто из честных особ присягою утверждал, что видел он душу Друзиллину, на небо восходящую, ругателный смех зделался, как пишет Сенека в преждепомянутой повести своей о смерти Клявдия Кесаря; и что Веспазиан, чувствуя себе близко смерти, пред сенаторами шуточно сказал: "Кажется, де, мне, что уже в бога переделаюсь", то е[сть] скоро умру. И многая тем подобная языческия издевки мощно бы собрать. Как же мощно подумать, что Антихрист, превосходнейший хитрец, лстец, чудотворец, у народов христианских могл бы или надеялся бы толь грубое и умнейшим еллином стыдное боготворение себе выторговать? 3. Если бы хотел Антихрист зделать себе Богом по образу Рима древняго, то первее надлежало бы ему //
   л. 75 об.
   все народы имени христианскаго привесть к явному древле бывшему многобожию, дабы к тому обывшие людие могли и его божество без зазора совести своей принять, инако вероятия бы не получил. А многобожие явное вводить[212], то е[сть] многия лица и вещи именами богов нарицать и к боголепному почтению представлять, и на таковое беззаконие не некиих только человек, но многие народы преклонить весма дело безнадежное. 4. Хотя бы Антихрист и воздвигнул многобожие, или старых богов возвращая, или новыя вымышляя, то осталась бы нужда ему преклонить народы к уверению, что он бог есть выше всех и невидимых богов, чего и мечтать человеку, разве крайняго ума лишившемуся, нельзя, а иначе не превозносился бы Антихрист паче всякаго глаголемаго Бога или //
   л. 76.
   чтилища. 5. Были лестецы, которыя помышляли себе великия имена или звания у прелщенных народов, да ни один не посмел Богом себя называть. Симон оный волхв называл себя "некоего велика", и говорили удивляющиися ему: "Сей есть сила Божия великая" (Деян., глав[а] 8, ст. 10), да не звал себе и не зван был Богом. И хотя некии из древних учителей в том были мнении, что Симон веруемый был за самаго высочайшаго Бога, - Юстин, Ириней, Тертуллиан, однако ж противно тому мнению ясное Луки святаго слово: "глаголя некоего быти себе велика"[213] и потому не Бога, и называя его другии великою силою Божиею, назвали[214] Богом, но мечтали, якобы Бог в нем чудесне действовал. Подобне и Монтана //
   л. 76 об.
   еретика ученики его нарицали Параклитом[215], да не в таком разуме, якобы он был веруемый им сам Дух С[вя]тый, но будто чрез него превосходно Дух Святый действовал. А Магомет лжепророк возжелал и, получив себе царскую честь, вославил[216] себе за Апостола или посла Божия, а Божией титлы похитит[ь] себе не дерзнул, а если бы дерзнул, не завладел бы и малым селцем, не то что великим государством. Так то по каком ни есть познании Единаго Бога весьма неудобно не[217] стало человеку похищать имя Божие. И хотя Антихрист всех лестецов превзыйдет гордостию, да гордость свою лестию растворять будет и являть о себе потщится, что чрез него Бог действует[218], понеже сила его будет в знамениях и чудесах ложных. И сердцем[219], и делом самим презрит и самаго //
   л. 77.
   Бога[220], яко сущий безбожник и Божия повеления отметающий, да, вънешним видом подобный блуднице, святое лице на себе показать имеет, колми же паче не похощет явить себе безстудным от Симона, Монтана и Магомета.
   6. Характиры Антихристовы имеют быть один другому не противны, яко же и характиры Христовы были, инако и характиры бы не были. А если гордость Антихристову в показании божества его станем толковать примером боготворения римскаго, то тако толкуемый характир его станет противен[221] другим его ж характиром, наипаче притворной его святыне и прочим прелестям, тако ж и духовенству его, который особливый его характир, еже показуем.

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
Просмотров: 312 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа